Файл: Особенности памяти детей дошкольного возраста.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 231

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


У дошкольника может отсутствовать специфический мотив для художественно-творческой деятельности: стремление воздействовать на других своим художественным образом через художественную форму и средства, которые применил художник. Такой ребенок оценивает рисунок за то, что он хотел передать, а не передал на самом деле, он ждет соответствующего отношения и от взрослого. Дошкольник искренне не понимает, почему дети и взрослые не радуются его рисунку, как он сам.

Ребёнок смотрит на своё творчество исключительно собственными глазами, любящими то, что создано. Ребёнок уверен, что взрослый смотрит на сделанное им точно также, как и он сам, ребёнок не знает, что у него есть собственный взгляд на мир и не наделяет этой возможностью других. Он абсолютно уверен, что, глядя на его рисунок, все видят то, что видит он сам. Но у взрослых нет фантазии ребёнка.

Однако художественно-творческая деятельность побуждается не только стремлением воплотить в образе то, что волнует художника (события, люди, идеалы, убеждения и т.п.), но и стремление быть понятным и принятым зрителями, вызвать у них адекватные чувства, мысли. То есть стремление воздействовать на других людей органично входит в мотивационно-потребностную сферу личности художника. Направленность его деятельности на других людей является непременным компонентом его творческого сознания и движущей силой в поиске художником изобразительно-выразительных средств создания образа.

Подобный мотив при соответствующих условиях появляется и в изобразительной деятельности дошкольника, хотя и не сразу. В данном случае дело не в наличии художественно-творческих способностей, а в превалировании игрового мотива. В этом проявляется влияние ведущего типа деятельности на художественно-творческую.

С.Л. Рубинштейн утверждал: «Всестороннее развитие дошкольника можно осуществлять только на основе игровой деятельности. Благодаря использованию дидактических или развивающих игр процесс обучения дошкольников проходит в доступной и привлекательной форме, создаются благоприятные условия для развития интеллектуально-творческого потенциала ребенка».

Взаимосвязь художественно-творческой деятельности с игрой создает у детей дошкольного возраста лично значимый для каждого ребенка мотив деятельности, а это в свою очередь обеспечивает ее эффективность. И результат деятельности получается более высокий, так как ребенок не просто творит, а передает в изображениях образы игры, что способствует развитию памяти.


Л.А. Найниш  отмечал, что: «Для возникновения замысла большое значение имеют изобразительный опыт, адекватность его замыслам ребенка. Чем старше ребенок, чем объективнее он может оценить результат своей деятельности, тем чаще в замасливание он ориентируется на свои изобразительные возможности. Сомневаясь в них, он нередко отказывается от самых интересных замыслов. Чем развитее специфические мотивы деятельности, ориентированные на результат, чем отчетливее становится общественная направленность деятельности, сознательная ее регуляция, тем ярче проявляется эта зависимость.

Рассмотрим, как развивается содержание детских замыслов по параметрам богатство, разнообразие, оригинальность. Если говорить о богатстве замысла, то, безусловно, чем младше дети, тем беднее их замыслы. Ребенок 4, 5 года жизни, как правило, предварительно определяет довольно узкое содержание образа: «Нарисую домик такой, зайчик жить будет». При этом он не задумывается о том, какой дом, какая крыша, окна, двери, цвет домика, расположение в пространстве, наличие других объектов изображения и т.п. Чем старше дошкольник, тем в больших деталях он представляет будущий образ».

Если проанализировать рисунки (поделки) одного ребенка данной группы детей, то можно увидеть, что они далеко не всегда отличаются разнообразием. 

Чем смелее, свободнее, раскрепощенный  ребенок, тем более разнообразными могут быть его замыслы на разные и даже на одну тему (машины разных марок, разные животные и т.п.). Поэтому у малышей, детей средней группы при относительном богатстве опыта, ярком подвижном воображении и некритичности к качеству изображения, когда художественная деятельность носит процессуальный характер, замыслы могут быть самые разнообразные. Но как только ребенок осознает свои слабые изобразительные возможности, разнообразие исчезает. Те же дошкольники, которые овладели разными способами изображения, обладают относительно хорошим изобразительным опытом, способны замысливать разнообразные по содержанию образы.  Чаще это встречается у старших дошкольников.


Оригинальность (относительное своеобразие, неповторимость) замыслов есть проявление формирующейся индивидуальности ребенка. Как правило, оригинальных замыслов в группе детей не так много, но чаще всего этим отличаются одни и те же дети. Проявляют они себя в тех случаях, если оригинальность, своеобразие как тенденция деятельности и поведения поощряется, стимулируется взрослыми.

По данным И.Н. Мурашковской, на развитие содержания замыслов оказывают влияние такие факторы, как пол, ценностные ориентации национальной культуры, семьи и социального устройства общества, территориальное проживание ребенка, степень ориентации ребенка на реальную (дети-реалисты) и воображаемую действительность (мечтатели, фантазеры)

Большинство же детей, воспитывающихся в дошкольных учреждениях, к сожалению, в свободной  деятельности изображают в основном темы, имевшие место на занятиях и предложенные взрослыми. Одна из существенных причин - невнимание взрослых к развитию художественно-творческой деятельности способностей как личностного качества вообще, невнимание к развитию индивидуальности. Однако замыслы могут быть разными в пределах одной и той же темы, взрослые должны создать для этого условия.

И тогда даже при повторе тем замыслы будут более разнообразны, а среди них появятся и оригинальные. Изобразительные действия наиболее исследованы в теории и находятся под пристальным вниманием практиков. Именно эти действия позволяют маленькому творцу создать графический (в рисовании), пластический (в лепке), силуэтный (в аппликации) образ и выразить свои мысли, чувства в наглядной форме. Изобразительность несет в себе и выразительность образа.

        Таким образом, в дошкольном возрасте закладываются основы художественно-творческой деятельности ребенка, которая способствует развитию памяти детей.


Заключение

        На основе анализа психолого-педагогической литературы, мы определили, что под процессом памяти понимают – запоминание, сохранение и последующее воспроизведение того, что мы раньше воспринимали, переживали или делали.


        Классификация видов памяти по преобладающему в процессах запоминания, сохранения и воспроизведения материала анализатору включает двигательную память, образную память, эмоциональную память и словесно-логическую память.

        Память выступает как одно из важнейших свойств человека, позволяющее ему ориентироваться в окружающем мире, не потеряться в потоке информации. Без развитой памяти труднодостижимо гармоничное развитие личности, овладение ею необходимыми в современном обществе знаниями, умениями и навыками.

        На основе исследований Л.С. Выготского, А.В.Запорожца А.А. Смирнова, Д.Б. Эльконина, мы определили, ведущую роль памяти у детей дошкольного возраста, как функции способной к накоплению опыта, создающей возможности для обучения. Дошкольный возраст характеризуется интенсивным развитием способности к запоминанию и воспроизведению.

На протяжении дошкольного возраста процессы памяти преобразовываются. Происходят количественные и качественные изменения. Происходит увеличение объема непосредственной памяти, скорости и прочности запечатления. С возрастом у ребенка меняется структура мнемической деятельности, а именно непосредственное и непроизвольное запоминание перерастает в сложную, сознательно регулируемую деятельность, которая опирается на различные способы смысловой обработки материала, т.е. происходит переход от непроизвольной памяти к произвольной.

      

Развитие памяти детей старшего дошкольного возраста осуществляется с помощью дидактических игр с наглядным материалом или без него. Наглядным материалом служат не только картинки, но и натуральные предметы, игрушки. Большое влияние на развитие памяти детей дошкольного возраста оказывают игры-драматизации.

Помимо игровой деятельности, развитие памяти дошкольников возможно в художественно-творческой деятельности, которая по определению Л.С. Выготского, является деятельностью человека, которая создает нечто новое.

Список литературы

  1. Азарова, Т.В., Психология [Текст] / Т.В. Азарова, М.Р. Битянова. -  М.: Совершенство, 2008.- 341 с.

  2. Бадалян Л., Миронов А. Память и нервно-психическое развитие // Дошкольное воспитание. – 1976. — №4. – С. 23-31.

  3. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду: Кн. для воспитателя дет.сада. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1991. – 160 с.: ил.

  4. Венгер, Л.А., Психология [Текст] / Л.А. Венгер, В.С. Мухина. - М.: Просвещение, 2009.- 336 с.

  5. Гамезо, М.В., Возрастная и педагогическая психология [Текст] / М.В. Гамезо, М.В. Матюхина. - М.: Просвещение, 2004.- 255 с.

  6. Дубровина,     И.В.     Психология [Текст] / И.В. Дубровина. – М.: Академия, 1012 – 464с.

  7. Житникова Л. М. Учим детей запоминать. – Изд. 3-е, доп. – М., 1985.

  8. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста: Кн. для воспитателя дет. cадам/ Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко, Р. И. Говорова, Л. И. Цеханская; Сост. Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко. – М.: Просвещение, 1989. – 127 с.

  9. Истомина, З.М. Развитие памяти в дошкольном возрасте [Текст] : Автореферат дис. на соискание ученой степени доктора психологических наук. (19.00.07) / Моск. гос. пед. ин-т им. В. И. Ленина. - Москва : [б. и.], 1975. - 48 с.

  10. Казаков,  В.Р..   Психология [Текст] / В.Р. Казаков, Л.А. Кондратьев -  М.:   Высшая школа, 2011.- 480 с.

  11. Коломинский, Я. Л. Человек: психология [Текст] / Я.Л. Коломинский. - М.: Просвещение, 2006.- 450 с.

  12. Костромина, Н.И. Как увеличить объем памяти ребенка [Текст] / Н.И. Костроминова // Начальная школа. - 2013.- №4.- С. 41

  13. Крутецкий,   В.А.    Психология [Текст] / В.А. Крутецкий. -   М.:    Просвещение.    1986.- 336с.

  14. Крылов А.А. Психология [Текст] / А.А. Крылов. - М.: Проспект, 2001.- 583 с.

  15. Кузин, B.C. Психология [Текст] / В.С. Кузин. - М.: Высшая школа, 2012.- 460с.

  16. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология [Текст] / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. - М.: ТЦ Сфера, 2011.- 464с.

  17. Лебедева С. О: О возможностях развития образной памяти // Дошкольное воспитание. – 1985. — №8. – С. 52-54.

  18. Михайлова З. А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. – М.: Просвещение, 1985

  19. Мухина,   B.C.   Возрастная   психология [Текст] / В.С. Мухина. -   М.: Академия, 2009.- 456с.Список  литературы

  20. Немов,    Р.С. Психология [Текст] / Р.С. Немов:    В 3 Кн.    Общие    основы психологии. - М.: Владос, 1997.- Кн.1.- 688с.

  21. Немов, Р.С. Психология [Текст] / Р.С. Немов: В 3 Кн. Психодиагностика. - М.: Владос. 2007.- Кн. 2.- 680с.

  22. Обухова,  Л.Ф.   Возрастная  психология [Текст] / Л.Ф. Обухова.   М.:   Российское педагогическое агентство,  2006.- 374с.

  23. Овчарова,   Р.В.    Практическая   психология   в   начальной
    школе [Текст] / Р.В. Овчарова. - М.: Сфера, 2013.- 240с.

  24. Петровский   А.В.,  Психология [Текст] / А.В. Петровский, М.П. Ярошевский. -   М.: Академия, 2008.- 512с.

  25. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. Психология интеллекта. Генезис числа и ребенка. Логика и психология. М.: «Просвещение»,1969.- 659с.


Приложение 1

Методика «Запомни фигуры» (Е.И. Рогов)

Методика предназначена для оценки зрительной памяти.

Оборудование: таблица с геометрическими фигурами для запоминания.

Описание методики: таблица экспонируется в течение 20 секунд. Детям предлагается внимательно рассмотреть таблицу и запомнить фигуры.

Инструкция: «Вам будет предъявлена таблица с геометрическими фигурами. Вам нужно как можно лучше их запомнить и после того, как таблица будет убрана по моей команде воспроизвести на бланке.

Обработка полученных данных: подсчитывается число правильно воспроизведенных фигур. Порядок воспроизведения не учитывается.

Выводы об уровне развития:

8-9 баллов - высокий уровень.

5-7 баллов - средний уровень.

1-4 балла - низкий уровень.

Методика «Изучение непроизвольного запоминания»

Цель: Изучение уровня непроизвольного зрительного запоминания.

Оборудование: Набор из 10 картинок.

  1. Рыба.

  2. Ведро.

  3. Кукла.

  4. Молоток.

  5. Портфель.

  6. Санки.

  7. Елка.

  8. Чашка.

  9. Часы.

  10.  Телевизор.

Описание методики: картинки предъявляются по одной (1 картинка в секунду). Обследуемый должен воспроизвести  весь набор картинок на вербальном уровне (назвать то, что нарисовано на картинках). Порядок воспроизведения не имеет значения. За каждое правильно воспроизведенное название выставляется по 1 баллу.

Уровни оценки результатов: 8 – 10 баллов – высокий уровень.

5 – 7 баллов средний уровень.

Менее 5 баллов – низкий уровень.

Методика «10 слов» (Л.Д. Столяренко)

Цель: выявление уровня развития слуховой памяти.

Оборудование: набор слов для запоминания.

Описание   методики:    детям   предлагается   внимательно выслушать и запомнить предлагаемый набор слов. После прочтения испытуемый   должен   по   памяти    воспроизвести   слова.    Порядок воспроизведения слов не учитывается.

Инструкция: «Сейчас я прочитаю вам ряд слов. Вам нужно как можно лучше их запомнить и сразу же после окончания чтения по моей команде записать (при индивидуальной работе назвать мне) все слова, которые вы смогли запомнить».

Обработка полученных данных: подсчитывается число правильно воспроизведенных слов.

Выводы об уровне развития:

8-10 баллов - высокий