ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 31.07.2021
Просмотров: 321
Скачиваний: 1
6
Требования
к
результатам
освоения
дисциплины
В
совокупности
с
другими
дисциплинами
базовой
части
ФГОС
ВПО
дисциплина
«
Философия
»
направлена
на
формирование
следующих
об
-
щекультурных
(
ОК
)
и
профессиональных
(
ПК
)
компетенций
бакалавра
экономики
:
способен
понимать
и
анализировать
мировоззренческие
,
социально
и
личностно
значимые
философские
проблемы
(
ОК
-2);
способен
понимать
движущие
силы
и
закономерности
историческо
-
го
процесса
;
события
и
процессы
экономической
истории
;
место
и
роль
своей
страны
в
истории
человечества
и
в
современном
мире
(
ОК
-3);
способен
анализировать
социально
значимые
проблемы
и
процес
-
сы
,
происходящие
в
обществе
и
прогнозировать
возможное
их
развитие
в
будущем
(
ОК
-4);
способен
логически
верно
,
аргументировано
и
ясно
строить
устную
и
письменную
речь
(
ОК
-6);
способнее
к
саморазвитию
,
повышению
своей
квалификации
и
мас
-
терства
(
ОК
-9);
осознает
социальную
значимость
своей
будущей
профессии
(
ОК
-11);
способен
понимать
сущность
и
значение
информации
в
развитии
современного
общества
(
ОК
-12);
владеет
основными
методами
,
способами
и
средствами
получения
,
хранения
,
переработки
информации
(
ОК
-13);
способен
следовать
этическим
и
правовым
нормам
,
обладает
толе
-
рантностью
,
готов
к
социальной
адаптации
,
критическому
переосмысле
-
нию
своего
социального
опыта
(
ОК
);
способен
осуществлять
сбор
,
анализ
и
обработку
данных
,
необхо
-
димых
для
решения
поставленных
задач
,
включая
экономические
(
ПК
-4);
В
результате
освоения
содержания
дисциплины
«
Философия
»
студент
должен
:
Знать
основные
философские
понятия
и
категории
,
закономерности
развития
природы
,
общества
и
мышления
;
основные
направления
,
проблемы
,
теории
и
методы
философии
,
содержание
современных
философских
дискуссий
по
проблемам
соци
-
ально
-
экономического
развития
.
Уметь
применять
понятийно
-
категориальный
аппарат
,
основные
зако
-
ны
гуманитарных
и
социальных
наук
в
профессиональной
деятельности
;
формировать
и
аргументировано
отстаивать
собственную
пози
-
цию
по
различным
проблемам
философии
и
экономической
науки
и
практики
;
7
использовать
положения
и
категории
философии
для
оценивания
и
анализа
различных
социально
-
экономических
тенденций
,
фактов
и
явле
-
ний
.
Владеть
навыками
философского
мышления
для
выработки
системного
,
целостного
взгляда
на
проблемы
общества
;
навыками
восприятия
и
анализа
текстов
,
имеющих
философское
и
социально
-
экономическое
содержание
;
приемами
ведения
дискуссий
и
полемики
;
навыками
публичной
речи
и
письменного
аргументированного
изложения
собственной
точки
зрения
по
различным
проблемам
в
области
философии
и
экономики
;
Объем
дисциплины
и
виды
учебной
работы
Вид
учебной
работы
Часы
Лекции
(
Л
) 6
Семинарские
занятия
(
СЗ
) –
Самостоятельная
работа
,
в
т
.
ч
.
реферат
138
Вид
промежуточной
аттестации
(
экзамен
)
Общая
трудоемкость
дисциплины
144
Вид
промежуточной
аттестации
-
экзамен
С
ОДЕРЖАНИЕ
ДИСЦИПЛИНЫ
Раздел
1.
Философия
,
ее
предмет
и
место
в
культуре
Предмет
и
место
философии
.
Структура
философии
.
Основные
разде
-
лы
философии
.
Философия
как
форма
духовной
культуры
.
Философия
и
другие
способы
духовного
освоения
мира
:
религия
,
наука
,
искусство
,
идеология
,
мораль
.
Философствование
–
глубинная
потребность
человека
в
мире
.
Философия
как
смысложизненное
знание
,
любовь
к
мудрости
.
Спе
-
цифика
философского
знания
.
Функции
философии
.
Раздел
2.
Исторические
типы
философии
.
Философские
традиции
и
современные
дискуссии
2.1.
Возникновение
философии
.
Предпосылки
возникновения
и
ста
-
новления
философских
учений
в
древнейших
центрах
человеческой
циви
-
лизации
. (
Древний
Китай
,
Древняя
Индия
,
Древняя
Греция
,
Древняя
Русь
).
2.2.
Античная
философия
.
Социальные
и
духовные
условия
форми
-
рования
специфики
античной
философии
.
Космоцентризм
античной
фило
-
софии
,
основные
категории
.
Античный
материализм
и
идеализм
.
Средневековая
философия
.
Утверждение
христианства
.
Основные
принципы
и
этапы
развития
средневековой
философии
.
Августин
Аврелий
,
Фома
Аквинский
.
8
Философия
эпохи
Возрождения
.
Антропоцентризм
и
гуманизм
.
На
-
турфилософия
эпохи
Возрождения
.
2.3.
Философия
XVII-XIX
вв
.
Основные
черты
и
особенности
фило
-
софии
Нового
времени
.
Рационализм
и
эмпиризм
(
Р
.
Декарт
,
Б
.
Спиноза
,
В
.
Лейбниц
,
Р
.
Бэкон
,
Т
.
Гоббс
).
Философия
субъективного
идеализма
(
Дж
.
Беркли
,
Д
.
Юм
).
Философия
французского
Просвещения
XVIII
в
.
и
ее
основные
на
-
правления
.
Немецкая
классическая
философия
XIX
в
.
Основные
направления
и
идеи
(
И
.
Кант
,
Г
.
Гегель
,
Л
.
Фейербах
).
Неклассическая
идеалистическая
философия
(
А
.
Шопенгауэр
,
Ф
.
Ницше
,
В
.
Дильтей
).
Предпосылки
и
источники
возникновения
марксистской
философии
.
Диалектический
и
исторический
материализм
.
Концепции
обществен
-
но
-
экономической
формации
.
Экономическое
направление
марксистской
философии
.
2.4.
Современная
философия
.
Американский
прагматизм
.
Психоана
-
лиз
.
З
.
Фрейд
.
Проблема
бессознательного
.
Неофрейдизм
.
А
.
Адлер
,
Г
.
Юнг
,
Э
.
Фромм
,
В
.
Райх
.
Основные
направления
современной
позитиви
-
стской
философии
.
Герменевтика
.
Экзистенциализм
.
Атеистическое
и
ре
-
лигиозное
направления
.
2.5.
Русская
философия
.
Общая
характеристика
русской
философии
.
Этапы
развития
русской
философии
,
ее
школы
и
течения
.
Нравственно
-
антропологическая
направленность
русской
философии
.
Западники
и
сла
-
вянофилы
.
Философское
осмысление
вопроса
о
месте
России
славянофила
-
ми
(
А
.
С
.
Хомяков
,
И
.
В
.
Киреевский
,
К
.
С
.
Аксаков
)
и
западниками
(
П
.
Я
.
Чаа
-
даев
,
А
.
И
.
Герцен
,
В
.
Г
.
Белинский
).
Проблема
человека
,
его
природы
и
сущ
-
ности
,
смысла
жизни
и
предназначения
свободы
и
ответственности
.
Русские
религиозные
философы
о
двойственной
природе
человека
.
Философские
воззрения
великих
русских
писателей
Ф
.
М
.
Достоевского
и
Л
.
Н
.
Толстого
.
«
Философия
всеединства
»
Владимира
Соловьева
.
Русский
космизм
.
Н
.
Фе
-
доров
,
К
.
Циолковский
,
А
.
Чижевский
.
Раздел
3.
Философская
онтология
Онтология
как
учение
о
бытии
.
Категория
«
бытия
»
в
истории
фило
-
софской
мысли
.
Бытие
и
небытие
.
Многообразие
форм
бытия
в
живой
и
не
-
живой
природе
.
Монизм
и
плюрализм
.
Специфика
бытия
материального
и
идеального
.
Основные
формы
и
виды
бытия
.
Пространство
,
время
,
движе
-
ние
и
развитие
.
Специфика
человеческого
бытия
.
Бытие
и
сознание
.
Про
-
блема
сознания
в
философии
.
Сознание
и
бессознательное
в
философии
.
Знание
,
сознание
,
самосознание
.
Сознание
и
мозг
.
Сознание
как
инте
-
гральный
способ
выражения
отношения
человека
к
самому
себе
,
другому
человеку
,
к
миру
.
Структура
сознания
:
познавательная
и
эмоциональная
9
сферы
.
Сознание
–
субъективный
образ
объективного
мира
.
Воля
в
струк
-
туре
сознания
–
универсальный
регулятор
сознательной
деятельности
.
Мышление
.
Природа
мышления
.
Логика
и
язык
.
Роль
языка
в
разви
-
тии
общества
,
культуры
,
личности
.
Раздел
4.
Теория
познания
Познание
как
предмет
философского
анализа
.
Проблема
познаваемо
-
сти
мира
.
Субъект
и
объект
познания
.
Познавательные
способности
чело
-
века
.
Чувственное
и
рациональное
.
Истина
как
цель
познания
.
Понятие
ис
-
тины
.
Проблема
истины
в
философии
и
науке
.
Классическое
определение
истины
и
пути
его
философского
развития
:
теория
соответствия
(
коррес
-
понденция
)
и
теория
согласованности
(
когеренции
).
Практика
–
критерий
истинности
познания
.
Диалектика
абсолютности
и
относительности
практики
как
критерия
истины
.
Истина
как
процесс
.
Истина
и
оценка
.
Ценность
.
Познание
и
деятельность
.
Познание
,
творчество
,
практика
.
Вера
и
знание
.
Понимание
и
объяснение
.
Рациональное
и
иррациональное
в
по
-
знавательной
деятельности
.
Раздел
5.
Философия
и
методология
науки
Философия
и
наука
.
Проблема
«
сциентизма
-
антисциентизма
».
Крите
-
рии
научности
.
Структура
научного
знания
.
Эмпирические
и
теоретиче
-
ские
уровни
научного
познания
.
Роль
интуиции
в
научном
познании
.
Постпозитивистские
модели
развития
научного
знания
.
Верификация
и
фальсификация
.
Рост
научного
знания
и
проблема
научного
метода
.
На
-
учные
революции
и
смены
типов
рациональности
.
Сближение
идеалов
ес
-
тественно
-
научного
и
социально
-
гуманитарного
знания
.
Классификация
наук
и
ее
место
в
развитии
науки
.
Проблема
класси
-
фикации
в
экономической
науке
.
Математизация
науки
.
Компьютеризация
науки
,
новые
методы
исследования
информации
.
Свобода
научного
поиска
и
социальная
ответственность
ученого
.
Влияние
науки
на
образ
жизни
со
-
временного
человека
и
общества
.
Способы
управления
наукой
.
Раздел
6.
Социальная
философия
и
философия
истории
Философское
понимание
общества
и
его
истории
.
Соотношение
соци
-
альной
философии
и
общественных
наук
.
Специфика
социального
позна
-
ния
.
Структура
общества
:
понятие
социальной
стратификации
.
Понятие
общества
.
Общество
как
саморазвивающаяся
система
.
Проблема
происхо
-
ждения
общества
.
Сферы
общественной
жизни
.
Специфика
общества
.
Социальные
отношения
в
обществе
.
Источники
и
механизмы
социо
-
культурных
изменений
.
Концепции
К
.
Маркса
,
П
.
Сорокина
,
А
.
Тойнби
.
Гражданское
общество
.
Нация
и
государство
.
Формы
и
функции
госу
-
дарства
,
его
роль
в
развитии
общества
.
10
Культура
и
цивилизация
.
Понятие
культуры
.
Высшие
ценности
.
Рели
-
гия
,
мораль
,
искусство
.
Понятие
цивилизации
.
Типы
цивилизации
.
Традиционное
общество
и
техногенная
цивилизация
.
Концепции
локальных
цивилизаций
(
Н
.
Дани
-
левский
,
О
.
Шпенглер
,
А
.
Тойнби
).
Философия
истории
,
ее
предмет
и
генезис
идей
.
Движущие
силы
ис
-
торического
процесса
.
Соотношение
формационной
и
цивилизационной
парадигм
.
Общественные
,
политические
идеалы
и
их
историческая
судьба
.
Марксизм
как
теория
классового
общества
.
К
.
Поппер
– «
открытое
общество
».
Ф
.
Хайек
– «
свободное
общество
».
Современные
теории
индустриального
и
информационного
общества
(
Р
.
Арон
,
У
.
Ростоу
,
Дж
.
Гэлбрайт
,
Д
.
Белл
,
О
.
Тоффлер
,
Дж
.
Несбит
).
Раздел
7.
Философская
антропология
Человек
и
мир
в
современной
философии
.
Биосоциальная
природа
че
-
ловека
.
Специфика
философского
подхода
к
изучению
человека
.
Смысл
чело
-
веческого
бытия
,
смерть
и
бессмертие
.
Представление
о
человеке
в
раз
-
личных
культурах
.
Человек
.
Свобода
.
Творчество
.
Личность
с
точки
зрения
философии
.
Ценность
свободы
.
Проблема
человеческой
воли
.
Соотношение
свободы
и
творчества
.
Человек
в
системе
коммуникации
.
Человеческие
типы
как
система
ценностей
: «
труженик
», «
святой
», «
мечтатель
», «
творец
», «
прагматик
», «
ге
-
рой
», «
бунтарь
», «
скептик
», «
пророк
», «
бессребреник
».
Основные
тенденции
изучения
человека
–
биологические
,
психологические
,
социологические
.
Раздел
8.
Философия
экономики
Проблема
философии
и
экономики
в
истории
общественной
мысли
.
Соотношение
экономического
и
философского
.
Марксистская
альтернати
-
ва
созидательной
деятельности
общественного
человека
.
Проблема
исто
-
рического
выбора
в
русской
философской
мысли
.
Западничество
и
славя
-
нофильство
. XIX
век
.
Дискуссии
в
философии
Серебряного
века
русской
культуры
.
И
.
М
.
Сеченов
,
Д
.
И
.
Менделеев
,
И
.
И
.
Мечников
,
М
.
М
.
Ковалев
-
ский
об
экономическом
развитии
России
.
Русский
коммунизм
и
революция
.
Послеоктябрьская
Россия
:
нацио
-
нальная
катастрофа
или
новый
тип
цивилизации
.
Постперестроечная
Россия
и
современный
мир
.
Хозяйство
как
созида
-
тельная
деятельность
человека
.
Альтернативы
будущего
.
Экономика
и
информационное
общество
.
Компьютеризация
как
основа
новых
информационных
технологий
в
разви
-
тии
общества
.
Создание
принципиально
новой
цивилизации
–
высокораз
-
витого
индустриального
общества
.