Файл: Пенсии по старости по законодательству Российской Федерации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Дипломная работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 346

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В части 5 статьи 2 ФЗ-400 содержится ссылка еще на два федеральных закона, которые следует отнести к системе законодательства РФ о страховых пенсиях.

Порядок назначения, перерасчета, перевода с одного вида пенсии на другой и порядок выплаты пенсий, финансируемых за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, регулируется ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». Ряд норм ФЗ-400 прямо отсылает к названному закону, среди них:

  • часть 2 статьи 5, предусматривающая в отдельных случаях, предусмотренных ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», право лица на одновременное получение пенсии по государственному пенсионному обеспечению и страховой пенсии;

  • часть 3 статьи 9, устанавливающая право инвалида, не имеющего страхового стажа на социальную пенсию по инвалидности в соответствии с ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»;

  • часть 11 статьи 10, говорящая о том, что социальная пенсия по случаю потери кормильца в соответствии с ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» назначается в случае полного отсутствия у умершего застрахованного лица страхового стажа либо в случае совершения нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца уголовно наказуемого деяния, повлекшего за собой смерть кормильца и установленного в судебном порядке.

Закон РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-I применяется к рассматриваемым правоотношениям в части назначения, перерасчета, перевода с одного вида пенсии на другой и порядок выплаты пенсий, финансируемых за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета. Закон распространяется на лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, членов их семей.

Часть 6 статьи 2 ФЗ-400 позволяет включить в систему законодательства Российской Федерации о страховых пенсиях отдельные нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и акты организаций, если они регулируют отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан соответственно за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов РФ, средств местных бюджетов и средств организаций.


Вопросы пенсионного обеспечения довольно остро стоят в нашей стране, такой вывод мы можем сделать, наблюдая за постоянно меняющимся законодательством в этой сфере. До настоящего времени происходили и происходят изменения пенсионной системы Российской Федерации, но возвращаясь к недавним нововведениям, хотелось бы поподробнее рассмотреть реформу 2013-2015 гг., которая установила не только новый порядок формирования пенсионных прав, но и определила новый способ расчета страховой пенсии.

Таким образом, при написании данной работы также была проанализирована судебная практика по данной категории дел. Изучая решения, было выяснено, что чаще всего за защитой обращаются граждане, достигшие пенсионного возраста, и получившие отказ в назначении страховой пенсии по старости из-за недостатка страхового стажа и ИПК.

Например, в гражданском деле № 2 - 709/2017 по иску Полещука к Управлению Пенсионного фонда РФ об оспаривании решения по назначению страховой пенсии по старости. В данном деле истец оспаривает отказ Управления пенсионного фонда в назначении положенного ему социального обеспечения по закону. Гражданину было отказано решением компетентного органа ввиду отсутствия требуемой величины индивидуального пенсионного коэффициента. Документами был подтвержден страховой стаж равный 7 годам 9 месяцам и 11 дням, суммарный ИПК был равен 8,011, и не соответствовал установленным 9 [5, 206].

Управлением пенсионного фонда не были включены в страховой и общий трудовой стаж определенные периоды работы, подтвержденные документально, но оформленные не по правилам, установленным законом. Поэтому истец обратился в суд, так как посчитал, что неточности в оформлении документов не дают оснований для лишения его права на пенсионное обеспечение. Также как и отсутствие каких-либо сведений не должно являться основанием для отказа в зачете в пенсионный стаж определенных периодов работы, т.к. правильность и своевременность их отражений за работников в системе персонифицированного учета является совместной задачей страховщика и страхователя, а не работника. Поэтому суд, удовлетворяет иск, ссылаясь на полноту всех доказательств, представленных истцом.

Это одно из многочисленных судебных решений, который также подтверждает наши выводы о слабой работе переходных положений к новому закону, связанных с установлением страхового стажа и вычислением ИПК, а также наличием проблем в законодательном регулировании оформления трудовой документации. Анализ судебной практики по данной категории дел, позволил выявить, что управления пенсионного фонда РФ отказывают гражданам, ссылаясь на недостаточное количество страхового стажа, неверное оформление трудовой документации (архивные справки, трудовые книжки), либо на отсутствие положенного ИПК, который напрямую зависит от заработной платы. Исходя из последнего, можно сказать о высокой степени взаимосвязи трудовых и социально-страховых правоотношений, т.к. трудовые правоотношения имеют непосредственное отношение не только к возникновению права на определенный вид социально – страхового обеспечения, но и на его размер.



2 Особенности правового регулирования назначения и выплаты пенсий по старости в Российской Федерации
2.1 Пенсии по старости: понятие, классификация, условия назначения
Пенсии по старости - это ежемесячные пожизненные выплаты, производимые гражданам, достигшим установленного в Законе возраста в связи с их длительной трудовой и иной общественно полезной деятельностью и соизмеримые, как правило, с их прошлым заработком.

Пенсия по старости — преобладающий вид пенсионного обеспечения. Такую пенсию получают более 29 млн. человек. Название этой пенсии — пенсия по старости — традиционное для нашей страны; оно принято и в российском пенсионном законе. Так эти пенсии назывались в СССР со времени их введения на рубеже 30-х годов 20 в. Так же они именуются во всех других странах. В союзном так и не вступившем в полном объеме в силу Законе «О пенсионном обеспечении граждан в СССР», принятом в мае 1990 г., эта пенсия называлась иначе — пенсия по возрасту. Причем по вопросу названия этой пенсии в то время велась оживленная и довольно острая дискуссия, в том числе политического характера. Сторонники переименования пенсии утверждали, что пенсионный возраст в СССР один из самых низких в мире, и это — величайшее завоевание социалистического общества; что в Конституции СССР сказано о праве каждого на пенсию по возрасту, а не по старости; и, наконец, что неудобно называть сравнительно не старых граждан, особенно женщин, пенсионерами по старости. Их противники пытались осторожно доказывать, что пенсионный возраст в стране не такой уж низкий, если учитывать некоторые неблагоприятные демографические и другие показатели (продолжительность предстоящей жизни и вероятность дожития до хронологического пенсионного рубежа, т. е. высокую смертность, условия жизни, труда и т.п.).

В Конституции РСФСР 1978 г. и в ныне действующей Конституции Российской Федерации 1993 г. также говорится о том, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, а не по старости. Почему же в российском пенсионном законе употребляется термин «пенсия по старости»? Возобладал здравый смысл, помимо прежних доводов. Дело в том, что возрастной ценз характерен не только для пенсии по старости. Некоторые другие пенсии также назначаются зачастую с учетом достижения определенного возрастного рубежа. Так, кадровым военнослужащим, выслуга которых менее 20 лет, пенсия за выслугу лет назначается при определенных условиях, если они на день увольнения с военной службы достигли 45 лет; пенсия по случаю потери кормильца взрослым членам семьи — пережившему супругу, матери и отцу — устанавливается, если они достигли соответствующего возраста: женщины 55 и мужчины 60 лет. Значит, такие пенсии также являются пенсиями «по возрасту». Все это вместе взятое и предрешило возвращение к традиционному, принятому во всем мире, названию пенсии.


Все пенсии, как отмечалось, подразделяются на пенсии, которые устанавливаются в связи с трудовой, иной определенной деятельностью и вне связи с такой деятельностью. Соответственно выделяются трудовые (или страховые) пенсии по старости и социальные (или нестраховые) пенсии по старости.

Трудовой пенсией по старости принято называть такую, которая устанавливается в связи с достижением определенного возраста (возраста в полных прожитых человеком годах) и в то же время при наличии соответствующего трудового стажа.

В отличие от трудовой для установления социальной пенсии по старости необходимо лишь достижение определенного возраста, трудовой же стаж в данном случае юридически безразличен.

Пенсия по старости — это «базовая» пенсия: на ее основе определяются параметры многих других пенсий, в частности их размеры.

Возраст, по достижении которого устанавливается пенсия по старости, обычно именуется пенсионным. В российском законодательстве термин «пенсионный возраст» не употребляется. Вместо него в каждом случае указывается возраст, по достижении которого предоставляется соответствующая трудовая пенсия по старости. Объясняется это тем, что возрастной рубеж для такой пенсии дифференцируется в зависимости от ряда обстоятельств (пола, условий труда и т.д.).

На возрастной рубеж для пенсии по старости влияют три обстоятельства: некоторые показатели, характеризующие особенности личности человека; условия труда, в которых выполнялась работа; местность, где проживал и трудился работник. Эти показатели являются основанием для снижения общего пенсионного возраста, а в некоторых случаях также и длительности трудового стажа. В нашей стране традиционно сохраняются эти три обстоятельства, с учетом которых снижается общий пенсионный возраст. В других странах столь широкие основания для снижения общего пенсионного возраста, как правило, не практикуются.

Трудовая пенсия по старости представляет собой выплачиваемые ежемесячно государственные выплаты гражданам, достигшим установленного законодательством возраста и имеющим страховой стаж не менее пяти лет. Страховой стаж включает в себя все периоды трудовой или иной деятельности, осуществляемой лицом, в течение которых оно уплачивало страховые взносы в ПФР. Соответственно, страховой стаж и трудовая деятельность - взаимосвязанные понятия, что позволяет установить право на трудовую пенсию, которая подразумевает под собой возмещение за труд исходя из страхового стажа. Надо сказать, что положение о том, что работник приобретает право на пенсию по старости, имея всего лишь пять лет страхового стажа, стало новеллой российского законодательства. До пенсионной реформы законодательство устанавливало в качестве основания для приобретения права на пенсию по возрасту 20 лет трудового стажа для женщин и 25 лет трудового стажа для мужчин.


В соответствии со ст. 2 Закона № 173-ФЗ трудовая пенсия - это ежемесячная денежная выплата в целях компенсации гражданам заработной платы или иного дохода, которые получали застрахованные лица перед установлением им трудовой пенсии. Либо это ежемесячная денежная выплата в целях компенсации гражданам заработной платы или иного дохода в случае, если они были утрачены нетрудоспособными членами семьи застрахованных лиц в связи со смертью этих лиц.

Право на ежемесячную денежную выплату определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными упомянутым Законом.

Таким образом, как следует из данного законодателем определения трудовой пенсии, право на нее имеют те лица, которые застрахованы в системе обязательного пенсионного страхования. Статья 7 Закона N 167-ФЗ устанавливает перечень лиц, подлежащих страхованию в системе обязательного пенсионного страхования и вместе с этим имеющих право на назначение им трудовой пенсии.

Таким образом, в определение понятия «пенсия по старости» включены признаки, присущие данному виду пенсии, а именно:

  • пенсия назначается пожизненно;

  • требуется наличие длительного общего трудового стажа;

  • лицо должно достигнуть определенного возраста;

  • пенсия от фактического состояния трудоспособности не зависит.

Рассматривая круг лиц, имеющих право на трудовую пенсию по старости, следует исходить из того, что Закон от 20 ноября 1990 г. № 340-1 «О государственных пенсиях в РФ» не дает перечня лиц, имеющих право на трудовую пенсию.

Законодатель исходит из того, что право на такую пенсию имеет каждое лицо, у которого есть основания для ее получения независимо от социального положения. Сюда относятся и граждане РФ, и иностранные граждане, и лица без гражданства.

2.2 Досрочное назначение пенсии по старости: порядок и основания
Пенсионная реформа в России внесла коррективы во многие сроки и периоды выхода на заслуженный отдых.

Не все россияне предпенсионного возраста разобрались, кто и когда станет «настоящим» пенсионером на государственном содержании.

Кроме того в определенных условиях граждане могут уйти на пенсию досрочно. Однако в законодательстве и в этом случае предусмотрен ряд ограничений, которые надо учесть.

Досрочно пенсионные выплаты можно оформить в следующих случаях:

Тем пожилым гражданам, которых уволили из-за ликвидации предприятия или по сокращению в центре занятости предлагают выйти на досрочную пенсию за два года до положенного срока с учетом переходного периода. После увольнения или сокращения они должны оставаться безработными до достижения законодательно установленного возраста.