Файл: Курсовая работа по дисциплине Правоохранительные и судебные органы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 826

Скачиваний: 27

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


1.2. Организационные принципы деятельности районных судов РФ
В современной науке организация деятельности суда представлена в виде двух составляющих: организации процессуальной деятельности суда (деятельности по отправлению правосудия, в том числе правовые основы процессуальной деятельности суда, включающие в себя работу судьи, помощника судьи, секретаря судебного заседания) и организации обеспечительной деятельности суда и органов судейского сообщества (деятельности по обеспечению правосудия, включающей правовые основы обеспечения правосудия: планирование, организацию делопроизводства, прием граждан, рассмотрение жалоб, исполнение судебных решений, учет, хранение, уничтожение вещественных доказательств, организацию работы по архивному делопроизводству в суде общей юрисдикции, организацию судебной статистики, изучение и обобщение судебной практики, организацию информатизации суда, использования информационных технологий в его деятельности, взаимодействие со СМИ, кадровое, материально-техническое и финансовое обеспечение судов общей юрисдикции).1 В связи с этим представляется правильным мнение, что организация суда (судоустройство) и его деятельности (судопроизводство) должны выступать в единстве, взаимодействуя между собой и обуславливая друг друга.

Кроме того, применительно к любому суду ученые делят реализуемую в нем судебную деятельность на подвиды: деятельность по осуществлению правосудия и организационно-вспомогательную деятельность по повышению качества правосудия.2 Действительно, значительная часть работы в судах направлена на организационное обеспечение качественного осуществления правосудия. К данным направлениям деятельности относятся мероприятия кадрового, финансового, материально-технического, информационного и иного характера, направленные на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия, для наиболее эффективного исполнения судьями и председателем суда своих процессуальных и организационных полномочий. При этом данные мероприятия, которые осуществляются как аппаратом суда, так и совместно аппаратом суда и Судебным департаментом
, требуют организации, заключающейся в их упорядочивании, согласовании для достижения определенной результативности.

Однако если в осуществлении правосудия в районном суде участвуют судьи и работники аппарата, реализующие процессуальные функции (прежде всего секретари судебных заседаний), то в обеспечительной деятельности участвуют все сотрудники аппарата суда (помимо секретарей, помощников, специалистов, работников канцелярий, архивов), работа которых организуется председателем суда, а в ряде случаях и судьями.

Пытаясь в определенной мере связать всю эту деятельность, ученые-юристы так или иначе предлагают представить модель организации деятельности в суде через емкое определение этого понятия либо через деятельность председателя суда, который в соответствии с законом организует ее.

Как считает В.М. Бозров, деятельность председателя суда по организации работы суда направлена на создание состояния внутренней упорядоченности, согласованности в работе суда, нахождение наиболее подходящих средств для повышения эффективности работы, своевременности и качества рассмотрения и разрешения дел в суде, а организация деятельности суда предполагает принятие мер для соблюдения требований закона при рассмотрении судебных дел, создание нормальных и благоприятных условий для работы коллектива суда по осуществлению правосудия с учетом необходимости неукоснительного соблюдения законодательства о труде и статусе судей, поддержания здоровой морально-психологической обстановки в коллективе.1

Необходимо отметить, что формы проявления организации деятельности в районном суде зависят от лица, ее осуществляющего. Для председателя суда организующая деятельность проявляется в форме издания приказов или распоряжений, устных распоряжений, у судей - в форме устных распоряжений аппарату - секретарю судебного заседания и помощнику судьи, которые находятся по отношению к ним в организационном подчинении.

По мнению И.Ю. Носкова, содержание организации деятельности судов включает комплекс действий, реализуемых руководством суда по объединению усилий: а) судей, осуществляющих правосудие, б) их аппарата и аппарата суда, в) сотрудников суда, занимающихся материально-техническим обеспечением деятельности суда, г) лиц, участвующих в самом процессе рассмотрения дела. Этот комплекс действий направлен на повышение качества и эффективности осуществления судом его конституционного предназначения - осуществления правосудия.

1

Разделяя утверждение, что организация деятельности суда, в том числе на уровне районного суда, - это комплекс действий, в который вовлечены председатель, судьи, работники аппарата суда (выполняющие процессуальные и непроцессуальные должностные функции), видится необходимым сформулировать модель деятельности районного суда, представляющую собой подход к ее упорядочиванию. Эту теоретическую модель можно представить в виде трех реально существующих в каждом районном суде подсистем. Подсистемы (элементы) охватывают всю осуществляемую районным судом деятельность.2

Внешнефункциональная подсистема касается деятельности районного суда, реализующейся в осуществлении правосудия в различных его видах (уголовное, гражданское, административное) по подсудным районному суду делам и материалам, а также в реализации районным судом процессуальных полномочий (судебное санкционирование, разрешение жалоб на досудебном производстве). Организация деятельности в данной подсистеме заключается в создании условий для выполнения процессуальных действий в соответствии с порядком действующего судопроизводства (по его видам). Внешнефункциональная подсистема, выражая сущность судебной власти в виде реализации единственной функции суда - правосудия, не может полноценно существовать без внутрифункциональ-ной и обеспечивающей (ресурсной) подсистем.

Внутрифункциональная подсистема предполагает деятельность, которой сопровождается осуществление районным судом правосудия и без которой невозможно достижение его эффективности. К ней относится аналитическая работа, обобщение судебной практики, работа с кадрами, распределение обязанностей, информационная деятельность, обеспечивающая открытость и доступность правосудия. Деятельность внутрифункциональной подсистемы организуется председателем районного суда.

Обеспечивающая (ресурсная) подсистема связана с деятельностью, к которой относятся вопросы обеспечения кадров, делопроизводства, архива, судебной статистики. Организация данной подсистемы в районном суде проявляется в выявлении и определении потребности районного судав ресурсах кадрового, материально-технического и иного характера, а также обеспечении районного суда этими ресурсами. Если внутрифункциональная подсистема является внутренним вопросом деятельности районного суда и существует за счет действий лиц, занимающих в районном суде судейские должности либо находящихся в аппарате этого суда, ресурсная подсистема представляет собой как действия аппарата районного суда, так и действия со стороны Судебного департамента по обеспечению районного суда необходимыми, как указано в законе, ресурсами организационного, кадрового, материально-технического характера для полного и независимого осуществления правосудия.
1

Внешнефункциональная подсистема существует исключительно за счет усилий (действий) судей, составляющих должностной состав суда, в то время как внутрифункциональная подсистема - за счет действий судей и аппарата этого районного суда. Необходимо отметить, что входящие во внутрифункциональную подсистему действия, например по обобщению судебной практики, судебная аналитика и действия по информационной открытости правосудия и обеспечению доступа к нему могут выполняться как судьями, так и работниками аппарата суда. Что же касается обеспечивающей (ресурсной) подсистем, то подобное обеспечение районного суда всеми необходимыми ресурсами реализуется за счет действий аппарата этого суда и Судебного департамента, его управлений в субъектах Российской Федерации.

Подобное представление о деятельности районного суда позволит учесть и следующее. Если внешнефункциональная подсистема является наиболее стабильной и неизменной, поскольку касается прежде всего осуществления районным судом правосудия, то содержание внутрифункци-ональной и обеспечивающей подсистем, входящих в них направлений (действий), требующих организации, могут изменяться под воздействием законодательства. Например, с вступлением в силу с 1.07.2010 года ФЗ от 22.12.2008 № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации», предусматривающего, согласно статье 9 Закона, что доступ к информации о деятельности судов обеспечивается в пределах своих полномочий судами, Судебным департаментом, органами Судебного департамента, органами судейского сообщества, внутрифункци-ональная подсистема пополнилась обязательными к выполнению действиями, связанными с необходимостью размещения текстов судебных актов в предусмотренном законом порядке, их деперсо-нификацией (обезличиванием), информационным наполнением сайтов районных судов. А на органы Судебного департамента закон возложил совершение действий (в пользу ресурсной подсистемы) обеспечивающего характера по созданию сайтов районных судов и их информационно-технического обеспечения (функционирования).

Таким образом, поскольку процессуальные и непроцессуальные действия, осуществляемые в рамках названных подсистем, влекут совершение организационных действий, то организация деятельности районного суда представляет функционирование трех подсистем (внешнефункцио-нальной, внутрифункциональной, обеспечивающей), которые создают условия для осуществления правосудия, а также для эффективного выполнения мероприятий (направлений), способствующих и сопровождающих осуществление правосудия.

2. Компетенция районных судов
2.1 Компетенция районных судов по рассмотрению и разрешению споров
В соответствии со ст. 34 Федерального конституционного закона от 07.02.2011 N 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» районный суд в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда первой (суд первой инстанции — суд, рассматривающий дело по существу и вынесший по нему первичное решение) и второй (апелляционной) инстанции (суд апелляционной инстанции — суд, в котором производится повторное и полное рассмотрение дела, по которому судебное решение не вступило в законную силу). Районный суд является непосредственной вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района.

Районный суд рассматривает:

• Уголовные дела о всех преступлениях кроме отнесенных к подсудности вышестоящих судов, военных судов и мировых судей.

• Гражданские дела связанные со спорами, возникающими из гражданских, семейных, трудовых и земельных отношений (о расторжении брака при споре о детях, о разделе имущества при иске более 50 тысяч рублей, об оспаривании отцовства, о восстановлении о работе, о защите авторского права, о возмещении вреда и др.).

• Административные дела в качестве суда первой инстанции, за исключением дел, отнесенных федеральными законами к подсудности других судов.

• Дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.

• Апелляционные жалобы на решения мировых судей.

• Ходатайства следователей и дознавателей об избрании в качестве меры пресечения залога, домашнего ареста и заключение под стражу.

• Вопросы производства осмотра жилища, обыска, выемки, наложения ареста на корреспонденцию, запись телефонных и иных переговоров.

• Вопросы судебного контроля за действиями (бездействием) должностных лиц.1

Районный суд вправе обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о конституционности закона, подлежащего применению в конкретном деле и др.

Главным полномочием районного суда является разбирательство гражданских, уголовных и некоторых иных дел по первой инстанции, т. е. принятие решений по существу тех основных вопросов, которые ставятся по конкретным делам (о виновности или невиновности лица, привлекаемого к уголовной ответственности, о применении или неприменении предусмотренного законом наказания, о доказанности или недоказанности каких-то имущественных претензий и т. п.).