Файл: ФИЛОСОФИЯ КУРС ЛЕКЦИЙ текст.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.08.2021

Просмотров: 1763

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В истории социальной философии в понимании природы и функций государства сложились две наиболее значимые точки зрения:

а) классовая, при которой государство трактуется как механизм господства и угнетения одного класса другим (марксизм);

б) функциональная, при которой государство рассматривается как необходимый механизм регуляции и координации усилий, распределения благ и ресурсов (концепция общественного договора Дж. Локк, Т. Гоббс, Т. Парсонс, Г. Алмонд).

Для отражения особенностей устройства и функционирования государств в социальной философии используется понятие «форма государства». Под формой государства понимается единство трех основных компонентов:

а) формы правления, т.е. способа организации и порядка образования верховной государственной власти, (монархическое, республиканское государство; монархии абсолютные, парламентские; республики президентские, парламентские и т.д.);

б) формы государственного устройства, т.е. территориально-организационная структура государства, (унитарные, федеративные и конфедеративные государства);

в) политический режим, т.е. совокупность приемов и методов осуществления и сохранения власти, (демократические, авторитарные, тоталитарные, либеральные государства).

При демократической форме политического устройства формирование органов государственной власти происходит на основе всеобщего избирательного права. Демократическое государство обеспечивает реальное равенство граждан перед законом, которые несут ответственность за свои действия независимо от социального положения. Основным принципом осуществления власти является разделение властей, который препятствует злоупотреблениями властью одной из них. В авторитарном государстве, несмотря на формальное признание за индивидом гражданских прав и свобод, они по существу не соблюдаются. В ХХ в. появились новые формы авторитарной власти, такие как фашизм и тоталитаризм.1 Основное отличие авторитарного государства от тоталитарного заключается в том, что первое существенно ограничивает свободу личности, тогда как тоталитарное не допускает ее вообще. Согласно Х. Арендт, тоталитарными являлись нацистский режим в Германии и сталинизм в Советском Союзе. Аренд показала тоталитаризм в качестве аномийной, т. е. патологической, формы развития обществ модерна. В качестве таких отклонений и аномалий ею были указаны массовые тоталитарные движения, тоталитарный вождизм, тоталитарная идеология и пропаганда, террор, всевластие тайной полиции, концлагеря. Критически анализируя тоталитарное государство, Арендт выделила следующие его фундаментальные характеристики:

  1. Тоталитарное общество – это бесклассовое массовое общество автомизированных индифферентных изолированных индивидов, а не структурированная система классов.

  2. В бесклассовом массовом тоталитарном обществе основной формой политической организации выступают тоталитарные движения, требующие от своих членов тотальной и безусловной преданности. Такое требование вытекает из притязания тоталитарных идеологий на то, что новая организация охватит в должное время «весь род человеческий». В силу этого в качестве механизмов оформления тоталитарного движения Арендт называет пропаганду и организацию, при этом пропаганда основана как на насилии, так и на потребности индивида в личной самоиндентификации с другим, а организация основана на вождизме и анонимности власти.

  3. Характеристиками тоталитарного сознания являются цинизм и доверчивость, при этом, чем выше иерархический уровень, тем более цинизм перевешивает доверчивость.

  4. Тоталитаризм порождает «государство перманентной нестабильности», суть которого заключается в том, что, с одной стороны, правитель должен утвердить иллюзорный мир движения в качестве объективной реальности, а, с другой стороны, не позволить этому новому миру превратиться в новую стабильность. Именно из-за стремления реализовать такой двусмысленный проект перед массой обычно ставится задача завоевать мировое господство, и это как минимум, что в итоге приведет к нестабильности.

  5. В тоталитарном государстве реальная власть начинается там, где начинается секретность (например, тайная полиция). Таким образом, агенты тайной полиции – это единственный правящий класс, чьи стандарты и ценности определяют типы социальных практик в обществе.

  6. Стремление к тоталитарному господству неминуемо приводит к пренебрежению правами человека, уничтожению его как юридического лица, а затем и как физического (например, концлагеря).


Таким образом, тоталитарное общество является массовым обществом, и его социальная организация не является результатом разового захвата власти какой-то политической силой, а представляет собой аномийное развитие массы, выраженное в первую очередь в закате национального государства и формирования массовых национальных идеологий на этнорасовой или классовой основах. Тоталитарное общество, по выражению Арендт, представляет собой «луковицу»: внешнюю оболочку составляют фасадные организации сочувствующих, потом слой тоталитарного движения, затем идет слой элитных подразделений этого движения, главным из которых является тайная полиция, и в центре находится вождь. Государство превращается в фасадную организацию, выполняющую только одну функцию: создает видимость нормального общества.

Кроме теории тоталитарного общества Х. Арендт, в социальной философии представлены идеологические проекты тоталитарного общества Э. Юнгера, В. Зомбарта, К. Мангейма.

12.3. Гражданское общество и правовое государство

Важное место при характеристике социума занимает категория «гражданского общества», под которым понимается сфера жизни, подконтрольная государству, т.е. сфера реализации частных интересов отдельных личностей. Эти интересы могут касаться экономической, социальной, культурной сфер жизнедеятельности человека. Для реализации данных интересов люди формируют различные институты гражданского общества – разнообразные производственные объединения, создаваемые по личной инициативе, общественные организации, органы самоуправления, независимые средства массовой информации и т. д. Становление эффективных структур гражданского общества характеризуется ростом роли самоуправления в жизни общества, эффективным контролем граждан за деятельностью государства, высокой политической активностью, установлением гражданского мира и социальной стабильности.

Гражданское общество и государство взаимодополняют друг друга. Без зрелого гражданского общества невозможно создание правового демократического государства, поскольку общественное сознание способно формировать наиболее рациональные формы человеческого общежития. В силу этого гражданское общество выступает прочным опосредующим звеном между свободным индивидом и централизованной государственной волей. С другой стороны, противодействовать дезинтеграции, социальному хаосу, упадку, способствовать достижению условий для реализации прав и свобод автономной личности также невозможно без государства.

Исторически гражданское общество приходит на смену традиционному, феодальному, которое было основано на сословно-иерархичесой системе отношений, жестко регламентирующей различные стороны жизни индивида. Гражданское общество по своей сути выступает как буржуазное, т. е. его основой является свободный индивид, независимый от власти и форм коллективной жизни. Наиболее существенной предпосылкой свободы является институт частной собственности, формирующий развитое гражданское самосознание.


Г. Гегель философски осмыслив различие между гражданским обществом и государством, указал на то, что область действия государства – это общие интересы, а гражданского общества – сфера частных интересов.

Гражданское общество включает всю совокупность межличностных отношений, которые развиваются вне рамок и без вмешательства государства, а также разветвленную систему независимых от государства общественных институтов, реализующих повседневные индивидуальные и коллективные потребности.

Важнейшим элементом гражданского общества является построение и эффективное функционирование правового государства, т.е. государства, основанного на господстве права. Право, как подчеркивал И. Кант, представляет собой как совокупность условий, при которых произвол одного может быть согласован с произволом другого по общему для них правилу свободы. К общим принципам права относятся: справедливость, равноправие, гуманизм, демократизм и др. В праве выражается политика государства, т. к. правовые нормы издаются государством. Идея господства права, верховенства закона в жизни общества сформировалась уже в античности. В учении Платона о государстве недвусмысленно указывалось на то, что там, где закон не имеет силы и находится под чьей-либо властью, государству приходит гибель [2]. Существенный вклад в разработку правового государства и его развития внесли Д. Локк, Ш. Монтескье, Т. Джеферсон, И. Кант, А. Радищев, А. Герцен, Н. Добролюбов, Б. Чичерин и др. Правое государство – это государство, ограниченное в своих действиях правом, защищающим свободу, безопасность и достоинство личности и подчиняющим власть воле суверенного народа. Законы правого государства опираются на Конституцию страны и обладают наивысшей обязательной силой.

В качестве важнейших признаков данного государства выступают следующие: господство права, разделение властей, неотчуждаемость прав и свобод личности, ответственность не только личности перед государством, но и государства перед личностью, наличие эффективных форм контроля за государственной властью. В своей совокупности эти признаки свидетельствуют о том, что государственная власть должна быть ограничена правом.

12.4. Политические технологии в современном обществе

Важнейшими политическими технологиями современного общества выступают: политическое сознание, политическая психология, политическая идеология, политические мифы.

Политическое сознание является формой общественного сознания, в которой отражаются интересы различных социальных групп, их отношения к государственной власти, к социально-политической организации данного общества, отношение к другим государствам. Основные компоненты политического сознания: политическая идеология и политическая психология.

Политическая психология – это совокупность несистематизируемых чувств, настроений, мнений, волевых компонентов, возникающих на основе социально-экономических и духовных условий жизни людей, направленных на утверждение или отрицание существующего общественного строя.


Политическая идеология – это теоретически систематизируемая совокупность политических идей, взглядов, теорий, содержащая осознанную оценку социальных отношений и различных целевых программ, направленных на сохранение или изменение существующего общественного строя. Идеология исходит из определенным образом познанной или «сконструированной» реальности, ориентирована на практические интересы людей и имеет целью манипулирование и управление людьми путем воздействия на их сознание. Ядром идеологии выступает круг идей, связанных с вопросом захвата и удержания политической власти субъектами политики.

Под идеологией, как подчеркивали классики марксизма (Маркс К., Энгельс Фр. «Немецкая идеология») следует понимать, во-первых, идеалистическую концепцию, согласно которой мир представляет собой воплощение идей, мыслей, принципов; во-вторых, тип мыслительного процесса, оторванный от действительности и воспроизводящий иллюзию абсолютной самостоятельности общественных идей; и, в-третьих, подход к действительности, сосоящий в конструировании мнимой реальности, которая выдается за саму действительность. В итоге, идеология оказывается иллюзорным сознанием, порождаемым классовым интересом господствующих классов, стремящихся представить его как интерес всего общества.

Значительный вклад в разработку концепции идеологии внес К. Манхейм в своей работе «Идеология и утопия», раскрывший в качестве предпосылки появления идеологии как феномена ощущение недоверия, испытываемое по отношению к своему политическому противнику. Отсюда любая идеология представляет собой взгляды класса, заинтересованного в сохранении своего политического статуса, и потому она, по сути, есть апология существующего общественного порядка. Идейным воззрениям господствующего класса противостоят такие же необъективные взгляды оппозиционных, лишенных власти социальных слоев, суть содержание которых есть обоснование необходимости уничтожения существующего порядка. Такие представления К. Манхейм определяет как утопию. В случае прихода оппозиционных слов к власти утопия автоматически превращается в идеологию.

Появление новых средств и способов описания и объяснения социальной реальности обусловило появление новых оригинальных концепций идеологии. Так, например, семиотические концепции идеологии М. Бахтина и Р. Барта, в которых сняты классово-политические контексты, а идеология рассматривается как знаковое вообще. М. Бахтин объясняет это тем, что к любому знаку приложимы такие критерии идеологической оценки как ложь, истина, справедливость и т. д. Отсюда вне объективации, вне воплощения в определенном жесте, слове, крике, идеология превращается в фикцию, абстракции. Р. Барт объединяет миф и идеологию, называя их «метаязыком» или вторичным языком. Исходный язык опустошается метаязыком до пустой формы. Это приводит к тому, что в массовом сознании происходит фетишизация языка, а само сознание становится пристанищем разнообразных мифов; с другой стороны, вещи и явления также подвергаются процессу рационализации, создавая основу развития товарного фетишизма.


Если в марксизме идеология как «ложное сознание» не имеет никакого общественного оправдания, то в современных концепциях она признается социальным феноменом, выполняющим незаменимую роль в функционировании общества. Так, С. Жижек, определяя современного субъекта идеологии как цинического субъекта, проводит дистанцию между идеологической маской и социальной действительностью, но при этом не отказывается от необходимости этой маски.

Классическими образцами идеологических построений обществ ХХ в. являются: либерализм, консерватизм и социализм.

Либерализм – это социально-политическое учение и общественное движение, основной идей которого является самоценность свободы индивида во всех сферах жизни общества, т. е. в экономической, политической, культурной и социальной. Главную задачу государства либерализм видит в том, чтобы оно не препятствовало развитию инициативы и предприимчивости субъектов экономической деятельности, а наоборот помогало им, т. е. государство не должно посягать на экономическую свободу граждан. Либерализм признает за гражданами права на участие в государственной жизни и гарантирует свободу совести, слова, печати и т. д. Несмотря на то, что политический либерализм связан с идей демократического государства, либеральная экономика совместима и с авторитарными формами политической власти.

Консерватизм – это социально-политическое учение и общественное движение, главной целью которого является защита традиционных ценностей, таких как порядок, стабильность, традиционализм. Эти ценности проистекают из социально-политической парадигмы, согласно которой общество и государство являются результатом естественной эволюции, а не договора и объединения граждан, как принимается в либерализме. Общество развивается благодаря наличию в нем естественной жизненной силы, в силу чего вмешиваться в естественный ход исторических событий не логично. Неоконсерватизм представляет собой развитие идей консерватизма, но с акцентом на изменившиеся условия общественного развития. Так, например, как утверждает один из идеологов неоконсерватизма А. де Бенуа, в отличие от реакционной политики, которая заключается в стремлении восстановить предыдущую эпоху или состояние, консервативная позиция заключается в стремлении создать новую ситуацию, но с учетом всего лучшего, что было в прошлом. Таким образом, делая ставку в области экономики на развитие свободного предпринимательства, неоконсерваторы не отвергают государственного вмешательства в частное предпринимательство, но считают, что оно должно быть минимальным, т.е. приоритет должен принадлежать рынку.

Социализм – это одна из версий общественного идеала в европейской социально-философской и политической традиции XIX века, а также это одна из моделей организации жизни общества индустриального типа, предполагающая значительнее вмешательство государства во все сферы жизни социума в целях осуществления глобальных программ «догоняющего развития». Истоки социализма как специфической модели идеального общественного устройства принято усматривать в утопических концепциях, постулирующих необходимость активного вмешательства государства в социально-экономическую и культурную жизнь людей. После синтеза социализма с марксисткой идеей социально-обновленческого революционизма, его сценарии усовершенствования общественного устройства неразрывно связаны с принятием позитивности насилия. В силу этого социализм как система в исторической перспективе жизнеспособен исключительно в ходе геополитической экспансии, мирное экономическое развитие продемонстрировало ограниченность данной теории и модели.