Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 717
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Задача 12. Найдите причину, по которой одна группа испытуемых лучше другой запоминает предложения.
Одной группе испытуемых давали шесть предложений, в пяти из которых были допущены грамматические ошибки. Испытуемые должны были прочесть предложения и исправить ошибки. Другая группа испытуемых также получала шесть предложений, в которых были допущены не грамматические, а смысловые ошибки. Испытуемые после прочтения каждой фразы должны были указать на ошибку. После окончания работы обеим группам испытуемых неожиданно предлагалось воспроизвести предложения.
Задача 13. Какие мнемотехнические приемы описаны в следующих примерах?
-
Каждый школьник при запоминании последовательности цветов в радуге использует фразы «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан» или «Как Однажды Жан-Звонарь Головой Свалил Фонарь»; при запоминании последовательности падежей — «Иван Родил Девчонку, Велел Тащить Пеленку»; числа л — «Это я знаю и помню прекрасно, пи многие знаки мне лишни, напрасны» и т.д. Ленинградцы для запоминания последовательности параллельных улиц, выходящих на Загородный проспект, используют фразу «Разве можно верить пустым словам балери ны?», что соответствует названиям улиц Рузовской, Можайской, Верейской, Подольской, Серпуховской и Бронницкой. -
Интересную систему запоминания создал греческий поэт Симонид. Когда ему нужно было что-то запомнить, он помещал информацию в комнаты хорошо знакомого дома. Например, ему требовалось подготовиться к выступлению с большой речью перед народом. Он делил сначала свое сообщение на несколько крупных частей и каждой части присваивал какой-либо знак (якорь, оружие, гончарный круг и т.п.). Затем он мысленно входил в комнату и раскладывал эти предметы на мебели. Когда Симонид произносил речь, он как бы собирал эти предметы, проходя по комнате.
Этот способ очень стар — ему больше 2 тысяч лет; его использовали Цицерон, Квинтилиан, Джордано Бруно и другие выдающиеся люди. Существует даже предание, как он возник: однажды греческий поэт Симо
нид был в гостях. Внезапно его вызвали по неотложному делу. Едва он вышел за порог, как раздался сильный подземный толчок, и дом, где он только что пировал, рухнул. Все гости оказались погребенными под обломками. Чтобы назвать всех погибших, Симонид мысленно представил себе план помещения, где шел пир, и тотчас в его памяти ожила картина, кто где сидел, и он смог указать, какие останки кому принадлежали. С тех пор все, что ему следовало запомнить, Симонид помещал в комнаты представляемых знакомых домов и по мере надобности извлекал оттуда запоминаемые объекты.
3. Великий математик Леонард Эйлер на вопрос короля Германии о том, где он так преуспел в математике, ответил, что этому он обязан долгому пребыванию в России. Постоянная величина е, названная в честь Л. Эйлера, равная 2,718281828, легко запоминается, если связать цифры 1828 с годом рождения Л. Н. Толстого.
4. При запоминании телефона 6695668 он разбивается на группы 66-95-66-8; при необходимости запомнить бессвязную группу слов типа «память, метод, муки, овладеть» поможет двустишие: «Чтоб муки памяти преодолеть, рациональным методом ты должен овладеть».
5. Чтобы запомнить, какие заряды имеют катод и анод, химики пользуются словами, имеющими соответствующее число букв — «минус» и «плюс».
Задача 14. Почему американский психолог Прибрам давал следующий совет? На какие механизмы памяти он опирался?
Представьте себе, что вы только что познакомились с девушкой и она вам чрезвычайно понравилась. Вы делаете с ней несколько первых шагов, и вот неприятность! Она встречает какого-то другого мужчину и дает ему свой домашний телефон. Что нужно делать в этом случае? Немедленно дать ему пощечину! Конечно, вы будете иметь неприятности от дамы сердца, но зато сможете спать спокойно. Если вы исполните эту акцию сразу, то я вам ручаюсь, что телефона он не запомнит, а если замешкаетесь, то такой надежности уже нет.
Задача 15. Проинтерпретируйте следующие высказывания. Попытайтесь разрешить эти парадоксы.
-
Память — это то, с помощью чего мы забываем. (Л. Чейз) -
Эрудиция — это память, а память — это воображение. (Жакоб)
-
Память располагает более вместительной кладовой, чем вымысел.
(Монтенъ)
-
Человеческая память — страшный дар. (А. Цвейг) -
Мы благодарны памяти за то, что она позволяет нам запоминать.
Однако нужно быть признательным ей и за то, что она позволяет забывать. (Эррио) -
Благодарность забывчивей всего. (Шиллер)
7. Мы забываем намного больше, чем вспоминаем. (Томас Фуллер)
Задача 16. Проанализируйте следующий текст. О каком виде памяти здесь идет речь? Что это — достоинство или недостаток в развитии психических способностей человека?
Исключительная память была у Наполеона. Однажды, еще будучи поручиком, он был посажен на гауптвахту и нашел в помещении книгу по римскому праву, которую прочитал. Спустя два десятилетия еще мог цитировать выдержки из нее. Он знал многих солдат своей армии не только в лицо, но и помнил, кто храбр, кто стоек, кто пьяница, кто сообразителен.
Математик Леонард Эйлер помнил шесть первых степеней всех чисел от 2 до 100. Академик А. Ф. Иоффе пользовался таблицей логарифмов
по памяти, а великий русский шахматист А. А. Алехин мог играть по памяти «вслепую» с 30—40 партнерами одновременно.
Несколько лет назад во Франции в Лилле в присутствии авторитетного жюри математик Морис Дабер соревновался с ЭВМ. Он заявил, что признает себя побежденным, если машина решит 7 арифметических задач раньше, чем он 10. Дабер решил 10 задач за 3 минуты 43 секунды, а ЭВМ 7 задач — за 5 минут 18 секунд.
Наш современник — феноменальный счетчик Чикашвили легко вычисляет, например, сколько слов и букв произнесут за определенный промежуток времени. Был поставлен специальный эксперимент: диктор комментировал футбольный матч. Требовалось посчитать число слов и букв, произнесенных им. Ответ последовал, как только диктор закончил: 17 427 букв, 1835 слов, а на проверку по магнитофонной записи ушло 5 часов. Ответ был правильный. (Р. М. Грановская}
Русский живописец Н. Н. Ге, французский художник Г. Доре прославились тем, что им достаточно было посмотреть на модель лишь в течение нескольких минут, после чего они могли продолжать работать над картиной в отсутствие модели, сохраняя в памяти ее образ со всеми
деталями.
Задача 17. Ответьте на сакраментальные вопросы о памяти, достаточно часто встающие перед каждым. Объясните механизмы описанных фактов.
-
Как получается, что слова (названия, имена, даты и т.д.), которые мы не можем вспомнить в нужный момент, выскакивают откуда-то значительно позже? -
Является ли память, подобно красоте, природным даром? -
Почему иногда мы запоминаем незначительные детали, но забываем самое существенное? -
Почему, когда мы хотим что-то выкинуть из памяти, оно упорно в ней остается? -
Есть ли гарантия, что хорошая память с возрастом не превратится в плохую? -
Почему иногда какое-то слово «вертится на кончике языка», но не вспоминается?