Файл: Министерство образования и науки российской федерации федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования ЮжноУральский государственный университет.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 125
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
12
Кроме вышеуказанных признаков импортных операции могут классифицироваться по способу доставки, по формам финансирования и по принципу оплаты (Таблица 4) и рассмотрим более подробно каждый способ.
Таблица 4 – Классификация признаков импортных операций
По способу доставки
– авиаперевозки
– железнодорожные перевозки
– доставка автотранспортом
– перевозка морским транспортом
По формам финансирования
– краткосрочное
– долгосрочное
По принципу оплаты
– предоплата
– оплата по факту
– постоплата
Рассмотрим теперь более подробно каждый признак.
Способ доставки груза авиаперевозками – это способ транспортировки груза при помощи воздушных судов.
Доставка груза железнодорожным и автотранспортом – вид наземного транспорта, осуществляемый колесным транспортным средством по рельсовым путям или по дороге.
Морская перевозка груза – один из самых эффективных и распространённых способов доставки груза, играет ключевую роль в жизни экономики, занимая центральное место в формирующейся единой системе глобальных транспортных перевозок.
Формы финансирования делятся на краткосрочный и долгосрочный периоды.
Краткосрочные формы финансирования импортных операций оправдывают себя преимущественно при импорте не инвестиционных товаров (например, комплектующих), хотя могу быть полезны и при закупках оборудования.
Долгосрочное инвестирование может быть от инвесторов(через покупку акций и облигаций)й, от кредиторов (форме банковского кредита или покупку долгосрочных ценных бумаг – облигаций, иностранная и евровалютная зависимость от типа взаимоотношений международной компании.
В предварительной оплате (или авансе) товар оплачивается до момента его получения заказчиком. Оплата по факту проводиться при передачи товара от
13 продавца к заказчику. Постоплата происходит после того, как товар был получен заказчиком.
Осуществление импортных операций, в составе внешнеэкономической деятельности выступает как основной комплекс хозяйственной деятельности, который тесно связан с национальной, мировой экономикой, которая специализируется на развитии во всех отраслях деятельности.
Внешнеэкономическая деятельность является основным направлением в развитии внутренней и внешней политики государства. Благодаря внешнеэкономической деятельности происходит оздоровление экономики и стабилизация национальной валюты.
Импорт регулируется
Всемирной торговой организацией
(ВТО), национальным законодательством, политико – правовыми ограничениями, таможенными тарифами, системой лицензирования и другими нетарифными мерами внешнеэкономического регулирования.
Главная задача ВТО – содействовать беспрепятственной международной торговле, осуществлять контрольные функции, решать споры между участниками
ВТО, производить мониторинг и оценку торговой политики, регулировать импортные пошлины, которые влияют на стоимость товара в стране – импортере.
В настоящее время считают, что мировая торговая система должна соответствовать следующим пяти принципам.
1)Отсутствие дискриминации в торговле.
Отсутствие негативного отношения для любой страны, на внутреннем рынке любого государства не должно быть никаких различий в условиях продажи между иностранной редукцией и национальной.
2) Снижение торговых (протекционистских) барьеров.
Торговые барьеры – это факторы, снижающие возможность проникновения зарубежных товаров на внутренний рынок какой-либо страны. К ним относятся таможенные пошлины и импортные квоты (количественные ограничения на импорт). Влияют так же административные препоны и политика определения обменных курсов валют.
14 2)Стабильность и предсказуемость условий торговли.
Обязательное публичное раскрытие государственной информации об уровнях таможенных ставок, правилах и нормах регулирующих экономическую деятельность на территории каждого государства, снижение тарифов по каждой тарифной позиции, которые указаны в перечнях. Иностранные компании, правительство и инвесторы должны быть уверены, что торговые условия не будут изменены внезапно и произвольно.
4) Стимулирование соревновательности в международной торговле.
Для равноправной конкуренции фирм разных стран пресекаются
«несправедливые» приемы конкурентной борьбы – экспортные субсидии (помощь государства фирмам – экспортерам), использование демпинговых (преднамеренно заниженных) цен для захвата новых рынков сбыта.
5)Льготы в международной торговле для менее развитых государств.
Необходим для втягивание в мировое хозяйство слаборазвитых стран периферии, которые заведомо не могут на первых порах конкурировать с развитыми странами на равных, поэтому считается «справедливым» представление слаборазвитым странам особых привилегий.
Региональный уровень международной торговли – регулируется в рамках экономических интеграционных группировок, в которых снимаются ограничения на взаимную торговлю услугами.
Импорт так же регулируется национальным законодательством, политико – правовыми ограничениями, таможенными тарифами, системой лицензирования и другими нетарифными мерами внешнеэкономического регулирования.
Региональный уровень международной торговли – регулируется в рамках экономических интеграционных группировок, в которых снимаются ограничения на взаимную торговлю услугами и могут вводиться ограничения на торговлю с третьими странами.
Национальный уровень регулирования – торговля услугами между отдельными странами, регулируемая через двусторонние торговые договоры.
Значительное место в таких договорах отводиться регулированию инвестиций в
15 сферу услуг и осуществляется посредником, через такие инструменты политики как:
1) специфические и адвалорные пошлины;
2) квоты;
3) «добровольные» ограничения экспорта;
4) установление минимальных импортных цен;
5) технические барьеры.
Ограничение импорта обычно вводиться в протекционистских целях, то есть для защиты национальных производителей от конкуренции. Налоги на импорт могут устанавливаться в фискальных ценах.
Виды регулирования (Таблица 5):
1) тарифное регулирование;
2) нетарифное регулирование;
3) валютное регулирование.
Таблица 5 – Виды регулирования
Вид регулирования
Описание
Таможено – тарифное регулирование
Перечень ставок таможенных пошлин, упорядоченных в соответствии с товарной номенклатурой, которая применяется для классификации товаров во внешней торговли.
По способу установления пошлины бывают:
– адвалорные (в % с цены)
– специфические (ставка с объема, с веса)
– комбинированные
По направлению товара пошлины могут быть экспортными, импортными и транзитными.
По направлению действия пошлин
– преференциальные и дискриминационные.
В зависимости от уровня цен на товары – компенсационные и антидемпинговые.
Если товар производиться в стране то действуют фиксальные пошлины, если нет – протекционистские.
Нетарифное регулирование
Совокупность мер государственного регулирования, выражающихся в ограничения на ввоз и вывоз товаров, а также транспортных средств, с целью защиты экономических интересов страны и обеспечения ее национальной безопасности. Меры прямого ограничения является квотирование, лицензирование и специальные защитные меры.
Валютное регулирование
Деятельность государственных органов по управлению обращением валюты, контролю за валютными операциями, воздействию на валютный курс национальной валюты.
16 1.2 Особенности совершения и формы анализа импортных операций
Анализ позволяет судить об эффективности и надежности деятельности организации и руководящего состава. В рамках анализа проводится "горизонтальное" сопоставление статей баланса и исчисляемых показателей за несколько отчетных периодов, а также "вертикальное" сопоставление деятельности данной организации.
Цели анализа:
1) оценка текущего и перспективного финансового положения организации;
2) возможности и целесообразность темпов развития организации;
3) выявление доступных источников средств и реальной возможности их мобилизации;
4) прогноз положения организации на внешнем и внутреннем рынках.
При анализе выявляются факторы, влияющие на возможность дальнейшего функционирования организации.
Целью анализа внешнеэкономической деятельности отечественных коммерческих организаций выступают определение влияния внешнеторговых операций на показатели финансово-хозяйственной деятельности организаций и оценка перспектив их развития. Результаты анализа могут использоваться кредиторами и инвесторами.
Внешнеэкономическая деятельность коммерческих организаций в настоящее время в основном связана со следующими сферами:
1) участием в международных выставках;
2) оказанием услуг;
3) международной торговлей.
В области обмена услугами особое место занимают:
1) транспортные услуги,
2) международный туризм,
3) строительство,
17 4) ремонт и техническое обслуживание оборудования,
5) информационные и консультационные услуги,
6) бухгалтерские и аудиторские услуги,
7) реклама,
8) аренда и лизинг оборудования,
9) банковские и страховые услуги.
Импорт может быть осуществлен разными способами:
1) по прямому договору российской организации с иностранным поставщиком;
2) по договору российской организации с российским посредником;
3) по договору российской организации с иностранным посредником.
При анализе импортных операций выделяются три последовательных этапа:
1) анализ импортных контрактов в разрезе основных показателей и факторов;
2) анализ влияния факторов на показатели эффективности импорта по товарным группам и в целом по всему импорту товаров;
3) анализ влияния импорта на финансовые результаты организации.
Рассмотрим первый, наиболее важный, этап анализа, так как именно от эффективности контрактов зависит величина финансовых результатов и рентабельности организации.
При исследовании импортных контрактов проводится;
1) анализ импортных цен на стадии заключения сделки;
2)
_
изучаются факторы, влияющие на изменение показателей, характеризующих импорт товаров.
К основным показателям, характеризующим импорт товаров, относятся:
1) контрактная цена импортируемых товаров (здесь и далее под товарами как составной частью МПЗ понимаются товары, приобретаемые для продажи и для использования в качестве сырья, материалов ит. п. при производстве продукции, предназначенной для продажи и для управленческих нужд);
2) себестоимость единицы приобретаемых по импорту товаров;
3) общая сумма затрат, связанная с импортом, на единицу товара;
18 4) показатели финансовых результатов от продажи приобретенных по импорту товаров;
5) показатели эффективности импорта товаров.
Оценка эффективности импорта товаров производится по двум группам показателей:
1) показателям эффективности импорта товаров, приобретаемых с целью их продажи;
2) показателям эффективности импорта товаров, используемых в качестве сырья, материалов и т. п. при производстве продукции и для управленческих нужд организации.
В качестве базы для сравнения, как на стадии заключения, так и фактического исполнения контрактов используются данные о поставках аналогичной продукции:
1) от этих же иностранных поставщиков за предыдущие периоды;
2) от других иностранных поставщиков за предыдущий и отчетный периоды;
3) от российских организаций за предыдущий и отчетный периоды;
4) при анализе фактического исполнения контрактов − также данные, содержащиеся в контракте.
Анализ поставок по импортным контрактам в разрезе основных показателей и факторов включает следующие вопросы:
1) обоснование управленческих решений о целесообразности заключения импортных контрактов;
2) исследование порядка формирования себестоимости и общей суммы затрат приобретаемых по импорту товаров и анализ факторов, влияющих на их изменения;
3) анализ факторов, влияющих на финансовые результаты от продажи импортных товаров;
4) анализ эффективности импорта товаров, приобретаемых с целью их продажи;
19 5) анализ эффективности использования сырья и материалов, приобретаемых по импортным контрактам для производственных целей.
Основные различия этих способов заключаются в системе перехода права собственности на ввозимый продукт к импортеру, в распределении расходов по приобретению ввозимого товара, а также осуществлении расчетных операций с иностранными поставщиками. Поэтому при ведении бухгалтерского учета импортных операций следует четко определять момент перехода права собственности на импортируемый товар, чтобы вовремя принять его к учету.
Условия, по которым определяется момент перехода права собственности на ввозимый товар, фиксируются во внешнеторговом контракте:
1) через указания места и времени перехода права собственности на импортный товар к покупателю;
2) через нормы применяемого права, которое регулирует отношения между сторонами внешнеторгового контракта;
3) через базисные условия поставки Инкотермс.
При операциях импорта товаров предприятие стремится выгодно закупить товары за рубежом с целью их дальнейшего использования в своей стране.
Предприятие может закупить товары для их последующей продажи на территории страны, такие товары классифицируются, как товары потребления.
Предприятие может также приобрести товары для их использования в собственном производственном цикле (оборудование, сырьё и т.д.), такие товары классифицируются как товары производства.
В случае импорта товаров потребления предприятие несёт следующие издержки: стоимость товара, транспортные расходы, организационные расходы.
Стоимость товара - это контрактная цена импортируемого товара.
Транспортные и организационные расходы аналогичны экспортным транспортным и организационным расходам.
Импортные затраты равны сумме стоимости товара, транспортных и организационных расходов.
Импортный доход - это рублевая выручка за импортируемый товар.
20
Импорт товара выгоден, если импортный доход превышает импортные затраты. Однако это условие также не является достаточным, так как необходимо выяснить, выгодна ли закупка товаров за рубежом или же их выгоднее закупить внутри страны. Если импортная прибыль превышает внутреннюю прибыль, то импортировать товары выгодно. Импортная прибыль представляет собой разность импортного дохода и импортных затрат. Внутренняя прибыль, соответственно, разность внутреннего дохода и внутренней стоимости товара. Так как цены на импортный и отечественный аналогичный товар предполагаются одинаковыми, импортный доход равен внутреннему доходу, а внутренняя стоимость - это оптовая цена на данный товар внутри страны.
При импорте товаров производства ситуация усложняется. В данном случае необходимо учитывать доход, получаемый предприятием от использования импортируемого товара, а также расходы, связанные с использованием этого товара. Таким образом, доход от товара производства равен рублевой выручке от продажи произведённых товаров (без расходов на реализацию). Затраты на товар производства - это сумма стоимости сырья и энергии, затраты на обслуживание и рабочей силы. В случае, если товар является не оборудованием, а сырьём или запчастями, необходимо в качестве затрат и дохода от товара производства взять доли, приходящиеся на него, от общих затрат и дохода от производства товаров с использованием импортированного товара производства.
Доход от товара производства прибавляется к импортному доходу, а затраты на товар производства - к импортным затратам.
Расходы на хранение товара, его дальнейшее распределение по территории страны, реализацию и т.д. не учитываются, так как при необходимости они могут быть учтены импортных затратах соответственно, но при этом эти же расходы необходимо учесть и во внутренних затратах, т.е. в себестоимости товара при экспорте и его внутренней стоимости при импорте.
Еще одним немаловажным аспектом учета импорта является правильное формирование себестоимости ввозимого товара, т.е. его покупной стоимости.