Файл: Интеллектуальные информационные системы и технологии.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 395

Скачиваний: 11

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

УДК 004.89(075.8)

С применением

Без применения

Формирование

Приобретение

Извлечение

А1 <проверки нормальности распределения значений остатков>

Рис. 4.1. Обобщенная структура статической ЭС

Рис. 4.2. Обобщенная структура динамической ЭС

Глава 8. Хранилища данных и управление знаниями8.1. Хранилища данныхДля устранения разрозненности, разнотипности, противоречивости данных используется концепция «хранилище данных» (ХД). Под ХД понимают предметно-ориентированную, интегрированную, некорректи-руемую, зависимую от времени коллекцию данных, предназначенную для поддержки принятия управленческих решений. Хранилище данных должно предложить такую среду накопления данных, которая оптимизирована для выполнения сложных аналитических запросов управленческого персонала. Данные в хранилище не предназначены для модификации. Предметная ориентация означает, что данные объединены и хранятся в соответствии с теми областями, которые они описывают. Интегрированность подразумевает, что данные должны удовлетворять требованиям всего предприятия. Некорректируемость заключается в том, что данные не создаются в ХД, а поступают из внешних источников, не подвергаются изменениям и не удаляются. Данные в ХД должны быть согласованы во времени.При реализации ХД особое значение приобретают процессы извлечения, преобразования, анализа и представления. При извлечении данные приводятся к единому формату. Источники данных могут быть классифицированы по территориальному, административному признаку, степени достоверности, частоте обновляемости, количеству пользователей, секретности и используемым СУБД. Вся эта информация составляет основу словаря метаданных ХД, который призван обеспечить корректную периодическую актуализацию ХД.Инструментальные средства (ИС) реализующие аналитические методы обработки данных, классифицируются по способу представления данных. Выделяют ИС, хранящие данные:в реляционном виде, но имитирующие многоразмерность для пользователя;в многоразмерных базах;как в реляционном виде, так и в многоразмерных базах.Помимо извлечения данных из БД для принятия решений, актуален процесс извлечения знаний для удовлетворения информационных потребностей пользователя. Если в ЭС основное внимание уделяется проблеме извлечения знаний от экспертов, то в данном случае знания извлекаются из БД.С точки зрения пользователя в процессе извлечения знаний из БД должны решаться задачи преобразования данных (неструктурированных наборов чисел, символов) в информацию (описание обнаруженных закономерностей), информации в знания (значимые для пользователя закономерности), знаний в решения (последовательность действий, на-правленных на удовлетворение информационных потребностей поль-зователя).Интеллектуальные средства извлечения знаний из БД позволяют выявить закономерности и вывести правила из них. Эти закономерности и правила можно использовать для принятия решений и прогнозирования их последствий. Существует несколько интеллектуальных методов выявления и анализа знаний: ассоциация, последовательность, классификация, кластеризация и прогнозирование. Ассоциация имеет место в том случае, когда несколько событий связаны друг с другом. Если существует цепочка связанных во времени событий, то говорят о последовательности. С по-мощью классификации выявляются признаки, характеризующие группу, к которой принадлежит тот или иной объект. Кластеризация аналогична классификации, но отличается от нее тем, что сами группы еще не сформированы. С помощью прогнозирования на основе особен-ностей поведения данных оцениваются будущие значения непрерывно изменяющихся переменных (см. п. 2.5).8.2. Управление знаниямиПонятие «управление знаниями» появилось в середине 90-х годов прошлого века в крупных корпорациях, где проблемы обработки информации приобрели особую остроту. Системы управления знаниями (Knowledge Management) получили название КМ-систем. Для их при-менения используются следующие технологии:электронная почта;базы и хранилища данных;системы групповой поддержки;браузеры и системы поиска;корпоративные сети и Интернет;ИИ-системы.Хранилища данных, которые работают по принципу центрального склада, стали одним из первых инструментариев КМ. Управление знаниями – это совокупность процессов, которые управляют созданием, распространением, обработкой и использованием знаний внутри пред-приятия. Необходимость в разработке КМ-систем возникла в силу нескольких причин:работники предприятия тратят слишком много времени на поиск необходимой информации;опыт ведущих специалистов используется только ими самими;ценная информация «захоронена» в огромном количестве докумен-тов, доступ к которым затруднен;из-за недостаточной информированности и игнорирования преды-дущего опыта повторяются «дорогостоящие» ошибки.Одним из новых решений по управлению знаниями является понятие корпоративной памяти, которая фиксирует информацию из различных источников предприятия и делает ее доступной специалистам для решения производственных задач. Корпоративная память не позволяет исчезнуть знаниям выбывающих специалистов. Различают два уровня корпоративной памяти: Уровень материальной или явной информации – данные и знания, которые содержатся в документах организации в виде сообщений, статей, справочников, патентов, ПО. Уровень персональной или скрытой информации – персо-нальные знания, неотрывно связанные с индивидуальным опытом, которые могут быть переданы через процедуры извлечения знаний. Скрытое зна-ние – основа СППР. При разработке КМ-систем можно выделить следующие этапы: Стихийное и бессистемное накопление информации в орга-низации. Извлечение знаний – наиболее сложный и трудоемкий этап. Структурирование – выделение основных понятий, выработка структуры представления информации. Формализация – представление структурированной информа-ции на языках описания данных и знаний. Обслуживание – корректировка данных и знаний. Автоматизированные системы КМ OMIS (Organizational Memory Information Systems) предназначены для накопления и управления знаниями предприятия (рис. 8.1). Рис. 8.1. Архитектура OMISОсновные функции OMIS:сбор и систематическая организация информации из различных источников в централизованное или структурное ХД;интеграция с существующими автоматизированными системами;обеспечение нужной информации по запросу.В отличие от ЭС первичной целью систем OMIS является не поддержка одной задачи, а лучшая эксплуатация необходимого общего ресурса знаний.Первые информационные системы на основе гипертекстовых (ГТ) моделей появились в середине 60-х годов ХХ века, но первые ком-мерческие ГТ-системы относятся к 1980-х годам. Под гипертекстом понимают технологию формирования информационных массивов в виде ассоциативных сетей, элементами или узлами которых выступают фраг-менты текста, рисунки, диаграммы. Навигация по таким сетям осу-ществляется по связям между узлами. Основные функции связей:переход к новой теме;присоединение комментария к документу;соединение ссылки на документ с документом, показ на экране графической информации;запуск другой программы.Мультимедиа (ММ) понимается как интегрированная компьютерная среда, позволяющая наряду с традиционными средствами взаимодействия человека и компьютера (дисплей, принтер, клавиатура) использовать новые возможности – звук, мультипликацию, видеоролики. Когда элементы ММ объединены на основе сети гипертекста, можно говорить о гипермедиа (ГМ). Основной сферой применения ГМ являются автома-тизированные обучающие системы или электронные учебники. Глобаль-ный успех в этом направлении получила сеть Интернет.8.3. Технология создания систем управления знаниямиПроектирование систем управления знаниями (СУЗ) или КМ-систем декомпозируется на этапы, которые свойственны любой другой ИИ-системе. Вместе с тем имеется ряд особенностей:коллективное использование знаний предполагает объединение и распределение источников знаний по различным субъектам, а следо-вательно, решение организационных вопросов администрирования и оп-тимизации деловых процессов, связывающих пользователей СУЗ;задача проектирования СУЗ носит непрерывный характер, поскольку постоянно добавляются внешние источники данных;поскольку СУЗ имеет многоцелевое значение, возникает потребность в интеграции разнообразных источников знаний на основе единого се-мантического описания пространства знаний.Этапы проектирования СУЗ:идентификация проблемной области:определение типов решаемых задач;отбор источников знаний;определение категорий пользователей;концептуализация:выявление понятий (категорий);выявление свойств (отношений);построение правил (ограничений);формализация:выбор метода представления знаний;представление знаний;реализация:создание онтологий;аннотирование и подключение источников знаний;настройка (создание) приложений;внедрение:тестирование;развитие.Онтология (от греч. «онтос» – сущее, «логос» – учение) – это точное (явное) описание концептуализации знаний, учение о сущем.Идентификация проблемной областиВ первую очередь определяется состав решаемых задач. Возможно создание узкоспециализированных систем по конкретным функциям управления: маркетинга, менеджмента, финансов. Разработка СУЗ может начинаться с отдельных областей, например с маркетинга, не требуя одновременной разработки всех необходимых онтологий и источников знаний. Для создания БЗ прецедентов требуется определить набор типовых бизнес-процессов, для которых будут отбираться прецеденты (например, разработка проектов, заключение договоров, проведение PR-акций). Центральное место в проектировании СУЗ занимает онтология, которая определяет и интегрирует все источники знаний. Требования разработки онтологий оформляются в виде спецификации требований (таблица). Предметная область Подбор и повышение квалификации персонала компании Назначение Онтология служит для обмена знаниями между депар-таментом управления и менеджерами проектов при отборе персонала. Используется для семантического поиска квали-фикационных характеристик для выполнения определенных видов работ Область значений Онтология содержит концепты (категории) управления пер-соналом. Концепты используемых квалификаций в техно-логиях рассматриваются детально Продолжение табл. Предметная область Подбор и повышение квалификации персонала компании Поддерживающие приложения Система управления квалификацией персонала в ИНТРАНЕТ-среде Источники знания Web-страницы департамента управления персоналомРуководство о развитии персоналаСпецификация продукции и технологийИнтервью с работниками департамента управления персо-налом и менеджерами проектов Концептуализация знаний с помощью онтологийНазначение онтологий – обеспечение возможностей:повышения интеллектуальности СУЗ на основе того, что остается неявным;стандартизации на основе описания целевого мира в виде словаря, разделения знаний между различными пользователями и компьютерными системами;систематизации знаний, позволяющей интегрировать разнородные источники знаний на базе единой многоаспектной таксономии, пред-ставляемой в общем словаре;снабжения необходимыми понятиями, отношениями и ограниче-ниями, которые используются как строительные блоки для создания конкретной модели решения задач;постепенного обобщения понятий конкретной проблемной об-ласти.Требования к проектированию онтологий знаний:ясность – четкая передача смысла введенных терминов (кон-цептов);согласованность – логическая непротиворечивость определений;расширяемость – возможность монотонного расширения и специали-зации без необходимости пересмотра уже существующих понятий;инвариантность к методам представления знаний;отражение только наиболее существенных предположений о модели-руемом мире.Онтологическое знание организуется на трех уровнях, в связи с чем выделяют онтологии:верхнего уровня (метаонтология);предметной области;задач.Метаонтология отражает такие общие понятия, как «сущность», «класс», «свойство», «значение», «типы данных», «типы отношений», «процесс», «событие». Определение общих категорий позволяет системе контролировать синтаксические конструкции понятий предметных и проблемных областей, которые идентифицирутся как наследники общих категорий.Онтология предметной области определяет набор понятий, ис-пользуемых при решении различных интеллектуальных задач и независимых от применяемого метода. При построении онтологии предметной области выявляются свойства и отношения понятий, строятся логические правила, расширяющие семантику модели предметной области.Онтология задач имеет дело с понятиями, описывающими методы преобразования объектов предметной области в процессе решения задач. Например, для задач обучения в качестве методов могут использоваться дедуктивный (от общего к частному), индуктивный (от частного к общему) и абдуктивный (от частного к частному). С помощью понятий, свойств и отношений описывается сущность используемых методов, устанавливается последовательность их выполнения. Введение онтологии задач позволяет расширить класс интеллектуальных задач, решаемых с помощью СУЗ, в частности перейти от простых поисковых задач к задаче конфигурации, когда система автоматически разбивает задачу на под-задачи, для каждой подзадачи выбирает метод решения, а для каждого метода – необходимые единицы предметных знаний. Такая СУЗ является не просто интеллектуальной информационно-поисковой системой, но и системой, которая планирует и генерирует решение задачи. В этом аспекте СУЗ должна обладать развитым механизмом вывода и по своей реализации сближается с классом ЭС, но на более развитой семанти-ческой основе. Формализация онтологического знанияВ основу формализации онтологий, с одной стороны, положены общепризнанные методы представления знаний (исчисление предикатов, семантические сети и фреймы), с другой  методы описания онто-логических знаний с помощью специальных семантических конструк-ций. В качестве языков представления онтологического знания исполь-зуются:языки, основанные на исчислении предикатов;HTML-подобные языки;XML-подобные языки.Языки, основанные на исчислении предикатов, построены на декларативной семантике и обеспечивают выражение произвольных логических предложений. С помощью этих языков хорошо представляется метазнание, что позволяет пользователю представлять знания в явном виде и разрешает пользователю применять новые конструкции представления знаний без изменения самого языка. Одним из таких языков является KIF, разработанный для обмена знаниями между различными программными агентами (ЛИСП-подобный язык).HTML-подобные языки (Hypertext Markup Language) – инструмент разметки гипертекста. С использованием HTML создано более 60 % ресурсов современного Интернета. Браузер – специальная клиентская программа, предназначенная для просмотра содержимого Web-узлов и отображения документов HTML. В качестве основы для описания онтологий и онтологического аннотирования текстов может выступать язык разметки данных HTML, дополненный специальными тегами (указателями). С помощью тегов происходит выделение семан-тических фрагментов текста, которые унифицированно интерпрети-руются семантическими анализаторами различных ПС. Языки данной группы позволяют описать объекты онтологии (концепты), отношения между ними и определить правила вывода. Основное назначение таких языков состоит в возможности описания онтологии, аннотирования необходимых Web-страниц концептами онтологии и дальнейшем осу-ществлении поиска данных Web-страниц с помощью специальной по-исковой машины.В качестве основы для XML-подобных языков выступает расширяемый язык разметки. В настоящее время существует около 20 различных языков, основанных на XML. Основным достоинством языка является то, что для работы с документами, подготовленными с помощью него, достаточно обычного интернет-браузера, т.е. не требуется никаких дополнительных средств. XML-документ представляет собой размеченное дерево. Структура XML описания обычного учебного курса приведена на рис. 8.2.Язык XML не обладает практически никакими возможностями в области представления онтологий. В нем отсутствуют специальные конструкции, позволяющие описать взаимоотношения между концептами онтологии, правила вывода. Он предназначен исключительно для представления данных. Язык RDF, представляющий расширение XML, позволяет описать концепты, отношения между ними, поддерживает иерархию концептов и их наследование, задает некоторые правила вывода. Базовыми строительными блоками в RDF является триплет «объект –атрибут – значение», часто записываемый в виде A (O, V), которыйчитается как «объект О имеет атрибут А со значением V». В семантической сети эту связь можно представить как ребро с меткой А, соединяющее два узла – О и V.Р ис. 8.2. Размеченное деревоВыбор ИС реализации СУЗ во многом определяется требуемой функциональностью использования СУЗ: информационным поиском в источниках знаний, коллективным решением задач, обучением и др. Для узкоспециализированных целей, ориентированных на поиск в интернет-ресурсах, применяются специализированные системы, например SHOE, которая обеспечивает аннотацию документов, сбор знаний в централи-зованную БЗ, выполнение поисковых запросов.Инструментальные средства должны обеспечивать выполнение двух основных групп функций: Создание и поддержание источников знаний: создание и поддержание онтологий;аннотирование источников знаний;подключение источников знаний;автоматическую рубрикацию и индексирование источников зна-ний; Доступ к источникам знаний: реализация запросов;навигация и просмотр;коммуникация пользователей;распространение знаний.Глава 9. Интеллектуальные информационные системыв условиях неопределенности и риска9.1. Понятие риска в системах поддержки принятий решений слабоструктурированных проблемЭкономические решения в зависимости от определенности воз-можных исходов или последствий рассматриваются в рамках трех моделей [16] выбора решения:в условиях определенности, если относительно каждого действия известно, что оно неизменно приводит к некоторому исходу;в ситуации риска, если каждое действие приводит к одному из множества возможных частных исходов, причем появление каждого исхода имеет вычисляемую или экспертно оцениваемую вероятность;при неопределенности, когда то или иное действие имеет своим следствием множество частных исходов, но их вероятности неиз-вестны.Вероятностные методы обеспечивают подходящие условия для принятия решения и содержательные гарантии качества выбора. При этом исходят из предположения, что суждения относительно значений, предпочтений и намерений представляют собой ценные абстракции человеческого опыта и их можно обрабатывать для принятия решений. В то время как суждения относительно правдоподобия событий квалифицируются вероятностями, суждения относительно желательности действий представляются понятиями. Байесовская методология рас-сматривает ожидаемую полезность U(d) как оценку качества решения d. В соответствии с этим, если мы можем выбрать либо действие d1, либо d2, вычисляем U(d1), U(d2) и выбираем действие, которое соответствует наибольшему значению. Семантика полезности состоит в том, чтобы описать риск.Под риском принято понимать вероятность (угрозу) утраты лицом или организацией части своих ресурсов, недополучения доходов или появления дополнительных расходов в результате осуществления определенной финансовой политики.Уровень риска – это объективная или субъективная вероятность возникновения потерь. Под объективной вероятностью понимается ко-личественная мера возможности наступления случайного события, по-лученная с помощью расчетов или опыта, позволяющая оценить веро-ятность выявления данного события. Субъективная вероятность пред-ставляет собой меру уверенности в истинности высказанного суждения и устанавливается экспертным путем.Уровни риска наиболее легко устанавливаются при помощи атрибутивных оценок типа «высокий», «средний», «небольшой». Разно-видностью атрибутивной оценки рисков является буквенная кодировка. При этом в порядке нарастания риска и падения надежности используются латинские буквы от А до D. AAA – самая высокая надежность;AA – очень высокая надежность;A – высокая надежность;…D – максимальный риск.Оценивать уровень риска можно, используя показатели бухгалтер-ской и статистической отчетности, в первую очередь КТЛ – коэффициент текущей ликвидности, который представляет собой соотношение ликвид-ных средств партнера и его долгов.В результате анализа ситуации строятся причинно-следственные диаграммы («дерево причин») и диаграммы зависимостей. Причинно-следственная диаграмма является формальным отображением структуры проблемной ситуации в виде иерархически незамкнутого графа, вер-шины которого соответствуют элементам проблемы, отражающим при-чины ее возникновения, а дуги – связям между ними. Связь элементов-подпроблем отображается в виде отношения «причина – следствие» (рис. 9.1). Рис. 9.1. Модель системы поддержки принятия решений: OLTR – средства складирования данных и оперативной обработки транзакций; OLAR – средства оперативной обработки информацииКорпоративная БД, организованная в виде ХД, заполняется ин-формацией с использованием технологий OLTR и OLAR. Для создания и реализации СППР слабоструктурированных проблем должны быть разработаны и адаптированы к ее условиям следующие методы и средства:система признаков для регистрации проблемных ситуаций;методы оценки степени критичности проблемных ситуаций;причинно-следственные диаграммы для диагностирования причин возникновения проблемных ситуаций;таблица принятия решений для формирования и выбора вариантов решений;методы прогнозирования результатов решений;модели функционирования предприятия и внешней среды.Наиболее распространенной формой выявления проблем с исполь-зованием технико-экономических показателей является сравнение их фактических величин с нормативными и средними значениями.Логический анализ проблем-причин, находящихся на нижних уровнях иерархии, показывает, что во многих случаях они позволяют сформировать варианты решения проблем более высокого уровня. Например, возможны следующие варианты решения проблемы снижения объемов производства и сбыта продукции:варьирование ценами;варьирование формами оплаты;снижение численности работающих;сокращение доли условно-постоянных расходов в себестоимости продукции;сокращение сроков выполнения заказов;усиление службы маркетинга.Когда отсутствуют статистические данные, необходимые для расчета объективной вероятности риска, прибегают к субъективным оценкам, основанным на интуиции и опыте экспертов. Дж. Кейнс ввел понятие субъективной вероятности. В соответствии с принципом безразличия одинаково правдоподобные события или суждения долж-ны иметь одинаковую вероятность, что математически записывается так:А В ≡ Р(А) = Р(В),где

Рис. 10.1. Связь между видами знаний и формами их репрезентации

рекомбинация). Одним из типов рекомбинации является кроссинговер, который соответствует реком-бинации, предусматривающей обмен определенными участками между хромосомами. Основная цель кроссинговера заключается в создании из имеющегося генетического материала желаемой комбинации признаков
в одном решении.

При разработке генетических алгоритмов преследуются две цели:

абстрактное и формальное объяснение процессов адаптации в ес-тественных системах;

проектирование искусственных программных систем, воспроизво-дящих механизм функционирования естественных систем.

Основные отличия генетических алгоритмов оптимизации:

используются не параметры, а закодированные множества па-раметров;

поиск осуществляется не из единственной точки, а из популяции точек;

в процессе поиска используются значения целевой функции, а не ее приращения;

применяются вероятностные, а не детерминированные правила по-иска и генерации решений;

выполняется одновременный анализ различных областей простран-ства решений, в связи с чем возможно нахождение новых областей с лучшими значениями целевой функции за счет объединения квази-оптимальных решений из разных популяций [6, 18].
Пример 11.1. Реализация генетического алгоритма для решения задачи оптимизации

Пусть заданы произвольная не дифференцируемая функция f(x, y)
и области существования ее аргументов х = [–10, 25], y = [–5, 5]. Необходимо определить max f(x, y) c использованием генетического алгоритма [6].

На первом этапе создается фонд хромосом С0, С1, С2, …, состоящих из двух генов (х, у), с использованием генератора случайных чисел в со-ответствии с областями существования генов (аргументов) и вычисляются значения функции (табл. 11.1).
Таблица 11.1

Хромосома

x

y

f(x, y)

C0

1

2

0,167

С1

2

3

0,007

С2

1,5

0

0,31

С3

0,5

1

0,44


На втором этапе необходимо выбрать пары родителей для рекомбинации на основе значений
f(x, y) (здоровье хромосомы). Здоровье хромосомы С1 самое плохое (функция имеет минимальное значение), поэтому из дальнейшего рассмотрения она исключается. На основе первой пары родителей (С2, С3) формируются новые хромосомы С4С2, УС3), С5С3, УС2), а на основе второй пары (С0, С3) формируются хромосомы С6 (ХС3, УС0), С7С0, УС3), после чего рассчитываются значения здоровья новых хромосом (табл. 11.2).

Таблица 11.2

Хромосома

x

y

f(x, y)

С4

1,5

-1

0,24

С5

0,5

0

0,8

С6

0,5

2

0,19

С7

1

1

0,33


Лучшее решение в новой популяции (0,8) выше, чем в предыдущей (0,44).

На третьем этапе снова выбираются самые здоровые хромосомы (С4, С5, С7), из которых формируются пары новых родителей, и реализуется процедура рекомбинации и т.д.
Пример 11.2. Решение задачи поиска тематической информации в Интернете с использованием генетического алгоритма
С помощью различных поисковых систем пользователь Интернета осуществляет целенаправленный единичный поиск требуемой информации (описание объекта, явления с заданными свойствами), что, как правило,
не вызывает особых проблем, или тематический поиск, ориентированный на целую категорию скоординированной информации в некотором те-матическом сегменте [14].

При выполнении тематического поиска неизбежно возникает ряд вопросов. Как совместно оценить релевантность документов, найденных разными запросами? Является ли ранжирование результатов корректным с позиций ожиданий пользователей? Все ли результаты, доступные для непосредственной оценки, соответствуют ожиданиям пользователей? Как отфильтровать документы, не относящиеся к искомой тематике? На эти вопросы невозможно однозначно ответить в рамках тривиальных решений.



Для получения эффективного множества поисковых запросов может быть использован подход на основе генетических алгоритмов. Определим основные этапы генетического алгоритма для формирования эффективного множества запросов в случае тематического поиска информации.

1. Подготовка ключевых слов, множество которых формирует поисковый образ документов заданной тематики и задается как параметр алгоритма.

2. Выбор поисковой системы. При этом может быть использована любая поисковая система, имеющая API для доступа к результатам поиска (Bing, Google и др.).

3. Формирование исходной популяции запросов. Каждый поисковый запрос есть совокупность ключевых слов.

4. Выполнение запросов популяции. Результатом является мно-жество дескрипторов найденных документов (заголовок, описание, адрес текста). Множества результатов различных запросов могут пере-секаться.

5. Вычисление целевой функции. Исходная позиция для определения целевой функции предусматривает, что множество эффективных результатов поиска должно формироваться документами, которые удовлетворяют следующим условиям:

находятся в первых позициях ранжированного списка результатов поиска, построенного поисковой системой;

присутствуют в списках результатов, полученных при выполнении как можно большего числа различных запросов;

семантически близки к поисковому образу множества документов заданной тематики.

6. Селекция лучших запросов.

7. Выбор родительских пар запросов. Используется генотипный аутбридинг. При этом первый запрос выбирается случайно, а второй должен быть максимально «далек» от первого.

8. Скрещивание запросов, что реализуется дискретной реком-бинацией или одноточечным кроссинговером – обменом ключевыми словами или их группами между запросами.

9. Мутация запросов путем замены случайно выбранного слова на его синоним.

10. Формирование объединенной популяции. Используется элитарный отбор. Создается промежуточная популяция из родителей и их потомков. В результате выбирается N запросов с лучшими значениями целевой функции.

11. Остановка алгоритма при условии стабильности популяции.

В настоящее время все большее распространение получают нетрадиционные методы моделирования сложных систем на основе экспериментальных данных
, в частности метод группового учета аргументов (МГУА) [8], предполагающий в процессе идентификации моделей многократную обработку различных частей одних и тех же (входных данных. Теория самоорганизации моделей, положенная в основу МГУА, отвергает путь расширения и усложнения модели, увеличения объема входных данных, постулируя при этом существование опти-мального, ограниченного размера области моделирования и единственной модели оптимальной сложности. Их можно найти при помощи самоорганизации, т.е. перебора многих моделей-претендентов (кон-курирующих моделей) по целесообразно выбранным критериям.
В отличие от традиционных методов структурно-параметрической идентификации, использующих критерий среднеквадратической ошибки, который является внутренним (рассчитанным по всем точкам исходной выборки), индуктивный метод самоорганизации основан на внешних критериях, для определения которых применяются входные данные, не использованные в процессе построения модели. Любой внутренний критерий сравнения конкурирующих моделей приводит к ложному правилу: чем сложнее структура модели, тем она точнее.

Согласно МГУА исходные данные делятся на обучающую, проверочную и экзаменационную последовательности. В качестве внешних используются критерии регулярности, минимума смещения и баланса переменных. Алгоритмы МГУА подразделяются на однорядные и многорядные. В однорядных (комбинаторных) алгоритмах реализуется процедура полного перебора всех возможных вариантов модели, которые можно получить из заданного полного описания. Комбинаторные алго-ритмы МГУА применяются для решения определенных и переопре-деленных задач структурно-параметрической идентификации, в которых число параметров модели меньше объема выборки. Для решения недо-определенных задач используются многорядные алгоритмы МГУА. При этом итерационные генераторы реализуют специальную процедуру перцептронного типа для усложнения структуры моделей с помощью учета небольших групп переменных.

Как правило, в комбинаторных алгоритмах МГУА постулируется полиномиальная модель. В блоке перебора моделей выполняются следующие основные операции:

идентификация двоичного вектора, единичные элементы которого указывают структуру частной модели;

формирование соответствующей системы нормальных уравнений и ее решение;

вычисление значений внешних критериев; текущий отбор заданного числа лучших моделей.

Задача структурно-параметрической идентификации модели опти-мальной сложности решается в два этапа: из полного набора моделей различной сложности отбирается по одному из внешних критериев N лучших структур, параметры которых затем пересчитываются по всей выборке. На основе сравнительного анализа полученных моделей конечный пользователь осуществляет выбор лучшей.

11.4. Интегрированные экспертные системы
Современные тенденции интеграции исследований в различных областях привели к необходимости совмещения семантически разнородных объектов, моделей, методологий и технологий, что породило принципиально новые классы задач и новые архитектуры ИИС. Интегрированная ЭС (ИЭС) включает собственно ЭС и некоторый программный компонент (ПК), обеспечивающий решение формализованный составляющей задачи и включающий пакеты прикладных программ (ППП), системы автоматизированного проектирования (САПР), автоматизированные системы научных исследований (АСНИ), обучающие системы и др. Основу технологии, ориентированной на построение ИЭС, составляют концептуальные модели, базирующиеся на эвристических знаниях. Анализ существующих архитектур ИЭС осуществляется на основе системного анализа с использованием многоуровневой модели интеграции.

Процессы интеграции в ИЭС с позиций многоуровневой модели могут быть рассмотрены с точки зрения следующих аспектов:

- поверхностная и глубинная интеграции различных компонентов, реализующих как решение неформализованных задач, так и формализованных. При этом поверхностная интеграция достигается с помощью любого способа обмена информацией между компонентами ИЭС, а глубинная интеграция связана с модификацией любого из компонентов системы путем включения в него функций других компонентов;

- средний уровень интеграции – это интеграция (функциональная, структурная, концептуальная), связанная с используемыми концепциями ИЭС и их компонентов;

- нижний уровень интеграции – это информационная, программная и техническая интеграция, основанная на применяемых технологиях, инструментальных средствах и платформах.

Наибольший интерес представляет средний уровень, на котором осуществляется распределение функций между ЭС и ПК. При этом структурная интеграция компонентов может быть реализована в следующих вариантах:

- полное включение ПК в ЭС;

- параллельное использование ЭС и ПК для решения одной и той же задачи;

- частичное включение ЭС и ПК друг в друга;

- организация интеллектуального интерфейса между ЭС и ПК.

С позиции верхнего уровня можно выделить подклассы с поверхностной и глубинной интеграцией компонентов. Самым высоким уровнем интеграции ИЭС является полная интеграция, заключающаяся в соединении лучших качеств компонентов ЭС и ПК и создании совершенно новых систем. Следует отметить, что ИЭС шире, чем понятие гибридной интеллектуальной системы и совпадает только в случае полной интеграции компонентов в системе.