ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.08.2021

Просмотров: 1765

Скачиваний: 47

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

нормами собственно земельного законодательства они формируют

комплексную отрасль земельного права.

Предметом отрасли земельного права являются опосредованные

нормами права общественные отношения, имеющие своим объектом

землю и возникающие в связи с ее использованием и охраной, управ-

лением земельными ресурсами, закреплением земельных участков за

отдельными субъектами, осуществлением права собственности на

землю и иных прав на землю. Особенности земли как природного

объекта хозяйствования, значение ее экономических функций в обес-

печении  жизнедеятельности  людей  предопределяют  существование

особой сферы земельных отношений, нуждающейся в соответствую-

щем правовом регулировании-.

Предметом земельно-правового регулирования являются не вся-

кие отношения по поводу земли, а лишь те, которые имеют опреде-

ленное экономическое содержание. В этих отношениях земля высту-

пает объектом собственности и пользования, служит всеобщим тер-

риториальным пространственным базисом производственно-хозяйст-

венной, социальной деятельности, а в сельском и лесном хозяйстве

главным средством и условием производства. При всей множествен-

ности выполняемых землей экономических, социальных и иных функ-

ций ее объективные особенности предполагают необходимость комп-

лексного, координированного правового регулирования земельных

отношении. Содержание земельных отношений зависит от видов и

форм собственности на землю, проводимых в обществе экономичес-

ких и социальных преобразований, конкретных целей, задач земель-

ной политики.

Система земельного права.

Земельное право, занимая определенное

место в государственной системе права, взаимодействуя и будучи взаи-

мосвязанным с другими отраслями права, само также представляет

определенное системное образование. Оно характеризуется внутрен-

ней дифференциацией на относительно самостоятельные и в то же

время связанные между собой элементы: нормативные положения,

группы норм, институты. Исходным элементом системы земельного

права является правовая норма, состоящая из таких обязательных

компонентов, как гипотеза, диспозиция и санкция.

Система земельного права в конечном итоге складывается из двух

крупных компонентов—Общей и Особенной части.

Общая часть земельного права состоит из правовых институтов,

содержащих нормативные положения, относящиеся ко всей отрасли

в целом, действие которых охватывает все или большинство видов

земельных отношений и при этом она выражает общезначимые и ос-

280

новополагающие начала, принципиальные положения всего земель-

ного правового регулирования. Исходя из содержания земельного

законодательства, к Общей части следует отнести институты: права

собственности на землю; права землепользования; государственного

управления земельным фондом; защиты права собственности и иных

вещных прав на землю; юридической ответственности за земельные

правонарушения; земельного процесса.

Нормы институтов Общей части земельного права действуют на-

прямую либо опосредованно — через нормы институтов Особенной

части. Последними они конкретизируются, детализируются с уче-

том специфики подлежащих регулированию вопросов земельных от-

ношений.

Особенная часть земельного права состоит из институтов, опре-

деляющих правовой режим использования и охраны отдельных кате-

горий земель. В соответствии с предусмотренными в законодательстве

категориями  земель, выделенными  по  их  основному  целевому  на-

значению, Особенная часть включает следующие институты, опре-

деляющие правовой режим: земель сельскохозяйственного назначе-

ния; земель населенных пунктов; земель промышленности, транспор-

та, связи, обороны и иного несельскохозяйственного назначения; зе-

мель особо охраняемых природных территорий; земель лесного фон-

да; земель водного фонда; земель запаса.

Институты Особенной части отражают специфику, особенности

правового регулирования отношений управления, использования и

охраны земель каждой отдельной категории земельного фонда.

Метод земельного права.

Если понятие предмета земельного права

характеризует общественные отношения, образующие сферу, срез

земельно-правового регулирования, то метод земельного права вы-

ражает сочетание юридических приемов и способов воздействия

на эти общественные отношения — юридический режим земельно-

правового регулирования.

Императивный метод

характеризует регулирование земельных

отношений на властно-императивных началах, когда юридическое

воздействие исходит только сверху от государственных органов, по-

ложение субъектов определяется отношениями субординации, юри-

дическим неравенством сторон.

Диспозитивный метод

 характеризуется определением лишь общих

параметров поведения участников земельных отношений, юридичес

ким равенством сторон, предоставлением им возможности свободно

и самостоятельно регулировать свои взаимоотношения в рамках

мговленных пределов.

281


background image

Метод земельного права содержится в самой нормативно- право-

вой системе, непосредственно определяет средства, способы и, нако-

нец, саму возможность юридического воздействия на земельные от-

ношения, представляет  собой  стержневой  системообразующий

элемент самого процесса правового регулирования, процесса упоря-

дочения земельных отношений.

Принципы земельного права.

Система принципов земельного права

обладает целым рядом регулятивно-функциональных качеств: а) не-

посредственно регулирует земельные отношения; б) выступает средст-

вом преодоления пробелов и противоречий при регулировании конк-

ретного земельного правоотношения; в) определяет основные направ-

ления, служит ориентиром для нормотворчества и совершенствова-

ния правоприменения; г) обеспечивает системность земельно-право-

вого регулирования; д) служит правовым индикатором соответствия

земельной политики социально-экономическим интересам субъек-

тов земельных правоотношений. Анализ современного земельного

законодательства позволяет выделить следующую систему принци-

пов.

Принцип собственности на землю.

Все отношения по поводу земли в

конечном итоге, так или иначе, базируются на этом принципе. Зе-

мельный фонд РК состоит из земель, находящихся в государственной

и частной собственности. В составе земельного фонда нет земель, не

имеющих собственника. Вся земля, кроме земельных участков, нахо-

дящихся в частной собственности, является государственной соб-

ственностью.

Совершенно новым в земельном законодательстве является прин-

цип допустимости частной собственности на землю, означающий воз-

можность нахождения земель, наряду с государственной, и в частной

собственности физических и юридических лиц.

Принциправенства иравнойзащиты государственной и частной собст-

венности

в сфере земельных отношений. Подобный вывод вытекает из

ст. 6 Основного закона страны, согласно которой в Республике Ка-

захстан признаются и равным образом защищаются государственная

и частная собственность.

Принцип предоставления и использования земель на праве землепользо-

вания.

Земельное законодательство достаточно четко определило зем-

ли или виды использования земель, а также субъектов, в отношении

которых могут применяться положения и нормы о частной собствен-

ности на землю. Рассмотренные принципы по своим регулятивным

характеристикам как бы аккумулируются в единый принцип нахож-

дения земель и земельных прав в гражданском обороте, наиболее зри-

282

мо выражающий особенности и сущность современных земельных
отношений.

Принципы самостоятельного хозяйствования наземле иравнойзащи-

ты прав субъектов земельных правоотношений.

Справедливую компен-

сацию можно рассматривать в качестве самостоятельного принципа,

направленного на реализацию экономических методов защиты иму-

щественных интересов собственников и землепользователей. Данный

принцип одновременно выступает эффективной гарантией устойчи-

вости прав собственников земельных участков и землепользовате-

лей.

Принцип комплексности использования земель.

Объективные функ-

циональные характеристики земли, ее неразрывная связь и взаимо-

действие со всеми другими природными объектами предопределили

необходимость нормативного закрепления комплексного подхода к

вопросам использования земельных ресурсов.

Принцип государственного управления земельным фондом

объектив-

но обусловлен универсальностью функций земли как основы и усло-

вия всех видов производственной, социальной деятельности, терри-

ториального предела существования самого государства. Через его

действие проявляются особенности правового режима земли как

объекта управления и присвоения.

Принцип судебной защиты земельных прав

вытекает из общего кон-

ституционного принципа о праве каждого на судебную защиту своих

прав и свобод, отражает тенденцию демократизации современных зе-

мельных отношений, закрепляет один из основных способов обеспе-

чения реальности и устойчивости прав собственников земельных участ-

ков и землепользователей, отстаивания прав и законных интересов

других субъектов земельных правоотношений.

В системе принципов земельного права есть и другие принципы,

которые, будучи объективно обусловленными природой современ-

ных земельных отношений, в той или иной степени конкретности тоже

получили свое юридическое выражение через определенные нормы

земельного законодательства. К ним, в частности, относятся принци-

пы: устойчивости и особой защиты права сельскохозяйственного зем-

лепользования; недопустимости ущемления прав граждан на землю и

землепользование.

Принцип целостности, неприкосновенности и неотчуждаемости тер-

ритории РК.

Сохранение земли как природного объекта, основы жизни и деятель-

ности народа Республики Казахстан.

Этот принцип выражает страте-

гию земельно-правового регулирования, необходимость подчинения

283


background image

масштабов, видов и способов землепользования интересам зашиты
земли в качестве среды обитания и условия продолжения человечес-

кого рода. По своему содержанию и целям он тесно связан с принци-

пом экологической безопасности, означающим недопустимость лю-

бых видов и форм воздействия на землю, представляющих угрозу эко-

логической безопасности.

Принцип обеспечения рационального использования земель

является

одним из непременных и, пожалуй, традиционных принципов земель-

но-правового регулирования.

Принцип целевого использования земель.

Согласно законодательству

земельные участки должны использоваться собственниками и земле-

пользователями  в  строгом  соответствии с их  основным целевым

назначением.

Принцип приоритета земель сельскохозяйственного назначения.

Его закрепление в законодательстве объясняется значением рассмат-

риваемой категории земель в качестве главного средства и условия

сельскохозяйственного производства, основного фактора продовольст-

венного обеспечения населения.

Принцип государственной поддержки мероприятий по использованию

и охранеземель.

Этот новый принцип в земельном законодательстве

возник вследствие формирования института негосударственного зем-

лепользования и соответствующего сословия негосударственных зем-

лепользователей и собственников земельных участков.

Принцип предотвращения ущерба земле.

Этот принцип вытекает из

эколого-экономической природы земельных отношений, отражает

направленность земельного законодательства на защиту, производи-

тельной способности и качества, экономической и экологической

ценности земель.

Принцип устранения последствий ущерба земле.

В тех случаях, когда

несмотря на предпринятые меры, происходит причинение ущерба, в

действие вступает принцип устранения последствий ущерба.

Принцип плотности использования земли.

Указанный принцип в зе-

мельном законодательстве Республики впервые был предусмотрен в

период внедрения новых форм и принципов хозяйствования на земле.

Принцип устойчивости земельных прав

является одним из новых

принципов земельного права. Он направлен на повышенную защиту

имущественных прав и законных интересов собственников и земле-

пользователей, призван обеспечивать стабильность, предсказуемость

земельных правоотношений, стимулирует заинтересованность в ра-

чительном использовании земель, вложении средств по поддержа-

нию качественного состояния земель.

284

Принцип доступности информации о состоянии земель.

Возникнове-

ние данного принципа является отражением демократизации земель-

ных отношений и обусловлено степенью влияния качественного со-

стояния земель на благополучие окружающей природной среды,

значением своевременной и объективной информации о состоянии

земель как объекта хозяйствования для реализации имущественных

интересов собственников земли и землепользователей.

Рассмотренная система принципов определяет сущность, содер-

жание и направление развития современного земельного законода-

тельства. Однако система принципов постоянно развивается. По мере

корректировки приоритетов, целей и задач земельной политики го-

сударства может расшириться существующий перечень принципов.

Государственное регулирование земельных отношений.

Государствен-

ное управление земельным фондом представляет собой важнейшее

направление в системе государственного управления, выступает не-

обходимым организационным условием обеспечения рациональнос-

ти использования и эффективности охраны земель. Государственное

управление земельным фондом по своей значимости относится к ос-

новным функциям государства.

Правовая основа государственного управления в области исполь-

зования и охраны земель является одним из важнейших институтов

земельного права. Нормами земельного права определены содержа-

ние, функции, формы и методы управления земельным фондом.

Управление земельным фондом представляет собой организаци-

онную, исполнительно-распорядительную  деятельность соответству-

ющих государственных органов, направленную на обеспечение раци-

онального использования и охраны единого земельного фонда стра-

ны и достижение (установление) тем самым земельного правопоряд-

ка. Под земельным правопорядком понимается система земельных

отношений, соответствующая в должной мере целям и задачам зе-

мельной политики, закрепленным в правовых принципах и нормах

земельного права.

По характеру управления и объему его функций государственное

управление земельным фондом подразделяется на общее и отрасле-

вое (межотраслевое) управление.

Общее государственное управление осуществляется органами об-

щей и специальной компетенции и имеет территориальный характер,

охватывает все земли в пределах определенной территории (государст-

ва в целом, региона, области или других административно-террито-

риальных образований) без каких-либо изъятий, независимо от

285


background image

субъектов права на землю и правовой формы принадлежности зе-

мель.

Отраслевое (межотраслевое) управление землями, осуществляе-

мое министерствами, агентствами, комитетами и другими ведомства-

ми и службами, распространяется на земли отдельных отраслей либо

смежных отраслей экономики и не зависит от территориального раз-

мещения земель.

В обеспечении земельного правопорядка, особенно в условиях

возрастания экономической и социальной значимости негосударст-
венных форм землепользования, существенное значение имеет так-
же внутрихозяйственное управление землями, осуществляемое са-
мими собственниками земельных участков, землепользователями,
арендаторами и другими временными землепользователями.

К основным функциям государственного управления земельным

фондом принято относить: осуществление земельного мониторинга;
весенние землеустройства; ведение государственного земельного ка-
дастра; определение функционально-целевой структуры земельного
фонда; планирование использования и охраны земель; распоряжение
земельным фондом (распределение, перераспределение земель посредст-
вом их предоставления и изъятия); контроль за использованием и
охраной земель; обеспечение исполнения земельного законодатель-
ства (разрешение земельных споров, ответственность за нарушения
земельного законодательства).

В связи с вовлечением земель в гражданский оборот возникла но-

вая функция — формирование и защита рынка земель и земельных

прав.

Для надлежащей организации управления земельным фондом пер-

востепенное значение имеют учет земель, осуществление земельного
мониторинга, ведение государственного земельного кадастра. Инфор-
мация, полученная в результате осуществления этих функций, явля-
ется базовой при проведении зонирования, планирования, использо-
вания и охраны земель; при распределении земель; разрешении зе-
мельных споров, вопросов ответственности за правонарушения и воз-
мещения причиненного ущерба.

Планирование использования и охраны земель обеспечивает ра-

циональное распределение земель и эффективную организацию зем-
лепользования, надлежащий учет природоохранных и землеохран-
ных требований. Планирование использования и охраны земель пре-
дусмотрено в Земельном кодексе РК, в Законе РК «Об охране окру-
жающей среды», в природоресурсовых кодифицированных актах. Если

286

ранее объектом планирования главным образом являлись земли сель-

скохозяйственного назначения, то в настоящее время им охватывает-

ся весь земельный фонд страны. Земельным кодексом РК предусмот-

рена разработка государственных программ по рациональному ис-

пользованию земель, сохранению и повышению плодородия почв,

охране земельных ресурсов в комплексе с другими мероприятиями по

охране окружающей среды (ст. 13 Кодекса о земле).

Государственное управление земельным фондом осуществляется

единой системой государственных органов, включающей представи-

тельные органы, а также исполнительно-распорядительные, судеб-

ные органы и наделенной соответствующими властными полномочи-

ями по регулированию земельных отношений. К представительным

органам относятся: Президент РК, Парламент РК и его палаты (Се-

нат и Мажилис), маслихаты административно-территориальных еди-

ниц различных уровней. Все представительные органы относятся к

органам общей компетенции. Исполнительно-распорядительные орга-

ны в зависимости от содержания и направленности полномочий по

управлению земельным фондом подразделяются на органы общей и

специальной компетенции.

К исполнительно-распорядительным органам общей компетенции

относятся Правительство РК, местные исполнительные органы всех
уровней - областные, районные, городские, поселковые; аульные ис-
полнительные органы; деятельность органов общей компетенции рас-
пространяется на земли всех категорий в пределах определенной тер-
ритории (территории государства в целом или территории соответст-
вующей административно-территориальной единицы).

К основным органам государственного управления специальной

компетенции относятся: Агентство РК по управлению земельными
ресурсами (бывший Государственный комитет РК по земельным от-
ношениям и землеустройству, позднее преобразованный в одноимен-
ный комитет Министерства сельского хозяйства РК); органы сани-
тарно-эпидемиологического надзора Министерства здравоохранения
РК; Министерство природных ресурсов и охраны окружающей сре-
ды РК, включающее специализированные природоресурсовые и эко-
логические ведомства—Комитет охраны окружающей среды, Коми-
тет лесного, рыбного и охотничьего хозяйства, Комитет по водным
ресурсам; Министерство сельского хозяйства РК. Их деятельность
распространяется на всю территорию страны и охватывает различ-
ные аспекты регулирования отношений по поводу всего земельного
фонда.

287


background image

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1

По каким параметрам экологическое право относится к
самостоятельной отрасли права?

2

Назовите основные законы РК, относящие к охране
окружающей

3

Охарактеризуйте предмет, методы, систему, источники
земельного права.

4

Что означает общее и специальное природопользование?

5

Перечислите виды юридической ответственности за
экологические правонарушения.

СОКРАЩЕННЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ,

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ТЕКСТЕ УЧЕБНОГО ПОСОБИЯ

РК

— Республика Казахстан

УК РК

— Уголовный

кодекс  Республики  Казахстан

УПК  РК

- Уголовно-

процессуальный кодекс Республики Казахстан

ГК  РК

— Гражданский кодекс  Республики  Казахстан

ГПК  РК

— Гражданский  процессуальный  кодекс

Республики Казахстан

КоАП  РК

— Кодекс  Республики  Казахстан  об

административных правонарушениях
ЗК

РК

— Земельный кодекс Республики Казахстан БК

РК

— Бюджетный кодекс Республики Казахстан ВК

РК

— Водный'кодекс  Республики  Казахстан  ЛК

РК

Лесной  кодекс  Республики  Казахстан

НК  РК

Налоговый кодекс Республики Казахстан

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

 3

Глава I. Основы теории государства

5

Глава II. Основы теории права                              27
Глава III. Основы конституционного права

48

Глава IV. Основы административного права

69

Глава V. Основы гражданского права                188
Глава VI. Основы финансового права

 119

Глава VII. Основы уголовного права

               151

Глава VIII. Основы процессуального права

182

Гл а в а IX. Основы трудового права

               217

Глава Х. Основы предпринимательского права  239
Г лава XI. Основы экологического права                 254

Рекомендуемая литература                                             289