ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 31.07.2021
Просмотров: 319
Скачиваний: 1
26
НАУКА
–
форма
человеческих
знаний
,
составная
духовной
культуры
общества
;
система
понятий
о
явлениях
и
законах
действительности
;
особая
сфера
целенаправленной
человеческой
деятельности
,
которая
включает
ученых
с
их
знаниями
и
способностями
,
научные
учреждения
и
имеет
це
-
лью
исследования
на
основе
определенных
методов
познания
объективных
законов
развития
природы
,
общества
и
мышления
для
предвидения
и
пре
-
образования
действительности
в
интересах
общества
.
НЕОБХОДИМОСТЬ
–
философская
категория
,
отражающая
внут
-
ренние
,
устойчивые
,
существенные
связи
предметов
и
явлений
и
опреде
-
ляющая
их
закономерное
изменение
и
развитие
.
Существует
в
природе
и
обществе
в
форме
объективных
законов
.
НЕОГЕГЕЛЬЯНСТВО
–
обобщенная
характеристика
философских
идей
,
развившихся
в
XIX –
нач
. XX
в
.
в
Западной
Европе
,
России
и
США
на
базе
теоретического
наследия
Гегеля
.
Идеал
неогегельянства
–
целост
-
ное
,
рационалистически
-
умозрительное
мировоззрение
,
объединяющее
диалектическим
образом
мышление
и
созерцание
«
Бога
и
человека
».
НЕОКАНТИАНСТВО
–
обобщенная
характеристика
философских
идей
,
развитых
в
конце
XIX –
нач
. XX
в
.
в
Западной
Европе
и
России
в
русле
теоретических
идей
И
.
Канта
.
Преодолевает
дуализм
кантовской
фи
-
лософии
(
за
счет
отказа
от
идеи
объективного
существования
«
вещей
в
се
-
бе
»)
и
усиления
субъективно
-
идеалистического
априоризма
в
теории
по
-
знания
,
этике
,
философии
права
и
психологии
.
НЕОПОЗИТИВИЗМ
–
одно
из
основных
направлений
философии
ХХ
в
.,
одна
из
современных
форм
позивитивизма
.
Лишает
философию
ее
предмета
,
считая
,
что
знание
о
действительности
дается
лишь
в
повседнев
-
ном
или
конкретно
-
научном
мышлении
,
а
философия
в
основном
возмож
-
на
только
как
деятельность
по
анализу
языка
,
в
которой
выражаются
ре
-
зультаты
этих
видов
мышления
.
НЕОТОМИЗМ
–
философское
направление
в
католицизме
,
исходящее
из
учения
Фомы
Аквинского
и
являющееся
современным
этапом
в
развитии
томизма
.
С
1879
г
.
неотомизм
получил
официальное
признание
Ватикана
и
является
официальной
доктриной
Римской
католической
церкви
.
НЕОФРЕЙДИЗМ
–
направление
в
современной
философии
и
психоло
-
гии
.
Исходным
положением
неофрейдизма
является
так
называемый
прин
-
цип
социального
или
культурного
детермизма
,
который
,
в
отличие
от
биоло
-
гизма
Фрейда
,
исходит
от
личности
.
Центр
тяготения
психоанализа
перено
-
сится
из
внутрипсихических
процессов
на
межличностные
отношения
.
НОМИНАЛИЗМ
(
от
лат
.
nomina
–
название
,
имя
) –
направление
в
средневековой
философии
,
которое
считало
понятия
лишь
именами
.
В
противоположность
реализму
номиналисты
утверждали
,
что
реально
су
-
ществуют
лишь
отдельные
вещи
с
их
индивидуальными
качествами
.
НООСФЕРА
(
от
греч
.
noos
–
ум
) –
сфера
взаимодействия
природы
и
общества
,
в
границах
которой
разумная
человеческая
деятельность
стано
-
27
вится
определяющим
фактором
развития
.
Для
ноосферы
характерна
тесная
взаимосвязь
законов
природы
с
законами
мышления
и
социально
-
экономическими
законами
.
Термин
впервые
ввели
в
научный
оборот
в
нач
.
ХХ
в
.
французские
философы
Пьер
де
Шарден
и
Эжен
Леруа
.
Наш
сооте
-
чественник
В
.
И
.
Вернадский
создал
учение
о
ноосфере
как
о
высшем
этапе
развития
биосферы
.
НОУМЕН
(
от
греч
.
noumenon
–
познаваемое
разумом
) –
понятие
,
впервые
введенное
Платоном
.
В
философии
И
.
Канта
употребляется
для
обозначения
непознаваемых
сущностей
«
вещей
в
себе
».
О
ОБЩЕСТВО
–
отделенная
от
природы
часть
материального
мира
,
представляющая
собой
исторически
развивающуюся
форму
жизнедеятель
-
ности
людей
.
ОБЪЕКТ
(
от
лат
.
objectum
–
предмет
) –
то
,
на
что
направлена
позна
-
вательная
и
преобразовательная
деятельность
человека
(
субъекта
).
ОБЪЕКТИВНОЕ
(
от
лат
.
objectum
–
предмет
) –
характеристика
при
-
родной
и
социальной
действительности
как
таковой
,
существующей
вне
и
независимо
от
сознания
субъекта
.
ОБЪЕКТИВНЫЙ
ИДЕАЛИЗМ
–
разновидность
идеализма
,
представители
которого
признают
духовное
первоначало
вне
и
неза
-
висимо
от
материального
(
абсолютная
идея
,
мировой
разум
и
т
.
п
.).
ОНТОЛОГИЯ
(
от
греч
.
ontos
–
сущее
,
logos
–
учение
) –
философское
учение
о
бытии
,
отдельная
область
философского
знания
,
исследующая
сущность
бытия
мира
,
основы
всего
сущего
:
материю
,
движение
,
развитие
,
пространство
,
время
и
т
.
п
.
Термин
введен
немецким
философом
Р
.
Гокле
-
ниусом
(1613
г
.).
ОПЫТ
– 1)
форма
познания
объективной
действительности
;
способ
чувственно
-
предметной
деятельности
в
науке
,
когда
явления
изучаются
с
помощью
целесообразно
избранных
условий
; 2)
единство
знаний
и
уме
-
ний
,
выступающих
как
результат
взаимодействия
человека
и
мира
и
пере
-
даваемых
от
поколения
к
поколению
.
ОСОБЕННОЕ
–
философская
категория
,
отражающая
отличие
специ
-
фических
свойств
явлений
данного
вида
от
явлений
другого
вида
.
Особен
-
ное
является
переходной
степенью
от
единичного
к
общему
и
всеобщему
.
ОТНОСИТЕЛЬНАЯ
ИСТИНА
–
неполное
,
ограниченное
знание
об
объекте
,
которое
в
процессе
дальнейшего
познания
изменяется
,
уточняется
и
углубляется
.
ОТРАЖЕНИЕ
–
всеобщее
свойство
материи
,
состоящее
в
воспроизве
-
дении
признаков
,
свойств
и
отношений
отражаемого
объекта
.
ОТРИЦАНИЕ
–
философская
категория
,
выражающая
определенный
тип
отношений
между
двумя
последовательными
стадиями
,
состояниями
28
развивающегося
объекта
.
Это
отмирание
старого
,
того
,
что
уже
отжило
,
что
не
отвечает
изменившимся
условиям
.
ОТРИЦАНИЕ
ОТРИЦАНИЯ
–
это
не
одно
,
а
целый
ряд
отрицаний
.
Новое
отрицается
еще
более
новым
,
т
.
е
.
каждый
акт
отрицания
является
от
-
рицанием
предшествующего
отрицания
.
ОЩУЩЕНИЕ
–
отражение
в
сознании
человека
отдельных
свойств
предметов
и
явлений
,
оказывающих
непосредственное
влияние
на
органы
ощущений
.
П
ПАТРИСТИКА
–
общее
название
учений
ранних
христианских
богословов
и
философов
(II – VIII
вв
.).
ПАМЯТЬ
–
психический
процесс
,
состоящий
в
закреплении
,
сохра
-
нении
и
воспроизведении
в
мозге
индивида
его
минувшего
опыта
.
ПАНТЕИЗМ
(
от
греч
.
pan
–
все
и
theos
–
Бог
) –
философское
учение
,
отожествляющее
Бога
и
мир
.
Пантеизм
существовал
в
двух
формах
:
нату
-
ралистический
пантеизм
,
наделявший
природу
качествами
живого
и
рас
-
творявший
Бога
в
природе
,
и
мистический
пантеизм
–
все
в
Боге
,
т
.
е
.
рас
-
творял
природу
в
Боге
.
Он
был
характерен
для
натурфилософии
эпохи
Возрождения
и
материалистической
системы
Г
.
Спинозы
.
ПЕРСОНАЛИЗМ
(
от
лат
.
persona
–
личность
) –
религиозно
-
идеалистическое
направление
современной
философии
,
признающее
лич
-
ность
первичной
творческой
реальностью
,
а
весь
мир
–
проявлением
твор
-
ческой
активности
«
верховной
личности
» –
Бога
.
ПОЗИТИВИЗМ
(
от
лат
.
positivus
–
положительный
) –
философское
течение
,
представители
которого
считают
все
настоящие
(«
положитель
-
ные
»)
знания
результатом
конкретных
наук
;
позитивизм
отрицает
филосо
-
фию
как
науку
со
специфической
для
нее
теоретической
и
мировоззренче
-
ской
проблематикой
.
ПОЛИТЕИЗМ
–
многобожие
,
вера
во
многих
богов
.
ПРАГМАТИЗМ
(
от
греч
.
pragma
–
действие
,
дело
) –
направление
со
-
временной
философии
,
согласно
которому
ценность
понятий
,
суждений
и
других
знаний
об
объектах
,
их
свойствах
и
т
.
п
.
определяется
практическими
последствиями
для
человека
действий
,
основывающихся
на
этих
знаниях
.
ПРИНЦИП
(
от
лат
.
principium
–
начало
,
основа
) – 1)
основание
,
из
которого
следует
выходить
и
которым
необходимо
руководствоваться
в
научном
познании
или
практической
деятельности
; 2)
внутреннее
убежде
-
ние
человека
,
определяющее
его
отношение
к
действительности
,
нормам
поведения
и
деятельности
.
ПРОТЕСТАНТИЗМ
(
от
лат
.
protestans
–
возражающий
,
несогласный
)
–
одно
из
основных
направлений
в
христианстве
.
Отмежевался
от
католи
-
цизма
в
XVI
в
.
в
ходе
Реформации
.
Объединяет
множество
самостоятель
-
ных
течений
,
церквей
и
сект
(
лютеранство
,
кальвинизм
,
англиканская
цер
-
29
ковь
,
методисты
,
баптисты
,
адвентисты
и
др
.).
Основной
источник
веро
-
учения
–
Священное
писание
.
ПРОТИВОРЕЧИЕ
–
это
активное
взаимоотношение
,
взаимодействие
противоположностей
,
их
единство
и
противодействие
.
Р
РАЗВИТИЕ
–
высший
тип
движения
,
при
котором
происходит
необра
-
тимое
,
направленное
,
закономерное
изменение
материальных
и
идеальных
объектов
от
одного
качественного
состояния
к
другому
,
от
старого
к
новому
.
Основные
типы
развития
:
прогресс
,
регресс
,
циклическое
развитие
,
однопло
-
скостное
развитие
.
РАЗУМ
–
способность
понимания
и
осмысления
.
В
ряде
философских
течений
–
высшее
начало
и
сущность
(
панлогизм
),
основа
познания
и
по
-
ведения
людей
(
рационализм
).
РАССУДОК
– (
статичное
,
формальное
мышление
) –
исходный
уровень
мышления
,
на
котором
оперирование
абстракциями
происходит
,
как
правило
,
в
пределах
неизменной
схемы
,
заданного
шаблона
,
жесткого
стандарта
.
РАЦИОНАЛИЗМ
(
от
лат
.
ratio
–
разум
,
рассудок
) –
направление
в
тео
-
рии
познания
,
которое
признает
разум
основой
познания
и
поведения
людей
.
Рационализм
противостоит
как
иррационализму
,
так
и
СЕНСУАЛИЗМУ
.
РЕАЛИЗМ
–
течение
в
средневековой
христианской
философии
,
сто
-
ронники
которого
признавали
реальное
(
объективное
)
существование
об
-
щих
понятий
(
универсалий
).
РЕВОЛЮЦИЯ
(
от
лат
.
revolutio
–
переворот
) –
глубокие
,
качествен
-
ные
,
резкие
изменения
в
развитии
тех
или
иных
явлений
природы
,
общест
-
ва
и
познания
.
РЕГРЕСС
(
от
лат
.
regressus
–
обратное
движение
) –
переход
объекта
из
качественного
состояния
высшей
степени
сложности
в
другое
качест
-
венное
состояние
низшей
степени
сложности
.
РЕДУКЦИОНИЗМ
(
от
лат
.
reductio
–
возвращение
) –
принцип
,
ут
-
верждающий
возможность
сведения
высших
явлений
к
низшим
.
РЕЛИГИЯ
(
от
лат
.
religio
–
святыня
,
предмет
культа
) –
форма
общест
-
венного
сознания
,
которая
по
своей
сути
выражает
не
только
веру
человека
в
существование
сверхъестественного
начала
,
являющегося
источником
всего
сущего
,
но
и
выступает
средством
общения
с
ним
,
вхождения
в
его
мир
.
РЕЛЯТИВИЗМ
(
от
лат
.
relativus
–
относительный
) –
признание
отно
-
сительности
,
условности
и
субъективности
познания
,
одностороннее
от
-
ношение
к
истине
.
РЕФЛЕКСИЯ
(
от
лат
.
reflexio
–
обращение
назад
) –
уникальная
спо
-
собность
человеческого
сознания
в
процессе
восприятия
действительности
воспринимать
и
себя
самого
;
вследствие
этого
человеческое
сознание
воз
-
никает
вместе
с
тем
и
как
самосознание
,
и
как
мысль
о
мысли
,
и
как
знание
о
самом
знании
.
30
РЕФОРМАЦИЯ
(
от
лат
.
reformatio
–
преобразование
) –
широкое
ан
-
тифеодальное
и
антикатолическое
общественно
-
политическое
и
идеологи
-
ческое
движение
,
которое
в
XVI – XVII
вв
.
охватило
большинство
стран
Западной
и
Центральной
Европы
и
отразило
потребности
приспособления
религии
к
задачам
утверждения
новых
отношений
,
к
новому
индустриально
-
му
обществу
.
РИТУАЛ
(
от
лат
.
ritus
–
священный
обряд
) –
вид
обряда
,
исторически
определенная
или
специально
установленная
норма
поведения
,
в
которой
форма
выполнения
действия
строго
канонизирована
,
лишена
непосредствен
-
ной
общественной
целесообразности
и
имеет
лишь
символическое
значение
.
С
САКРАЛЬНЫЙ
–
священный
.
САНСАРА
–
в
индийской
философии
круг
постоянных
странствова
-
ний
или
перевоплощений
человеческой
души
.
СВОБОДА
–
способность
человека
действовать
в
соответствии
со
своими
интересами
и
целями
,
опираясь
на
познание
объективной
необхо
-
димости
.
СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ
–
освобождение
общества
от
власти
церкви
и
религии
.
СЕМИОТИКА
(
от
греч
.
semeion
–
знак
,
признак
) –
наука
,
которая
ис
-
следует
способы
передачи
информации
,
свойства
знаков
и
знаковых
сис
-
тем
в
человеческом
обществе
,
природе
и
в
самом
человеке
.
СЕНСУАЛИЗМ
(
от
лат
.
sensus
–
восприятие
,
чувство
) –
направление
в
теории
познания
,
согласно
которому
чувственность
,
ощущения
,
воспри
-
ятия
являются
главной
формой
достоверного
познания
.
Противостоит
ра
-
ционализму
.
СИНЕРГЕТИКА
(
от
греч
.
synergeticos
–
общий
,
согласованно
дейст
-
вующий
) –
одна
из
альтернативных
диалектике
теорий
развития
,
научное
направление
,
изучающее
связи
между
элементами
структуры
,
которые
об
-
разуются
в
открытых
системах
благодаря
интенсивному
обмену
веществом
и
энергией
с
окружающей
средой
в
неравновесных
условиях
.
СИНКРЕТИЗМ
(
от
греч
.
synkretismos
–
соединение
,
объединение
) –
1)
неделимость
,
которая
характеризует
неразвитое
состояние
тех
или
иных
явлений
; 2)
смешение
,
неорганическое
слияние
разнородных
элементов
,
например
,
разнообразных
культов
и
религиозных
систем
.
В
философии
это
разновидность
эклектики
.
СИСТЕМА
(
от
греч
.
systema
–
целое
,
составленное
из
частей
,
соеди
-
нение
) –
философская
категория
для
обозначения
целостной
совокупности
элементов
,
выступающей
по
отношению
к
окружающим
условиям
как
единое
целое
.