Файл: Пенсии по старости по законодательству Российской Федерации.docx
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 349
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Но для получения досрочного статуса пенсионера должно быть соблюдено еще одно условие — страховой стаж минимум 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин.
У гражданина уже наработан длительный стаж. Длительным считается стаж сроком от 37 лет для женщин и от 42 лет для мужчин.
Для вычисления этого периода учитывают только трудовую деятельность и время больничного.
Если эти условия выполнены, можно выйти на пенсию на 2 года раньше положенного срока.
Если у женщины много детей. Когда в семье три ребенка, женщина может выйти на пенсию на 3 года раньше, когда детей четверо — на 4 года раньше.
Но при этом нужно отработать минимальный страховой стаж — 15 лет.
Если трудовая деятельность проходила по специальному стажу.
К ним относятся вредные, тяжелые условия труда, работы под землей или в горячих цехах.
На этих основаниях пожилые граждане могут претендовать на досрочный выход на пенсию.
Таким образом, в определение понятия «пенсия по старости» включены признаки, присущие данному виду пенсии, а именно:
-
пенсия назначается пожизненно; -
требуется наличие длительного общего трудового стажа; -
лицо должно достигнуть определенного возраста; -
пенсия от фактического состояния трудоспособности не зависит.
Рассматривая круг лиц, имеющих право на трудовую пенсию по старости, следует исходить из того, что Закон от 20 ноября 1990 г. № 340-1 «О государственных пенсиях в РФ» не дает перечня лиц, имеющих право на трудовую пенсию.
Законодатель исходит из того, что право на такую пенсию имеет каждое лицо, у которого есть основания для ее получения независимо от социального положения. Сюда относятся и граждане РФ, и иностранные граждане, и лица без гражданства.
3 Проблемы реализации права на пенсионное обеспечение по старости Камчатского края и пути их решения
В настоящее время реализована лишь незначительная часть концептуальных задач пенсионной реформы, важнейшие положения, предусмотренные принятыми программными документами, решаются непоследовательно, а ряд из них (реформирование института льготных пенсий и создание профессиональных пенсионных систем) нормативно еще не закреплены.
Выделим и проанализируем проблемы реализации права на пенсионное обеспечение по старости Камчатского края и пути их решения.
Проведенный анализ нормативных правовых документов, определивших направления пенсионной реформы, и действующего законодательства, принятого в целях их реализации, позволяет сделать вывод о том, что большинство из поставленных целей реформы до настоящего времени не выполнено, а именно:
-
обеспечение достойного уровня жизни (благосостояния) пенсионеров; -
обеспечение финансовой устойчивости системы обязательного пенсионного страхования; -
усиление страхового принципа; -
всеобщий охват работающего населения системой пенсионного страхования; -
снижение зависимости пенсионной системы от демографических факторов; -
формирование внутри пенсионной системы накопительного элемента; -
формирование профессиональных пенсионных систем; -
легализация трудовых доходов и стимулирование сокращения неформального сектора на рынке труда; -
создание конкуренции и допуск на пенсионный рынок частного сектора; -
обеспечения контроля за целевым использованием средств ПФР.
Выделим задачи и пути их решения на примере пенсионного обеспечения по старости Камчатского края.
В бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации в качестве основных задач, на которых необходимо сосредоточиться при формировании и реализации бюджетной стратегии, названо определение стратегии дальнейшей реализации пенсионной реформы.
Участники слушаний определили несколько ключевых тезисов, которые должны получить отражение при разработке стратегии дальнейшей реализации пенсионной реформы.
Решение указанных проблем важно для обеспечения экономического и социального развития страны в целом и ее регионов.
Государство должно четко определить уровень гарантий и ответственности, которые оно может взять на себя в процессе пенсионного обеспечения граждан, создав условия для формирования их пенсионных накоплений в рамках частно-государственного партнерства, как с участием работодателей, так и самих граждан.
Полноценный эффект от реализации пенсионной реформы можно ожидать через 20-30 лет при условии, что достижение этого результата будет запрограммировано законодательством, принятым на долгосрочный период. Однако ухудшение ситуации в этой сфере может произойти гораздо быстрее и нанести невосполнимый социальный и экономический ущерб, поэтому государство
, с одной стороны, должно срочно предпринять ряд внятных мер, направленных на изменение ситуации, а население, с другой стороны, должно осознать, что оно само ответственно за свою спокойную старость.
Модернизируя распределительную часть государственной системы трудовых пенсий, следует, прежде всего, преодолеть зависимость бюджета ПФР от субсидий из федерального бюджета. Одним из обсуждаемых вариантов является полная передача ответственности за выплату базовой пенсии федеральному бюджету и изменение структуры тарифа пенсионных взносов; постепенный (в течение 15-20 лет) отказ от распределительной страховой части и полная замена ее в долгосрочной перспективе на накопительное обязательное пенсионное страхование, осуществляемое через частные финансовые институты. В этом случае базовая часть трудовой пенсии, уравнительная по своей природе, будет выплачиваться через ПФР и финансироваться за счет пенсионного налога с работодателей, тогда как страховые взносы будут направляться исключительно на формирование пенсионных накоплений и инвестироваться в интересах ускоренного экономического развития страны. (Предлагаемая модель требует широкой дискуссии).
Таким образом, решениями по реализации права на пенсионное обеспечение по старости Камчатского края должны стать следующие мероприятия:
-
в ближайшие 2-3 года поднять размер фиксированной части пенсии до уровня прожиточного минимума в регионе его проживания, используя для этого, при необходимости, средства региональных бюджетов; -
провести «валоризацию» пенсионного капитала нынешних пенсионеров путем разового его пересчета с тем, чтобы средний размер трудовой пенсии уже через 2-3 года соответствовал 2-2,5 среднероссийских прожиточных минимумов пенсионера; -
так же целесообразным будет выплачивать своим сотрудникам «белую» заработную плату, чтобы взносы ежемесячно поступали в ПФР.
Заключение
Пенсии по старости - это ежемесячные пожизненные выплаты, производимые гражданам, достигшим установленного в Законе возраста в связи с их длительной трудовой и иной общественно полезной деятельностью и соизмеримые, как правило, с их прошлым заработком.
Пенсия по старости — преобладающий вид пенсионного обеспечения. Такую пенсию получают более 29 млн. человек. Пенсионная система России является составной частью государственного социального страхования. Эта система имеет всеобъемлющий характер и включает страхование по старости, инвалидности, потере кормильца, временной нетрудоспособности, беременности и родам, на случай безработицы и медицинское страхование. Пенсионное обеспечение базируется на общенациональном законодательстве, его финансирование осуществляется на основе обязательных страховых взносов работодателей, работников и самозанятого населения, а также ассигнований из федерального бюджета. Основные принципы пенсионного обеспечения у нас в стране сегодня соответствуют международной практике и не требуют какой-либо ломки,
однако организация пенсионной системы, ее механизмы должны быть адаптированы к сегодняшней реальности.
В дипломной работе дана характеристика страховой пенсии по старости, так же уделено отдельное внимание - индивидуальному (персонифицированному) учету в системе обязательного пенсионного страхования, в связи с тем, что именно он является тем фундаментом, после заложения которого, стало возможным начать реализацию пенсионной реформы.
Напряженная экономическая ситуация, сложившаяся в стране, а также требующие немедленного принятия решений вопросы, касающиеся социальной защиты и пенсионного обеспечения, в частности предоставления пенсионного обеспечения по достижению общеустановленного пенсионного возраста, позволяют сделать следующие выводы и внести предложения по совершенствованию пенсионного законодательства:
-
в ближайшие 2-3 года поднять размер фиксированной части пенсии до уровня прожиточного минимума в регионе его проживания, используя для этого, при необходимости, средства региональных бюджетов; -
провести «валоризацию» пенсионного капитала нынешних пенсионеров путем разового его пересчета с тем, чтобы средний размер трудовой пенсии уже через 2-3 года соответствовал 2-2,5 среднероссийских прожиточных минимумов пенсионера; -
так же целесообразным будет выплачивать своим сотрудникам «белую» заработную плату, чтобы взносы ежемесячно поступали в ПФР.
Будущий пенсионер будет уверен в том, что при наступлении общеустановленного возраста ему будут назначены страховые выплаты по стрости.
Список литературы
-
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Российская газета. 2020. №984. -
Федеральный закон от 03.10.2018 № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 08.10.2018. - № 41. - Ст. 6190. -
Федеральный закон от 04.03.2002 № 21-ФЗ (ред. от 07.03.2018) «О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 11.03.2002. № 10. -Ст. 964. -
Федеральный закон от 07.05.1998 № 75-ФЗ (ред. от 08.12.2020) «О негосударственных пенсионных фондах» // Собрание законодательства Российской Федерации. - № 19. - 11.05.1998. - Ст. 2071. -
Федеральный закон от 11 декабря 2018 года №462-ФЗ «О внесении изменений в статью 33-3 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2018. - №51. - Ст. 7859. -
Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ (ред. от 08.12.2020) «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2021) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 17.12.2001. -№ 51. -ст. 4832 -
Барщевский, М.Ю. Все о пенсиях и льготах / М.Ю. Барщевский. - М.: АСТ, Астрель, АСТ Москва, ВКТ, 2020. -
Беликова, Т.Н. Все о пенсиях / Т.Н. Беликова, Л.Н. Минаева. - М.: СПб: Питер, 2021. -
Бусловская Н.И., Вороханова Ю.М. Современные изменения системы пенсионного обеспечения в России //Апробация.-2020.-№5. -
Григорьева Е.А. Роль социальной сферы в обеспечении экономической безопасности [Вестник экономики, права и социологии, №2, 2019, -
Грянченко Т.В. Основные проблемы пенсионной системы РФ и ориентиры ее совершенствования // Труд и социальные отношения. - 2020. - № 1. - С. 111 - 127. -
Гусева Т.С. Структура и основные тенденции развития российского законодательства о пенсиях / Т.С. Гусева // Российский юридический журнал. - 2019. - №6 -
Денисова Н.М. Изменения пенсионной системы в РФ в 2020 году // Социогуманитарный вестник. - 2020. - № 1. -
Ерошенков С. Изменения в пенсионной системе и социальная стабильность в стране. // Человек и труд. - 2019. - № 1. -
Захаров, М. Л. Комментарий к новому пенсионному законодательству. Постатейный комментарий к Федеральным законам `О трудовых пенсиях в Российской Федерации`, `О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации` / М.Л. Захаров, В.Б. Севостьянова, Э.Г. Тучкова. - М.: ТК Велби, 2020 -
Комарова Е.В. Проблемы формирования пенсионной системы РФ на современном этапе: концептуальный, инструментальный, прикладной уровни // Экономика и управление: анализ тенденций и перспектив развития. - 2022. - № 7 -
Курбанов Р.А и др.; под ред. Р. А. Курбанова, К. К. Гасанова, С. И. Озоженко. Право социального обеспечения : учебник - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2020 -
Курикалова Р.А., Кононова О.В. Проблемы пенсионной системы Российской Федерации // Научно-техническое и экономическое сотрудничество стран АТР в XXI веке. - 2020 -
Кутепова, К. О. Все о пенсиях. Виды, условия назначения, размер / К.О. Кутепова, А.Г. Степанов. - М.: Омега-Л, 2020. -
Лушников, А. М. Договоры в сфере семьи, труда и социального обеспечения / А.М. Лушников, М.В. Лушникова, Н.Н. Тарусина. - М.: Проспект, 2021 -
Лушникова, М. В. Курс права социального обеспечения / М.В. Лушникова, А.М. Лушников. - М.: Юстицинформ, 2021. - -
Люминарская С.В. Вопросы ответственности в праве социального обеспечения / Вестник Удмуртского университета. Серия 2. Экономика и право, Вып. 2, 2019 -
Мачулькая Е. Е. Горбачева Ж. А. Право социального обеспечения: Учебное пособие. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Книжный мир, 2019. . -
Николаева Е.Ю. Право социального обеспечения: Учебное пособие /. - 2-e изд. - М.: ИЦ РИОР: НИЦ Инфра-М, 2021. -
Организация работы органов социального обеспечения: учебник / под ред.В.П. Галаганов. - М.: Академия, 2022 -
Сидоров В. Е., Право социального обеспечения: Учебное пособие 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2021 -
Сильчук А.А. Предложения по индексации страховой пенсии в системе обязательного пенсионного страхования // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). - 2021. - №1 -
Соловьев А.К. и др. Макроанализ развития пенсионной системы России // Вестник Пенсионного фонда России. - 2019. - №2. -
Стремоухов, А.В. Правовое понимание пенсионного обеспечения / А.В. Стремоухов // Социальное и пенсионное право. - 2022. -
Харитонова Ю.Н. Реформирование пенсионной системы РФ // Экономика, социология и право. - 2020. - № 1. -
Шевнина, Л.Е. Организационно-правовые потребности населения в социальном обеспечении / Л.Е. Шевнина // Социальное и пенсионное право. - 2022.