Файл: Аддиктивное поведение в детскомолодежной среде проблемы, профилактика учебное пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 762

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Раздел 6. Организация профилактической работы в образовательной среде (4 часа).
Цель: проанализировать уровень сформированности общекультурной ккомпетентности студентов через социальное проектирование (ОК – 5) способность работать в команде, толерантно воспринимать социальные, культурные и личностные различия.
Задачи:
– познакомить с современными подходами и методами первичной профилактики аддиктивного поведения;
– освоить принципы проектирования профилактической деятельности;
– научить использовать возможности образовательной среды, в том числе информационные, для первичной профилактики различных видов аддикций;
– научить проектировать профилактическую деятельность в условиях образовательной организации;
– сформировать практические навыки в области планирования, организации и реализации программ профилактики потребления учащимися, воспитанниками образовательных учреждений различных видов.
ЛАБОРАТОРНОЕ
ЗАНЯТИЕ
Проектная
деятельность
при
организации
профилактической работы.
План-конспект урока
1.Проверка присутствующих
2.Проверка выполнения домашних заданий
3. Блиц – опрос по теме «Профилактика: ее сущность и виды»
4. Теоретическая часть. Преподаватель, используя презентационный материал излагает методические основы, принципы разработки социальных программ профилактической направленности. Социальное проектирование – это ограниченная во времени деятельность, направленная на решение социально значимой проблемы путем ее исследования, моделирования способа решения, в процессе которого осуществляется анализ, планирование, необходимые расчеты. Завершается проектная деятельность

344 позитивным решением выявленной проблемы. Социальный проект ориентирован на формирование у студентов гражданской компетентности. Проектирование систем профилактики ПАВ относится к социальному типу проектирования. Цель социального
проектирования в образовательном учреждении – привлечение внимания субъектов образования к актуальным социальным проблемам данного местного сообщества; включение обучающихся в реальную практическую деятельность по разрешению одной из этих проблем их силами.
Задачи социального проектирования:
– повышение общего уровня культуры обучающихся за счет получения
дополнительной информации;
– закрепление навыков командной работы;
– совершенствование полезных социальных навыков и умений (планирование предстоящей деятельности, расчет необходимых ресурсов, анализ результатов и окончательных итогов и т.п.).
Этапы проектной деятельности:
– подготовка к работе над проектом;
– выбор проблемы;
– сбор информации;
– разработка собственного варианта решения проблемы;
– реализация плана действий команды учащихся;
– подготовка к защите проекта;
– презентация проекта;
– рефлексия.
Основные требования к социальному проекту
- Ограниченность (по времени, целям и задачам, результатам и т.д.)
- Целостность
- Последовательность и связность
- Объективность и обоснованность
- Компетентность автора и персонала
- Жизнеспособность.
5.Практическая часть занятия. Студенты распределяются на 3-5 малых групп по 3-4 человека, в зависимости от их численности в группе. По заданной преподавателем актуальной проблеме или же по проблеме, представляющей интерес у обучающихся, каждая группа студентов приступает к разработке социального проекта. Преподаватель контролирует ход его разработки, консультирует в методическом плане по мере возникновения вопросов. В случае, если студенты в первые 2 часа не успевают полностью в соответствии с требованиями разработать проект, они продолжают работать над ним самостоятельно вне аудитории. Проект излагается на листе ватмана. Должны быть отражены: тема (проблема), девиз, цель, задачи, направления деятельности, объект воздействия, участники, привлекаемые силы и ресурсы, методы и формы работы, мероприятия и т.д.
Защита проекта происходит публично. Студенты подробно докладывают о своем проекте, отвечают на вопросы аудитории, может возникнуть дискуссия, но при этом преподавателю необходимо напомнить правила работы в группе.
Проект, форма его представления оцениваются отдельно по 5-ти балльной системе и выводится средняя оценка.
Материально-техническое обеспечение занятия:
1) видеодвойка;
2)листы ватмана;
5) фломастеры, маркеры цветные.


345
Раздел 7. Делинквентное поведение (2 часа).
ЛАБОРАТОРНОЕ ЗАНЯТИЕ Профилактика делинквентного поведения подростков
Цель работы: раскрыть сущность противоправного поведения, основные условия и причины его формирования.
Задачи:
1.
Дать определение понятия «противоправное поведение».
2.
Рассмотреть основные особенности делинквентных форм поведения.
3.
Рассмотреть факторы, влияющие на формирование противоправного поведения.
4.
Ознакомиться с методиками диагностики агрессивного поведения и склонности к правонарушениям.
5.
Разработать рекомендации по избеганию ситуаций, способных спровоцировать насилие.
6.
Развитие способности к прогнозированию ответственности за поступки.
План-конспект урока
1.Проверка присутствующих
2.Проверка выполнения домашних заданий
3. Самодиагностика по методике «Диагностика показателей и форм агрессии Басса-
Дарки» (Приложение)
4. Разработайте план лекции-беседы с подростками
Разработайте план лекции-беседы с подростками; цель беседы – научить их избегать ситуации, в которых они могут подвергнуться насилию.
5. Групповая дискуссия «Подростковая преступность»
• просмотр отрывка из документального фильма «Подростковая преступность» из цикла передач «Школа 21 век»;
• обсуждение фильма, свободная дискуссия;
• составьте рекомендации по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних.
6. Материально-техническое обеспечение занятия:
-ноутбук;
-проектор;
-колонки;
-документальный фильм «Правонарушения несовершеннолетних»;
-презентационный материал.
6.5. Требования к самостоятельной работе студентов
На кафедре имеется методический кабинет для самостоятельной работы студентов, где собрана периодическая, научная и учебная литература и рефераты по проблемам аддиктивного поведения детей, подростков и молодежи
В ходе изучения дисциплины студенты должны выполнить следующие виды самостоятельной работы:
1. СОСТАВЛЕНИЕ ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКОГО СЛОВАРЯ
Абстинентный синдром. Алкоголизм. Агрессия Адаптация. Аддикт. Аддикция.
Адиктивное поведение. Акцентуации характера. Арт-терапия (терапия творчеством).
Аффект. Аффективный. Бьюти-терапия. Группа риска. Деградация личности.
Делинквентное поведение. Детоксикация. Депрессия. Идентификация. Импульсивность.
Интеллект. Интеракция. Инфантильность. Инфомания. Клептомания. Компенсация.
Комплекс неполноценности. Компульсивное влечение. Ко-терапевт (со-терапевт). Копинг- профилактика. Лудомания. Наркологическая служба. Наркология. Наркоман. Наркомания.
Наркотики.
Отклоняющееся
(девиантное) поведение.
Патохарактерологическое поведение. Профилактика первичная. Профилактика вторичная Профилактика третичная.
Превенция. Превентология. Психическая зависимость. Психопатологическое поведение.


346
Преморбид. Психоактивные вещества (ПАВ). Работоголизм. Реабилитация. Реакции эмансипации. Реакции увлечения. Реакция имитации. Реакция группирования со сверстниками. Регрессия личности. Ригидность. Синдром зависимости. Созависимость.
Токсикомания. Толерантность. Физическая зависимость. Фрустрация. Эйфория. Я –
концепция.
2. КОНСПЕКТИРОВАНИЕ ОСНОВНЫХ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ ДОКУМЕНТОВ
1.Стратегия государственной антинаркотической политики РФ до 2020г. Утв. Указом
Президента РФ 9.06.2010г.
2. Федеральный закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской
Федерации» № 123-ФЗ от 24.06.1998 г.»;
3. Федеральный закон РФ «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан» от
22 .07.93 № 5487-1.
4. Федеральный закон РФ "О наркотических средствах и психотропных веществах» от
08.01.1998 г. № 3-ФЗ.
5. Федеральный закон "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании от 02.07.1992 г. № 3185-1.
6. Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24 июня 1999г. № 120-ФЗ.
7.Уголовный кодекс Российской Федерации (УК РФ).
3. СОСТАВЛЕНИЕ РЕФЕРАТОВ
Примерная тематика рефератов
1. Зависимое поведение: история термина.
2. Определение «аддиктивное поведение», виды и уровни.
3. Основные виды зависимого поведения, определения, характеристика.
4. Характеристика объективных факторов зависимого поведения несовершеннолетних.
5. Субъективные факторы поведенческих зависимостей.
6. Механизм формирования зависимого поведения, содержание этапов.
7. Созависимое поведение: определение, причины, виды, способы профилактики.
8. Основные подходы к осуществлению коррекционной деятельности в области зависимого поведения.
9. Наркотическая аддикция.
10. Токсикомания.
11. Лекарственная аддикция.
12. Игровые аддикции.
13. Трудоголизм.
14. Компьютерная аддикция.
15. Секс-аддикции.
16. Пищевые зависимости.
17. Эмоциональные аддикции.
18. Телезависимость.
19. Зависимость от физических упражнений.
20. Гемблинг.
21. Шопинг.
22. Гаджет.
23. Лудомания.
24. Анорексия.
25. Булимия.
26. Интернет-зависимость.
27. Религиозные зависимости.

347
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:
1. Коробкина З.В. Профилактика наркотической зависимости у детей и молодежи:
Учеб. пособие для студ.высш.пед учеб. заведений / З.В. Коробкина, В.А. Попов. –
М.:Издательский центр «Академия», 2010. – 192 с.
2. Кулганов В.А., Белов В.Г., Парфенов Ю.А. Превентология. Профилактика социальных отклонений. Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2014.-304 с. Наркомания и социально опасные инфекции: Учебное пособие /под ред. В.П. Соломина. – СПб.:
Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2011.-207 с.
3. Наркомания и социально опасные инфекции: Учебное пособие / под ред. В.П.
Соломина. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2011.– 207 с.
б) дополнительная литература
1. Абдрахманов Д.М. Основы профилактики наркотизма: учебное пособие /
Д.М.Абдрахманов , Р.Г. Исмагилов. / Уфа: РГСУ, 2010. – 250 с.
2. Концепция профилактики злоупотребления ПАВ в образовательной среде (Приказ
МО РФ от 28.02. 2000 г.).
3. Концепции профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде (Утв. МО и Н РФ 5 сентября 2011 года)
4. Лозовой В.В., Кремлева О.В. Лозовая Т.В. Профилактика зависимостей: Опыт создания первичной профилактики. – М.,2011. – 477 с.
5. Ляхович А.В., Маркова А.И. Здоровый образ жизни – альтернатива наркомании:
Учебное пособие для врачей, педагогов и учащихся образовательных учреждений немедицинского профиля.– Москва-Воронеж, 2004.-290 с.
6. Новые подходы к совершенствованию системного комплексного противодействия незаконному обороту и потреблению наркотиков/ Управление ФС РФ по контролю за оборотом наркотиков по Республике Башкортостан. – Уфа: Изд-во «Здравоохранение
Башкортостана». – Уфа:Информреклама, 2010.-156 с.
7. Профилактика наркомании в образовательном учреждении: методический сборник для преподавателей образовательных учреждений. Составитель Сенотрусова Р.Р. –
Уфа: ДизайнПолиграфСервис, 2009. – 136 с.
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины:
Для обеспечения изучения данной дисциплины на кафедре имеются:
– технические средства обучения и канцелярские принадлежности:
1) мультимедийный проектор
2) ноутбук
3) видеодвойка
4) набор тематических видеофильмов
5) флип-чарты, листы ватмана, фломастеры, цветные маркеры.
9. Методические рекомендации по изучению дисциплины
Дисциплина
«Профилактика аддиктивного (зависимого) поведения» может представлять интерес для студентов практически всех специальностей и направлений подготовки педагогического университета. Это связано с тем, что с феноменом аддиктивного (зависимого) поведения приходится сталкиваться тем или иным образом специалистам самого различного профиля – педагогам, психологам, социальным работникам, социальным педагогам, юристам, и т.д.
Изучение феномена зависимого поведения в рамках дисциплины поможет студентам создать целостную систему знаний по данной проблеме, знать специфику различных


348 типов и форм аддиктивной реализации (наркомании, токсикомании, алкоголизма, игровой зависимости, различных вариантов компьютерной аддикции, сексуальной зависимости, аддикции отношений, трудоголизма, гаджет-аддикции – зависимости от сотовых телефонов, МР3-плейеров, пищевых зависимостей (анорексии и булимии) и т.д.).
Изучение дисциплины позволит актуализировать уже имеющуюся информацию в русле проблемы, а главное – будет способствовать формированию собственного стиля здорового поведения, от которого во многом зависит успешность собственной жизни.
Реализация компетентностного подхода предусматривает широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий с использованием различных образовательных технологий в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся.
Аудиторные занятия в виде лабораторного практикума, будут проводиться в различных формах. Наряду с традиционной формой (мини-контроль в форме устного опроса по теоретическим вопросам, заслушивание реферативных сообщений, дискуссии, решение тестовых заданий) будут использованы современные интерактивные формы: деловые и ролевые игры, разбор конкретных ситуаций, проектные задания; работа в малых группах, учебные фильмы, ролевые игры, дискуссии и т.д..
Изучение нового учебного материала в рамках конкретного урока делится на две части: теоретическую – сообщение новой информации и практическую. Теоретическая часть включает в себя объяснение студентам с использованием мультимедийной презентации новой темы. Коррекция усвоения нового материала происходит в процессе беседы.
Практическая часть урока проходит в интерактивной форме.
Программа дисциплины предусматривает значительный объем самостоятельной работы студентов в виде конспектирования законодательных и нормативно-правовых документов, составления терминологического словаря, подготовки реферативного сообщения, текстов беседы, проектного задания, работа научной литературой, с Интернет- ресурсами и пр.
Студенты по окончании изучения дисциплины должны иметь представления о феномене зависимого поведения, уметь четко назвать критерии, свидетельствующие о его наличии, владеть знаниями о его типологиях, причинах возникновения, факторах риска и защиты, владеть навыками организации грамотной работы в рамках своей профессии по предупреждению и коррекции различного рода зависимостей.
Для изучения данной дисциплины подготовлен комплект нормативно-правовых документов, тестовые задания.
10. Требования к промежуточной аттестации по дисциплине.
Текущий контроль осуществляется в ходе устного опроса на каждом занятии, контроля выполнения письменных работ и с помощью решения стандартизированных дидактических тестов (разработаны АПИМы по дисциплине), а также по результатам выполнения проектных заданий в малых группах.
В учебном плане по дисциплине промежуточная аттестация предусмотрена в виде
рейтинговой оценки.
Примеры тестовых заданий
1. Процесс и система восстановления способностей человека с ограниченными возможностями к бытовой, общественной, профессиональной деятельности это
1. терапия
2. абилитация
3. +реабилитация
4. аддикция
2. Комплекс мероприятий, предупреждающих приобщение к употреблению ПАВ, вызывающих болезненную зависимость


349 1. +первичная профилактика злоупотребления
2. вторичная профилактика злоупотребления
3. третичная профилактика злоупотребления
3. Для организации и проведения антинаркотической работы в учебных заведениях на основе Центров содействия укреплению здоровья учащихся или при школьном медицинском кабинете могут создаваться
1. медицинские посты
2. наркологические кабинеты
3. медицинские посты
4. +наркологические посты
4. Система представлений человека о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и относиться к себе, это
1. Гештальт –терапия
2. арт-терапия
3. аутогенная терапия
4. + Я-концепция
5. аверсивная терапия
5. Патологическое влечение к азартным играм называется
1. фетишизм
2. эксгибиционизм
3. +гемблинг
4. интернет-аддикция
6. Патологическая привязанность человека к определенной группе, это
1. аддикция
2. аддикцию отношений
3. аддикция общения
4. +реакция группирования
Программа утверждена на заседании кафедры ОЗ и БЖ 1.07. 2016г, протокол № 10.
Программа составлена в соответствии с ФГОС ВО по направлению подготовки 44.03.05
Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (уровень бакалавриата), утвержденного Приказом Министерства образования и науки № 91 от 9.02.2016г.
Разработчик: Хуснутдинова З.А. – доктор медицинских наук, профессор, зав. кафедрой охраны здоровья и безопасности жизнедеятельности БГПУ им. М Акмуллы.
Эксперты: Юлдашев В.Л. – д.м.н. профессор, зав. кафедрой психиатрии и наркологии с курсом ИПО БГМУ.
Шурыгина В.В. – к.м.н., доценткафедры охраны здоровья и безопасности жизнедеятельности БГПУ им. М. Акмуллы

350
ПРИЛОЖЕНИЕ 3