Файл: Пенсии по старости по законодательству Российской Федерации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Дипломная работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 347

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Одной из целей индивидуального (персонифицированного) учета в статье 3 ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» названо создание условий для назначения страховых и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица. Индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования строится на принципе единства и федерального характера обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации.

Органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, назван Пенсионный фонд РФ, которым на каждое застрахованное лицо открывается индивидуальный лицевой счет с постоянным страховым номером.

Указанный перечень федеральных законов, названный в части 1 ФЗ-400, не является исчерпывающим и подлежит дополнению. К числу «других» федеральных законов можно отнести, в частности, ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», который не применяется с 1 января 2015 г., за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в части, не противоречащей ФЗ-400 [5, 32].

Установленные в соответствии с данным документом трудовые пенсии по старости, трудовые пенсии по инвалидности, трудовые пенсии по случаю потери кормильца или доли страховой части трудовой пенсии по старости (по инвалидности) выплачиваются в прежнем, более высоком размере в случае, если при перерасчете указанных трудовых пенсий в соответствии с частями 1 и 2 статьи 34 ФЗ-400 размер соответствующей пенсии или доли пенсии не достигнет прежнего размера пенсии (без учета фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности, трудовой пенсии по случаю потери кормильца и накопительной части трудовой пенсии).

Изначально ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» устанавливались основания возникновения и порядок реализации права граждан на трудовые пенсии. Трудовые пенсии делились на три вида: трудовая пенсия по старости, трудовая пенсия по инвалидности, трудовая пенсия по случаю потери кормильца, так же как сейчас делятся страховые пенсии.

5. Отдельное место занимает ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» [11], который устанавливает особенности реализации права на пенсионное обеспечение граждан РФ, постоянно проживавших по состоянию на 18 марта 2014 г. на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, а также организации индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя. С 1 января 2015 г. пенсионное обеспечение граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства осуществляется в соответствии с законодательством РФ. Это означает, что начиная с указанной даты страховые пенсии жители Крыма и Севастополя получают наравне с другими россиянами, и на них распространяется действие законодательства о назначении и выплате социальных пенсий.


Так, в части 7 статьи 2 ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» содержится ссылка на статью 21 ФЗ-400. Суть положения состоит в том, что ст. 21 применяется при определении порядка доставки пенсии. До поступления от гражданина заявления о выборе способа доставки пенсии она осуществляется по его месту жительства или месту его пребывания, указанным в выплатном деле, через организации почтовой связи.

7. Ряд федеральных законов, входящих в пенсионное законодательство, имеет лишь косвенное отношение к урегулированию правоотношений, связанных с назначением и выплатой страховых пенсий. Например, в систему пенсионного законодательства входит ФЗ от 28 декабря 2013 г. N 422-ФЗ "О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений", нацеленный на обеспечение прав и законных интересов застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования России при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений.

В систему пенсионного законодательства, в том числе законодательства Российской Федерации о страховых пенсиях, входят общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации в области пенсионного обеспечения.

По общему правилу общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. В части 4 статьи 15 Конституции РФ содержится норма о том, что если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

К международным договорам (соглашениям) РФ относятся международные соглашения, заключенные Российской Федерацией с иностранным государством (или государствами), с международной организацией либо с иным образованием, обладающим правом заключать международные договоры, в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится такое соглашение в одном документе или в нескольких связанных между собой документах

, а также независимо от его конкретного наименования.

Международными соглашениями могут регулироваться отдельные вопросы предоставления пенсий российским гражданам, проживающим за рубежом, и иностранцам, проживающим в России. В настоящее время в России в данной сфере применяются такие международные договоры, как:

Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (Москва, 13 марта 1992 г.);

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Литовской Республики о пенсионном обеспечении (Москва, 29 июня 1999 г.)

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о гарантиях пенсионных прав жителей города Байконур Республики Казахстан (Алма-Ата, 27 апреля 1996 г.);

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Молдова о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения (Москва, 10 февраля 1995 г.);

Соглашение между Союзом Советских Социалистических Республик и Монгольской Народной Республикой о сотрудничестве в области социального обеспечения (Улан-Батор, 6 апреля 1981 г.);

Договор между Российской Федерацией и Республикой Болгарией о социальном обеспечении (Москва, 27 февраля 2009 г.);

Договор между Российской Федерацией и Латвийской Республикой о сотрудничестве в области социального обеспечения (Рига, 18 декабря 2007 г.);

Договор между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о сотрудничестве в области социального обеспечения (Санкт-Петербург, 24 января 2006 г.);

Договор между Российской Федерацией и Королевством Испания о социальном обеспечении (Мадрид, 11 апреля 1994 г.) и др.

По сути, все названные международные акты основаны на принципе территориальности. Конкретные виды пенсий, в том числе виды социальных пенсий в таких соглашениях не называются. Положения международных соглашений носят общий характер, их основная суть состоит в том, что пенсионное обеспечение граждан осуществляется по законодательству и за счет средств государства, на территории которого они проживают.

На основании соглашений с бывшими союзными республиками, при переселении пенсионера в пределах государств-участников соответствующих соглашений, выплата пенсии по прежнему месту жительства может быть продолжена, если пенсия того же вида не предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера до возникновения права на пенсию на основании правового регулирования этого государства.


Так, например, Договор между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о сотрудничестве в области социального обеспечения (Санкт-Петербург, 24 января 2006 г.) предусматривает, что право граждан на пенсионное обеспечение может быть реализовано по одному из нескольких вариантов. Один из них предусматривает, в частности, что назначение и выплата пенсии за периоды страхового (трудового) стажа, приобретенного до 13 марта 1992 г. на территории бывшего СССР, осуществляется по законодательству и за счет средств страны проживания. За периоды страхового (трудового) стажа, приобретенного после этой даты на территориях Договаривающихся Сторон, пенсия выплачивается по законодательству и за счет средств Договаривающейся Стороны, на территории которой этот стаж приобретен [21, 157].


Частью 4 ФЗ-400 закреплено, что Правительство РФ определяет порядок реализации права граждан РФ на страховые пенсии и правила установления указанных пенсий отдельным категориям граждан.

Поэтому постановления Правительства РФ занимают особое место в системе законодательства о социальных пенсиях.

Среди действующих ныне постановлений Правительства, регламентирующих отношения, связанные с предметом регулирования ФЗ-400, можно назвать следующие:

- постановление Правительства РФ от 2 октября 2014 г. N 1015 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий» (принято во исполнение ч. 4 ст. 14, действует с 1 января 2015 г.);

- постановление Правительства РФ от 28 августа 2014 г. N 869 «Об установлении тождественности профессиональной деятельности, выполняемой после изменения организационно-правовой формы и (или) наименования учреждений (организаций), профессиональной деятельности, выполнявшейся до такого изменения, в целях досрочного пенсионного обеспечения по старости»;

- постановление Правительства РФ от 16 июля 2014 г. N 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение»;

- постановление Правительства РФ от 14 июля 2014 г. N 651 «О порядке приравнивания к работе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях при определении стажа работы в указанных районах и местностях работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1-10 и 16-18 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях»;

- постановление Правительства РФ от 10 апреля 2014 г. N 284 «Об утверждении перечня международных организаций, супругам работников которых при установлении страховых пенсий в страховой стаж засчитывается период проживания за границей».

В целях единообразного применения ФЗ-400 при необходимости могут издаваться соответствующие разъяснения.

В качестве примера приведем Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 28 ноября 2014 г. N 958н «Об утверждении перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению». Названный Приказ разъясняет положения части 6 статьи 21 ФЗ-400, определяет документы, необходимые для установления страховой пенсии (доли страховой пенсии по старости).