Файл: Тема. Введение в психологию. Психологическая структура личности.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 252
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема 3
Л — 4
Психические процессы и свойства личности: ощущение и восприятие
1. Понятие об ощущении. Физиологические основы ощущения. Анализатор. Виды ощущений.
2. Закономерности ощущений. Сенсорная организация личности.
3. Понятие о восприятии. Свойства восприятия.
3. Понятие о восприятии. Свойства восприятия.
4. Классификация основных видов восприятия
5. Наблюдение и наблюдательность. Индивидуальные различия восприятия.
Лит-ра.
1. Понятие об ощущении. Физиологические основы ощущения. Анализатор. Виды ощущений.
ПОНЯТИЕ ОБ ОЩУЩЕНИИ
Определение ощущений.
Знания об отдельных свойствах предметов возникают при деятельности любого органа чувств. Например, когда предмет экспонируется (показывается) 1/100 сек, человек может сказать, что он видел свет или пятно определенного цвета, но не сможет точно сказать, какой это предмет. Слушая речь на незнакомом языке, человек улавливает отдельные свойства звука (высоту, громкость, тембр), хотя не воспринимает содержания речи.
Ощущение — отражение отдельных свойств предметов при их непосредственном воздействии на органы чувств.
Ощущение — важнейшее проявление общебиологического свойства живой материи чувствительности. Оно является первичной формой психической связи организма со средой.
Ощущение является первичной формой ориентировки организма в окружающем мире.
Ощущение является исходной формой развития познавательной деятельности.
Органические ощущения соотнесены с объектами внешнего мира, рождают желания, служат источником волевого импульса. Движения и действия, направленные на достижение цели, регулируются ощущениями, которые необходимы для построения действия. Таким образом, ощущения обеспечивают жизнедеятельность человека.
Ощущения не являются единственной формой отражения мира. Более высокие формы чувственного отражения (восприятие, представление) не могут быть сведены к сумме или комбинации ощущений. Каждая из форм отражения имеет качественное своеобразие, но без ощущений как первоначальной формы отражения невозможно существование какой бы то ни было познавательной деятельности.
Без ощущений невозможна психическая активность человека.
Таким образом, постоянное превращение энергии внешнего раздражителя в факт сознания", осуществляемое в ощущениях, является необходимым условием нормальной работы психики.
Физиологические основы ощущений.
Ощущение может возникнуть лишь при воздействии предмета на орган чувств.
Орган чувств — анатомо-физиологический аппарат, расположенный на периферии тела или во внутренних органах. Он приспособлен для приема воздействий определенных раздражителей из внешней и внутренней среды. Главной частью каждого органа чувств являются окончания чувствующего нерва, которые называются рецепторами. Такие органы чувств, как глаз, ухо, объединяют десятки рецепторных окончаний. Воздействие раздражителя на рецептор приводит к возникновению нервного импульса, который по чувствующему нерву передается в определенные участки коры больших полушарий головного мозга. Ответная реакция передается по эфферентному (двигательному) нерву.
Рецептор, проводящие нервы и участки в коре г.м. называются анализатором.
Ощущение всегда связано с ответной реакцией: либо с движением, либо с перестройкой вегетативных процессов.
Итак, физиологический механизм ощущений может быть охарактеризован как механизм условнорефлекторной деятельности анализаторов, возникающий на базе ограниченного числа безусловных рефлексов. В первосигнальные механизмы ощущений человека включена деятельность второй сигнальной системы.
ВИДЫ ОЩУЩЕНИЙ Классификация ощущений.
Уже древние греки различали пять органов чувств и соответствующие им ощущения: зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные и вкусовые. Современная наука значительно расширила представления о видах ощущений человека. В настоящее время насчитывается около двух десятков различных анализаторных систем, отражающих воздействие внешней и внутренней среды на рецепторы.
схема
Сист. классиф. ощущений
Классификация ощущений производится по нескольким основаниям.
По наличию или отсутствию непосредственного контакта рецептора с раздражителем, вызывающим ощущение выделяют дйстантную и контактную рецепцию. Зрение, слух, обоняние относятся к дистантной рецепции. Эти виды ощущений обеспечивают ориентировку в ближайшей среде. Вкусовые, болевые, тактильные ощущения — контактные.
По расположению нa поверхности тела, в мышцах и сухожилиях или внутри организма различают соответственно экстероцепцию
(зрительная, слуховая, тактильная и др.), проприоцепию (ощущения
с мышц, сухожилий) и интероцепцию (ощущение голода, жажды).
По времени возникновения в ходе эволюции животного мира выделяют древнюю и новую чувствительность. Так, дистантную рецепцию можно считать новой по сравнению с контактной, но в структуре самих контактных анализаторов выделяют более древние и более новые функции. Болевая чувствительность является более древней, чем тактильная.
Зрительные ощущения.
Аппаратом зрения является глаз — орган чувств со сложным анатомическим строением. Световые волны, отражаемые предметом, преломляются, проходя через хрусталик глаза, и фокусируются на сетчатке в виде изображения.
Возможность отражать пространство обеспечивают парность зрительного анализатора, изменение размеров изображения на сетчатке при удалении или приближении к предмету, а также движение (сведение и разведение) осей глаз.
2. Закономерности ощущений. Сенсорная организация личности.
Рассмотрим основные закономерности ощущений. К ним относятся пороги чувствительности, адаптация, сенсибилизация, взаимодействие, контраст и синестезия.
Пороги чувствительности.
Ощущения возникают при воздействии раздражителя определен-
ной интенстгвности. Психологическую характеристику "зависимости
"между интенсивностью ощущения и силой раздражителей выражает
понятие порога ощущений, или порога чувствительности".
В психофизиологии различают два вида порогов: порог абсолютной чувствительности и порог чувствительности к различению.
Та наименьшая сила раздражителя, при которой впервые возникает едва заметное ощущение, называется нижним абсолютным порогом чувствительности.
Та наибольшая сила раздражителя, при которой еще существует ощущение данного вида, называется верхним абсолютным порогом чувствительности.
Пороги ограничивают зону чувствительности к раздражителям. Например, из всех электромагнитных колебаний глаз способен отра-
жать волны длиной от 390 (фиолетовый цвет) до 780 (красный цвет)
миллимикрон;
Между чувствительностью (порогом) и силой раздражителя существует обратная зависимость: чем большая сила нужна для возникновения ощущения, тем ниже у человека чувствительность. Пороги чувствительности индивидуальны для каждого человека.
Кроме порогов абсолютной чувствительности, ощущения характеризуются также порогами чувствительности к различению. Та наименьшая прибавка к силе действующего раздражителя, при которой возникает едва заметное различение в силе или качестве ощуще-
ний, называется порогом чувствительности к различению.
Экспериментальное исследование чувствительности к различению позволило сформулировать следующий закон: отношение прибавочной силы раздражителя к основной есть величина постоянная для данного вида чувствительности. Так, в ощущении давления (так-
тильная чувствительность) эта прибавка равна 1/30 веса первоначального раздражителя. Это значит, что к 100 г нужно прибавить 3,4 г, чтобы почувствовать изменение в давлении, а к 1 кг — 34 г. Для слуховых ощущений эта константа равна 1/10, для зрительных- 1/100.
Дать схему значений константы Вебера
Адаптация.
Адаптация — приспособление чувствительности к постоянно действующему раздражителню, проявляющееся в понижении или повышении порогов.
В жизни явление адаптации хорошо известно каждому. В первую минуту, когда человек входит в реку, вода кажется ему холодной. Затем ощущение холода исчезает, вода кажется достаточно теплой. Подобное наблюдается во всех видах чувствительности, кроме болевой.
Пребывание в абсолютной темноте повышает чувствительность к свету за 40 минут примерно в 200 тысяч раз.
Взаимодействие ощущений.
(Взаимодействие ощущений — это изменение чувствительности одной анализаторной системы под влиянием деятельности другой ана-
лизаторной системы.
Изменение чувствительности объясняется корковыми связями между анализаторами, в значительной степени законом одновременной индукции).
Общая закономерность взаимодействия ощущений такова: слабые раздражители в одной анализаторной системе повышают чувствительность в другой.
Повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов, а также систематических упражнений называется сенсибилизацией.
Контраст ощущений.
Контраст-изменение интенсивности и качества ощущений под влиянием предшествующего или сопутствующего раздражителя.
При одновременном действии двух раздражителей возникает одновременный контраст. Такой контраст хорошо прослеживается в зрительных ощущениях. Одна и та же фигура на черном фоне кажется светлее, на белом — темнее. Зеленый предмет на красном фоне кажется более насыщенным.
Широко известно явление последовательного контраста. После холодного слабый тепловой раздражитель кажется горячим.
Физиологический механизм возникновения последовательного образа связан с явлениями последействия раздражителя на нервную систему. Прекращение действия раздражителя не вызывает мгновенного прекращения процесса раздражения в рецепторе и возбуждения в корковых частях анализатора.
Явление синестезии.
Синестезия — возбуждение возникшими ощущениями одной модальности ощущений другой модальности.
Синестезию можно рассматривать как частный случай взаимодействия ощущений, который выражается не в изменении уровня чувствительности, а в том, что усиливается воздействие ощущений данной модальности через возбуждение ощущений других модальностей. Синестезия усиливает чувственный тон ощущений.
(Так, звук становится окрашенным и т.п.)
СЕНСОРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ
Понятие сенсорной организации.
Под сенсорной организацией понимается характерный для индивида уровень развития отдельных систем чувствительности и способ их объединения в комплексы.
В животном мире преимущественный уровень развития чувствительности какой-либо одной модальности является родовым признаком. Все представители одного вида (например, орлы) обладают хорошим зрением, а другого (например, собаки) — обонянием. Особенностью сенсорной организации человека является то, что она складывается прижизненно.
Деятельность способствует развитию значимых для данной профессии видов чувствительности. Экспериментальные исследования показали возможность увеличить чувствительность к различению в десятки раз.
3. Понятие о восприятии. Свойства восприятия.
ПОНЯТИЕ О ВОСПРИЯТИИ
Общая характеристика восприятия.
Восприятие — это отражение предметов и явлений в совокупности их свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств.
Восприятие зависит от определенных отношений между ощущениями, ( взаимосвязь которых, в свою очередь, зависит от связей и отношений между качествами, свойствами, различными частями, входящими в состав предмета или явления).
Без ощущений невозможно восприятие. Однако, кроме ощущений, восприятие включает прошлый опыт человека в виде представлений и знаний.
Процесс восприятия протекает в связи с другими психическими процессами личности: мышлением (мы осознаем то, что перед нами находится), речью (называем предмет восприятия), чувствами (определенным образом относимся к тому, что воспринимаем), волей (в той или иной степени произвольно организуем процесс восприятия).
Л — 4
Психические процессы и свойства личности: ощущение и восприятие
1. Понятие об ощущении. Физиологические основы ощущения. Анализатор. Виды ощущений.
2. Закономерности ощущений. Сенсорная организация личности.
3. Понятие о восприятии. Свойства восприятия.
3. Понятие о восприятии. Свойства восприятия.
4. Классификация основных видов восприятия
5. Наблюдение и наблюдательность. Индивидуальные различия восприятия.
Лит-ра.
1. Понятие об ощущении. Физиологические основы ощущения. Анализатор. Виды ощущений.
ПОНЯТИЕ ОБ ОЩУЩЕНИИ
Определение ощущений.
Знания об отдельных свойствах предметов возникают при деятельности любого органа чувств. Например, когда предмет экспонируется (показывается) 1/100 сек, человек может сказать, что он видел свет или пятно определенного цвета, но не сможет точно сказать, какой это предмет. Слушая речь на незнакомом языке, человек улавливает отдельные свойства звука (высоту, громкость, тембр), хотя не воспринимает содержания речи.
Ощущение — отражение отдельных свойств предметов при их непосредственном воздействии на органы чувств.
Ощущение — важнейшее проявление общебиологического свойства живой материи чувствительности. Оно является первичной формой психической связи организма со средой.
Ощущение является первичной формой ориентировки организма в окружающем мире.
Ощущение является исходной формой развития познавательной деятельности.
Органические ощущения соотнесены с объектами внешнего мира, рождают желания, служат источником волевого импульса. Движения и действия, направленные на достижение цели, регулируются ощущениями, которые необходимы для построения действия. Таким образом, ощущения обеспечивают жизнедеятельность человека.
Ощущения не являются единственной формой отражения мира. Более высокие формы чувственного отражения (восприятие, представление) не могут быть сведены к сумме или комбинации ощущений. Каждая из форм отражения имеет качественное своеобразие, но без ощущений как первоначальной формы отражения невозможно существование какой бы то ни было познавательной деятельности.
Без ощущений невозможна психическая активность человека.
Таким образом, постоянное превращение энергии внешнего раздражителя в факт сознания", осуществляемое в ощущениях, является необходимым условием нормальной работы психики.
Физиологические основы ощущений.
Ощущение может возникнуть лишь при воздействии предмета на орган чувств.
Орган чувств — анатомо-физиологический аппарат, расположенный на периферии тела или во внутренних органах. Он приспособлен для приема воздействий определенных раздражителей из внешней и внутренней среды. Главной частью каждого органа чувств являются окончания чувствующего нерва, которые называются рецепторами. Такие органы чувств, как глаз, ухо, объединяют десятки рецепторных окончаний. Воздействие раздражителя на рецептор приводит к возникновению нервного импульса, который по чувствующему нерву передается в определенные участки коры больших полушарий головного мозга. Ответная реакция передается по эфферентному (двигательному) нерву.
Рецептор, проводящие нервы и участки в коре г.м. называются анализатором.
Ощущение всегда связано с ответной реакцией: либо с движением, либо с перестройкой вегетативных процессов.
Итак, физиологический механизм ощущений может быть охарактеризован как механизм условнорефлекторной деятельности анализаторов, возникающий на базе ограниченного числа безусловных рефлексов. В первосигнальные механизмы ощущений человека включена деятельность второй сигнальной системы.
ВИДЫ ОЩУЩЕНИЙ Классификация ощущений.
Уже древние греки различали пять органов чувств и соответствующие им ощущения: зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные и вкусовые. Современная наука значительно расширила представления о видах ощущений человека. В настоящее время насчитывается около двух десятков различных анализаторных систем, отражающих воздействие внешней и внутренней среды на рецепторы.
схема
Сист. классиф. ощущений
Классификация ощущений производится по нескольким основаниям.
По наличию или отсутствию непосредственного контакта рецептора с раздражителем, вызывающим ощущение выделяют дйстантную и контактную рецепцию. Зрение, слух, обоняние относятся к дистантной рецепции. Эти виды ощущений обеспечивают ориентировку в ближайшей среде. Вкусовые, болевые, тактильные ощущения — контактные.
По расположению нa поверхности тела, в мышцах и сухожилиях или внутри организма различают соответственно экстероцепцию
(зрительная, слуховая, тактильная и др.), проприоцепию (ощущения
с мышц, сухожилий) и интероцепцию (ощущение голода, жажды).
По времени возникновения в ходе эволюции животного мира выделяют древнюю и новую чувствительность. Так, дистантную рецепцию можно считать новой по сравнению с контактной, но в структуре самих контактных анализаторов выделяют более древние и более новые функции. Болевая чувствительность является более древней, чем тактильная.
Зрительные ощущения.
Аппаратом зрения является глаз — орган чувств со сложным анатомическим строением. Световые волны, отражаемые предметом, преломляются, проходя через хрусталик глаза, и фокусируются на сетчатке в виде изображения.
Возможность отражать пространство обеспечивают парность зрительного анализатора, изменение размеров изображения на сетчатке при удалении или приближении к предмету, а также движение (сведение и разведение) осей глаз.
2. Закономерности ощущений. Сенсорная организация личности.
Рассмотрим основные закономерности ощущений. К ним относятся пороги чувствительности, адаптация, сенсибилизация, взаимодействие, контраст и синестезия.
Пороги чувствительности.
Ощущения возникают при воздействии раздражителя определен-
ной интенстгвности. Психологическую характеристику "зависимости
"между интенсивностью ощущения и силой раздражителей выражает
понятие порога ощущений, или порога чувствительности".
В психофизиологии различают два вида порогов: порог абсолютной чувствительности и порог чувствительности к различению.
Та наименьшая сила раздражителя, при которой впервые возникает едва заметное ощущение, называется нижним абсолютным порогом чувствительности.
Та наибольшая сила раздражителя, при которой еще существует ощущение данного вида, называется верхним абсолютным порогом чувствительности.
Пороги ограничивают зону чувствительности к раздражителям. Например, из всех электромагнитных колебаний глаз способен отра-
жать волны длиной от 390 (фиолетовый цвет) до 780 (красный цвет)
миллимикрон;
Между чувствительностью (порогом) и силой раздражителя существует обратная зависимость: чем большая сила нужна для возникновения ощущения, тем ниже у человека чувствительность. Пороги чувствительности индивидуальны для каждого человека.
Кроме порогов абсолютной чувствительности, ощущения характеризуются также порогами чувствительности к различению. Та наименьшая прибавка к силе действующего раздражителя, при которой возникает едва заметное различение в силе или качестве ощуще-
ний, называется порогом чувствительности к различению.
Экспериментальное исследование чувствительности к различению позволило сформулировать следующий закон: отношение прибавочной силы раздражителя к основной есть величина постоянная для данного вида чувствительности. Так, в ощущении давления (так-
тильная чувствительность) эта прибавка равна 1/30 веса первоначального раздражителя. Это значит, что к 100 г нужно прибавить 3,4 г, чтобы почувствовать изменение в давлении, а к 1 кг — 34 г. Для слуховых ощущений эта константа равна 1/10, для зрительных- 1/100.
Дать схему значений константы Вебера
Адаптация.
Адаптация — приспособление чувствительности к постоянно действующему раздражителню, проявляющееся в понижении или повышении порогов.
В жизни явление адаптации хорошо известно каждому. В первую минуту, когда человек входит в реку, вода кажется ему холодной. Затем ощущение холода исчезает, вода кажется достаточно теплой. Подобное наблюдается во всех видах чувствительности, кроме болевой.
Пребывание в абсолютной темноте повышает чувствительность к свету за 40 минут примерно в 200 тысяч раз.
Взаимодействие ощущений.
(Взаимодействие ощущений — это изменение чувствительности одной анализаторной системы под влиянием деятельности другой ана-
лизаторной системы.
Изменение чувствительности объясняется корковыми связями между анализаторами, в значительной степени законом одновременной индукции).
Общая закономерность взаимодействия ощущений такова: слабые раздражители в одной анализаторной системе повышают чувствительность в другой.
Повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов, а также систематических упражнений называется сенсибилизацией.
Контраст ощущений.
Контраст-изменение интенсивности и качества ощущений под влиянием предшествующего или сопутствующего раздражителя.
При одновременном действии двух раздражителей возникает одновременный контраст. Такой контраст хорошо прослеживается в зрительных ощущениях. Одна и та же фигура на черном фоне кажется светлее, на белом — темнее. Зеленый предмет на красном фоне кажется более насыщенным.
Широко известно явление последовательного контраста. После холодного слабый тепловой раздражитель кажется горячим.
Физиологический механизм возникновения последовательного образа связан с явлениями последействия раздражителя на нервную систему. Прекращение действия раздражителя не вызывает мгновенного прекращения процесса раздражения в рецепторе и возбуждения в корковых частях анализатора.
Явление синестезии.
Синестезия — возбуждение возникшими ощущениями одной модальности ощущений другой модальности.
Синестезию можно рассматривать как частный случай взаимодействия ощущений, который выражается не в изменении уровня чувствительности, а в том, что усиливается воздействие ощущений данной модальности через возбуждение ощущений других модальностей. Синестезия усиливает чувственный тон ощущений.
(Так, звук становится окрашенным и т.п.)
СЕНСОРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ
Понятие сенсорной организации.
Под сенсорной организацией понимается характерный для индивида уровень развития отдельных систем чувствительности и способ их объединения в комплексы.
В животном мире преимущественный уровень развития чувствительности какой-либо одной модальности является родовым признаком. Все представители одного вида (например, орлы) обладают хорошим зрением, а другого (например, собаки) — обонянием. Особенностью сенсорной организации человека является то, что она складывается прижизненно.
Деятельность способствует развитию значимых для данной профессии видов чувствительности. Экспериментальные исследования показали возможность увеличить чувствительность к различению в десятки раз.
3. Понятие о восприятии. Свойства восприятия.
ПОНЯТИЕ О ВОСПРИЯТИИ
Общая характеристика восприятия.
Восприятие — это отражение предметов и явлений в совокупности их свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств.
Восприятие зависит от определенных отношений между ощущениями, ( взаимосвязь которых, в свою очередь, зависит от связей и отношений между качествами, свойствами, различными частями, входящими в состав предмета или явления).
Без ощущений невозможно восприятие. Однако, кроме ощущений, восприятие включает прошлый опыт человека в виде представлений и знаний.
Процесс восприятия протекает в связи с другими психическими процессами личности: мышлением (мы осознаем то, что перед нами находится), речью (называем предмет восприятия), чувствами (определенным образом относимся к тому, что воспринимаем), волей (в той или иной степени произвольно организуем процесс восприятия).