ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.08.2021
Просмотров: 497
Скачиваний: 1
Раздел II.
Финансы.
2.1 Сущность финансов и
структура финансовой системы.
Финансы представляют собой экономическую категорию, функционирующую в различных общественно-экономических формациях. Они имеют единую абстрактную сущность во всех формациях, но принципиально новое "содержание в каждой из них. Сущность финансов, их роль в общественном воспроизводстве определяются экономическим строем общества, природой и функциями государства.
Финансы — это объективная экономическая категория, связанная с закономерностями развития материального производства в определенных условиях, при этом в роли организатора конкретных финансовых отношений выступает государство.
Финансы — это совокупность денежных отношений, возникающих в процессе формирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства.
Сущность финансов, как и любой экономической категории, проявляется в их функциях. Финансы выполняют две основные функции: распределительную и контрольную. Эти функции осуществляются параллельно во времени, поскольку каждая финансовая операция включает, с одной стороны, распределение общественного продукта и национального дохода, а с другой — контроль за этим распределением.
Распределительная функция финансов связана с распределением валового внутреннего продукта и его основной части — национального дохода. Без участия финансов национальный доход не может быть распределен.
Финансовые отношения возникают на стадиях распределения и перераспределения национального дохода. Первичное распределение стоимости общественного продукта — она распадается на необходимый и прибавочный продукт, происходит образование различных форм денежных доходов и накоплений. Такие доходы называются первичными — с помощью финансов образуется прибыль предприятий, зарплата работников. Перераспределение стоимости общественного продукта — образуются доходы государства через налоговый механизм, и направляются на выполнение функций государства, а также предприятия направляют оставшуюся прибыль на развитие производства.
Контрольная функция финансов — это прежде всего контроль рублем в процессе объективно существующих денежных отношений, который пронизывает всю систему отношений, связанных как с движением стоимости, так и со сменой форм стоимости, и представляет собой стоимостный контроль. Поскольку финансы выражают отношения, возникающие на основе реального денежного оборота, то контроль рублем как функция финансов представляет собой только контроль реального денежного оборота.
Финансовая система — совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств. Иначе, финансовая система — система форм и методов образования, распределения и использования фондов денежных средств государства и предприятий.
Состав финансовой системы:
• централизованные фонды денежных средств (государственные и муниципальные финансы): бюджетная система, государственный кредит, государственное страхование;
• децентрализованные фонды денежных средств (финансы хозяйствующих субъектов и населения ) — это финансы организаций различных организационно-правовых форм и различных форм собственности во всех сферах экономики, а также финансы домашних хозяйств.
2.2 Государственные финансы.
Государственные финансы (англ. public finances) – совокупность экономических отношений, связанных с формированием, распределением, перераспределением и использованием фондов денежных средств государства, необходимых для выполнения его функций (экономической, социальной, управленческой, оборонной).
Иначе — это денежные отношения, возникающие в процессе стоимостного распределения в связи с формированием и использованием государственных денежных фондов, предназначенных для регулировании и экономики, удовлетворения социальных потребностей граждан, нужд обороны и государственного управления, обслуживания и погашения государственного долга и др.
В состав
государственных финансов включают :
•
бюджеты всех уровней иерархии
государственного управления:
•
внебюджетные фонды;
• государственный
кредит;
• финансы государственных
предприятий.
Функции
государственных финансов:
•
распределительная
(перераспределительная) — через
систему государственных финансов
осуществляется распределение и
перераспределение финансовых ресурсов
всех экономических субъектов, что
является условием их интегрированного
функционирования, сохранения
целостности экономического пространства
страны;
•
контрольная
— через систему государственного
финансового контроля обеспечивается
соблюдение налогового, бюджетного,
валютного законодательства, единство
бухгалтерского учета.
Звенья государственных финансов: федеральные финансы; финансы субъектов РФ; финансы муниципальных образований.
Государственные доходы — экономическая категория, представляющая совокупность денежных отношении по формированию финансовых ресурсов государства путем распределения и перераспределения стоимости общественного продукта и части национального дохода в формах и методами, установленными государством.
Государственные расходы — финансовые отношения, возникающие в связи с использованием финансовых ресурсов на покрытие государственных потребностей. Содержание и характер государственных расходов непосредственно связаны с функциями государства: экономической, социальной, управленческой, военной (оборонной).
2.3 Страховое дело.
Страхование — это отношения по защите интересов физических и юридических лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований при наступлении определенных страховых случаев за счет денежных фондов, формируемых страховщиками из уплаченных страховых премий (страховых взносов), а также за счет иных средств страховщиков.
Функции страхования:
• формирование специализированного страхового фонда денежных средств;
• возмещение ущерба и личное материальное обеспечение граждан (рисковая функция);
• предупредительная функция;
• сберегательная функция;
• контрольная функция.
Страховой рынок — это сфера денежных отношений, где объектом купли-продажи является специфический товар — страховая услуга, формируются предложение и спрос на него.
Основные участники страховых отношений:
1. Страхователи
— юридические лица и дееспособные
физические лица, имеющие страховой
интерес и вступающие в отношения со
страховщиком в силу закона или на основе
двустороннего соглашения, оформленного
договором страхования. Страхователи
вправе заключать со страховщиком
договоры о страховании третьих лиц в
пользу последних
(застрахованных лиц).
Кроме того, при заключении договоров
страхователи могут назначать физических
или юридических лиц для получения
страховых выплат. В удостоверение
заключенного договора страхователь
получает
страховое свидетельство (полис)
с приложением правил страхования, в
котором содержатся перечень страховых
рисков, размер страховой суммы и страховой
премии, порядок
изменения и прекращения действия
договора и прочие условия, регулирующие
отношения сторон.
2.Страховщики
— юридические лица любой, определенной
законодательством РФ организационно-правовой
формы, созданные для осуществления
страховой деятельности (страховые
организации и общества взаимного
страхования) и получившие в установленном
порядке государственное разрешение
(лицензию) на проведение операций
страхования. Предметом непосредственной
деятельности страховщиков не могут
быть производственная, торгово-посредническая
и банковская деятельности. Значительный
объем операций на страховом рынке
осуществляют
страховые посредники,
к которым относятся:
3.Страховые
агенты —
физические или юридические лица,
действующие от имени страховщика и по
его поручению в соответствии с
предоставленными полномочиями. Страховые
агенты, как правило, представляют
интересы одной страховой компании и
получают за свою работу комиссионное
вознаграждение. Обычно крупные страховщики
имею! достаточно разветвленную сеть
страховых агентов.
4.Страховые
брокеры —
юридические или физические лица,
зарегистрированные в установленном
порядке в качестве предпринимателей,
осуществляющие посредническую
деятельность по страхованию от своего
имени и представляющие интересы
страхователя либо страховщика. Страховые
брокеры владеют обширной информацией
о конъюнктуре страхового рынка, финансовом
положении и репутации страховых
компаний и в качестве услуги предлагают
наиболее им годные условия страхования
для своих клиентов.
Страховой рынок — система экономических отношений, составляющая сферу деятельности страховщиков и перестраховщиков в данной стране, группе стран и в международном масштабе по оказанию соответствующих страховых услуг страхователям.
Принципы функционирования страхового рынка:
• формирование государством единой законодательной базы для всех участников страхового рынка и контроль за выполнением требований законодательства;
• совершенствование условий всех видов страхования в интересах страхователей;
• оптимальное сочетание обязательного и добровольного страхования;
• стимулирование хозяйственной и предпринимательской деятельности через использование регулирующей роли страхового рынка (страхование предпринимательских рисков, предоставление бизнесу инвестиционных услуг);
• работа страховщиков на принципах финансовой устойчивости и платежеспособности (соблюдение нормативов минимального уставного капитала, формирование страховых резервов, обоснование тарифов актуарными.
Участники страхового рынка:
• покупатели страховой услуги — физические и юридические лица (страхователи, застрахованные, выгодоприобретатели);
• продавцы страховой услуги: прямые страховщики; перестраховщики; объединения страховщиков — союзы и ассоциации; общества взаимного страхования;
• посредники на страховом рынке — страховые агенты и страховые брокеры;
• профессиональные оценщики страхового риска (сюрвейер, аджастер, андеррайтер).
Страховая деятельность (страховое дело) — сфера деятельности страховщиков по страхованию, перестрахованию, взаимному страхованию, а также страховых брокеров, страховых актуариев по оказанию услуг, связанных со страхованием, с перестрахованием.
Формы страхования: добровольное и обязательное страхование.
Отрасли страхования: личное, имущественное, страхование ответственности, страхование предпринимательских рисков.
Страховые резервы — специальные фонды, которые образуются из страховых взносов и используются исключительно для осуществления страховых выплат. Страховые резервы не подлежат изъятию в федеральный бюджет и бюджеты иных уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Глоссарий.
Бюджет — форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.
Бюджетная система Российской Федерации — основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая законодательством Российской Федерации совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Бюджетный кредит — денежные средства, предоставляемые бюджетом другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации, юридическому лицу (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), иностранному государству, иностранному юридическому лицу на возвратной и возмездной основах.
Бюджетный процесс — это регламентируемая законодательством Российской Федерации деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности.
Государственные внебюджетные фонды — традиционно это фонды денежных средств, образуемые вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенные для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь.
Государственные доходы — экономическая категория, представляющая совокупность денежных отношений по формированию финансовых ресурсов государства путем распределения и перераспределения стоимости общественного продукта и части национального дохода в формах и методами, установленными государством.
Государственные расходы — финансовые отношения, возникающие в связи с использованием финансовых ресурсов на покрытие государственных потребностей. Содержание и характер государственных расходов непосредственно связаны с функциями государства: экономической, социальной, управленческой, военной (оборонной).
Государственные финансы (англ. public finances) — совокупность экономических отношений, связанных с формированием, распределением, перераспределением и использованием фондов денежных средств государства, необходимых для выполнения его функций (экономической, социальной, управленческой, оборонной)( иначе — это денежные отношения, возникающие в процессе стоимостного распределения в связи с формированием и использованием государственных денежных фондов, предназначенных для регулирования экономики, удовлетворения социальных потребностей граждан, нужд обороны и государственного управления, обслуживания и погашения государственного долга и др.).