ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.08.2021
Просмотров: 1764
Скачиваний: 47
Понятие «государство» в современном его значении в науку введе-
но в начале XVI в. итальянским мыслителем Никколой Макиавелли
(1469—1527 гг.). Он использовал для обозначения государства слово
«8Шо» (от лат. з(аШ8 — положение, статус). До этого все государ-
ственные образования обозначились: — «республика», «королевство»,
«городская община», «княжеское господство», «земля», «полис», «еди-
новластное правление», «тирания», «олигархия» и т. д. Существует
немало подходов в определении государства.
Коммуникативный подход.
Согласно данному подходу, при попыт-
ке определения государства акцентируется внимание на публично-
властной природе государства, рассматривая его, по определению
Аристотеля, как «естественную форму общения», как универсаль-
ную организацию общества, созданную для достижения общего бла-
га. Население, проживающее на территории государства, представ-
ляет собой ассоциацию граждан, подчиненных власти, связанных об-
щей целью и обязанностью соблюдать законы государства
1
.
Дальнейшее подтверждение настоящий подход находит в трудах
римского оратора и мыслителя Марка Тулия Цицерона (106-43 гг. до
н. э), который рассматривал государство как соединение в единое це-
лое, в гражданскую общину всех составляющих ее граждан
2
. Выдаю-
щийся представитель немецкой философии И. Кант (1724-1804 гг.),
писал, что «государство — это общество людей, которое само распо-
ряжается и управляет собой», это «объединение людей под эгидой
правовых законов»
3
.
Организационно-структурный подход
выделяет государство из об-
щества и связывает его с централизованной группой, монополизиру-
ющей властные функции и опирающейся в их осуществлении на иерар-
хический административный аппарат, а также нормы права. Осново-
положником данного подхода в понимании сущности государства был
французский юрист Жан Бодэн (1529—1596 гг.), который трактовал
государство как особую организацию верховной политической влас-
ти, обладающую суверенитетом. Суверенитет государства выражает-
ся в его исключительной возможности творить право и проводить в
жизнь законы
4
. Государство выступает механизмом реализации ин-
1
Аристотель.
Политика // Сочинения: В 4 т. М.: Наука, 1984. Т. 4. С. 455-457,
459-462.
2
История политических и правовых учений. Домарксистский период / Под
ред. О.Э.Лейста. М.: Юридическая литература, 1997. С. 230.
3
Мухаев Р.Т.
Теория государства и права. Хрестоматия: Пособие для вузов.
М.: Прибор, 2000. С. 102.
4
Гомеров И.Н.
Государство и государственная власть: предпосылки, особен
ности, структура. М.: ЮКЭА, 2002. С. 29-30. 534-535.
тересов политического общества, опираясь на специальные органы:
армию, суд, полицию, правительство. Именно верховные органы го-
сударства во главе с правителем (монархом) являются носителем су-
веренитета. Таким образом, органы государственной власти выделя-
ются из общества и противопоставляются ему. В этом случае госу-
дарство понимается как система институтов публичной власти, как
аппарат управления, обособленный от общества и выражающий его
интересы или интересы каких-либо групп.
Согласно институциональному подходу, для выражения и пред-
ставительства частных и общезначимых интересов общества соци-
альные группы, индивиды создают политические институты. По мне-
нию казахстанского специалиста А. А. Матюхина
1
, в рамках институ-
ционального подхода «государство есть элемент сферы права», а ин-
ституты в узкоюридическом смысле — это в первую очередь, обособ-
ленные группы (совокупность) юридических норм, регулирующих
однородные отношения или какие-либо их компоненты; или нормы,
сопровождающие их санкции и организационные формы, где они про-
являются: «общий установленный закон и право, судебные учрежде-
ния, в которые можно обратиться». При расширении юридического
контекста до общеправового, сюда «также относятся и нравы, а еще
более глубокий смысл институтов состоит в том, что они выражают
не просто законы, но «дух законов». Институты служат поддержа-
нию свободы только в том случае, если они не просто «законы» (1е§а1),
но также и легитимны (1е§Мгаа1е).
Достижение гармонии, равновесия частных и публичных интересов
может осуществляться как путем достижения компромисса между ин-
тересами социальных групп, их согласования и формирования на осно-
ве общих целей, так и путем подавления интересов одной группы дру-
гой. В первом случае государство выступает воплощением социальной
солидарности, механизмом примирения разнородных интересов. Этот
тезис лежит в основе
теории солидаризма,
пришедшей в государство из
политологии. Ее автором является французский политолог Л. Дюги
(1859—1929 г.). Данная теория нашла свое подтверждение в современ-
ных промышленно развитых странах, в которых удельный вес «средне-
го класса» достигает 70 %. Это обстоятельство позволяет говорить о
приверженности большинства общества ценностям солидарности, об-
щего блага, социальной справедливости и защищенности, которые оли-
цетворяют собой государство и право. Следовательно, государство
1
Матюхин А.А.
Государство в сфере права: институциональный подход. Ал-
маты: атлет, 2000. С. 13, 325-326.
10
11
является выразителем интересов всего общества или его большинства,
а не какой-то привилегированной группы.
Однако примирение разнородных интересов может осуществлять-
ся и путем подчинения одной части общества другой. Как политичес-
кую организацию экономически господствующего класса рассмат-
ривал государство
марксизм (классовый подход).
Один из основопо-
ложников марксизма К. Маркс (1818-1883 гг.) отмечал, «государство
есть машина для угнетения одного класса другим, машина, чтобы дер-
жать в повиновении одному классу прочие подчиненные классы». Пра-
вящим классом, по определению соратника К. Маркса — Ф. Энгельса
(1820-895 гг.), является экономически господствующий класс, «ко-
торый при помощи государства становится также политически гос-
подствующим классом и приобретает, таким образом, новые сред-
ства для подавления и эксплуатации угнетенного класса»
1
.
Другой подход—
позитивизм в юриспруденции
сделал акцент на внеш-
ние, формальные признаки государства. Позитивизм как подход ввел
в науку французский социолог Огюст Конт (1798—1857 гг.). Его рас-
пространение было связано с критическим отношением к социологи-
ческому подходу и успехам естественных наук и ограничением анали-
за государства фиксацией только непосредственно наблюдаемых фак-
тов, связей государства, его функций, взаимодействия его институ-
тов. Поиск причин изменений государства, которые лежат за преде-
лами эмпирически наблюдаемых фактов, О. Конт отвергал. Вопрос о
сущности государства, который был одним из главных прежде, рас-
сматривался как пережиток до научных представлений и был
объявлен принципиально неразрешимым.
В рамках позитивизма сложился
арифметический подход,
кото-
рый интерпретировал государство как совокупность внешних при-
знаков, отличающих его от других организаций в обществе. Проявле-
нием позитивизма в юриспруденции является
«теория трехэлемен-
тов»,
согласно которой государство рассматривается как совокуп-
ность трех основных элементов: территории, населения и власти
2
. Ес-
тественно, что невозможно представить государство вне конкретной
территории, на которой происходит политическое самоопределение
населения: этносов, народностей, наций. Это население должно быть
организовано с помощью институтов публичной власти. Обобщен-
1
Мамут Л.С.
Карл Маркс как теоретик государства. М.: Наука, 1979. С. 104-
117.
2
Изензее И.
Конституционные права и демократия // Вестник Московского
университета. Серия 12. Социально-политические исследования. № 6. М. 1992.
С. 26.
12
ным инвариантом «теории трех элементов» является современное
представление о государстве как политической, структурной и тер-
риториальной организации
1
.
На смену «теории трех элементов» приходят многоэлементные ха-
рактеристики государства. Так, одна из наиболее объемных характе-
ристик современного понимания государства дана французскими по-
литологами Р. Пэнто и М. Гравитц. Они выделяют следующие при-
знаки государства: новый тип коллективной общности; территорию в
рамках национальных границ; форму правления и государственную
службу; глобальность (идея суверенитета); институционализирован-
ную форму власти
2
.
На внешних, формальных признаках государства акцентирует
внимание и
правовой подход,
автором которого являлся австрийский
правовед X. Кельзен. В рамках данного подхода государство рассмат-
ривалось как установленный в масштабах нации или страны правовой
порядок. «С юридической точки зрения, — отмечал Кельзен, - проб-
лемы государства в значительной мере проявляются как проблемы
национального правового порядка»
3
. По X. Кельзену, государство
предстает как правовая организация политической власти, наиболее
эффективная на данной территории.
Функциональные определения государства исходят из выделения
в деятельности государства тех функций, посредством которых оно
осуществляет решение «общих дел». Если согласование интересов
осуществляется посредством подавления и насилия, жесткого конт-
роля различных сфер жизнедеятельности индивида и общества, реа-
лизуемых разветвленным карательным аппаратом, то можно предпо-
ложить, что перед нами полицейское государство.
Если управляющая и организационная функции государства опи-
раются на принцип верховенства прав и свобод человека, которые
определяют границы вмешательства государства в дела гражданского
общества, то можно предположить, что перед нами правовое госу-
дарство.
Учитывая все вышеперечисленные подходы, современные право-
веды под государством понимают — это единая политическая органи-
зация общества, которая распространяет свою власть на всю терри-
1
Венгеров А.Б.
Теория государства и права: Учебник для вузов. М.: Юрис-
пруденция, 2000. С. 528.
2
Мухаев Р.Т.
Теория государства и права: Учебник для вузов. М.: ПРИОР, 2001.
С. 52.
3
Кельзен Г.
Чистое учение о праве // Чистое учение о праве Ганса Кельзена.
Вып.1. М.: ЮНИОН, 1987.С. 7.
13
торию страны и население, располагает для этого специальным аппа-
ратом и издает обязательные для всех веления в форме нормативных
правовых актов.
Сущность государства.
Несмотря на многообразие подходов в изу-
чении государства, все они стремятся выявить то главное, устойчи-
вое, определяющее, что обусловливает отличие государства от иных
социальных институтов, его ценность и социальное назначение. Глав-
ным в определении государства является раскрытие его сущности, то
есть совокупности наиболее важных и устойчивых внутренних сто-
рон и свойств, которые определяют его природу, содержание, цели
функционирования и востребованность в обществе.
Однако руководство и управление обществом осуществлялось на
протяжении человеческой истории не только в интересах большин-
ства населения, но и в интересах привилегированного меньшинства,
экономически господствующего класса. В этой связи под социальной
сущностью государства понималась его классовая природа (марк-
сизм). Последователи марксизма под влиянием объективных и субъек-
тивных факторов стали акцентировать внимание исключительно на
классовой природе
его репрессивной функции. Виднейший теоретик
пролетарской идеологии В. И. Ленин (1870-1924 гг.) подчеркивал, что
«государство есть особая организация силы, есть организация наси-
лия для подавления какого-либо класса»
1
.
Однако несмотря на доминирование в отдельные исторические
периоды специфической функции господства и подавления, общесо-
циальная сущность государства не переставала осуществляться. Даже
в антагонистических обществах, разделенных на противостоящие друг
другу классы, классы собственников были вынуждены для собствен-
ного блага заботиться о выживании общества в целом, о создании
устойчивого правопорядка. Поэтому господствующие классы стре-
мились достичь социального компромисса, если желали оставаться у
власти. От политики изоляции и отчуждения неимущих и зависимых
классов от собственности и государственной власти правящий класс
был вынужден переходить к постепенной интеграции этих групп в
гражданское общество через рыночную экономику, право и полити-
ческую демократию. Эти способы интеграции населения свойствен-
ны правовому демократическому государству.
Изменения в социальной структуре прежде всего промышленно
развитых стран, под влиянием рыночной экономики, научно-техни-
ческой революции, породившей новые виды деятельности и группы
1
Мухаев Р.Т.
Теория государства и права: Пособие для вузов. М.: Прибор, 2000.
С. 273.
14
работников, заметно расширили социальную базу современного го-
сударства. Это явилось основанием появления концепций, в которых
обосновывается надклассовый характер государства и его общесоци-
альная сущность.
Отрицание классовой сущности обосновывается в
теорииэлитар-
ной демократии.
Ее центральным тезисом является положение о неиз-
бежности деления общества на правящее меньшинство и подчиняю-
щееся большинство. У истоков теории элит в 90-х годах XIX столетия
стояли социологи Г. Моска, В. Парето, идеи которых развивали в 50-х
годах XX в. их последователи: американцы X. Лассуэл, Дж. Сартори,
испанец X. Ортега-и-Гассет и др.
Инвариантом теории элитарной демократии являются представ-
ления о сущности государства, которые развивались авторами тех-
нократического государства. Среди них следует выделить американ-
ских ученых Дж. Бернхейма, Д. Белла, К. Дойча. Они также исходят
из положения о закономерности деления общества на управляемых и
управляющих. Однако вместо прежней элиты собственников, по их
мнению, должны прийти менеджеры, обладающие необходимыми ре-
сурсами для принятия важнейших решений. Такими ресурсами ста-
новятся знания и информация.
Значительно дальше в социальной обезличенное™ государствен-
ной власти пошел американский исследователь Карл Дойч (1912 г.),
использующий аналогию государства с кибернетической машиной.
Движение государства к осуществлению оставленных общезначимых
целей происходит на основе поступающей из общества информации,
в соответствии с которой корректируется политический курс прави-
тельства. Так, благодаря «обратным связям», государству удается
обеспечивать баланс публичных и частных интересов в обществе.
Стало очевидно, что рыночная стихия не в состоянии быть эф-
фективным регулятором, необходимо регулирующее воздействие го-
сударства. На этой основе сформировалась
теория «государства все-
общего благоденствия»,
автором которой стал английский ученый
Дж. Кейнс. В послевоенное время в связи с изменениями в уровне
жизни значительных слоев западного общества, достигнутом не в по-
следнюю очередь за счет ограбления колониальных и полуколони-
альных стран, стал утверждаться миф о надклассовом государстве,
которое заботится о всех своих гражданах. Данный миф
(кстати, это
немиф, а теория — О. К.)
подкреплялся теми сверхприбылями, кото-
рые вывозились из колоний и частично шли на поддержание социаль-
но уязвимых групп населения.
Один из разработчиков концепции
«государства всеобщего благо-
денствия»
— американский исследователь Дж. Гэлбрейт ввел понятие
15
«народное государство», которое он характеризовал как государство,
способное обеспечить всем членам общества относительно высокий
уровень жизни, справедливое распределение ресурсов и ликвидацию
социального неравенства. По Гэлбрейту, все это оказывается воз-
можным благодаря достижениям научно-технической революции и
модернизации системы управления, эффективно реагирующей на по-
стоянно изменяющиеся потребности населения.
Достаточно близкой к теории «народного государства» является
теория «социального государства»,
развиваемая европейской социал-
демократией в 50-е гг. XX в. Практика последних лет показывает, что
провозглашение в правовых государствах принципов индивидуальной
свободы, равенства всех перед законом, невмешательство в дела об-
щества не привело к всеобщему благополучию, не остановило роста
нищеты и конфликтности в обществе, особенно рынок с его конку-
ренцией к сосредоточению ресурсов и богатства в руках имущего мень-
шинства и резкому обнищанию большей части населения. В таких
условиях общество нуждается в сглаживании фактического неравен-
ства путем проведения государством активной социальной политики.
Социальное государство
представляет собой такой тип государства,
которое стремится создать каждому гражданину максимально благо-
приятные условия существования, реализации своих индивидуаль-
ных талантов и способностей, а также обеспечить высокий уровень
социальной защищенности.
Конечно, немногие государства сегодня могут быть причислены к
ряду социальных государств, а лишь те, где большинство населения
имеют высокий уровень потребления товаров первой необходимости
надушу населения, доступные большинству населения услуги, то есть,
имеют высокий жизненный уровень. Например, к социальным госу-
дарствам можно отнести Норвегию, Швецию, Японию, США, Фран-
цию, Германию, Швейцарию, и др. Так, во всемирном докладе о чело-
веческом развитии за 2004 год, самый высокий индекс человеческого
развития ВВП на душу населения, ожидаемой продолжительности
жизни, уровня грамотности взрослого населения и охвата обучением
подрастающего поколения занимает Норвегия. На 2-м месте стоит
Швеция, США - на 9-м, Франция - на 16-м, Германия — на 19-м.
Чтобы достичь такого уровня, страна должна обеспечить объем ВВП
надушу населения в размере 40 тысяч долларов США
1
. Страны СНГ
по этому показателю занимают позиции, начиная с 57-й строчки, в
1
В первой пятерке Содружества // Казахстанская правда. 2005. 21 января.
16
ней значится Россия. Беларусь - на 62-й, Украина - на 70-й. Казах-
стан на постсоветском пространстве оказался в пятерке лидеров, среди
177 стран мира, которые включены в этот список.
Социальное государство характеризуется следующими признаками.
Во-первых, социальное государство создает достойный для человека
уровень жизни. Государство ответственно за предоставление каждо-
му гражданину прожиточного минимума, причем этот минимум дол-
жен гарантировать достойное существование человека. Эту функцию
государство выполняет путем справедливого перераспределения об-
щественного богатства от богатых к бедным слоям населения. Обыч-
но прожиточный минимум составляется по стоимости двухсот на-
именований продуктов, товаров, услуг, которые необходимы для нор-
мальной жизни человека. Однако, это не означает, что взрослый, здо-
ровый человек должен ожидать социальное пособие, он обязан зара-
батывать сам и кормить свою семью. Государство берет на себя от-
ветственность только за тех граждан, которые самостоятельно не
могут удовлетворить собственные потребности по возрасту, болез-
ни, инвалидности и т. д. К социальным государствам принято отно-
сить те страны, прожиточный минимум в которых составляет 7—10
тыс. долларов на человека в год.
Во-вторых, социальное государство стремится обеспечить соци-
альное равенство. Разговор не идет об уравниловке. Социальное ра-
венство следует понимать как равенство стартовых возможностей, а
не равенство результатов деятельности. Проявлений социального
неравенства множество: это возраст, образование, район прожива-
ния, здоровье, специальность, пол и т. д. Государство стремится смяг-
чить, а где возможно - и устранить социальное неравенство, активно
вмешиваясь в различные сферы жизни человека.
В-третьих, задачей социального государства является социальная
защита тех, кто потерял доход или средства к существованию по при-
чине болезни, инвалидности, старости, потери кормильца, безрабо-
тицы. Сюда же входит бесплатное медицинское обслуживание. Сис-
тема социального обеспечения возникла в форме социального стра-
хования.
В-четвертых, социальное государство стремится к подъему благо-
состояния всего общества. Его показателем является уровень нище-
ты. Обычно в развитых странах он не превышает 10 %, а в Швеции —
чуть больше 5
%.
Это позволяет включать в пользование материаль-
ными благами (оплата за жилье, стипендии учащимся, пособия на
детей и т. д.) все более широкий круг лиц.
17
Признаки государства.
Сущность государства развертывается в со-
держании, которое представляет собой совокупность характерных
признаков и черт. Государство как политический институт обладает
рядом качественных признаков, которые отличают его от негосударст-
венных политических организаций (например, догосударственных
образований, политических партий, движений, и т. д.), оказывающих
существенное влияние на развитие общества. Условно их можно раз-
делить на внутренние и внешние. Количество признаков государства
может быть различно, однако выделим наиболее важные.
Во-первых, государство выступает как единая территориальная
организация населения в масштабах всей страны, как официальный
представитель общества во взаимоотношениях с другими странами.
На смену объединению людей по признаку родства, свойственному
формам социальной организации догосударственного общества, при-
ходит территориальное объединение. Целостность общества и взаи-
мосвязь его членов обеспечивает институт гражданства, или поддан-
ства, представляющий собой устойчивую правовую связь личности с
государством. Именно в наличии института гражданства выражается
сущность государства для отдельного индивида. В пределах данной
территории государство обладает верховенством и полнотой законо-
дательной, исполнительной и судебной власти над населением.
Во-вторых, государство представляет собой особую организацию
политической власти, обладающую специальным аппаратом управ-
ления и принуждения, системой ведомств и учреждений, которые
целенаправленно воздействуют на общественные отношения с целью
их упорядочения и планомерного развития.
Обеспечивая нормальные условия существования общества, го-
сударство обладает таким свойством, как принудительность, которая
осуществляется через органы насилия — армию, службы охраны по-
рядка и безопасности. В отличие от принципов самоуправления, на
которых основано регулирование взаимоотношений индивидов в до-
государственном обществе самим населением, с возникновением го-
сударства происходит отделение публичной политической власти от
общества, обособление и концентрация политических функций в ру-
ках профессионалов-управленцев.
В-третьих, государство представляет собой суверенную органи-
зацию власти. Суверенитет государственной власти выражается в ее
верховенстве и независимости от любых других властей внутри стра-
ны или во взаимоотношениях с другими государствами.
Верховенство государственной власти проявляется: а) в общеобя-
зательности ее решений для населения; б) в возможности отмены
18
постановлений и решений негосударственных политических органи-
заций; в) в обладании рядом исключительных прав, например правом
издания законов, имеющих для населения обязательный характер;
г) в наличии специальных средств воздействия на население, отсутст-
вующих у других организаций (аппарат принуждения и насилия).
В-четвертых, государство обладает монополией на легальное и ле-
гитимное применение силы, физическое принуждение. Легальность
государственной власти выражается в официальном признании влас-
ти, ее подчинении не личностям, а конституции и установленным за-
конам. Легальность власти представляет собой юридическое призна-
ние права государства на применение принуждения. Формой легаль-
ного господства является правовое государство. Однако в условиях
демократии, когда правящая группа получает власть из рук населе-
ния, не менее важным для государственной власти становится ее ле-
гитимность, то есть одобрение власти в силу ее привлекательности,
вера в то, что данная власть, ее институты являются самыми лучши-
ми. А коль это так, то население, признавшее данную власть, обязано
подчиниться ее решениям.
*
Формы государства. Форма государства
— это структурная органи-
зация общества, выраженная в форме правления, в форме государст-
венного устройства и в форме политического (государственного) ре-
жима.
Форма правления
— это состав, порядок образования и соотно-
шение полномочий высших органов государственной власти. Формы
правления различаются в зависимости оттого, как осуществляется
верховная власть в стране: единолично или коллегиально. Исходя из
такой позиции, основными видами правления являются монархия и
республика.
Монархия
— это форма правления, при которой высшая государст-
венная власть принадлежит одному лицу — монарху, занимающему
пост обычно по наследству, или иногда избираемому пожизненно. В за-
висимости от: а) степени концентрации верховной власти в руках гла-
вы государства; б) режима взаимодействия различных органов выс-
шей государственной власти; в) того, кому принадлежит право на
формирование правительства и перед кем оно ответственно, монар-
хии подразделяют на два основных вида: абсолютную монархию и
конституционную монархию, которая, в свою очередь, подразделя-
ется на два подвида - дуалистическую и парламентарную монархию.
Абсолютная монархия
характеризуется рядом признаков: а) моно-
полия на власть со стороны монарха; б) концентрация в его руках
всех ветвей государственной власти; в) отсутствие каких-либо пред-
ставительных учреждений, ограничивающих власть монарха; г) пра-
19