ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.08.2021

Просмотров: 424

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В таких условиях стратегия социальной политики государства должна предусматривать регулирование рыночных сил. Оно позволяет решать проблемы, связанные с несостоятельностью рынка, и для организации процесса перераспределения доходов. В этой деятельности главным является предотвращение абсолютной бедности. Борьба с бедностью составляет основу для поддержания уровня жизни и включает в себя социальное страхование и выравнивание доходов. Цель борьбы с бедностью - обеспечить такие условия, при которых ни один гражданин и ни одна семья не оказались бы ниже определенного минимального уровня доходов или потребления. Цель социального страхования - предохранить каждого человека от внезапного и недопустимо сильного снижения уровня жизни. Цель выравнивания доходов - обеспечить каждому человеку возможность фактически перераспределять собственный доход.

Пока длится налогово-бюджетный кризис, задача борьбы с бедностью получает приоритет перед другими функциями, обеспечиваемыми выплатой денежных пособий, такими, как страхование и выравнивание доходов. Улучшение состояния государственного бюджета послужит основанием активизировать другие функции денежных пособий. Если государство ликвидирует семейные пособия, то тем самым усугубит воздействие кризиса на положение семей. Эти пособия стабилизируют потребление в сложное для их получателей время.

Известно, что действенным стимулом к поиску работы является голод. Однако голодные работники редко действуют производительно, не говоря уже об изобретательстве, ноу-хау и других нововведениях. А ведь все это крайне необходимо, чтобы выбраться из кризиса. Если дети не могут продолжать учиться по финансовым причинам, они теряют наиболее продуктивные годы когнитивного развития.

Таким образом, если не будет действенной политика выравнивания доходов, могут возникнуть необратимые последствия на личностном уровне, проявиться отрицательные тенденции в формировании человеческого капитала.

Необходимость государственного финансирования медицинского обслуживания диктуется потребностью, с одной стороны, производства общественных благ и, с другой, - обеспечения широкого доступа населения к услугам здравоохранения:

* государственные мероприятия в области здравоохранения, например, такие, как программы вакцинации и санитарного просвещения, требуют бюджетных средств;

престарелые и другая экономически неактивная часть малоимущего населения также нуждается в субсидиях;

потребление лекарств, в частности лекарств, имеющих ограниченные объемы производства, тоже субсидируется;

финансирование мер по охране здоровья населения осуществляется в основном государством.

Между тем деятельность государства в социальной сфере явно не соответствует ее целям. В основе социально-психологического дискомфорта и синдрома угасающего настроения населения - значительное снижение жизненного уровня. Как подтверждают результаты общероссийского социологического опроса, проведенного в июне 1999 г. Российским независимым институтом социальных и национальных проблем, резкое обнищание населения в результате августовского 1998 г. кризиса остается таковым и поныне (табл. 1.4). Число россиян, которые относят себя к среднеобеспеченным слоям общества в сравнении с докризисным периодом стало меньше в полтора раза. В два раза больше, чем до кризиса, стало тех, кто вынужден признать, что живет за чертой бедности.



Таблица 1.4

Доли разных имущественных групп в составе населения, %

Имущественные группы

1998 г. июнь

1999 г. январь

1999 г. июнь

1

2

3

4

Материально высокообеспеченные

0,9

0,2

0,5

Материально среднеобеспеченные

34,3

19,6

19,7


Материально малообеспеченные

53,2

55,4

57,3

Живут за чертой бедности

10,3


20,6

20,2


Затруднились определить

1,3

4,2

2,3


Среднемесячный доход на одного члена семьи у тех, кто причисляет себя к материально высокообеспеченным, на дату обследования составляла 5940 руб., к среднеобеспеченным - 1275 руб., малообеспеченным - 600 руб., к живущим за чертой бедности - 400 руб. Если пересчитать приведенные показатели двух последних малоимущих категорий в доллары, то получится, что в России 3/4 населения в 2001 г. имели душевой доход в месяц 16-24 дол., т.е. на один день от 50 до 80 центов.

В периоды экономических рецессий в развитых странах мира снижение реальной заработной платы также имеет место, однако, не столь глубокое. Например, в США в кризисном 1980 г. реальная заработная плата снизилась на 4,3%, а в 1991 г. - на 1%. Небольшие колебания реальной заработной платы предопределяют малые колебания потребительского спроса. Они не позволяют, тем самым, экономике страны «провалиться» в глубокий кризис, поддерживают спрос и предложение товаров народного потребления, а вместе с ними - все связанные по технологии производства на достаточно стабильном уровне.

Российское государство 90-х не считало себя обязанным обеспечивать элементарные социально-экономические права граждан, имеющие для них жизненно важное значение. Более того, оно само выступало в роли нарушителя этих прав, многими месяцами, не выплачивая людям заработную плату, пенсии, пособия и стипендии. Государственными органами отвергалась даже такая рутинная мера, как оформление задолженности по заработной плате и пенсиям в виде кредита с начислением процентов.

В то же время государство распродавало финансовым группам по заниженным ценам уникальные объекты. К началу 1997 г. в государственной собственности было всего 9,3% предприятий. Наряду с этим, государственные органы и до сих пор предоставляют в распоряжение уполномоченных банков денежные ресурсы бюджета, раздают квоты и лицензии. Государство до настоящего времени не предпринимает также серьезных усилий и для повышения социальной ответственности бизнеса. Под предлогом повышения конкурентоспособности предприятий фактически разрушена их социально-бытовая и культурная инфраструктура.

Таким образом, направление изменений социально-экономической ситуации в стране и в последние годы находится в явном несоответствии с современными социальными целями. Практически утрачены даже фрагментарные элементы «государства благосостояния» в социальной жизни советского периода. Это усугубляет экономические проблемы страны, затрудняло выход из кризиса 90-х и в настоящее время усугубляет кризис, вызванный нарастающим кризисом в странах запада и, прежде всего, США.


В условиях кризиса возрастает необходимость сочетания рыночных механизмов с государственным регулированием социально-экономических процессов на всех уровнях - от федерального до муниципального. При этом возрастающая роль отводится институтам гражданского общества.

Продолжая испытывать давление узкокорыстных интересов отдельных групп, государство пытается выполнять политические, экономические и социальных функции в общенациональных интересах и целях. Государственное регулирование призвано открывать простор, стимулировать позитивные социальные процессы, ограничивать и парализовывать возможные антисоциальные последствия игры стихийно-рыночных сил, страховать общество от них.



ВОПРОС 2. Государственная финансовая поддержка неплатежеспособных предприятий. Влияние налоговой политики государства на преодоление предприятиями кризиса

Принимая меры по предотвращению банкротства предприятия или по выводу предприятия из состояния кризиса (особенно при реализации судебных процедур банкротства), Антикризисный управляющий должен знать и использовать все возможности для достижения поставленной цели. Особую роль в антикризисном управлении играет государство, его меры по предотвращению кризисов, поддержки российских предприятий. Среди мер государственной поддержки неплатежеспособных предприятий важная роль отводится финансированию мероприятий по их реорганизации и ликвидации.

В 1994 г. Постановлением Правительства РФ24 был определен порядок предоставления государственной финансовой поддержки неплатежеспособных предприятий и использования средств федерального бюджета, отраслевых и межотраслевых внебюджетных фондов в целях реорганизации или ликвидации неплатежеспособных предприятий. Согласно этому положению государственное финансирование осуществляется на безвозвратной или возвратной основе из бюджетов различных уровней, отраслевых и межотраслевых внебюджетных фондов, направленное:

на восстановление платежеспособности или поддержку эффективной хозяйственной деятельности предприятий;

на финансирование реорганизационных или ликвидационных, мероприятий, в том числе мероприятий, призванных предотвратить негативные социальные последствия банкротств.

Безвозвратные государственные ассигнования предоставлялись исключительно с целью:

финансирования непроизводственной деятельности, связанной с содержанием объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения;

возмещения убытков конкретным предприятиям, если для них действующим законодательством установлены условия хозяйствования, при которых не обеспечивается возмещение затрат на производство товаров (работ, услуг), что может повлечь их банкротство;


финансирования издержек по восстановлению платежеспособности предприятий, принимаемых на полное бюджетное финансирование в статусе, установленном действующим законодательством;

финансирования ликвидационных процедур при недостаточности средств от продажи имущества должника.

Во всех остальных случаях государственная финансовая поддержка оказывалась исключительно на возвратной основе.

Безвозмездные государственные ассигнования отражались в пассиве баланса предприятия как целевые финансовые поступления и не могут повлечь за собой изменения доли государства, а также его посредников (организаций-агентов) в уставном капитале предприятия.

Основаниями для предоставления государственной финансовой поддержки неплатежеспособным предприятиям являлись:

наличие согласованного с Федеральной службой России по финансовому оздоровлению и банкротству (затем ФСФО) плана-графика финансирования, необходимого для обеспечения запланированных санационных мероприятий;

наличие средств соответствующих источников обеспечения санационных мероприятий.

В случаях, когда действующим законодательством было предусмотрено внесение Федеральной службой от имени собственника (должника, кредитора) ходатайств в арбитражный суд о проведении реорганизационных процедур, предполагающих оказание государственной финансовой поддержки, федеральная служба была не вправе заявлять указанные ходатайства при отсутствии хотя бы одного из указанных выше оснований.

Органом (органами), осуществляющим от имени государства финансирование санационных мероприятий, в зависимости от источников финансирования могли выступать:

  • Министерство финансов Российской Федерации, либо уполномоченный финансовый орган субъекта Российской Федерации, если источником финансирования санационных мероприятий выступает федеральный бюджет либо бюджет субъекта Российской Федерации;

  • федеральный орган (органы) исполнительной власти, орган (органы) исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органы местного самоуправления, уполномоченные распоряжаться средствами отраслевых и межотраслевых внебюджетных фондов, если источником финансирования являются указанные фонды.

В качестве уполномоченных организаций (агентов) Правительства Российской Федерации (субъектов Российской Федерации), через которые осуществляется государственное финансирование санационных мероприятий, могут выступать банковские учреждения, инвестиционные компании и фонды.

Средства государственной финансовой поддержки подлежат перечислению в соответствии с согласованным планом-графиком и могут использоваться исключительно на финансирование мероприятий, предусмотренных утвержденным планом финансового оздоровления (бизнес-планом).


В случаях, когда государственная финансовая поддержка оказывалась неплатежеспособному предприятию в порядке применения реорганизационных процедур при решении вопроса о признании его несостоятельным (банкротом), предусмотренные планом графиком финансирования суммы стартовых платежей должны были быть перечислены не позднее 5 дней до истечения срока подачи ходатайства о применении реорганизационных процедур в арбитражный суд.

С целью осуществления возложенных на него функций по контролю за целевым использованием средств государственной финансовой поддержки, а также обеспечения возвратности средств выделяемых в форме государственных кредитов, Федеральная служба в соответствии с постановлением Правительства получала право назначить аудиторскую проверку деятельности уполномоченных организаций (агентов) в части надлежащего использована выделенных средств с привлечением независимых аудиторских фирм

В случае если в результате проверки устанавливалось нецелевое или неэффективное использование государственных средств, выделенных на финансирование мероприятий, выявляется невыполнение плана-графика поступлении средств, а также - невозможность достижения поставленных целей, Постановление обязывало Федеральную службу прекратить осуществление (внести в арбитражный суд ходатайство о досрочном прекращении) указанных мероприятий.

Налоговые льготы - как стимул привлечения и осуществления инвестиции при реализации антикризисного управления

Важнейшей государственной мерой предотвращения и преодоления банкротства являлось и является до сих пор выработка оптимальной налоговой системы, позволяющей предприятию успешно осуществлять текущую хозяйственную деятельность, привлекать и вкладывать инвестиции25 в свое развитие.

Основным налоговым механизмом, призванным содействовать привлечению инвестиций, являются льготы по налогам26. Сущность льгот заключается в следующем:

1. Средства, полученные (переданные) в рамках инвестиционных конкурсов при условии использования этих средств по назначению, налогом на добавленную стоимость (НДС) и налогом на прибыль не облагаются.

2. Неденежные средства и имущество, переданные безвозмездно государственными органами предприятиям и организациям или предприятиями и организациями государственным органам, НДС не облагаются.

3. Уплаченный поставщикам НДС по приобретенным основным средствам и нематериальным активам подлежит у покупателя вычету (зачету) в полном объеме в момент принятия указанных ценностей на учет. Исключение составляют основные средства, введенные законченным капитальным строительством, а также созданные за счет бюджетных ассигнований.

4. Капитальные вложения, осуществленные организациями материального производства для развития собственной производственной базы за счет прибыли, оставшейся после уплаты всех налогов, а также за счет банковского кредита с учетом выплаты начисленных процентов налогом на прибыль не облагаются. Указанная льгота, однако, не должна уменьшать сумму налога, исчисленную без учета льгот, более чем на 50%.