ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 31.07.2021
Просмотров: 774
Скачиваний: 1
16
кредитные
организации
должны
формировать
консо
-
лидированную
отчетность
по
МСФО
с
1
января
2004;
ОАО
,
чьи
акции
котируются
на
российских
и
ино
-
странных
рынках
ценных
бумаг
,
должны
формировать
консолидированную
отчетность
по
МСФО
с
1
января
2005;
остальные
–
поэтапно
с
2007
и
2010,
по
графику
,
фор
-
мируемому
Правительством
РФ
;
продолжается
работа
по
формированию
российской
нормативной
базы
бухгалтерского
учета
,
совместимой
с
МСФО
.
Практическая
значимость
введения
МСФО
заключается
,
во
-
первых
,
в
том
,
что
компания
,
имеющая
соответствующую
отчетность
,
попадает
в
число
избранных
,
которые
при
соблюдении
прочих
усло
-
вий
могут
рассчитывать
на
иностранные
инвестиции
.
Во
-
вторых
,
ме
-
ждународная
практика
показывает
,
что
отчетность
,
трансформиро
-
ванная
согласно
МСФО
,
отличается
высокой
информативностью
и
полезностью
для
пользователей
.
В
-
третьих
,
на
российском
рынке
действует
большое
количество
дочерних
компаний
с
иностранными
инвестициями
,
которым
трансформированная
финансовая
отчетность
необходима
для
включения
в
консолидированную
отчетность
мате
-
ринских
компаний
.
В
настоящее
время
складываются
благоприятные
условия
для
дальнейшего
развития
бухгалтерского
учета
и
отчетности
в
Россий
-
ской
Федерации
.
Введены
в
действие
нормативные
правовые
акты
,
охватывающие
большинство
объектов
бухгалтерского
учета
и
отчет
-
ности
.
В
профессиональном
сообществе
накоплены
определенные
навыки
и
опыт
ведения
бухгалтерского
учета
и
отчетности
в
рыноч
-
ных
условиях
.
В
обществе
созрело
понимание
необходимости
повы
-
шения
темпов
перехода
к
использованию
МСФО
.
17
1.5.
Потребители
бухгалтерской
информации
.
Качество
бухгалтерской
информации
Основной
целью
финансовых
отчетов
,
в
соответствии
с
меж
-
дународными
стандартами
учета
,
является
предоставление
информа
-
ции
о
финансовом
положении
,
деятельности
и
изменениях
в
финан
-
совом
положении
предприятия
,
которая
полезна
широкому
кругу
пользователей
при
принятии
экономических
решений
.
Финансовые
отчеты
позволяют
оценить
эффективность
управления
,
ответствен
-
ность
руководства
,
уровень
менеджмента
.
В
большинстве
стран
требуется
,
чтобы
финансовые
отчеты
от
-
вечали
потребностям
членов
или
акционеров
компании
.
Эта
группа
заинтересована
в
непосредственных
результатах
деятельности
орга
-
низации
и
имеет
наиболее
широкие
требования
.
Обычно
считается
,
что
если
их
потребности
будут
удовлетворены
,
то
в
значительной
степени
будут
удовлетворены
и
потребности
других
пользователей
.
Пользователь
–
юридическое
или
физическое
лицо
,
заинтересо
-
ванное
в
информации
об
организации
.
Области
,
в
которых
пользователям
требуется
информация
для
принятия
решений
,
включают
следующие
проблемы
:
принятие
решений
об
оставлении
,
увеличении
или
продаже
своих
инвестиций
;
утверждение
прежнего
или
смена
руководства
;
предоставление
ссуды
предприятию
;
перспективы
развития
торговли
с
предприятием
.
Кроме
учредителей
,
инвесторов
и
кредиторов
,
пользователями
учетной
информации
являются
:
служащие
,
заинтересованные
в
гарантиях
занятости
,
возмож
-
ности
роста
карьеры
и
т
.
д
.;
поставщики
,
заинтересованные
в
кредитоспособности
пред
-
приятия
,
но
значительно
менее
заинтересованные
в
его
прибыльно
-
сти
,
если
только
предприятие
не
является
их
постоянным
клиентом
,
когда
имеет
значение
непрерывная
покупательная
способность
;
постоянные
клиенты
,
заинтересованные
в
стимулировании
дея
-
тельности
,
особенно
,
если
отношения
строятся
на
долгосрочной
основе
;
правительственные
и
государственные
учреждения
,
заинтере
-
сованные
в
налоговых
поступлениях
,
а
что
касается
более
крупных
предприятий
,
и
в
информации
для
экономического
прогнозирования
;
18
общественность
,
которая
может
ознакомиться
с
вкладом
пред
-
приятия
в
местную
экономику
,
включая
перспективы
занятости
.
Пользователи
могут
интересоваться
различными
аспектами
фи
-
нансовых
отчетов
в
зависимости
от
их
связи
с
предприятиями
.
Например
,
краткосрочные
кредиторы
,
вероятно
,
более
заинте
-
ресованы
в
ликвидности
и
платежеспособности
предприятия
,
чем
в
его
прибыльности
.
Для
того
чтобы
отвечать
потребностям
всех
категорий
пользова
-
телей
,
бухгалтерская
информация
должна
иметь
определенные
ха
-
рактеристики
.
Рассмотрим
основные
из
них
в
прилагаемой
ниже
таблице
.
Требование
к
бухгалтерской
информации
Сущность
требований
Понятность
Информация
полезна
лишь
тогда
,
когда
она
понятна
тем
,
кому
пред
-
назначается
.
Для
оценки
степени
понятности
информации
обычно
предполагается
,
что
пользователь
обладает
достаточными
знаниями
в
сфере
бизнеса
и
экономики
.
Однако
этот
критерий
не
должен
слу
-
жить
для
оправдания
пропуска
информации
,
которая
будет
иметь
отношение
к
принятию
экономических
решений
со
стороны
пользо
-
вателей
.
При
сложности
раскрытия
необходимо
найти
альтернатив
-
ные
формы
представления
информации
,
а
не
опускать
ее
.
Значимость
Информация
имеет
свойство
значимости
,
когда
она
влияет
на
эконо
-
мические
решения
пользователей
,
помогая
им
оценить
прошлые
,
на
-
стоящие
или
будущие
события
,
либо
подтверждая
,
либо
корректируя
их
прошлые
оценки
.
Одним
из
ограничений
финансовых
отчетов
является
то
,
что
они
главным
образом
рассматривают
прошлые
события
,
а
будущие
ос
-
вещают
лишь
в
незначительной
степени
.
Однако
именно
решения
,
относящиеся
к
будущему
,
значительны
для
пользователей
.
Комитет
по
международным
стандартам
принимает
такое
ограничение
,
но
при
этом
указывает
: «
Для
того
чтобы
обладать
ценностью
для
про
-
гнозирования
будущего
,
информация
не
должна
иметь
форму
под
-
робного
предсказания
.
Возможность
делать
прогнозы
,
исходя
из
фи
-
нансовых
отчетов
,
увеличивается
в
зависимости
от
способа
подачи
информации
о
прошлых
сделках
или
событиях
.
Например
,
ценность
отчета
о
прибылях
и
убытках
для
прогнозирования
увеличивается
,
если
необычные
или
редкие
статьи
доходов
или
расходов
раскрыва
-
ются
отдельно
».
Существенность
непосредственно
связана
со
значимостью
.
Как
уже
указывалось
,
информация
существенна
,
если
ее
невключение
или
неполное
отражение
может
повлиять
на
экономические
решения
пользователей
.
Надежность
Информация
полезна
в
том
случае
,
если
она
надежна
.
Это
значит
,
что
она
не
должна
содержать
фактических
ошибок
и
быть
тенденци
-
19
озной
.
Надежность
можно
подразделить
на
ряд
характеристик
:
Точность
отражения
–
информация
должна
адекватно
отражать
все
,
что
необходимо
.
Подчинение
формы
содержанию
–
информация
должна
показы
-
вать
коммерческое
положение
предприятия
,
которое
обычно
(
но
не
всегда
)
будет
соответствовать
юридической
форме
.
Нейтральность
–
информация
не
должна
быть
тенденциозной
и
не
должна
быть
предназначена
для
оказания
влияния
на
реше
-
ния
пользователей
для
достижения
предопределенного
резуль
-
тата
.
Осмотрительность
–
степень
осторожности
,
которая
должна
присутствовать
при
составлении
финансовых
отчетов
.
Полнота
–
информация
в
финансовых
отчетах
не
должна
опус
-
кать
важную
информацию
Сопоставимость
Пользователи
должны
быть
в
состоянии
сравнить
финансовые
отче
-
ты
предприятия
от
одного
периода
к
другому
так
,
чтобы
они
могли
определить
любые
тенденции
,
влияющие
на
деятельность
.
Пользова
-
тели
также
должны
быть
в
состоянии
сопоставить
финансовые
отче
-
ты
одного
предприятия
с
другим
так
,
чтобы
можно
было
определить
относительное
финансовое
положение
и
эффективность
функциони
-
рования
1.6.
Задачи
бухгалтерского
учета
В
соответствии
с
Федеральным
законом
№
129
ФЗ
«
О
бухгалтер
-
ском
учете
»
основными
задачами
являются
:
1.
Формирование
полной
и
достоверной
информации
о
деятель
-
ности
организации
,
ее
имущественном
положении
для
внут
-
ренних
и
внешних
пользователей
.
2.
Обеспечение
необходимой
информацией
для
контроля
за
со
-
блюдением
законодательства
РФ
при
осуществлении
хозяйст
-
венных
операций
,
их
целесообразностью
,
эффективностью
,
на
-
личием
и
движением
имущества
и
обязательств
(
контроль
за
соблюдением
законов
).
3.
Предотвращение
отрицательных
результатов
хозяйственной
деятельности
и
выявление
внутрихозяйственных
резервов
,
обеспечение
ее
финансовой
устойчивости
(
работа
с
прибылью
).
20
1.7.
Государственное
регулирование
бухгалтерского
учета
Общее
методологическое
руководство
бухгалтерским
учетом
в
Российской
Федерации
осуществляется
Правительством
Россий
-
ской
Федерации
.
Российская
система
бухгалтерского
учета
регламентируется
за
-
конодательными
актами
трех
уровней
:
Высший
уровень
–
кодексы
,
федеральные
законы
,
указы
прези
-
дента
;
Средний
уровень
–
нормативные
акты
,
методические
указания
,
инструкции
регулирующих
органов
;
Низший
уровень
–
учетная
политика
,
порядок
инвентаризации
,
оценки
имущества
и
обязательств
,
правила
и
схема
документооборо
-
та
,
порядок
внутреннего
контроля
за
законностью
хозяйственных
операций
,
нормы
и
нормативы
.
Первые
два
уровня
законодательных
актов
разрабатываются
и
утверждаются
централизованно
.
Последний
разрабатывается
органи
-
зацией
самостоятельно
.
Законодательные
акты
имеют
вертикальную
подчиненность
,
т
.
е
.
каждый
последующий
уровень
законодательных
актов
предназначен
для
расшифровки
положений
законов
предыдущего
уровня
.
Если
ме
-
жду
законодательными
актами
одного
и
того
же
уровня
возникают
противоречия
,
то
для
его
разрешения
следует
обращаться
к
законода
-
тельным
актам
предыдущего
уровня
.
Законодательство
Российской
Федерации
о
бухгалтерском
учете
Уровень
законодатель
-
ных
актов
Финансовый
учет
Налоговый
учет
Управленческий
учет
Законодательный
орган Министерство
фи
-
нансов
(
Департамент
учета
и
отчетности
)
Федеральная
служба
по
налогам
и
сборам
при
Минфине
РФ
Собрание
участни
-
ков
,
акционеров
.
Высшее
руководство
организации
.
Учре
-
дительский
совет
Высший
уровень
Закон
«
О
бухгалтер
-
ском
учете
».
Указы
президента
Налоговый
Кодекс
.
Указы
Президента
Протокол
собрания
.
Приказ
руководите
-
ля
Средний
уровень
Положения
по
бух
-
галтерскому
учету
(
ПБУ
)
№
1 – 20.
План
счетов
.
Мето
-
Методические
ука
-
зания
,
инструкции
,
положения
Феде
-
ральной
службы
Организационная
структура
.
Положе
-
ния
об
отделах