Файл: ФИЛОСОФИЯ КУРС ЛЕКЦИЙ текст.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.08.2021

Просмотров: 1744

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Различные уровни организации материи характеризуются качественно специфическими пространственно-временными свойствами. Так, в неживой природе на уровне микромира специфика пространственно-временных параметров обусловлена свойствами квантового объекта. В живой природе особенности пространства и времени в значительной степени обусловлены ассиметричностью ее объектов, необратимостью процесса эволюции.

В развитии живых систем формируются не только особенности их пространственной организации, но и складывается механизм биологического времени, который регулирует течение всевозможных биологических процессов. Здесь уместно говорить о так называемых «биологических часах». Именно они выполняют функцию регулирования биогенных систем, обеспечивают адаптацию, «включение и выключение» основных биохимических реакций поддерживающих жизнь. Время в живых системах ассоциируется с понятиями циклов, ритмов, периодов и т.д., которые отражают смену дня и ночи, времен года, часовых поясов, продолжительность светового дня, осуществляют синхронизацию внутреннего биологического времени с внешним – астрономическим.

С возникновением социально организованной материи (общества) на нашей планете пространственно-временная организация стала приобретать новые, качественно специфические особенности. В целом, эти особенности обусловлены деятельностью людей, их исторической практикой. Социальное пространство это сложное системное целое. Оно включает в себя разнообразные компоненты такие как, объекты живой и неживой природы, технические системы, архитектуру, городские агломерации, социальные связи и отношения и многое другое. В целом, все это можно обозначить термином «вторая природа», или искусственная среда. Социальное пространство отражает соотношение, структурность и протяженность общественных систем.

Время в социальных системах также имеет свою особую специфику. Оно неравномерно проявляет себя в общественном бытие. Так, на ранних этапах социально – исторического развития общества время протекало медленно и характеризовалось квазицикличностью. Другими словами, на протяжении тысячелетий неизменно функционировали устоявшиеся общественные отношения, воспроизводился один и тот же исторический опыт. С наступление эпохи НТП социальное время резко ускорило свой бег и приобрело «взрывной» характер. События и явления в социуме стали сопровождаться процессами ускорения ритма общественной жизни и их уплотнения. Это отражается в интенсификации производственной деятельности, в современных возможностях транспортных сообщениях и т. д. Сегодня стало очевидным фактом, то, что ускорение и неправомерность протекания социального времени вошло в противоречие со скоростью эволюции биокостной материи. Десинхронизация ритмов и циклов протекания времени в различных пространственных структурах бытия стало одной из причин негативных, в частности социально-экологических последствий НТП.


Итак, резюмируя основные положения системной, структурной, динамической и пространственно-временной организации материи невозможно обойти стороной философское содержание и методологическое значение принципа глобального (универсального) эволюционизма. Универсум как целостная система объективной реальности находится в постоянном движении и изменении, а значит, беспрерывно и необратимо развивается. Такое развитие получило название глобального (универсального) эволюционизма. Идея универсального эволюционизма представляет собой дальнейшую конкретизацию содержания принципа развития и реализуется в форме концепции глобального эволюционизма. Истоки идей универсального эволюционизма восходят к работам В. И. Вернадского, П. Тейяр де Шардена. И лишь в конце ХХ века в научных трудах Н.Н. Моисеева она получила концептуальное оформление. Основной целью этой концепции является попытка связать воедино различные стороны (фрагменты) бытия и дать научное обоснование единого процесса развития Универсума. Это находит дальнейшую конкретизацию в создания единой модели универсальной эволюции, способной связывать в единое целое происхождение Вселенной (космогенез), возникновение Солнечной системы и планеты Земля (геономогенез), появление жизни (биогенез) и, наконец, происхождение человека и общества (антропосоциогенез). Поэтому, такой тип целостного знания, предполагает интеграцию и синтез научных знаний о живой, неживой природе, технике и социуме

Под глобальным эволюционизмом понимают универсальный процесс необратимых изменений от простейших до наиболее сложных форм, который генетически и исторически объединяет собой четырех типов прогрессирующей эволюции космической, химической, биологической и социальной. В основаниях концепции универсального эволюционизма, согласно Н. Н. Моисееву, лежат следующие принципы:

универсум представляет собой единую саморазвивающуюся целостность (систему);

эволюция описывается как процесс усложнения и совершенствования систем, в котором вектор развития направлен от низших формам движения материи к высшим

динамика систем сопровождается ростом их разнообразия и уменьшением стабильности;

на развитие оказывают влияние случайные факторы, в результате которых эволюция становится принципиально непредсказуемой;

в динамике Универсума прослеживается механизм наследственности, позволяющий при помощи постоянного отбора выбрать из бесконечной вероятности наиболее продуктивные варианты будущего вектора развития. В таком контексте идея глобального эволюционизма становится не только методологическим основанием, но регуляторным принципом в осмыслении фундаментальных закономерностей универсальной эволюции мироздания.

5.5. Диалектика как философская теория развития.


Исходя их основных положений принципа универсального эволюционизма, которые становятся частью современного мировоззрения, возникает необходимость осмысления целостной теоретической модели динамически развивающегося мира. Попытки решить эту сложную методологическую задачу были предприняты более двух с половиной тысячелетий назад. На протяжении этого пути постепенно начала свое становление и развитие диалектика как учение об универсальных законах развития бытия. В рамках теории диалектики исследовались основные узловые философские вопросы: почему развивается мир и куда направленно его развитие, существует ли источник развития и каковы его механизмы, а также многие другие проблемы.

Термин «диалектика» пришел к нам из древнегреческой философии. Его впервые ввел в философскую науку Сократ, который полагал, что для постижения истины необходимо углублять и совершенствовать искусство спора (dialektike techne). В античности оно определялось как умение или способ поиска истину в споре, искусство ставить вопросы и находить на них ответы, формировать общие понятия – категории. Другими словами, диалектика воспринималась, как способ постижения истины через рассуждение, путем диалога. Однако еще ранее древнегреческому философу Гераклиту Эфесскому в рассуждениях о сущности самого бытия удалось вскрыть главную его характеристику – противоречивость. Он выдвинул ряд положений, в которых бытие рассматривалось с позиций всеобщей изменчивости и текучести. Объекты и процессы движутся, изменяются и развиваются благодаря наличия в них противоположных начал (сторон), которые одновременно существуют в единстве и в борьбе (взаимодействии). Таким образом, уже в античности сформировалось двойственное (неоднозначное) понимание диалектики. С одной стороны это понимание диалектики как диалектики бытия и с другой как диалектики мышления. Первое получила название "объективная диалектика" т.е. диалектика самого бытия, независимая от нашего отношения к бытию и его познанию. Второе определили как "субъективная диалектика". Она представлена как способ отражения бытия или метод его познания. Субъективная диалектика это диалектика понятий и самого мышления.

На протяжении тысячелетнего развития диалектика претерпела несколько исторических метаморфоз. В философской литературе выделяют три исторические формы диалектики.

Первая форма получила название – античная диалектика (древний Восток и Греция). Ярчайшими представителями античной диалектики были: Гераклит, Сократ, Платон, Аристотель. Создателем античной диалектики принято считать Гераклита, который понимал ее как учение о противоположностях Мира. Сократ рассматривал диалектику как искусство ведения спора (диалога), целью которого был поиск истины. Ученик Сократа идеалист Платон видел в диалектике, прежде всего метод анализа и синтеза понятий. Аристотель понимал диалектику как умение находить основания для доказательств, т.е. как составную часть логики. В целом диалектика древнегреческих мыслителей характеризовалась своей наивность и стихийностью, которые проистекали из самого характером непосредственного (прямого) созерцания бытия, результатом которых стало появление гениальных диалектических догадок.


Второй исторической формой диалектики стала немецкая идеалистическая диалектика, представленная в философских трудах И. Канта и Г. Гегеля. В наиболее полной, систематизированной форме диалектика была развита в учении немецкого философа идеалиста Г. Гегеля. Он создал на основе объективного идеализма целостную систему диалектического миропонимания, которое было оформлено в теорию диалектики. В ней немецкий классик углубил диалектический метод, обосновал диалектическую логику, разработал принципы, категории и законы диалектики. Главной темой его диалектики становится тезис противоречивости «абсолютного духа» как творца бытия. Другими словами, противоречивость не самой природы, материи, а идеи, мышления. В основе диалектики Гегеля лежит идеалистическое представление о том, что источник всякого развития заключен в саморазвитии понятия, а значит, имеет идеальную (духовную) природу.

Третья историческая форма диалектика была сформулирована в рамках философии марксизма и получила название материалистической диалектики. Основоположниками качественно новой теории диалектики были немецкие философы К. Маркс и Ф. Энгельс. Критически переработав наследие идеалистической диалектики Г. Гегеля, взяв за основу ее рациональное зерно – идею диалектики марксисты дали ей материалистическое обоснование. В таком контексте материалистическая диалектика предстала как наука о всеобщей связи, законов развития природы, общества и мышления. В итоге философам марксистам удалось синтезировать диалектику и материализм и творчески преодолеть как односторонность ее предшествующих форм, так и крайность идеалистической системы мировоззрения.

Современная диалектика представлена как учение, которое состоит из трех основных разделов. Прежде всего, это – совокупность объективных законов, действующих в объективной реальности в ходе ее вечного движения и развития. Далее, диалектика представлена как процесс, изучаемый логикой. Затем и как всеобщий метод научного познания мира. В таком аспекте общепринятым определением диалектики является учение о наиболее общих законах развития природы общества, человека и мышления.

В структурном отношении диалектика представлена в виде системы, в которой объединены ее принципы, категории и законы.

Принцип означает совокупность основополагающих понятий или руководящих идей, на которых логически выстраиваются концептуальные положения, характеризующие понимание мира. К фундаментальным принципам диалектики относятся: принцип всеобщей связи и принцип развития. К основным принципам можно отнести: принцип материального единства мира; принцип единства логического и исторического; принципы системности и причинности (детерминизма). Например, методологическая роль принципа развития в познании разнообразных явлений предписывает рассматривать их как результат строго направленных изменений и причины возникновения. Принцип всеобщей связи, требует всестороннего рассмотрения предметов, процессов и явлений с учетом всех их опосредованных связей и отношений; Принцип материального единства мира указывает на то, что мировые процессы определены (детерминированы) материальной субстанцией.


Фундаментальные и основные принципы диалектики не могут исчерпывать собой все существенные характеристики развития. Поэтому помимо них важную методологическую роль играют категории диалектики. Категории представляют собой особый тип наиболее общих понятий. В переводе с древнегреческого языка категория означает – указание или высказывание. Категории диалектики отражаются существенные стороны всеобщей связи и развития природы, общества, мышления. В них зафиксированы узловые моменты (ступени) познания бытия, в которых отражается взаимосвязь, взаимопереходы и противоречивость предметов и явлений природы, общества и мышления. Система категорий диалектики представлена следующими парами категорий: причина и следствие; явление и сущность; форма и содержание; возможность и действительность; количество и качество; часть и целое; общее и единичное. Отличительной особенностью категорий диалектики от других категорий философии является их парность, которая характеризуется полярностью или бинарностью. Это позволяет им адекватно отражать и фиксировать противоречивость бытия мира. Следующий компонент диалектики – закон. В понятии закона отражает такие связи и отношения предметов действительности, которые характеризуются признаками объективности, всеобщности и повторяемости. Законы делятся: на: универсальные или всеобщие, действие которых распространяется на материальную и идеальную сферы; на общие, сфера действия которых ограничена или природой, или обществом, или мышлением; и частные законы, действующие в некоторой части фундаментальных областей мира (например, законы физики, экономические законы, законы логики и т. д.). Отличительной особенностью законов диалектики от других, действующих в объективной реальности закономерностей является их универсальность или всеобщность. Это выражается в их приложимости ко всем явлениям и процессам, происходящим в мире.

В структуре диалектики выделены три закона: закон единства и борьбы противоположностей, закон взаимного перехода количественных и качественных изменений и закон отрицания отрицания (двойного отрицания).

Сформулированный Гегелем закон единства и борьбы противоположностей - играет особую роль, так как раскрывает источник развития и движения. Поэтому В. И. Ленин называл его сутью, ядром диалектики. Таким источником являются внутренние противоречия, которые представлены как результат раздвоения единого на противоположности и борьбы между ними. Всякое развитие представляет собой разрешение противоречия и в то же время возникновение все новых противоположностей, новых противоречий. Такой взгляд в истории философии мы встречаем у Гераклита, Н. Кузанского Г. Гегеля и др. Важнейшими категориями закона являются: тождество, различие, противоположности, противоречия.