Файл: Тема. Введение в психологию. Психологическая структура личности.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 255
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
На развитие способностей существенное влияние оказывают обучение и воспитание.
Способности могут развиваться стихийно в процессе деятельности, но для этого требуется и больше времени и больше сил. Обучение и воспитание ускоряют этот процесс, так как устраняют образование ненужных звеньев в механизме деятельности.
Способности развиваются неравномерно: одни — раньше, другие-позже, по мере накопления знаний и опыта. Раньше всех начинают развиваться музыкальные (так, у Моцарта, одаренность начала проявляться в 3 года, у Гайдна — в 4), затем изобразительные способности (Рафаэль — в 8 лет, Ван-Дейк — в 10 лет). Поэтическое дарование бурно развивается в подростковом возрасте, из способностей к наукам наиболее рано развиваются математические способности. У великих математиков математическая зрелость наступает в 20 лет.
Неблагоприятно сказывается на развитии способностей чрезмерная умственная или физическая перегрузка, приводящая к переутомлению и к снижению уровня трудоспособности.
3. Личность и ее социальные роли
Теория трансакционного (трансактного) анализа была разработана американским психотерапевтом Эриком Берном в 60-х годах XX века. Основные положения этой теории изложены им в книге "Люди и игры".
Основные положения теории трансактного анализа
Трансакция — это единица взаимодействия партнеров по общению, сопровождающаяся заданием их позиции.
Э. Берн заметил, что мы в различных ситуациях занимаем различные позиции по отношению друг к другу. Основными позициями при этом являются три, которые условно были названы Э. Берном: Родитель, Взрослый и Ребенок (Дитя).
В дальнейшем сокращенно мы их будем обозначать соответственно буквами: Р, В и Д.
Поведенческие характеристики основных трансакций Родитель (Р)
утешает, исправляет, помогает;
грозит, критикует, приказывает;
здесь же находят кров принятые личностью социальные нормы, законы, принципы и т.п.
Взрослый (В)
логически осмысливает поступающую информацию, принимает обдуманные решения, сдерживает эмоции, проверяет полученные знания на реалистичность.
Ребенок (Р)
спонтанность в проявлении чуств (обида, печаль);
приспосабливается, прислушивается, боится, колеблется);
возражает, протестует, бросает вызов.
В зависимости от того, как общаются люди между собой возможны три основных типа трансакций:
1. Параллельные трансакции (обращение взрослого к ребенку и ответ ребенка взрослому).
П р е п о д а в а т е л ь. Каким (Взрослый — взрослый) образом у вас получилось трехз-
начное число?
С т у д е н т. Ах,да: я забыл извлечь квадратный корень.
III
С ч е т о в о д. А не сорваться (Ребенок — ребенок) ли нам в бар, пока нет начальст-
ва?
Б у х г а л т е р. Только скорее: умираю — пива хочу.
2. Пересекающиеся трансакции (обращение взрослого к взрослому, ответ критикующего родителя ребенку).
И в а н о в. Что стало с молодыми (Трансакция без взаимо- людьми? Они совсем распустились.
дополнения; П е т р о в. Вспомните: когда мы
родитель — родитель, были молодыми, наши родители го-
взрослый — родитель ворили то же самое.
IX
С ч е т о в о д. А не сорваться ребенок-ребенок ли нам в кино, пока нет начальст-
взрослый — ребенок ва?
Б у х г а л т е р. Стыдитесь, вы на работе!
Т. без учета адреса С ч е т о в о д. А не сорваться
ребено-ребенок ли нам в кино, пока нет начальст-
взрослый-взрослый ва?
Б у х г а л т е р. Будьте добры, передайте мне ведомость за июль
месяц.
ХI
Пересекающаяся т. М у ж. Тебе не попадались на
взрослый — взрослый глаза мои запонки?
родитель-ребенок Ж е н а. Вечно ты все теряешь, не
можешь без няньки!
3. Скрытые трансакции
Коммуникативный стимул может состоять из двух (или трех) сообщений, каждое из которых адресовано разным позициям партнера. То сообщение, которое в наибольшей мере соответствует "конвенциям" и контексту беседы, считается явным; другое же оказывается "скрытым", косвенным.
XIV
И в а н о в. Зайдемте ко мне, я живу один. Выпьем горячего чайку...(Вы мне очень нравитесь.)
П е т р о в а. Да, это было бы кстати — согреться чаем... (Вы мне тоже.)
XV
П е т р о в. Сейчас я предоставлю вам слово. (Я вижу, вы сгораете от нетерпения покрасоваться на трибуне.)
И в а н о в. Гм! (Могу вообще не выступать, если вы намерены сделать из меня посмешище.)
ХVI
П е т р о в. Сейчас я предоставлю
вам слово. (Воображаю себе, как
вы с ними расправитесь!)
И в а н о в. Отлично! (Можете не
беспокоиться, уж я-то задам им перцу.)
К позитивному завершению общения ведут паралелльные трансакции. Перекрестные трансакции чаще всего приводят к соррам и конфликтам, негативному завершению общения и впоследствии вызывают массу скрытых трансакций.
4. Субъект и ситуация. Понятие о локусе контроля и психологических барьерах.
ЛОКУС КОНТРОЛЯ (от лат locus — место, местоположение и франц. controle — проверка) — характеризует склонность человека приписывать ответственность за результаты своей деятельности внешним силам (другие люди — родители, учителя, коллеги, начальство, знакомые) (экстернальный, внешний Л. к.) в житейской практике этот тип ответственности называют безответственностью; либо собственным способностям и усилиям (интернальный, внутренний Л. к.). Понятие Л. к. предложено американским психологом Д. Роттером.
Л. к. является устойчивым свойством человека, формирующимся в процессе его социализации.
Люди, обладающие внутренним Л. к. характеризуются как:
- уверенные в себе;
- последовательные и настойчивые в достижении поставленной цели,
- склонные к самоанализу, уравновешенные, общительные, доброжелательные и независимые.
Люди с внешним локусом контроля проявляют следующие черты:
- неуверенность в себе;
- неуравновешенность,
- стремление отложить реализацию своих намерений на неопределенный срок,
- тревожность, подозрительность, конформность и агрессивность.
Экспериментально показано, что внутренний Л. к. является социально одобряемой ценностью (идеальному Я всегда приписывается внутренний Л. к.).
Психологические барьеры
Когда дело доходит до самооправдания, тут мы все гении.
3.ФРЕЙД
Фрустрация потребностей и способы ее преодоления.
В случае неудовлетворения потребности включаются в работу защитные механизмы с целью сохранения структуры личности.
Система барьеров служит для сохранения душевного равновесия и психического здоровья.
Информация, представляющая для человека опасность различного рода, то есть в разной мере угрожающая его представлению о себе, проходит цензуру не одинаково. Наиболее опасная отклоняется уже на уровне восприятия, менее опасная — воспринимается, а затем частично трансформируется. Чем меньше поступающая информация грозит нарушить картину мира человека, тем глубже она продвигается от чувственного входа к двигательному выходу и тем меньше она видоизменяется на этом пути.
Отрицание. Нежелательная информация не пропускается уже на входе восприятия (переориентация внимания на что-либо). Она необратимо теряется для человека и не может быть впоследствии восстановлена (Человек особо невнимателен становится к той информации, событиям, которые неприятны ему. Когда в чем-то нельзя признаться себе самому, то наилучшим выходом остается по возможности не заглядывать в этот страшный и темный угол. Таким образом действует страх перед неудачей, когда человек стремится избегать положений, грозящих, по его мнению, поражением).Избегаются темы, ситуации, книги, кинофильмы, подозреваемые в провоцировании у себя нежелательных эмоций. Так, человеком верующим, все то, что идет вразрез с верой, не воспринимается (отрицается).
Подавление. Блокировка неприятной информации либо при ее поступлении в память, либо при выводе из памяти при воспоминании (Информация отрицательно маркируется с целью последующего более трудного воспроизведенгия "Есть вещи и поважнее". Чаще всего подавляются переживание сексуальных побуждений, страха, собственной слабости, агрессивных намерений против родителей). Так как подавление воздействует на информацию, которая уже прошла к памяти, то эта информация успевает обрасти вегетативными компонентами. Они сохраняются и могут проявляться в обмволках,
описках, неловких движениях, навязчивых состояниях. Это позволяет уяснить связь между реальным поведением и подавленной информацией).
Задержанная информация сохраняется в каком-то виде и даже может проявляться в невротических симптомах.
Вытеснение. Осуществляется замена: неприемлемый мотив действий (или информация) замещаются приемлемыми (Типично вытеснение тягостных сведений, связанных с возникновением страха смерти. Так, врач-рентгенолог с 35 летним стажем заболела раком легкого. Однажды случайно ей на глаза попался снимок ее легких. И она воскликнула: "Ну зачем же вы их от меня прятали? Явная картина пневмосклероза.").
Проекция. Приписывание своих неблаговидных поступков, мыслей, качеств другому человеку. Ее проявления: злой человек не верит в доброту других, вор каждого подозревает. (Не я жаден, враждебно настроен, агрессивен, а другое лицо по отношению ко мне. В итгое формируется образ врага, на которого можно переложить , спроецировать ответственность за собственные промахи. Как правило, проекция сильно развита у лиц с низкой самооценкой. Удобный фон для проекции создает алкоголь. Механизм же проекции и объясняет и тот факт, как положительное отношение к тому чел., которому помог, и отрицательное — к тому, которого обидел (в первом случае перенос на него положит. своих качеств, а во втором — наоборот). Вытеснение и проекция предотвращают осознание. При вытеснении нежелательная идея отбрасывается обратно в подсознание, а при проекции — во внешний мир.
Рационализация. То, чего недостижимо в данный момент по каким-либо причинам (нет возможности), считается ненужным и обосновывается за счет мышления (лиса и виноград).
Отчуждение. Та информация, которая показывает неблагоприятную сторону личности, отчуждается и не осознается человеком (Чел., совершивший преступление в состоянии аффекта, не может осознать собственного участия в содеянном, хотя опознает место преступления и орудия, с помощью которых его совершил. Во время пыток, ощущения сильной боли у человека возникает чувство некоторого удаления, отстранения от себя вместе с этой болью: "Это происходит с моим телом, а не со мной". Т.о., отчуждение дает возможность отгородиться от душераздирающих физических и психических страданий).
Замещение. Отклонение неприемлемого действия от исходной мишени и направление его либо на другую мишень(ЧЕЛ.), либо в другое пространство реализации, например, в мир фантазий.
Сновидение. Переориентация (по типу замещения) — перенос действия в иной план; из мира реальных событий в мир событий в сновидении, где реальные тревожащие факторы маскируются символами.
Сублимация. Перенос энергии с сексуальных и агрессивных реакций на творческие усилия. Объекты и способы реализации сексуальных и агрессивных импульсов заменяются на приемы и объекты приложения творческих усилий. Защита реализуется с участием эмоциональной сферы.
Катарсис. Перестройка самой системы ценностей человека. В результате мощной эмоциональной встряски (трагедия) происходит корректировка иерархии ценностей, изменяется масштаб значимости событий.