ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 542
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
2.УЧИТЬ ПОДБИРАТЬ РОДСТВЕННЫЕ СЛОВА.
3.ПРОДОЛЖАТЬ УЧИТЬ ПОДБИРАТЬ ЗВУКОСЛОГОВОЙ АНАЛИЗ
СЛОВ, РАБОТАТЬ НАД ПРЕДЛОЖЕНИЕМ.
4.ЗАКРЕПИТЬ НАВЫК ПЕРЕСКАЗЫВАНИЯ.
5.ФОРМИРОВАТЬ НАВЫКИ ПЕЧАТАНИЯ ПРЕДЛОЖЕНИЙ,
СОСТАВЛЕНИЯ НОВЫХ СЛОВ ИЗ ЗАДОННОГО СЛОВА.
6.РАЗВИВАТЬ ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ, ПАМЯТЬ, МЫШЛЕНИЕ.
ОБОРУДОВАНИЕ: ЗВУКОВЫЕ СИМВОЛЫ, ПРЕДМЕТНЫЕ КАРТИНКИ, СВЯЗАННЫЕ С ПОРТНИХОЙ, ПОВАРОМ, ПРОДАВЦОМ, МАТЕМАТИКОМ.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
I.ОРГМОМЕНТ:
-СЯДЕТ ТОТ , КТО НАЗОВЁТ СЛОВА-ПРЕДМЕТЫ,СЛОВА-ДЕЙСТВИЯ СО ЗВУКОМ «Ц-С».
-КАК ВЫ ДУМАЕТЕ .О КАКИХ ЗВУКАХ МЫ СЕГОДНЯ БУДЕМ ГОВОРИТЬ? (О ЗВУКАХ «Ц-С»).
II. ОСНОВНАЯ.
1.-АРТИКУЛЯЦИЯ ЗВУКОВ: « С-Ц»
-ХАРАКТЕРИСТИКА ЗВУКОВ : « С-Ц»
2.ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ СЛОГОВЫХ РЯДОВ:
АС-АС-АЦ АЦ-АЦ-АС ЦА-ЦА-СА
УЦ-УЦ-УС СО-СО-ЦО УС-УС-УЦ
3.ИГРА « КОЛОКОЛЬЧИК»
-ПОДНЯТЬ СИМВОЛ ТОГДА,КОГДА УСЛЫШАТ ЗВУК «С» ИЛИ «Ц».
СЛОВА: ГРАНИЦА, САБЛЯ, СЕДЛО, КУНИЦА,СТЕНА, ЦЕНА,СИЛА, СОСНАДЩРК, САМОВАР, КОЛЕСО, НОЖНИЦЫ, СОБОЛЬ, ПЯТНИЦА, РУКОВИЦА, ЗОЛОТО, СНЕГИРЬ.
4.НАЗВАТЬ В НАЗВАНИИ КАКИХ ДНЕЙ НЕДЕЛИ ВСТРЕЧАЮТСЯ ЗВУКИ «С-Ц».
5.ИГРА/ УПРАЖНЕНИЕ « ДОСКАЖИ СЛОВЕЧКО»
НА МЕСТЕ ДВОРЕЦ,
ВО ДВОРЦЕ ПЕВЕЦ,
А ЗОВУТ ЕГО (СКВОРЕЦ)
ЗИМОЙ НА ВЕТКАХ ЯБЛОКИ!
СКОРЕЙ ЖЕ СОБЕРИ.
И ВДРУГ- ВСПОРХНУЛИ ЯБЛОКИ !
ВЕДЬ ЭТО ... ( СНЕГИРИ).
НЕ СПЕША ОГОНЬ ТУТ ХОДИТ,
ЗЕМЛЮ МАТУШКУ ОБХОДИТ.
СВЕТИТ ВЕСЕЛО В ОКОНЦЕ
НУ, КОНЕЧНО ,ЭТО ....( СОЛНЦЕ).
НА САДОВОМ НА КОЛЬЦЕ
БУКВА «С» И БУКВА «Ц»
У ПРОХОЖИХ НА ВИДУ,
ЗАИГРАЛИ В ЧЕХАРДУ!
-ЭЙ, БАРАН, ПОДАЙ ОВСА!
ПРОСИТ БЕЛАЯ .... (ОВЦА)
Я НЕ ПРИТРОНУСЬ К СЕНУ,
ЕМУ Я ЗНАЮ ....( ЦЕНУ).
ВИДАЛА Я, ЛИСУ,
ЕЙ РЫЖИЙ ЦВЕТ К ....(ЛИЦУ).
ОКРАСЬ МЕНЯ, МОЙ СВЕТ,
В ТАКОЙ ЖЕ РЫЖИЙ ...( ЦВЕТ).
6.ИГРА « КОМУ ЧТО?» ( С КАРТИНКАМИ)
ПОРТНИХЕ НУЖНЫ ДЛЯ РАБОТЫ ...
ПОВАРУ-....
МАТЕМАТИКУ-
ПРОДАВЦУ-...
ХУДОЖНИКУ-...
7.ПОДБОР РОДСТВЕННЫХ СЛОВ: ЦВЕТ, СВЕТ.
8.ФИЗКУЛЬТМИНИТКА
9.ЗВУКОСЛОГОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВ: СОСКА, САХАРНИЦА.
10.СОСТАВЛЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ОПОРНЫМ СЛОВАМ: ОВЦА, СИНИЦА, КУРИЦА, ЯЙЦО.
11.ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА С ГОРОХОМ.
III. ИТОГ.
ЗВУКИ «С-З-Ц».
ЦЕЛЬ:
1. УЧИТЬ ДЕТЕЙ ДИФФЕРЕНЦИРОВАТЬ ЗВУКИ НА СЛУХ И В ПРОИЗНОШЕНИИ.
2.УЧИТЬ ПРЕОБРАЗОВЫВАТЬ СЛОГИ И СЛОВА.
3.ПРОДОЛЖАТЬ УЧИТЬ ОБРАЗОВЫВАТЬ ОТНОСИТЕЛЬНЫЕ
ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ;ОБРАЗОВЫВАТЬ ГЛАГОЛЫ ОТ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО.
4.ФОРМИРОВАТЬ НАВЫКИ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА.
5.ОБРАЗОВЫВАТЬ РОДСТВЕННЫЕ СЛОВА.
6.УЧИТЬ СОСТАВЛЯТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОДНОРОДНЫМИ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫМИ .
7.РАЗВИВАТЬ ВНИМАНИЕ, ПАМЯТЬ ,СЛУХ.
ОБОРУДОВАНИЕ: ЗВУКОВЫЕ СИМВОЛЫ (С, 3, Ц), ПРЕДМЕТНЫЕ КАРТИНКИ, МАКЕТ САЛАТНИЦЫ, СХЕМА ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
I.ОРГМОМЕНТ:
-НАЗВАТЬ ЛИШНЕЕ СЛОВО: АБРИКОС, АНАНАС, СМОРОДИНА АРБУЗ, ПЕРЕЦ, ОГУРЕЦ КОКОС, АНАНАС, ПЕРЕЦ.
-ПОВТОРИТЕ ЛИШНИЕ СЛОВА. КТО ДОГАДАЛСЯ О КАКИХ ЗВУКАХ БУДЕМ ГОВОРИТЬ? (С, 3, Ц).
II.ВВЕДЕНИЕ В ТЕМУ:
1. ЕСТЬ ТАКОЕ СЛОВО «СТРЯПУХА». КАК ВЫ ДУМАЕТЕ КТО ЭТО?
-РАНЬШЕ МНОГО ЛЕТ НАЗАД ВМЕСТО «ГОТОВИТЬ ЕДУ», ГОВОРИЛИ « СТРЯПАТЬ ЕДУ», А ЧЕЛОВЕКА, КОТОРЫЙ ГОТОВИЛ - «СТРЯПУХА» ОТ СЛОВА «СТРЯПАТЬ», ГОТОВИТЬ.
-«СТРЯПАТЬ», ГОТОВИТЬ МЫ БУДЕМ ИЗ ПРОДУКТОВ, В КОТОРЫХ ЕСТЬ ЗВУКИ «С, 3, Ц».
-СЕГОДНЯ МЫ БУДЕМ РАЗЛИЧАТЬ ЗВУКИ «С, 3,Ц».
2.ХАРАКТЕРИСТИКА ЗВУКОВ И СРАВНЕНИЯ ИХ.
«С» - СОГЛАСНЫЙ, ТВЁРДЫЙ, ГЛУХОЙ, СВИСТЯЩИЙ.
«3» - СОГЛАСНЫЙ, ТВЁРДЫЙ, ЗВОНКИЙ, СВИСТЯЩИЙ.
«Ц» - СОГЛАСНЫЙ, ВСЕГДА ТВЁРДЫЙ, ГЛУХОЙ, СВИСТЯЩИЙ.
3.ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ НА СЛУХ И В ПРОИЗНОШЕНИИ.
-СЕГОДНЯ Я СТРЯПУХА, А ВЫ - МОИ ПОМОЩНИКИ. МЫ ПРИГОТОВИМ СЛОЕНЫЙ САЛАТ, В КОТОРОМ ВСЕ ПРОДУКТЫ УЛОЖЕНЫ СЛОЯМИ, А В НАЗВАНИИ ПРОДУКТОВ БУДУТ КАКИЕ ЗВУКИ? ( С, 3, Ц).
-СЛУШАЙТЕ МОЮ КОМАНДУ( РАЗДЕЛИТЬ НА 3 КОМАНДЫ).
1-Я КОМАНДА: ЗВУК «С»; 2-Я - «3»; 3-Я - «Ц».
«КАК УСЛЫШИТЕ СВОЙ ЗВУК, РУКУ ПОДНИМАЙТЕ ВМИГ» (ЗВУКОВЫЕ СИМВОЛЫ).
а) ВЫДЕЛЕНИЕ ЗВУКОВ ИЗ РЯДА СЛОГОВ: СА, ПА, ЗЫ, ЦУ, БАЦ, ОК, A3, ACT.
б) Я ГОВОРЮ СЛОГ С ОДНИМ СОГЛАСНЫМ ЗВУКОМ, А ВЫ ЗАМЕНЯЕТЕ НА СВОЙ СОГЛ.
ЗВУК.
«ПРИГОТОВИЛИСЬ? ВПЕРЁД! БУДЕТ ВСЁ НАОБОРОТ!»
ПА-СА -ЗА- ЦА;
ОКА- ОСА-ОЗА- ОЦА;
МУ- СУ- ЗУ-ЦУ.
в)ТЕПЕРЬ В СЛОВАХ МЕНЯЕМ ЗВУК ( ПО КАРТИНКАМ).
1-Й ЗВУК : ДУБ – СУП - ЗУБ;
КАПЛЯ- ЦАПЛЯ, ЦАПЛЯ - САБЛЯ.
В СЕРЕДИНЕ: КОРА — КОСА — КОЗА.
г) ВЫДЕЛЕНИЕ ЗВУКА ИЗ РЯДА СЛОВ.
« ВСЁ ГОТОВО, ПОВАРА, САЛАТ ДЕЛАТЬ НАМ ПОРА».
-НАЗОВИТЕ КАРТИНКИ ( НА ФЛОНЕЛЕГРАФЕ - СЫР, МЯСО, АБРИКОС, КУКУРУЗА, АРБУЗ,
АНАНАС, ПЕРЕЦ, СОСИСКИ, ОГУРЕЦ, БАНАН, СВЕКЛА, СЛИВА, ЯЙЦО).
-НАШ СЛОЁНЫЙ САЛАТ БУДЕТ СЛАДКИЙ. КАКИЕ ПРОДУКТЫ НАМ ПОДОЙДУТ? (ДЕТИ ВЫБИРАЮТ).
-НАЗОВИТЕ ПОСУДУ ДЛЯ САЛАТА ? (САЛАТНИЦА). ВЫСТАВИТЬ МАКЕТ САЛАТНИЦЫ.
-ГОТОВИМ НИЖНИЙ СЛОЙ САЛАТА . ВЫБЕРИТЕ ПРОДУКТЫ ДЛЯ ЭТОГО СЛОЯ-ПРОДУКТЫ СО ЗВУКОМ «С».
-ВЫБИРАЕМ ПРОДУКТ И ОПРЕДЕЛЯЕМ НА КАКОМ МЕСТЕ СТОИТ ЗВУК «С» (В НАЧАЛЕ, СЕРЕДИНЕ, КОНЦЕ). Н-Р: Я ВЫБИРАЮ СЫР. ЗВУК «С» СТОИТ ВНАЧАЛЕ СЛОВА И Т.Д. АНАЛАГИЧНО С ДРУГИМИ ЗВУКАМИ.
4.ФИЗМИНУТКА. «ОТДОХНУТЬ ПРИШЛА ПОРА, РАЗОМНИТЕСЬ ПОВАРА».
5.ОБРАЗОВАНИЕ ОТНОСИТЕЛЬНЫХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ.
АНАНАС И АБРИКОС - ЭТО ФРУКТЫ. САЛАТ ИЗ ФРУКТОВ - ФРУКТОВЫЙ САЛАТ.
СМОРОДИНА - ЭТО ЯГОДА. ДЖЕМ ИЗ СМОРОДИНЫ – СМОРОДИНОВЫЙ.
ПЮРЕ ИЗ ЯГОД - ЯГОДНОЕ
СВЕКЛА, ОГУРЕЦ - ЭТО ОВОЩИ. САЛАТ ИЗ ОВОЩЕЙ – ОВОЩНОЙ.
САЛАТ РАЗНОГО ЦВЕТА – РАЗНОЦВЕТНЫЙ.
У САЛАТА МНОГО СЛОЕВ - МНОГОСЛОЙНЫЙ.
6.ПОДБОР РОДСТВЕННЫХ СЛОВ:
СЛАДКО - СЛАДКИЙ, СЛАДЕНЬКИЙ, СЛАДКОЕЖКА. ОВОЩ - ОВОЩНОЙ, ОВОЩИ, ОВОЩЕРЕЗКА.
ВКУС - ВКУСНО, ВКУСНЫЙ, ВКУСНЯТИНА, ВКУСНЯШКА.
ВИТАМИНЫ - ВИТАМИНКИ, ВИТАМИННЫЙ.
7.ОБРАЗОВАНИЕ ГЛАГОЛОВ ОТ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО.
-ЕСЛИ ЕСТЬ ПОЛЬЗА ОТ ФРУКТОВ, ТО МЫ ФРУКТЫ (ЧТО ДЕЛАЕМ ?) ИСПОЛЬЗУЕМ.
-ЕДА – ЕДИМ; ГОТОВКА - ; СТРЯПУХА - ; РЕЗКА- ; И Т.Д.
III. ИТОГ:
Звуки «С'-З'».
Ход занятия
I.Оргмомент. - Здравствуйте, дети.
II.Развитие фонематического слуха.
(Слова - паронимы)
-Послушайте внимательно.
Облетели последние листья, скоро наступит Сима. На праздник позвали много гостей: Катю, Лену, Зиму.
-
Я правильно сказала? (нет) -
Эти слова одинаково звучат или по-разному? -
Какие звуки я перепутала? (Сь и 3ь) -
Смысл предложений изменился или нет? -
С какими звуками мы будем работать?
III.Дифференциация изолированных артикулем.
Чем похожи эти звуки? (Они согласные, мягкие)
Чем они отличаются? (Один звонкий, другой глухой)
Кинетический контроль (рука на горло)
Учитель дает символы звуков (Зеленые карточки с колокольчиками и без)
IV.Развитие фонематического слуха.
1Дифференциация фонем на слух.
Инструкция: Я буду читать слова. Если услышите слова со звуком С*, то
поднимите зеленую карточку без колокольчика, а если вы услышите слова со звуком 3*, то поднимите зеленую карточку с колокольчиком.
Логопед читает слова: карусель, хозяйка, осень, сентябрь, земляника, музей, синий, осень, поселок, зебра, магазин, селезень, зимний.
2.Дифференциация фонем в собственной речи.
Инструкция: Я буду показывать вам карточки, а вы придумывайте слова. (Символы звуков).
Дети придумывают слова.
Инструкция: Какой звук перед Е (звук Сь), какой звук перед И (звук 3ь).
З.Физминутка (пальчиковая гимнастика).
-
Как живешь? .. -
Вот так (показать большие пальчики). -
Как плывешь? -
Вот так (имитация плавания). -
Как бежишь? -
Вот так (указательные и средние пальцы бегут). -
Вдаль глядишь? -
Вот так (приставить к глазам пальцы биноклем). -
Ждешь обед? -
Вот так (подпереть щеку кулаком). -
Машешь в след? -
Вот так (помахать руками). -
Утром спишь? -
Вот так (обе руки под щеку). -
А молчишь? -
Вот так (указательным пальцем прикоснуться к губам).
А теперь тихо сели на свои места.
4.Образование прилагательных от существительных. Отвечающих на вопрос какой?
Инструкция: Мы будем придумывать слова, которые отвечают на вопрос, КАКОЙ? А эти картинки нам помогут: осень, весна, апельсин, зима, земля. (День-какой? Сок-какой? Червяк-какой?) Картинки выкладываются в столбик. Чередуются слова со звуками «Сь-Зь».
V. Итог.
Кто вспомнит, с какими звуками мы сегодня работали?
Чем они похожи?
Чем они отличаются?
Какими буквами мы обозначаем эти звуки на письме?