Файл: Тема. Введение в психологию. Психологическая структура личности.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 255

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


На развитие способностей существенное влияние оказывают обу­чение и воспитание.

Способности могут развиваться стихийно в процессе деятельнос­ти, но для этого требуется и больше времени и больше сил. Обуче­ние и воспитание ускоряют этот процесс, так как устраняют обра­зование ненужных звеньев в механизме деятельности.

Способности развиваются неравномерно: одни — раньше, дру­гие-позже, по мере накопления знаний и опыта. Раньше всех начи­нают развиваться музыкальные (так, у Моцарта, одаренность начала проявляться в 3 года, у Гайдна — в 4), затем изобразительные способности (Рафаэль — в 8 лет, Ван-Дейк — в 10 лет). Поэтичес­кое дарование бурно развивается в подростковом возрасте, из спо­собностей к наукам наиболее рано развиваются математические спо­собности. У великих математиков математическая зрелость наступа­ет в 20 лет.

Неблагоприятно сказывается на развитии способностей чрез­мерная умственная или физическая перегрузка, приводящая к переу­томлению и к снижению уровня трудоспособности.

3. Личность и ее социальные роли

Теория трансакционного (трансактного) анализа была разрабо­тана американским психотерапевтом Эриком Берном в 60-х годах XX века. Основные положения этой теории изложены им в книге "Люди и игры".

Основные положения теории трансактного анализа

Трансакция — это единица взаимодействия партнеров по общению, сопровождающаяся заданием их позиции.

Э. Берн заметил, что мы в различных ситуациях занимаем раз­личные позиции по отношению друг к другу. Основными позициями при этом являются три, которые условно были названы Э. Берном: Родитель, Взрослый и Ребенок (Дитя).

В дальнейшем сокращенно мы их будем обозначать соответствен­но буквами: Р, В и Д.

Поведенческие характеристики основных трансакций Родитель (Р)

утешает, исправляет, помогает;

грозит, критикует, приказывает;

здесь же находят кров принятые личностью социальные нормы, законы, принципы и т.п.

Взрослый (В)

логически осмысливает поступающую информацию, принимает об­думанные решения, сдерживает эмоции, проверяет полученные знания на реалистичность.

Ребенок (Р)

спонтанность в проявлении чуств (обида, печаль);

приспосабливается, прислушивается, боится, колеблется);

возражает, протестует, бросает вызов.

В зависимости от того, как общаются люди между собой воз­можны три основных типа трансакций:

1. Параллельные трансакции (обращение взрослого к ребенку и ответ ребенка взрослому).


П р е п о д а в а т е л ь. Каким (Взрослый — взрослый) образом у вас получилось трехз-

начное число?

С т у д е н т. Ах,да: я забыл извлечь квадратный корень.

III

С ч е т о в о д. А не сорваться (Ребенок — ребенок) ли нам в бар, пока нет начальст-

ва?

Б у х г а л т е р. Только скорее: умираю — пива хочу.

2. Пересекающиеся трансакции (обращение взрослого к взрос­лому, ответ критикующего родителя ребенку).

И в а н о в. Что стало с молодыми (Трансакция без взаимо- людьми? Они совсем распустились.

дополнения; П е т р о в. Вспомните: когда мы

родитель — родитель, были молодыми, наши родители го-

взрослый — родитель ворили то же самое.

IX

С ч е т о в о д. А не сорваться ребенок-ребенок ли нам в кино, пока нет начальст-

взрослый — ребенок ва?

Б у х г а л т е р. Стыдитесь, вы на работе!

Т. без учета адреса С ч е т о в о д. А не сорваться

ребено-ребенок ли нам в кино, пока нет начальст-

взрослый-взрослый ва?

Б у х г а л т е р. Будьте добры, передайте мне ведомость за июль

месяц.

ХI

Пересекающаяся т. М у ж. Тебе не попадались на

взрослый — взрослый глаза мои запонки?

родитель-ребенок Ж е н а. Вечно ты все теряешь, не

можешь без няньки!

3. Скрытые трансакции

Коммуникативный стимул может состоять из двух (или трех) сообщений, каждое из которых адресовано разным позициям партне­ра. То сообщение, которое в наибольшей мере соответствует "кон­венциям" и контексту беседы, считается явным; другое же оказыва­ется "скрытым", косвенным.

XIV

И в а н о в. Зайдемте ко мне, я живу один. Выпьем горячего чай­ку...(Вы мне очень нравитесь.)

П е т р о в а. Да, это было бы кстати — согреться чаем... (Вы мне тоже.)

XV

П е т р о в. Сейчас я предоставлю вам слово. (Я вижу, вы сгораете от нетерпения покрасоваться на трибуне.)

И в а н о в. Гм! (Могу вообще не выступать, если вы намерены сде­лать из меня посмешище.)

ХVI

П е т р о в. Сейчас я предоставлю

вам слово. (Воображаю себе, как

вы с ними расправитесь!)

И в а н о в. Отлично! (Можете не

беспокоиться, уж я-то задам им перцу.)

К позитивному завершению общения ведут паралелльные тран­сакции. Перекрестные трансакции чаще всего приводят к соррам и конфликтам, негативному завершению общения и впоследствии вызы­вают массу скрытых трансакций.

4. Субъект и ситуация. Понятие о локусе контроля и психоло­гических барьерах.

ЛОКУС КОНТРОЛЯ (от лат locus — место, местоположение и франц. controle — проверка) — характеризует склонность человека приписывать ответственность за результаты своей деятельности внешним силам (другие люди — родители, учителя, коллеги, на­чальство, знакомые) (экстернальный, внешний Л. к.) в житейской практике этот тип ответственности называют безответственностью; либо собственным способностям и усилиям (интернальный, внутрен­ний Л. к.). Понятие Л. к. предложено американским психологом Д. Роттером.



Л. к. является устойчивым свойством человека, формирующимся в процессе его социализации.

Люди, обладающие внутренним Л. к. характеризуются как:

- уверенные в себе;

- последовательные и настойчивые в достижении поставленной цели,

- склонные к самоанализу, уравновешенные, общительные, доб­рожелательные и независимые.

Люди с внешним локусом контроля проявляют следующие черты:

- неуверенность в себе;

- неуравновешенность,

- стремление отложить реализацию своих намерений на неопре­деленный срок,

- тревожность, подозрительность, конформность и агрессив­ность.

Экспериментально показано, что внутренний Л. к. является социально одобряемой ценностью (идеальному Я всегда приписывает­ся внутренний Л. к.).

Психологические барьеры

Когда дело доходит до самооправдания, тут мы все гении.

3.ФРЕЙД

Фрустрация потребностей и способы ее преодоления.

В случае неудовлетворения потребности включаются в работу защитные механизмы с целью сохранения структуры личности.

Система барьеров служит для сохранения душевного равновесия и психического здоровья.

Информация, представляющая для человека опасность различно­го рода, то есть в разной мере угрожающая его представлению о себе, проходит цензуру не одинаково. Наиболее опасная отклоняет­ся уже на уровне восприятия, менее опасная — воспринимается, а затем частично трансформируется. Чем меньше поступающая информа­ция грозит нарушить картину мира человека, тем глубже она прод­вигается от чувственного входа к двигательному выходу и тем меньше она видоизменяется на этом пути.

Отрицание. Нежелательная информация не пропускается уже на входе восприятия (переориентация внимания на что-либо). Она не­обратимо теряется для человека и не может быть впоследствии восстановлена (Человек особо невнимателен становится к той ин­формации, событиям, которые неприятны ему. Когда в чем-то нельзя признаться себе самому, то наилучшим выходом остается по возмож­ности не заглядывать в этот страшный и темный угол. Таким обра­зом действует страх перед неудачей, когда человек стремится из­бегать положений, грозящих, по его мнению, поражением).Избегают­ся темы, ситуации, книги, кинофильмы, подозреваемые в провоциро­вании у себя нежелательных эмоций. Так, человеком верующим, все то, что идет вразрез с верой, не воспринимается (отрицается).


Подавление. Блокировка неприятной информации либо при ее поступлении в память, либо при выводе из памяти при воспомина­нии (Информация отрицательно маркируется с целью последующего более трудного воспроизведенгия "Есть вещи и поважнее". Чаще всего подавляются переживание сексуальных побуждений, страха, собственной слабости, агрессивных намерений против родителей). Так как подавление воздействует на информацию, которая уже прош­ла к памяти, то эта информация успевает обрасти вегетативными компонентами. Они сохраняются и могут проявляться в обмволках,

описках, неловких движениях, навязчивых состояниях. Это позволя­ет уяснить связь между реальным поведением и подавленной инфор­мацией).

Задержанная информация сохраняется в каком-то виде и даже может проявляться в невротических симптомах.

Вытеснение. Осуществляется замена: неприемлемый мотив дейс­твий (или информация) замещаются приемлемыми (Типично вытеснение тягостных сведений, связанных с возникновением страха смерти. Так, врач-рентгенолог с 35 летним стажем заболела раком легкого. Однажды случайно ей на глаза попался снимок ее легких. И она воскликнула: "Ну зачем же вы их от меня прятали? Явная картина пневмосклероза.").

Проекция. Приписывание своих неблаговидных поступков, мыс­лей, качеств другому человеку. Ее проявления: злой человек не верит в доброту других, вор каждого подозревает. (Не я жаден, враждебно настроен, агрессивен, а другое лицо по отношению ко мне. В итгое формируется образ врага, на которого можно перело­жить , спроецировать ответственность за собственные промахи. Как правило, проекция сильно развита у лиц с низкой самооценкой. Удобный фон для проекции создает алкоголь. Механизм же проекции и объясняет и тот факт, как положительное отношение к тому чел., которому помог, и отрицательное — к тому, которого обидел (в первом случае перенос на него положит. своих качеств, а во вто­ром — наоборот). Вытеснение и проекция предотвращают осознание. При вытеснении нежелательная идея отбрасывается обратно в под­сознание, а при проекции — во внешний мир.

Рационализация. То, чего недостижимо в данный момент по ка­ким-либо причинам (нет возможности), считается ненужным и обос­новывается за счет мышления (лиса и виноград).

Отчуждение. Та информация, которая показывает неблагоприят­ную сторону личности, отчуждается и не осознается человеком (Чел., совершивший преступление в состоянии аффекта, не может осознать собственного участия в содеянном, хотя опознает место преступления и орудия, с помощью которых его совершил. Во время пыток, ощущения сильной боли у человека возникает чувство неко­торого удаления, отстранения от себя вместе с этой болью: "Это происходит с моим телом, а не со мной". Т.о., отчуждение дает возможность отгородиться от душераздирающих физических и психи­ческих страданий).


Замещение. Отклонение неприемлемого действия от исходной ми­шени и направление его либо на другую мишень(ЧЕЛ.), либо в дру­гое пространство реализации, например, в мир фантазий.

Сновидение. Переориентация (по типу замещения) — перенос действия в иной план; из мира реальных событий в мир событий в сновидении, где реальные тревожащие факторы маскируются символа­ми.

Сублимация. Перенос энергии с сексуальных и агрессивных ре­акций на творческие усилия. Объекты и способы реализации сексу­альных и агрессивных импульсов заменяются на приемы и объекты приложения творческих усилий. Защита реализуется с участием эмо­циональной сферы.

Катарсис. Перестройка самой системы ценностей человека. В результате мощной эмоциональной встряски (трагедия) происходит корректировка иерархии ценностей, изменяется масштаб значимости событий.