ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.07.2021
Просмотров: 616
Скачиваний: 1
61
культуры
поддерживать
это
право
.
Подтекст
–
внутренний
,
добавочный
,
скрытый
,
отличный
от
прямого
значения
смысл
,
который
восстанавливается
на
основе
контекста
с
учетом
ситуации
.
Поп
-
культура
(
англ
. popular culture –
популярная
,
общедос
-
тупная
культура
) –
совокупность
неоавангардистских
взглядов
на
искусство
,
отрицание
художественно
-
эстетического
опыта
стар
-
ших
и
предшествующих
поколений
,
поиск
новых
форм
в
искус
-
стве
,
стиле
жизни
,
выражающих
мировоззренческий
протест
мо
-
лодежи
против
ханжеской
морали
современного
западного
обще
-
ства
.
Порядок
культурный
–
в
научной
литературе
понимается
как
совокупность
мировоззренческих
оснований
,
особый
образ
-
ный
и
концептуальный
язык
(
искусства
либо
науки
).
Варианты
П
.
к
. –
письменность
,
устный
язык
,
жанр
искусства
,
научная
идея
,
эзотерическое
учение
,
миф
и
т
.
д
.
Постмодернизм
(
букв
.
то
,
что
после
современности
,
модер
-
на
) –
общее
направление
современной
европейской
культуры
,
сформировавшееся
в
70 – 80-
е
гг
.
Возникновение
постмодерни
-
стских
тенденций
в
культуре
было
связано
с
«
усталостью
от
про
-
гресса
».
Постструктурализм
–
плюралистическое
направление
в
фи
-
лософском
и
социогуманитарном
знании
,
получившее
развитие
в
70 – 80-
х
гг
.
в
форме
критики
,
преодоления
структурализма
или
его
«
второй
волны
».
В
П
.
нашло
выражение
общее
состояние
культуры
духовной
западного
общества
–
падение
престижа
нау
-
ки
,
утрата
веры
в
социальный
прогресс
,
дегуманизация
общест
-
венных
отношений
.
Предание
–
жанр
фольклора
,
устный
рассказ
,
который
со
-
держит
сведения
об
исторических
лицах
,
событиях
,
передающие
-
ся
из
поколения
в
поколение
.
Возникнув
нередко
из
рассказа
оче
-
видца
,
П
.
при
передаче
подвергается
вольной
интерпретации
.
Преемственность
–
основа
связи
настоящего
,
прошлого
и
будущего
в
историческом
развитии
культуры
.
Суть
П
.
в
том
,
что
при
переходе
от
одних
этапов
развития
культуры
к
последующим
62
происходит
сохранение
,
закрепление
и
формирование
историче
-
ской
предопределенности
возникновения
культурного
выбора
тех
или
иных
феноменов
,
отдельных
сторон
,
характеристик
куль
-
турного
процесса
в
целом
.
В
искусстве
П
.
представляет
собой
характеристику
акта
и
результата
художественного
творчества
со
стороны
освоения
традиции
.
Предметное
выражение
П
.
в
искус
-
стве
может
встречаться
в
жанре
,
каноне
,
образе
,
теме
,
мотиве
,
приеме
и
т
.
п
.
Прекрасное
и
безобразное
–
центральные
категории
эстети
-
ки
.
П
. –
характеризует
явления
,
обладающие
высшей
эстетиче
-
ской
ценностью
,
оно
тесно
связано
с
понятием
эстетического
идеала
.
Б
. –
эстетическая
категория
,
противоположная
П
.
Просвещение
(
франц
. Siècle de lumières) –
политическая
идеология
,
философия
и
культура
эпохи
крушения
феодализма
и
утверждения
капиталистического
общества
.
Как
историко
-
эстетическое
понятие
,
П
.
отражает
общность
эстетических
взгля
-
дов
философов
и
деятелей
европейского
искусства
XVIII
в
.
Ос
-
новные
черты
идейно
-
культурного
движения
П
.:
стремление
че
-
ловеческого
разума
проникнуть
в
тайны
бытия
,
поиск
гармонии
индивидуальной
и
общественной
жизни
,
вера
в
искусство
как
средство
достижения
такой
гармонии
.
Пространство
и
время
в
искусстве
–
категории
,
с
помощью
которых
в
истории
эстетики
классифицировались
виды
искус
-
ства
(
определяемые
соответственно
как
пространственные
,
в
ко
-
торых
не
обнаруживается
движение
:
архитектура
,
скульптура
,
живопись
,
графика
,
и
временные
:
музыка
,
пантомима
,
балет
,
драма
и
т
.
п
.).
В
современной
эстетике
и
искусствознании
такая
классификация
подвергается
пересмотру
,
так
как
человеческое
восприятие
пространственных
изображений
всегда
осуществля
-
ется
во
времени
.
Р
Реализм
(
от
позднелат
. realis –
вещественный
,
действитель
-
63
ный
) –
творческий
принцип
,
на
основе
которого
характеры
и
об
-
стоятельства
в
художественных
произведениях
объясняются
со
-
циально
-
исторически
,
а
их
закономерная
причинная
связь
(
соци
-
альный
детерминизм
)
раскрывается
в
качественном
и
самоцен
-
ном
развитии
соответственно
первичной
социальной
реальности
.
Р
.
как
творческий
метод
начал
формироваться
в
20 – 30
гг
. XIX
в
.
(
О
.
Бальзак
,
П
.
Мериме
,
А
.
Пушкин
и
др
.).
Религия
(
лат
. religio –
набожность
,
святыня
,
предмет
культа
) –
мировоззрение
и
мироощущение
,
а
также
соответствующее
пове
-
дение
и
специфические
действия
,
основанные
на
вере
в
сущест
-
вование
Бога
или
богов
,
священного
,
т
.
е
.
той
или
иной
разновид
-
ности
сверхъестественного
.
Наиболее
ранние
проявления
Р
. –
ма
-
гия
,
тотемизм
,
фетишизм
,
анимизм
.
Исторические
формы
разви
-
тия
Р
.:
племенные
,
этнические
,
мировые
(
буддизм
,
христианст
-
во
,
ислам
).
Риторика
(
от
греч
. rhetorike) –
ораторское
искусство
.
В
ис
-
тории
духовной
культуры
Р
.
предшествовала
педагогике
и
вы
-
ступала
формой
развития
древнегреческой
философии
.
Р
.
была
приведена
в
стройную
систему
софистами
.
В
учебных
планах
,
предусмотренных
университетским
образованием
,
Р
.
являлась
специальной
исциплиной
,
входящей
в
тривиум
(
наряду
с
логи
-
кой
и
грамматикой
).
д
Ритуал
(
лат
. ritualis –
обрядовый
) –
часть
культуры
общест
-
ва
,
тесно
связанная
с
традициями
и
обычаями
,
образующая
вме
-
сте
с
ними
нормативную
систему
поведения
,
принятую
в
данной
общности
.
Р
. –
исторически
сложившаяся
,
стереотипная
форма
массового
поведения
,
имеющая
церемониальный
характер
.
Р
.
связан
с
важнейшими
событиями
социальной
,
семейной
и
духов
-
ной
жизни
общества
.
Важнейшими
социально
-
психологическими
функциями
Р
.
являются
:
укрепление
сплоченности
группы
,
трансляция
опыта
,
социальных
и
трудовых
навыков
от
поколения
к
поколению
,
социализация
,
развлечение
и
отдых
,
удовлетворе
-
ние
эстетических
потребностей
.
Рококо
(
от
франц
. rocaille –
раковина
) –
стиль
в
западноев
-
ропейском
искусстве
XVIII
в
.,
развивавшийся
промежуточный
период
между
барокко
и
классицизмом
.
64
Роман
(
франц
. roman) –
разновидность
художественно
-
прозаического
слова
,
возникшая
вместе
с
децентрализацией
сло
-
весно
-
идеологического
мира
,
с
расслоением
единого
языка
куль
-
туры
на
различные
словесно
-
идеологические
миры
.
В
отличие
от
поэтического
монолога
Р
.
представляет
собой
разноречивое
и
многостилевое
явление
.
В
Р
.
органически
сочетаются
различные
стили
и
языковые
манеры
:
прямое
,
авторское
повествование
,
сти
-
листически
индивидуализированные
речи
героев
и
т
.
п
.
Романтизм
(
франц
. romantisme) –
идейное
и
художественное
движение
в
европейской
культуре
,
охватившее
все
виды
искус
-
ства
и
науку
в
конце
XVIII –
нач
. XIX
вв
.
под
влиянием
Великой
французской
революции
.
Р
.
пришел
на
смену
эпохе
Просвеще
-
ния
.
Для
него
характерны
:
отвержение
повседневной
жизни
как
бесцветной
и
прозаической
,
стремление
ко
всему
необычному
,
фантастическому
,
тяга
к
возвышенному
изображению
прошлых
лет
.
Обыденной
жизни
Р
.
противопоставляет
сильные
страсти
(
романтическая
концепция
любви
)
и
жизнь
духа
.
Посредством
иронии
(
как
осознания
неосуществимости
романтических
идеа
-
лов
и
взаимовраждебности
мечты
и
идеалов
)
в
Р
.
раскрываются
глубина
и
антиномичность
внутреннего
мира
человека
.
Человек
–
это
малая
вселенная
,
микрокосм
.
Индивидуализированная
лич
-
ность
внутренне
бесконечна
.
Отсюда
сущностная
черта
романти
-
ческого
искусства
–
напряженный
интерес
к
переливам
сильных
и
ярких
чувств
,
к
тайным
движениям
души
,
к
«
ночной
»
ее
сторо
-
не
,
к
художественному
изображению
интуитивного
,
бессозна
-
тельного
.
Рыцарская
культура
(
нем
. Ritter
от
старогерм
. riter –
всад
-
ник
) –
субкультура
привилегированного
сословия
в
странах
За
-
падной
и
Центральной
Европы
в
средние
века
(
наивысший
рас
-
цвет
в
XII – XIV
вв
.).
Р
.
к
.
складывалась
на
основе
особого
ры
-
царского
воспитания
,
которое
включало
религиозное
образова
-
ние
,
обучение
придворному
этикету
и
«
семи
рыцарским
добро
-
детелям
» (
верховой
езде
,
фехтованию
,
владению
копьем
,
плава
-
нию
,
охоте
,
игре
в
шашки
,
сочинению
стихов
и
пению
в
честь
дамы
сердца
).
Р
.
к
.
связана
с
появлением
куртуазной
литерату
-
ры
(
рыцарский
роман
,
песни
,
лэ
),
в
которых
центральным
героем
является
рыцарь
,
его
подвиги
во
имя
собственной
славы
,
любви
,
65
религиозно
-
нравственных
идеалов
и
принципов
.
Рэди
-
мейд
(
англ
. ready –
готовый
+ made –
сделано
) –
бук
-
вально
готовое
изделие
.
Понятие
,
характеризуемое
использова
-
нием
художником
подлинных
предметов
в
качестве
произведе
-
ния
искусства
.
Применение
в
изобразительном
искусстве
Р
.-
м
.
явилось
одним
из
«
технологических
»
источников
инвайронмен
-
та
,
инсталляции
,
поп
-
арта
.
С
Сакральный
(
лат
. sacer –
священный
) –
относящийся
к
вере
,
религиозному
культу
,
напр
.,
обряд
,
запрет
,
предмет
,
текст
и
т
.
д
.
Салон
,
салонная
культура
(
франц
. salon –
зал
) –
гостиная
для
приема
гостей
,
литературно
-
художественный
или
политиче
-
ский
кружок
;
периодическая
выставка
современного
искусства
;
зал
,
помещение
для
демонстрации
и
продажи
произведений
ис
-
кусства
и
художественных
изделий
.
Сарказм
(
греч
. sarkasmos
от
sarkazo,
буквально
, –
рву
мясо
)
–
элемент
смеховой
культуры
,
язвительная
насмешка
,
когда
ос
-
меиваемому
предмету
,
явлению
,
сперва
приписывается
положи
-
тельное
качество
,
а
затем
здесь
же
оно
и
отрицается
.
С
. –
высшая
степень
иронии
,
вид
комического
,
суждение
,
содержащее
унич
-
тожающую
насмешку
.
Свобода
–
возможность
человека
овладевать
достижениями
культуры
,
самостоятельный
выбор
своей
реализации
как
лично
-
сти
.
С
. –
понятие
историческое
.
Секуляризация
(
лат
. saecularis –
мирской
,
светский
) –
про
-
цесс
освобождения
культуры
от
монополии
религиозной
идеоло
-
гии
.
Начиная
с
культуры
нового
времени
происходила
.
С
.
науки
,
искусства
,
морали
,
образования
и
т
.
д
.
Семиология
–
общая
теория
знаков
,
изучающая
способы
коммуникации
между
людьми
посредством
знаков
или
языка
,