Файл: Социальная среда мотиватор познавательных способностей человека.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Диссертация

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 175

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Таким образом, мотивационные факторы являются важнейшими детерминантами интеллектуального и творческого развития личности. Существует тесная взаимосвязь между динамическими показателями мотивации и показателями проявления общих умственных способностей. Повышение динамического уровня мотивации способствует общему повышению активности индивида в других областях жизнедеятельности [10].

На основании изложенного можно сформировать модель (рис. 1), описывающую механизм развития познавательных способностей личности в социальной среде, под влиянием социальных факторов.

Однако, в первую очередь необходимо отметить тот факт, что, как нами было указано в рамках анализа научной литературы, некоторые авторы склонны рассматривать какой-либо один познавательный процесс, что, на наш взгляд, недопустимо, поскольку велико оказывается влияние других когнитивных процессов на каждый из них, поэтому исследование, в том числе и диагностика, должны осуществляться в комплексе, даже если одна из способностей должна быть рассмотрена единично.



Рисунок 1 – Механизм развития познавательных способностей
Таким образом, мы говорим о том, что каждый из социальных факторов, отмеченный нами на модели, оказывает влияние, соответственно, таким же образом, на все познавательные способности, в меньшей или большей степени на каждый.

Представленная модель, описывающая механизм развития познавательных способностей, включает социальные факторы: семью, социальную среду, физическую и образовательную среду.

Итак, давайте посмотрим поближе. В качестве социальных факторов, многие из которых описаны в соответствующей литературе, и как факторы развития познавательных и им подобных способностей, и как факторы личностного развития, выделим:

– семья, в которую входят самые близкие человеку люди, с которыми он контактирует ежедневно. Здесь микросоциум рассматривается как семья, в том числе и тогда, когда речь идет об особых условиях, когда биологическая семья отсутствует по тем или иным причинам;

- социальная среда. Под ним мы понимаем возможность и вероятность взаимодействия с людьми, получение социально-психологической поддержки, наличие близких, наличие сексуальных отношений, деятельность, наличие социально-экономического положения, средств массовой информации и т. д.; множество предметов материальной и духовной культуры, обеспечивающих существование человека и удовлетворение его собственных человеческих потребностей, то есть общесоциальных составляющих;


– физическая среда включает в себя условия непосредственной биологической деятельности индивида;

– образовательная среда – включает в себя компоненты, непосредственно влияющие на познавательные способности человека: предметно-развивающая среда, учителя, другие учащиеся, образовательные учреждения как социальные институты и т. д. здесь необходимо понимать, что именно образовательная среда создает условия на развитие познавательных способностей, предикторами для которых являются все эти факторы.

Рассмотренные факторы сводятся, на наш взгляд, к двум аспектам воздействия: субъектно-информационному и межличностному взаимодействию.

Несмотря на то, что эти аспекты уже назывались в литературе, под первым мы понимаем более широкие возможности, включающие взаимодействие личности с субъектно-информационным составом, предлагаемым факторами социальной среды (и не только в образовательной среде). поле). Аспект межличностного взаимодействия отражает все возможные варианты взаимодействия человека с другими людьми.


Вывод по главе 1
Современное сложное общество создает проблемы для индивида из-за того, что он реагирует на условия отношениями "конфликта", в некоторой степени, и приспособления. В результате он способен лишь частично приспосабливаться к окружению. Каждый индивид выбирает для себя только ту часть своей культуры, которая соответствует его склонностям, и тщательно отвергает все остальное.

Таким образом, он имеет право выбирать свою собственную профессию и принимать условия обучения, отдыха и быта, которые ассоциируются с такой профессией.

Общество никогда не бывает статичным; оно всегда меняется от одного заданного состояния к другому. Один этот фактор требует от человека быть динамичным в своем отношении к приспособлению. В течение одной-единственной жизни человеку, возможно, придется перейти от одних условий к другим; и в любой развивающейся стране влияние индустриализации настолько сильно, что индивид, переживающий этот опыт, должен приспосабливаться с предельной быстротой.

Человеку необходимо жить в обществе, чтобы взаимодействовать с другими людьми и получать от них пользу, строить отношения и жить счастливой и плодотворной жизнью. В обществе существуют сообщества, которые формируются, потому что люди, принадлежащие к этим группам, разделяют одни и те же ценности, интересы и идеалы. Наша личность формируется по мере того, как мы продолжаем взаимодействовать с людьми в обществе.

Если наше общество в целом поощряет нечестное поведение, это в конечном итоге отразится на нашей личности, особенно если у нас нет сильных или глубоко укоренившихся ценностей. В этой статье мы рассмотрели, как общество влияет на формирование личности, исследуя три основных компонента человеческой психики: отношение, личность и характер. Взаимодействие с людьми может повлиять на нашу личность, но не на наш характер.


Таким образом, личность была названа продуктом или результатом социализации, а темперамент - это то, что человек наследует. Социальные взаимодействия могут изменить вашу личность, но они не могут изменить ваш темперамент. Вот почему общество оказывает сильное влияние на личность человека, потому что оно может либо создать ее, либо сломать.

Список использованных источников


  1. Анцыферова Л.И. Принцип связи психики и деятельности и методология психологии // Методологические и теоретические проблемы психологии. – М., 1969. – С. 57-117.

  2. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. – М.: Мысль, 1976. – 158 с.

  3. Асмолов А. Г. Психология личности: Учебник. – М.: Изд-во. МГУ, 1990. – 367 с.

  4. Асмолов А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Психология». - 3-е изд., испр. и доп. – М.: Смысл : Academia, 2007. - 526 с.

  5. Бадмаева Н.Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей: монография. - Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2005. – 204 с.

  6. Бадмаева Н.Ц. Влияние мотивированности обучаемых на эффективность запоминания информации // Сборник научно-методических статей. - Вып. 7. - Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2001. –С.36-41.

  7. Бадмаева Н.Ц. Мотивационная основа развития общих умственных способностей: дис. … д. психол. наук: 19.00.01. – Новосибирск, 2006. – 24 с. С

  8. Бадмаева Н.Ц. Мотивационные факторы формирования мнемических и мыслительных способностей: монография. - Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2000. – 175 с.

  9. Бадмаева Н.Ц. Мотивация умственной деятельности: монография. – Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2004. - 160 с.

  10. Бадмаева Н.Ц. Проблема формирования и развития интеллектуальных способностей // Вестник Бурятского государственного университета. Сер.10. Психология. - Улан-Удэ, 2005. – С.126-131.

  11. Белозерова Л.М., Соломатина Н.В. Особенности умственной и физической работоспособности лиц зрелого возраста. Пермь, 2008. – 158 с.

  12. Бестужев-Лада И.В. Прогнозирование в социологических исследованиях: Методол. пробл. / [Д. ист. н. И.В. Бестужев-Лада, В.Э. Шляпентох, Г.С. Яковлев ; Отв. ред. И.В. Бестужев-Лада]. – М.: Мысль, 1978. - 272 с.

  13. Блонский П.П. Память и мышление – СПб.: Питер, 2001. – 287 с.

  14. Богомолова М.А. Устойчивое развитие социальных систем // Концептуальные вопросы устойчивого развития: материалы V Всерос. Интернет -конф. по проблемам эконофизики и эволюционной экономики. Екатеринбург, 18 апр. – 15 мая 2006г. – Изд-во Урал. ун-та. – 2006. – С. 86 – 90.

  15. Богомолова М.В. Влияние обогащенной среды на развитие интеллекта и креативности: дис. ... канд. психол. наук. – М.: ИП РАН, 2008. – 178 с.

  16. Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение : избранные психологические труды / Российская академия образования, Московский психолого-социальный институт. - 3-е изд. / стер. – М.: Изд-во Московского психолого-социального ин-та ; Воронеж : МОДЭК, 2008. - 406 с.

  17. Вилюнас В.К. Теория деятельности и проблемы мотивации // А.Н. Леонтьев и современная психология. – М., 1983. - С. 191-200.

  18. Воловикова М.И. Психология самоопределения личности и групп: история, современное состояние и тенденции развития: материалы Всероссийской научной конференции, 10 апреля 2013 г., г. Уфа / отв. ред. М. И. Воловикова и др. – М.; Берлин: Директ-Медиа, 2014. - 172 с.

  19. Воронин А.Н. Интеллект и креативность в совместной деятельности : автореферат дис. ... доктора психологических наук : 19.00.13 / Ин-т психологии РАН. - Москва, 2004. - 50 с.

  20. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций: Из неопублик. трудов / Акад. пед. наук РСФСР. Ин-т психологии. – М.: Изд-во Акад. пед. наук, 1960. – 500 с.

  21. Городов П.Н. Концепция воспитательной работы в Вооруженных Силах: гуманистическое осмысление. – М.: Изд-во ГАВС, 1985. – 75 с.

  22. Гуревич М.О. Психомоторика / Проф. М. Гуревич, прив.доц. Н. Озерецкий. – М.; Ленинград: Гос. мед. изд-во, 1930. – Ч. 1: Анатомо-физиологические основы психомоторики и ее соотношения с телосложением и характером. Ч. 1. - 1930. – 158 с.

  23. Джевечка А.О. О соотношении интересов учащихся с особенностями их памяти и мышления: диссертация ... кандидата психологических наук: 19.00.07. - Вильнюс, 1981. - 194 с.

  24. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. 3-е изд.– СПб.: Питер, 2008. – 398 с.

  25. Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение / пер. с французского А. Б. Гофмана. – 4-е изд., испр. – М. : Издательство Юрайт, 2019. – 308 с.

  26. Захаров В.В., Вознесенская Т.Г. Нервно-психические нарушения: диагностические тесты. – М. : Медпресс-информ. - 2016. -320 с.

  27. Зинченко В.П. Восприятие и визуальная культура / Редактор-составитель Н.Д. Гордеева, научные редакторы А.И. Назаров, Т.Г. Щедрина. – М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2017. – 599 с.

  28. Иванова Н.В. Психолого-педагогическая модель полисубъектной личностно-развивающей образовательной среды на заключительном этапе начального общего образования : диссертация ... доктора психологических наук : 5.3.4. / [Место защиты: ФКОУ ВО «Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний»]. - Нижний Новгород, 2022. - 418 с.

  29. Ильин E.П. Психология физического воспитания. – М.: Просвещение, 1987. – 287 с.

  30. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб: Питер, 2011. – 508 с.

  31. Имедадзе И.В. Категория поведения и теория установки: автореферат дис. ... доктора психологических наук : 19.00.01. - Тбилиси, 1989. - 44 с.

  32. Каштанов В.Л. Факторы социальной среды, влияющие на формирование социально развитой личности курсанта // Новое слово в науке и практике: гипотезы и апробация результатов исследований. – 2013. – № 3. – С. 91-95.

  33. Климов Е.А. О среде обитания человека глазами психолога. Приветствие при открытии Первой Российской конференции по экологической психологии (3-5 декабря 1996 г.). Материалы 2-ой Российской конференции по экологической психологии. Москва, 12-14 апреля 2000 г. Под редакцией В.И. Панова. Москва; Самара: Издательство МГППИ, 2001. – С. 7 - 9.

  34. Ковалев Г.А. Психическое развитие ребёнка и жизненная среда // Вопросы психологии, 1993. – № 1. – С. 13–23.

  35. Комкова Е.И. Когнитивно-личностное развитие ребенка в процессе социализации // Акмеология. – 2011. – № 2. – С. 102–110.

  36. Кон И. С. Личность // Философский энциклопедический словарь. – М.: Сов. Энциклопедия, 1983. – 840 с. С. 314

  37. Кон И.С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989. 255 с.

  38. Коршунова Л.С. Воображение и его роль в познании. – М,: Изд-во Моек, ун-та, 1979. – 145 с.

  39. Левин О.С. Неврология: справочник практикующего врача. // М.: МЕДпресс-информ, 2014. – 1024 с.

  40. Леонтьев А.Л. Проблемы развития психики. – М.; Мысль, 1965. – 573 с.

  41. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - 2-е изд. – М.: Политиздат, 1977. – 304 с.

  42. Леонтьев В.Г. Психологические механизмы мотивации. – Новосибирск : Изд-во Пединститута, 1992. – 215 с.

  43. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. – М., 1984. – 446с.

  44. Ломов Б.Ф. Опыт экспериментального исследования процесса воображения //Проблемы восприятия пространства и пространственных представлений / Под ред, Б.Г. Ананьева и Б.Ф. Ломова. – М.: Иэд-во АПН РСФСР, 1961. – С. 186-191.

  45. Манташова А.М., Черкасова В.Г. Умеренные когнитивные расстройства: возможности дифференциальной диагностики в условиях специализированного приема // Здоровье семьи – 21 век. – 2013. – № 4. – С.9.

  46. Маркс К., Энгельс Ф. Тезисы о Фейербахе. Полн. Собр. Соч. – 2-е изд. – М., 1955–1981. Т. 3. – 629 с.

  47. Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. – М., 1984. – 144 с.

  48. Махлах Е.С. Рапопорт И.А. Соотношение памяти и волевых качеств личности // Вопросы психологии. 1980. – №1. – С. 125-130.

  49. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Концепция способностей Б.М. Теплова: точки роста // Международная юбилейная конференция «Б.М. Теплов и современное состояние дифференциальной психологии и дифференциальной психофизиологии: к 120-летию со дня рождения Б.М. Теплова» / Под редакцией М.К. Кабардова, А.К. Осницкого. – М.: Издательство «Перо», 2017. – С .52–59.

  50. Методические указания по проведению психофизиологического отбора курсантов в учебные отряды подводного плавания и школы ВМФ /Сост. В.А. Бодров. – М., 1969. – 116 с.

  51. Мудрик А.В. Область и предмет исследования социальной психологии воспитания. В сборнике: Теория и практика психолого-социальной работы в современном обществе / Под ред. Т.Т. Щелиной. – 2017. – С. 9–10.

  52. Мудрик А.В. Социальная педагогика: учебник для обучающихся по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование». - 9-е изд., испр. – М.: Академия, 2014. – 239 с.

  53. Найссер У. Познание и реальность: Смысл и принципы когнитивной психологии / Перевод с англ. В. В. Лучкова. – М.: Прогресс, 1981. - 230 с. С. 48.

  54. Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. – 512 с.

  55. Петровский, В.А Развивающее творческое общение. Концепция образовательного проекта Челябинского Дворца творчества учащейся молодежи / В.А. Петровский, В.К. Калиненко, А.Д. Грибанова. – М.: ПИРАО, 1994. – 42 с.

  56. Платонов К.К. О системе психологии. – М.: Мысль, 1972. – 216 с.

  57. Поддьяков Н.Н. Мышление дошкольника / Науч.-исслед. ин-т дошкольного воспитания Акад. пед. наук СССР. – М.: Педагогика, 1977. - 271 с.

  58. Поппер К.Р. Открытое общество и его враги. Т. 2: Время лжепророков: Гегель, Маркс и другие оракулы. Пер. с англ. под ред. В. Н. Садовского. – М.: Феникс, Международный фонд «Культурная инициатива», 1992. – 528 с.

  59. Прядехо А.А. Педагогические условия развития познавательных способностей учащихся V-VII классов : На материале естественно-научных дисциплин : диссертация ... доктора педагогических наук : 13.00.01. - Брянск, 2000. - 425 с.

  60. Романова М.А. Развитие познавательных способностей в контексте когнитивной психологии // Ярославский педагогический вестник.2008. – № 2 (55). – С. 62–66.

  61. Рубинштейн C.Л. Принципы и пути развития психологии. – М., 1959. – 354 с.

  62. Рубинштейн С.Л, Основы общей психологии. М.: Учпедгиз, 1946. – 704 с.

  63. Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования / Акад. наук СССР. Ин-т философии. – М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1958. - 147 с.

  64. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии / Отв. ред. [и авт. вступ. статьи] Е. В. Шорохова ; [Сост. и авт. коммент. К. А. Абульханова-Славская и А.В. Брушлинский]; Акад. пед. наук СССР. Ин-т философии АН СССР. Ин-т психологии АН СССР. – М.: Педагогика, 1973. – 423 с.

  65. Сарджвеладзе Н. И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой. – Тбилиси: «Мецниерба», 1989. – 341 с.

  66. Смирнов А.А. Проблемы психологии памяти. – М.: Просвещение, 1966. – 423 с.

  67. Смирнова Г.Л. Социалистическая культура и личность //Духовный мир развитого социалистического общества. М., 1987. – С. 62.

  68. Соловьева О.В. Теоретико-экспериментальное изучение развития познавательных способностей школьников : автореферат дис. ... доктора психологических наук : 19.00.07 / Сев.-Кавказ. гос. техн. ун-т. - Ставрополь, 2003. - 43 с.

  69. Социальная психология: Краткий очерк /Под ред. Г.П. Предвечного. – М.: Политиздат, 1975. – 319 с.

  70. Социология в России: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под редакцией В.А. Ядова. Москва, 1998. – С. 453–473.

  71. Сычев Ю. В. Микросреда и личность. – М., 1974. – 190 с. С. 9.

  72. Теория и методология социальной работы: учебное пособие для вузов / С. И. Григорьев и др.; Под ред. С. И. Григорьева. – М.: Наука, 1994. – 184 с.

  73. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. – М,: Иэд-во АПН РСФСР, 1961. – 536 с.

  74. Тихомиров О.К. Психология мышления: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям психологии. - 3-е изд., стер. – М.: Академия, 2007. – 287 с.

  75. Тихомирова Т.Н. Влияние семейной микросреды на способности детей: роль поколений: автореферат дис. ... кандидата психологических наук : 19.00.01 / Ин-т психологии РАН. – М., 2001. - 19 с.;

  76. Ушаков В.О. Механизмы регуляции в структуре мнемических способностей : автореферат дис. ... кандидата психологических наук : 19.00.01 / [Место защиты: Нац. исслед. ун-т «Высш. шк. экономики»]. - Москва, 2015. - 26 с.

  77. Философский энциклопедический словарь. – М.: ИНФРА-М, 1997. – 576 с.

  78. Философский энциклопедический словарь. – М.: Сов. Энциклопедия, 1983. – 840 с.

  79. Хазратова Н.В. Формирование креативности под влиянием микросреды: дис. ... кандидата психологических наук : 19.00.01. – М., 1994. - 169 с.

  80. Чавро Т.В. Развитие креативности младших школьников в условиях музыкального воспитания в общеобразовательной школе: автореф. дис. ... канд. пед. наук. – Белорусский государственный педагогический университет имени М. Танка. – Минск : [б. и.], 2008. – 22 с.

  81. Чайников П.Н. Патент RU2600856C1 Способ определения умственной работоспособности человека. Российский патент 2016 года по МПК A61B5/00 // Электронная база Patenton https://patenton.ru/patent/RU2600856C1 (дата обращения 08.03.2023).

  82. Чайников П.Н. Состояние здоровья спортсменов игровых видов спорта по результатам углубленного медицинского исследования // Пермскиймедицинский журнал. – 2016. –Том 33. – № 5. – С. 72-77.

  83. Чайников П.Н., Соломатина Н.В., Черкасова В.Г., Кулеш А.М. Когнитивные функции и умственная работоспособность в условиях спортивной деятельности // Таврический журнал психиатрии. - 2015. – Т. 19. - № 1(70). - С. 55-60.

  84. Чайников П.Н., Черкасова В.Г., Кулеш А.М. Когнитивные функции и умственная работоспособность спортсменов игровых видов спорта // Спортивная медицина: наука и практика. – 2017. – Т. 7. – № 1. – С. 79-85.

  85. Чаркова М.Н. Мотивация когнитивного развития личности автореферат дис. … д.психол. наук: 19.00.01. – Новосибирск, 2005. – 44 с.

  86. Человек, среда, общение / Под ред. Х. Миккен – Таллин: ТПИ, 1980. – 135 с.

  87. Черкасова В.Г., Зимушкина Н.А., Кривощекова О.Ф. Неврологическая помощь больным с когнитивными нарушениями в Пермском крае // Журн. неврологии и психиатрии им. С.С. Корсокова. - 2012. - №10-2(112). - С. 65-66.

  88. Черноушек М. Психология жизненной среды Пер. с чеш. / Вступ. ст. Л. А. Китаева-Смыка, с. 3-24. – М.: Мысль, 1989. – 174 с.

  89. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека: Учеб. пособие для вузов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Изд. корпорация «Логос», 1996. – 318 с.

  90. Шадриков В.Д. Психология деятельности человека. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2013. – 464 с.

  91. Шадриков В.Д. Системогенез ментальных качеств человека. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2022. – 287 с.

  92. Шахназаи В. Биологические основы формирования познавательных способностей человека (на материале творчества восточных перипатетиков): дис. …канд.философ.наук. – Душанбе, 2022. – 168 с.

  93. Шеррингтон Ч.С. Интегративная деятельность нервной системы / [Пер. с англ.] / [Со вступ. и заключит. статьями Э. Ш. Айрапетьянца и А. С. Батуева] ; [АН СССР. Ин-т физиологии им. И. П. Павлова]. - Ленинград: Наука. Ленингр. отд-ние, 1969. – 391 с.

  94. Яницкий О.Н. Россия как общество риска: Контуры теории // Россия: Трансформирующееся общество. - М., 2001. - С. 21-44.

  95. Яницкий О.Н. Россия как общество риска: методология анализа и контуры концепции // Хрестоматия по россиеведению. –2015. – № 1. – С. 184–187.

  96. Amabile T.M. The social psychology of creativity / T.M. Amabile. – New York: Springer-Verlag, 1983. – P. 211-234.

  97. American Psychiatric Association. Diagnostic and statistical manual of mental disorders, 5th ed. Arlington: American Psychiatric Association, 2013.

  98. Flavell J.L. Development of children’s knowledge about the mental world. // International Journal of Behavioral Development. – 2000. Vol. 24 (1). – P. 15–23.

  99. Fleishman Edwin A. The structure and measurement of physical fitness. – Englewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall, 1964.

  100. Gibson J.J. The Peraeption of Visual World. - Boston: Houghton Miffin, 1950.–235 p/

  101. Hambrick D.Z., Engle R.W. Effects of domain knowledge, working memory capacity, and age on cognitive performance: an investigation of the Knowledge-is-Power hypothesis // Cognitive psychology. - 2002. - №44. - P. 339-387.

  102. Heirani, A.,Vazini Taher,A., Soori,Z., and Rahmani, M. Relationship between choice reaction time and expertise in team and individual sports: a gender difference sap pro ach. // Aust.J.BasicAppl.Sci. – 2012. – № 6. – P.344-348.

  103. Jansen,P., andLehmann,J. Mental rotation performance in soccer players and gymnasts in anobject-based mental rotation task. // Adv.Cogn.Psychol. - 2013. – № 9.– P. 92-98.

  104. Karbach,J., and Verhaeghen,P. Making work in g-memory work: a meta- analysis of executive-control and working memory training in older adults. // Psychol.Sci. – 2014. – № 25. – P.. 125-129.

  105. Memmert,D., Simons,D.J., and Grimme,T .The relationship between visual attention and expertise in sports.// Psychol.SportExerc. - 2009. – № 10. - P.146-151.

  106. Piras,A., Lobietti,R., and Squatrito,S. Responsetime, visual search strategy, and anticipatory skills in volleyball players. J. Ophthalmol. – 2014. – № 4. – P. 132-137.

  107. Stern W. Person und Sache. System der philosophischen. Weltanschauung. –Leipzig, 1906. – Bd. 1. – S. 20.

  108. Van Biesen D, Hettinga FJ, McCulloch K, Vanlandewijck Y. Pacing Profiles in Competitive Track Races: Regulation of Exercise Intensity Is Related to Cognitive Ability. // Front Physiol. – 2016. – № 7. – P. 624.