Файл: Пенсии по старости по законодательству Российской Федерации.docx
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 345
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Министерство образования Камчатского края
Краевое государственное профессиональное образовательное
автономное учреждение
«Камчатский политехнический техникум»
Отдел заочного обучения
Специальность 40.02.01 Право и организация социального обеспечения
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий отделом
Заочного обучения
А.В. Сокольникова
______________________
(подпись)
«____» __________20___г.
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
студента Кондрич Дмитрия Васильевича
на тему: «Пенсии по старости по законодательству Российской Федерации»
Руководитель дипломной работы _________ ___ _____________
(ФИО, уч. степень, уч. звание) (подпись)
Дипломник: ________
(подпись)
Петропавловск-Камчатский – 2023
Министерство образования Камчатского края
Краевое государственное профессиональное образовательное автономное учреждение
«Камчатский политехнический техникум»
Отдел заочного обучения
Специальность 40.02.01 Право и организация социального обеспечения
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий отделом
Заочного обучения
А.В. Сокольникова
____________________________
(подпись)
«____» ________________20__ г.
ЗАДАНИЕ
на выполнение дипломной работы
студенту группы _____ заочной формы обучения
Кондрич Дмитрию Васильевичу
1 Тема: Пенсии по старости по законодательству Российской Федерации.
утверждена приказом по техникуму от « ____» 20 г. № ______
2 Срок сдачи студентом дипломной работы «_____» _________20___ г.
3 Цель и задачи дипломной работы:
целью данной работы является изучение условий, порядка назначения и размера страховой пенсии по старости. Исходя из цели, определим задачи работы:
-
изучить условия назначения пенсии; -
рассмотреть специфику расчета размера страховой пенсии по старости; -
изучить порядок назначения страховой пенсии по старости; -
определить пути совершенствования законодательства о страховых пенсиях по старости.
4. Перечень вопросов, подлежащих разработке, или краткое содержание дипломной работы: рассмотрены условия назначения пенсии по старости; рассмотрены нормативные и литературные источники по вопросам порядка назначения пенсии по старости; определены пути совершенствования законодательства о страховых пенсиях по старости.
5. Дата выдачи задания «___» ___________ 20_ г.
Руководитель ____________________ (____________)
(подпись) (Ф.И.О. руководителя)
6. Задание принял к исполнению «_____» __________ 20___ г.
Студент ____________________ (Д.В. Кондрич)
(подпись) (Ф.И.О. студента)
Содержание
(подпись) (Ф.И.О. студента) 2
Введение 4
1 Правовое регулирование пенсионного обеспечения по старости в Российской Федерации 6
1.1 Становление и развитие законодательства о пенсионном обеспечении по старости на разных этапах развития государства 6
1.2 Нормативно-правовое регулирование пенсионного обеспечения по старости 11
2 Особенности правового регулирования назначения и выплаты пенсий по старости в Российской Федерации 26
2.1 Пенсии по старости: понятие, классификация, условия назначения 26
2.2 Досрочное назначение пенсии по старости: порядок и основания 29
3 Проблемы реализации права на пенсионное обеспечение по старости Камчатского края и пути их решения 32
Заключение 35
Список литературы 37
1 Правовое регулирование пенсионного обеспечения по старости в Российской Федерации 6
1.1 Становление и развитие законодательства о пенсионном обеспечении по старости на разных этапах развития государства 6
1.2 Нормативно-правовое регулирование пенсионного обеспечения по старости 11
2 Особенности правового регулирования назначения и выплаты пенсий по старости в Российской Федерации 26
2.1 Пенсии по старости: понятие, классификация, условия назначения 26
2.2 Досрочное назначение пенсии по старости: порядок и основания 30
3 Проблемы реализации права на пенсионное обеспечение по старости Камчатского края и пути их решения 32
Заключение 34
Список литературы 36
Введение
Актуальность темы настоящей дипломной работы обусловлена следующими аспектами. Право на социальное обеспечение является одним из основных социально экономических прав человека. 20% населения России является пенсионерами по старости. Низкий уровень их пенсий практически вычёркивает данную категорию граждан из числа экономически активного населения, что отрицательно сказывается на экономической ситуации в России в целом.
Одним из основных видов социального обеспечения в России является система пенсионного обеспечения, представляющая собой развивающуюся государственную программу, охватывающую значительные слои населения в Российской Федерации. Право граждан на пенсию является конституционным правом. В соответствии со статьей 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по старости и в иных случаях, установленных законом. С 1 января 2015 г. в результате принятия пакета законов введен новый порядок формирования пенсионных прав граждан: трудовая пенсия по старости с указанной даты трансформировалась в страховую и накопительную пенсии. Подобное изменение обусловлено принципиально разными подходами к их расчету. Закон от 01.01.2015 г. №400 «О страховых пенсиях» позволяет обеспечить адекватность пенсионных прав заработной плате и повысить значение страхового стажа при формировании пенсионных прав и расчете размера пенсии. Важно, что при этом сохранен приемлемый уровень страховой нагрузки на работодателей и федеральный бюджет, а также созданы необходимые условия для сбалансированности пенсионной системы. Данный комплекс мер принято преподносить как реформу, однако он является лишь своеобразным продолжением пенсионной реформы 2002 г.
Объектом исследования является совокупность общественных отношений, касающихся страхового пенсионного обеспечения по старости.
Предметом исследования являются страховые пенсии по старости.
Целью исследования является изучение условий, порядка назначения и размера страховой пенсии по старости. Исходя из цели, определим задачи работы:
-
изучить условия назначения пенсии; -
рассмотреть специфику расчета размера страховой пенсии по старости; -
изучить порядок назначения страховой пенсии по старости; -
определить пути совершенствования законодательства о страховых пенсиях по старости.
Нормативную основу исследования составляют правовые нормы, регулирующие назначение и выплаты страховых пенсий по старости: Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «О страховых пенсиях в Российской Федерации», Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах», Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» и другие.
При написании дипломной работы были использованы общенаучные методы системного анализа и обобщения нормативных и научных материалов, посвященных проблеме пенсий по старости, а также изучение и обобщение отечественной практики по вопросам назначения пенсии по старости.
Практическая значимость данной дипломной работы состоит в том, что в ней предпринят анализ правовых отношений по развитию системы пенсий по старости, который может быть использован в ходе дальнейшего изучения.
1 Правовое регулирование пенсионного обеспечения по старости в Российской Федерации
1.1 Становление и развитие законодательства о пенсионном обеспечении по старости на разных этапах развития государства
Пенсионное обеспечение является социальной гарантией для граждан любого государства. Исходя из международных требований, право россиян на пенсионное обеспечение по возрасту, в случае болезни и инвалидности, а также в иных случаях, установленных законом, закреплено в ст. 39 Конституции Российской Федерации. Эффективно функционирующая система пенсионного обеспечения как часть общегосударственной системы социальной защиты должна опираться на развитое пенсионное законодательство, действенный административный механизм управления этой отраслью социальной сферы, а также на макроэкономические пропорции, определяющие ее развитие [4].
Следует отметить, что уровень пенсионного обеспечения оказывает влияние на продолжительность жизни, образ жизни пожилых людей, инвалидов, их участие в различных сферах жизнедеятельности общества. Одновременно повышается и социальная ответственность государства за принимаемые в пенсионной сфере решения и требует анализа всех сторон жизни лиц пожилого возраста.
С развитием любого государства необходимо совершенствование различных сфер жизни для лучшего их функционирования и формирования. Социальная сфера наиболее ярко отражает уровень экономического развития государства, в результате которого оно в состоянии обеспечить достойную жизнь своих граждан через оказание финансовой помощи, различным категориям населения, одна из которых является пенсионные выплаты.
Первые попытки введения пенсионных выплат советского периода относятся к 1918 г. СНК РСФСР был подписан декрет «Положение о социальном обеспечение трудящихся», в котором закреплялись выплаты пенсий отдельным категориям населения. К ним относились граждане с временной утратой средств к существованию, вследствие нетрудоспособности, утраты средств к существованию, безработицы, происшедшей не по вине безработного. Данные виды выплат касались всех без исключения лиц, которые получали доход от собственного труда. Для исполнения этой функции были созданы Органы Социального Обеспечения на центральном и местном уровне [5, 59].
Следующий этап в вопросе пенсионных выплат коснулся введением постановления ЦИК СНК СССР «Об обеспечении в порядке социального страхования по случаю старости» 1929 г. Документ затронул отдельные категории граждан, которые были связаны с деятельностью на горной, металлической и текстильной промышленности (и электропромышленности), а также железнодорожного и водного транспорта. Совету Страхования при Комиссариате Труда предоставлялось право устанавливать предельные суммы, выше и ниже которых пенсия не могла назначаться [9, 88].
До середины 1950-х гг. существенных изменений в пенсионной системе не произошло, за исключение того, что на выплату пенсий попадали уже все граждане, которые работали в отрасли промышленности, а также являлись государственными служащими.
В 1956 г. принимается единый закон СССР «О государственных пенсиях». В нем закреплялось право всех граждан на получение пенсий по старости, инвалидности и по случаю потери кормильца. До этого времени пенсионные правоотношения не носили целостного характера в виду различных исторических событий. В законе о государственных пенсиях закрепились основные принципы и положения о пенсионных выплатах в стране. В документе разграничены основные виды пенсионных выплат, их размеры. Общий размер пенсионных выплат по старости с 1956 г. варьировался с 50 руб. до 120 руб. в месяц. Граждане, которые проработали не менее 15 лет на предприятиях, связанных с вредными и тяжелыми условиями труда, могли получать пенсию 140-160 руб.[3, 73]. Список этих отраслей утверждался Советом Министров СССР. Предусматривались и персональные пенсии, которые предоставлялись гражданам, имеющие особые заслуги перед государством.
Закон о государственных пенсиях 1956 г. более детально закреплял порядок исчисления и выплат пенсий гражданам страны. Это стало неким началом для формирования целостной пенсионной системы в СССР, которое является источником права для современных нормативно-правовых актов в области пенсионного обеспечения.
В целях создание более устойчивой системы социального обеспечения в колхозах, поднятия уровня трудовой активности рабочих и увеличение производства сельскохозяйственной продукции, в 1964 г. принимается закон СССР «О пенсиях и пособиях членам колхозов». Все колхозники получали право на пенсии по старости и по инвалидности. Мужчины - по достижении 60 лет и при стаже работы не менее 25 лет, женщины - 55 лет и при стаже работы не менее 20 лет [17, 66]. Для женщин, которые являлись членами колхоза, вводились дополнительные социальные выплаты, уходя в декретный отпуск, они могли получать пособие по беременности и родам.
В течение последующих тридцати лет коренных изменений в пенсионной сфере не было проведено. Период перестройки стала неким началом новых преобразований пенсионного обеспечения. Так как действовавшее законодательство в области социального обеспечения перестало соответствовать действительности и требовало серьезных изменений. В 1985 г. на пленуме ЦК КПСС была принята программа, предусматривающая нововведения в пенсионной сфере. Реализация этой программы была начата с принятия закона СССР от 1 августа 1989 г. «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения» [15,60] и закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» от 20 ноября 1990 г., их главная цель - создание достойного уровня жизни граждан, в первую очередь лицам, которые в силу наступления старости, не могли больше заниматься трудовой деятельностью. Реализация законов не была осуществлена, в связи с тем, что в 1991 г. произошел распад Советского Союза [17, 56]. Это событие стало причиной внесения изменений в реализацию пенсионной реформы, которые выразились в создании отдельных, самостоятельных фондов: пенсионного, медицинского страхования, социального страхования и фонда занятости.
В истории современной России неоднократно поднимался вопрос о повышении пенсионного возраста. Экономически сложный период конца 1990-х гг., когда произошел упадок экономики, доходы населения не росли, как и пенсии, но несмотря на это, вопрос о повышение пенсионного возраста был официально закрыт.
К обсуждению этого вопроса, вернулись в 2000 г., когда был создан Национальный совет по пенсионной реформе, в него вошли представители пенсионного фонда России, министерство труда, социального развития и другие. Для её осуществления предусматривалось этапное реформирование.