ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.07.2021

Просмотров: 319

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

26 

НАУКА

 – 

форма

 

человеческих

 

знаний

составная

 

духовной

 

культуры

 

общества

система

 

понятий

 

о

 

явлениях

 

и

 

законах

 

действительности

особая

 

сфера

 

целенаправленной

 

человеческой

 

деятельности

которая

 

включает

 

ученых

 

с

 

их

 

знаниями

 

и

 

способностями

научные

 

учреждения

 

и

 

имеет

 

це

-

лью

 

исследования

 

на

 

основе

 

определенных

 

методов

 

познания

 

объективных

 

законов

 

развития

 

природы

общества

 

и

 

мышления

 

для

 

предвидения

 

и

 

пре

-

образования

 

действительности

 

в

 

интересах

 

общества

НЕОБХОДИМОСТЬ

 – 

философская

 

категория

отражающая

 

внут

-

ренние

устойчивые

существенные

 

связи

 

предметов

 

и

 

явлений

 

и

 

опреде

-

ляющая

 

их

 

закономерное

 

изменение

 

и

 

развитие

Существует

 

в

 

природе

 

и

 

обществе

 

в

 

форме

 

объективных

 

законов

НЕОГЕГЕЛЬЯНСТВО

 – 

обобщенная

 

характеристика

 

философских

 

идей

развившихся

 

в

 XIX – 

нач

. XX 

в

в

 

Западной

 

Европе

России

 

и

 

США

 

на

 

базе

 

теоретического

 

наследия

 

Гегеля

Идеал

 

неогегельянства

 – 

целост

-

ное

рационалистически

-

умозрительное

 

мировоззрение

объединяющее

 

диалектическим

 

образом

 

мышление

 

и

 

созерцание

 «

Бога

 

и

 

человека

». 

НЕОКАНТИАНСТВО

 

– 

обобщенная

 

характеристика

 

философских

 

идей

развитых

 

в

 

конце

 XIX – 

нач

. XX 

в

в

 

Западной

 

Европе

 

и

 

России

 

в

 

русле

 

теоретических

 

идей

 

И

.

Канта

Преодолевает

 

дуализм

 

кантовской

 

фи

-

лософии

 (

за

 

счет

 

отказа

 

от

 

идеи

 

объективного

 

существования

 «

вещей

 

в

 

се

-

бе

») 

и

 

усиления

 

субъективно

-

идеалистического

 

априоризма

 

в

 

теории

 

по

-

знания

этике

философии

 

права

 

и

 

психологии

НЕОПОЗИТИВИЗМ

 – 

одно

 

из

 

основных

 

направлений

 

философии

 

ХХ

 

в

., 

одна

 

из

 

современных

 

форм

 

позивитивизма

Лишает

 

философию

 

ее

 

предмета

считая

что

 

знание

 

о

 

действительности

 

дается

 

лишь

 

в

 

повседнев

-

ном

 

или

 

конкретно

-

научном

 

мышлении

а

 

философия

 

в

 

основном

 

возмож

-

на

 

только

 

как

 

деятельность

 

по

 

анализу

 

языка

в

 

которой

 

выражаются

 

ре

-

зультаты

 

этих

 

видов

 

мышления

НЕОТОМИЗМ

 

– 

философское

 

направление

 

в

 

католицизме

исходящее

 

из

 

учения

 

Фомы

 

Аквинского

 

и

 

являющееся

 

современным

 

этапом

 

в

 

развитии

 

томизма

С

 1879 

г

неотомизм

 

получил

 

официальное

 

признание

 

Ватикана

 

и

 

является

 

официальной

 

доктриной

 

Римской

 

католической

 

церкви

НЕОФРЕЙДИЗМ

 – 

направление

 

в

 

современной

 

философии

 

и

 

психоло

-

гии

Исходным

 

положением

 

неофрейдизма

 

является

 

так

 

называемый

 

прин

-

цип

 

социального

 

или

 

культурного

 

детермизма

который

в

 

отличие

 

от

 

биоло

-

гизма

 

Фрейда

исходит

 

от

 

личности

Центр

 

тяготения

 

психоанализа

 

перено

-

сится

 

из

 

внутрипсихических

 

процессов

 

на

 

межличностные

 

отношения

НОМИНАЛИЗМ

  (

от

 

лат

nomina

 – 

название

имя

) – 

направление

 

в

 

средневековой

 

философии

которое

 

считало

 

понятия

 

лишь

 

именами

В

 

противоположность

 

реализму

 

номиналисты

 

утверждали

что

 

реально

 

су

-

ществуют

 

лишь

 

отдельные

 

вещи

 

с

 

их

 

индивидуальными

 

качествами

НООСФЕРА

 (

от

 

греч

noos

 – 

ум

) – 

сфера

 

взаимодействия

 

природы

 

и

 

общества

в

 

границах

 

которой

 

разумная

 

человеческая

 

деятельность

 

стано

-


background image

27 

вится

 

определяющим

 

фактором

 

развития

Для

 

ноосферы

 

характерна

 

тесная

 

взаимосвязь

 

законов

 

природы

 

с

 

законами

 

мышления

 

и

 

социально

-

экономическими

 

законами

Термин

 

впервые

 

ввели

 

в

 

научный

 

оборот

 

в

 

нач

ХХ

 

в

французские

 

философы

 

Пьер

 

де

 

Шарден

 

и

 

Эжен

 

Леруа

Наш

 

сооте

-

чественник

 

В

.

И

.

Вернадский

 

создал

 

учение

 

о

 

ноосфере

 

как

 

о

 

высшем

 

этапе

 

развития

 

биосферы

НОУМЕН

  (

от

 

греч

noumenon

 – 

познаваемое

 

разумом

) – 

понятие

впервые

 

введенное

 

Платоном

В

 

философии

 

И

.

Канта

 

употребляется

 

для

 

обозначения

 

непознаваемых

 

сущностей

 «

вещей

 

в

 

себе

».

 

 

О

 

ОБЩЕСТВО

 

 

отделенная

 

от

 

природы

 

часть

 

материального

 

мира

представляющая

 

собой

 

исторически

 

развивающуюся

 

форму

 

жизнедеятель

-

ности

 

людей

ОБЪЕКТ

 (

от

 

лат

objectum

 – 

предмет

) – 

то

на

 

что

 

направлена

 

позна

-

вательная

 

и

 

преобразовательная

 

деятельность

 

человека

 (

субъекта

).

 

ОБЪЕКТИВНОЕ

 (

от

 

лат

objectum

 – 

предмет

) – 

характеристика

 

при

-

родной

 

и

 

социальной

 

действительности

 

как

 

таковой

существующей

 

вне

 

и

 

независимо

 

от

 

сознания

 

субъекта

ОБЪЕКТИВНЫЙ

 

ИДЕАЛИЗМ

 – 

разновидность

 

идеализма

представители

 

которого

 

признают

 

духовное

 

первоначало

 

вне

 

и

 

неза

-

висимо

 

от

 

материального

 (

абсолютная

 

идея

мировой

 

разум

 

и

 

т

.

п

.). 

ОНТОЛОГИЯ

 (

от

 

греч

ontos

 – 

сущее

logos

 – 

учение

) – 

философское

 

учение

 

о

 

бытии

отдельная

 

область

 

философского

 

знания

исследующая

 

сущность

 

бытия

 

мира

основы

 

всего

 

сущего

материю

движение

развитие

пространство

время

 

и

 

т

.

п

Термин

 

введен

 

немецким

 

философом

 

Р

Гокле

-

ниусом

 (1613 

г

.). 

ОПЫТ

 – 1) 

форма

 

познания

 

объективной

 

действительности

способ

 

чувственно

-

предметной

 

деятельности

 

в

 

науке

когда

 

явления

 

изучаются

 

с

 

помощью

 

целесообразно

 

избранных

 

условий

; 2) 

единство

 

знаний

 

и

 

уме

-

ний

выступающих

 

как

 

результат

 

взаимодействия

 

человека

 

и

 

мира

 

и

 

пере

-

даваемых

 

от

 

поколения

 

к

 

поколению

ОСОБЕННОЕ

 – 

философская

 

категория

отражающая

 

отличие

 

специ

-

фических

 

свойств

 

явлений

 

данного

 

вида

 

от

 

явлений

 

другого

 

вида

Особен

-

ное

 

является

 

переходной

 

степенью

 

от

 

единичного

 

к

 

общему

 

и

 

всеобщему

ОТНОСИТЕЛЬНАЯ

 

ИСТИНА

 – 

неполное

ограниченное

 

знание

 

об

 

объекте

которое

 

в

 

процессе

 

дальнейшего

 

познания

 

изменяется

уточняется

 

и

 

углубляется

ОТРАЖЕНИЕ

 – 

всеобщее

 

свойство

 

материи

состоящее

 

в

 

воспроизве

-

дении

 

признаков

свойств

 

и

 

отношений

 

отражаемого

 

объекта

ОТРИЦАНИЕ

 – 

философская

 

категория

выражающая

 

определенный

 

тип

 

отношений

 

между

 

двумя

 

последовательными

 

стадиями

состояниями

 


background image

28 

развивающегося

 

объекта

Это

 

отмирание

 

старого

того

что

 

уже

 

отжило

что

 

не

 

отвечает

 

изменившимся

 

условиям

ОТРИЦАНИЕ

 

ОТРИЦАНИЯ

 – 

это

 

не

 

одно

а

 

целый

 

ряд

 

отрицаний

Новое

 

отрицается

 

еще

 

более

 

новым

т

.

е

каждый

 

акт

 

отрицания

 

является

 

от

-

рицанием

 

предшествующего

 

отрицания

.

 

ОЩУЩЕНИЕ

 – 

отражение

 

в

 

сознании

 

человека

 

отдельных

 

свойств

 

предметов

 

и

 

явлений

оказывающих

 

непосредственное

 

влияние

 

на

 

органы

 

ощущений

П

 

ПАТРИСТИКА

 – 

общее

 

название

 

учений

 

ранних

 

христианских

 

богословов

 

и

 

философов

 (II – VIII 

вв

.). 

ПАМЯТЬ

 – 

психический

 

процесс

состоящий

 

в

 

закреплении

сохра

-

нении

 

и

 

воспроизведении

 

в

 

мозге

 

индивида

 

его

 

минувшего

 

опыта

ПАНТЕИЗМ

 (

от

 

греч

pan

 – 

все

 

и

 

theos

 – 

Бог

) – 

философское

 

учение

отожествляющее

 

Бога

 

и

 

мир

Пантеизм

 

существовал

 

в

 

двух

 

формах

нату

-

ралистический

 

пантеизм

наделявший

 

природу

 

качествами

 

живого

 

и

 

рас

-

творявший

 

Бога

 

в

 

природе

и

 

мистический

 

пантеизм

 – 

все

 

в

 

Боге

т

.

е

рас

-

творял

 

природу

 

в

 

Боге

Он

 

был

 

характерен

 

для

 

натурфилософии

 

эпохи

 

Возрождения

 

и

 

материалистической

 

системы

 

Г

.

Спинозы

ПЕРСОНАЛИЗМ

  (

от

 

лат

persona

 – 

личность

) – 

религиозно

-

идеалистическое

 

направление

 

современной

 

философии

признающее

 

лич

-

ность

 

первичной

 

творческой

 

реальностью

а

 

весь

 

мир

 – 

проявлением

 

твор

-

ческой

 

активности

 «

верховной

 

личности

» – 

Бога

ПОЗИТИВИЗМ

  (

от

 

лат

positivus

 – 

положительный

) – 

философское

 

течение

представители

 

которого

 

считают

 

все

 

настоящие

 («

положитель

-

ные

») 

знания

 

результатом

 

конкретных

 

наук

позитивизм

 

отрицает

 

филосо

-

фию

 

как

 

науку

 

со

 

специфической

 

для

 

нее

 

теоретической

 

и

 

мировоззренче

-

ской

 

проблематикой

ПОЛИТЕИЗМ

 – 

многобожие

вера

 

во

 

многих

 

богов

ПРАГМАТИЗМ

 (

от

 

греч

pragma

 – 

действие

дело

) – 

направление

 

со

-

временной

 

философии

согласно

 

которому

 

ценность

 

понятий

суждений

 

и

 

других

 

знаний

 

об

 

объектах

их

 

свойствах

 

и

 

т

.

п

определяется

 

практическими

 

последствиями

 

для

 

человека

 

действий

основывающихся

 

на

 

этих

 

знаниях

ПРИНЦИП

  (

от

 

лат

principium

 – 

начало

основа

) – 1) 

основание

из

 

которого

 

следует

 

выходить

 

и

 

которым

 

необходимо

 

руководствоваться

 

в

 

научном

 

познании

 

или

 

практической

 

деятельности

; 2) 

внутреннее

 

убежде

-

ние

 

человека

определяющее

 

его

 

отношение

 

к

 

действительности

нормам

 

поведения

 

и

 

деятельности

ПРОТЕСТАНТИЗМ

 (

от

 

лат

protestans

 – 

возражающий

несогласный

– 

одно

 

из

 

основных

 

направлений

 

в

 

христианстве

Отмежевался

 

от

 

католи

-

цизма

 

в

 XVI 

в

в

 

ходе

 

Реформации

Объединяет

 

множество

 

самостоятель

-

ных

 

течений

церквей

 

и

 

сект

 (

лютеранство

кальвинизм

англиканская

 

цер

-


background image

29 

ковь

методисты

баптисты

адвентисты

 

и

 

др

.). 

Основной

 

источник

 

веро

-

учения

 – 

Священное

 

писание

ПРОТИВОРЕЧИЕ

 – 

это

 

активное

 

взаимоотношение

взаимодействие

 

противоположностей

их

 

единство

 

и

 

противодействие

Р

 

РАЗВИТИЕ

 – 

высший

 

тип

 

движения

при

 

котором

 

происходит

 

необра

-

тимое

направленное

закономерное

 

изменение

 

материальных

 

и

 

идеальных

 

объектов

 

от

 

одного

 

качественного

 

состояния

 

к

 

другому

от

 

старого

 

к

 

новому

Основные

 

типы

 

развития

прогресс

регресс

циклическое

 

развитие

однопло

-

скостное

 

развитие

РАЗУМ

 – 

способность

 

понимания

 

и

 

осмысления

В

 

ряде

 

философских

 

течений

 – 

высшее

 

начало

 

и

 

сущность

 (

панлогизм

), 

основа

 

познания

 

и

 

по

-

ведения

 

людей

 (

рационализм

). 

РАССУДОК

 – (

статичное

формальное

 

мышление

) – 

исходный

 

уровень

 

мышления

на

 

котором

 

оперирование

 

абстракциями

 

происходит

как

 

правило

в

 

пределах

 

неизменной

 

схемы

заданного

 

шаблона

жесткого

 

стандарта

РАЦИОНАЛИЗМ

 (

от

 

лат

ratio

 – 

разум

рассудок

) – 

направление

 

в

 

тео

-

рии

 

познания

которое

 

признает

 

разум

 

основой

 

познания

 

и

 

поведения

 

людей

Рационализм

 

противостоит

 

как

 

иррационализму

так

 

и

 

СЕНСУАЛИЗМУ

РЕАЛИЗМ

 – 

течение

 

в

 

средневековой

 

христианской

 

философии

сто

-

ронники

 

которого

 

признавали

 

реальное

  (

объективное

существование

 

об

-

щих

 

понятий

 (

универсалий

). 

РЕВОЛЮЦИЯ

 (

от

 

лат

revolutio

 – 

переворот

) – 

глубокие

качествен

-

ные

резкие

 

изменения

 

в

 

развитии

 

тех

 

или

 

иных

 

явлений

 

природы

общест

-

ва

 

и

 

познания

РЕГРЕСС

 (

от

 

лат

regressus

 – 

обратное

 

движение

) – 

переход

 

объекта

 

из

 

качественного

 

состояния

 

высшей

 

степени

 

сложности

 

в

 

другое

 

качест

-

венное

 

состояние

 

низшей

 

степени

 

сложности

РЕДУКЦИОНИЗМ

  (

от

 

лат

reductio

 – 

возвращение

) – 

принцип

ут

-

верждающий

 

возможность

 

сведения

 

высших

 

явлений

 

к

 

низшим

.

 

РЕЛИГИЯ

 (

от

 

лат

religio

 – 

святыня

предмет

 

культа

) – 

форма

 

общест

-

венного

 

сознания

которая

 

по

 

своей

 

сути

 

выражает

 

не

 

только

 

веру

 

человека

 

в

 

существование

 

сверхъестественного

 

начала

являющегося

 

источником

 

всего

 

сущего

но

 

и

 

выступает

 

средством

 

общения

 

с

 

ним

вхождения

 

в

 

его

 

мир

РЕЛЯТИВИЗМ

 (

от

 

лат

relativus

 – 

относительный

) – 

признание

 

отно

-

сительности

условности

 

и

 

субъективности

 

познания

одностороннее

 

от

-

ношение

 

к

 

истине

РЕФЛЕКСИЯ

 (

от

 

лат

reflexio

 – 

обращение

 

назад

) – 

уникальная

 

спо

-

собность

 

человеческого

 

сознания

 

в

 

процессе

 

восприятия

 

действительности

 

воспринимать

 

и

 

себя

 

самого

вследствие

 

этого

 

человеческое

 

сознание

 

воз

-

никает

 

вместе

 

с

 

тем

 

и

 

как

 

самосознание

и

 

как

 

мысль

 

о

 

мысли

и

 

как

 

знание

 

о

 

самом

 

знании


background image

30 

РЕФОРМАЦИЯ

 (

от

 

лат

reformatio

 – 

преобразование

) – 

широкое

 

ан

-

тифеодальное

 

и

 

антикатолическое

 

общественно

-

политическое

 

и

 

идеологи

-

ческое

 

движение

которое

 

в

 XVI – XVII 

вв

охватило

 

большинство

 

стран

 

Западной

 

и

 

Центральной

 

Европы

 

и

 

отразило

 

потребности

 

приспособления

 

религии

 

к

 

задачам

 

утверждения

 

новых

 

отношений

к

 

новому

 

индустриально

-

му

 

обществу

РИТУАЛ

  (

от

 

лат

ritus

 – 

священный

 

обряд

) – 

вид

 

обряда

исторически

 

определенная

 

или

 

специально

 

установленная

 

норма

 

поведения

в

 

которой

 

форма

 

выполнения

 

действия

 

строго

 

канонизирована

лишена

 

непосредствен

-

ной

 

общественной

 

целесообразности

 

и

 

имеет

 

лишь

 

символическое

 

значение

 

С

 

САКРАЛЬНЫЙ

 – 

священный

САНСАРА

 – 

в

 

индийской

 

философии

 

круг

 

постоянных

 

странствова

-

ний

 

или

 

перевоплощений

 

человеческой

 

души

СВОБОДА

 – 

способность

 

человека

 

действовать

 

в

 

соответствии

 

со

 

своими

 

интересами

 

и

 

целями

опираясь

 

на

 

познание

 

объективной

 

необхо

-

димости

СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ

 – 

освобождение

 

общества

 

от

 

власти

 

церкви

 

и

 

религии

СЕМИОТИКА

 (

от

 

греч

semeion

 – 

знак

признак

) – 

наука

которая

 

ис

-

следует

 

способы

 

передачи

 

информации

свойства

 

знаков

 

и

 

знаковых

 

сис

-

тем

 

в

 

человеческом

 

обществе

природе

 

и

 

в

 

самом

 

человеке

СЕНСУАЛИЗМ

 (

от

 

лат

sensus

 – 

восприятие

чувство

) – 

направление

 

в

 

теории

 

познания

согласно

 

которому

 

чувственность

ощущения

воспри

-

ятия

 

являются

 

главной

 

формой

 

достоверного

 

познания

Противостоит

 

ра

-

ционализму

СИНЕРГЕТИКА

 (

от

 

греч

synergeticos

 – 

общий

согласованно

 

дейст

-

вующий

) – 

одна

 

из

 

альтернативных

 

диалектике

 

теорий

 

развития

научное

 

направление

изучающее

 

связи

 

между

 

элементами

 

структуры

которые

 

об

-

разуются

 

в

 

открытых

 

системах

 

благодаря

 

интенсивному

 

обмену

 

веществом

 

и

 

энергией

 

с

 

окружающей

 

средой

 

в

 

неравновесных

 

условиях

СИНКРЕТИЗМ

  (

от

 

греч

synkretismos

 – 

соединение

объединение

) – 

1) 

неделимость

которая

 

характеризует

 

неразвитое

 

состояние

 

тех

 

или

 

иных

 

явлений

; 2) 

смешение

неорганическое

 

слияние

 

разнородных

 

элементов

например

разнообразных

 

культов

 

и

 

религиозных

 

систем

В

 

философии

 

это

 

разновидность

 

эклектики

СИСТЕМА

 (

от

 

греч

systema

 – 

целое

составленное

 

из

 

частей

соеди

-

нение

) – 

философская

 

категория

 

для

 

обозначения

 

целостной

 

совокупности

 

элементов

выступающей

 

по

 

отношению

 

к

 

окружающим

 

условиям

 

как

 

единое

 

целое