Файл: ФИЛОСОФИЯ КУРС ЛЕКЦИЙ текст.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.08.2021

Просмотров: 1745

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В Средние века образ природы строится на основе семиотической познавательной модели, поскольку природа ассоциируется с книгой, с текстом, который человеку постоянно приходится истолковывать. Над природой средневековое христианство помещает Бога, в силу чего она оказывается «в низу», потеряв статус совершенства. И хотя христианское вероучение рассматривает человека и природу как результаты божественного творения, за человеком закрепляется превосходство, поскольку он обладает бессмертной душой. Идея неравноправности положения человека и природы в иерархии бытия положила начало процессу присвоения человеком права господствовать над природой. Это было мировоззренчески оформленное превосходство.

Эпоха Возрождения вновь обращается к образу Природы как воплощению гармонии и совершенства. Однако идея гармонии в ее возрожденческой интерпретации существенно отличается от античной версии. Она выстраивается на основе принципа антропоцентризма. Если в античной философии человек – это микрокосм, подчиняющийся универсальным законам мироздания, то в культуре Возрождения человек – это центр мира, способный творить и преобразовывать все окружающее в соответствии со своими замыслами и проектами. Таким образом, гармония бытия, согласно возрожденческому пониманию, – это результат преобразующей деятельности человека, которому остается только завладеть инструментами эффективного преобразования.

В европейской культуре, начиная с Нового времени (XVIXVII вв.), природа становится объектом естествознания и ее образ формируется на основе научных знаний, представляющих особый пласт знания, который определяет фундаментальные ориентиры любой научной деятельности. В силу своей общезначимости образ Природы существенно не изменился ни в сфере науки, ни в сфере культуры поскольку природная реальность охватывает как объективное существование природных объектов, явлений и процессов, так и активность познающего субъекта, которая определяется спецификой объекта исследования и структурой познавательной деятельности, ее методологией и методикой, общекультурными факторами, нормами и идеалами. Так, в классический период развития науки (XVII – первая половина XIX вв.) создается механистический образ Природы, которая рассматривается как гигантский механизм, подвластный человеку. Утилитарно-прагматическая ориентация, которая в предшествующие периоды человеческой истории распространялась лишь на природные явления, непосредственно вовлеченные в процесс жизнедеятельности человека, в Новое время распространятся на все мироздание в целом, в силу чего идея превосходства человека над Природой переходит в фазу практической реализации. Такого рода Природа потенциально содержит в себе «природоборческий антропоцентризм», который задает ориентиры деятельности в техногенной цивилизации.


Анализ динамики научного познания позволяет заключить, что общенаучные и общекультурные познавательные модели первоначально могут зарождаться вне отрасли знания, а затем быть использованы в других областях науки. Так, в классической науке идеи механики стали основополагающими принципами для остальных наук, на основе которых была построена механистическая картина мира.

Однако уже во второй половине XIX в. стало очевидным, что новые научные открытия не согласуются с механистической картиной природы и в рамках неклассической физики были построены новые познавательные модели природных явлений, которые, однако, не получили статус общенаучных. Конец Х!Х и начало ХХ вв. ознаменовались поиском методологических оснований, что повлекло за собой дальнейшую дифференциацию научного знания. Общепризнанным и привычным в науке того периода оставался образ Природы, сформировавшийся еще в XIX в. согласно которому все природные объекты возникли из одной субстанции и в силу их субстанциальной общности имеют общие черты, что нашло отражение в философских категориях.

Природные объекты относятся к двум сферам реальности: неорганическому и органическому миру, возникшим в ходе длительной органической эволюции. Объекты живой природы обладают большей сложностью по сравнению с объектами неживой и включают дополнительные свойства. В рамках отдельных естественно-научных дисциплин внимание обращалось на изучение отличительных особенностей природных объектов, а не на поиск их общности. Вместе с тем в силу известной инерционности массового сознания механистический образ Природы до сих пор занимает заметное место в сфере научного познания.

Новый взгляд на осмысление природы стал возможным с утверждением эволюционной концепции, в которой была обоснована идея развития неживой (в геологии) и живой (в биологии) природы и показана их теснейшая взаимосвязь и единство. В результате обоснования основных факторов органической эволюции живая природа получила трактовку в виде целостной саморазвивающейся системы, все компоненты которой теснейшим образом взаимосвязаны между собой и подвержены эволюционным преобразованиям. Концепция эволюции, обоснованная в рамках синтетической теории эволюции, сыграла важную методологическую роль в формировании эволюционной картины Природы в целом, благодаря обоснованию универсальных закономерностей, открывающих новые аспекты единства мира, теоретические конструкции которых оказались применены к анализу объектов самой различной природы.

Однако к концу ХХ в. в сфере научного познания обнажились трудности, свидетельствующие о том, что эволюционной парадигмы для осмысления природы явно недостаточно. Для построения целостного образа динамично развивающейся природы эволюционная стратегия должна быть дополнена коэволюционной, предполагающей изучение совместного, сопряженного развития эволюционирующих систем на основе принципов отбора. В этом плане ведущую методологическую роль сыграли идеи системности и системный подход как доминирующие познавательные модели современного естествознания.


Основные идеи системного подхода заключаются в признании того, что любой объект можно рассматривать как органичное целое, обладающее качествами и свойствами, отсутствующими у его составных частей. Существуют механизмы, обеспечивающие целостность, которые заложены в системе связей, в структурной организации объекта. Одни и те же системные свойства и структуры могут быть присущи системам самой различной природы.

Системный подход задает стратегию исследования, позволяющую рассматривать любой объект как систему. Однако реализовать эту стратегию непросто, поскольку реальная системность объектов очевидна далеко не всегда. Вследствие этого возникает необходимость разработки методологических приемов, благодаря которым объект может быть представлен в познавательном процессе как система. На основе выявления изоморфизма законов, относящихся к различным сферам действительности, становится возможным интегрировать знания различных научных областей.

В последние десятилетия ХХ в. произошел синтез эволюционного и системного подходов, что привело к оформлению системно-эволюционной парадигмы и стало возможным рассмотреть процессы развития, конкретизировать его механизмы. Системный подход, делая упор на структурной организации объекта, позволяет тем самым трактовать эволюцию как процесс самоструктурирования и самоорганизации не только отдельных природных объектов, но и Природы в целом. Примерами творческого синтеза этих двух подходов являются системная теория эволюции, разработанная Е. Янчем, а также синергетика и глобальный эволюционизм. Эти концепции приобрели статус универсальных исследовательских программ. Развитием и конкретизацией системно-эволюционной парадигмы становятся такие отрасли знания как ритмология, симметриология и др, теоретические конструкты которых также обладают универсальной значимостью и могут внести весомый вклад в понимание природы.

Системно-эволюционная парадигма представляет природу как открытую сложноорганизованную, самоорганизующую систему, составные элементы которой взаимодействуют друг с другом и обеспечивают ее нормальное функционирование

6.3. Природа как среда обитания

Человек как биологическое существо в полной мере зависит от природы, поскольку он вышел из животного царства в ходе длительной эволюции. Вследствие этого человек и общество связаны с природой множеством разнообразных связей, характер которых определяется климатическими условиями, составом почвенного покрова, атмосферного воздуха, гидрологических условий, наличием полезных ископаемых и множества других факторов. Иными словами, для обеспечения нормальной жизнеспособности человека ему необходима определенная среда обитания, которая включает в себя совокупность условий, элементов и факторов. Среда обитания – это не только естественная, природная среда (климат, свет, воздух, вода, почва, пища, флора и фауна и др.), но и все то, что создано и создается в процессе человеческой деятельности.


В широком смысле среда обитания включает все природное окружение на планете, космическое пространство, оказывающее влияние на живые организмы, в том числе и на человека. На всех этапах человеческой истории зависимость человека от природы постоянно изменялась и была обусловлена наличием средств и орудий труда для обеспечения его жизнедеятельности.

В более узком смысле среда обитания включает совокупность физических, химических, биологических и социальных факторов, оказывающих влияние на человека. Иными словами, среда обитания складывается из совокупности абиотических факторов (атмосфера, гидросфера, литосфера), биологических условий (все сложные взаимоотношения между живыми организмами, изменение среды в результате их жизнедеятельности) и социальных явлений, определяющую роль в которых играет производство материальных и духовных благ.

Необходимым условием существования общества является природная среда обитания, которая представляет собой сложное образование, включающее естественную природу, которая не подвержена влиянию человеческой деятельности, и искусственную среду, созданную в результате этой деятельности.

Естественная среда выступает как внешние природные условия, с которыми так или иначе взаимодействуют люди, и как внутренние качества индивидов, обусловленные их биологической природой.

В процессе трудовой деятельности люди вовлекают в орбиту своего существования все новые и новые элементы внешней природы, организуя среду обитания, в том числе и естественную, и по мере развития общества в сферу человеческого существования вовлекается все большее количество природных элементов. В итоге возникает весьма парадоксальная ситуация: стремление человека освободиться от внешней зависимости от природы оборачивается все большей зависимостью от нее. Будучи вовлеченной в сферу человеческой деятельности природа претерпевает существенные изменения, которые оказывают обратное воздействие на человека и общество.

В ходе преобразования естественной среды обитания человек создает «вторую» или искусственную природу, обнажая свою экологическую незавершенность, суть которой состоит в том, что многие из предметов созданных человеком, не включаются в круговорот естественных процессов. К примеру, различного рода синтетические материалы не разлагаются на составные части, образуя горы мусора и отходов.

Помимо природной среды, в обеспечении жизнедеятельности людей важную роль играет социальная среда, включающая существующие естественные факторы, относительно независимые от человека, и искусственные, представляющие продукт человеческой деятельности. Социальная среда включает также все сложные взаимоотношения, которые складываются между людьми в сфере материального и духовного производства.


В структуру общественных отношений входят производственные отношения, в которых человек проявляет и утверждает себя как родовое существо, вступая в определенные отношения с другими людьми. Согласно К. Марксу, в процессе производства люди воздействуют не только на природу, но и друг на друга. Общественные отношения не сводятся только к производственным отношениям, а включают многочисленные отношения по национальным, религиозным, политическим, культурным и многим другим признакам. Все эти отношения образуют общество, в котором существует человек, живет в нем и создает его. Социальная среда, определяемая характером естественных отношений как взаимодействие между людьми, включает трудовые (производственные) и межличностные отношения, место проживания людей (село, город, регион), культурные и духовные составляющие, образующие общую совокупность человеческой среды.

Среда обитания, таким образом, включает совокупность естественных и общественных условий, необходимых для жизнедеятельности и развития человека.. Разумеется, человек зависит и от природного окружения, физически и духовно связан с ним, и потому его существование определяется наличием необходимых жизненных условий.

Понимаемая таким образом среда обитания является процессом и результатом взаимодействия общества и природы, завершающегося созданием необходимых условий для жизни человека и общества. Она представляет особую гиперсистему, структурными уровнями которой выступают природа и общество. Интегральными элементами этого суперсложного образования являются эволюционное развитие природы и вектор человеческой деятельности, направленный на ее преобразование.

Начало такому пониманию взаимодействия общества и природы было положено В.И. Вернадским в 1926г. в книге «Биосфера». Понятие биосфера имеет многозначную трактовку, однако его наиболее общее определение означает особую оболочку Земли, в состав которой входят живые организмы и среда их обитания. Границы распространения жизни простираются в пределах литосферы до 10 км, атмосферы до 30 км и гидросферы до нижних слоев океана до 13 км.

Основополагающей идеей учения о биосфере Вернадского явилось обоснование теснейшей взаимосвязи неорганической и органической природы.

В своем учении о биосфере Вернадский раскрыл исключительную значимость постоянно идущего процесса синтеза и разрушения органического вещества на земной поверхности, обосновал, что все остальные явления биосферы связаны с этими процессами и определяются ими. В результате синтеза образуются сложные органические соединения, богатые энергией, которые в процессе разложения распадаются на исходные минеральные вещества, и этот процесс сопровождается высвобождением большого количества энергии.