ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.08.2021

Просмотров: 481

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Раздел II. Финансы.
2.1 Сущность финансов и структура финансовой системы.



Финансы представляют собой экономичес­кую категорию, функционирующую в различ­ных общественно-экономических формациях. Они имеют единую абстрактную сущность во всех формациях, но принципиально новое "со­держание в каждой из них. Сущность финан­сов, их роль в общественном воспроизводстве определяются экономическим строем обще­ства, природой и функциями государства.


Финан­сы — это объективная экономическая категория, связанная с закономерностями развития матери­ального производства в определенных условиях, при этом в роли организатора конкретных финансо­вых отношений выступает государство.

Финансы — это совокупность денежных отношений, возникающих в процессе формирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства.


Сущность финансов, как и любой экономической категории, проявляется в их функциях. Финансы выполняют две основные функции: распределитель­ную и контрольную. Эти функции осуществляются параллельно во времени, поскольку каждая финан­совая операция включает, с одной стороны, распре­деление общественного продукта и национального дохода, а с другой — контроль за этим распределе­нием.


Распределительная функция финансов связа­на с распределением валового внутреннего продук­та и его основной части — национального дохода. Без участия финансов национальный доход не мо­жет быть распределен.

Финансовые отношения возникают на стадиях распределения и перераспределения национального дохода. Первичное распределение стоимости общественно­го продукта — она распадается на необходимый и при­бавочный продукт, происходит образование различных форм денежных доходов и накоплений. Такие доходы называются первичными — с помощью финансов об­разуется прибыль предприятий, зарплата работников. Перераспределение стоимости общественного про­дукта — образуются доходы государства через налого­вый механизм, и направляются на выполнение функ­ций государства, а также предприятия направляют ос­тавшуюся прибыль на развитие производства.

Контрольная функция финансов — это прежде всего контроль рублем в процессе объективно суще­ствующих денежных отношений, который прони­зывает всю систему отношений, связанных как с движением стоимости, так и со сменой форм сто­имости, и представляет собой стоимостный контроль. Поскольку финансы выражают отношения, возни­кающие на основе реального денежного оборота, то контроль рублем как функция финансов пред­ставляет собой только контроль реального денеж­ного оборота.


Финансовая система — совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых об­разуются и используются фонды денежных средств. Иначе, финансовая система — система форм и мето­дов образования, распределения и использования фон­дов денежных средств государства и предприятий.



Состав финансовой системы:

централизованные фонды денежных средств (го­сударственные и муниципальные финансы): бюд­жетная система, государственный кредит, государ­ственное страхование;

децентрализованные фонды денежных средств (финансы хозяйствующих субъектов и населе­ния ) — это финансы организаций различных организационно-правовых форм и различных форм соб­ственности во всех сферах экономики, а также финансы домашних хозяйств.



2.2 Государственные финансы.


Государственные финансы (англ. public finances) – совокупность экономических отношений, связанных с формированием, распределением, перераспределением и использованием фондов денежных средств государства, необходимых для выполнения его функций (экономической, социальной, управленческой, оборонной).

Иначе — это денежные отношения, возникающие в процессе стоимостного распределения в связи с формированием и использованием государственных денежных фондов, предназначенных для регулировании и экономики, удовлетворения социальных потребностей граждан, нужд обороны и государственного управления, обслуживания и погашения государственного долга и др.


В состав государственных финансов включают :
• бюджеты всех уровней иерархии государственного управления:
• внебюджетные фонды;
• государственный кредит;
• финансы государственных предприятий.


Функции государственных финансов:
• распределительная (перераспределительная) — че­рез систему государственных финансов осуществ­ляется распределение и перераспределение финан­совых ресурсов всех экономических субъектов, что является условием их интегрированного функцио­нирования, сохранения целостности экономичес­кого пространства страны;
• контрольная
— через систему государственного фи­нансового контроля обеспечивается соблюдение на­логового, бюджетного, валютного законодательства, единство бухгалтерского учета.


Звенья государственных финансов: федеральные финансы; финансы субъектов РФ; финансы муници­пальных образований.


Государственные доходы — экономическая категория, представляющая совокупность денежных отноше­нии по формированию финансовых ресурсов государства путем распределения и перераспределения стоимости общественного продукта и части национального дохода в формах и методами, установленными государством.


Государственные расходы — финансовые отношения, возникающие в связи с использованием финансовых ресурсов на покрытие государственных потребностей. Содержание и характер государственных расходов непосредственно связаны с функциями государства: экономической, социальной, управленческой, военной (оборонной).




2.3 Страховое дело.


Страхование — это отношения по защите интере­сов физических и юридических лиц, Российской Фе­дерации, субъектов Российской Федерации и муници­пальных образований при наступлении определенных страховых случаев за счет денежных фондов, форми­руемых страховщиками из уплаченных страховых премий (страховых взносов), а также за счет иных средств страховщиков.



Функции страхования:

формирование специализированного страхового фонда денежных средств;

возмещение ущерба и личное материальное обес­печение граждан (рисковая функция);

предупредительная функция;

сберегательная функция;

контрольная функция.


Страховой рынок — это сфера денежных отношений, где объектом купли-продажи является специфический товар — страховая услуга, формируются предложение и спрос на него.


Основные участники страховых отношений:

1. Страхователи — юридические лица и дееспособные физические лица, имеющие страховой интерес и вступающие в отношения со страховщиком в силу закона или на основе двустороннего соглашения, оформленного договором стра­хования. Страхователи вправе заключать со страховщиком договоры о страховании третьих лиц в пользу последних (за­страхованных лиц). Кроме того, при заключении договоров страхователи могут назначать физических или юридических лиц для получения страховых вы­плат. В удостоверение заключенного договора страхователь получает страховое свидетельство (полис) с приложением правил страхования, в котором содержатся перечень страхо­вых рисков, размер страховой суммы и страховой премии, порядок изменения и прекращения действия договора и про­чие условия, регулирующие отношения сторон.
2.Страховщики — юридические лица любой, определен­ной законодательством РФ организационно-правовой формы, созданные для осуществления страховой деятельности (стра­ховые организации и общества взаимного страхования) и по­лучившие в установленном порядке государственное разре­шение (лицензию) на проведение операций страхования. Пред­метом непосредственной деятельности страховщиков не мо­гут быть производственная, торгово-посредническая и бан­ковская деятельности. Значительный объем операций на страховом рынке осу­ществляют страховые посредники, к которым относятся:
3.Страховые агенты — физические или юридические лица, действующие от имени страховщика и по его поручению в соответствии с предоставленными полномочиями. Страховые агенты, как правило, представляют интересы одной страховой компании и получают за свою работу комиссионное вознаграждение. Обычно крупные страховщики имею! достаточно разветвленную сеть страховых агентов.
4.Страховые брокеры — юридические или физические лица, зарегистрированные в установленном порядке в каче­стве предпринимателей, осуществляющие посредническую деятельность по страхованию от своего имени и представляющие интересы страхователя либо страховщика. Страховые брокеры владеют обширной информацией о конъюнктуре страхового рынка, финансовом положении и репутации страхо­вых компаний и в качестве услуги предлагают наиболее им годные условия страхования для своих клиентов.

Страховой рынок — система экономических отно­шений, составляющая сферу деятельности страховщи­ков и перестраховщиков в данной стране, группе стран и в международном масштабе по оказанию соответ­ствующих страховых услуг страхователям.


Принципы функционирования страхового рынка:

формирование государством единой законодательной базы для всех участников страхового рынка и конт­роль за выполнением требований законодательства;

совершенствование условий всех видов страхова­ния в интересах страхователей;

оптимальное сочетание обязательного и доброволь­ного страхования;

стимулирование хозяйственной и предприниматель­ской деятельности через использование регулиру­ющей роли страхового рынка (страхование пред­принимательских рисков, предоставление бизнесу инвестиционных услуг);

работа страховщиков на принципах финансовой ус­тойчивости и платежеспособности (соблюдение нор­мативов минимального уставного капитала, фор­мирование страховых резервов, обоснование тари­фов актуарными.


Участники страхового рынка:

покупатели страховой услуги — физические и юри­дические лица (страхователи, застрахованные, вы­годоприобретатели);

продавцы страховой услуги: прямые страховщи­ки; перестраховщики; объединения страховщи­ков — союзы и ассоциации; общества взаимного страхования;

посредники на страховом рынке — страховые аген­ты и страховые брокеры;

профессиональные оценщики страхового риска (сюрвейер, аджастер, андеррайтер).


Страховая деятельность (страховое дело) — сфера деятельности страховщиков по страхованию, перестра­хованию, взаимному страхованию, а также страховых брокеров, страховых актуариев по оказанию услуг, свя­занных со страхованием, с перестрахованием.


Формы страхования: добровольное и обязательное страхование.


Отрасли страхования: личное, имущественное, страхование ответственности, страхование предприни­мательских рисков.


Страховые резервы — специальные фонды, кото­рые образуются из страховых взносов и используются исключительно для осуществления страховых выплат. Страховые резервы не подлежат изъятию в федераль­ный бюджет и бюджеты иных уровней бюджетной си­стемы Российской Федерации.


Глоссарий.



Бюджет — форма образования и расходования де­нежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.


Бюджетная система Российской Федерации — ос­нованная на экономических отношениях и государствен­ном устройстве Российской Федерации, регулируемая законодательством Российской Федерации совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государ­ственных внебюджетных фондов.


Бюджетный кредит — денежные средства, предо­ставляемые бюджетом другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации, юридическому лицу (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), иностранному государству, иностран­ному юридическому лицу на возвратной и возмезд­ной основах.


Бюджетный процесс — это регламентируемая за­конодательством Российской Федерации деятельность органов государственной власти, органов местного са­моуправления и иных участников бюджетного процес­са по составлению и рассмотрению проектов бюдже­тов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного уче­та, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности.


Государственные внебюджетные фонды — тради­ционно это фонды денежных средств, образуемые вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Россий­ской Федерации и предназначенные для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обес­печение, социальное страхование, социальное обеспе­чение в случае безработицы, охрану здоровья и меди­цинскую помощь.


Государственные доходы — экономическая катего­рия, представляющая совокупность денежных отноше­ний по формированию финансовых ресурсов государства путем распределения и перераспределения стоимости общественного продукта и части национального дохода в формах и методами, установленными государством.


Государственные расходы — финансовые отноше­ния, возникающие в связи с использованием финансо­вых ресурсов на покрытие государственных потребнос­тей. Содержание и характер государственных расходов непосредственно связаны с функциями государства: эко­номической, социальной, управленческой, военной (обо­ронной).


Государственные финансы (англ. public finances) совокупность экономических отношений, связанных с формированием, распределением, перераспределением и использованием фондов денежных средств государства, необходимых для выполнения его функций (экономи­ческой, социальной, управленческой, оборонной)( иначе — это денежные отношения, возникающие в процессе стоимостного распределения в связи с фор­мированием и использованием государственных денеж­ных фондов, предназначенных для регулирования эко­номики, удовлетворения социальных потребностей граждан, нужд обороны и государственного управле­ния, обслуживания и погашения государственного долга и др.).