ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.07.2021

Просмотров: 616

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

61

 

культуры

 

поддерживать

 

это

 

право

Подтекст

 – 

внутренний

добавочный

скрытый

отличный

 

от

 

прямого

 

значения

 

смысл

который

 

восстанавливается

 

на

 

основе

 

контекста

 

с

 

учетом

 

ситуации

Поп

-

культура

 

(

англ

. popular culture – 

популярная

общедос

-

тупная

 

культура

) – 

совокупность

 

неоавангардистских

 

взглядов

 

на

 

искусство

отрицание

 

художественно

-

эстетического

 

опыта

 

стар

-

ших

 

и

 

предшествующих

 

поколений

поиск

 

новых

 

форм

 

в

 

искус

-

стве

стиле

 

жизни

выражающих

 

мировоззренческий

 

протест

 

мо

-

лодежи

 

против

 

ханжеской

 

морали

 

современного

 

западного

 

обще

-

ства

Порядок

 

культурный

 

– 

в

 

научной

 

литературе

 

понимается

 

как

 

совокупность

 

мировоззренческих

 

оснований

особый

 

образ

-

ный

 

и

 

концептуальный

 

язык

 

(

искусства

 

либо

 

науки

). 

Варианты

 

П

к

. – 

письменность

устный

 

язык

жанр

 

искусства

научная

 

идея

эзотерическое

 

учение

миф

 

и

 

т

.

д

Постмодернизм

  (

букв

то

что

 

после

 

современности

модер

-

на

) – 

общее

 

направление

 

современной

 

европейской

 

культуры

сформировавшееся

 

в

 70 – 80-

е

 

гг

Возникновение

 

постмодерни

-

стских

 

тенденций

 

в

 

культуре

 

было

 

связано

 

с

 «

усталостью

 

от

 

про

-

гресса

». 

Постструктурализм

 

– 

плюралистическое

 

направление

 

в

 

фи

-

лософском

 

и

 

социогуманитарном

 

знании

получившее

 

развитие

 

в

 

70 – 80-

х

 

гг

в

 

форме

 

критики

преодоления

 

структурализма

 

или

 

его

  «

второй

 

волны

». 

В

 

П

нашло

 

выражение

 

общее

 

состояние

 

культуры

 

духовной

 

западного

 

общества

 – 

падение

 

престижа

 

нау

-

ки

утрата

 

веры

 

в

 

социальный

 

прогресс

дегуманизация

 

общест

-

венных

 

отношений

Предание

 – 

жанр

 

фольклора

устный

 

рассказ

который

 

со

-

держит

 

сведения

 

об

 

исторических

 

лицах

событиях

передающие

-

ся

 

из

 

поколения

 

в

 

поколение

Возникнув

 

нередко

 

из

 

рассказа

 

оче

-

видца

П

при

 

передаче

 

подвергается

 

вольной

 

интерпретации

Преемственность

 – 

основа

 

связи

 

настоящего

прошлого

 

и

 

будущего

 

в

 

историческом

 

развитии

 

культуры

Суть

 

П

в

 

том

что

 

при

 

переходе

 

от

 

одних

 

этапов

 

развития

 

культуры

 

к

 

последующим

 


background image

62

 

происходит

 

сохранение

закрепление

 

и

 

формирование

 

историче

-

ской

 

предопределенности

 

возникновения

 

культурного

 

выбора

 

тех

 

или

 

иных

 

феноменов

отдельных

 

сторон

характеристик

 

куль

-

турного

 

процесса

 

в

 

целом

В

 

искусстве

 

П

представляет

 

собой

 

характеристику

 

акта

 

и

 

результата

 

художественного

 

творчества

 

со

 

стороны

 

освоения

 

традиции

Предметное

 

выражение

 

П

в

 

искус

-

стве

 

может

 

встречаться

 

в

 

жанре

каноне

образе

теме

мотиве

приеме

 

и

 

т

.

п

Прекрасное

 

и

 

безобразное

 

– 

центральные

 

категории

 

эстети

-

ки

П

. – 

характеризует

 

явления

обладающие

 

высшей

 

эстетиче

-

ской

 

ценностью

оно

 

тесно

 

связано

 

с

 

понятием

 

эстетического

 

идеала

Б

. – 

эстетическая

 

категория

противоположная

 

П

Просвещение

  (

франц

. Siècle de lumières) – 

политическая

 

идеология

философия

 

и

 

культура

 

эпохи

 

крушения

 

феодализма

 

и

 

утверждения

 

капиталистического

 

общества

Как

 

историко

-

эстетическое

 

понятие

П

отражает

 

общность

 

эстетических

 

взгля

-

дов

 

философов

 

и

 

деятелей

 

европейского

 

искусства

 

XVIII 

в

Ос

-

новные

 

черты

 

идейно

-

культурного

 

движения

 

П

.: 

стремление

 

че

-

ловеческого

 

разума

 

проникнуть

 

в

 

тайны

 

бытия

поиск

 

гармонии

 

индивидуальной

 

и

 

общественной

 

жизни

вера

 

в

 

искусство

 

как

 

средство

 

достижения

 

такой

 

гармонии

Пространство

 

и

 

время

 

в

 

искусстве

 

– 

категории

с

 

помощью

 

которых

 

в

 

истории

 

эстетики

 

классифицировались

 

виды

 

искус

-

ства

 

(

определяемые

 

соответственно

 

как

 

пространственные

в

 

ко

-

торых

 

не

 

обнаруживается

 

движение

архитектура

скульптура

живопись

графика

и

 

временные

музыка

пантомима

балет

драма

 

и

 

т

.

п

.). 

В

 

современной

 

эстетике

 

и

 

искусствознании

 

такая

 

классификация

 

подвергается

 

пересмотру

так

 

как

 

человеческое

 

восприятие

 

пространственных

 

изображений

 

всегда

 

осуществля

-

ется

 

во

 

времени

 
 

Р

 

 

Реализм

  (

от

 

позднелат

. realis – 

вещественный

действитель

-


background image

63

 

ный

) – 

творческий

 

принцип

на

 

основе

 

которого

 

характеры

 

и

 

об

-

стоятельства

 

в

 

художественных

 

произведениях

 

объясняются

 

со

-

циально

-

исторически

а

 

их

 

закономерная

 

причинная

 

связь

 (

соци

-

альный

 

детерминизм

раскрывается

 

в

 

качественном

 

и

 

самоцен

-

ном

 

развитии

 

соответственно

 

первичной

 

социальной

 

реальности

Р

как

 

творческий

 

метод

 

начал

 

формироваться

 

в

 20 – 30 

гг

. XIX 

в

(

О

Бальзак

П

Мериме

А

Пушкин

 

и

 

др

.). 

Религия

 (

лат

. religio – 

набожность

святыня

предмет

 

культа

) – 

мировоззрение

 

и

 

мироощущение

а

 

также

 

соответствующее

 

пове

-

дение

 

и

 

специфические

 

действия

основанные

 

на

 

вере

 

в

 

сущест

-

вование

 

Бога

 

или

 

богов

священного

т

.

е

той

 

или

 

иной

 

разновид

-

ности

 

сверхъестественного

Наиболее

 

ранние

 

проявления

 

Р

. – 

ма

-

гия

тотемизм

фетишизм

анимизм

Исторические

 

формы

 

разви

-

тия

 

Р

.: 

племенные

этнические

мировые

  (

буддизм

христианст

-

во

ислам

). 

Риторика

  (

от

 

греч

. rhetorike) – 

ораторское

 

искусство

В

 

ис

-

тории

 

духовной

 

культуры

 

Р

предшествовала

 

педагогике

 

и

 

вы

-

ступала

 

формой

 

развития

 

древнегреческой

 

философии

Р

была

 

приведена

 

в

 

стройную

 

систему

 

софистами

В

 

учебных

 

планах

предусмотренных

 

университетским

 

образованием

Р

являлась

 

специальной

 

исциплиной

входящей

 

в

 

тривиум

 

(

наряду

 

с

 

логи

-

кой

 

и

 

грамматикой

). 

д

Ритуал

 (

лат

. ritualis – 

обрядовый

) – 

часть

 

культуры

 

общест

-

ва

тесно

 

связанная

 

с

 

традициями

 

и

 

обычаями

образующая

 

вме

-

сте

 

с

 

ними

 

нормативную

 

систему

 

поведения

принятую

 

в

 

данной

 

общности

Р

. – 

исторически

 

сложившаяся

стереотипная

 

форма

 

массового

 

поведения

имеющая

 

церемониальный

 

характер

Р

связан

 

с

 

важнейшими

 

событиями

 

социальной

семейной

 

и

 

духов

-

ной

 

жизни

 

общества

Важнейшими

 

социально

-

психологическими

 

функциями

 

Р

являются

укрепление

 

сплоченности

 

группы

трансляция

 

опыта

социальных

 

и

 

трудовых

 

навыков

 

от

 

поколения

 

к

 

поколению

социализация

развлечение

 

и

 

отдых

удовлетворе

-

ние

 

эстетических

 

потребностей

Рококо

 

(

от

 

франц

. rocaille – 

раковина

) – 

стиль

 

в

 

западноев

-

ропейском

 

искусстве

 XVIII 

в

., 

развивавшийся

 

промежуточный

 

период

 

между

 

барокко

 

и

 

классицизмом

.

 


background image

64

 

Роман

 

(

франц

. roman) – 

разновидность

 

художественно

-

прозаического

 

слова

возникшая

 

вместе

 

с

 

децентрализацией

 

сло

-

весно

-

идеологического

 

мира

с

 

расслоением

 

единого

 

языка

 

куль

-

туры

 

на

 

различные

 

словесно

-

идеологические

 

миры

В

 

отличие

 

от

 

поэтического

 

монолога

 

Р

представляет

 

собой

 

разноречивое

 

и

 

многостилевое

 

явление

В

 

Р

органически

 

сочетаются

 

различные

 

стили

 

и

 

языковые

 

манеры

прямое

авторское

 

повествование

сти

-

листически

 

индивидуализированные

 

речи

 

героев

 

и

 

т

.

п

Романтизм

 

(

франц

. romantisme) – 

идейное

 

и

 

художественное

 

движение

 

в

 

европейской

 

культуре

охватившее

 

все

 

виды

 

искус

-

ства

 

и

 

науку

 

в

 

конце

 XVIII – 

нач

. XIX 

вв

под

 

влиянием

 

Великой

 

французской

 

революции

Р

пришел

 

на

 

смену

 

эпохе

 

Просвеще

-

ния

Для

 

него

 

характерны

отвержение

 

повседневной

 

жизни

 

как

 

бесцветной

 

и

 

прозаической

стремление

 

ко

 

всему

 

необычному

фантастическому

тяга

 

к

 

возвышенному

 

изображению

 

прошлых

 

лет

Обыденной

 

жизни

 

Р

противопоставляет

 

сильные

 

страсти

 

(

романтическая

 

концепция

 

любви

и

 

жизнь

 

духа

Посредством

 

иронии

  (

как

 

осознания

 

неосуществимости

 

романтических

 

идеа

-

лов

 

и

 

взаимовраждебности

 

мечты

 

и

 

идеалов

в

 

Р

раскрываются

 

глубина

 

и

 

антиномичность

 

внутреннего

 

мира

 

человека

Человек

 – 

это

 

малая

 

вселенная

микрокосм

Индивидуализированная

 

лич

-

ность

 

внутренне

 

бесконечна

Отсюда

 

сущностная

 

черта

 

романти

-

ческого

 

искусства

 – 

напряженный

 

интерес

 

к

 

переливам

 

сильных

 

и

 

ярких

 

чувств

к

 

тайным

 

движениям

 

души

к

 «

ночной

» 

ее

 

сторо

-

не

к

 

художественному

 

изображению

 

интуитивного

бессозна

-

тельного

Рыцарская

 

культура

 

(

нем

. Ritter 

от

 

старогерм

. riter – 

всад

-

ник

) – 

субкультура

 

привилегированного

 

сословия

 

в

 

странах

 

За

-

падной

 

и

 

Центральной

 

Европы

 

в

 

средние

 

века

  (

наивысший

 

рас

-

цвет

 

в

 XII – XIV 

вв

.). 

Р

к

складывалась

 

на

 

основе

 

особого

 

ры

-

царского

 

воспитания

которое

 

включало

 

религиозное

 

образова

-

ние

обучение

 

придворному

 

этикету

 

и

 «

семи

 

рыцарским

 

добро

-

детелям

» (

верховой

 

езде

фехтованию

владению

 

копьем

плава

-

нию

охоте

игре

 

в

 

шашки

сочинению

 

стихов

 

и

 

пению

 

в

 

честь

 

дамы

 

сердца

). 

Р

к

связана

 

с

 

появлением

 

куртуазной

 

литерату

-

ры

 

(

рыцарский

 

роман

песни

лэ

), 

в

 

которых

 

центральным

 

героем

 

является

 

рыцарь

его

 

подвиги

 

во

 

имя

 

собственной

 

славы

любви


background image

65

 

религиозно

-

нравственных

 

идеалов

 

и

 

принципов

Рэди

-

мейд

 

(

англ

. ready – 

готовый

 + made – 

сделано

) – 

бук

-

вально

 

готовое

 

изделие

Понятие

характеризуемое

 

использова

-

нием

 

художником

 

подлинных

 

предметов

 

в

 

качестве

 

произведе

-

ния

 

искусства

Применение

 

в

 

изобразительном

 

искусстве

 

Р

.-

м

явилось

 

одним

 

из

  «

технологических

» 

источников

 

инвайронмен

-

та

инсталляции

поп

-

арта

 
 

С

 

 

Сакральный

 (

лат

. sacer – 

священный

) – 

относящийся

 

к

 

вере

религиозному

 

культу

напр

., 

обряд

запрет

предмет

текст

 

и

 

т

.

д

Салон

салонная

 

культура

 

(

франц

. salon – 

зал

) – 

гостиная

 

для

 

приема

 

гостей

литературно

-

художественный

 

или

 

политиче

-

ский

 

кружок

периодическая

 

выставка

 

современного

 

искусства

зал

помещение

 

для

 

демонстрации

 

и

 

продажи

 

произведений

 

ис

-

кусства

 

и

 

художественных

 

изделий

Сарказм

 (

греч

. sarkasmos 

от

 sarkazo, 

буквально

, – 

рву

 

мясо

– 

элемент

 

смеховой

 

культуры

язвительная

 

насмешка

когда

 

ос

-

меиваемому

 

предмету

явлению

сперва

 

приписывается

 

положи

-

тельное

 

качество

а

 

затем

 

здесь

 

же

 

оно

 

и

 

отрицается

С

. – 

высшая

 

степень

 

иронии

вид

 

комического

суждение

содержащее

 

унич

-

тожающую

 

насмешку

Свобода

 – 

возможность

 

человека

 

овладевать

 

достижениями

 

культуры

самостоятельный

 

выбор

 

своей

 

реализации

 

как

 

лично

-

сти

С

. – 

понятие

 

историческое

Секуляризация

  (

лат

. saecularis – 

мирской

светский

) – 

про

-

цесс

 

освобождения

 

культуры

 

от

 

монополии

 

религиозной

 

идеоло

-

гии

Начиная

 

с

 

культуры

 

нового

 

времени

 

происходила

С

науки

искусства

морали

образования

 

и

 

т

.

д

Семиология

 – 

общая

 

теория

 

знаков

изучающая

 

способы

 

коммуникации

 

между

 

людьми

 

посредством

 

знаков

 

или

 

языка