Файл: Курсовая работа профессионального модуля пм. 03 организация деятельности производственного подразделения.docx
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 206
Скачиваний: 15
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Распределение прибыли на выплату дивидендов и инвестирование является сложной финансовой проблемой, которая существенно и неоднозначно влияет на финансовую стабильность и перспективы предприятия. Направление достаточной суммы прибыли на выплату дивидендов и высокий уровень таковых увеличивают спрос на акции и повышают их рыночный курс. Однако это ограничивает собственный источник финансирования, усложняет решение задач перспективного развития предприятия.
Необходимо также учитывать расширение новых рынков сбыта, где товарную продукцию можно продавать по более высоким ценам. Для этого предприятию необходимо улучшать рекламную кампанию, повышать эффективность некоторых рекламных мероприятий. Вся прибыль, которая остается в распоряжении организации разделяется на две части.
Первая часть прибыли увеличивает имущество предприятия и участвует в процессе накопления.
Вторая часть характеризует долю прибыли, которая используется на потребление. Остаток прибыли, которая не использована на увеличение имущества, имеет главное резервное значение и, может быть, в следующие годы направлен для покрытия убытков, финансирования разных затрат. Распределение и использование прибыли товариществ и акционерных обществ имеют свои некоторые особенности, которые обусловлены организационно-правовой формой этих предприятий. Прибыль на предприятии может завесить, как от реализации товара, так же и от других видов деятельности, которые могут её либо увеличивать, либо наоборот уменьшать. Порядок формирования показателей прибыли изображен на рисунке 1.
Рисунок 1 - Формирование прибыли на предприятии
-
Планирование прибыли в организации
Планирование прибыли — это процесс разработки системы мероприятий по обеспечению ее формирования в необходимом объеме и эффективному использованию в соответствии с целями и задачами развития предприятия.
Планировать прибыль необходимо, чтобы:
-
собственники предприятия могли принимать решения по поводу дивидендной и инвестиционной политики; -
эффективно распределять средства, направлять их на обновление производственных фондов; -
выявлять внутрихозяйственные резервы производства, рационально использовать производственные фонды, материальные, трудовые и финансовые ресурсы предприятия.
Прибыль планируется раздельно по всем видам деятельности предприятия. Объекты планирования — элементы прибыли до налогообложения. При этом особое внимание уделяется планированию прибыли от продаж.
Планирование прибыли условно можно разделить на следующие виды:
-
Оперативное планирование – осуществляется на срок, менее года. Обычно под оперативным планированием подразумевают квартал или полугодие, в исключительных случаях – месяц. Этот вид планирования является наиболее точным, а прогнозирование уровня доходов и расходов приближенным к фактическому значению. -
Текущее планирование – подразумевает планирование, сроком на один год. Для его осуществления используют данные финансового результата за прошлый отчетных период, или же за несколько прошедших лет. При осуществлении текущего планирования необходимо четкое понимание общей стратегии, которой придерживается руководство компании:
-
Расширение существующего производства и развитие имеющихся видов деятельности; -
Освоение новых рынков сбыта; -
Налаживание нового производства с новой номенклатурой продукции; -
Выход на рынки других регионов.
-
Долгосрочное планирование – год, три, десять. Данный вид планирования как правило не имеет особого смысла, т.к. непредсказуемость сегодняшней действительности не позволяет получить более или менее четкую информацию на такой длительный срок.
Планирование прибыли происходит обособленно по каждому виду деятельности. Только такой подход дает понимание, какой вид деятельности дает больше прибыли и какие причины этому способствуют. Анализ убыточных сегментов позволяет вовремя принять решение о необходимости ликвидировать отдельные направления бизнеса или же направить свои действия на восстановление и поддержку таковых с целью получения прибыли в будущем.
-
Рентабельность предприятия, ее сущность, методы оценки эффективности использования ресурсов
Главное назначение показателей рентабельности — оценить эффективность использования менеджментом различных видов ресурсов, активов и капитала предприятия.
Исходя из этого, все показатели рентабельности являются относительными и определяются по общей схеме: рассчитывают соотношение разных видов прибыли (валовой, операционной, прибыли до налогообложения, чистой) к разным видам сформировавших ее потоков или к активам (капиталу), использованным для получения этой прибыли.
Все показатели рентабельности целесообразно разделить на два блока:
1) рентабельность продаж — показатели, характеризующие эффективность только основной (операционной) деятельности предприятия;
2) рентабельность активов (капитала) — показатели, характеризующие эффективность использования определенного вида актива (капитала) предприятия в целом.
Важнейшей задачей оценки ресурсной базы предприятия является изучение результата ее использования, который выражается в обеспечении стабильной прибыли, платежеспособности, конкурентоспособности. Также, к основным задачам относятся:
-
регулярное наблюдение и изучение использования предприятием отдельных видов ресурсов, целью которого является оценка уровня результативности определенных направлений деятельности; -
определение сильных и слабых направлений деятельности; -
определение рациональности постановки тех или иных целей деятельности компании, а также возможность их корректировки при изменении условий; -
изучение возможностей для повышения результативности отдельных сфер деятельности с учетом рисков и влияния фактора времени; -
аргументирование выбора определенных комбинаций ресурсных средств для достижения поставленных целей; -
экономический анализ применяемых инструментов и управленческих методов в разрезе эффективности расходования ресурсной базы.
Оценка результативности использования ресурса рабочей силы направлена на изучение следующих вопросов:
-
анализ численности персонала, его состав и квалификационный уровень, изучение возможностей для повышения профессиональных навыков, проверка информации о результативности использования рабочего времени; -
исследование динамики, форм и причин, вызвавших движение рабочей силы, а также анализ исполнения установленной дисциплины труда; -
изучение влияния численности сотрудников на показатели производства продукции, а также выполнение расчета и сопоставления рентабельности к затратам труда.
Кадры организации оцениваются по количественным показателям, для чего выполняется расчет списочной, среднесписочной и явочной численности сотрудников. Наряду с количественными показателями изучаются и качественные, которые характеризуют профессионально-квалификационный, образовательный, половозрастной состав кадров.
Основными характеристиками, позволяющими определить эффективность использования финансовых ресурсов, являются показатели рентабельности и оборачиваемости активов. Глубокий анализ финансовой сферы предприятия является неотъемлемой частью профессионального управления. Именно поэтому, в процессе анализа выполняется следующее:
-
изучается структура и динамика изменений источников создания капитала; -
устанавливаются факторы, вызывающие те или иные изменения; -
определяется стоимость определенных источников привлеченных средств; -
оценивается степень финансовых рисков.
Для оценки результативности собственного капитала применяется такой показатель, как рентабельность, отражающий соотношение прибыли и среднегодовой величины остатков собственных средств. Степень платежеспособности оценивается с помощью показателей ликвидности. Для изучения финансовой устойчивости и автономности выполняется расчет различных коэффициентов, например, доля заемных средств, коэффициенты автономии, инвестирования, маневренности собственного оборотного капитала и т.д.
Таким образом, изучение эффективности расходования финансов предприятия основано на расчете абсолютных и относительных показателей, раскрывающих различные аспекты финансовой сферы.
2 Анализ прибыли предприятия ООО «Ачинский цемент»
Цель анализа прибыли организации состоит в выяснении причин, обусловивших изменение прибыли, определении резервов ее роста и подготовке управленческих решений по мобилизации выявленных резервов.
Анализ прибыли подразделяется на различные направления, виды и формы в зависимости от следующих признаков:
По направлениям исследования выделяют анализ формирования прибыли и анализ ее использования:
-
анализ формирования прибыли проводится в разрезе основных сфер деятельности – операционной, инвестиционной, финансовой. Он является основной формой анализа для выявления резервов повышения суммы и уровня прибыли. Одним из его аспектов является анализ прибыли по данным бухгалтерского учета и налогооблагаемой прибыли; -
анализ распределения и использования прибыли проводится по основным направлениям ее использования. Он призван выявить уровень потребления прибыли и ее капитализации, а также конкретные формы ее производственного потребления в инвестиционных целях.
По организации проведения выделяют внутренний и внешний анализ прибыли:
-
внутренний анализ проводится менеджерами или собственниками предприятия с использованием всей совокупности имеющейся информации. Результаты такого анализа могут представлять коммерческую тайну; -
внешний анализ проводится налоговыми органами, банками, страховыми компаниями по материалам публикуемой предприятием в открытой печати отчетности.
По масштабам деятельности можно выделить следующие формы анализа прибыли:
-
анализ прибыли по предприятию в целом. В процессе этого анализа изучается формирование, распределение и использование прибыли без выделения отдельных структурных подразделений предприятия (используется в финансовом анализе); -
анализ прибыли по структурному подразделению или центру ответственности (применяется в управленческом учете); -
анализ прибыли по отдельным изделиям (является дополнительным видом анализа, который может использоваться как в финансовом, так и в управленческом учете).
2.1 Краткая экономическая характеристика конкретного предприятия
Предприятие работает по технологии «мокрого» способа производства цемента и на сегодняшний день имеет проектную мощность в размере 1,4 млн. тонн. В планах завода увеличить производство до 2,1 млн. тонн за год.
В сравнении с остальными организациями, работающими по такому же принципу, «Ачинский Цемент» показывает самые большие результаты. Так, всего на 1 сотрудника завода припадает более 2 тыс. тонн цемента.
Выпускаемый вид продукции
Ассортимент продукции представлен следующими видами номенклатур:
-
общестроительный портландцемент по ГОСТ 10178-85: ПЦ 500-Д0-Н — портландцемент, изготовленный на основе клинкера нормированного состава; ПЦ 400-Д0. -
портландцемент типа 1 разных классов по ГОСТ 31108 — 2016: ЦЕМ I 42,5Б; ЦЕМ I 32,5Б; ЦЕМ I 42,5Н.
Станция отгрузки – Ачинск-2. Собственником предприятия является «БазэлЦемент».
Совместной деятельностью с научно-техническим центром был разработан сверхпрочный цемент ПЦ 500-Д0-Н, технология которого предполагает изготовления продукта, незаменимого для гидротехнических сооружений.
В качестве расходного материала применяется нефелиновый шлам, который получается в результате производства глинозема.
2.2 Расчет основных показателей эффективности использования прибыли предприятия