Файл: Аддиктивное поведение в детскомолодежной среде проблемы, профилактика учебное пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 759
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМ. М.АКМУЛЛЫ
З.А. ХУСНУТДИНОВА, Э.Н. САФИНА. К.В. МАКСИМОВ
АДДИКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ В ДЕТСКО-МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ:
ПРОБЛЕМЫ, ПРОФИЛАКТИКА
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ
УФА 2017
2
УДК 159.922.6
ББК 88.742
Х98
Хуснутдинова, З.А.
Аддиктивное поведение в детско-молодежной среде: проблемы, профилактика: учеб. пособие [Текст] / З.А. Хуснутдинова, Э.Н. Сафина, К.В.
Максимов. – Уфа: изд-во БГПУ им. М. Акмуллы, 2017. – 348 с.
Учебное пособие содержит исторические аспекты становления аддиктологии как научной дисциплины и практической деятельности.
Представлены характеристики и особены формирования различных видов химических и поведенческих аддикций, отражены современные подходы их профилактики в детской и молодежной среде. Показаны психолого- педагогические технологии, используемые в профилактике аддиктивного поведения. В учебное пособие включены вопросы, задания, в том числе тестовые, для самостоятельной работы студентов, контроля знаний, словарь понятий и терминов.
Пособие предназначено для изучения дисциплин «Профилактика аддиктивного поведения», «Профилактика аддиктивного и делинквентного поведения» студентами всех направлений уровня бакалавра, а также магистрами направления «Педагогическое образование» по ООП
«Профилактика социальных отклонений (превентология)».
Учебное пособие рекомендуется студентам медицинских, технических и гуманитарных вузов в рамках изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности», а также широкому кругу специалистов в сфере профилактики социальных девиаций.
Рецензенты: Л.Г. Дмитриева, д-р психол. наук, проф., зав. кафедрой психологии образования и развития, директор научно- исследовательского центра профилактики деструктивных явлений
Башкирского государственного педагогического университета им.
М. Акмуллы;
В.Л. Юлдашев, д-р мед. наук, проф. Кафедрой психиатрии и наркологии с курсом ИПО Башкирского государственного медицинского университета.
ISBN_________
©
Изд-во БГПУ им. М. Акмуллы, 2017
© З.А. Хуснутдинова, Э.Н. Сафина, К.В. Максимов
3
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………….....
4
ГЛАВА I. АДДИКТОЛОГИЯ КАК НАУЧНАЯ ДИСЦИПЛИНА И
ОБЛАСТЬ ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
6 1.1.История становления аддиктологии как науки……………………..
6 1.2. Факторы, способствующие развитию аддиктивного поведения… 28 1.3. Феноменология созависимости……………………………………. 50 1.4. Классификация аддикций………………………………………….. 61
ГЛАВА II. ХИМИЧЕСКИЕ АДДИКЦИИ
69 2.1. Алкоголизм (алкогольная аддикция)………………………...
69 2.2. Никотиновая зависимость……………………………………..
80 2.3. Зависимость от наркотических веществ……………………...
84 2.4. Зависимость от летучих растворителей………………………
105
ГЛАВА III. ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ АДДИКЦИИ: ОБЩИЙ ОБЗОР
ПРОБЛЕМЫ
112 3.1. Религиозная аддикция………………………………………
112 3.2. Технологические аддикции…………………………………
125 3.3. Работоголизм…………………………………………………...
133 3.4. Спортивная аддикция (аддикция упражнений)……………...
137 3.5. Аддикция отношений (межличностная зависимость)………
144 3.6. Ониомания……………………………………………….……..
152 3.7. Пищевые аддикции…………………………………………….
161 3.8. Сексуальная аддикция…………………………………………
167 3.9. Игровая зависимость (гемблинг)……………………………...
172 3.10.
Недостаточно изученные виды поведенческих аддикций……….
180
ГЛАВА IV. ПРОФИЛАКТИКА ЗАВИСИМОГО ПОВЕДЕНИЯ:
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
201 4.1. Современные подходы к проблеме зависимости от ПАВ и ее профилактике……………………………………………………………..
201 4.2. Профилактика злоупотребления ПАВ в образовательной среде: концептуальные положения…………………………………………….
206 4.3. Первичная профилактика как основа превенции зависимого поведения…………………………………………………………………
220 4.4. Проектная деятельность в области первичной профилактики аддиктивного поведения………………………………………………
231 4.5. Информационные технологии, используемые в профилактике наркотизма………………………………………………………………..
245 4.6. Профилактика поведенческих аддикций………………………….. 258
Глоссарий…………………………………………………………………
278
Литература………………………………………………………
287
Приложения………………………………………………………………
292
4
ВВЕДЕНИЕ
За последние десятилетия в России многие проблемы в социальной сфере приобрели кризисный характер. Значительная часть россиян все больше теряет уверенность в завтрашнем дне, что связано с нестабильностью рынка труда и ломкой стереотипов.
У части граждан с низким адаптационным потенциалом на фоне неуверенности в будущем и страхом перед проблемами действительности назревает желание «уйти от реальности». Данные индивиды склонны в поисках средства подавления перманентной фрустрации прибегать к аддиктивной модели поведения.Стратегия«аддиктивного поведения» – это не только реализация химических зависимостей, но и экстраполяция ее на более широкий круг психологических феноменов с доминантой ухода от реальности. Это может быть в виде аномального пищевого поведения,
«трудоголизма», гэмблинга, религиозного фанатизма и т. п.
Судить о распространенности перечисленных поведенческих расстройств и девиаций довольно сложно, так как эти, не угрожающие обществу проблемы, оказались вне поля зрения науки. Кроме того, арсенал методик по диагностике поведенческих аддикций недостаточно широк, а специалисты в области профилактики (специалистов по превентологии в России практически нет), в большинстве, своем ориентированы на профилактику химических зависимостей.
Это в свою очередь привело к тому, что до сих пор теоретически не обоснована необходимость профилактики и коррекции поведенческих аддикций.
На этапе видоизменения структуры психических и поведенческих расстройств и девиаций возникает необходимость формирования новой области научного знания – аддиктологии. Аддиктология как мультидисциплинарная наука, системно и комплексно изучает типы и формы аддиктивного поведения, механизм его развития, профилактику и коррекцию.
Стремительный рост числа молодежи с аддиктивным поведением, само- отстранение их от социальной жизни, актуализирует высокую социальную значимость проблемы и устанавливает ее изучение в ряд одних из центральных задач современной науки и практики.
Уникальность учебного пособия заключается в том, что отдельная глава посвящена опыту организации, технологиям первичной профилактики не только химических, но и различных видов нехимических (поведенческих) аддикций в молодежной среде, с акцентом на условия образовательного пространства.
5
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ
ААС – алкогольный абстинентный (похмельный) синдром;
ВНД – высшая нервная деятельность;
ВОЗ – Всемирная организация здравоохранения;
ГАМК – гамма-аминомасляная кислота;
ГЭБ – гематоэнцефалический барьер;
ЛР – летучие растворители;
МДП – маниакально-депрессивный психоз;
МКБ – международная классификация болезней;
ПАВ – психоактивное вещество;
ПТСР – посттравматическое стрессовое расстройство;
СНВГ – синдром нарушения внимания с гиперактивностью;
СРРН – синдром родительской реакции на наркоманию.
ЦНС – центральная нервная система;
ЧМТ – черепно-мозговая травма;
ЭЭГ – электроэнцефалография.
6
ГЛАВА I. АДДИКТОЛОГИЯ КАК НАУЧНАЯ ДИСЦИПЛИНА И
ОБЛАСТЬ ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. История становления аддиктологии как науки
Среди актуальных вопросов современной науки проблема аддиктивного поведения занимает особое место. В зарубежной научной литературе за последнее десятилетие резко возросло число научных публикаций, посвященных психологическим, популяционным, транскультуральным, социальным, коррекционным, экономическим и иным аспектам аддиктивных состояний. И, если еще совсем недавно подавляющее большинство работ было посвящено химическим формам аддиктивного поведения, то все чаще исследователи направляют свои усилия на разработку проблемы поведенческих аддикций.
Термин «аддикция» со времен Древнего Рима обозначал отношения должника к своему кредитору. С середины XVII века термин описывает
«следование неистребимой привычке», склонность или пристрастие.
Аддикция (англ. Addiction – зависимость, пагубная привычка, привыкание), в широком смысле, – ощущаемая человеком навязчивая потребность в определённой деятельности. Термин часто употребляется для таких явлений, как химическая зависимость (наркомания, алкоголизм и др.), так и нехимическая, психологическая зависимость – поведенческая, примером которой могут служить интернет-зависимость, игромания, шопоголизм, психогенное переедание, фанатизм и т. п. В медицинском смысле аддиктивность – навязчивая потребность в повторении определённых действий, сопровождающаяся, в случае нарушения привычного для пациента графика, явно выраженными физиологическими и психологическими отклонениями, нетривиальным поведением и прочими нарушениями психики.
В конце 1980-х годов в США термин «аддиктология» стал предпочитительным для обозначения раздела медицины, связанного с алкоголем и психоактивными веществами. В современном понимании аддиктология — наука о химических и нехимических зависимостях, изучающая механизмы их формирования, развития, диагностики, профилактики, лечения и реабилитации.
Аддиктология стоит на стыке наркологии, психиатрии, психологии и иных наук. Поэтому разработка проблемы аддиктивного поведения не ограничивается исследованиями только одной области науки, а является следствием междисциплинарного научного поиска (схема 1).
7
Схема 1
Междисциплинарные связи аддиктологии
История формирования научных взглядов на аддиктивное поведение развивалась неравномерно. В связи с этим целесообразно выделить несколько исторических этапов развития аддиктологии.
I этап – Античный период
Первые наблюдения психических расстройств, связанных с приемом
алкоголя. Рекомендации античных врачей по психосоциальной реадаптации
химически зависимых индивидов.
Начальные представления об аддиктивном поведении в истории мировой науки связаны с наблюдениями за людьми, зависимыми от психоактивных веществ. Первым психоактивным веществом, известным человечеству, был мак Papaver somniferum, который известен в течение последних 6 тысяч лет. О снотворном действии Papaver somniferum упоминается в шумерских таблицах Ниппура в Нижней Месопотамии, датируемых IV тысячелетием до н. э. Шумерская идеограмма «Hui» обозначала как опий, так и радость.
8
Имеются указания на чрезмерное потребление мака на территории
Европы. Обнаружение маковых семян и маковых коробочек при археологических раскопках вблизи Боденского озера в Северной Европе дало историкам основание считать, что плантации мака могут относиться к позднему бронзовому веку.
Тремя коробочками мака увенчана голова статуи богини исцеления минойской культуры (III век до н. э.). Головка мака фигурирует также во многих мифах Древней Греции как символ забвения боли, мук, страданий
(oblivionem doloris). Засохший млечный сок надрезанных коробочек мака – опий (опиум), применяли уже в микенскую эпоху (XIV-XII век до н.э.).
Британский египтолог Р. Томпсон в 1924 г. сообщил о фактах сбора и медицинского использования опиума, упоминаемых в древнеегипетских рукописях VII века до н. э.
У Цельса и других латинских авторов есть описание лекарства «слезы мака» (Lacrimae papaveris). С авторитетом римского врача Клавдия Галена
(129-201 гг. н. э.), восторженно относившегося к опиуму, некоторые историки связывают чрезвычайную популярность опиума в Риме в начале первого тысячелетия.
В Египетском папирусе 3500 г. до н.э. был зарегистрирован первый опыт производства алкогольных напитков, в котором есть упоминания о пивоваренном заводе. Безвестный египетский священник третьего тысячелетия до н.э., обращаясь к своему ученику, писал: «я запрещаю тебе ходить в таверну, иначе твое искусство деградирует и станешь подобным животным» (W.F. Crafts). В Библии рассказывается о том, как жена Елкана
Анна злоупотребляла алкоголем, «от великой печали и от скорби».
Греческий историк Геродот (V век до н. э.), сообщая о жизни скифского племени массагетов (северное побережье Каспийского моря), писал: «Они садились вокруг дерева, бросали в разводимый костер какие-то плоды и опьянялись дымом от этих плодов, как эллины опьяняются вином».
Открытие человеком растений, способных изменять сознание, облегчило ему вхождение в состояние экстаза, в котором он переживал впечатления общения со сверхъестественными силами, приносящими ему утешение или тайную информацию из какого-то другого мира. Но и в этот период существовал строгий контроль над потреблением таких растений.
Человек на ранних стадиях своего развития считал растения, способные изменять сознание, святыней и собственностью Бога, поэтому употребление всевозможных субстанций растительного происхождения строго контролировалось колдунами, жрецами и шаманами. В древности наркотики использовались в религиозных культах, особенно в практиках прорицания и обрядов посвящения, так называемых инициаций.
Шаманы, жрецы, колдуны и друиды, бывшие духовными лидерами язычества, использовали различные психотропные и галлюциногенные средства для общения с духами. Они были знатоками свойств различных
9 растений и использовали их в магических и медицинских целях. Эти знания сохранялись и впоследствии, когда в Европу уже пришло христианство, среди народных знахарей, ворожей и колдунов.
Они верили, что психотропные и галлюциногенные средства помогают им быстрее войти в контакт с духами. Ведь жрец воспринимался как посредник между миром духов и ищущими их помощи людьми. Например: найти лежащий на дне моря гарпун с железным наконечником, исцелить больного, открыть местонахождение пропавшего человека или скота.
Шаман-целитель южноамериканских племен для того, чтобы поставить диагноз больному, днем или ранним вечером пьет отвар Аяухаски (вид лиан), зеленую табачную воду или сок растения «пирипири». Эти вещества, изменяющие сознания шамана, позволяющие ему свободно заглянуть в тело пациента – так, как если бы оно было стеклянным. Если болезнь вызвана колдовством, шаман различает в теле пациента постороннюю неоднородную сущность и может определить, есть ли у него такой дух – помощник, который помог бы удалить эту сущность посредством «высасывания».
В узкий круг допущенных к употреблению таких растений, как правило, входили вожди, колдуны, жрецы, волхвы, скальды,
шаманы, старые войны и охотники. Запрет на потребление любых растений, содержащих наркотические средства, психотропные, сильнодействующие и ядовитые вещества, распространялся на детей, женщин, молодых воинов и охотников.
За нарушение этого запрета было только одно наказание – изгнание из племени, что по тем временам означало – смерть.
II этап – Средневековье, Ренессанс и новое время до второй
половины XIX века
Распространение наркомании. Религиозный фанатизм как массовый
социально-психологический
феномен
аддиктивного
характера.
Одержимость. Первично-эмпирическое описание некоторых нехимических
аддикций, таких как, страсть к игре на деньги, аномальное пищевое
поведение, скаредность. Возникновение учения о рефлексе.
Массовому распространению наркомании в духовно подготовленном для этого обществе способствовали два обстоятельства: колониальная политика ведущих стран Европы и развитие химической науки. Подчинив своему влиянию Азию и Северную Африку, Европа столкнулась с традиционным выращиванием и употреблением растительных наркотиков: опиумного мака и конопли, из которой изготовлялся гашиш. Эта традиция стала для предприимчивых европейцев источником немалых доходов.
На протяжении всей истории контакты между далекими культурами происходили благодаря торговле и войнам.
Кроме одиночных географических очагов употребления различных веществ, обладающих психоактивными свойствами, Европа не знала