Файл: Пенсии по старости по законодательству Российской Федерации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Дипломная работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 350

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Первоначально создается нормативно-правовая база, затем в процессе реализации реформы, проводится корректировка законодательства, увеличивается базовая доля пенсий, идет расширение обязательств пенсионной системы [7, 93].

В декабре 2001 г. принимаются два федеральных закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Принятие данных законом являлось важным шагом в процессе развития пенсионного обеспечения в современной России. Основным содержанием этих нормативно – правовых актов стал переход от распределительной к накопительной системе пенсионного обеспечения. Пенсия определялась не только стажем работника, а размером заработка и суммой отчислений в Пенсионный фонд РФ в период трудовой деятельности [16, 32].

В 2008 г. органами власти принимается решение об ускоренном повышении базовых частей пенсии и появляется новая система дополнительных пенсионных накоплений. Работник может на свой именной счет перечислять дополнительные взносы к тем деньгам, которые платит работодатель, деньги и сумма накоплений увеличится на ту сумму, которую перечислил работник, но не более 12 000 рублей в год [6, 58].

Очередным дополнением к действующему пенсионному законодательству в 2013 г. было принятие законов «О накопительной пенсии» и «О страховых пенсиях». Государственная дума внесла изменения в систему расчета приформирование пенсии, за основу которой был положен индивидуальный пенсионный коэффициент, он зависел от начисленных и уплаченных взносов в Пенсионный фонд РФ. Этот аспект значительно усложнил подсчет размера пенсий [1, 18].

Пенсионная система потерпела ряд изменений, но в настоящее время необходимо проведение дополнительных преобразований. В июне 2018 г. Правительство РФ приняло решение о введение новой пенсионной реформы, реализация которой началась в 2019 г. и продлится до 2024 г. Необходимость данных изменений возникла из-за изменение социальной и экономической обстановкой в стране.

На протяжении последнего десятилетия идет значительное увеличение количества пенсионеров в структуре населения страны, что стало одной из причин проведения реформы. К 2035 г., института демографии ВШЭ прогнозирует уменьшение численности трудоспособного населения на 5,4 млн. человек, что скажется на поступлении отчислений в пенсионный фонд, которые необходимы для выплат пенсионерам, численность которых к этому времени увеличится. Начальный этап этих преобразований содержит повышение пенсионного возраста: женщины до 60 лет, мужчины до 65 лет [7, 55]. Причиной стало изменение продолжительности жизни в России. По данным Росстата на 2019 г. она составила 73,6 лет. Президентом РФ в мае 2018 г. был подписан указ о создание условий, способствующих увеличению продолжительности жизни россиян до 78 лет к 2024 г. и до 80 лет - 2030 г.


Оценить реформу и делать о ней выводы, довольно трудно, так как прошло небольшое количество времени, но можно сказать точно, что общество отреагировало на нее неоднозначно. В большей степени отрицательно. Негативные отзывы связаны прежде всего с увеличением пенсионного возраста. Молодежь отреагировала на данную реформу, желанием переезда в другую страну, связав увеличение пенсионного возраста с невозможностью перспектив в самореализации [10, 54]. Часть населения, в связи с падением уровня жизни стали более лояльно относится к теневой занятости, это связано с тем, что пенсионные отчисления с доходов на сегодняшний период не являются важной необходимостью [11, 32]. Для изменения сложившейся ситуации, Правительству РФ необходимо более детально учитывать подход, особенности, сферу деятельности и региональный аспект при пенсионных начислениях.
1.2 Нормативно-правовое регулирование пенсионного обеспечения по старости
Законодательство Российской федерации о страховых пенсиях на сегодняшний момент состоит из Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», Федерального закона от 16 июля 1999 года № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», Федерального закона от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и других нормативно-правовых актов [5, 44].

Страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях». В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные Федеральным законом «О страховых пенсиях», применяются правила международного договора Российской Федерации. В случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации определяет порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии и правила установления указанных пенсий отдельным категориям граждан.



Законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях является частью законодательства о пенсионной системе (пенсионного законодательства) и одновременно - частью законодательства о государственном пенсионном обеспечении.

Гарантии обязательного пенсионного страхования, прежде всего, изложены в Конституции РФ. Норма статьи 7 Конституции РФ провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Права каждого человека, в том числе и на обязательное пенсионное страхование, независимо от его возраста и иных присущих ему качеств, являются равными [7, 69].

Правовое регулирование в области страховых пенсий определено статьей 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее по тексту ФЗ-400), в части первой которого названы отдельные федеральные законы, которые составляют основу законодательства о страховых пенсиях.

Само понятие законодательства является объемным и включает в себя нормативные акты разной юридической силы, в том числе и подзаконные акты.

Остановимся подробнее на федеральных законах, которыми регулируется пенсионное обеспечение в РФ.

1. Федеральный закон «Об основах обязательного социального страхования». Предметом его регулирования являются отношения в системе обязательного социального страхования. Он определяет правовое положение субъектов обязательного социального страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного социального страхования, а также устанавливает основы государственного регулирования обязательного социального страхования [8, 75].

Названный закон рассматривает обязательное социальное страхование как часть государственной системы социальной защиты населения, и одновременно - как систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, иных категорий граждан вследствие достижения пенсионного возраста, наступления инвалидности, потери кормильца и некоторых других событий. В контексте этого закона выплата социальных пенсий является одной из составляющих комплекса мер, принимаемых государством в рамках функционирования системы обязательного социального страхования.


В статье 8 ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» пенсия по старости, пенсия по инвалидности и пенсия по случаю потери кормильца названы видами страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию [4, 51].

Законом регулируются права и обязанности застрахованных лиц, страховщиков, страхователей, особенности управления системой обязательного социального страхования, основы функционирования финансовой системы обязательного страхования. Так, согласно ст. 23 денежные средства обязательного социального страхования учитываются на счетах, открытых территориальным органам Федерального казначейства в подразделениях Центрального банка РФ для учета операций со средствами бюджетов Пенсионного фонда РФ. Добавим, что денежные средства, учтенные на упомянутых счетах, направляются в том числе и на выплату страховых пенсий.

2. Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». Им устанавливаются организационные, правовые и финансовые основы обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации [22, 43].

Обязательное страховое обеспечение понимается в законе как "исполнение страховщиком своих обязательств перед застрахованным лицом при наступлении страхового случая посредством выплаты страховой пенсии", а также иных пенсий и выплат.

Субъектами обязательного пенсионного страхования названы страхователи, страховщик и застрахованные лица, в числе страховых рисков и страховых случаев названы достижение пенсионного возраста, наступление инвалидности, потеря кормильца. В ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» урегулированы отдельные вопросы уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, регистрации и снятия с регистрационного учета страхователей в органах страховщика, права, обязанности и ответственность страховщика, страхователей, застрахованных лиц [22, 43].

В части первой статьи 7 ФЗ-400 содержится ссылка на ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» в части, касающейся установления порядка финансового обеспечения выплаты страховых пенсий. В данном случае следует руководствоваться положениями главы IV, посвященной финансовой системе обязательного пенсионного страхования, в том числе вопросам формирования и расходования средств бюджета Пенсионного фонда РФ. В статьи 20 ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» отмечается, что индивидуальный пенсионный коэффициент застрахованного лица, сумма индивидуальных пенсионных коэффициентов застрахованных лиц и стоимость одного пенсионного коэффициента определяются в соответствии со статьей 15 ФЗ-400. Таким образом, в обоих рассматриваемых законах содержатся взаимные ссылки, что объясняется тем, что сферы их регулирования тесно соприкасаются друг с другом.


3. Отдельная глава ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» посвящена вопросам уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (тариф страхового взноса, тариф страхового взноса в отношении застрахованных лиц из числа иностранных граждан или лиц без гражданства, единый расчетный документ, добровольное вступление в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию и др.) [2, 44].

Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд РФ на обязательное пенсионное страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства РФ о страховых взносах регулируются нормами Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (ФЗ-212).

В части 3 статьи ФЗ-212 указано, что особенности уплаты страховых взносов по каждому виду обязательного социального страхования устанавливаются федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования. Особенности уплаты страховых взносов в системе обязательного пенсионного страхования определяются ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» [22, 44].

В статье 3 ФЗ-212 органом, осуществляющим контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, назван Пенсионный фонд РФ и его территориальные органы.

4. Федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании. Закон оперирует такими понятиями как «застрахованные лица», «страхователи», «физические лица, самостоятельно уплачивающие страховые взносы» (в фиксированном размере в порядке, установленном ФЗ от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ), «страховые взносы», «индивидуальный (персонифицированный) учет», «индивидуальный лицевой счет застрахованного лица», «специальная часть индивидуального лицевого счета», «профессиональная часть индивидуального лицевого счета», «информационная система «личный кабинет застрахованного лица» [3, 40].