ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 31.07.2021
Просмотров: 320
Скачиваний: 1
31
СКАЧОК
–
момент
перехода
предмета
в
другое
качество
,
перерыв
постепенности
,
изменение
состава
или
структуры
,
или
одновременно
од
-
ного
и
другого
.
СЛЕДСТВИЕ
–
философская
категория
для
обозначения
явления
,
процесса
,
обусловленного
другими
явлениями
,
процесса
.
СОДЕРЖАНИЕ
–
философская
категория
,
которая
означает
совокуп
-
ность
элементов
(
сторон
,
частей
,
процессов
),
образующих
данный
предмет
.
СОЗНАНИЕ
–
одно
из
основных
понятий
философии
,
психологии
и
социологии
,
означающее
высший
уровень
отражения
объективной
дейст
-
вительности
,
присущий
лишь
человеку
.
Это
продукт
общественно
-
исторического
развития
,
функциональное
свойство
головного
мозга
,
иде
-
альное
отражение
действительности
,
регулятор
целенаправленной
дея
-
тельности
человека
.
СОФИСТИКА
(
от
греч
.
sophistike
–
раздумывание
) –
философское
течение
,
которое
сознательно
применяет
в
споре
или
в
процессе
доказа
-
тельства
неправильные
аргументы
,
так
называемые
софизмы
,
т
.
е
.
всякие
ухищрения
.
СОЦИОЛОГИЯ
(
от
лат
.
societas
–
общество
и
logos –
наука
) –
наука
о
закономерностях
возникновения
и
развития
социальных
образований
(
социальных
систем
,
форм
общности
,
институтов
,
социальных
процессов
).
СОЦИОСФЕРА
–
околоземное
пространство
,
которое
охватывает
человечество
и
изменяемую
им
природную
среду
.
СТРУКТУРА
(
от
лат
.
structura
–
порядок
,
построение
,
расположение
) –
философская
категория
для
обозначения
относительно
стойких
связей
эле
-
ментов
целого
,
система
отношений
элементов
в
границах
данного
целого
.
СТРУКТУРАЛИЗМ
–
научное
направление
в
гуманитарном
знании
,
возникшее
в
20-
е
гг
.
ХХ
в
.
и
получившее
позднее
разнообразные
философ
-
ские
и
идеологические
интерпретации
.
Возникновение
структурализма
связано
с
переходом
ряда
гуманитарных
наук
от
описательно
-
эмпирического
к
абстрактно
-
теоретическому
уровню
исследования
.
Осно
-
ву
перехода
составило
использование
структурного
метода
.
Основателем
структурализма
считается
Клод
Леви
-
Стросс
.
СУБСТАНЦИЯ
(
от
лат
.
substantia
–
сущность
;
то
,
что
лежит
в
осно
-
ве
) –
философская
категория
для
обозначения
конечной
основы
всего
раз
-
нообразия
явлений
природы
и
истории
;
нечто
относительно
устойчивое
,
существующее
само
по
себе
и
не
зависящее
ни
от
чего
.
СУБЪЕКТ
(
от
лат
.
subjectus
–
тот
,
что
находится
снизу
,
лежит
в
осно
-
ве
) –
активно
действующий
,
который
владеет
сознанием
и
волей
,
индивид
или
социальная
группа
.
СУБЪЕКТИВНАЯ
ДИАЛЕКТИКА
–
отражение
объективной
диа
-
лектики
в
человеческом
сознании
;
диалектическая
логика
.
32
СУБЪЕКТИВНЫЙ
ИДЕАЛИЗМ
–
разновидность
идеализма
,
пред
-
ставители
которого
не
предполагают
иной
реальности
вне
нашего
сознания
и
независимо
от
него
.
СУЩНОСТЬ
И
ЯВЛЕНИЕ
–
философские
категории
,
обо
-
значающие
внутреннее
,
устойчивое
содержание
предмета
(
сущ
-
ность
)
и
внешнюю
,
недвижимую
,
изменчивую
форму
его
сущест
-
вования
(
явление
).
СХОЛАСТИКА
(
от
греч
.
scholastikos
–
школьный
,
ученый
) –
тип
ре
-
лигиозной
(
средневековой
)
философии
,
которая
характеризуется
принци
-
пиальным
подчинением
теологии
,
объединением
догматических
предпо
-
сылок
с
рационалистической
методикой
.
СЦИЕНТИЗМ
И
АНТИСЦИЕНТИЗМ
(
от
лат
.
scienti
а
–
наука
) –
противоположные
мировоззренческие
позиции
,
связанные
с
абсолютиза
-
цией
положительных
(
сциентизм
)
или
отрицательных
(
антисциентизм
)
ас
-
пектов
влияния
естественных
наук
на
развитие
культуры
.
Т
ТЕИЗМ
(
от
греч
.
theos
–
Бог
) –
религиозное
мировоззрение
,
исходя
-
щее
из
понимания
Бога
как
абсолютного
сознания
,
создающего
мир
.
При
-
знание
потусторонности
Бога
отличает
теизм
от
пантеизма
,
признание
не
-
прерывной
активности
Бога
–
отличает
его
от
деизма
.
Характерен
для
иу
-
даизма
,
христианства
и
ислама
.
ТЕЙЯРДИЗМ
–
направление
современной
философии
,
основанное
французским
теологом
Пьером
Тейяром
де
Шарденом
,
претендующее
на
роль
«
нового
»
мировоззрения
,
которое
призвано
спасти
человечество
от
духовного
кризиса
.
ТЕОЛОГИЯ
(
от
греч
.
theos
–
Бог
и
logos
–
наука
) –
совокуп
-
ность
религиозных
доктрин
о
сущности
и
действии
Бога
.
Предпола
-
гает
концепцию
личного
абсолютного
Бога
,
сообщающего
человеку
знания
о
себе
в
откровении
.
ТЕОСОФИЯ
(
от
греч
.
theos
–
Бог
и
sophia
–
мудрость
) – 1)
в
широ
-
ком
смысле
всякое
мистическое
учение
,
претендующее
на
раскрытие
осо
-
бых
«
божественных
тайн
»; 2)
эклектическое
соединение
мистики
,
буддиз
-
ма
с
элементами
оккультизма
и
неортодоксального
христианства
.
ТОМИЗМ
–
учение
Фомы
Аквинского
и
основанное
им
направление
католической
философии
и
теологии
,
соединявшее
христианские
догматы
с
методом
Аристотеля
.
В
центре
томизма
–
учение
о
том
,
что
Вселенная
представляет
собой
иерархию
ступеней
бытия
.
Низшую
ступень
составля
-
ет
материя
,
природа
,
высшую
–
Бог
.
Конечной
целью
жизни
человека
яв
-
ляется
Бог
,
познание
которого
дается
человеку
через
«
истины
откровения
».
У
УБЕЖДЕНИЕ
–
устойчивая
психологическая
установка
,
убежден
-
ность
в
правоте
своих
идеалов
,
идей
,
взглядов
и
принципов
.
33
УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ
–
форма
мышления
,
которая
характеризуется
тем
,
что
из
нескольких
суждений
выводится
новое
суждение
,
которое
опо
-
средованно
отражает
свойства
и
отношения
вещей
.
УТОПИЯ
–
в
широком
смысле
некоторое
построение
(
проект
),
реаль
-
ное
воплощение
которого
«
практически
недостижимо
».
Ф
ФЕНОМЕН
–
философская
категория
,
отражающая
явление
,
данное
человеку
в
опыте
,
чувственном
познании
.
ФЕНОМЕНОЛОГИЯ
(
от
греч
.
phainomenon
–
то
,
что
является
и
logos
–
наука
) –
философское
учение
,
согласно
которому
возможно
позна
-
ние
лишь
феноменов
(
того
,
что
является
),
а
не
сущности
вещей
.
ФИЛОСОФИЯ
(
от
греч
.
phileo
–
любовь
и
sophia
–
мудрость
) –
сис
-
тема
наиболее
общих
теоретических
взглядов
на
мир
,
место
в
нем
челове
-
ка
,
выяснение
разнообразных
форм
отношения
человека
к
миру
.
Основной
вопрос
философии
–
об
отношении
материи
и
духа
,
бытия
и
сознания
,
по
-
знаваемости
мира
.
ФОРМАЦИЯ
–
социально
-
экономическая
стадия
,
ступень
историче
-
ского
развития
общества
,
определяемая
соответствующим
способом
про
-
изводства
(
первобытным
,
рабовладельческим
,
феодальным
,
капиталисти
-
ческим
,
коммунистическим
).
Её
характеризует
соответствующий
уровень
господства
человека
над
природой
,
степень
развития
производительных
сил
,
определяющих
свойственный
данной
формации
тип
производствен
-
ных
отношений
.
Одно
из
основных
понятий
исторического
материализма
.
ФРАНКФУРТСКАЯ
ШКОЛА
–
леворадикальное
направление
в
не
-
мецкой
философии
,
возникшее
в
начале
30-
х
гг
.
ХХ
в
.
во
Франкфуртском
институте
социальных
исследований
,
вариант
неомарксизма
.
Представите
-
ли
:
Т
.
Адорно
,
Г
.
Маркузе
,
Э
.
Фромм
,
Ю
.
Хабермас
,
М
.
Хоркаймер
.
ФРЕЙДИЗМ
–
общее
обозначение
различных
школ
и
течений
,
стре
-
мящихся
применить
психологическое
учение
З
.
Фрейда
для
объяснения
яв
-
лений
культуры
,
процессов
творчества
и
общества
в
целом
.
В
основе
уче
-
ния
Фрейда
лежит
исследование
бессознательных
психических
процессов
.
ФУТУРОЛОГИЯ
(
от
лат
.
futurum
–
будущее
) –
в
широком
смысле
слова
–
общая
концепция
будущего
развития
Земли
и
человечества
,
в
уз
-
ком
–
область
научных
знаний
,
охватывающая
тенденции
развития
соци
-
альных
процессов
;
синоним
прогнозирования
и
прогностики
.
Х
ХАРИЗМА
–
необычные
,
сверхнормальные
,
выдающиеся
способно
-
сти
человека
.
ХОЛИЗМ
(
от
греч
.
holos
–
целый
) –
направление
в
современной
фи
-
лософии
,
рассматривающее
целостность
мира
как
следствие
творческой
эволюции
,
которая
направляется
нематериальным
и
непознанным
«
факто
-
ром
целостности
».
34
ХРИСТИАНСКИЙ
АНТРОПОЦЕНТРИЗМ
–
философские
взгля
-
ды
,
которые
опираются
на
учение
Иисуса
Христа
,
согласно
которому
че
-
ловек
является
центром
и
высшей
целью
мира
.
ХРИСТИАНСТВО
–
одна
из
трех
мировых
религий
(
наряду
с
буддиз
-
мом
и
исламом
).
Имеет
три
основных
направления
:
католицизм
,
правосла
-
вие
,
протестантизм
.
Общий
признак
–
вера
в
Иисуса
Христа
как
богочело
-
века
,
спасителя
мира
,
мессию
.
Возникло
на
Ближнем
Востоке
в
I – II
вв
.
н
.
э
.
Ц
ЦИВИЛИЗАЦИЯ
(
от
лат
.
civilis
–
гражданский
,
государственный
) – 1)
синоним
культуры
; 2)
уровень
,
ступень
общественного
развития
материаль
-
ной
и
духовной
культуры
; 3)
в
некоторых
идеалистических
теориях
эпоха
де
-
градации
и
упадка
в
противовес
целостности
и
ограниченности
культуры
.
ЦИ
–
понятие
китайской
философии
,
означающее
«
жизненную
энер
-
гию
», «
силу
».
Ч
ЧАРВАКА
–
материалистическое
философское
учение
в
Древней
Ин
-
дии
.
Часто
отожествляется
с
локаятой
.
ЧЕЛОВЕЧЕСТВО
– 1)
совокупность
людей
,
живущих
на
земле
; 2)
историческая
общность
людей
,
которая
создается
в
ходе
формирования
общности
экономических
и
иных
связей
между
разными
странами
и
наро
-
дами
мира
Э
ЭВОЛЮЦИЯ
(
от
лат
.
evolutio
–
разворачивание
) –
развитие
,
при
ко
-
тором
медленные
,
постепенные
количественные
изменения
преобладают
над
качественными
.
ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ
(
от
лат
.
exsistentia
–
существование
) –
фило
-
софия
существования
.
Иррационалистическое
направление
в
философии
,
возникшее
в
ХХ
в
.
как
попытка
создания
нового
мировоззрения
.
Своим
предметом
считает
человеческое
существование
в
целом
с
его
бессозна
-
тельными
,
эмоционально
-
чувствительными
и
рациональными
проявле
-
ниями
в
их
отношении
со
свободой
и
смертью
.
ЭКЛЕКТИКА
(
от
греч
.
eklektikos
–
выбирающий
) –
механическое
объединение
в
одном
учении
разнородных
,
органически
несовместимых
элементов
,
которые
заимствуются
из
противоположных
концепций
.
ЭМПИРИЗМ
(
от
греч
.
empeiria
–
опыт
) –
направление
в
теории
по
-
знания
,
признающее
чувственное
исследование
источником
знания
и
счи
-
тающее
,
что
содержание
знания
может
быть
представлено
или
как
описа
-
ние
этого
исследования
,
или
сведено
к
нему
.
Противостоит
рационализму
.
Для
эмпиризма
характерна
метафизическая
абсолютизация
опыта
,
чувст
-
венного
познания
,
принижение
роли
рационалистического
познания
.
ЭМПИРИОКРИТИЦИЗМ
–
субъективно
-
идеалистическое
направ
-
ление
в
философии
,
разновидность
позитивизма
.
Возник
в
70-
х
г
. XIX
в
.
Основные
положения
эмпириокритицизма
сформулировали
Эрнст
Мах
и
Рихард
Авенариус
.
ЭНЕРГЕТИЗМ
–
идеалистическая
философская
концепция
,
предста
-
вители
которой
сводят
все
явления
природы
к
видоизменениям
энергии
,
35
«
лишенной
материальной
основы
».
Наиболее
полно
концепцию
энерге
-
тизма
сформировал
немецкий
физик
,
химик
и
философ
В
.
Ф
.
Оствальд
,
ко
-
торый
и
является
ее
основателем
.
ЭНЦИКЛИКА
(
от
греч
.
enkyklios
–
круговой
,
общий
) –
послание
Папы
римского
ко
всем
католикам
или
к
католическому
духовенству
по
вопросам
вероучения
,
нравственным
,
общественным
,
политическим
проблемам
.
ЭНЦИКЛОПЕДИСТЫ
–
французские
просветители
,
участвовавшие
во
главе
с
Д
.
Дидро
в
создании
«
Энциклопедии
,
или
Толкового
словаря
наук
,
ис
-
кусств
и
ремесел
» (35
томов
, 1751 – 1780
гг
.).
ЭСХАТОЛОГИЯ
(
от
греч
.
eschatos
–
последний
,
конечный
и
logos –
наука
) –
религиозно
-
философское
учение
о
конце
мира
и
человека
.
ЭСТЕТИКА
–
философская
наука
,
изучающая
два
взаимосвязанных
кру
-
га
явлений
:
сферу
эстетичного
как
специфического
проявления
ценностного
отношения
человека
к
миру
и
сферу
художественной
деятельности
людей
.
ЭТАТИЗМ
(
от
франц
.
etat
–
государство
) –
направление
обществен
-
ной
мысли
,
рассматривающей
государство
как
высший
результат
и
цель
общественного
развития
.
ЭТИКА
(
от
греч
.
ethika
–
обычай
,
нрав
,
характер
) –
философская
нау
-
ка
о
морали
,
о
нравственности
,
о
сущности
,
законах
возникновения
и
исто
-
рическом
развитии
морали
,
о
ее
роли
в
общественной
жизни
.
ЭТИКЕТ
(
от
франц
.
etiquette
–
ярлык
,
этикетка
) –
составная
часть
внешней
культуры
общества
,
совокупность
правил
поведения
,
которые
ка
-
саются
внешнего
проявления
отношения
к
людям
(
формы
обращения
и
приветствия
,
поведение
в
общественных
местах
,
манеры
и
одежда
и
т
.
п
.).
ЭТНОС
–
исторически
сложившаяся
территориальная
и
культурная
общность
людей
.
Я
ЯВЛЕНИЕ
–
философская
категория
для
обозначения
в
предмете
то
-
го
,
что
непосредственно
обнаруживается
;
внешняя
,
более
изменчивая
и
подвижная
сторона
предмета
или
процесса
.
ЯЗЫК
–
система
знаков
,
служащая
средством
человеческого
общения
,
мышления
и
выражения
(
письма
).