Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 714
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема: ПАМЯТЬ
Задача 1. Из данных понятий постройте логический ряд так, чтобы каждое предыдущее понятие было родовым (более общим) по отношению к последующим.
-
Психика, память, отражение, познавательный процесс, словесно-
логическая память. -
Представление, отражение, чувственный образ, психика, познава-
тельный процесс, образная память.
Задача 2. В каком из следующих отношений находятся пары понятий
-
а) воображение — б) образная память; -
а) память — б) сознание; -
а) память — б) забывание; -
а) знание — б) память; -
а) отражение — б) вспоминание; -
а) воспоминание — 6} узнавание; -
а) кратковременная память — б) долговременная память.
Задача 3. Проанализируйте следующие утверждения. Какие из них неверны и почему?
-
Механизм кратковременной памяти позволяет информации сохраняться меньше секунды. -
В случае, если требуется на короткое время сохранить информацию состоящую более чем из 4 элементов, мозг автоматически осуществляет их перегруппировку. -
Емкость долговременной памяти и длительность хранения в ней информации зависит от важности запоминаемого материала. -
Информация всегда легче воспроизводится в том же самом контексте, в котором происходило се запоминание. -
Мы всегда дольше помним о работе, которую успели закончить. -
Серьезная проработка материала в течение короткого времени приводит к более эффективному запоминанию, чем длительное его изучение. -
Эпизодическая память состоит из всех структур, свойственных той или иной культуре и позволяющих организовать познание мира. -
В отличие от пространственной и последовательной организации памяти ассоциативная и иерархическая организация ее обусловлена «внешними» факторами. -
Всегда легче вспомнить какой-либо элемент прошлого опыта, чем
узнать его среди других предъявляемых предметов.
-
Кратковременная память существенно улучшается в возрасте от 5 до 11 лет.
-
Процессы памяти не связаны с процессами мышления.
-
В оперативной памяти информация сохраняется на более длительный срок, чем в кратковременной памяти.
Задача 4. Вставьте пропущенные слова в следующие утверждения.
1. Память— форма ... действительности, заключающаяся в ..., ... и человеком данных своего опыта.
2. Различают три уровня памяти: сенсорную (или ...), ... и ... память.
3.... память функционирует в течение четверти секунды.
-
Емкость и длительность ... информации в долговременной памяти в принципе практически ... . -
Чем более ... становится информация в результате многократного повторения, тем выше вероятность того, что она ... в памяти
-
Процесс ... осуществляется уже на этапе сенсорной памяти, след консолидируется на стадии ... памяти и углубляется на стадии ... памяти. -
... память включает все те структуры, которые позволяют упорядочить познание мира.
Задача 5. Выберите правильный ответ из предложенных вариантов.
-
Сенсорная память... а) действует на уровне рецепторов; б) сохраня
ет информацию в интервале меньше 1 с; в) лежит в основе зрительных
образов; г) является генетически первичным видом памяти; д) все отве
ты верны; е) все ответы неверны. -
Кратковременная память.., а) сохраняет информацию в пределах
двух минут; б) обладает емкостью, не превышающей 11 элементов; в) по
зволяет долго помнить телефонный номер; г) короче оперативной; д) все
ответы верны; е) все ответы неверны,
-
Долговременная память... а) обладает ограниченной емкостью;
б) обладает практически неограниченной длительностью; в) более раз
вита у пожилых людей; г) обобщение образов и представлений; д) не
связана с эмоциями; е) все ответы верны; ж) все ответы неверны.
4. Эффект Зейгарник состоит в том, что мы лучше помним какую либо работу, если она...а) была сознательно прекращена; б) была доведена до конца; в) осталась незаконченной; г) привела к вознаграждению; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.
5 Семантическая память — это такая память... а) при которой информация обрабатывается в момент кодирования; б) которая состоит из структур, позволяющих организовать познание мира; в) в которой хранится информация, касающаяся жизненно важных событий; г) в которой хранится частная, «проходная» информация; д) все ответы верны;
е) все ответы неверны.
-
Мы ориентируемся в днях недели или расположении слов в словаре благодаря... а) пространственной организации информации; б) последовательной организации информации; в) ассоциативной организации информации; г) иерархической организации информации; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.
-
Когда мы забываем о назначенном свидании, это обусловлено... а) торможением; б) активным забыванием; в) мотивированным забыванием;
г) все ответы верны; д) все ответы неверны.
8. Память... а) всегда играет положительную роль в процессах мышления; б) может вызывать некоторую функциональную ригидность; в) всегда облегчает решение задачи; г) все ответы верны; д) все ответы неверны.
Задача 6. Проанализируйте следующие тексты. Что в них правильно, что спорно, что неверно и почему? Какие теоретические концепции стоят за этими мнениями?
-
Мы не привыкли считать память социальным актом. Прежние психологи описывали память непосредственно после ощущения и восприятия. Память считалась индивидуальным актом. Бергсон допускает, что отдельный человек обладает памятью. Я так не считаю. Один человек не обладает
памятью и в ней не нуждается. Для изолированного человека воспоминание бесполезно, и Робинзону совсем ни к чему вести дневник на своем острове. Если же он все-таки ведет его, то только потому, что он надеется вернуться к людям. Память — это в первую очередь социальная функция. -
Процесс памяти сводится к следующему: если определенные психические образования возникли в сознании одновременно или непосредственно друг за другом, то между ними образуется связь, и повторное появление какого-либо из элементов этой связи необходимо вызывает в сознании представление всех ее элементов. Свидетельством этому является известный житейский прием завязывания узелка на память. -
Запоминание -- процесс, подчиненный принципу целостности, первичности целого по отношению к его частям. В качестве основы образования связей здесь признается организация материала, которая определяет и аналогичную структуру следов в мозгу по принципу изоморфизма, т.е.подобия по форме.
Задача 7. Анализируя следующие высказывания, объясните взаимосвязь памяти и других психических функций.
-
Народная мудрость гласит: пустая голова не думает.
-
Богатство памяти — мера освоения материальной и духовной реальности.
-
Хорошая память — основа обучения. -
Чем человек умней, тем лучше его память. -
Богатый запас слов — показатель хорошей памяти и хорошего ума. -
Любая научная работа делает память лучше. -
Если человек утрачивает память, он теряет ум. -
Без памяти человек перестает быть личностью. -
Благодаря памяти человек становится человеком.
10. Если есть хорошая память, можно удовольствоваться весьма сред
ним интеллектом.
Задача 8. Определите по приведенным фрагментам, о каких видах памяти идет речь. Какие признаки на это указывают?
Он взял один-два тюбика и выдавил немного краски на палитру. Сиена натуральная... Неаполитанская желтая... Хорошие названия им дают. Они с Эдной были в Сиене, когда только поженились. Он вспомнил кирпичные стены розовато-ржавого цвета и площадь — как же называлась эта площадь? — где устраивались знаменитые скачки. Неаполитанская желтая. Они никогда не бывали в Неаполе. Увидеть Неаполь и умереть. Жаль, что они не так уж много путешествовали. Ездили они всегда в одно и то же место, в Шотландию, ведь Эдна не любит жару. Лазурь... Вызывает ли она мысли о темно-синем или светло-голубом? Лагуны в южных морях и летучие рыбы. Как празднично выглядят пятнышки красок на палитре... Он начал выдавливать краски из остальных тюбиков на вторую палитру и смешивать их, и теперь это было самое настоящее буйство красок — закаты, каких никогда не бывало и которых никогда не видали. Венецианская красная — не Дворец дожей, а маленькие капли крови, которые горят в мозгу и не должны пролиться, цинковые белила — чистота, а не смерть, желтая охра... желтая охра — это жизнь во всем изобилии, это обновление, это весна, это апрель в каком-то ином времени, в каком-то ином месте... (Д. дю Морье)
-
Б. Спиноза говорил: «...всякий переходит от одной мысли к другой, смотря по тому, как привычка расположила в его теле образы вещей. Солдат, например, при виде следов коня на песке тотчас же переходит от мысли о коне к мысли о всаднике, а отсюда — к мысли о войне и т.д. Крестьянин же от мысли о коне — к мысли о плуге, поле и т.д., точно так же всякий от одной мысли переходит к той или другой сообразно с тем, привык ли он соединять и связывать образы вещей таким или иным способом». -
Марсель Пруст в романе «В поисках утраченного времени» описывает эпизод, когда он, обмакнув кусочек бисквита в чай, отправил его в рот. В момент, когда кусочек коснулся нёба, он испытал восхитительное и необычное чувство: настоящее со всей его скучной угрюмостью исчезло, а вкусовое ощущение потянуло за собой цепочку образов счастливого детства: «Вдруг в моем уме всплыла давняя картина. Вкус этот был тот же самый, что и у маленького кусочка бисквита, которым по воскресным утрам в Комбрее... угощала меня моя тетка Леони, после того как она обмакивала его в свой настоенный на травах чай». Длинное поэтическое описание своих воспоминаний Пруст закончил знаменитой фразой: «Весь Комбрей и его окрестности, все, что имеет форму и объем, город с его садами — все выплеснулось из моей чашки чая».
Задача 9. Сравните приведенные точки зрения. Какой из них и почему вы отдали бы предпочтение?
1. Функция памяти не может направляться волей или деятельностью человека, она детерминирована либо организацией самого материала, либо внешними ассоциациями по смежности, сходству и контрасту
2. Протекание процессов запоминания, сохранения и воспроизведения определяется тем, какое место занимает данный материал в деятельности субъекта... Наиболее продуктивно связи образуются и актуализируются в том случае, когда соответствующий материал выступает в качестве цели действия.
Задача 10. Объясните приведенный факт. Почему А. Бине так и не запомнил молитвы?
Французский психолог А. Бине был не верующим в Бога человеком, а его жена, наоборот, была очень религиозна. Каждый день перед сном она читала молитву, того же требовала и от супруга. Бине, не желая обижать жену, покорно повторял за ней слова молитвы. Так продолжалось много лет. Однако после стольких повторений Бине все-таки молитвы не запомнил и самостоятельно не мог ее воспроизвести.
Задача 11. Как вы объясните описанные ниже факты?
-
Учащимся предлагают для запоминания два рассказа и предупреждают, что один из них должен быть рассказан на следующий день, а второй следует запомнить «навсегда». Через несколько недель производился опрос учащихся, и было установлено, что рассказ, прочитанный с уста новкой запомнить «навсегда», они помнят лучше. (А. М. Вейн, Б. И. Каменецкая) -
Один актер должен был неожиданно для себя заменить своего товарища и в течение одного дня выучить его роль; во время спектакля он знал ее в совершенстве, но после спектакля все выученное, как он сам выразился, «словно губкой стерло из памяти», и роль была забыта им совершенно. (А. М. Вейн, Б. И. Каменецкая) -
После ответственного диктанта некоторые ученики класса стремятся выяснить у учителя, как надо писать слово, вызвавшее у них затруднение. Получив ответ, они в дальнейшем, уже никогда не испытывают затруднений в написании этого слова... Если же отнести выяснение правильного написания слова к моменту работы над ошибками, то эффект будет иным. (И. Ф. Талызина)