Файл: Социальная среда мотиватор познавательных способностей человека.docx
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 179
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Существует значительный интерес и потенциал к социальным обучающим сетям. Социальные обучающие сети предназначены для оптимизации возможностей социальной среды для личностного развития. Они состоят из учащегося, его контактов и других сотрудников, сотрудничающих в области знаний. Социальные обучающие сети могут быть настолько локальными или глобальными, насколько пожелает учащийся. Они могут охватывать людей из различных личных социальных сред или могут включать в себя сотрудников по обмену знаниями, которые неизвестны учащемуся, но разделяют схожие цели обучения и интересы.
Потенциал социальных обучающих сетей велик и развивает глубокое понимание того, как технологии и социальные сети могут способствовать созданию сообществ знаний и обучения, ускоряющих личностное развитие.
Способности, в отличие от задатков, не имеют готового мозгового субстрата, обеспечивающего их развитие и функционирование. Такой субстрат формируется при жизни в процессе формирования способностей и является «функциональным органом мозга» [41, с. 278]. Поскольку все виды деятельности имеют общественно-историческое происхождение, то и детерминация развития способностей рассматривается прежде всего, как социальная. Хотя механизм такой детерминации до настоящего времени остается малоизученным, как полагает Н.С. Бадмаева [7, с. 7].
Работы российских ученых [1; 20; 61] подчеркивают, что социальная среда оказывает на человека не просто внешнее воздействие, она тесно связана с внутренним содержанием личности и способна создавать его при определенных условиях.
Определим факторы социальной среды, оказывающие наиболее существенное влияние на развитие познавательных способностей.
Итак, фактор развития – это совокупность средств и условий биологического и социального характера, способствующих или препятствующих формированию чего-либо в развитии человека. В современной возрастной психологии в связи с этим решается проблема понимания биологической и экологической обусловленности, то есть выделяются два основных фактора развития психики и поведения человека: биологические (наследственность и врожденность) и социальные факторы (средовая , включающая много компонентов) [107].
Биологический фактор начинает влиять на психическое развитие с самого рождения. Наследственность характеризуется генетическим планом (генотипом), который человек приобретает от родителей и предков. Проявляется в физическом, поведенческом, интеллектуальном аспекте, а также в аномалиях развития. Такие планы обнаруживаются и претерпевают изменения в генах, определяющих видовые признаки, отличающие человека от других людей по таким параметрам, как размер и форма тела, поведение и способности (задатки), процессы взросления, старения и роста. Совокупность различных признаков создает индивидуальные особенности внешнего и внутреннего представления человека, которые делают его неповторимым и неповторимым среди людей.
Именно гены контролируют клетки, заставляя их формировать и функционировать внутренние органы и системы, определяют скорость их созревания и роста.
Таким образом, унаследованные биологические особенности организма (например, темперамент, склонности, физические особенности) способствуют дальнейшему психофизическому развитию (например, характера, способностей, моторики). К биологическому фактору относятся также врожденные особенности (уровень здоровья головного мозга и других органов, систем организма, их внешние характеристики).
Они приобретаются во время внутриутробного развития, при родах и в первые часы жизни ребенка. Они, как и наследственность, имеют клеточную основу. Если в организме происходит какое-либо изменение вне генетического влияния, то оно становится источником нормального или аномального дальнейшего психофизического развития человека.
Иными словами, протекание беременности и родов без патологии, а также благоприятное течение жизни ребенка в первые часы является основой дальнейшего полноценного развития.
Однако в контексте нашего исследования особый интерес представляет социальный фактор – среда, под которой понимаются условия жизнедеятельности и развития человека, все то, что влияет на него из социума (внешнего мира). Среда включает несколько компонентов, с которыми человек взаимодействует с первых дней своей жизни:
– физическая среда, состоящая из материальных аспектов, таких как место жительства, безопасность обитания, доступность различных служб, пространство жизнедеятельности, изменение температуры, предметы быта, климат, флора и фауна, воздух, вода, электромагнитные поля и др.
– собственно социальные компоненты, включающие возможность и вероятность взаимодействия с людьми, испытывать социально-психологическую поддержку, иметь близких, осуществлять половые взаимоотношения, деятельность, наличие социально-экономического статуса, СМИ и др.;
– культурные компоненты, которые характеризуются конкретной поведенческой формой для определенного социального окружения (группы, государства и т.п.), структурой и положением семьи, системой семейных отношений и традиций, религией, образованием, досугом, искусством, отношением к истории и нравственным ценностям, здоровьем и др.
В.Л. Каштанов, изучая влияние факторов социальной среды на развитие личности курсантов, отмечает следующие социальные факторы
[32]:
– образовательный специфический процесс;
– социальная военная микросреда, оказывающая решающее влияние на деятельность, общение., поведение и развитие личности в целом;
– курсантский коллектив понимается как: «... социальная общность воспитанников военных вузов, объединенных общей деятельностью, единством идеологии, морали и воинского долга, а также отношениями войскового товарищества» [21, c. 24].
Таким образом, в развитии личности большое значение имеет микросреда, социальный институт, в котором находится человек – ее специфика порождает определенные правила и закономерности, следуя которым личность развивается под определенным углом.
На протяжении всей социализации (процесс и результат овладения социальными нормами и ценностями того общества, в котором родился и проживает индивид) большую роль играют социальные институты, важнейшим из которых является семья. Именно там с рождения приобретаются и закрепляются произвольные формы мышления и поведения, трудовые и полоролевые умения и навыки, социально-психологические знания и многое другое.
Социально-психологические исследования проблемы средовой детерминации интеллекта и творчества свидетельствуют о существенном влиянии среды на когнитивное развитие человека.
Проблеме развития способностей посвящены труды многих учёных (Я.Л. Коломинский, Э. Ландау, У. Эшби и др.). Всеми ими признается влияние среды на формирование человека. Не совпадают лишь их оценки степени такого влияния на формирование способностей человека.
Можно отметить следующие социальные факторы, которые являются предпосылками формирования у человека способностей:
– наличие общества, социокультурной среды (которая включает множество предметов материальной и духовной культуры, обеспечивающих существование человека и удовлетворение его собственных человеческих потребностей);
– семья – важны такие параметры родительского поведения, как: наличие у родителей интереса к тому делу, в котором проявляются способности ребёнка; постоянная поддержка ребёнка, эмоциональная близость родителей и ребёнка; родительские требования и родительский контроль за поведением ребёнка; способы общения и взаимодействия родителя с ребёнком в течение воспитания;
– образовательная среда.
Обнаружено, что обогащение образовательной среды, активное участие учащихся в культурно-досуговой деятельности, многопланово воздействующей на эмоциональную сферу и формирующей опыт социального взаимодействия, в большей степени влияют на показатели развития креативности [15].
В качестве педагогических условий развития креативности младших школьников в условиях музыкального обучения Т.В. Чавро выделяет: индивидуализацию музыкально-творческой деятельности на основе личностно-ориентированного подхода; сотворчество учителя и учащихся, основанное на стратегии ролевой модели музыкально-творческой деятельности; готовность учителя демонстрировать позитивный образец творческого поведения; отсутствие соперничества внутри коллектива; чувство удовольствия в процессе общения и, наконец, стимулирование самовыражения и нейтрализацию проявлений конформизма у учащихся [80].
В силу того, что между взрослым и ребенком устанавливаются взаимоотношения, внутри которых осуществляется личностное становление и развитие каждого, В.А. Петровский и соавторы [55] выделяют взаимодействия в системе «взрослый – ребенок». Такая идея интерсубъектности генезиса личности заставляет радикальным образом пересмотреть парадигму психологических исследований педагогического стиля и уточнить представление о «развивающих взаимодействиях».
Выделение таких взаимодействий вызывает ряд вопросов, например: Чем «развивающие взаимодействия» отличаются от «неразвивающих»?; «Развивающие взаимодействия» – между кем и кем, почему?; Почему «развивающие взаимодействия», а не просто «педагогические воздействия»?
Обсуждая эти вопросы, В.А. Петровский подчеркивает, что каждый из вступающих во взаимодействие не просто «содействует развитию другого», но именно в этом находит условия для собственного личностного развития. Такой взгляд базируется на концепции отраженной субъектности, идеальной представленности и продолженности человека в другом человеке и на идеях педагогики сотрудничества [54].
Наиболее сложная система связей интеллектуального и личностного развития как показатель целостности и системности развития психики весьма динамична и неустойчива у детей, которые воспитываются в социальных условиях, не отличающихся постоянством детско-родительского взаимодействия.
Между тем, на любом этапе развития и уровне (восприятие, память, мышление и т.д.)
на познавательную деятельность действительно оказывают влияние разнообразные личностные факторы [74], к которым относится мотивация.
Согласно системному подходу к проблемам взаимосвязи мотивации и показателей познавательных способностей, мотивационную сферу, а также сам мотив, необходимо рассматривать в качестве определенной системы взаимосвязанных компонентов.
Выделение, при этом, внутренних механизмов, реализующих мотивацию, наряду с динамической и содержательной сторонами мотивации, повышает структурированность, облегчая понимание исследуемой проблемы. Необходимо также признать, что четко определить мотивационные механизмы невозможно, поскольку речь здесь идет только о гносеологических абстракциях.
Таким образом, в отношении одного и того же феномена можно сказать, что он является и процессом, и механизмом, в зависимости от контекста исследования. В.Г. Леонтьев [42] описал различные типы психологических механизмов, при помощи которых может формироваться и развиваться мотивация в любой человеческой деятельности. Мотивационные механизмы, также, как и мотивы, являются неоднородными, разноуровневыми, имеют различную степень конкретизации и обобщенности.
Таким образом, развитие познавательных способностей зависит от содержательной и динамической сторон мотивации умственной деятельности и обусловлено не отдельными мотивационными факторами, а системой мотивационных факторов. В качестве базовых мотивационных факторов развития общих умственных способностей выступают творческая, коммуникативная и учебно-познавательная мотивации [9].
Коммуникативная и творческая мотивации, в основе которых лежат базовые человеческие потребности в общении и в преобразовательской деятельности, эмоционально насыщенны, поэтому являются реально действующими, хотя и менее осознаваемыми, чем учебно-познавательная мотивация.
Коммуникативная мотивация в большей степени связана с процессом, а творческая мотивация – с содержанием учебной деятельности [5]. То есть развитие общих умственных способностей (мыслительных, мнемических, перцептивных) зависит от интенсивности самих умственных процессов, которая обусловливается осознанностью мотивации и значимостью для личности процесса и результата ее деятельности [6].