Файл: Социальная среда мотиватор познавательных способностей человека.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Диссертация

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 176

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Что-то может предстать перед человеком сто раз, но, если он упорно не замечает этого, нельзя сказать, что это вошло в его опыт.

Можно разделить внимание на сфокусированное, устойчивое и разделенное на части:

Сосредоточенное внимание означает сосредоточение внимания на наиболее важных вещах в вашем окружении, одновременно отсеивая отвлекающие факторы.

Постоянное внимание позволяет нам оставаться сосредоточенными в течение длительного периода.

Разделенное внимание требует, чтобы человек выполнял две (или более) задачи одновременно, и ему требуется внимание для обеих (или для всех).

Память - это способ кодирования, хранения и последующего извлечения знаний. Хотя слово “память” может вызвать в воображении образ особого процесса "все или ничего", ясно, что существует много видов памяти, каждый из которых может быть в некоторой степени независим от других.

Поскольку когнитивные способности имеют решающее значение для чтения, письма, математики и обучения, они обычно нарушаются при нарушениях развития внимания, речи, чтения и математики, таких как дислексия, дискалькулия и дисграфия.

Навыки фонологической обработки играют важную роль в развитии чтения. Ране исследователи обнаружили высокую корреляцию между первоначальным пониманием рифм детьми дошкольного возраста и их развитием в чтении и правописании в течение трех лет. Эта связь сохранялась даже после учета других переменных, таких как IQ и память.

Многочисленные научные исследования связывают трудности в скорости обработки информации с СДВГ и нарушениями чтения сравнили группу молодых людей с высокими достижениями, страдающих дислексией, с аналогичной группой типичных читателей. Группа с дислексией продемонстрировала поразительное снижение скорости обработки данных (на 26% по сравнению с контрольной группой), в то время как объем их рабочей памяти находился в пределах нормы.

Исследования также подтвердили, что слуховая память играет решающую роль в грамотности и непосредственно влияет на навыки чтения, правописания, письменной речи и математики. Дети с плохими навыками слуховой памяти могут с трудом распознавать звуки и сопоставлять их с буквами – распространенный симптом нарушения чтения или дислексии.

Значительные положительные ассоциации существуют между зрительной последовательной памятью и пониманием абзацев, устным чтением и распознаванием слов.


Рабочая память является краеугольным камнем для всех видов обучения, от чтения и составления заметок до математических вычислений.

Таким образом, способности определяются как «свойства функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, имеющие индивидуальную меру выраженности и проявляющуюся в успешности и качественном своеобразии освоения и реализации отдельных психических функций. При определении индивидуальной меры выраженности способностей целесообразно придерживаться тех же параметров, что и при характеристике любой деятельности: производительности, качества и надежности (в отношении рассматриваемой функции).

По существу, функциональные системы есть выражение мозговой организации сложных психических (познавательных) процессов и носители общих способностей. Поэтому способности и познавательные процессы тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. На основе традиционного разделения познавательных психических процессов выделены следующие способности: сенсорные (ощущения), перцептивные (восприятие), мнемические (память), способности представления, имажитивные (воображение), мыслительные, аттенционные (внимание) [97].

По мнению Озерова, В.П. и Соловьева О.В., познавательные способности - это свойства целостной личности эффективно реализовывать функцию отражения и познания объективно существующего внешнего и внутреннего мира через процессы ощущения, восприятия, памяти, внимания, воображения, мышления и речи, психомоторной деятельности. , которые обеспечивают высокоэффективную когнитивно-интеллектуальную и когнитивно-двигательную деятельность [60].

Н.Д. Шадриков совместно с Н.П. Анисимовой разработала следующую классификацию познавательных способностей:

Сенсорные способности (сенсорные процессы). В классификации по свойствам рецепторов, отнесению рецепторного органа к определенному рецепторному полю, ощущения делятся на интероцептивные, проприоцептивные (кинестетические) и экстероцептивные, которые в свою очередь по пространственным признакам делятся на контактные, характеризующиеся непосредственным воздействие на органы чувств и отдаленное [93].

Перцептивные способности (перцептивные процессы). Восприятие есть отражение предметов и явлений в совокупности их свойств и частей при непосредственном воздействии на них органов чувств. Восприятие пространства представляет собой «сложную интермодальную ассоциацию», а протяженность и направление как наиболее общие параметры пространства своеобразно отражаются в деятельности каждого анализатора. Следует отметить, что одним из существенных признаков восприятия является сопоставление, сопоставление воспринимаемых образов. В связи с этим важным видом восприятия пространства считается глаз, определяемый как способность сопоставлять пространственные величины, направления и удаленность объекта от наблюдателя, которая развивается в результате опыта [62] и подразделяется на линейную, плоскостные и трехмерные (глубокие, трехмерные).



Таким образом, почти все рассматриваемые виды восприятия касаются только особенностей отражения внешних по отношению к субъекту восприятия объектов. В связи с этим особый интерес представляют результаты исследования зрительного и тактильного восприятия, полученные некоторыми зарубежными учеными. В частности, в исследованиях Дж. Тибсона было установлено, что человек способен видеть не только окружающее его пространство, но и собственное положение и движение. Дж. Гибсон назвал такое извлечение информации о себе из оптического потока зрительной проприоцепцией [100]. Аналогичные данные были получены в области осязания, что позволило У. На наш взгляд, Нейссер сделать важный вывод: «Любая перцептивная деятельность дает информацию как о воспринимающем, так и о воспринимаемом окружении, о себе и о мире» [53, с. п. 48].

В качестве ведущих свойств восприятия большинство авторов выделяют следующие:

– объективность, выражающаяся в отнесении зрительного образа восприятия к определенным объектам внешнего мира;

– постоянство – способность системы восприятия сохранять относительное постоянство формы, размеров и цвета объектов при изменяющихся в определенных пределах условиях восприятия, компенсировать эти изменения;

– целостность – свойство, позволяющее получить целостный образ объекта во всем его многообразии и соотношении его свойств;

– осмысленность – интерпретация образов, возникающих в результате восприятия, в соответствии со знаниями субъекта, его прошлым опытом, придание им определенного смыслового значения;

– общность – отражение отдельных объектов как частного проявления общего, представляющего определенный класс объектов, однородных данным по каким-либо причинам;

– избирательность – преимущественное выделение одних объектов по сравнению с другими, проявляющее активность человеческого восприятия.

Основными признаками наглядно-действенного мышления являются, во-первых, неразрывная связь с восприятием, оперирование только непосредственно воспринимаемыми вещами и их связями, которые даны в восприятии; во-вторых, неразрывная связь с прямым манипулированием вещами [73], принципиальная невозможность реализовать поставленную задачу без участия практических действий [57, c. 84]. Наглядно-действенное мышление направлено прежде всего на выявление свойств предметов и явлений, наиболее близко лежащих «к поверхности», но скрытых от непосредственного восприятия.


Наглядно-образное мышление характеризуется тем, что мыслительная деятельность осуществляется на образном материале. Наиболее существенную роль в образном мышлении играют зрительные, слуховые и двигательные образы.

В отличие от третьего традиционно выделяемого типа мышления - словесно-логического, функционирующего в абстрактной словесной форме и осуществляемого с помощью логических операций с понятиями, в образном мышлении слова используются только как средство выражения преобразований, совершаемых в образах.

6. Способности внимания (процессы внимания). Особое место среди психических явлений занимает внимание. Обычно под вниманием понимают не отдельный психический процесс, а определенную сторону психических процессов - ориентировку, концентрацию сознания на предметах или явлениях, предполагающую повышение уровня сенсорной, интеллектуальной и двигательной активности. Основными функциями внимания являются выделение соответствующих воздействий, удержание деятельности до достижения цели, регуляция и контроль течения деятельности.

Перечисленные признаки представляют собой инструктированный, хотя и достаточно полный перечень, включающий как сложные психомоторные характеристики (координация, одновременность), так и относительно простые показатели (сила движений, тонус и др., являющиеся скорее физиологическими свойствами движений.

По мнению П.Н. Чайникова, именно когнитивные способности определяют степень овладения профессиональными навыками, в том числе техническими и тактическими действиями в спорте, а также имеют большое значение в успешности спортсмена [83]. Ученый совместно с другими авторами провел ряд исследований, показывающих важность когнитивного компонента в спортивной деятельности [84].

Исследования познавательных процессов в спортивной деятельности проводились как отечественными, так и зарубежными учеными, в результате чего была создана единая картина функционирования у спортсменов важнейших психических процессов – восприятия, внимания и мышления.

Особенностью современного спорта являются высокие нагрузки – физические, психологические, эмоциональные, социальные. Для обеспечения высокого уровня работоспособности абсолютно все функциональные системы спортсмена работают на пике своих возможностей [82].

Центральная нервная система, являясь координирующей и контролирующей, подвергается «атаке» всех стрессовых факторов, воздействующих на спортсмена. Уровень функционального состояния центральной нервной системы во многом определяет уровень общего функционального состояния спортсмена, его работоспособность и, как следствие, спортивный результат [11; 26; 39; 45; 87; 108].


Оценка когнитивной сферы спортсменов позволяет выявить снижение когнитивных функций и скорректировать тренировочный процесс, ввести специализированные тренировочные упражнения для развития «слабых» когнитивных функций, а в случае диагностически значимого снижения обратиться за специализированной помощью. 83].

Существует связь между интеллектуально-познавательными способностями спортсменов и уровнем профессионального мастерства. Спортсмены с высокими психофизиологическими показателями имеют более совершенный уровень технико-тактических действий [102; 106].

Таким образом, несмотря на высокий интерес к проблеме, достижения в области спортивной медицины, физиологии и неврологии, область особенностей когнитивных функций и умственной работоспособности у спортсменов остается малоизученной.
1.3. Механизмы влияния факторов социальной среды на развитие познавательных способностей человека
Роль социального окружения в формировании убеждений в себе.

Во-первых, мы должны признать, что социальная среда играет важную роль в формировании убеждений индивида в своих способностях и вероятности достижения целей в области развития. Убеждения в себе определяют, сколько усилий люди будут затрачивать на ту или иную деятельность, как долго они будут упорствовать и насколько стойкими они будут перед лицом неудач или разочарований.

Когда люди попадают в среду социального обучения, которая является понимающей и поддерживающей, где идеи, вклад и усилия уважаются и поощряются, укрепляется позитивная самооценка. В результате человек продолжает активно заниматься личностным развитием и с большей вероятностью добьется успеха.

Во-вторых, нам необходимо признать силу коллективных знаний и совместной практики. Социальная среда позволяет нам извлекать выгоду из обмена информацией. Ни один человек не знает всего, что имеет отношение к конкретной теме или цели развития, но коллективно мы можем накопить поразительный объем знаний. Коллективный разум - ценный компонент социальной среды, который можно использовать для личностного развития.

В-третьих, социальные взаимодействия позволяют индивидам взглянуть на себя глазами других. Социальная среда позволяет нам получать обратную связь, комментарии и предложения в режиме реального времени относительно наших целей в области развития и наблюдений за нашим поведением. Своевременная обратная связь является важнейшим компонентом личностного развития и обеспечивает основу для оценки пробелов в развитии и прогресса.