Файл: Аддиктивное поведение в детскомолодежной среде проблемы, профилактика учебное пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 761

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

338 4) подготовиться к тестированию по пройденной теме.
5) подготовить 4-5 тестовых заданий по пройденной теме.
6) подготовить письменный ответ на вопросы:
- Что под собой подразумевает термин «Косвенные признаки употребления наркотиков?»
- Перечислите, известные
Вам косвенные признаки употребления наркотиков?
- Какие признаки являются прямым свидетельством употребления наркотиков?
Материально-техническое обеспечение занятия:
1) видеодвойка.
ЛАБОРАТОРНОЕ ЗАНЯТИЕ Психическое и психологическое здоровье: что мы о них
знаем? (4 часа).
Цель: сформировать у студентов представления о психически здоровом человеке.
Задачи:
- дать представление о психическом психологическом здоровье;
- ознакомить с факторами формирующими и разрушающими психическое здоровье человека;
- раскрыть причины употребления различных видов ПАВ подростками;
- познакомить с влиянием наркотиков на психическое здоровье человека.
План-конспект урока
1.Проверка присутствующих.
2.Проверка выполнения домашних заданий.
3. Блиц - опрос на предмет выявления степени информированности студентов о показателях психического и психологического здоровья и фактора их формирующих.
4. Теоретическая часть занятия.
Преподаватель, используя презентационный материал, дает краткую информацию по теме занятия, делая акцент на понятиях «психическое» и «психологическое здоровье», показателях их характеризующих и факторах их формирующих.
5. Тренинговое занятие.
План:
1. Приветствие ведущего и игра-активатор «Трясина»
2. Дискуссия: «Каким образом подросткам предлагают психоактивные вещества?»
3. Как отказаться от предлагаемых наркотиков?
4. Дискуссия: «Признаки психологического здоровья»
5. Итоговый круг: «Интересное-полезное»
Ведущий:
Здравствуйте! Сегодня на занятии мы поговорим о психологическом здоровье человека, о возможности влияния людей на него. Но прежде поиграем в игру «Трясина».
Игра-активатор «Трясина»
Один доброволец встает в середину круга, образованного обучающимися.
Необходимое условие: студенты стоят за линией круга, но нельзя отбегать в сторону.
Находящийся в центре должен затянуть кого-нибудь внутрь круга. Тот, кто переступил линию, попал в трясину. Теперь они уже затягивают вдвоем. Затянув третьего, тянут четвертого и так далее, пока все не окажутся в центре круга.
Ведущий:

339
Итак, что же такое психологическое здоровье? Специалисты определяют его как состояние душевного благополучия, которое характеризуется отсутствием болезненных психических проявлений и при котором поведение и деятельность личности адекватны окружающей действительности (Словарь под редакцией А.В. Петровского, М.П.
Ярошевского, 1990). В современном обществе существует возможность влиять на психологическое здоровье людей как положительно, так и отрицательно. В последнее время одним из факторов отрицательного влияния на психологическое состояние молодежи и подростков является потребление наркотических средств.
Дискуссия: «Каким образом подросткам предлагают психоактивные вещества?»
Ролевая игра
Ситуация № 1. Денис приехал на лето к своим родственникам на отдых. Однажды его взяли на рыбалку с ночевкой. Вечером за ухой его дядя открыл бутылку спиртного и выпил вместе с другом. Через некоторое время он опять налил себе, другу, а в третий стакан налил немного и его протянул Денису. Он сказал ему: «Бери, не бойся. Я же твой родной дядя, разрешаю немного попробовать, чтобы теплее было...»
Ситуация № 2. Маша – новенькая и пока никого в классе не знает. Сегодня в школе дискотека, к ней подходит одна из популярных девочек в классе, предлагает дружить и присоединиться к их тусовке, рассказывая, как они «оторвутся» на дискотеке, имея «колеса».
Маша хочет отказаться от таблеток, но боится потерять престижную компанию.
1 . Почему окружающие хотят заставить героя употребить опасное вещество?
2. Какие чувства испытывает главный герой?
3. Какие чувства испытывают его оппоненты?
4. Что могло бы случиться потом, если бы главный герой отказался потреблять психоактивные вещества?
5. Что могло бы случиться потом, если бы главный герой согласился потреблять психоактивные вещества?
6. Как еще можно поступить главному герою, чтобы избежать приема психоактивных веществ?
Ведущий:
Расскажите о том, как кому-либо из ваших знакомых или друзей предлагали закурить, выпить алкогольный напиток или принять наркотики. Не нужно называть ничьих имен, говорите «одному моему знакомому» или «знакомой». Опишите, что происходило, при каких обстоятельствах и кто при этом присутствовал.
Педагог предлагает студентам попробовать в красивой коробочке неопределенную смесь:
«Попробуйте, пожалуйста! Мне очень интересно узнать, понравится вам это или нет.
Угадайте, что это такое. Все попробовали? Ну как, понравилось?!». А теперь давайте попробуем проанализировать, что же сейчас произошло. Что может напоминать эта ситуация? Что она вам напоминает? Почему это произошло и почему это происходит в среде ваших сверстников?
Вывод: Вот так в компании хороших знакомых или преданных друзей подросток может, сам того не подозревая, приобщиться к употреблению наркотиков. А что в первую очередь ими движет?
Мотивы потребления наркотиков:
– интерес к возникающим ощущениям;
– как дань моде;
– от скуки;
– облегчить общение;
– как средство поднятия настроения; возможность уйти от проблем;
– из чувства обиды на близких и т.д.
Как отказаться от предлагаемых наркотиков?


340
Ведущий:
Приведите возможные приемы отказа от навязчивых предложений попробовать наркотик, а я буду их записывать:
1. Отвечать "нет", несмотря ни на что, что будет свидетельствовать о твердости
характера.
• "Нет, я не хочу неприятностей".
• "Нет, спасибо, у меня на это аллергическая реакция".
• "Нет, спасибо, у меня и так хватает неприятностей с родителями".
2. Обходить стороной место и людей, где могут предложить наркотики.
3. Сменить тему, т.е. заговорить о чем-то другом.
• "А ты смотрел вчера футбол по телевизору?"
• "Нет, я за рулем".
• "Мне вчера купили роликовые коньки. А ты умеешь кататься на роликах?"
4. Сказать, что не хотите.
• "Мне не хочется умереть молодым"
• "Нет, спасибо, препаратов не хочу".
• "Я не собираюсь загрязнять организм".
5. Испугать, сказать, что они могут заболеть гепатитом, СПИДом.
• "От этого можно заразиться СПИДом".
• "Ты можешь заболеть гепатитом".
6. Найти в компании человека, который поддержит твою позицию.
Быстрый круг
По каким причинам ребята хотят или соглашаются принять наркотики?
Пояснение для ведущего
На дискуссию по этому вопросу не следует затрачивать много времени, достаточно лишь быстро опросить учеников. Если никто не захочет ничего говорить, можно переходить к следующей дискуссии.
Интерактивная игра «За – против»
Студенческую группу нужно разбить на две части. «Единомышленники» должны быть территориально близки, должны совещаться. Выступать можно индивидуально. Половина присутствующих находит аргументы за употребление наркотиков, вторая половина – против.
Это примерно такой же диалог, как диалог между теми, кто уже пробовал наркотики или кто их распространяет, и теми, кто не хочет их пробовать. Преподаватель должен быть уверен в том, что не даст одержать «верх» аргументам «за наркотики». Кроме того, он должен сильно заинтересовать группу, это очень важно.
Аргументы «За»
Аргументы «Против»
1. Принимая наркотики, я по- лучаю «кайф»!
Эйфория длится несколько минут. Потом несколько часов будет очень плохо. А у наркозависимых плохое самочувствие может длиться месяцами, годами. Они уже не могут испытывать удовольствий. Для них самое главное – хоть ненадолго избавиться от мучений!
2. Я хочу быть уверенным, раскованным. Это мне может дать только наркотик.
Но уже через пару часов после приема, когда пройдет эйфория, ты будешь выглядеть просто отвратительно!
3. В это время я уже дома и меня никто не видит.
При употреблении наркотиков идут такие же процессы, как и при старении организма. Ты что, хочешь преждевременно постареть?
4. Я живутак, как хочу, мне никто не указ. Хочу – прини- маю наркотики!
Тебя используют. А я не хочу, чтобы меня использовали.
Выращивают опий, а на вырученные деньги организуются террористические акты.


341 5. Если попробовать один раз, ничего не случится.
Пробовать нельзя вообще. Умереть можно и в первый раз от передозировки. При первых приемах возникают мозговые явления — головокружение, тошнота, рвота, мышечная дрожь. По этим признакам родители запросто могут узнать о первом приеме наркотика.
6. Но один, два, три приема наркотика не приносят вреда!
Ты не прав! При первом же приеме в организме возника- ет стресс-реакция, синтез нуклеиновых кислот, появляется структурный след памяти. Из-за этого следа невозможно преодолеть наркоманию.
7. Это — неправда! Это было бы заметно!
Долгое время в организме скрыто идет патологический процесс. Образуются поперечные сшивки молекул, кристаллизуются биомембраны. Клетки погибают.
Организм начинает работать на пределе.
8. Говорят, после приема не- которых наркотиков хорошо мыслишь?
Наплыв мыслей – на первых порах. Потом – мыслишь все хуже и хуже. Сам планируй свою жизнь и учись думать
9. Прими перед экзаменом, быстро запоминается!
Да ты вообще потом можешь ничего не вспомнить.
Амнезия может быть! И надолго.
10. Я обычно стеснительный.
После приема наркотика — прямо оратор!
В такой компании никто никого не слушает. И несешь ты сплошную чушь! Развивай свое ораторское искусство естественным путем.
12. Пробуй разные наркотики, не будет привыкания.
Разовьется полинаркомания, быстрее наступят более тяжёлые последствия.
13. В Голландии разрешены
«легкие» наркотики. Поеду жить туда!
Там уже не знают, как покончить с этой легализацией наркотиков. В страну хлынули все наркоторговцы. Пока ты соберешься туда уехать, там все запретят.
14. Но, «легкие» наркотики не так вредят, как «тяжелые».
Все наркотики вызывают глубокий патологический процесс и вызывают наркотическую зависимость.
15. Буду принимать, сколько захочу. Потом откажусь от наркотиков.
Отказаться не так просто, развивается зависимость. При попытках отказаться от приема возникает очень тяжелый абстинентный синдром (ломка).
16. Подумаешь, зависимость!
Захочу и брошу!
При стрессе память выдает воспоминания о прежних при- емах наркотика, и все начинается снова. Такой человек живет в страхе. Если он не примет вовремя наркотик, его ожидают страдания – ломка.
17. Все творческие личности принимают наркотики!
Наркотики губят интеллект, память, способность творчески работать. Научись вырабатывать собственные эндорфины. Это умеют делать маги, великие художники, писатели.
18. Когда этому научишься? Я хочу удовольствий сейчас.
На смену «химическим удовольствиям» приходит боль и депрессия, и люди прыгают в окошко.
19. Они думают, что они – птички. Им – хорошо!
Они в беспамятстве разбиваются. Найди свою любовь, секс, и ты будешь «парить в воздухе»!
20. Я всегда смогу себя конт- ролировать.
Независимо от твоей воли изменяются поведенческие акты. Человек может даже совершить преступление.
Когда погибает слишком много клеток, и организм


342
«самопереваривает» их, возникают аутоиммунные заболевания, протекающие так же, как и СПИД.
21. Заражаются СПИДом, ге- патитом. А если не «колоть- ся», не заболеешь?
При излечении некоторых наркоманов ушли их иммуно- дефицитные заболевания.
22. СПИД, гепатит! Когда это будет? А пока наркоманы хо- дят веселые, уверенные.
Тех, кому уже очень плохо, ты просто не видишь. Они – в больницах, иногда их отправляют на принудительное лечение.
23. Глупости! Не могут лечить принудительно!
Правовые нормы для этого есть. Их применяют обычно тогда, когда наркоман нарушает закон.
24. Такое лечение не поможет.
Человек должен сам прини- мать решения!
Верно. Для этого и проводятся занятия. Самое важное для вас сейчас это выработка собственного решения об отказе от приема наркотиков.
Итоговый круг «Интересное – полезное»
Большое всем спасибо. Все хорошо работали. А теперь давайте по кругу скажем, что на этом уроке для нас оказалось интересным или полезным. А может быть, что-то показалось неправильным и обидным. Каждый может говорить полминуты – минуту.
6.Домашнее задание.
1)подготовиться к тестированию по пройденной теме;
2)подготовить 4-5 тестовых заданий по пройденной теме
3)в рабочей тетради составить текст на тему: «Виды профилактической работы по предупреждению употребления психоактивных веществ, которые проводились в моей школе».
Материально-техническое обеспечение занятия:
1) видеодвойка;
2) флип-чарт (2 шт.);
4) фломастеры, маркеры цветные.
ЛАБОРАТОРНОЕ ЗАНЯТИЕ Профилактика: ее сущность и виды.
Цель: сформировать теоретическое представлениес современными подходами и методами первичной профилактики аддиктивного поведения;
Задачи:
1) дать правильную формулировку понятийному аппарату в области профилактики;
План-конспект урока
1.Проверка присутствующих
2.Проверка выполнения домашних заданий
3. Устный опрос: «Что я знаю о профилактике?»
4.Теоретическая часть занятия: преподаватель, используя презентационный материал, раздаточный материал знакомит студентов с теоретическими основами организации профилактической работы; дает определение понятиям первичной, вторичной и третичной профилактики,
В итоге преподаватель еще раз подчеркивает, что употребление психоактивных веществ
(ПАВ), включая наркотические вещества, является на сегодняшний день одной из наиболее остро стоящих перед обществом проблем. По современным статистическим данным, большинство наркоманов начинают употреблять наркотики в подростковом возрасте, и более половины лиц, регулярно употребляющих ПАВ – подростки.
Вопросы лечения наркотической зависимости сегодня разработаны только в общих чертах. Лечение наркоманий – долгий, многоступенчатый процесс с большим риском


343 неудачи. Поэтому ведущее место в снижении числа наркоманов занимает профилактика
наркотической зависимости, и в первую очередь – среди молодежи.
Главная отличительная черта профилактики наркотической зависимости – разъяснение не столько медицинских последствий употребления ПАВ, о которых дети и молодежь в общих чертах осведомлены, сколько последствий социальных. Особенно актуально для подростков мнение не медицинских экспертов, но их возрастного окружения, являющегося референтной группой в этот период, работающих по принципу «равный – равному».
5.Показ фильма о наркоманах. (30 мин)
В фильме должны быть показаны наркоманы во время "ломки", короткие интервью с рассказом о проблемах, возникающих в связи с приёмом наркотиков. В конце фильма обмен мнениями об.
6.Подведение итогов занятия
7.Домашнее задание:
1) подготовиться к тестированию по пройденной теме.
2) подготовить 4-5 тестовых заданий по пройденной теме
Материально-техническое обеспечение занятия:
1) видеодвойка
2) видеофильм
1   ...   29   30   31   32   33   34   35   36   37