Файл: Сурайкин Данила Евгеньевич Выпускная квалификационная работа Методы развития ловкости при подготовке юных футболистов 810 лет средствами специальных упражнений основная образовательная программа.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 171

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Ловкость - это способность спортсмена быстро овладевать новыми движениями и быстро перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями меняющейся обстановки.

Средствами развития ловкости являются: физические упражнения в основных движениях; общеразвивающие упражнения с предметами различной формы, массы, объема; подвижные игры; совместные упражнения - вдвоем, небольшой группой; применение необычных исходных положений (бег из положения стоя на коленях, сидя; прыжок из положения стоя спиной к направлению движения), быстрая смена различных положений (сесть, лечь, встать); изменение скорости или темпа движений, введение разных ритмических сочетаний, различной последовательности элементов.

Наибольшее распространение в практике развития ловкости получили следующие методические приемы:

1. выполнение движений из необычных исходных положений;

2. изменение скорости или темпа движений;

3. зеркальное выполнение движений;

4. изменение способов выполнения упражнения;

5. усложнение упражнения дополнительными движениями;

6. изменение пространственных границ, в которых выполняется упражнение;

7. изменение характера противодействия партнеров при выполнении парных или групповых упражнений и др.

При целенаправленном воздействии на развитие ловкости должны использоваться интервалы отдыха, достаточные для полного восстановления. 


ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1.Характеристика группы исследуемых детей
Исследование проводилось на базе Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения «Центр физической культуры, спорта и здоровья Центрального района Санкт-Петербурга».

В исследовании приняли участие 20 футболистов в возрасте 8-10 лет.

Сроки исследования - 20.04.2023 – 13.05.2023.

Все испытуемые были разделены на контрольную (КГ) и экспериментальную (ЭГ) группы (табл. 1)

Таблица 1

Списки контрольной и экспериментальной групп

ФИО

Год рождения

Контрольная группа

Андрей В.

2013

Миша К.

2015

Дима Л.

2013

Рома Р.

2013

Никита О.

2013

Алексей Р.

2013

Юра Ж.

2013

Кирилл К.

2014

Миша Л.

2014

Саша В.

2015

Экспериментальная группа

Кристиан Т.

2015

Дима С.

2014

Рома М.

2013

Никита Ц.

2013

Эмин Н.

2013

Борис М.

2013

Костя Р.

2013

Динар Я.

2013

Сеня Ф.

2014

Антон С.

2015


2.2. Организация и методика исследования
Цель исследования: разработка и апробация методики развития ловкости при подготовке юных футболистов 8-10 лет средствами специальных упражнений.

Задачи исследования:

1.Провести анализ литературных источников по теме развития ловкости при подготовке юных футболистов 8-10 лет средствами специальных упражнений.



2.Разработать методику развития ловкости при подготовке юных футболистов 8-10 лет средствами специальных упражнений.

3.Апробировать методику развития ловкости при подготовке юных футболистов 8-10 лет средствами специальных упражнений и посредством эксперимента доказать её эффективность.

Методы исследования: теоретический анализ литературы, педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент, методы математической статистики.

Анализ литературы. Теоретический анализ и обобщение данных документальных источников включает в себя три взаимосвязанных этапа:

  1. Чтение документов.

  2. Анализ информации.

  3. Обобщение данных.

После разделения на части (анализа) и фиксации этой процедуры в форме плана и/или выписок (тезисов) информации, содержащейся в документе, она трансформируется в категорию «данные». Иными словами, информация (сведения о чем-либо) при ее упорядочении исследователем по каким-то признакам, преобразуется в данные.

С данными возможно проведение достаточно большого количества операций среди которых в первую очередь следуют выделить следующие:

– формализация данных – приведение данных, поступающих из разных источников, к одинаковой форме (операция производится с целью сделать их сопоставимыми между собой);

– сортировка данных – упорядочение данных по заданному признаку (как правило, это наличие в них каких-то слов и/или словосочетаний) с целью удобства использования; повышает доступность информации;

– фильтрация данных – отсеивание «лишних» данных, в которых нет необходимости (наиболее эффективно эту операцию можно проводить в программах Microsoft Excel и Microsoft Access).

Результатом всех операций должно стать обобщение данных в группы, соответствующие проблематике исследования.

Современный футбол невозможно представить без сильных, быстрых и ловких игроков - футболистов. Для того, что бы вырастить такого игрока нужно очень много времени и средств. Футболист гармонично развитый, физически подготовленный спортсмен.


Футболисту необходимо выполнять как можно больше различных новых упражнений. Использование их позволит воспитать у футболистов способность быстро осваивать новые движения. В занятии полезно использовать различные подвижные и спортивные игры (баскетбол и волейбол с игрой не только руками, но и головой и ногами). Применяют также упражнения акробатики и гимнастики.

Педагогическое наблюдение. Педагогическое наблюдение – это метод, с помощью которого производится восприятие какого-либо педагогического явления для получения конкретных фактических данных, необходимых для достижения конкретной цели. Педагогическое наблюдение состоит из восприятия деятельности футболистов и анализа деятельности тренера в обосновании ловкости учебно-тренировочного процесса. Наблюдение направлено на познание игровой деятельности в воспитании ловкости футболистов тренировочного процесса.

Педагогическое наблюдение проводилось с целью определить исходный уровень ловкости юных футболистов 8-10 лет. Наблюдение выполняли за воспитанием ловкости футболистов в тренировочном процессе. У футболистов воспитание ловкости в фиксации наблюдаемых событий была скрытая. Наблюдение специально организовалась для определения наиболее эффективных физических упражнений, методов, используемых во время воспитания ловкости в учебно-тренировочном процессе футболистов. В наблюдении фиксировали двигательную активность, проявление интересов футболистов. Педагогическое наблюдение проходило в непринужденной, естественной обстановке, направленное на изучение интересующихся вопросов.

Педагогический эксперимент. Педагогический эксперимент - это запланированное вмешательство исследователя в процесс изучаемого явления. Педагогический эксперимент был направлен на развитие ловкости при подготовке юных футболистов 8-10 лет средствами специальных упражнений.

Методы математической статистики. Математико-статистическая обработка полученных в ходе педагогического эксперимента данных осуществлялась по общепринятым формулам при помощи расчет в excel.

Организация исследования осуществлялась в три этапа:

1 этап – теоретический – на данном этапе исследования была проанализирована научно-методическая литература, поставлены цель и задачи исследования, получена информация о каждом занимающимся, проведена оценка результатов тестирования экспериментальной и контрольной группы в начале эксперимента у футболистов 8-10 лет.


2 этап – практический – в этот период апробировано применение в образовательном процессе учебно-тренировочного этапа специального комплекса упражнений, проведена оценка результатов тестирования экспериментальной и контрольной группы в ходе эксперимента у футболистов 8-10 лет.

Спортсмены контрольной группы занимались по стандартной программе, испытуемые экспериментальной группы занимались по той же программе, однако в их тренировку был включен специальный комплекс физических упражнений, направленный на развитие ловкости у футболистов 8-10 лет (в главе 3).

Для эффективного овладения техническими приёмами футболистов в игровой деятельности необходимо осуществлять широкий подбор средств, методов, физической нагрузки, форм организации занятий, направленных на развитие ловкости, а также на их сочетание в соответствии с особенностями футбола. У футболистов в учебно-тренировочном процессе ловкость воспитывается в течение всего периода тренировки. Воспитание ловкости футболистов осуществляли в экспериментальной группе, где проводили занятия в форме учебно-тренировочных занятий 3 раза в неделю. Продолжительность занятий составляла 125 минут.

Контрольная группа тренировалась по традиционной методике детско-спортивной школы, где тренировочную нагрузку распределяли в воспитании ловкости равноценно между физической подготовкой и технической подготовкой, и отводилось игровой подготовкой. У футболистов экспериментальной группы в воспитании ловкости физическая нагрузка имела следующее распределение 45% – игровой подготовки, 5% – технической подготовкой и физической подготовки – 40%.

3 этап – аналитический. Результаты педагогического эксперимента систематизированы, описаны и обобщены, подвергнуты количественному и качественному анализу, формулировались выводы, оформлена выпускная квалификационная работа. Результаты предварительного и контрольного тестирования обрабатывались и сравнивались между собой.


2.3.Методы оценки эффективности проведенного исследования
С целью выявления уровня ловкости футболистов 8-10 лет применялось комплексное тестирование в начале и в конце педагогического эксперимента.

Была использована серия тестов. Тестирование включало в себя следующие испытания: