ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.08.2021

Просмотров: 182

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Созданный в 1954 г. Комитет стандартов, мер и измерительных приборов при Совете Министров СССР после ряда преобразований становится Комитетом Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации - Госстандартом России. Госстандарт, начиная с момента образования, представлял нашу страну во всех международных организациях по метрологии, к примеру, около 20 лет возглавлял Секцию метрологии Постоянной Комиссии СЭВ по стандартизации.

1957 г. Создание Европейской организации по контролю качества (ЕОКК), которая в настоящее время называется Европейской организацией по качеству (ЕОК). Целью ЕОК является совершенствование методов контроля и испытаний, установление региональных и международных контактов.

В 1987 г. ИСО приняла разработанные ТК 176 стандарты серии 9000 на системы качества, дополняющие требования к продукции или услуге, которые установлены в нормативной документации. В качестве основы этой версии стандартов были использованы стандарты Великобритании BS 5750, применяемые в оборонной отрасли. Вторая версия с незначительными изменениями была утверждена в 1994 г., а третья, на сегодняшний день, последняя, была опубликована в конце 2000 г.

В 70-х гг. по инициативе технического комитета по надежности МЭК (ТК 56) и ИСО были начаты работы по созданию системы сертификации. По определению Европейской экономической комиссии и ИСО «действие, проводимое с целью подтверждения соответствия изделия или услуг определенным стандартам или техническим условиям», получило название сертификации. Идея сертификации базируется на обеспечении единства требований к различным видам продукции и услуг, реализация которых имеет соответствующее взаимное признание потребителей.

В 1971 г. ИСО был создан специальный комитет по сертификации продукции СЕРТИКО, который, исходя из того, что в разных странах формы и методы проведения сертификации различны, начал разработку рекомендаций по гармонизации национальных стандартов с целью применения в них международных стандартов. В результате СЕРТИКО совместно с МЭК был подготовлен свод принципов сертификации, получивший название «Кодекс принципов ИСО / МЭК по системам сертификации третьей стороной на соответствие стандартам». Впоследствии СЕРТИКО был преобразован в Комитет по оценке соответствия (КАСКО), который руководит разработкой документов в области сертификации.

В 1988 г. совместной рабочей группой Европейского комитета стандартизации (СЕН) и Европейского комитета по стандартизации в электротехнике (СЕНЭЛЕК) была разработана серия европейских стандартов, охватывающих испытания, сертификацию и аккредитацию. Изложенные в них критерии должны служить основой для испытательных лабораторий. В этой же связи следует отметить деятельность Международной конференции по аккредитации испытательных лабораторий (ИЛАК), задачами которой являются обмен информацией по аккредитации испытательных лабораторий, система аккредитации и оценка качества результатов испытаний, содействие взаимному признанию результатов испытаний.


9. Какие зарубежные и российские премии в области качества Вы знаете?

Современные широко распространенные и признанные в мире премии в области качества — Премия Болдриджа и Европейская премия качества — не просто награды за победу в конкурсах: они формируют национальную политику в области качества Америки и Европы.

Именно на основе критериев Болдриджа разработана и адаптирована к национальной практике менеджмента Японская премия качества ( Japan Quality Award ). Японская премия качества вобрала в себя лучшее из современных подходов к управлению и разрабатывается с учетом практического опыта применения систем контроля и управления качеством во всем мире.

С 1996 г. Японская премия вручается организациям, достигшим высоких результатов в построении качественной системы управления, ориентированной на потребителя. За семь лет более 100 компаний приняли участие в конкурсе; 14 из них стали лауреатами премии (среди нихNEC , Ricoh , Fuji - Xerox , Pioneer и другие компании с мировым именем). Опыт этих организаций, их оригинальные подходы к улучшению системы менеджмента получили широкое признание в бизнес-сообществе Японии.

Японскую премию качества часто противопоставляют премии Деминга, и эти конкурсы рассматриваются как конкурирующие между собой. Однако это не совсем так.

Несколько слов о премии Деминга.

«В основе качества продукции лежит качество труда и качественный менеджмент на всех уровнях, т. е. такая организация работы коллективов людей, когда каждый работник получает удовольствие от своей работы», — это основная идея лекций профессора Эдварда Деминга — американца, приглашенного в 1950 г. выступить перед ведущими промышленниками Японии. В 1951 году Японский союз ученых и инженеров (JUSE) в знак благодарности доктору Демингу за развитие идей качества в Японии учредил престижную ежегодную премию его имени — премию Деминга (Deming Prize). Она является первой и по сегодняшний день одной из самых престижных и уважаемых наград в области качества, способствуя распространению философии TQM, особенно в странах юго-восточной Азии.

Принципиальное отличие двух японских наград за качество в следующем: в то время как большинство организаций, участвующих в конкурсе Деминга, нацелены в первую очередь на завоевание премии, компании-соискатели Японской премии качества не стремятся во что бы то ни стало победить. Комитет конкурса позиционирует премию как модель для самооценки организации, как часть стратегии совершенствования.

В России Премия качества вручается Правительством РФ с 1997 г. В основу конкурса положены критерии Европейской премии качества и модель EFQM . Организаторы конкурса считают своей задачей вывод качества менеджмента на принципиально новый, более высокий и современный уровень, что позволит российским предприятиям успешно конкурировать не только на российском, но и на мировом рынке.


Начиная с 2002 г. Премия присуждается по двум категориям организаций, в зависимости от их численности: не более 250 человек и свыше 250 человек. За семь лет проведения конкурса было получено более 800 заявок на участие в конкурсе из 67 субъектов Российской Федерации. По итогам конкурсов 1997—2003 гг. премии присуждены 65 организациям. Среди победителей последних лет ОАО «Нарзан», ОАО «Кондитерский комбинат «Кубань», ОАО «Северсталь», ОАО «Ивтелеком», ОАО «Лакокраска» и другие.


10. Что понимается под термином "квалиметрия"?

Квалиметрия (от лат. qualis — какой по качеству и... метрия), научная область, объединяющая методыколичественной оценки качества продукции. Основные задачи К.: обоснование номенклатуры показателей качества, разработка методов определения показателей качества продукции и их оптимизации, оптимизация типоразмеров и параметрических рядов изделий, разработка принципов построения обобщённых показателей качества и обоснование условий их использования в задачах стандартизации и управления качеством. К. использует математические методы: линейное, нелинейное и динамическое программирование, теорию оптимального управления, теорию массового обслуживания и т.п.

11. Назвать виды и объекты квалиметрии и раскрыть их сущность.

Объектом квалиметрии может быть все, что представляет собой нечто

цельное, что может быть вычленено для изучения, исследовано и познано.

Предметом квалиметрии является оценка качества в количественном его

выражении.

Структура квалиметрии состоит из трех частей:

1 – общая квалиметрия или общая теория квалиметрии, в которой

рассматриваются проблемы и вопросы, а также методы измерения и оценивания

качеств;

2 - специальные квалиметрии больших группировок объектов, например,

квалиметрии продукции, процессов, услуг, социального обеспечения, среды

обитания и т.д. вплоть до качества жизни людей;

3- предметные квалиметрии отдельных видов продукции, процессов и услуг,

такие как квалиметрия машиностроительной продукции, строительных объектов,

квалиметрия нефтепродуктов, труда, образования и т.д.

Качество, в широком смысле этого понятия,- объективная и наиболее

обобщенная характеристика любого объекта.

Качество объекта потребления – это совокупная характеристика его

свойств, с помощью которых могут быть удовлетворены и обычно

удовлетворяются соответствующие потребности людей. Такое представление о

качестве носит прикладной характер и поэтому является более узким и

специфичным. Существуют и ограниченные представления о качестве, когда оно

оценивается не по всем, а по одному или по нескольким важнейшим для людей

характеристикам объекта. Следует отметить, что понятие о качестве объекта

потребления включены как объективные свойства, так и субъективные оценки


полезности объекта, предназначенного для потребления или уже потребляемого

людьми.

12. Какие методы уровня качества продукции Вы знаете с точки зрения квалиметрии?

3 уровня:

1) «комплексное управление качеством (Total Quality Control - TQC)»,

2)«комплексное управление качеством в рамках фирмы (Company - Wide Quality Control - CWQC)»

3)«всеобщее управление качеством (Total Quality Management - TQM)».

  1. TQC - эффективная система, обеспечивающая координированные действия различных групп людей в организации при формировании, поддержании и улучшении качества продукции или услуги, уровень которого наиболее экономически целесообразен и полностью удовлетворяет требованиям потребителя.

Эта система включает в себя следующие этапы:

    • контроль в процессе разработки новой продукции, в частности, оценка качества нового образца, планирование качества продукции производственного процесса, контроль, оценка и планирование качества комплектующих материалов;

    • входной контроль материалов;

    • контроль готовой продукции;

    • анализ процессов (специальные исследования в области качества);

    • использование информации о качестве продукции;

    • обучение методам обеспечения качества и повышение квалификации персонала;

    • руководство работами в области качества.

  1. CWQC подразумевает, что каждый работник в каждом подразделении фирмы должен изучать, осваивать в практической деятельности и участвовать в управлении качеством. Эта система включает в свой состав все предыдущие этапы, свойственные системе TQC, и, кроме того, содержит такие дополнительные компоненты:

    • совместную работу по качеству с поставщиками;

    • контроль на всех стадиях петли качества;

    • деятельность кружков качества;

    • работу в области качества по методу межфункционального управления;

    • участие в национальных кампаниях по качеству.

  2. TQM - это концепция, предусматривающая всестороннее целенаправленное и хорошо скоординированное применение систем и методов управления качеством во всех сферах деятельности предприятия: от исследований и разработок до послепродажного обслуживания при участии руководства и служащих всех уровней и при рациональном использовании технических возможностей.

    TQM - это не теоретическая дисциплина, а технология руководства процессом повышения качеством. Она состоит из трех составных частей.

    Коренная (ключевая) система - методы и средства, которые применяются для анализа и исследования. Такие методы основаны на известном математическом аппарате, статистических подходах к контролю, вследствие чего используются во всех фирмах. Они могут импортироваться в любую страну.

    Система технического обеспечения - это приемы и программы, позволяющие обучить персонал владению этими средствами и их правильному применению. Такая система отражает специфику страны каждого предприятия, связана с национальной культурой и традициями страны. Эту систему надо создавать самим, так как перенос опыта или перевод документов на свой язык ничего не даст.

    Система совершенствования и развития всеобщего управления качеством является еще более специфичной для каждой страны, на ней сильней отражаются национальные особенности, экономическое законодательство.

    TQM включает в себя, помимо всех видов деятельности, указанных для концепции TQC, дополнительно следующие операции:

    • выработку политики в области качества;

    • управление человеческим фактором (участие служащих в финансовой деятельности, воспитание сознательного отношения к качеству, совершенствование социальной атмосферы);

    • проведение мер по формированию культуры качества;

    • подготовку управленческих кадров для руководства деятельностью в области качества;

    • возложение ответственности за деятельность в области качества на высшее руководство.

    TQM позволяет представить концепцию качества в широком смысле. Как следует из этой концепции, качество включает в себя осязаемые и неосязаемые ощущения покупателя, связанные с характеристиками продукции, качеством услуг (включая информацию, сроки поставки, условия обслуживания и т. д.).

    13. Что такое циклограмма качества и каков алгоритм ее построения?

    Циклограмма - графоаналитическая модель организационно-технологического процесса возведения предприятия, здания, сооружения, отображающая периодичность (цикличность) развития строительных потоков во времени и пространстве.

    Циклограмма отображает не только технологическую последовательность и сроки, но и место производства работ на объекте. На оси ординат циклограммы в определенном масштабе откладывают отрезки, соответствующие частным фронтам работ (в порядке их освоения), а на оси абсцисс - принятые порядковые или календарные единицы времени периода производства работ. Ход и сроки выполнения каждой работы отображают на сетке графика наклонной линией, начало которой соответствует моменту начала, а конец - моменту окончания работы на частном фронте. Потребность в трудовых и материальных ресурсах на каждую единицу времени вписывают под сеткой графика.

    При построении циклограммы учитывают, что при правильной организации работ в каждый определенный момент времени на одном частном фронте может выполняться только одна работа. Этим обеспечивается требуемая увязка работ во времени и пространстве.

    14. В чем заключается метод структурирования функции качества?

    Каждое изделие должно отражать основные функциональные и стимулирующие характеристики качества. При этом речь идет о том качестве, которое определяется потребителем. Производителям необходимо исходить из того, что покупатель вряд ли будет говорить о многих показателях качества. Его интересует не больше двух-трех. Поэтому возникает проблема инженерного воплощения качества в изделие.

    Для решения этой проблемы применяется метод структурирования функции качества (СФК).

    СФК разработан в Японии в конце 1960-х гг. и используется предприятиями в настоящее время. Одной из первых его применила МИЦУБИСИ на строительной верфи в Кобэ. Впоследствии этот метод получил широкое распространение в корпорации Генри Форда.

    Структурирование функции качества корпорация Форда определяет следующим образом: «Средство планирования для перевода характеристик качества, которые требует покупатель (т. е. его желания, потребности, нужды, ожидания) в подходящие черты изделия».

    Модель структурирования функции качества разработана доктором Ф. Яукухара. Процесс структурирования функции качества состоит из четырех основных фаз:

    1. планирование разработки изделия;

    2. структурирование проекта;

    3. планирование технологического процесса;

    4. планирование производственного процесса.

    Фаза 1. Планирование разработки изделия.

    Требования покупателя устанавливаются, осмысливаются и переводятся на язык инженерного проектирования в термины, которые называются косвенными показателями качества. Наиболее важные их них используются для следующей фазы.

    Фаза 2. Структурирование проекта.

    Рассматриваются различные концепции разработки изделия, которое удовлетворяло бы требованиям структурирования, и отбираются лучшие. Затем проект детализируется, при этом особое внимание уделяется существенным характеристикам изделия, которые вычислены по требованиям покупателей, структурированным в фазе 1. Детали разработки изделия затем структурируются в фазе 3.

    Фаза 3. Планирование технологического процесса.

    Рассматривается технологический процесс разработки изделия. После отбора наиболее подходящих концепций процесса, способного производить изделия с учетом тех характеристик, которые уже структурированы, процесс детализируется в терминах существенных операций и параметров. Эти характеристики затем структурируются в следующей фазе.

    Фаза 4. Планирование производственного процесса.

    На этой заключительной фазе рассматриваются методы управления процессом. Эти методы должны обеспечить производство изделий в соответствии с их важнейшими характеристиками, определенными в фазе 2 и, следовательно, удовлетворяющими основным требованиям покупателя.

    Следовательно, в течение всего четырехфазового процесса структурирования функции качества для проекта изделия, разработки процесса и его инженерного обеспечения создается изделие, удовлетворяющее основным требованиям покупателя (клиента).

    Структурирование функции качества требует теоретических знаний и опыта из различных областей и может осуществляться коллективом специалистов разныхспециальностей, профессий.


    15.

    16.

    17. Перечислить статистические методы контроля качества.

    Методы, основанные на статистическом подходе, используются на всех этапах жизненного цикла изделий. Наиболее часто применяются следующие методы:

    • контрольные листки;

    • гистограммы;

    • диаграммы Парето;

    • причинно-следственные диаграммы;

    • контрольные карты;

    • диаграммы рассеяния;

    • стратификация.

    Эти методы получили название «7 инструментов качества».

    18. Чем характеризуется диаграмма Парето?

    Диаграммы Парето используются в ситуациях, когда требуется представить относительную важность всех проблем или условий с целью выбора отправной точки для решения проблемы. Диаграмма Парето представляет собой вертикальный столбиковый график, с помощью которого определяются рассматриваемые проблемы и порядок их решения. Построение таких диаграмм помогает привлечь внимание к действительно важным проблемам. Порядок построения диаграммы состоит из следующих этапов:

    1. Выбор сравниваемых проблем.

    2. Определение критериев для сравнения единиц измерения.

    3. Выбор периода времени для изучения.

    4. Группирование данных по категориям и сравнение критериев каждой группы.

    5. Перечисление категорий слева направо на горизонтальной оси в порядке уменьшения значения критерия.

    19. Изобразить общий вид причинно-следственной диаграммы.

    ПShape2Shape1 ричинно-следственные диаграммы применяются для исследования и анализа всех возможных причин или условий. Такая диаграмма была разработана с целью представления соотношений между следствием, результатом и всеми возможными причинами, влияющими на них. Следствие, результат или проблема обычно обозначаются на правой стороне схемы, а главные воздействия (причины) - на левой (рис. 9). Исходя из аналогии со скелетом рыбы, такая диаграмма носит еще название «рыбий скелет» или диаграмма К. Исикавы в честь японского ученого, разработавшего ее.

    Shape6Shape5Shape3Shape4




    Рис. 9. Причинно-следственная диаграмма

    Порядок построения причинно-следственной диаграммы представляет следующую последовательность шагов (на рис. 9 следствием является невключение электрической лампы, а причинами - возможные отказы в цепи питания лампы):

    1. Описание выбранной проблемы (ее особенности, причины возникновения, проявление проблемы).

    2. Выявление причин, необходимых для построения диаграммы.

    3. Построение диаграммы.

    4. Толкование полученных взаимосвязей в диаграмме.


    20. Чем характеризуется диаграмма рассеяния?

    Диаграмма рассеяния применяется для оценки возможной связи между двумя переменными величинами. По диаграмме рассеяния можно установить корреляционную и регрессионную форму связи между параметрами процесса. Корреляция показывает, как в среднем изменяется поведение одной из переменных при возрастании (убывании) другой. Наиболее распространенной оценкой этого вида связи является выборочный коэффициент корреляции с пределами изменений от - 1 до + 1. При высокой положительной связи (величина коэффициента корреляции составляет 0,8 - 1,0) можно считать, что увеличение одной из переменных приводит к возрастанию другой. В противном случае следует предположить, что возрастание одной из переменных дает уменьшение другой. При значениях коэффициента корреляции, близком к нулю, изменение одного из параметров не оказывает влияние на другой. При построении диаграмм рассеяния по одной из осей откладывают числовые значения первого параметра, по второй оси - значения другого параметра. Полученное «облако» рассеяния числовых данных позволяет визуально установить характер взаимосвязи между двумя переменными.

    21. Назвать основные виды контрольных карт и указать цели их применения.

    Карта среднего размахатот вид анализа дает возможность построить карту Х-среднего и размаха для оценки вариабельности процесса.


    Контрольная карта приемочного контроля - Допустим, что производятся электрические лампы. Для оценки поведения отдельной лампы при различных условиях осуществляется несколько выборок, содержащих по 100 единиц. Затем проводятся испытания, и регистрируется количество дефектов в каждой выборке. Эти данные занесены как переменная Defect в файле Bulbs.st. Построение дефектов для различных выборок определяет Р-карту.


    Контрольная карта скользящего среднего и размаха - Указанный тип карт является полезным для обнаружения незначительных трендов среднего значения или вариации процесса во времени. Здесь используем тот же файл данных, что и в первом типе карт: Cover.sta. Допустим, что мы имеем дело с изменениями процесса, приводящими к увеличению средней ширины панелей. С точки зрения контроля нужно определить такие изменения как можно раньше, так как в противном случае окажется недопустимое число некачественных панелей.

    22. Что такое стратификация данных?

    С её помощью мы сортируем / группируем общие данные / статистику проблем на подгруппы. Все данные в подгруппе объединяются наличием общей характеристики.

    Примеры:

    все партии, которые были произведены на одном и том же оборудовании,

    все товары, которые были проданы одному и тому же покупателю,

    вся продукция, которая была произведена одной и той же сменой.

    23. В чем заключается основная цель применения кластерного анализа?

    Кла́стер (скопление) — объединение нескольких однородных элементов, которое может рассматриваться как самостоятельная единица, обладающая определёнными свойствами.

    главная цель кластерного анализа — нахождение групп схожих объектов в выборке

    24. Назвать основные инструменты управления качеством.

    контрольный листок

    гистограмма

    диаграмма разброса

    диаграмма Парето

    стратификация (расслоение)

    диаграмма Исикавы (причинно-следственная диаграмма)

    контрольная карта

    основное их назначение — контроль протекающего процесса и предоставление участнику процесса фактов для корректировки и улучшения процесса

    25. Какие федеральные законы составляют нормативно-правовую базу управления качеством в России?

    1) Закон РФ «О защите прав потребителей»

    2)Закон РФ «О стандартизации»

    3) Закон РФ «О сертификации продукции и услуг»

    4) Закон РФ «Об обеспечении единства измерений» (cм. Тему № 3;)

    26. Какова главная цель закона "О защите прав потребителя"?

    Этот закон требует от продавца (изготовителя), чтобы товар был безопасным и соответствовал обязательным требованиям стандартов и условиям договора. При продаже товара с недостатками потребитель вправе требовать от продавца либо безвозмездного устранения недостатков, либо замены на аналогичный товар. Продавец обязан удовлетворить требование потребителя в случае, если продавец не докажет, что недостатки в товаре возникли по вине покупателя

    27. Каковы основные положения закона "О техническом регулировании"?



    28. Что понимается под техническим регламентом?

    технический регламент - документ, который принят международным договором Российской Федерации, подлежащим ратификации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в соответствии с международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или федеральным законом, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации, или нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации);

    29. Назвать виды технических регламентов и их основные характеристики.



    30. Что такое стандартизация, в чем состоят ее цели и задачи?



    31. Назвать наиболее крупные международные организации по стандартизации.

    Bureau Veritas Quality International (BVQI, Франция), SGS (Швейцария), Lloyd's Register Quality Assurance (Великобритания), Det Norske Veritas (DNV, Норвегия), TUV (Германия), ABS Quality Evaluations (США) и др. (сегодня в России представлены все ведущие сертифицирующие организации).

    32.Стандарты ИСО серии 9000 версии 1987 года

    Первая версия стандартов ИСО серии 9000 была опубликована в 1987 году. Изначально, в состав этой серии входило всего пять стандартов. Кроме того, к этой же серии стали относить и стандарт на терминологию менеджмента качества, опубликованный ранее в 1986 году.

    В первой версии стандартов ИСО серии 9000 было установлено три модели системы менеджмента качества для предприятий и организаций с различным жизненным циклом производства. Для того, чтобы организации могли определить какую из моделей необходимо применять, в состав серии был включен стандарт, представляющий собой руководство по выбору модели системы качества. Также, для понимания каким образом необходимо осуществлять управление системой качества, в серию был включен справочный стандарт по общему руководству системой качества.

    Структура серии стандартов ИСО 9000, вышедших в 1987 году была следующей:

    — ИСО 9000:1987 – «Общее руководство качеством и стандарты по обеспечению качества. Руководящие указания по выбору и применению».

    — ИСО 9001:1987 – «Система качества. Модель для обеспечения качества при проектировании и/или разработке, производстве, монтаже и обслуживании».

    — ИСО 9002:1987 – «Система качества. Модель для обеспечения качества при производстве и монтаже».

    — ИСО 9003:1987 – «Система качества. Модель для обеспечения качества при окончательном контроле и испытаниях».

    — ИСО 9004:1987 – «Общее руководство качеством и элементы системы качества. Руководящие указания».

    — ИСО 8402:1986 - Качество. Словарь.

    Построение и сертификация систем качества осуществлялась по одной из трех моделей ИСО 9001, ИСО 9002 или ИСО 9003.

    33. В чем разница между стандартами ИСО 9001, 9002 и 9003?

    ИСО 9001 являлся наиболее полным из трех стандартов, т.к. в его состав включались требования ко всем этапам жизненного цикла производства продукции – от проектирования, до обслуживания.

    ИСО 9002 ограничивал действие системы качества только этапами производства, испытания продукции и поставки ее потребителю.

    ИСО 9003 содержал самый минимальный набор требований к системе качества и ограничивался только этапом контроля и испытаний готовой продукции.

    Таким образом получалось, что требования стандарта ИСО 9003 входили составной частью в требования стандарта ИСО 9002, а те в свою очередь, являлись составной частью требований стандарта ИСО 9001.

    34. В чем заключается сущность системы менеджмента качества по ГОСТ Р ИСО 9001-2001?

    ISO 9001:2000. Системы менеджмента качества. Требования. (В России в настоящее время действует как стандарт ГОСТ Р ИСО 9001-2001. Это базовый стандарт в структуре ИСО. Содержит философию СМК и основывается на понятии «результативность» (способность достигать цель). Устанавливает минимально необходимый набор требований к СМК, выполнение которых необходимо для сертификации – именно по этому стандарту проводится первый аудит компаний, решивших получить сертификат.)

    35. В чем отличие ГОСТов от национальных стандартов, действующих в России?

    Госстандарт является национальным членом ISO от России. С 15 августа 2001 г в нашей стране действует аутентичная стандартам ISO 900х:2000 серия отечественных стандартов ГОСТ Р ИСО 900х-2001. Существенным моментом в них стала легитимизация термина «менеджмент» и таких производных от него словосочетаний, как «менеджмент качества», «система менеджмента качества» и «всеобщий менеджмент качества». По своей сути, ГОСТ является переводом ISO и имеет очень незначительные непринципиальные отличия от оригинала. Однако, отечественные сертифицирующие организации проводят свои сертификационные аудиты и оформляют сертификаты на соответствие ГОСТ Р ИСО 9001:2001, а зарубежные организации – свои, по ISO 9001:2000. Различия заключаются в следующем. В России имеются законодательные решения о необходимости сертификации на соответствие ГОСТ Р ИСО 9001:2001 (в частности, в соответствии с Постановлением Правительства №113 от 02.02.1998, наличие данного сертификата является одним из условий получения Госзаказа). Однако, наш отечественный сертификат не является действительным за пределами России. Для признания мировым сообществом необходимо сертифицироваться по ISO 9001:2000 Наличие международного сертификата необходимо тем отечественным компаниям, которые производят продукцию на экспорт, и зарубежным партнерам которых нужны гарантии качества. Если же некая организация, скажем, производит продукцию за счет средств госбюджета и отправляет её на экспорт, то ей потребуются оба сертификата.

    36. Что является главным в системе экологического менеджмента?

    Экологический менеджмент базируется на ряде принципов, соблюдение которых гарантирует эффективность и соблюдение главной стратегии. В первую очередь, это формирование экологического сознания как основы деятельности, направленной на управление экологическими процессами. Во-вторых, это мотивирование деятельности по решению экологических проблем. В-третьих, предупреждение возможных критических и необратимых последствий. В-четвертых, наличие четких целей и стратегии, в-пятых, последовательное устранение проблем и принятие решений об очередности их устранения. В-шестых, своевременное обнаружение того момента, который позволит наиболее результативно устранить возникшие проблемы.

    Остальные три принципа дополняют систему экологического менеджмента, декларируя, что управление должно быть интегрированным, его функции должны соответствовать поставленным целям. Кроме того, эффективность системы зависит от профессионализма менеджеров, их квалификации. И одним из самых важных критериев становится ответственность за действия менеджеров, за те негативные последствия, которые стали результатом их неумелой работы.

    При этом развитие экологического менеджмента немыслимо без наличия специальных направлений в образовательных учреждениях, а также спецпрограмм для обучения на местах. Важным аспектом становится созданиесистем мониторинга экологической обстановки и организация поступления данных от них всем заинтересованным лицам в четко установленном порядке и в заранее известной форме. И, конечно же, роль государства сохраняет свою важность, в основном, в виде создания правовых основ функционированиясистем экологического менеджмента, создания таких законодательных актов, которые не только предоставили бы возможность решать проблемы экологического характера на уровне предприятий, но и заставляли бы это делать.



    37. Дать определение термина "сертификация"?

    Сертифика́ция продукции — процедура подтверждения соответствия, посредством которой независимая от изготовителя (продавца, исполнителя) и потребителя (покупателя) организация удостоверяет в письменной форме, что продукция соответствует установленным требованиям.

    Правила сертификации продукции регламентируются Постановлением Госстандарта РФ от 21.09.1994 N 15 «Об утверждении Порядка проведения сертификации продукции в Российской Федерации»[2].

    В качестве требований при сертификации продукции могут являться:

    • законодательные акты Российской Федерации;

    • государственные стандарты (в том числе признанные в Российской Федерации межгосударственные и международные стандарты), санитарные нормы и правила, строительные нормы и правила, нормы по безопасности, а также другие документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации устанавливают обязательные требования к продукции.



    38. В чем разница между обязательной и добровольной формами сертификации?

    Сертификация может быть как обязательной, так и добровольной.

    Объектами обязательной сертификации может быть только продукция, выпускаемая в обращение на территории Российской Федерации (п.1 статья 23 ФЗ от 27.12.2002 N 184-ФЗ «О техническом регулировании»[4]).

    Перечень продукции подлежащей обязательной сертификации регламентирован Постановлением правительства от 01.12.2009 N 982 «Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии»[5].

    Обязательная сертификация осуществляется органами по сертификации, аккредитованным в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (Постановление Правительства РФ от 24.02.2009 N 163 «Об аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия»[6]).

    Объектами добровольной сертификации может быть продукция (в том числе подлежащая обязательной сертификации), работы (услуги), системы менеджмента, персонал. Прохождение добровольной сертификации продукции, подлежащей обязательной сертификации, не отменяет ее обязательную сертификацию.

    Добровольная сертификация проводится органами по сертификации, аккредитованными в системах сертификации в установленном порядке. Добровольная сертификация осуществляется по инициативе заявителя на условиях договора между заявителем и органом по сертификации.

    39. Назвать виды сертификации и их отличие друг от друга.

    Виды сертификатов

    В России действуют различные виды сертификации, то есть системы подтверждения качества. Если говорить о видах сертификации, то прежде всего нужно отметить систему сертификации ГОСТ Р, так как данный вид сертификации является наиболее востребованным. Сертификация ГОСТ Р включает в себя систему добровольной и обязательной сертификации. По результатам проведения испытаний и процедуры сертификации выдается соответствующий сертификат соответствия. То есть, если подтверждение соответствия проводилось в системе обязательной сертификации, то выдается сертификат желтого цвета. если же в добровольной - до сертификат голубого цвета, где есть пометка о том, что сертификация проводилась в добровольном порядке. 

    Еще одной системой подтверждения качества является декларирование соответствия продукции. Основное отличие данного вида от обязательной и добровольной сертификации - это бланк документа. Еще одним ключевым отличием является тот факт, что декларация оформляется только на компанию, зарегистрированную в качестве юридического лица в Российской Федерации. Сертификат можно оформить и на иностранного производителя. 

    Какие виды сертификации требуются для реализации товаров

    Нужно отметить и другие виды сертификации продукции, такие каксертификация пожарной безопасности  и государственная регистрация в Роспотребнадхоре. Ранее действовали такие виды сертификации продукции, как гигиеническая или санитарно-эпидемиологическая сертификация. На многие товары народного потребления требовались так называемые гигиенические сертификаты, но с 1 июля выдача данных документов больше не проводится. Теперь данного вида сертификации не существует. Однако, не некоторые группы товаров требуется оформление регистрационного удостоверения. Это касается косметики, детских товаров, лекарственных средств и т.д. Что касается такого вида сертификации, как сертификации в области пожарной безопасности, то эта система предусмотрена для подтверждения безопасности продукции или оборудования относительно требований технического регламента о пожарной безопасности. Преимущественно сертификации пожарной безопасности подлежат предметы интерьера и строительные материалы



    40. Какова цель введения схем сертификации продукции? 

    Схемы сертификации это определённый порядок последовательных действий производимых с целью доказательства качества продукции. Схему сертификации заявитель указывает в заявке на сертификацию, но окончательное решение принимает орган по сертификации, о чем он должен известить заявителя . Выбор схемы зависит от вида продукции, целей сертификации и объёма продукции. В данный момент существует 10 различных схем сертификации. Сертификаты могут оформляться на партию, на контракт или на серийный выпуск.

    41. Каким образом доказывается соответствие в виде рассмотрения декларации? 

    42. Каков порядок проведения сертификации продукции?

    При сертификации проверяются характеристики и показатели продукции, а также используются методы испытаний, позволяющие:

    провести идентификацию продукции, в том числе проверить принадлежность к классификационной группировке, соответствие технической документации, происхождение, принадлежность к данной партии и др.;

    полно и достоверно подтвердить соответствие продукции требованиям безопасности для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, а также другим требова-ниям, которые на основании законодательных актов должны проверяться при обязательной сертификации.

       При определении схемы обязательной сертификации учитываются особенности производства, испытаний, поставки и использования конкретной продукции, требуемый уровень доказательности, возможные затраты заявителя. Схемы должны быть указаны в до-кументе, устанавливающем порядок проведения сертификации однородной продукции.

       Схемы, применяемые при обязательной сертификации, определяются Госстандартом России и другими федеральными органами исполнительной власти, на которые законодательными актами Российской Федерации возлагаются организация и проведение работ по обязательной сертификации. Схему добровольной сертификации определяет заявитель и предлагает ее органу по сертификации.

       В наиболее общем виде процесс по сертификации продукции состоит из следующих этапов:

    подача заявки на сертификацию;

    принятие решения по заявке, в том числе выбор схемы сертификации;

    отбор, идентификация образцов и их испытания;

    оценка производства (если она предусмотрена выбранной схемой сертификации);

    анализ полученных результатов и принятие решения о выдаче (или об отказе в выдаче) сертификата соответствия;

    выдача сертификата и лицензии на применение знака соответствия;

    осуществление инспекционного контроля за сертифицированной продукцией (если он предусмотрен схемой сертификации);

    проведение корректирующих мероприятий при нарушении соответствия продукции установленным требованиям и неправильном применении знака соответствия;

    предоставление информации о результатах сертификации.

       В нормативных документах, на соответствие которым проводится сертификация, должны быть установлены характеристики показателей продукции, а также методы испытаний, позволяющие обеспечить полное и достоверное подтверждение соответствия продукции этим требованиям и ее идентификацию.



    43. Какой орган осуществляет инспекционный контроль за сертифицированной продукцией?

    Инспекционный контроль за сертифицированной продукцией осуществляет орган, выдавший сертификат соответствия, приглашая при необходимости территориальные органы Госстандарта России, другие государственные органы управления, общественные организации или отдельных специалистов

    44. Каковы цели аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий?

    Аккредитация органа по сертификации или испытательной лаборатории (центра) – это процедура, посредством которой аккредитующий орган официально признает компетентность органа по сертификации или испытательной лаборатории (центра) выполнять конкретные работы в определенной области сертификации или испытаний.

    Основные цели аккредитации формулируются следующим образом:

    - повышение качества работы и укрепление доверия к испытательным лабораториям и органам по сертификации со стороны заявителя, государства, других заинтересованных структур;

    - обеспечение конкурентоспособности продукции и услуг на внутреннем и внешнем рынках;

    - создание условий для признания результатов испытаний, подтверждения соответствия и сертификации на национальном, европейском и мировом уровнях.

    45. Назвать основные схемы сертификации услуг.

    Схема сертификации – это состав и последовательность действий третьей стороны при оценке соответствия продукции, услуг, систем качества и персонала. Как правило, система сертификации предусматривает несколько схем. При выборе схемы должны учитываться особенности производства, испытаний, поставки и использования конкретной продукции, требуемый уровень доказательности, возможные затраты заявителя. Схема сертификации должна обеспечивать необходимую доказательность последней. Для этого рекомендуется использовать общепризнанные схемы, в том числе и в международной практике. В РФ используется 9 основных схем и 4 их модификации. Большинство из них признаны за рубежом и являются общепринятыми. Схемы 1а, 2а, 3а и 4а дополнительные. Они модифицируют соответственно схемы 1, 2, 3 и 4.

    46. Что понимается под системой гигиенической оценки продукции?

    Это система проверок продукции в результате которых выдается гигиеническое заключение от Департамента государственного санитарно-эпидемиологического надзора Министерства здравоохранения Российской Федерации, В целях повышения эффективности работы по охране жизни и здоровья населения.

    47. Каковы цели и задачи метрологии в управлении качеством продукции?

    • Создание общей теории измерений качества;

    • образование единиц физических величин и систем единиц;

    • разработка и стандартизация методов и средств измерений, методов определения точности измерений, основ обеспечения единства измерений и единообразия средств измерений (так называемая «законодательная метрология»);

    • создание эталонов и образцовых средств измерений, поверка мер и средств измерений. Приоритетной подзадачей данного направления является выработка системы эталонов на основе физических констант.

    • Также метрология изучает развитие системы мер, денежных единиц и счёта в исторической перспективе.

    48. Что является правовой основой метрологической деятельности?

    Закон РФ "Об обеспечении единства измерений"

    "Положение о государственных научно-метрологических центрах"

    "Порядок утверждения положений о метрологических службах федеральных органов исполнительной власти и юридических лиц"

    "Порядок аккредитации метрологических служб юридических лиц на право поверки средств измерений"

    "Положение о метрологическом обеспечении обороны в Российской Федерации".

    49. Какие виды эталонов единиц физических величин существуют?

    Эталон представляет собой средство измерения (или комплекс средств измерения), обеспечивающее воспроизведение и хранение единицы физической величины (или одну из этих функций) с целью передачи размера единицы образцовым, а от них рабочим средствам измерения и утвержденное в качестве эталона в установленном порядке.

    Если эталон воспроизводит единицу с наивысшей в стране точностью, он называется первичным. Первичные эталоны основных единиц воспроизводят единицу в соответствии с ее определением.

    Для воспроизведения единиц в особых условиях, когда прямая передача размера единицы от существующих эталонов технически неосуществима с требуемой точностью (высокие и сверхвысокие частоты, энергии, давления, температуры, особые состояния вещества, крайние участки диапазонов измерений и тому подобное), создаются и утверждаются специальные эталоны. Специальный эталон воспроизводит единицу в особых условиях и заменяет в этих условиях первичный эталон.

    Первичный, или специальный, эталон, официально утвержденный в качестве исходного для страны, называется государственным. Государственные эталоны утверждаются Ростехрегулированием, и на каждый из них утверждается национальный стандарт. Основное назначение эталонов — служить материально-технической базой воспроизведения и хранения единиц физических величин. Принят принцип систематизации эталонов по воспроизводимым единицам.

    В метрологической практике широко распространены вторичные эталоны, значения которых устанавливаются по первичным эталонам. Вторичные эталоны являются частью подчиненных средств хранения единиц и передачи их размера. Они создаются и утверждаются в тех случаях, когда это необходимо для организации поверочных работ и для обеспечения сохранности и наименьшего износа государственного эталона.

    Государственные эталоны хранятся в метрологических институтах. Для проведения работ с государственными эталонами назначаются ответственные лица — ученые хранители эталонов. Вторичные эталоны используются в метрологических институтах и в других крупных органах Государственной метрологической службы.

    Кроме национальных эталонов единиц физических величин существуют международные эталоны, которые хранятся в Международном бюро мер и весов. Программой деятельности этого бюро предусмотрены систематические сличения национальных эталонов крупнейших метрологических лабораторий разных стран с международными эталонами и между собой.

    50. Что такое поверка и калибровка средств измерений?

    Средства измерения, используемые в сферах государственного метрологического контроля, подлежат поверке при выпуске из производства и ремонта, при ввозе по импорту, при эксплуатации и продаже.

    Поверкой называется установление пригодности средств измерения применению на основании экспериментально определенных метрологических характеристик и контроля их соответствия установленным требованиям.

    Поверка подразделяется на 3 части: метрологическую, техническую и административную. При метрологической поверке устанавливают:

    • основную погрешность прибора;

    • стабильность, повторяемость и дрейф;

    • чувствительность к электромагнитным помехам, разрешающим способность считывающих устройств и т. д.