Файл: Особенности памяти детей дошкольного возраста.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 230

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, который внедряет их с образовательной и воспитательной целями:

- игры обучающие: дидактические, сюжетно-дидактические, подвижные; 

- досуговые игры: игры-забавы, игры-развлечения, интеллектуальные, празднично-карнавальные, театрально-постановочные;

4. игры, идущие от исторически сложившихся традиций этноса (народные), которые могут возникать по инициативе как взрослого, так и более старших детей: традиционные или народные.

С.А. Миронова считает, что игра как ведущая деятельность дошкольника имеет большое значение для физического, умственного, нравственного и эстетического воспитания детей.

Занимая определенное место в жизни взрослых, для детей игра имеет особое значение. Принято называть игру "спутником жизни". У детей дошкольного возраста она составляет основное содержание жизни, тесно переплетаясь с трудом и учением. Многие серьезные дела у ребенка приобретают форму игры. В нее вовлекаются все стороны личности: ребенок двигается, говорит, воспринимает, думает; в процессе игры активно работает его воображение и другие психические процессы. Игра - это свободная и самостоятельная деятельность, возникающая по личной инициативе ребенка, отличающаяся активным творческим характером, высокой эмоциональной насыщенностью.

Прежде всего, в игре осуществляется познавательное развитие детей, так как игровая деятельность способствует расширению и углублению представлений об окружающей действительности, совершенствованию внимания, памяти, наблюдательности и мышления. Игры оказывают влияние на физическое развитие детей. В играх удовлетворяется потребность детей в движениях, которые становятся более точными и координированными.
В процессе игры развиваются нравственные качества ребенка: смелость, решительность, честность, доброжелательность. В силу того, что большинство игр носит коллективный характер, они способствуют формированию у детей навыков общения. Следует использовать игровую деятельность для воспитания бережного отношения к игрушкам и игровому материалу, развития первоначальных трудовых навыков.

Игра, являясь основой педагогической теории Ф. Фребеля определяет её развивающий характер и способна решать задачи обучения ребенка, в том числе развития памяти.

В.Н. Аванесова определяет дидактическую игру как разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей.

По мнению А.К. Бондаренко  дидактическая игра представляет собой многоплановое педагогическое явление. Она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, а также средством всестороннего воспитания личности ребенка.


А.Н. Леонтьев отмечал, что дидактические игры представляют собой переходную форму к неигровой деятельности, которую они подготавливают. Эти игры действительно способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих собой основу будущего обучения для ребенка.

В отечественной дошкольной педагогике проблемы сущности, генезиса и руководства дидактическими играми нашли отражение в исследованиях Н.А. Коротковой , Н.Я. Михайленко, Н.Б. Мчелидзе и др.

Дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует педагог, а другая - игровая, ради которой действует ребенок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала. Усвоение программного содержания становится условием достижения игровой цели.

Структуру дидактической игры образуют основные и дополнительные компоненты. К основным компонентам относятся: дидактическая задача, игровые действия, игровые правила, результат и дидактический материал. К дополнительным компонентам: сюжет и роль.

Различают следующие виды дидактических игр: игры с предметами (игрушками), настольно-печатные и словесные игры.

Игры с предметами – основаны на непосредственном восприятии детей, соответствуют стремлению ребенка действовать с предметами и таким образом знакомиться с ними. В играх с предметами дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различия предметов. При ознакомлении детей с природой в подобных играх использую природный материал (семена растений, листья, камушки, разнообразные цветы, шишки, веточки, овощи, фрукты и др. – что вызывает у детей живой интерес и активное желание играть.

Настольно - печатные игры – это увлекательное занятие для детей при ознакомлении с окружающим миром, миром животных и растений, явлениями живой и неживой природы. Они разнообразны по видам: «лото», «домино», «парные картинки».  С помощью настольно-печатных игр можно успешно развивать компоненты мелкой моторики.

Словесные игры – это эффективный метод воспитания самостоятельности мышления и развития речи у детей. Они построены на словах и действиях играющих, дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи: описывают предметы, выделяя характерные их признаки, отгадывают их по описанию, находят сходства и различия этих предметов и явлений природы.



Важным условием результативного использования дидактических игр для развития памяти у детей дошкольного возраста является соблюдение последовательности в подборе игр. Прежде всего, должны учитываться следующие дидактические принципы: доступность, повторяемость, постепенность выполнения заданий.

Для эффективности работы по развитию памяти с использование дидактических игр необходимо соблюдать ряд специальных принципов.

1. Принцип осознания совершаемых действий. Действия сопровождаются проговариванием.

2. Принцип развернутости освоения навыков. Темп и механизм освоения навыков у детей дошкольного возраста неодинаков в силу их возрастных особенностей. Поэтому необходимо отрабатывать навыки освоения движений ребенка в оптимальном для него режиме.

3. Принцип обратной связи. По ходу проведения дидактической игры обязателен комментарий, помогающий, подсказывающий и оценивающий действия ребенка.

В работе по развитию памяти с использованием дидактических игр следует также придерживаться следующих условий:

•        дидактические игры подбираются с учетом их постепенно возрастающей сложностью;

•        учитываются индивидуальные особенности ребенка, темп его развития, возможности, настроение;

•        дидактические игры необходимо проводить регулярно, систематически;

•        соблюдение временного регламента, чтобы не вызвать переутомления ребенка;

•        деятельность ребенка должна была успешной, тогда подкрепляется его интерес к дидактическим играм.

Для ребенка дошкольного возраста дидактическая игра приобретает особое значение. В дидактической игре создаются условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации или с определенными предметами, приобретая собственный опыт.

Для развития памяти детей старшего дошкольного возраста значимы дидактические игры. Они могут использоваться на специально организованных групповых и индивидуальных занятиях.

Развитие памяти детей старшего дошкольного возраста осуществляется с помощью упражнений и дидактических игр с наглядным материалом или без него. Наглядным материалом служат не только картинки, но и натуральные предметы, игрушки.

Благоприятным условием развития памяти является разнообразие дидактического материала.

Дидактический материал, по своему характеру
, практически всегда абстрактен и не имеет постоянного содержания, в то время как дидактическая игрушка сюжетна, образна, передает либо образ человека (матрешка), либо предмет (грибок). Благодаря этому, действия с игрушками приобретают для ребенка определенное игровое содержание. По мнению А.К. Бондаренко, дидактическую игру можно условно разделить на несколько стадий. Для каждой стадии характерны определенные проявления детской активности.

Обязательное требование к наглядному материалу: он должен быть знаком детям, оформлен эстетически, вызывать конкретные образы, будить мысль.

Таким образом, особая роль дидактической игры в развитии памяти детей дошкольного возраста определяется тем, что дидактическая игра должна сделать сам процесс обучения эмоциональным, действенным, позволить ребенку получить собственный опыт.

В.Н. Аванесова утверждает, что в одних случаях дидактические игры выступают своеобразной игровой формой занятия и проводятся со всеми детьми организованно в часы занятий; в других – используются в повседневной жизни, в часы самостоятельной игровой деятельности.

Большое влияние на развитие памяти детей оказывают игры, содержанием которых является инсценирование какого-либо сюжета, – так называемые игры-драматизации.

Игры-драматизации значительно отличаются от дидактических игр. Дети должны понять содержание, запомнить последовательность происходящих действий и речевой материал, с помощью которого они должны общаться.  Развитие памяти в игре-драматизации может стать лишь в том случае, если содержание будет не только понято ребенком, но и эмоционально воспринято.

Для ребенка дошкольного возраста необходимо адаптировать произведения, которые используются для игр-драматизаций, в то же время следует подготовить самих детей к изображению персонажей, к правильному воспроизведению их действий по памяти. Таким образом, проведению игр-драматизаций должна предшествовать целая серия подготовительных дидактических игр. 

Развитие памяти тесно связано с умственным воспитанием ребенка, с развитием его восприятия, мышления и деятельности. Передавая детям  знания о знакомых им предметах, свойствах, действиях, явлениях, педагог заставляет их по-новому взглянуть на привычную действительность. Таким образом, познавательная функция непосредственно связана с развитием памяти. Поэтому многие игры по сенсорному воспитанию и по развитию мышления направлены также и на развитие памяти.


Формирование игровой деятельности в дошкольном возрасте предполагает ее организацию воспитателем. Чем младше дети, тем больше в их играх должно быть непосредственного участия со стороны взрослых.
Важным условием развития памяти детей является руководство игровой деятельностью педагогом. 

2.2 Развитие памяти детей дошкольного возраста в художественно-творческой деятельности  

Художественно-творческая деятельность несет в себе огромный педагогический потенциал, который до сих пор является недостаточно исследованным. В процессе обозначенной деятельности происходит развитие памяти детей дошкольного возраста. Наиболее доступным видом художественно-творческой деятельности у детей дошкольного возраста выступает изобразительная.  

В соответствии с ФГОС дошкольного образования художественно-творческая деятельность отнесена к образовательной области «Художественно-эстетическое развитие».

Художественно-творческая деятельность возникает не сразу, а постепенно разворачивается, развивается из более элементарных и простых форм и на каждой возрастной ступени имеет свое собственное выражение. Согласно Т. Рибо, все формы творчества требуют включения процессов памяти.  

По мнению ряда авторов, художественно-творческая деятельность – это не исключительный процесс, касающийся только отдельных творческих личностей, он пронизывает жизнь каждого человека, особенно в детстве. Д. А. Леонтьев выделяет творчество как универсальную натуральную функцию, присущую всем нормально развивающимся детям, и творчество как высшую психическую функцию, в которую детское творчество может трансформироваться в процессе взросления. Суть натурального творчества заключается в игре возможностями, в создании субъективно нового вне какой-либо его оценки; суть взрослого творчества заключается в диалоге с культурой и внесении в нее объективно нового.  

Как утверждал психолог А.А. Мелик-Пашаев: «Дети дошкольного возраста сензитивны к сенсорному развитию, совершенствованию памяти, восприятия, внимания, воображения. Это обусловлено тем, что у детей от рождения до 6-7 лет происходит совершенствование работы всех анализаторов, развитие и функциональная дифференциация отдельных участков коры головного мозга, связей между ними и органов движения, прежде всего рук».

Характерная особенность детской художественно-творческой деятельности – ее всеобщий характер. В детстве творят все, детское творчество несводимо к таким когнитивным предпосылкам, как мышление, интеллект, память, воображение: ведь все процессы познавательного характера хоть и неравномерно, но монотонно развиваются на протяжении многих лет, а творчеству обнаруживает не столь однозначную динамику.