Файл: Аддиктивное поведение в детскомолодежной среде проблемы, профилактика учебное пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 764
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
10 большинства сильных наркотиков до конца XIII века, когда крестоносцы привезли с Ближнего Востока опиум.
Позднее путешествия европейцев (главным образом англичан, французов, португальцев и испанцев) в Америку принесли новые открытия.
Основные психоактивные вещества, привезенные в Европу из Америки – кокаин (из Южной Америки), различные галлюциногены (из Центральной
Америки) и табак (из Северной Америки). Как показали исследования, между культурами происходил двусторонний обмен.
В Европе традиция употребления наркотиков присутствовала с давних времен. Например, в исторических архивах Британского адмиралтейства есть очень любопытные упоминания по поводу жалоб адмирала Нельсона на то, что его матросы курят корабельные канаты, сделанные из конопли.
Примерно в то же время, в самом начале девятнадцатого века солдаты экспедиционного корпуса Наполеона, вторгшегося в Египет, познакомились с гашишем.
К тому времени в передовых странах Европы уже активно входит в обиход массовое употребление различных, прежде весьма экзотических,
«колониальных» товаров. Так, в восемнадцатом веке потребление кофе в
Англии подскакивает с 2 до 120 миллионов фунтов в год. Но надо понимать, кроме кофе, табака, чая, какао, каучука, пряностей и прочих, вполне прогрессивных и необходимых новому европейскому потребителю, в Старый
Свет начинают активно проникать гашиш и опиум.
Кроме того, предприимчивые англичане быстро осознают крайне высокую выгоду, возможную при торговле наркотиками, в частности опиумом. Если прежде традиционно ведущими мировыми центрами по поставкам и распространению опиума были Турция и частично Аравия, то вскоре деловитые англичане перехватили «товарную» инициативу у сонных восточных деспотий и сосредоточили всю выгоду мировой торговли наркотиками в своих руках. Британцы на территориях своих колониальных владений в Индии в конце восемнадцатого века начали устраивать обширные маковые плантации и принялись в огромных количествах производить опиум для вывоза в соседние мусульманские страны и особенно в Китай.
Впервые появление и использование опийного мака в Китае отмечено в древних текстах по медицине, датируемых Х веком н.э. Долгое время опиум экспортируется в страну в основном из Индии, а с началом эпохи великих географических открытий – из Португалии. При этом до второй половины
ХVII века опиум ввозится исключительно как лекарственное средство, в основном против дизентерии. В XVII веке испанцы, торгуя на Филиппинах и в Южном Китае, завозят в эти страны табак. Тогда же голландцы вводят обычай добавлять в табак опиум. Голландцы считали это верным средством борьбы с малярией, китайцы же поняли его как способ опьянения. От курения табака с опиумом до курения чистого опия был один шаг: и вскоре в
11
Китае укоренился обычай курения чистого опия. В стране развилось опиокурение, скоро приобретшее бедственный характер.
Средние века изобилуют рассказами о ведьмах и колдунах, а также об их волшебных зельях. Существуют документы, свидетельствующие о том, что в XV, XVI и XVII веках в Европе изготавливались разные мази, действие которых было, похоже, таким сильным, что они могли превращать людей в животных или изменять состояние сознания. Скорее всего, речь идет о каких- то ядах, которые, проникая через кожу, попадали вместе с кровотоком в мозг и вызывали галлюцинации, в которых человек переживал свое превращение в животное или в другое существо, особенно если ему накануне этого что-то подобное было внушено.
В
Европе просвещенные женщины использовали секреты приготовления психоактивных зелий, употребляя для этого белладонну, белену, дурман, мандрагору. Иногда добавляли животные ингредиенты, такие, как кожа жаб и саламандр, являющихся источником психоделиков деметилсеротонина и буфотенина. Приняв зелье или смазав кожу и вагину мазью, ведьмы воспроизводили опыт участия в шабашах, полных различных кощунств, богохульства и развратных мерзостей.
Мировая история зафиксировала случайные массовые отравления веществами растительного происхождения, изменяющими сознание людей.
Документы свидетельствуют о том, что в 994 г. умерло сорок тысяч французов, отравившихся спорыньей, а у еще большего количества людей возникли галлюцинации.
Впервые в истории аддиктивные тенденции вышли на социальный уровень. Средневековье и ранний Ренессанс явился периодом тотального религиозного фанатизма, который охватывал не только деревни и города, но и целые народы. Религия была основой существования каждого члена общества средневековой Европы и толкала, порой, людей на поступки, противоречащие человеческой сущности – казни, пытки, самосожжения.
Однако, несмотря на негативное влияние религиозного догматизма, в этот период целенаправленно развивалось достаточно специфическое направление аддиктологии. Речь идет о понятии одержимости демонами, сатаной или иными проявлениями «дьявола». Учение об одержимости, как противоестественном, чуждом человеку состоянии, возникло в ХI-ХIII веках, но достигло своего апогея к XVI-XVII вв. Бог дал человеку разум, чтобы все объяснить, понять, разобрать и определить, привести в стройную систему и порядок. И средневековые богословы, ученые, врачи, философы не жалели трудов на эту богоугодную задачу, многочисленные «исследования» посвящены описаниям одержимости.
Так, знаменитый «Молот ведьм» Шпренгера и Инститориса к признакам одержимости относил «неумеренное пьянство, азартные игры, доводящие до исступления и разорения». Судьба этих людей была печальна: в лучшем случае – анафема и социальная обструкция, но чаще – смерть от руки палача.
12
В эпоху Ренессанса совершены великие открытия в биологии и медицине. Т. Парацельс выступил с новой теорией о природе человеческого организма, причинах и методах лечения болезней. Именно ему приписывают введение опия в медицину – приготовлявшаяся им настойка была названа
«лауданумом». Лауданум считался панацеей в течение более трех столетий, его применяли при бессоннице и возбуждении, при слабости и истощении, при болях, кровотечениях, кашлях и поносах (Пятницкая И.Н.). Т. Syndenham в 1680 году писал, что «из всех средств, которые дал нам Всемогущий Бог, ничто как опиум не избавляет человека от страданий».
В этот период печатаются отдельные научные работы, посвященные зависимому поведению. В XVI веке увидела свет диссертация фламандского монаха Pashasius Ustus «Об азартных играх или болезни играть на деньги», по существу – первого систематического исследования гэмблинга. В этот период аддиктивные реализации в большей степени описывались не в психологических или врачебных источниках, а в литературных произведениях как человеческие пороки, противоречащие социальным и этическим нормам – обжорство, пьянство, азартные игры (Петрарка, Рабле, Данте Алигьери и др.).
Зеннерт в своей психиатрической классификации указывал на «болезни от безумной любви», обусловленной «демонами». П. Заккиас считает, что
«влюбленные, фанатики и энтузиасты» страдают различными
«разновидностями меланхолии». В. Rush публикует первую программную работу по алкогольной зависимости «Вред эффектов алкоголя на человеческое тело и душу», где называет пристрастие к алкоголю болезнью и вводит термин «алкоголизм». Автор подчеркивал высокую социальную значимость данной патологии. В 1701 г. в трактате «The mysteries of opium revealed» лондонский врач Джон Джонс описывает эффект неожиданного прекращения использования опиума после долгого его употребления, т. е. синдром отмены. При этом Джонс подошел к описанию аддиктивного поведения, но не смог оформить свои мысли в концепцию наркомании и дифференцировать злоупотребление опиумом, алкоголем и никотином. Так, после описания признаков «длительного употребления опиума» он писал:
«Нет доводов против того, что опиум калечит дух намного больше, чем вино или еда, пресыщение которой намного опаснее». И далее: «Зло не в самом лекарстве, а в человеке».
Важнейший этап развития рассматриваемой проблемы связан с именем
Р.Декарта (1591-1650). Декарт ввел понятие рефлекса и этим положил начало естественнонаучного анализа поведения человека и животных. Декарт дал рационалистическое учение о страстях, которые определял как «восприятия, или чувства, или душевные движения, особенно связанные с душой, вызываемые, поддерживаемые и подкрепляемые каким-нибудь движением
«духов». Природа страстей двойственная: она включает телесный компонент и мысль о предмете. Телесное начало придает страстям непроизвольный характер, а связь с мыслью позволяет управлять ими и воспитывать страсти.
13
Конкретно-научное учение Декарта о страстях, включает такие вопросы: причины и источники страстей, классификация страстей и их описание, воспитание чувств. Единственной причиной страстей является движение животных духов, под влиянием которых в теле происходят большие физиологические изменения. В связи с этим Декарт уделяет большое внимание психофизиологии чувств, описывает телесные проявления, физиологические компоненты страстей (изменения пульса, дыхания и др.).
Источники страстей разнообразны, но главным являются воздействия внешних предметов. Чувства, по Декарту, предметны, в этом их главная особенность. Декарт различал первичные и вторичные страсти. Первичные страсти появляются в душе при ее соединении с телом и суть следующие шесть: удивление, желание, любовь, ненависть, радость, печаль. Их назначение – сигнализировать душе, что полезно телу, а что вредно. Они при- общают нас к истинным благам, если возникают на истинном основании, и совершенствуют нас. Все прочие страсти являются видами первичных и образуются при жизни.
Значение страстей велико. От них зависит наслаждение жизнью. Однако страсти имеют и недостатки. «Страсть не всегда приносит пользу, потому что имеется много как вредных для тела вещей, не вызывающих сначала никакой печали и даже радующих человека, так и других действительно полезных, но сначала неприятных вещей. Кроме того, добро и зло, связанные с этими вещами, кажутся более значительными, чем есть на самом деле; они побуждают нас домогаться одного и избегать другого с большим, чем следует, рвением». Возникает задача воспитания страстей. Декарт уверен в неограниченных возможностях человека в отношении воспитания страстей:
«...люди даже со слабой душой могли бы приобрести неограниченную власть над всеми своими страстями, если бы приложили достаточно старания, чтобы их дисциплинировать и руководить ими». Однако на страсть нельзя воздействовать непосредственно: недостаточно одного желания для того, чтобы вызвать в себе храбрость или уничтожить страх. Средствами в борьбе с нежелательными страстями являются разум и воля. От разума зависит знание жизни, на котором основывается оценка предметов, а от воли – возможность отделить мысль о предмете от движений животных духов, возникших от этого предмета, и связать их с другой мыслью о нем (Ждан А.Н.).
III этап – Вторая половина XIX века
Массовая наркотизация. Развитие учения о рефлексе. Изучение нервной
системы. Внедрение биологических знаний в психологию, формирование
экспериментальной методологии исследования. Психометрия. Яркие
литературные описания адциктивных состояний. Новые технологии
обработки наркотических веществ, первые наблюдения опиомании.
14
Армии Наполеона в начале XIX века привезли канабис (гашиш, марихуану) из Египта во Францию. Авангардные художники и литераторы в
Париже ритуализируют прием этого психоактивного вещества и в 1844 году был учрежден «Клуб гашишистов». Прогресс в химических науках актуализировал попытки лабораторного синтеза новых соединений и выделения химически чистых препаратов.
Первая массовая вспышка наркомании в Европе относится к 1840 году.
Именно тогда в Англии были приняты «усиленные меры в пользу трезвости».
Естественно в процессе ограничения возможностей пития и дороговизны алкоголя народные массы быстро нашли замену выпивке в наркотиках.
Спрос на опиум мгновенно возрос, и аптекари в промышленных английских городах стали быстро наживать хорошие состояния, продавая невиданное прежде количество опиумных пилюль для рабочих, которым спиртное стало не по карману.
Ежегодное употребление опиума в Англии в 1859 году составляло 61 тысячу фунтов, то есть приблизительно 27 с половиной тонн. Средней дозой для взрослого человека считаются 30 граммов в день. Исходя из ежедневного приема этой дозы, опиум употребляли 5 процентов британцев. Количество точек розничной торговли, где продавался опиум, в Англии в это время оценивается от 16 до 25 тысяч.
В XIX веке развитие учения об аддиктивном поведении связано с новыми технологиями обработки опийного мака. В 1803 году ганноверский фармацевт А. Sertürner выделил из мака алкалоид морфин, который практически сразу стал применяться в медицине в качестве седативного и анальгезирующего средства, а через полвека был изобретен шприц, что сделало возможным парентеральное введение лекарств. Т. De Quincey (1822, цит. по А. Lindensmith, 1975) указал, что привычка к приему опиума весьма сильна и вырабатывается в течение 20 дней. «После этого срока эта привычка может подвинуть человека на самые экстраординарные поступки... Если в субботу Вы не едите опиум, то в воскресенье – вы едок вдвойне...». Однако Т.
De Quincey обращал внимание на то, что формирование аддикции зависит от конституциональных свойств психики.
В середине века опиомания становится социальной проблемой в Китае, который в то время был колонизирован Великобританией и Францией. Ни шелк, ни пряности, ни золото не вызывали столь живого интереса со стороны местных и колониальных властей. Борьба за рынок легальных опиатов вылилась в две Опиумные войны – 1839-1842 и 1856 гг. соответственно.
Хотя употребление опиума в Азии исчисляется тысячелетиями, всеобщее его использование начинается только в XVIII веке, после того, как на рынки континента вышла английская Ост-Индская Компания, которая владела монополией на производство опиума. В 1772 году генерал- губернатор Бенгалии Уоррен Гастингс начинает выгоднейшую торговлю