ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 541
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
От беды уносит ноги. Взрослая ... (собака).
Ну-ка, быстро отгадай-ка,
Как зверек зовется? (Зайка.)
Дети отгадывают загадки. Логопед помещает перед детьми игрушечных зайца и собаку и сообщает тему занятия.
2.Анализ и сравнение характеристик звуков
Какие звуки вы услышали в названиях наших гостей? (Звуки [с] и [з]). Правильно, давайте дадим характеристику этим звукам. (Звук [с]-согласный, твердый, глухой. Звук [з]-согласный, твердый, звонкий).
Чем похожи эти звуки? (Они оба согласные, твердые).
Чем эти звуки отличаются друг от друга? (Звук [с] - глухой, звук [з] - звонкий).
3.Развитие фонематического слуха
По дороге в зоопарк собачка предлагает детям провести речевую разминку.
а)Игра «Запомни - повтори»
Дети по очереди повторяют за логопедом дорожки из слов и чистоговорки (зайка и собачка помогают исправлять ошибки детей).
Сом - зонт - сок За-са-за - вот идет коза.
Зайка - сумка - завод Са-за-са - вот летит оса.
Знак - стол - звон Зу-зу-су - мы видели лису.
Собака - заноза - соль Су-су-зу - отвязали мы козу.
Лист - зубы - твист Замок - совок - засов
б)Игра «Наоборот»
Логопед произносит слог (слово) со звуком [с], дети отвечают ему слогом (словом) со звуком [з].
Са - за соя - Зоя Сы - зы коса - коза
Со - зо суп - зуб Сэ - зэ сайка - зайка
Су - зу лиса - Лиза
в)Работа с картинками
Логопед обращает внимание детей на картинки, расположенные на наборном полотне (лиса, заяц, собака, ослик, коза, слон, барсук, свинья, зубр, носорог, лошадь).
Ребята, посмотрите, кто встречает нас в зоопарке? (Животные).
Наш зоопарк необычный, потому что в нем живут разные животные и все они дружат друг с другом. Какие животные живут в зоопарке? (Дикие и домашние). Дети называют животных.
В названиях наших животных есть звуки [с] и [з]. Рассмотрите внимательно картинки и скажите, какая картинка лишняя. Почему? (Лошадь. В названии этой картинки нет звуков [с] и [з]).
г)Игра «Посели животных в дом»
На магнитной доске находятся картинки с изображением двух домов. На одном нарисован символ звука [с] - насос (либо буква с), на другом символ звука [з] - комар
(либо буква з).
Звери грустные стоят, в дом попасть они хотят.
Но не знают - как? куда? Помогите, детвора!
Дети берут картинки с изображением животных с наборного полотна и распределяют их по домикам со звуками на два столбика с помощью магнитов, объясняя свой выбор и позицию звука в слове (в начале, середине, конце).
Молодцы! Сегодня у нас много разных животных. Давайте скажем правильно -кого у нас много? (У нас много свиней, зайцев и т.д.)
д)Упражнение в подборе родственных слов
Зайка прыгал и скакал, Всю семью свою позвал,
Зоопарк нам показал. Никого не потерял.
Дети подбирают родственные слова к слову «заяц» (зайка, зайчиха, зайчата, зайчонок, заячий, заячья, заячьи).
4.Физкультминутка
В зоопарке побывали, Мы играть с лисой пойдем,
Очень сильно мы устали. Хорошо мы отдохнем!
Логопед читает стихотворение, дети выполняют соответствующие тексту движения.
У лисицы острый нос, Кур ловить я мастерица!
У нее пушистый хвост. Как увижу - подкрадусь
Шуба рыжая лисы И тихонько затаюсь.
Несказанной красоты. После прыгну и схвачу,
- Я охотница до птицы! Деткам в норку отнесу.
5.Упражнение в подборе предлогов в предложениях
Дети, посмотрите, у зайки в руках конверт. Это зайчата передали нам письмо с заданиями. Здесь что-то написано, а что непонятно. Зайчата еще маленькие и не умеют писать правильно. Давайте поможем им! Детям предлагается прослушать предложение и вставить пропущенный предлог.
.•Зайка спрятался ... куст.
•Козы пасутся ... домом.
•Лиса выскочила ... норы.
•Рысь спустилась ... дерева.
•Ослик выглядывает ... столба.
•... будки выглядывает собака.
•... дивана выкатился ежик.
•Носорог вышел ... воды.
6.Итог занятия
Молодцы, ребята! Вы все сегодня хорошо занимались. С какими звуками мы познакомились? В какие игры играли?
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ «С-3»
ЦЕЛЬ: 1. ЗАКРЕПИТЬ НАВЫК ЧЁТКОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ И РАЗЛИЧЕНИЯ ЗВУКОВ
«С, 3» В СЛОГАХ, СЛОВАХ, ФРАЗАХ.
2.ЗАКРЕПИТЬ ПРАВИЛЬНОЕ УПОТРЕБЛЕНИЕ ПРЕДЛОГОВ.
3.ПРОДОЛЖАТЬ РАБОТАТЬ НАД ПРЕДЛОЖЕНИЕМ;УЧИТЬ ПЕРЕСКАЗЫВАНИЮ.
4.ЗАКРЕПИТЬ НАВЫК ЗВУКОСЛОГОВОМУ АНАЛИЗУ СЛОВ.
5.РАЗВИВАТЬ ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ, ПАМЯТЬ, ВНИМАНИЕ.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
1.ОРГМОМЕНТ: СЯДЕТ ТОТ, КТО ПОВТОРИТ СЛОВА:
СОН- ЗОНТ-СУК ЗАЙКА- СУМКА- ЗАВОД
ТАЗЫ-КОЗЫ-РОЗЫ СОК-ВАЗА-СОМ
ЗУБЫ- СОДА- ЗАЛ СОВЫ- ЗАВОД- АНАНАС
ЛИСТ-КИСА-КИСА СОБАКА- ЗАНОЗА-СОМ
ЗОЯ- ЛИСТ-ЗАМОК ЛОЗА- КОЗА- ЗАГОН.
2.ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО:
а)ОТГАДЫВАНИЯ ПО ХАРАКТЕРИСТИКЕ ПРОИЗНЕСЕНИЯ. СОПОСТАВЛЕНИЯ ЗВУКОВ
«С-3».
б)РАЗЛИЧЕНИЯ ЗВУКОВ НА СЛУХ:
-В СЛОГАХ: СО,ЗА,СУ, ЗЫ,ОЗН, СНА,ЗНУ...
-В СЛОВАХ: ЗООМАГАЗИН, ПОЛОСА,ФАЗАН, ФАСОН, РОЗЫ, ПУЗЫРЬ, ЦИРК, САХАР, СКОВОРОДКА, ЗАБОР, ЗДОРОВЬЕ.
3.ИГРА « НАОБОРОТ» (ПРЕОБРАЗОВАНИЕ СЛОГОВ).
СА-ЗА СТА-ЗДА КОЗЫ-КОСЫ
СЭ- ЗЭ ЗОЯ- СОЯ ЗАЙКА- САЙКА
ЗУБ-СУП КОЗА-КОСА ЗАХАР- САХАР
ЛИЗА- ЛИСА РОЗА- РОСА
4.ПОДАРКИДЛЯ ЗОИ И СОНИ.
У ДЕТЕЙ НА СТОЛАХ КАРТИНКИ СО ЗВУКАМИ « С-3» (предметы, в названии которых есть звук «С»-подарок для Сони; предметы, в названии которых есть звук «З»-подарок для Зои).
5. «ТЕЛЕГРАФ» - ДЕЛЕНИЕ СЛОВ НА СЛОГИ.
6. ФИЗМИНУТКА.
7.УПРАЖНЕНИЕ « В СЛОВЕ СЛОГ ДОГОВОРИ И СЛОВО СНОВА ПОВТОРИ».
БУ. (СЫ) ТА....(ЗЫ) КОЛБА (СЫ)
ЧА (СЫ) КО....(СЫ) ПОЛО (СЫ)
ГРО....( ЗЫ) БЕРЁ....(ЗЫ) ЗАНО....(ЗЫ)
СЕРВИ....(ЗЫ) РЕЛЬ....(СЫ) АРБУ....(ЗЫ)
8. ЗАКРЕПЛЕНИЕ УПОТРЕБЛЕНИЯ ПРЕДЛОГОВ «ЗА, ИЗ-ЗА»:
а)ДОБАВЛЕНИЯ ПРЕДЛОГОВ В ПРЕДЛОЖЕНИЯ:
ЗАЯЦ СИДИТ (ЗА) КУСТОМ.
ЗАЯЦ ВЫГЛЯДЫВАЕТ (ИЗ-ЗА) КУСТА.
ДЕТИ СИДЯТ (ЗА) СТОЛОМ.
СОБАКА ВЫБЕЖАЛА (ИЗ-ЗА) КОНУРЫ.
б)СОСТАВЛЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ С ПРЕДЛОГАМИ:
ЛИСА- КУСТ СОНЯ- БЕСЕДКА
САМОЛЁТ- ЛЕС ЗОЯ- СОСНА
9.ИТОГ.
ЗВУК «Ц».
ЦЕЛЬ:1.Учить правильному произношению звука «Ц» в слогах, словах, фразах.
-
Учить образовывать форму родительного падежа множ. числа существительных. -
Упражнять в подборе родственных слов.
-
Учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными
суффиксами. -
Продолжать учить звукослоговому анализу слов, преобразованию слов.
6.Развивать фонематический слух, память, мышление.
ОБОРУДОВАНИЕ. Зеркало, карточки, звуковые схемы, колокольчики, слоги для показа.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
I. ОРГМОМЕНТ:
Садиться тот, кто назовёт слово-наоборот.
Например: Белый- чёрный Мягкий- жёсткий- твёрдый
Мелкий- глубокий Густой- жидкий- редкий Сырой-сухой
Свежий- чёрствый Умный- глупый Старый- молодой
Жизнь- смерть Рассвет- закат Увядает- расцветает
Ушёл- пришёл Смелость- трусость Ложь -правда
Друг- враг Война- мир Дорогой-дешёвый
Щедрый- жадный Чужбина- родина.
II. Знакомство с новым материалом.
Какой новый звук в словах вы услышали? Цапля, блюдце, курица, цирк, яйцо.
1. Артикуляция звука «Ц».
2.Характеристика звука: согласный, твёрдый, звонкий.
3.Речевая зарядка:
Ац- оц-уц Ца- цу-цы Цва-цво-цву-цвы
4.Игра « Колокольчик» ( с колокольчиком).
Если услышишь в слове звук «Ц», позвени колокольчиком.
Цапля, сенокос, телефон, листопад, чай, пылесос, цыплёнок, кольцо, телёнок, цепь, милиционер, сахарница.
5.Образование формы родительного падежа множественного числа.
Яйцо- Цыплёнок- Цвет- Курица-
Палец- Колодец- Кольцо- Мыльница-
Блюдце-
6.Игра «Скажи ласково».
Дело- дельце Задание- Пальто- Мыло-
Стихотворение- Шило- Здание- Объявление-
Сало- Ружьё-
7.Динамическая пауза.
Очень трудно так стоять,
Ножку на пол не спускать.
И не падать, не качаться,
За соседа не держаться.
8.Подбор родственных слов.
ЦВЕТЫ - цветок, цветник, цвести, цветик, цветущий, цветочница, цветной, разноцветный, первоцвет, пустоцвет, семицветик.
9.Звукослоговой анализ слов: овца, цапли.
10.Игра/ упражнение «Деформированное предложение».
Цветы, много, в цветнике, разные.
Курица, цыплята, двенадцать, у, пёстрая.
Пять, рука, на , пальцы.
Хлебница, стол, стоять, на.
III. ИТОГ:
ЗВУК «Ц».
Цель.1.Закрепить навык правильного произношения звука «Ц».
2.Автоматизация звука «Ц» в слогах, в словах.
3.Словообразование существительных муж. рода( лиц по их качествам и
занятием).
4.Упражнять в употреблении притяжательных прилагательных.
5.Преобразование предложений.
6.Развивать внимание, память.
ОБОРУДОВАНИЕ: Схемы для образования слов, картинки (животные и их детёныши, посуда).
ХОД ЗАНЯТИЯ:
I.ОРГМОМЕНТ: Назвать слова предметы со звуком «Ц».
II. 1.Автоматизация звука в слогах и словах.
Ац-ац-ац- бац Ец-ец-ец- боец Ец-ец-ец- наконец
Цо-цо-цо- яйцо Ца-ца-ца- улица Цы-цы-цы- теплицы
2.Игра «Кто это?» (словообразование сущ.муж. рода)-лиц по их качествам и занятиям.
Танцевать- танцор Служить в пехоте- Ходить по канату-
Ездить на мотоцикле- Подковывать лошадей- Продовать-
Петь- Плавать- Умный-
Храбрый- Бороться- Умелый-
Глупый- Удалой- Красивый-
3.Д/ игра « Волшебные шары».(из 2-3-х слогов составить слово )
Па- лец Ку- ри-ца Циф-ра
Цап-ля Яй-цо Ко-ло-дец
4.Игра «Назовите мам этих детёнышей».
У львёнка- львица У тигрёнка- У ягнёнка- овца
У медвежонка- У цыплёнка- У лисёнка-
У волчонка( щенок)-
5.Физкультминутка.
6.Вспомните название посуды , где есть звук «Ц».
Сахарница, блюдце, хлебница, селёдочница, конфетница, сухарница, супница.
7.Игра «Запомни, повтори».
Лицо-цепь-яйцо- кольцо Спица-синица-певица-птица-курица.
8.Преобразование предложений:
У Сони хлебница.-Это Сонина хлебница. У Сани салфетница.-
У Васи в саду листвиница.- У Люси синяя пуговица.-
У Аси фаянсовая супница.-
III. ИТОГ:
«ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ «Ц-С».
ЦЕЛЬ: 1.ЗАКРЕПИТЬ НАВЫКИ РАЗЛИЧЕНИЯ И ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКОВ « Ц-С» В СЛОГАХ, СЛОВАХ И ФРАЗАХ.