Файл: Аддиктивное поведение в детскомолодежной среде проблемы, профилактика учебное пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 763

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

333
Материально-техническое обеспечение занятия:
1) ноутбук, проектор, колонки;
2) флип-чарт (2 шт.);
3) фломастеры
Раздел № 4 Профилактика наркомании в образовательной среде (2)
Цель: формирование целостного представления о факторах риска, механизмах формирования и последствиях наркомании.
Задачи:
1. дать представление о механизме возникновения и основных этапах становления наркотической зависимости;
2. познакомить с наиболее распространенными технологиями, методами и формами активной профилактической работы в образовательной среде по предупреждению наркотизации подростков и молодежи.
Занятия проводятся в интерактивной форме.
План-конспект урока
1.Проверка присутствующих
2.Проверка выполнения домашних заданий
3. Теоретическая часть занятия.
Преподаватель, используя презентационный материал, дает краткую информацию о трех компонентах здоровья – биологическом, социальном и психическом, о факторах, формирующих здоровье, делая акцент на значимости фактора образа жизни.
4. Просмотр и обсуждение фильма «Черная полоса»
Обсуждение осуществляется по методическому пособию к фильму «Черная полоса».
5. Упражнение «Дерево причин и последствий»

Вопросы для обсуждения:
«Каковы причины приобщения к наркотикам?»;
«Что может произойти в жизни человека, попавшего в зависимость от наркотиков, алкоголя или табака? Какие последствия?».

Работа продолжается в 2 подгруппах. Участники одной из подгрупп в течение 3-5 минут должны записать как можно больше причин, по которым молодые люди обращаются к наркотикам. Участники другой группы – как можно больше последствий.

Представитель подгруппы «причины» в корнях дерева записывает причины приобщения к наркотикам, а группа «последствия» записывает в кроне последствия потребления наркотиков. (Для этого упражнения можно использовать небольшие стикеры, на которых участники записывают причины и последствия, а потом приклеивают их к плакату)

В ходе обсуждения задается вопрос: «Любая зависимость влияет на человека негативно, приводит к печальным, а зачастую страшным последствиям. Выбор употреблять что-то или нет, заниматься тем или иным делом человек делает сам (мы не будем говорить о случаях, когда человек подвергся насилию или его вынудили, ведь большинство людей сделали выбор в пользу наркотиков все-таки самостоятельно).
Неужели человек хочет именно этих последствий для себя и своих близких? Скорее всего, нет, почему же тогда он делает такой выбор?».

Вывод.
6. Моделирование ситуации «Пытаясь уйти от проблемы»

Приглашается доброволец, которому предлагается придумать себе имя и представить любую проблемную ситуацию. Эта ситуация обозначается стулом, который ставится перед ним. Далее разыгрывается ситуация, при которой некий знакомый


334 предлагает добровольцу наркотик, чтобы тот смог забыть свою проблему, на что он соглашается, и стул-«проблема» отодвигается. Через некоторое время стул вновь придвигается и добровольцу сообщается, что действие наркотика закончилось, а проблема осталась нерешенной. Наряду с первой проблемой возникают новые, связанные уже с употреблением наркотика: сложности с полицией, родителями, учебой и пр. Эти проблемы также обозначают стульями, которые ставятся вокруг «новоявленного наркомана».

Добровольцу задается вопрос о его чувствах, о том, что ему хочется сказать или сделать. После чего вся группа обсуждает разыгранную ситуацию.
Вопросы к анализу:
1.
Разрешилась ли первоначальная проблема?
2.
Сложнее ли решать первоначальную проблему, когда появились новые?
3.
Что бы вы могли посоветовать в момент столкновения (например, вашего друга или подруги) с первоначальной проблемой?
4.
Много ли вокруг вас людей, которым вы доверяете?
5.
К кому можно обратиться за помощью, с первоначальной проблемой?
6.
Если возникнет проблема с наркотиками к кому бы вы обратились?
7.
Были ли в вашей жизни проблемные ситуации, когда казалось, что ничего сделать нельзя, ситуация страшная и неразрешимая?
8.
Как или чем заканчивались такие ситуации? Что вы думаете о них спустя какое-то время?
9.
Что делать если какая-то жизненная проблема кажется неразрешимой?

Вывод.
7. Упражнение «Игра»
Цель упражнения – показать, как легко «втянуться» и стать наркоманом и что наркотики – это «игра», в которой невозможно выиграть. Эта цель озвучивается не в начале упражнения, а при его анализе (формирование негативного отношения к наркотикам).

Работа ведется в микрогруппах по 5-6 человек. Каждая подгруппа занимает свое место за столом и получает по 17 палочек. (В качестве палочек могут выступать ручки, карандаши, фломастеры, спички, деревянные палочки для барбекю (шашлыка) и др.).

Ведущий стоит по одну сторону стола, а подгруппа – по другую. Между ними на столе лежат 17 палочек.

Ведущий оглашает условия и правила игры.
Правила: Сейчас мы с вами сыграем в одну игру. Играть будем так: с одной стороны стола
– я, а с другой стороны – одна из подгрупп. Суть игры состоит в следующем: Между нами лежат 17 палочек. Мы по очереди тянем палочки (сначала вы, потом я, потом опять вы, потом я и т.д.) За один ход можно вытянуть 1, 2 или 3 палочки. Чья из сторон возьмет последнюю палочку, та и проиграла партию. Во время игры вы можете советоваться, а можете выдвинуть одного представителя.
Ваша цель – набрать как можно больше баллов. Изначально я дам вам 100 баллов. И за каждую проигранную партию вы получите -10 баллов (минус 10), а за каждую выигранную партию +20 баллов. В любой момент вы можете остановиться и перестать играть. Это понятно? Посмотрим, какая подгруппа наберет больше всего баллов. Учтите, я очень хорошо играю! Поэтому подумайте: может, вовсе не играть ни одной партии, тогда ваш результат будет 100 очков.

Сначала ведущий играет партию с подгруппой №1, потом с подгруппой №2, далее с №3, потом с №4, потом заново с №1, №2 и т.д.
Этапы игры:
1.
Инструкция
2.
Сама игра (здесь вы играете партии с подгруппами и считаете их баллы)
3.
Анализ упражнения.


335
Анализ упражнения:
Сейчас я расскажу, как это упражнение связано с темой нашего сегодняшнего занятия.
Все дело в том, что если вы начинаете употреблять наркотики, то втягиваетесь в это дело незаметно, как втянулись сейчас в эту игру. Вы желаете получить то, что вам обещали: кайф, просветление сознания, подъем сил, а в итоге кайф быстро проходит и возникает ломка.
Я знал (а) принцип игры, и поэтому всегда выигрывал (а). Ваша задача была – вовремя остановиться. Та подгруппа, которая «просекла» это, набрала больше всего баллов. А те, кто продолжал играть (считайте – принимать наркотики), проиграли. Наркотики – это игра, в которой вы начинаете. У вас всегда есть выбор – принимать или нет, вовремя остановиться и больше не употреблять или подчиниться наркотикам и стать зависимым, стать наркоманом. Когда мы начинаем принимать наркотики, мы даже не думаем о том, что это игра, в которой мы обречены на поражение. Если бы мы знали это, как знаем все о фокусе палочек, мы бы вряд ли приняли первую дозу пусть даже самого легкого наркотика. В игре под названьем «Наркотики» выиграть НЕВОЗМОЖНО!

Вывод.
8. Упражнение по отработке навыка отказа.
Участники делятся на пары. Проигрывается ситуация – 1 человек в роли продавца мороженного, задача которого предложить человеку купить мороженное, 2 человек – это сам человек, который отказывается от мороженного. Потом участники меняются ролями.
3.
Информационный блок «Правила конструктивного сопротивления уговорам»
Задача: дать информацию о правилах конструктивного сопротивления уговорам, формирование навыков отказа от употребления наркотиков.

Работа в микрогруппах по составлению правил конструктивного отказа.

Обсуждение универсальных правил конструктивного сопротивления уговорам
(Приложение).
9. Упражнение «Рука судьбы»
Задача: дать возможность участникам оценить возможные последствия от употребления наркотиков, выработать личное отношение к проблеме наркомании.

Каждый из участников должен разделить лист бумаги формата А4 на 16 равных частей. Для этого лист нужно сгибать и складывать последовательно пополам четыре раза.
Сложив и раскрыв лист его можно аккуратно порвать на 16 равных частей.

На отдельных листочках каждый из участников записывает: o
Имена 4 самых близких для них людей (каждое на отдельном листочке); o
4 заветные мечты (каждая на отдельном листочке); o
4 любимых вещи (каждая на отдельном листочке); o
4 хобби, увлечения или любимых дела (каждое на отдельном листочке).

Ведущий проводит упражнение.

Рефлексия.

Выводы.
10.Подведение итогов занятия.
9. Домашнее задание.
1) подготовиться к тестированию по пройденной теме.
2) подготовить 4-5 тестовых заданий по пройденной теме.
3) подготовить письменный ответ на вопросы:
- Что под собой подразумевает термин «Косвенные признаки употребления наркотиков?»
- Перечислите, известные
Вам косвенные признаки употребления наркотиков?


336
- Какие признаки являются прямым свидетельством употребления наркотиков?
Материально-техническое обеспечение занятия:
-ноутбук;
-проектор;
-флип-чарт;
-маркеры;
-видеофильм «Черная полоса»;
-17 палочек х количество подгрупп.
1   ...   29   30   31   32   33   34   35   36   37

Раздел № 5 Профилактическая деятельность в связи с проблемой аддиктивного
поведения детей и молодежи (4 часа)
Цель: формирование ценностного отношения к здоровью и ЗОЖ, а также психологических установок на противодействие приему наркотиков.
Задачи:
– дать представление о правовых документах, регламентирующих профилактическую антинаркотическую деятельность в образовательной среде;
– познакомить с наиболее распространенными технологиями, методами и формами активной профилактической работы в образовательной среде по предупреждения различных видов аддиктивного поведения несовершеннолетних и молодежи;
– приобрести организационные навыки и навыки взаимодействия в профилактической деятельности.
Занятия проводятся в интерактивной форме.
ЛАБОРАТОРНОЕ ЗАНЯТИЕ. Здоровый образ жизни – альтернатива употреблению
психоактивных веществ (2 часа)
Цель: способствовать формированию ценностного отношения к собственному здоровью.
Задачи:
1) дать представление о понятии здоровье в широком смысле слова: физическом, социальном, психическом аспектах.
2) способствовать формированию потребности здорового образа жизни.
3) создать благоприятную эмоциональную обстановку в группе.
План-конспект урока
1.Проверка присутствующих
2.Проверка выполнения домашних заданий
3.Блиц - опрос на предмет выявления степени информированности о понятиях
«здоровье» и «здоровый образ жизни».
4. Теоретическая часть занятия.
Преподаватель, используя презентационный материал, дает краткую информацию о трех компонентах здоровья – биологическом, социальном и психическом, о факторах, формирующих здоровье, делая акцент на значимости фактора образа жизни.
5.Тренинг на тему «Пропаганда ЗОЖ»
Ход тренинга:
1. Приветствие.
– Ребята, когда мы встречаемся с людьми, мы здороваемся. Мы тоже хотим с вами поздороваться, но сделаем это несколько необычно. Поприветствуем друг друга на разных языках. Какие слова-приветствия вы знаете? (студенты называют слова).

337
– А теперь мы будем ходить и здороваться с теми, с кем встретимся.
– Как вы себя чувствуете?
Вводное слово. Объявление темы и задач.
– Девиз нашего занятия « мое здоровье – в моих руках». Давайте произнесем девиз все вместе.
2. Работа в группах.
Составление портрета здорового человека.
Задание 1 группы: изобразить здорового человека и объяснить, почему изобразили этого человека именно так.
Задание 2 группы: изобразить нездорового человека и объяснить, почему именно так должен выглядеть нездоровый человек.
3. Защита работы.
- Как вы думаете, какой человек (здоровый или нездоровый) чувствует себя комфортно? От чего это зависит?
- Т.о., человек, ведущий ЗОЖ чувствует себя гораздо лучше.
4. Энергизатор « броуновское движение».
5. Работа в группах: программа вечеринки людей, ведущих ЗОЖ.
Задание 1 группы: составить программу дня рождения на природе.
Задание 2 группы: составить программу дня рождения дома.
6. Защита программ.
- Вы составили очень интересные программы. Свое свободное время можно очень интересно провести. Можно поиграть в подвижные игры, сходить в поход, провести различные конкурсы, викторины.
7. Итоговое индивидуальное анкетирование.
« Оценка ЗОЖ, формирование индивидуального здорового жизненного стиля».
Оцените по 5-бальной системе.
1. Достаточно ли внимания вы уделяете физической нагрузке?
2. Правильно ли вы питаетесь?
3. Замечаете ли у себя какие-нибудь неполезные (вредные ) для здоровья привычки?
4. Умеете ли вы уменьшить проявление болезни?
Полученную сумму баллов разделите на 4, какая получилась средняя оценка?
Сделайте, пожалуйста, для себя вывод, на что вам надо обратить внимание, чтобы быть здоровым и воплотите это в жизнь, чтобы вести ЗОЖ.
8. Рефлексия.
– Что нового узнали для себя?
– Давайте повторим девиз занятия « Мое здоровье – в моих руках!».
9. Прощание.
– Наше занятие подходит к концу. Хочется поблагодарить вас за активность, доброжелательность и полное взаимопонимание. Надеемся, что те знания, которые вы сегодня получили, помогут вам в вашей жизни и вы будете вести ЗОЖ.
10. Упражнение.
Произносится фраза «Я люблю тебя и весь мир!», которая сопровождается жестами.
« Я»– правой рукой показываем себя;
« люблю»– правая рука прикладывается к сердцу;
« тебя»– разводим обе руки;
« и весь мир»– руками описываем большой круг и шлем воздушный поцелуй.
Повторяется 3 раза.
6.Подведение итогов занятия.
7. Домашнее задание.