Файл: ФИЛОСОФИЯ КУРС ЛЕКЦИЙ текст.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.08.2021

Просмотров: 1760

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

11.2. Понятие общества как системы, его основные подсистемы и компоненты.

Понятие «общество» по своему содержанию многозначно. Так, в социальном реализме общество определяется (в широком смысле) как выделившееся из природы системное образование, представляющее собой исторически изменяющуюся форму жизнедеятельности людей, которая проявляется в функционировании и развитии социальных институтов, организаций, общностей, групп, отдельных индивидов. В узком смысле под обществом понимается исторически конкретный тип социальной системы (например, индустриальное общество) или отдельный социальный организм (например, белорусское общество). Общество – это динамично развивающаяся целостная система социальных взаимодействий, в которые включены индивиды и их различные общности (семейные, профессиональные, территориальные и т. п.). Основные социальные характеристики общества: 1) системность; 2) динамизм; 3) целостность.

В системном подходе Д. Истон предлагает понимание общества как системы, целостного организма, находящегося в сложном взаимодействии с окружающей средой (природой и другими обществами). Это взаимодействие осуществляется по двум каналам: «вход», т. е. канал влияния окружающей среды на общество, и «выход» – обратное воздействие системы на среду. Согласно Истону, различают два типа «входа»: требование и поддержка. Например, требование можно определить как обращенное к органам власти мнение по поводу распределения ценностей и ресурсов в обществе. Поддержка является выражением лояльности к существующему обществу и тем социальным процессам, которые в нем происходят, однако она может выражаться и в протесте.

Общество как система в процессе конверсии «перерабатывает» требования, и на «выходе» появляются управленческие решения и действия по поводу распределения ценностей и ресурсов. Отсюда, главная цель системы заключается в самосохранении путем приспособления к изменяющимся требованиям окружающей среды и активного воздействия на нее. Другими словами, при таком подходе изучение общества осуществляется через анализ соответствующих стимулов и реакций на них, но собственно общество, его структура и специфика остаются вне поля зрения.

Эти особенности общества дополняются функциональным подходом, при котором оно рассматривается как система, реагирующая на воздействия окружающей среды и, помимо этого, дается анализ структуры общества исходя из тех функций, которые выполняют те или иные подсистемы общества. Именно поэтому функциональный подход позволяет уделить внимание изучению взаимосвязей различных подсистем общества.

Функциональный подход по изучению общества был обоснован Т. Парсонсом, который считал, что подсистемами общества являются экономическая, политическая, социальная и система социализации или культуры, каждая из которых выполняет свою функцию. Так, экономическая подсистема осуществляет функцию адаптации, т. е. приспособления общества к природной среде, эффективного управления ресурсами и удовлетворение материальных потребностей индивида и общества. Политическая подсистема выполняет функцию целеполагания, т. е. принятия рациональных решений и мобилизации ресурсов на их осуществление. Функцию интеграции реализует социальная подсистема, а система социализации – функцию воспроизводства и поддержания образца, т. е. осуществления процесса включения человека в социальную систему, общество. Все эти подсистемы в своем взаимодействии создают непрестанно функционирующую целостную систему общества.


Экономическая подсистема включает в себя производство, распределение, перемещение товаров и услуг, а также предприятия, заводы, фирмы, банки, рынки, потоки денег и инвестиций, обороты капитала и т. п., т. е. то, что позволяет обществу распоряжаться и использовать ресурсы и создавать такое количество товаров и услуг, которые удовлетворят жизненно важные потребности людей. Основой экономической сферы общества является производство, конечная продукция которого составляет национальный доход.

Политическая подсистема включает в себя политическое устройство общества, режим власти, наличие и уровень развития политических прав и свобод граждан, тип социально-политического взаимодействия в обществе (например, между индивидами и их группами, между правящей партией и оппозиционной), а также аппарат президента, правительство, парламент, аппарат управления властью, местные органы власти, армия, полиция, налоговая и таможенная служба, которые все вместе составляют государство, а также политические партии. Так, основная задача государства сводится к обеспечению социального порядка в обществе, учреждение новых законов и контроль за их выполнением, защита внешних границ и суверенитета государства и т. д. Один из основных типов взаимодействия в политической подсистеме общества – это борьба, удержание и передача власти.

Подсистема социализации / культуры представляет собой духовную сферу общества, включающую в себя университеты, музеи, театры, научно-исследовательские институты, памятники культуры и национальные художественные сокровища и т. п. Эта подсистема общества выполняет три главные задачи: 1) открытие новых знаний, 2) передача этих знаний последующим поколениям, 3) трансляция ценностей и норм общества. В культурную подсистему необходимо включить мораль и религию, т. к. они выступают основой духовной жизни любого общества.

Социальная подсистема с одной стороны представляет собой общество в целом, включая в себя территорию, национальности, демографические особенности, особенности поведения и социального взаимодействия, темперамента и т. п., а с другой стороны это совокупность организаций и учреждений, отвечающих за благосостояние населения, например, сети магазинов, транспорт, коммунальное и бытовое обслуживание, здравоохранение, общественное питание, связь, учреждения досуга и т.п.

Все эти четыре подсистемы общества связаны между собой и влияют друг на друга. Так, например, если экономика страны не выполняет своих задач, не обеспечивает население достаточным количеством товаров и услуг, не расширяет количество рабочих мест, то уровень жизни социально незащищенных слоев (пенсионеров, малоимущих, инвалидов и т. д.) резко снижается, растет безработица, преступность, т. е. другими словами, развитие одной подсистемы, в частности экономической, влияет на благополучие в другой, социальной. Экономика может сильно воздействовать и на политику. Например, когда в начале 90-х годов экономические реформы в нашей стране привели к резкому расслоению населения, то постепенно более активными стали те политические партии, которые ориентировались на коммунистическую идеологию. Из опыта европейских стран известно, что как только экономика идет на подъем, преобладающая часть населения начинает отходить от коммунистических взглядов и разделять либерально-демократические, выступать за частную собственность и свободу предпринимательства. Таким образом, экономика выполняет функцию добывания средств существования и выступает фундаментом общества; политическая подсистема выполняет роль управленческой надстройки общества; социальная подсистема, описывающая социально-демографический и профессиональный состав населения, совокупность взаимоотношений между группами населения, пронизывает все общество в целом; такой же универсальный характер носит подсистема социализации или культуры, выступающая основой духовной жизни людей.


Необходимо отметить, что ни одна из четырех перечисленных подсистем общества не выступает в качестве единственного базиса общества, детерминирующего все другие сферы. Они обуславливают друг друга, оказывают взаимное влияние. Однако, т. к. эти подсистемы имеют собственные цели и идеалы, то между ними часто возникают противоречия. Так, например, экономическая подсистема стремится к максимизации прибыли, политическая – к максимизации власти, социальная – к максимизации стабильности и порядка, культурная – к максимизации нравственности, что в итоге приводит к тому, что погоня за прибылью или за политической властью отнюдь не предполагает согласование с нравственностью, т. к. идеалы этих подсистем несовместимы. С другой стороны, если бы они были бы совместимы, возникло дублирование функций, смешение сфер влияния.

В процессе активной деятельности люди включаются в одну или несколько подсистем общества и, взаимодействуя друг с другом, образуют определенные структурные компоненты общества. Основными из таких компонентов являются следующие: 1) множество индивидов, являющихся неповторимыми личностями; 2) социальные статусы (социальные положения), занимаемые людьми в обществе; 3) социальные роли, выполняемые людьми в обществе в соответствии с их статусами; 4) социальная структура, включающая в себя социальные страты (рабочие, крестьяне, предприниматели, служащие и т.п.), территориальные, этнонациональные и иные общности; 5) социальные взаимодействия людей, обладающих определенными социальными статусами и социальными ролями и принадлежащих к определенным социальным слоям, территориальным и иным социальным общностям; 6) социальные институты и организации, придающие обществу целостность и устойчивость: семья, государство, школа, церковь, милиция и т.п.

В историко-генетическом подходе выделяют следующие подструктуры общества или социальные общности в соответствии с их возникновением в реальном историческом процессе: 1) социально-этническая структура: род, племя, народность, нация; 2) социальнодемографическая: народонаселение; 3) социальнопространственное: внутригородские, межпоселенческие и т.д.; 4) социально-классовая; 5) профессионально-образовательная.

Социальная общность – это такое объединение людей (природное или социальное), которое характеризуется общим признаком, более или менее прочными социальными связями, общим типом поведения, умозрения, умонастроения и целеполагания. Каждая общность имеет свою культуру, свой «социальный дух» и традиции, определяющие модели личного (этнического, религиозного, служебного и т. д.) поведения. Типы социальных общностей: половые (мужчины, женщины), возрастные (дети, подростки, молодежь, взрослые, старики), поселенческие (население, города, деревни), профессиональные, конфессиональные, этнические и др.


В качестве примера рассмотрим социально-этническую структуру общества, а именно, этнонациональные процессы в обществе. Процессы этнонационального развития, т. е. развития, охватившего собой и этнос и нацию, дифференцируются на два основных типа. К первому из них относятся объединяющие этнонациональные процессы: 1) консолидация – сплочение нескольких самостоятельных, родственных по языку, культуре, образу жизни этнических групп в единый, более крупный этнос (нацию), например, слияние нескольких восточно-славянских племен в единую древнерусскую народность в X–XII вв. н. э.; 2) ассимиляция – растворение одного этноса или его части в другом, обычно более многочисленном, в результате чего утрачиваются некоторые исконно этнические особенности (языковые, культурные и др.) и приобретаются новые, свойственные более мощному этносу; 3) кооперация сотрудничество двух близких по культуре, языку, образу жизни этносов, которые сосуществуют друг с другом, но сохраняют свое качественное своеобразие, не сливаются друг с другом. Такие процессы протекают в польско-белорусском и литовско-белорусском пограничье.

Ко второму типу процессов этнонационального развития относят процессы разделяющего типа, включающие в себя следующие разновидности: 1) этническое доминирование, проявляющееся в стремлении возвысить свой этнос (нацию) при одновременном ущемлении интересов и прав других этнических групп; 2) этнодискриминация, т. е. ограничение или лишение прав определенных групп граждан по принципу национальной принадлежности; 3) этноприоритетный национализм, ориентированный на превознесение своего этноса (нации), своих языка, культуры, традиций и принижение значимости языка, культуры других этнических групп; 4) этнический геноцид, выражающийся в преднамеренном создании жизненных условий, рассчитанных на частичное или полное уничтожение определенных этнических групп.

11.3. Социальная стратификация и социальная мобильность

Общество как целостная система представляет собой структурированное образование. Одним из важнейших срезов структуры общества является социально-стратификационная структура, которая представляет собой совокупность различных по социальному положению относительно устойчивых социальных групп, общностей, слоев (страт). Социальная стратификация – это дифференциация людей или групп на социальные слои (страты) и классы, которая характеризуется неравенством по уровню доходов, образования, престижа профессии, властных полномочий и т. д. Другими словами, стратификация описывает социальное неравенство в обществе, деление на бедных и богатых, привилегированных и непривилегированных. В первобытном обществе неравенство было незначительно, в сложных обществах неравенство очень сильно выражено: возникли касты, затем сословия, потом классы.


Понятие «стратификация» (от лат. stratum – слой, fasio – делаю) пришло в социальную философию и социологию из геологии, где оно обозначает расположение пластов различных пород по вертикали. Социология уподобила строение общества строению Земли: социальные слои (страты) также расположены по вертикали. Главным основанием является уровень дохода: бедные занимают низшую ступень, зажиточные – среднюю, богатые – верхнюю. Таким образом, страта – социальный слой людей, имеющих сходные объективные показатели по четырем шкалам стратификации. Четыре главных измерения (шкалы) стратификации: уровень дохода, уровень образования, уровень престижа и уровень властных полномочий. Соответственно, если социальная структура характеризует общественное разделение труда, то социальная стратификация – общественное распределение результатов труда, т. е. социальных благ.

Социальная стратификация обладает несколькими отличительными признаками: 1) в процессе стратификации происходит дифференциация людей, т. е. высшие и низшие слои, страты; 2) социальная стратификация разделяет людей также на привилегированное меньшинство (знать и др.) и ущемленное в каком-либо отношении большинство (мало обеспеченные и др.); 3) социальная стратификация приводит к возникновению у низших слоев желания переместиться в более обеспеченные слои, что порождает социальные противоречия и конфликты.

Существует несколько концепций стратификации, важнейшими из которых являются концепция стратификации П. Сорокина, концепция статусного подхода Л. Уорнера и др. Так, например, концепция П. Сорокина отличается от концепции классов К. Маркса тем, что не настаивает на социальном равенстве, а рассматривает неравенство как естественное состояние общества. Это, в свою очередь, приводит не только к различию страт по вышеперечисленным критериям, но и к размещению страт в жесткой системе подчинения одних слоев другим. Если в концепции К. Маркса революция рассматривалась как единственная возможность стирания границы между классами, то в концепции стратификации П. Сорокина в результате революции может быть только «перетасовка» индивидов в обществе, а сама стратификационная лестница останется.

В социологии представлено несколько концепций стратификации. Так, основоположник статусного подхода Л. Уорнер предложил первую типологию классов на основе высказываний членов поселенческой общины друг о друге. Уорнер определял классовую принадлежность людей исходя из оценки их статуса другими члена­ми общности, т. е. их репутации, и выделил шесть различных классов:

  1. Верхний слой высшего класса: богатые люди знатного происхождения.

  2. Нижний слой высшего класса: люди высокого достатка, не являющиеся выходцами из аристократических семей (нувориши).

  3. Верхний слой среднего класса: бизнесмены и высокообразованные лю­ди, занятые интеллектуальным трудом, имеющие высокие доходы (крупные ученые, владельцы частных больниц, владельцы капитала).

  4. Средний слой среднего класса: профессура, врачи и юристы, имеющие частную практику, руководители отделов крупных предприятий, старшие офицеры и т. д.

  5. Нижний слой среднего класса: «белые воротнички» – канцелярские слу­жащие, работники торговли и сферы обслуживания, мелкие предприниматели, учителя, младшие офицеры и т. д.

  6. Верхний слой низшего класса: «синие воротнички» – заводские и другие рабочие, а также крестьяне, служащие, сержантский состав вооруженных сил и т. д.

  7. Нижний слой низшего класса: самые бедные и отверженные члены об­щества.

  8. Паразитические слои: мафиозные группы, грабители и т. д.