Файл: Тема память задача.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Решение задач

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 714

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тема: ПАМЯТЬ
Задача 1. Из данных понятий постройте логический ряд так, чтобы каждое предыдущее понятие было родовым (более общим) по отношению к последующим.


  1. Психика, память, отражение, познавательный процесс, словесно-
    логическая память.

  2. Представление, отражение, чувственный образ, психика, познава­-
    тельный процесс, образная память.


Задача 2. В каком из следующих отношений находятся пары понятий

















  1. а) воображение — б) образная память;

  2. а) память — б) сознание;

  3. а) память — б) забывание;

  4. а) знание — б) память;

  5. а) отражение — б) вспоминание;

  6. а) воспоминание — 6} узнавание;

  7. а) кратковременная память — б) долговременная память.


Задача 3. Проанализируйте следующие утверждения. Какие из них неверны и почему?


  1. Механизм кратковременной памяти позволяет информации сохраняться меньше секунды.

  2. В случае, если требуется на короткое время сохранить информацию состоящую более чем из 4 элементов, мозг автоматически осуществляет их перегруппировку.

  3. Емкость долговременной памяти и длительность хранения в ней информации зависит от важности запоминаемого материала.

  4. Информация всегда легче воспроизводится в том же самом контексте, в котором происходило се запоминание.

  5. Мы всегда дольше помним о работе, которую успели закончить.

  6. Серьезная проработка материала в течение короткого времени приводит к более эффективному запоминанию, чем длительное его изучение.

  7. Эпизодическая память состоит из всех структур, свойственных той или иной культуре и позволяющих организовать познание мира.

  8. В отличие от пространственной и последовательной организации памяти ассоциативная и иерархическая организация ее обусловлена «внешними» факторами.

  9. Всегда легче вспомнить какой-либо элемент прошлого опыта, чем
    узнать его среди других предъявляемых предметов.


  1. Кратковременная память существенно улучшается в возрасте от 5 до 11 лет.

  1. Процессы памяти не связаны с процессами мышления.

  1. В оперативной памяти информация сохраняется на более длительный срок, чем в кратковременной памяти.


Задача 4. Вставьте пропущенные слова в следующие утвер­ждения.

1. Память— форма ... действительности, заключающаяся в ..., ... и человеком данных своего опыта.

2. Различают три уровня памяти: сенсорную (или ...), ... и ... память.

3.... память функционирует в течение четверти секунды.

  1. Емкость и длительность ... информации в долговременной памяти в принципе практически ... .

  2. Чем более ... становится информация в результате многократного повторения, тем выше вероятность того, что она ... в памяти

  1. Процесс ... осуществляется уже на этапе сенсорной памяти, след консолидируется на стадии ... памяти и углубляется на стадии ... памяти.

  2. ... память включает все те структуры, которые позволяют упорядочить познание мира.


Задача 5. Выберите правильный ответ из предложенных ва­риантов.


  1. Сенсорная память... а) действует на уровне рецепторов; б) сохраня­
    ет информацию в интервале меньше 1 с; в) лежит в основе зрительных
    образов; г) является генетически первичным видом памяти; д) все отве­
    ты верны; е) все ответы неверны.

  2. Кратковременная память.., а) сохраняет информацию в пределах
    двух минут; б) обладает емкостью, не превышающей 11 элементов; в) по­
    зволяет долго помнить телефонный номер; г) короче оперативной; д) все
    ответы верны; е) все ответы неверны,

  1. Долговременная память... а) обладает ограниченной емкостью;
    б) обладает практически неограниченной длительностью; в) более раз­
    вита у пожилых людей; г) обобщение образов и представлений; д) не
    связана с эмоциями; е) все ответы верны; ж) все ответы неверны.

4. Эффект Зейгарник состоит в том, что мы лучше помним какую либо работу, если она...а) была сознательно прекращена; б) была доведена до конца; в) осталась незаконченной; г) привела к вознаграждению; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.



5 Семантическая память — это такая память... а) при которой информация обрабатывается в момент кодирования; б) которая состоит из структур, позволяющих организовать познание мира; в) в которой хранится информация, касающаяся жизненно важных событий; г) в которой хранится частная, «проходная» информация; д) все ответы верны;

е) все ответы неверны.

  1. Мы ориентируемся в днях недели или расположении слов в словаре благодаря... а) пространственной организации информации; б) последовательной организации информации; в) ассоциативной организации информации; г) иерархической организации информации; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.

  1. Когда мы забываем о назначенном свидании, это обусловлено... а) торможением; б) активным забыванием; в) мотивированным забыванием;
    г) все ответы верны; д) все ответы неверны.


8. Память... а) всегда играет положительную роль в процессах мышления; б) может вызывать некоторую функциональную ригидность; в) всегда облегчает решение задачи; г) все ответы верны; д) все ответы неверны.
Задача 6. Проанализируйте следующие тексты. Что в них пра­вильно, что спорно, что неверно и почему? Какие теоретические концепции стоят за этими мнениями?

  1. Мы не привыкли считать память социальным актом. Прежние психологи описывали память непосредственно после ощущения и восприятия. Память считалась индивидуальным актом. Бергсон допускает, что отдельный человек обладает памятью. Я так не считаю. Один человек не обладает
    памятью и в ней не нуждается. Для изолированного человека воспоминание бесполезно, и Робинзону совсем ни к чему вести дневник на своем острове. Если же он все-таки ведет его, то только потому, что он надеется вернуться к людям. Память — это в первую очередь социальная функция.

  2. Процесс памяти сводится к следующему: если определенные психические образования возникли в сознании одновременно или непосредственно друг за другом, то между ними образуется связь, и повторное появление какого-либо из элементов этой связи необходимо вызывает в сознании представление всех ее элементов. Свидетельством этому является известный житейский прием завязывания узелка на память.

  3. Запоминание -- процесс, подчиненный принципу целостности, первичности целого по отношению к его частям. В качестве основы образования связей здесь признается организация материала, которая определяет и аналогичную структуру следов в мозгу по принципу изоморфизма, т.е.подобия по форме.



Задача 7. Анализируя следующие высказывания, объясните взаимосвязь памяти и других психических функций.

  1. Народная мудрость гласит: пустая голова не думает.

  1. Богатство памяти — мера освоения материальной и духовной реальности.

  1. Хорошая память — основа обучения.

  2. Чем человек умней, тем лучше его память.

  3. Богатый запас слов — показатель хорошей памяти и хорошего ума.

  4. Любая научная работа делает память лучше.

  5. Если человек утрачивает память, он теряет ум.

  6. Без памяти человек перестает быть личностью.

  7. Благодаря памяти человек становится человеком.

10. Если есть хорошая память, можно удовольствоваться весьма сред­
ним интеллектом.
Задача 8. Определите по приведенным фрагментам, о каких видах памяти идет речь. Какие признаки на это указывают?
Он взял один-два тюбика и выдавил немного краски на палитру. Сиена натуральная... Неаполитанская желтая... Хорошие названия им дают. Они с Эдной были в Сиене, когда только поженились. Он вспомнил кир­пичные стены розовато-ржавого цвета и площадь — как же называлась эта площадь? — где устраивались знаменитые скачки. Неаполитанская желтая. Они никогда не бывали в Неаполе. Увидеть Неаполь и умереть. Жаль, что они не так уж много путешествовали. Ездили они всегда в одно и то же место, в Шотландию, ведь Эдна не любит жару. Лазурь... Вызывает ли она мысли о темно-синем или светло-голубом? Лагуны в южных морях и ле­тучие рыбы. Как празднично выглядят пятнышки красок на палитре... Он начал выдавливать краски из остальных тюбиков на вторую палитру и смешивать их, и теперь это было самое настоящее буйство красок — зака­ты, каких никогда не бывало и которых никогда не видали. Венецианская красная — не Дворец дожей, а маленькие капли крови, которые горят в мозгу и не должны пролиться, цинковые белила — чистота, а не смерть, желтая охра... желтая охра — это жизнь во всем изобилии, это обновле­ние, это весна, это апрель в каком-то ином времени, в каком-то ином месте... (Д. дю Морье)

  1. Б. Спиноза говорил: «...всякий переходит от одной мысли к другой, смотря по тому, как привычка расположила в его теле образы вещей. Сол­дат, например, при виде следов коня на песке тотчас же переходит от мысли о коне к мысли о всаднике, а отсюда — к мысли о войне и т.д. Крестьянин же от мысли о коне — к мысли о плуге, поле и т.д., точно так же всякий от одной мысли переходит к той или другой сообразно с тем, привык ли он соединять и связывать образы вещей таким или иным способом».

  2. Марсель Пруст в романе «В поисках утраченного времени» описывает эпизод, когда он, обмакнув кусочек бисквита в чай, отправил его в рот. В момент, когда кусочек коснулся нёба, он испытал восхитительное и необычное чувство: настоящее со всей его скучной угрюмостью исчезло, а вкусовое ощущение потянуло за собой цепочку образов счастливого детства: «Вдруг в моем уме всплыла давняя картина. Вкус этот был тот же самый, что и у маленького кусочка бисквита, которым по воскресным утрам в Комбрее... угощала меня моя тетка Леони, после того как она обмакивала его в свой настоенный на травах чай». Длинное поэтическое описание своих воспоминаний Пруст закончил знаменитой фразой: «Весь Комбрей и его окрестности, все, что имеет форму и объем, город с его садами — все выплеснулось из моей чашки чая».



Задача 9. Сравните приведенные точки зрения. Какой из них и почему вы отдали бы предпочтение?

1. Функция памяти не может направляться волей или деятельностью человека, она детерминирована либо организацией самого материала, либо внешними ассоциациями по смежности, сходству и контрасту

2. Протекание процессов запоминания, сохранения и воспроизведе­ния определяется тем, какое место занимает данный материал в деятель­ности субъекта... Наиболее продуктивно связи образуются и актуализиру­ются в том случае, когда соответствующий материал выступает в качестве цели действия.
Задача 10. Объясните приведенный факт. Почему А. Бине так и не запомнил молитвы?

Французский психолог А. Бине был не верующим в Бога человеком, а его жена, наоборот, была очень религиозна. Каждый день перед сном она читала молитву, того же требовала и от супруга. Бине, не желая обижать жену, покорно повторял за ней слова молитвы. Так продолжалось много лет. Однако после стольких повторений Бине все-таки молитвы не запом­нил и самостоятельно не мог ее воспроизвести.
Задача 11. Как вы объясните описанные ниже факты?

  1. Учащимся предлагают для запоминания два рассказа и предупреждают, что один из них должен быть рассказан на следующий день, а второй следует запомнить «навсегда». Через несколько недель производился опрос учащихся, и было установлено, что рассказ, прочитанный с уста новкой запомнить «навсегда», они помнят лучше. (А. М. Вейн, Б. И. Каменецкая)

  2. Один актер должен был неожиданно для себя заменить своего товарища и в течение одного дня выучить его роль; во время спектакля он знал ее в совершенстве, но после спектакля все выученное, как он сам выразился, «словно губкой стерло из памяти», и роль была забыта им совершенно. (А. М. Вейн, Б. И. Каменецкая)

  3. После ответственного диктанта некоторые ученики класса стремятся выяснить у учителя, как надо писать слово, вызвавшее у них затруднение. Получив ответ, они в дальнейшем, уже никогда не испытывают затруднений в написании этого слова... Если же отнести выяснение правильного написания слова к моменту работы над ошибками, то эффект будет иным. (И. Ф. Талызина)