ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 31.07.2021
Просмотров: 323
Скачиваний: 1
16
К
РАТКИЙ
ФИЛОСОФСКИЙ
ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ
СЛОВАРЬ
А
АБСОЛЮТ
(
от
лат
.
Absolutus –
безусловный
,
неограниченный
) –
единое
,
бесконечное
,
вечное
,
совершенное
первоначало
бытия
,
свободное
от
каких
-
либо
отношений
и
условий
.
АБСОЛЮТНАЯ
ИСТИНА
–
истина
,
которая
дает
полное
,
всесто
-
роннее
,
исчерпывающее
значение
объективной
действительности
.
АБСТРАКТНОЕ
(
от
лат
.
abstractio
–
отвлечение
) –
сторона
действи
-
тельности
,
ее
одностороннее
проявление
;
одностороннее
знание
.
АГНОСТИЦИЗМ
(
от
греч
.
a
–
отрицание
,
gnosis
–
знание
) –
фило
-
софское
учение
,
отрицающее
возможность
познания
сущности
вещей
и
за
-
кономерностей
развития
действительности
.
АКАДЕМИЯ
–
название
учебных
заведений
и
научных
учреждений
.
Произошло
от
наименования
местности
вблизи
Афин
,
где
возникла
Ака
-
демия
платоновская
(
около
387
г
.
до
н
.
э
.).
АКСИОЛОГИЯ
(
от
греч
.
axios
–
ценный
+
logos
–
учение
) –
теория
ценностей
–
обобщенные
представления
о
предпочитаемых
благах
,
объек
-
тах
,
значимых
для
человека
,
являющихся
предметом
его
желания
,
стрем
-
ления
,
интереса
.
АКСИОМА
(
от
греч
.
axioma
) –
исходное
положение
,
которое
не
нуж
-
дается
в
доказательстве
,
так
как
является
совершенно
очевидным
и
лежит
в
основе
доказательства
иных
положений
.
АКЦИДЕНЦИЯ
(
от
лат
.
accidentia
–
случайность
) –
несущественное
,
случайное
свойство
субстанции
,
в
противоположность
атрибуту
–
суб
-
станциональному
свойству
,
существенному
признаку
вещи
.
АМБИВАЛЕНТНЫЙ
(
от
лат
.
ambi
–
с
обеих
сторон
+
valentia
–
сила
)
–
двойственный
,
характеризующийся
одновременным
проявлением
проти
-
воположных
качеств
.
АМОРАЛИЗМ
–
отрицание
моральных
устоев
и
общепринятых
норм
поведения
в
обществе
,
нигилистическое
отношение
ко
всяким
нравствен
-
ным
принципам
.
АНАЛИТИЧЕСКАЯ
ФИЛОСОФИЯ
–
направление
западной
,
глав
-
ным
образом
англо
-
американской
философии
XX
в
.;
сводит
философию
к
анализу
преимущественно
языковых
средств
познания
;
разновидность
неопозитивизма
.
АНТАГОНИЗМ
(
от
греч
.
antagonisma
–
спор
,
борьба
) –
непримири
-
мое
противоречие
.
АНТИНОМИЯ
(
от
греч
.
anti
–
против
и
nomos
–
закон
) –
противоре
-
чие
между
двумя
положениями
,
каждое
из
которых
в
одинаковой
мере
признается
логически
доказуемым
.
17
АНТИТЕЗИС
(
от
греч
.
antithesis
–
противоположение
) – 1)
положе
-
ние
,
суждение
,
противопоставляемое
тезису
; 2)
в
философии
Гегеля
–
вто
-
рая
из
трех
ступеней
триады
(
тезис
,
антитезис
,
синтез
).
АНТРОПОГЕНЕЗ
(
от
греч
.
anthropos
–
человек
и
genesis
–
происхо
-
ждение
,
возникновение
) –
процесс
возникновения
и
развития
человека
как
общественного
существа
.
АНТРОПОЛОГИЗМ
(
от
греч
.
anthropos
–
человек
и
logos
–
учение
,
слово
) –
философская
концепция
,
представители
которой
усматривают
в
понятии
«
человек
»
основную
мировоззренческую
категорию
и
утвержда
-
ют
,
что
только
исходя
из
нее
можно
создать
систему
представлений
о
при
-
роде
,
обществе
и
мышлении
.
АНТРОПОЛОГИЯ
ФИЛОСОФСКАЯ
–
учение
о
природе
и
сущно
-
сти
человека
.
Центральная
ее
проблема
–
что
есть
человек
.
Термин
“
фило
-
софская
антропология
”
ввел
И
.
Кант
как
раздел
философии
,
интерес
кото
-
рой
был
прикован
к
проблеме
автономности
человека
.
Как
философское
направление
возник
в
конце
XIX
в
.
и
занимается
разработкой
идеи
челове
-
ка
на
основе
знаний
,
накопленных
в
разных
науках
о
человеке
.
АНТРОПОМОРФИЗМ
(
от
греч
.
anthropos
–
человек
и
morphe
–
фор
-
ма
) –
наделение
предметов
и
явлений
природы
,
а
также
выдуманных
ми
-
фических
существ
(
богов
,
духов
)
человеческими
свойствами
.
АНТРОПОСОЦИОГЕНЕЗ
–
продолжительный
исторический
про
-
цесс
возникновения
социальной
формы
движения
материи
,
становления
и
формирования
человека
и
общества
.
АНТРОПОЦЕНТРИЗМ
(
от
греч
.
anthropos
–
человек
+
лат
. centrum –
центр
) –
философский
принцип
,
согласно
которому
человек
является
цен
-
тром
Вселенной
и
конечной
целью
мироздания
.
АПАТИЯ
(
от
греч
.
apatheia
–
бесстрастие
) –
одно
из
главных
понятий
этики
стоицизма
,
которое
означает
состояние
душевного
покоя
,
полной
невозмутимости
,
когда
чувства
и
страсти
не
мешают
деятельности
ума
.
АПЕЙРОН
(
от
греч
.
apeiron
–
бесконечное
,
безграничное
) –
термин
филосо
-
фии
Древней
Греции
(
Фалес
).
У
ранних
философов
–
свойство
первоэлементов
,
у
Платона
и
пифагорийцев
–
синоним
матери
.
АППЕРЦЕПЦИЯ
(
от
лат
.
ad –
к
и
perceptio
–
восприятие
) –
процесс
активного
воздействия
на
восприятие
накопленного
опыта
,
приобретенных
ранее
знаний
.
АПРИОРНЫЙ
(
от
лат
.
a priori
–
из
предшествующего
) –
независи
-
мый
от
опыта
,
предшествующий
опыту
.
АРТЕФАКТ
(
от
лат
.
arte
–
искусство
+
factus
–
сделанный
) –
ис
-
кусственное
создание
человека
,
структурный
элемент
в
системе
«
ЦИ
-
ВИЛИЗАЦИЯ
–
КУЛЬТУРА
».
АРХЕ
(
от
греч
.
arche
–
начало
) –
в
древнегреческой
философии
уни
-
версальное
начало
всего
сущего
.
18
АРХЕТИП
(
от
греч
.
arche
–
начало
+
typos
–
образ
) – 1)
в
позднеантич
-
ной
философии
–
прообраз
,
идея
; 2)
в
«
аналитической
психологии
»
К
.
Г
.
Юнга
–
врожденные
психические
структуры
,
образы
,
мотивы
,
составляющие
со
-
держание
так
называемого
коллективного
бессознательного
и
лежащие
в
ос
-
нове
общечеловеческой
символики
,
мифов
,
сказок
,
фантазий
; 3)
древний
,
не
-
известный
текст
,
от
которого
берут
начало
другие
письменные
тексты
.
АТАРАКСИЯ
(
от
греч
.
ataraxia
–
невозмутимость
) –
в
древнегрече
-
ской
философии
состояние
душевного
покоя
,
к
которому
должен
стре
-
миться
мудрец
.
АТЕИЗМ
(
от
греч
.
atheos
–
безбожный
) –
безбожие
,
отрицание
Бога
и
связанное
с
этим
отрицание
религии
.
АТОМИЗМ
–
учение
философии
Древней
Греции
об
атомарной
при
-
роде
всего
сущего
.
Основоположником
научно
оформленного
атомизма
считается
Демокрит
,
который
утверждал
,
что
материя
состоит
из
недели
-
мых
частиц
–
атомов
.
АТРИБУТ
(
от
лат
.
attributum
–
данное
,
приписанное
) –
неотъемлемое
свойство
субстанции
.
Б
БАЗИС
(
от
греч
.
basis
–
основа
) –
совокупность
производительных
сил
и
производственных
отношений
,
составляющих
способ
производства
,
экономическую
основу
общества
.
БИБЛИЯ
(
от
греч
.
biblia
–
букв
.
книги
) –
сборник
разновременных
со
-
чинений
VII – II
вв
.
до
н
.
э
.,
мифы
о
сотворении
мира
,
исторические
повество
-
вания
,
запись
этических
норм
,
религиозная
поэзия
и
др
.
Библия
лежит
в
ос
-
нове
богослужения
и
догматики
христианства
и
иудаизма
.
Состоит
из
Ветхо
-
го
завета
(
Пятикнижие
)
и
Нового
завета
(
Евангелие
,
Апокалипсис
и
др
.).
БИОГЕОЦЕНОЗ
(
от
греч
.
bio
–
жизнь
,
geo
–
Земля
, koinos –
общий
) –
сложная
естественная
система
,
компонентами
которой
являются
организ
-
мы
и
неорганические
факторы
,
связанные
между
собой
обменом
вещества
и
энергии
.
БИОЛОГИЧЕСКОЕ
НАПРАВЛЕНИЕ
(
от
греч
.
bio
–
жизнь
) –
тече
-
ние
в
философии
второй
половины
ХХ
в
.,
общим
признаком
которого
яв
-
ляется
перенесение
биологических
законов
на
общественную
жизнь
.
БИХЕВИОРИЗМ
(
от
англ
.
bihaviour
–
поведение
) –
ведущее
направ
-
ление
американской
психологии
первой
половины
ХХ
в
.
Согласно
ему
предметом
психологии
является
не
сознание
,
а
поведение
,
понимаемое
как
совокупность
реакций
на
воздействие
(
стимулы
)
внешней
среды
.
БРАХМАН
–
понятие
индийской
философии
,
обозначающее
высшую
объективную
реальность
,
некое
безличное
Абсолютное
Начало
,
из
которо
-
го
возникает
и
в
котором
растворяется
всё
мироздание
.
БУДДИЗМ
–
одна
из
трех
(
наряду
с
христианством
и
исламом
)
миро
-
вых
религий
.
Возник
в
Древней
Индии
в
VI – V
вв
.
до
н
.
э
.
Основателем
считается
Сиддхартха
Гаутама
.
Основные
направления
–
ХИНАЯНА
и
МАХАЯНА
.
В
ходе
развития
буддизма
в
нем
постепенно
сложились
культ
Будды
,
ритуалы
,
появились
Сангхи
(
монашеские
общины
)
и
др
.
19
БЫТИЕ
–
философская
категория
,
обозначающая
реальность
,
которая
существует
объективно
,
вне
и
независимо
от
сознания
человека
.
В
ВЕДЫ
– (
дословно
– «
знания
») –
наиболее
древние
индийские
рели
-
гиозно
-
философские
трактаты
:
Ригведа
,
Самаведа
,
Яджурведа
,
Атхарваве
-
да
.
Наибольший
интерес
представляют
заключительные
части
Вед
–
Упа
-
нишады
(
дословно
– «
сидение
у
ног
учителя
»),
в
которых
дается
философ
-
ская
трактовка
содержания
Вед
.
ВЕРА
–
форма
и
способ
восприятия
социальной
информации
,
норм
,
ценностей
и
идеалов
общественной
жизни
,
при
которых
они
,
не
будучи
собственным
практическим
или
познавательным
опытом
,
принимаются
как
очевидные
факты
или
характеристики
объективной
действительности
.
ВЕРИФИКАЦИЯ
(
от
лат
.
verus
–
истинный
и
facio
–
делаю
) –
один
из
исходных
принципов
логического
позитивизма
,
согласно
которому
ис
-
тинность
всякого
утверждения
о
мире
должна
устанавливаться
путем
эм
-
пирической
проверки
.
ВЕЩЕСТВО
–
вид
материи
,
представляющий
собой
сово
-
купность
дискретных
образований
,
которые
имеют
массу
покоя
.
ВОЛЮНТАРИЗМ
(
от
лат
.
voluntas
–
воля
) –
направление
в
филосо
-
фии
,
которое
провозглашает
первоосновой
бытия
волю
.
ВОЛЯ
–
способность
к
выбору
цели
деятельности
и
внутренним
уси
-
лиям
,
необходимым
для
ее
осуществления
.
ВРЕМЯ
–
одна
из
основных
объективных
форм
существования
мате
-
рии
.
Время
характеризует
продолжительность
существования
процессов
и
явлений
,
последовательность
изменения
состояний
в
развитии
всех
мате
-
риальных
систем
.
Время
характеризует
необратимость
,
оно
течет
от
про
-
шлого
через
настоящее
к
будущему
.
ВСЕЛЕННАЯ
–
окружающий
мир
,
безграничный
во
времени
и
про
-
странстве
,
бесконечно
разнообразный
в
тех
формах
,
которые
приобретает
материя
в
процессе
своего
развития
.
ВСЕОБЩИЕ
ЗАКОНЫ
–
законы
,
действующие
всегда
и
во
всех
без
ис
-
ключения
явлениях
и
процессах
мира
–
в
природе
,
обществе
и
в
мышлении
.
ВУЛЬГАРНЫЙ
МАТЕРИАЛИЗМ
(
от
лат
.
vulgaris
–
простой
) –
фи
-
лософское
течение
середины
XIX
в
.,
упрощавшее
и
огрублявшее
основные
принципы
материализма
,
сводившее
сознание
к
физиологическим
процес
-
сам
,
протекающим
в
головном
мозге
(«
мозг
выделяет
мысль
так
же
,
как
и
печень
желчь
»).
Г
ГАРМОНИЯ
(
от
греч
.
harmonia
–
связь
,
стройность
,
созвучность
) –
соразмерность
частей
,
слияние
различных
компонентов
объекта
в
единое
органическое
целое
.
В
древнегреческой
философии
–
организованность
космоса
,
в
противоположность
хаосу
.
ГЕДОНИЗМ
(
от
греч
.
hedone
–
удовлетворение
) –
направление
в
эти
-
ке
,
утверждающее
наслаждение
,
удовлетворение
как
высшую
цель
и
ос
-
новной
мотив
человеческого
поведения
.
20
ГЕНЕЗИС
(
от
греч
.
genesis
–
происхождение
,
возникновение
) –
про
-
цесс
зарождения
и
становления
.
ГЕОПОЛИТИКА
–
концепция
,
которая
использует
толкование
физи
-
ческих
,
экономических
,
социальных
,
демографических
и
др
.
факторов
для
обоснования
политики
государства
.
ГЕОЦЕНТРИЧЕСКАЯ
СИСТЕМА
МИРА
(
Птолемеева
система
мира
) –
возникшее
в
древнегреческой
философии
и
сохранявшееся
вплоть
до
позднего
средневековья
антропоцентрическое
представление
о
цен
-
тральном
положении
Земли
во
Вселенной
.
ГЕРМЕНЕВТИКА
(
от
греч
.
hermeneutikos
–
объясняющий
,
толковый
)
–
в
современном
словоупотреблении
используется
в
трех
значениях
: 1)
теория
и
практика
толкования
текстов
; 2)
течение
в
современной
филосо
-
фии
; 3)
методология
«
наук
о
духе
»,
главная
задача
которых
–
познание
смысла
.
В
ХХ
в
.
герменевтика
оформилась
в
одну
из
основных
методоло
-
гических
процедур
философии
,
сначала
в
границах
экзистенциализма
,
за
-
тем
собственно
в
философской
герменевтике
,
призванной
уже
не
столько
«
понять
текст
»,
сколько
вложить
в
него
новые
«
интерпретации
».
ГИЛЕМОРФИЗМ
(
от
греч
.
hyle
–
материя
+
morfe
–
форма
) –
учение
Аристотеля
,
согласно
которому
исходным
составляющим
любого
сущего
является
материя
–
неопределенный
пассивный
материал
и
форма
–
актив
-
ное
упорядочение
материи
.
ГИЛОЗОИЗМ
(
от
греч
.
hyle
–
материя
и
zoe
–
жизнь
) –
философское
учение
об
универсальной
одушевленности
материи
,
признающее
,
что
всем
формам
материи
свойственны
способность
к
ощущению
,
восприятию
и
мышлению
.
ГНОСЕОЛОГИЯ
(
от
греч
.
gnosis
–
знание
и
logos
–
учение
) –
одна
из
фундаментальных
философских
дисциплин
,
изучающая
познание
,
его
за
-
кономерности
и
возможности
,
противоречивость
и
роль
в
жизни
человека
,
ступени
и
формы
процесса
познания
,
условия
и
критерии
его
достоверно
-
сти
и
истинности
.
ГУМАНИЗМ
(
от
лат
.
humanus
–
человеческий
,
человечный
) –
взгляды
,
рассматривающие
человека
как
высшую
ценность
,
защищающие
его
сво
-
боду
,
права
и
всестороннее
развитие
.
В
более
узком
смысле
–
светское
вольномыслие
эпохи
Возрождения
,
противостоявшее
схоластике
и
духов
-
ному
господству
церкви
.
Д
ДАО
(
букв
. «
путь
») –
одно
из
важнейших
понятий
китайской
филосо
-
фии
.
Означает
: 1)
всеобщий
космический
закон
; 2)
естественный
,
природ
-
ный
ход
вещей
; 3)
абсолют
как
высшее
состояние
бытия
–
начало
и
конец
всех
вещей
; 4)
символ
высшей
космической
гармонии
.
ДАОСИЗМ
–
одно
из
направлений
древней
китайской
философии
.
Основатель
–
Лао
-
цзы
.