Файл: Сурайкин Данила Евгеньевич Выпускная квалификационная работа Методы развития ловкости при подготовке юных футболистов 810 лет средствами специальных упражнений основная образовательная программа.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 171
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Ловкость - это способность спортсмена быстро овладевать новыми движениями и быстро перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями меняющейся обстановки.
Средствами развития ловкости являются: физические упражнения в основных движениях; общеразвивающие упражнения с предметами различной формы, массы, объема; подвижные игры; совместные упражнения - вдвоем, небольшой группой; применение необычных исходных положений (бег из положения стоя на коленях, сидя; прыжок из положения стоя спиной к направлению движения), быстрая смена различных положений (сесть, лечь, встать); изменение скорости или темпа движений, введение разных ритмических сочетаний, различной последовательности элементов.
Наибольшее распространение в практике развития ловкости получили следующие методические приемы:
1. выполнение движений из необычных исходных положений;
2. изменение скорости или темпа движений;
3. зеркальное выполнение движений;
4. изменение способов выполнения упражнения;
5. усложнение упражнения дополнительными движениями;
6. изменение пространственных границ, в которых выполняется упражнение;
7. изменение характера противодействия партнеров при выполнении парных или групповых упражнений и др.
При целенаправленном воздействии на развитие ловкости должны использоваться интервалы отдыха, достаточные для полного восстановления.
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1.Характеристика группы исследуемых детей
Исследование проводилось на базе Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения «Центр физической культуры, спорта и здоровья Центрального района Санкт-Петербурга».
В исследовании приняли участие 20 футболистов в возрасте 8-10 лет.
Сроки исследования - 20.04.2023 – 13.05.2023.
Все испытуемые были разделены на контрольную (КГ) и экспериментальную (ЭГ) группы (табл. 1)
Таблица 1
Списки контрольной и экспериментальной групп
ФИО | Год рождения |
Контрольная группа | |
Андрей В. | 2013 |
Миша К. | 2015 |
Дима Л. | 2013 |
Рома Р. | 2013 |
Никита О. | 2013 |
Алексей Р. | 2013 |
Юра Ж. | 2013 |
Кирилл К. | 2014 |
Миша Л. | 2014 |
Саша В. | 2015 |
Экспериментальная группа | |
Кристиан Т. | 2015 |
Дима С. | 2014 |
Рома М. | 2013 |
Никита Ц. | 2013 |
Эмин Н. | 2013 |
Борис М. | 2013 |
Костя Р. | 2013 |
Динар Я. | 2013 |
Сеня Ф. | 2014 |
Антон С. | 2015 |
2.2. Организация и методика исследования
Цель исследования: разработка и апробация методики развития ловкости при подготовке юных футболистов 8-10 лет средствами специальных упражнений.
Задачи исследования:
1.Провести анализ литературных источников по теме развития ловкости при подготовке юных футболистов 8-10 лет средствами специальных упражнений.
2.Разработать методику развития ловкости при подготовке юных футболистов 8-10 лет средствами специальных упражнений.
3.Апробировать методику развития ловкости при подготовке юных футболистов 8-10 лет средствами специальных упражнений и посредством эксперимента доказать её эффективность.
Методы исследования: теоретический анализ литературы, педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент, методы математической статистики.
Анализ литературы. Теоретический анализ и обобщение данных документальных источников включает в себя три взаимосвязанных этапа:
-
Чтение документов. -
Анализ информации. -
Обобщение данных.
После разделения на части (анализа) и фиксации этой процедуры в форме плана и/или выписок (тезисов) информации, содержащейся в документе, она трансформируется в категорию «данные». Иными словами, информация (сведения о чем-либо) при ее упорядочении исследователем по каким-то признакам, преобразуется в данные.
С данными возможно проведение достаточно большого количества операций среди которых в первую очередь следуют выделить следующие:
– формализация данных – приведение данных, поступающих из разных источников, к одинаковой форме (операция производится с целью сделать их сопоставимыми между собой);
– сортировка данных – упорядочение данных по заданному признаку (как правило, это наличие в них каких-то слов и/или словосочетаний) с целью удобства использования; повышает доступность информации;
– фильтрация данных – отсеивание «лишних» данных, в которых нет необходимости (наиболее эффективно эту операцию можно проводить в программах Microsoft Excel и Microsoft Access).
Результатом всех операций должно стать обобщение данных в группы, соответствующие проблематике исследования.
Современный футбол невозможно представить без сильных, быстрых и ловких игроков - футболистов. Для того, что бы вырастить такого игрока нужно очень много времени и средств. Футболист гармонично развитый, физически подготовленный спортсмен.
Футболисту необходимо выполнять как можно больше различных новых упражнений. Использование их позволит воспитать у футболистов способность быстро осваивать новые движения. В занятии полезно использовать различные подвижные и спортивные игры (баскетбол и волейбол с игрой не только руками, но и головой и ногами). Применяют также упражнения акробатики и гимнастики.
Педагогическое наблюдение. Педагогическое наблюдение – это метод, с помощью которого производится восприятие какого-либо педагогического явления для получения конкретных фактических данных, необходимых для достижения конкретной цели. Педагогическое наблюдение состоит из восприятия деятельности футболистов и анализа деятельности тренера в обосновании ловкости учебно-тренировочного процесса. Наблюдение направлено на познание игровой деятельности в воспитании ловкости футболистов тренировочного процесса.
Педагогическое наблюдение проводилось с целью определить исходный уровень ловкости юных футболистов 8-10 лет. Наблюдение выполняли за воспитанием ловкости футболистов в тренировочном процессе. У футболистов воспитание ловкости в фиксации наблюдаемых событий была скрытая. Наблюдение специально организовалась для определения наиболее эффективных физических упражнений, методов, используемых во время воспитания ловкости в учебно-тренировочном процессе футболистов. В наблюдении фиксировали двигательную активность, проявление интересов футболистов. Педагогическое наблюдение проходило в непринужденной, естественной обстановке, направленное на изучение интересующихся вопросов.
Педагогический эксперимент. Педагогический эксперимент - это запланированное вмешательство исследователя в процесс изучаемого явления. Педагогический эксперимент был направлен на развитие ловкости при подготовке юных футболистов 8-10 лет средствами специальных упражнений.
Методы математической статистики. Математико-статистическая обработка полученных в ходе педагогического эксперимента данных осуществлялась по общепринятым формулам при помощи расчет в excel.
Организация исследования осуществлялась в три этапа:
1 этап – теоретический – на данном этапе исследования была проанализирована научно-методическая литература, поставлены цель и задачи исследования, получена информация о каждом занимающимся, проведена оценка результатов тестирования экспериментальной и контрольной группы в начале эксперимента у футболистов 8-10 лет.
2 этап – практический – в этот период апробировано применение в образовательном процессе учебно-тренировочного этапа специального комплекса упражнений, проведена оценка результатов тестирования экспериментальной и контрольной группы в ходе эксперимента у футболистов 8-10 лет.
Спортсмены контрольной группы занимались по стандартной программе, испытуемые экспериментальной группы занимались по той же программе, однако в их тренировку был включен специальный комплекс физических упражнений, направленный на развитие ловкости у футболистов 8-10 лет (в главе 3).
Для эффективного овладения техническими приёмами футболистов в игровой деятельности необходимо осуществлять широкий подбор средств, методов, физической нагрузки, форм организации занятий, направленных на развитие ловкости, а также на их сочетание в соответствии с особенностями футбола. У футболистов в учебно-тренировочном процессе ловкость воспитывается в течение всего периода тренировки. Воспитание ловкости футболистов осуществляли в экспериментальной группе, где проводили занятия в форме учебно-тренировочных занятий 3 раза в неделю. Продолжительность занятий составляла 125 минут.
Контрольная группа тренировалась по традиционной методике детско-спортивной школы, где тренировочную нагрузку распределяли в воспитании ловкости равноценно между физической подготовкой и технической подготовкой, и отводилось игровой подготовкой. У футболистов экспериментальной группы в воспитании ловкости физическая нагрузка имела следующее распределение 45% – игровой подготовки, 5% – технической подготовкой и физической подготовки – 40%.
3 этап – аналитический. Результаты педагогического эксперимента систематизированы, описаны и обобщены, подвергнуты количественному и качественному анализу, формулировались выводы, оформлена выпускная квалификационная работа. Результаты предварительного и контрольного тестирования обрабатывались и сравнивались между собой.
2.3.Методы оценки эффективности проведенного исследования
С целью выявления уровня ловкости футболистов 8-10 лет применялось комплексное тестирование в начале и в конце педагогического эксперимента.
Была использована серия тестов. Тестирование включало в себя следующие испытания: