ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 31.07.2021
Просмотров: 322
Скачиваний: 1
21
ДАРВИНИЗМ
–
научная
теория
происхождения
видов
животных
и
исторического
развития
живой
природы
Земли
,
основоположником
кото
-
рой
является
Ч
.
Дарвин
.
ДВИЖЕНИЕ
–
способ
существования
материи
,
ее
всеобщий
атрибут
.
Движение
–
это
любое
изменение
в
природе
и
обществе
,
взаимодействие
материальных
объектов
.
Основные
формы
движения
материи
:
физическое
,
химическое
,
биологическое
,
общественное
.
ДЕИЗМ
(
от
лат
.
deus
–
бог
) –
религиозно
-
философская
доктрина
,
ко
-
торая
признает
Бога
как
мировой
разум
,
сконструировавший
целесообраз
-
ную
«
машину
»
природы
и
давший
ей
законы
движения
,
но
отвергает
даль
-
нейшее
вмешательство
Бога
в
самодвижение
природы
.
Не
допускает
иных
путей
к
познанию
Бога
,
кроме
разума
.
Деизм
получил
распространение
среди
мыслителей
Просвещения
,
сыграл
значительную
роль
в
развитии
свободомыслия
в
XVII – XVIII
вв
.
ДЕФИНИЦИЯ
(
от
лат
.
definitio
–
определение
) –
определение
поня
-
тия
.
Дефиниция
выражает
основные
признаки
,
составляющие
содержание
понятия
(
например
, «
Молекула
–
это
мельчайшая
частица
вещества
,
со
-
храняющая
его
химические
свойства
»).
ДЕТЕРМИНИЗМ
(
от
лат
.
determino
–
определяю
) –
материалистиче
-
ское
учение
об
общей
диалектической
обусловленности
явлений
природы
,
общества
и
человеческой
психики
,
в
частности
воли
.
Главным
в
детерми
-
низме
является
положение
о
причинной
обусловленности
всех
явлений
,
при
которой
одно
явление
(
причина
)
при
определенных
условиях
порож
-
дает
другое
(
действие
).
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
–
специфический
для
человека
способ
отношения
к
внешнему
миру
,
состоящий
в
преобразовании
и
подчинении
его
челове
-
ческим
целям
.
ДИАЛЕКТИКА
(
от
греч
.
dialektike
–
искусство
вести
беседу
,
спор
) –
наука
о
наиболее
общих
законах
развития
природы
,
общества
и
мышления
;
метод
познания
действительности
в
ее
противоречивости
,
целостности
,
развитии
;
процесс
развития
чего
-
либо
во
всем
многообразии
его
форм
и
во
всей
его
противоречивости
.
ДИХОТОМИЯ
(
греч
.
dichotomia
) –
деление
целого
на
две
части
.
ДОГМА
(
от
греч
.
dogma
–
точка
зрения
,
учение
) –
положение
,
прини
-
маемое
за
непреложную
истину
,
признаваемое
бесспорным
,
без
доказа
-
тельства
.
ДУАЛИЗМ
(
от
лат
.
dualis
–
двойственный
) –
философское
учение
,
исходящее
из
признания
равноправными
двух
начал
–
духа
и
материи
,
иде
-
ального
и
материального
.
Один
из
крупнейших
представителей
–
Р
.
Декарт
.
ДУХ
(
от
лат
.
spiritus
–
буквально
:
дуновение
,
дыхание
,
запах
) –
в
ши
-
роком
смысле
слова
понятие
,
которое
тождественно
идеальному
,
созна
-
нию
,
в
отличие
от
материального
начала
;
в
узком
смысле
слова
однозначно
с
понятием
мышления
.
22
Е
ЕВАНГЕЛИЕ
(
от
греч
.
euangelion
–
благая
весть
) –
раннехристиан
-
ские
сочинения
,
повествующие
о
земной
жизни
Иисуса
Христа
.
Разделя
-
ются
на
канонические
(
Марка
,
Матфея
,
Луки
,
Иоанна
)
и
апокрифические
.
Евангелие
складывалось
в
конце
I –
нач
. II
вв
.
н
.
э
.
ЕРЕСИ
(
от
греч
.
hairesis
–
особое
вероучение
) –
в
христианстве
тече
-
ния
,
отклоняющиеся
от
официальной
церковной
доктрины
в
области
дог
-
матики
и
культа
.
Ж
ЖИЗНЬ
–
существенный
признак
биологической
и
общественной
фа
-
зы
движения
материи
.
Важнейшими
ее
свойствами
являются
:
раздражи
-
мость
,
развитие
,
способность
размножаться
.
З
ЗАКОН
–
это
объективная
,
существенная
,
необходимая
,
устойчивая
,
всеобщая
связь
материальных
и
духовных
явлений
,
которая
определяет
ха
-
рактер
и
направление
их
движения
и
развития
.
ЗАКОН
ВЗАИМНОГО
ПЕРЕХОДА
КОЛИЧЕСТВЕННЫХ
И
КАЧЕ
-
СТВЕННЫХ
ИЗМЕНЕНИЙ
–
выражает
такую
взаимосвязь
количест
-
венных
и
качественных
сторон
предмета
,
в
силу
которых
непрерывные
ко
-
личественные
изменения
,
достигнув
меры
,
вызывают
скачкообразные
ка
-
чественные
изменения
,
которые
,
в
свою
очередь
,
определяют
характер
дальнейших
качественных
изменений
.
ЗАКОН
ЕДИНСТВА
И
БОРЬБЫ
ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ
–
закон
,
в
силу
которого
всем
вещам
,
явлениям
,
процессам
присущи
внутренние
про
-
тиворечия
,
которые
находятся
в
состоянии
взаимосвязи
и
взаимоотрица
-
ния
.
Диалектическая
противоречивость
дает
внутренний
импульс
разви
-
тию
,
приводит
к
обострению
противоречий
,
которые
разрешаются
на
оп
-
ределенном
этапе
путем
исчезновения
старого
и
возникновения
нового
.
ЗАКОН
ОТРИЦАНИЯ
ОТРИЦАНИЯ
–
показывает
,
что
развитие
имеет
поступательный
характер
,
происходит
прогрессивно
и
спиралевид
-
но
,
путем
отрицания
старого
качества
новым
с
удержанием
всего
харак
-
терного
и
существенного
из
старого
и
с
относительным
повторением
его
на
более
высокой
ступени
.
И
ИДЕАЛИЗМ
(
от
греч
.
idea
–
идея
) –
философское
направление
,
про
-
тивоположное
материализму
в
решении
основного
вопроса
философии
.
Идеализм
исходит
из
первичности
духовного
,
нематериального
и
вторич
-
ности
материального
.
ИДЕОЛОГИЯ
–
составляющая
теоретического
уровня
духовной
жизни
общества
,
которая
имеет
практическую
направленность
,
призвана
создавать
программы
социальных
действий
и
организовывать
их
реализацию
.
Включает
в
себя
идеи
,
идеалы
,
убеждения
и
принципы
практической
жизни
,
выражающие
интересы
и
цели
определенной
социальной
группы
,
класса
,
этноса
,
движения
.
23
ИМПЕРАТИВ
(
от
лат
.
imperativus
–
повелительный
) –
безусловное
требование
,
повеление
;
категорический
императив
–
в
этике
И
.
Канта
–
всеобщий
обязательный
нравственный
закон
,
которому
должны
подчи
-
няться
все
люди
.
ИНДИВИД
–
отдельно
взятый
представитель
человеческого
рода
,
с
присущими
ему
неповторимыми
индивидуальными
качествами
.
ИНТУИЦИЯ
(
от
лат
.
intueri
–
внимательно
смотреть
) –
способность
пря
-
мого
постижения
истины
без
рационального
размышления
и
доказательств
.
ИНЬ
–
ЯН
–
парные
понятия
китайской
философии
,
выражающие
идею
двойственности
бытия
,
женского
и
мужского
начал
,
смерти
и
жизни
.
ИРРАЦИОНАЛИЗМ
–
философское
учение
,
которое
настаивает
на
ограниченности
познавательных
возможностей
разума
,
мышления
и
при
-
знает
основным
способом
познания
интуицию
,
чувство
,
инстинкт
.
ИСЛАМ
(
от
араб
.
islam
–
покорность
) –
одна
из
мировых
религий
,
распространенная
главным
образом
в
странах
Ближнего
и
Среднего
Восто
-
ка
,
Азии
и
Северной
Африки
.
Главным
догматом
ислама
является
учение
о
едином
боге
–
аллахе
,
создателе
«
небес
и
земли
»,
предопределяющем
участь
каждого
человека
.
ИСТИНА
–
адекватное
отражение
объекта
познающим
субъектом
,
воспроизведение
его
таким
,
каким
он
существует
сам
по
себе
,
вне
и
неза
-
висимо
от
человека
и
его
познания
.
Истина
всегда
конкретна
.
Критерий
истины
–
практика
.
К
КАРМА
–
в
индийской
философии
закон
воздаяния
,
в
широком
смыс
-
ле
понимаемый
как
рок
или
судьба
.
Воспринимается
как
духовный
закон
причинно
-
следственных
связей
,
по
которому
каждое
существо
настигают
последствия
его
добрых
и
злых
мыслей
,
слов
и
деяний
.
КАТЕГОРИЯ
(
от
греч
.
kategoria
–
высказывание
,
признак
) –
наиболее
общие
,
основные
понятия
той
или
иной
науки
,
которые
отражают
сущест
-
венные
свойства
и
отношения
предметов
и
явлений
и
имеют
достаточно
большую
степень
общности
.
Основные
философские
категории
:
материя
,
движение
,
сознание
,
пространство
,
время
,
количество
,
качество
,
необхо
-
димость
,
случайность
,
содержание
,
форма
и
др
.
КРЕАЦИОНИЗМ
(
от
лат
.
creatio
–
создание
,
сотворение
) –
религиозно
-
идеалистическое
учение
,
объясняющее
сотворение
мира
Богом
из
ничего
.
Л
ЛЕВИАФАН
–
библейское
чудовище
,
символизирующее
государство
в
одноименном
трактате
Т
.
Гоббса
.
ЛЕГИЗМ
–
одна
из
школ
древней
китайской
философии
,
уделяющая
основное
внимание
проблемам
государственного
устройства
и
правового
обеспечения
власти
.
24
ЛИБЕРАЛИЗМ
–
идеология
,
социально
-
политическое
течение
,
на
-
правленное
на
отстаивание
прав
и
свобод
личности
,
гуманизма
,
демокра
-
тии
,
ограничения
власти
государства
,
развития
парламентаризма
,
плавных
реформ
и
рыночной
экономики
.
ЛИЧНОСТЬ
– 1)
человек
как
субъект
отношений
и
сознательной
деятельности
; 2)
устойчивая
система
социально
значимых
черт
,
характери
-
зующих
индивида
как
члена
общества
или
сообщества
.
ЛОГИКА
–
наука
о
способах
доказательств
и
опровержений
;
совокуп
-
ность
научных
теорий
,
в
которой
рассматриваются
определенные
способы
до
-
казательств
и
опровержений
.
Основателем
логики
считается
Аристотель
.
ЛОГОС
(
от
греч
.
logos
–
слово
,
понятие
,
закон
) –
понятие
,
употреб
-
лявшееся
в
античной
и
средневековой
философии
,
означавшее
всеобщий
закон
бытия
,
а
также
мнение
,
мысль
,
разум
,
внутреннее
поведение
,
реше
-
ние
.
У
Гераклита
логос
–
это
всеобщая
(
мировая
)
закономерность
, «
разум
-
ная
»
основа
мира
, «
вечный
космический
закон
».
ЛОКАЯТА
–
материалистическая
философская
школа
Древней
Индии
.
М
МАЛЬТУЗИАНСТВО
–
социологическая
доктрина
,
базирующаяся
на
системе
взглядов
на
закономерности
воспроизведения
народонаселения
;
названа
по
имени
английского
экономиста
и
священника
Томаса
Мальтуса
,
который
утверждал
,
что
возрастание
народонаселения
происходит
в
гео
-
метрической
прогрессии
,
а
увеличение
средств
существования
,
продоволь
-
ствия
–
в
арифметической
,
вследствие
чего
возникает
«
абсолютное
перена
-
селение
».
МАРКСИЗМ
–
философское
и
социально
-
экономическое
учение
К
.
Маркса
и
Ф
.
Энгельса
(XIX
в
.),
направленное
на
революционное
преобра
-
зование
общества
в
сторону
социального
равенства
и
свободы
.
В
ХХ
в
.
бы
-
ло
продолжено
В
.
И
.
Лениным
и
получило
широкое
распространение
в
мире
.
МАТЕРИАЛИЗМ
(
от
лат
.
materialis
–
вещественный
) –
философское
направление
,
противоположное
идеализму
в
решении
основного
вопроса
философии
.
Материализм
исходит
из
первичности
материи
и
вторичности
духовного
,
идеального
.
Сознание
,
мышление
–
есть
свойство
материи
,
мир
материален
,
существует
независимо
от
сознания
,
его
закономерности
по
-
знаваемы
.
МАТЕРИЯ
(
от
лат
.
materia
–
вещество
) –
философская
категория
для
обозначения
объективной
реальности
;
все
то
,
что
влияет
тем
или
иным
об
-
разом
на
человека
,
вызывая
ощущения
.
Материя
несотворима
и
неуничто
-
жима
,
вечна
и
бесконечна
.
МЕТАФИЗИКА
–
способ
мышления
и
метод
познания
,
который
рас
-
сматривает
предметы
и
явления
вне
их
внутренней
связи
и
развития
,
без
постижения
внутренних
противоречий
как
источника
самодвижения
,
не
-
прерывности
и
скачкообразности
развития
в
их
органическом
единстве
.
25
МЕТОД
(
от
греч
.
methodos
–
путь
исследования
) –
способ
организа
-
ции
практического
и
теоретического
освоения
действительности
,
обуслов
-
ленный
закономерностями
соответствующего
объекта
.
МЕТОДОЛОГИЯ
(
от
греч
.
methodos
–
путь
исследования
и
logos –
наука
) –
система
исходных
,
основополагающих
принципов
,
определяющих
способ
подхода
к
анализу
и
оценке
явлений
,
характер
отношения
к
ним
,
направленность
познавательной
и
практической
деятельности
.
МИРОВОЗЗРЕНИЕ
–
совокупность
взглядов
,
оценок
,
принципов
,
идей
и
установок
,
определяющих
наиболее
общее
видение
и
понимание
ми
-
ра
,
места
в
нем
человека
,
его
историческое
происхождение
и
назначение
.
МИФ
(
от
греч
.
mythos
–
сказание
) –
способ
воспроизведения
,
осозна
-
ния
естественных
и
общественных
явлений
,
состоящий
в
одухотворении
и
персонификации
природных
сил
,
наделении
их
человеческими
по
характе
-
ру
,
но
фантастически
видоизмененными
свойствами
.
МИФОЛОГИЯ
(
от
греч
.
mythos
–
сказание
и
logos
–
учение
) –
учение
о
легендах
,
сказаниях
,
рассказах
о
действиях
,
поступках
богов
и
героев
,
в
которых
отражалось
первичное
представление
о
мире
.
МОКША
–
высшее
нравственное
совершенство
в
индийской
филосо
-
фии
,
после
достижения
которого
эволюция
души
(
карма
)
прекращается
.
МОНАДА
(
от
греч
.
monados
–
единица
,
единое
) –
в
ряде
философских
систем
простейшее
,
неделимое
единство
,
первоначало
,
основа
явления
.
МОНИЗМ
(
от
греч
.
monos
–
один
,
единственный
) –
противополож
-
ный
дуализму
и
плюрализму
философский
принцип
объяснения
разнооб
-
разия
мира
как
проявления
единого
начала
–
материи
или
сознания
.
Мате
-
риалисты
началом
,
основой
мира
считают
материю
.
Идеалисты
единым
началом
всех
явлений
считают
дух
,
идею
и
т
.
д
.
МОРАЛЬ
(
от
лат
.
moralis
–
моральный
) –
форма
общественного
соз
-
нания
,
общественный
институт
,
выполняющий
функцию
регулирования
поведения
человека
в
обществе
,
во
всех
без
исключения
сферах
общест
-
венной
жизни
.
МЫШЛЕНИЕ
–
высшая
форма
активного
отображения
объективной
реальности
,
состоящая
в
целенаправленном
,
опосредованном
и
обобщен
-
ном
познании
субъектом
существенных
связей
и
отношений
предметов
и
явлений
,
в
творческом
создании
новых
идей
,
в
прогнозировании
явлений
и
действий
.
Мышление
есть
свойство
высокоорганизованной
материи
–
го
-
ловного
мозга
.
Мышление
осуществляется
в
формах
понятия
,
суждения
,
умозаключения
,
гипотезы
,
теорий
и
т
.
д
.
Н
НАТУРФИЛОСОФИЯ
(
от
лат
.
natura
–
природа
) –
система
умозри
-
тельных
и
временами
фантастических
представлений
,
рассказов
о
природе
,
которая
разрабатывалась
в
теоретических
системах
преимущественно
в
эпоху
первоначального
научного
природоведения
.