ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.08.2021

Просмотров: 1764

Скачиваний: 47

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Понятие «государство» в современном его значении в науку введе-

но в начале XVI в. итальянским мыслителем Никколой Макиавелли

(1469—1527 гг.). Он использовал для обозначения государства слово

«8Шо» (от лат. з(аШ8 — положение, статус). До этого все государ-

ственные образования обозначились: — «республика», «королевство»,

«городская община», «княжеское господство», «земля», «полис», «еди-

новластное правление», «тирания», «олигархия» и т. д. Существует

немало подходов в определении государства.

Коммуникативный подход.

Согласно данному подходу, при попыт-

ке определения государства акцентируется внимание на публично-

властной природе государства, рассматривая его, по определению

Аристотеля, как «естественную форму общения», как универсаль-

ную организацию общества, созданную для достижения общего бла-

га. Население, проживающее на территории государства, представ-

ляет собой ассоциацию граждан, подчиненных власти, связанных об-

щей целью и обязанностью соблюдать законы государства

1

.

Дальнейшее подтверждение настоящий подход находит в трудах

римского оратора и мыслителя Марка Тулия Цицерона (106-43 гг. до

н. э), который рассматривал государство как соединение в единое це-

лое, в гражданскую общину всех составляющих ее граждан

2

. Выдаю-

щийся представитель немецкой философии И. Кант (1724-1804 гг.),

писал, что «государство — это общество людей, которое само распо-

ряжается и управляет собой», это «объединение людей под эгидой

правовых законов»

3

.

Организационно-структурный подход

выделяет государство из об-

щества и связывает его с централизованной группой, монополизиру-

ющей властные функции и опирающейся в их осуществлении на иерар-

хический административный аппарат, а также нормы права. Осново-

положником данного подхода в понимании сущности государства был

французский юрист Жан Бодэн (1529—1596 гг.), который трактовал

государство как особую организацию верховной политической влас-

ти, обладающую суверенитетом. Суверенитет государства выражает-

ся в его исключительной возможности творить право и проводить в

жизнь законы

4

. Государство выступает механизмом реализации ин-

1

Аристотель.

Политика // Сочинения: В 4 т. М.: Наука, 1984. Т. 4. С. 455-457,

459-462.

2

 История политических и правовых учений. Домарксистский период / Под

ред. О.Э.Лейста. М.: Юридическая литература, 1997. С. 230.

3

Мухаев Р.Т.

Теория государства и права. Хрестоматия: Пособие для вузов.

М.: Прибор, 2000. С. 102.

4

Гомеров  И.Н.

Государство  и  государственная  власть: предпосылки, особен

ности, структура. М.: ЮКЭА, 2002. С. 29-30. 534-535.

тересов политического общества, опираясь на специальные органы:
армию, суд, полицию, правительство. Именно верховные органы го-

сударства во главе с правителем (монархом) являются носителем су-

веренитета. Таким образом, органы государственной власти выделя-

ются из общества и противопоставляются ему. В этом случае госу-

дарство понимается как система институтов публичной власти, как

аппарат управления, обособленный от общества и выражающий его

интересы или интересы каких-либо групп.

Согласно институциональному подходу, для выражения и пред-

ставительства частных и общезначимых интересов общества соци-

альные группы, индивиды создают политические институты. По мне-

нию казахстанского специалиста А. А. Матюхина

1

, в рамках институ-

ционального подхода «государство есть элемент сферы права», а ин-

ституты в узкоюридическом смысле — это в первую очередь, обособ-

ленные группы (совокупность) юридических норм, регулирующих

однородные отношения или какие-либо их компоненты; или нормы,

сопровождающие их санкции и организационные формы, где они про-

являются: «общий установленный закон и право, судебные учрежде-

ния, в которые можно обратиться». При расширении юридического

контекста до общеправового, сюда «также относятся и нравы, а еще

более глубокий смысл институтов состоит в том, что они выражают

не просто законы, но «дух законов». Институты служат поддержа-

нию свободы только в том случае, если они не просто «законы» (1е§а1),

но также и легитимны (1е§Мгаа1е).

Достижение гармонии, равновесия частных и публичных интересов

может осуществляться как путем достижения компромисса между ин-

тересами социальных групп, их согласования и формирования на осно-

ве общих целей, так и путем подавления интересов одной группы дру-

гой. В первом случае государство выступает воплощением социальной

солидарности, механизмом примирения разнородных интересов. Этот

тезис лежит в основе

теории солидаризма,

пришедшей в государство из

политологии. Ее автором является французский политолог Л. Дюги

(1859—1929 г.). Данная теория нашла свое подтверждение в современ-

ных промышленно развитых странах, в которых удельный вес «средне-

го класса» достигает 70 %. Это обстоятельство позволяет говорить о

приверженности большинства общества ценностям солидарности, об-

щего блага, социальной справедливости и защищенности, которые оли-

цетворяют собой государство и право. Следовательно, государство

1

Матюхин А.А.

Государство в сфере права: институциональный подход. Ал-

маты: атлет, 2000. С. 13, 325-326.

10

11


background image

является выразителем интересов всего общества или его большинства,
а не какой-то привилегированной группы.

Однако примирение разнородных интересов может осуществлять-

ся и путем подчинения одной части общества другой. Как политичес-

кую организацию экономически господствующего класса рассмат-

ривал государство

марксизм (классовый подход).

Один из основопо-

ложников марксизма К. Маркс (1818-1883 гг.) отмечал, «государство

есть машина для угнетения одного класса другим, машина, чтобы дер-

жать в повиновении одному классу прочие подчиненные классы». Пра-

вящим классом, по определению соратника К. Маркса — Ф. Энгельса

(1820-895 гг.), является экономически господствующий класс, «ко-

торый при помощи государства становится также политически гос-

подствующим классом и приобретает, таким образом, новые сред-

ства для подавления и эксплуатации угнетенного класса»

1

.

Другой подход—

позитивизм в юриспруденции

сделал акцент на внеш-

ние, формальные признаки государства. Позитивизм как подход ввел

в науку французский социолог Огюст Конт (1798—1857 гг.). Его рас-

пространение было связано с критическим отношением к социологи-

ческому подходу и успехам естественных наук и ограничением анали-

за государства фиксацией только непосредственно наблюдаемых фак-

тов, связей государства, его функций, взаимодействия его институ-

тов. Поиск причин изменений государства, которые лежат за преде-

лами эмпирически наблюдаемых фактов, О. Конт отвергал. Вопрос о

сущности государства, который был одним из главных прежде, рас-

сматривался  как  пережиток  до  научных  представлений  и  был

объявлен принципиально неразрешимым.

В рамках позитивизма сложился

арифметический подход,

кото-

рый интерпретировал государство как совокупность внешних при-

знаков, отличающих его от других организаций в обществе. Проявле-

нием позитивизма в юриспруденции является

«теория трехэлемен-

тов»,

согласно которой государство рассматривается как совокуп-

ность трех основных элементов: территории, населения и власти

2

. Ес-

тественно, что невозможно представить государство вне конкретной

территории, на которой происходит политическое самоопределение

населения: этносов, народностей, наций. Это население должно быть

организовано с помощью институтов публичной власти. Обобщен-

1

Мамут  Л.С.

Карл  Маркс  как  теоретик  государства. М.: Наука, 1979. С. 104-

117.

2

Изензее  И.

Конституционные  права  и  демократия // Вестник  Московского

университета. Серия 12. Социально-политические  исследования. № 6. М. 1992.
С. 26.

12

ным инвариантом «теории трех элементов» является современное

представление о государстве как политической, структурной и тер-

риториальной организации

1

.

На смену «теории трех элементов» приходят многоэлементные ха-

рактеристики государства. Так, одна из наиболее объемных характе-

ристик современного понимания государства дана французскими по-

литологами Р. Пэнто и М. Гравитц. Они выделяют следующие при-

знаки государства: новый тип коллективной общности; территорию в

рамках национальных границ; форму правления и государственную

службу; глобальность (идея суверенитета); институционализирован-

ную форму власти

2

.

На внешних, формальных признаках государства акцентирует

внимание и

правовой подход,

автором которого являлся австрийский

правовед X. Кельзен. В рамках данного подхода государство рассмат-

ривалось как установленный в масштабах нации или страны правовой

порядок. «С юридической точки зрения, — отмечал Кельзен, - проб-

лемы государства в значительной мере проявляются как проблемы

национального правового порядка»

3

. По X. Кельзену, государство

предстает как правовая организация политической власти, наиболее

эффективная на данной территории.

Функциональные определения государства исходят из выделения

в деятельности государства тех функций, посредством которых оно

осуществляет решение «общих дел». Если согласование интересов

осуществляется посредством подавления и насилия, жесткого конт-

роля различных сфер жизнедеятельности индивида и общества, реа-

лизуемых разветвленным карательным аппаратом, то можно предпо-

ложить, что перед нами полицейское государство.

Если управляющая и организационная функции государства опи-

раются на принцип верховенства прав и свобод человека, которые

определяют границы вмешательства государства в дела гражданского

общества, то можно предположить, что перед нами правовое госу-

дарство.

Учитывая все вышеперечисленные подходы, современные право-

веды под государством понимают — это единая политическая органи-

зация общества, которая распространяет свою власть на всю терри-

1

Венгеров  А.Б.

Теория  государства  и  права: Учебник  для  вузов. М.: Юрис-

пруденция, 2000. С. 528.

2

Мухаев Р.Т.

Теория государства и права: Учебник для вузов. М.: ПРИОР, 2001.

С. 52.

3

Кельзен  Г.

Чистое  учение  о  праве // Чистое  учение  о  праве  Ганса  Кельзена.

Вып.1. М.: ЮНИОН, 1987.С. 7.

13


background image

торию страны и население, располагает для этого специальным аппа-

ратом и издает обязательные для всех веления в форме нормативных

правовых актов.

Сущность государства.

Несмотря на многообразие подходов в изу-

чении государства, все они стремятся выявить то главное, устойчи-

вое, определяющее, что обусловливает отличие государства от иных

социальных институтов, его ценность и социальное назначение. Глав-

ным в определении государства является раскрытие его сущности, то

есть совокупности наиболее важных и устойчивых внутренних сто-

рон и свойств, которые определяют его природу, содержание, цели

функционирования и востребованность в обществе.

Однако руководство и управление обществом осуществлялось на

протяжении человеческой истории не только в интересах большин-

ства населения, но и в интересах привилегированного меньшинства,

экономически господствующего класса. В этой связи под социальной

сущностью государства понималась его классовая природа (марк-

сизм). Последователи марксизма под влиянием объективных и субъек-

тивных факторов стали акцентировать внимание исключительно на

классовой природе

его репрессивной функции. Виднейший теоретик

пролетарской идеологии В. И. Ленин (1870-1924 гг.) подчеркивал, что

«государство есть особая организация силы, есть организация наси-

лия для подавления какого-либо класса»

1

.

Однако несмотря на доминирование в отдельные исторические

периоды специфической функции господства и подавления, общесо-

циальная сущность государства не переставала осуществляться. Даже

в антагонистических обществах, разделенных на противостоящие друг

другу классы, классы собственников были вынуждены для собствен-

ного блага заботиться о выживании общества в целом, о создании

устойчивого правопорядка. Поэтому господствующие классы стре-

мились достичь социального компромисса, если желали оставаться у

власти. От политики изоляции и отчуждения неимущих и зависимых

классов от собственности и государственной власти правящий класс

был вынужден переходить к постепенной интеграции этих групп в

гражданское общество через рыночную экономику, право и полити-

ческую демократию. Эти способы интеграции населения свойствен-

ны правовому демократическому государству.

Изменения в социальной структуре прежде всего промышленно

развитых стран, под влиянием рыночной экономики, научно-техни-

ческой революции, породившей новые виды деятельности и группы

1

Мухаев Р.Т.

Теория государства и права: Пособие для вузов. М.: Прибор, 2000.

С. 273.

14

работников, заметно расширили социальную базу современного го-

сударства. Это явилось основанием появления концепций, в которых

обосновывается надклассовый характер государства и его общесоци-

альная сущность.

Отрицание классовой сущности обосновывается в

теорииэлитар-

ной демократии.

Ее центральным тезисом является положение о неиз-

бежности деления общества на правящее меньшинство и подчиняю-

щееся большинство. У истоков теории элит в 90-х годах XIX столетия

стояли социологи Г. Моска, В. Парето, идеи которых развивали в 50-х

годах XX в. их последователи: американцы X. Лассуэл, Дж. Сартори,

испанец X. Ортега-и-Гассет и др.

Инвариантом теории элитарной демократии являются представ-

ления о сущности государства, которые развивались авторами тех-

нократического государства. Среди них следует выделить американ-

ских ученых Дж. Бернхейма, Д. Белла, К. Дойча. Они также исходят

из положения о закономерности деления общества на управляемых и

управляющих. Однако вместо прежней элиты собственников, по их

мнению, должны прийти менеджеры, обладающие необходимыми ре-

сурсами для принятия важнейших решений. Такими ресурсами ста-

новятся знания и информация.

Значительно дальше в социальной обезличенное™ государствен-

ной власти пошел американский исследователь Карл Дойч (1912 г.),

использующий аналогию государства с кибернетической машиной.

Движение государства к осуществлению оставленных общезначимых

целей происходит на основе поступающей из общества информации,

в соответствии с которой корректируется политический курс прави-

тельства. Так, благодаря «обратным связям», государству удается

обеспечивать баланс публичных и частных интересов в обществе.

Стало очевидно, что рыночная стихия не в состоянии быть эф-

фективным регулятором, необходимо регулирующее воздействие го-

сударства. На этой основе сформировалась

теория «государства все-

общего благоденствия»,

автором которой стал английский ученый

Дж. Кейнс. В послевоенное время в связи с изменениями в уровне

жизни значительных слоев западного общества, достигнутом не в по-

следнюю очередь за счет ограбления колониальных и полуколони-

альных стран, стал утверждаться миф о надклассовом государстве,

которое заботится о всех своих гражданах. Данный миф

(кстати, это

немиф, а теория — О. К.)

подкреплялся теми сверхприбылями, кото-

рые вывозились из колоний и частично шли на поддержание социаль-

но уязвимых групп населения.

Один из разработчиков концепции

«государства всеобщего благо-

денствия»

— американский исследователь Дж. Гэлбрейт ввел понятие

15


background image

«народное государство», которое он характеризовал как государство,
способное обеспечить всем членам общества относительно высокий
уровень жизни, справедливое распределение ресурсов и ликвидацию
социального неравенства. По Гэлбрейту, все это оказывается воз-
можным благодаря достижениям научно-технической революции и
модернизации системы управления, эффективно реагирующей на по-
стоянно изменяющиеся потребности населения.

Достаточно близкой к теории «народного государства» является

теория «социального государства»,

развиваемая европейской социал-

демократией в 50-е гг. XX в. Практика последних лет показывает, что
провозглашение в правовых государствах принципов индивидуальной
свободы, равенства всех перед законом, невмешательство в дела об-
щества не привело к всеобщему благополучию, не остановило роста
нищеты и конфликтности в обществе, особенно рынок с его конку-
ренцией к сосредоточению ресурсов и богатства в руках имущего мень-
шинства и резкому обнищанию большей части населения. В таких
условиях общество нуждается в сглаживании фактического неравен-
ства путем проведения государством активной социальной политики.

Социальное государство

представляет собой такой тип государства,

которое стремится создать каждому гражданину максимально благо-
приятные условия существования, реализации своих индивидуаль-
ных талантов и способностей, а также обеспечить высокий уровень
социальной защищенности.

Конечно, немногие государства сегодня могут быть причислены к

ряду социальных государств, а лишь те, где большинство населения
имеют высокий уровень потребления товаров первой необходимости
надушу населения, доступные большинству населения услуги, то есть,
имеют высокий жизненный уровень. Например, к социальным госу-
дарствам можно отнести Норвегию, Швецию, Японию, США, Фран-
цию, Германию, Швейцарию, и др. Так, во всемирном докладе о чело-
веческом развитии за 2004 год, самый высокий индекс человеческого
развития ВВП на душу населения, ожидаемой продолжительности
жизни, уровня грамотности взрослого населения и охвата обучением
подрастающего поколения занимает Норвегия. На 2-м месте стоит
Швеция, США - на 9-м, Франция - на 16-м, Германия — на 19-м.
Чтобы достичь такого уровня, страна должна обеспечить объем ВВП
надушу населения в размере 40 тысяч долларов США

1

. Страны СНГ

по этому показателю занимают позиции, начиная с 57-й строчки, в

1

 В первой пятерке Содружества // Казахстанская правда. 2005. 21 января.

16

ней значится Россия. Беларусь - на 62-й, Украина - на 70-й. Казах-

стан на постсоветском пространстве оказался в пятерке лидеров, среди

177 стран мира, которые включены в этот список.

Социальное государство характеризуется следующими признаками.

Во-первых, социальное государство создает достойный для человека

уровень жизни. Государство ответственно за предоставление каждо-

му гражданину прожиточного минимума, причем этот минимум дол-

жен гарантировать достойное существование человека. Эту функцию

государство выполняет путем справедливого перераспределения об-

щественного богатства от богатых к бедным слоям населения. Обыч-

но прожиточный минимум составляется по стоимости двухсот на-

именований продуктов, товаров, услуг, которые необходимы для нор-

мальной жизни человека. Однако, это не означает, что взрослый, здо-

ровый человек должен ожидать социальное пособие, он обязан зара-

батывать сам и кормить свою семью. Государство берет на себя от-

ветственность только за тех граждан, которые самостоятельно не

могут удовлетворить собственные потребности по возрасту, болез-

ни, инвалидности и т. д. К социальным государствам принято отно-

сить те страны, прожиточный минимум в которых составляет 7—10

тыс. долларов на человека в год.

Во-вторых, социальное государство стремится обеспечить соци-

альное равенство. Разговор не идет об уравниловке. Социальное ра-

венство следует понимать как равенство стартовых возможностей, а

не равенство результатов деятельности. Проявлений социального

неравенства множество: это возраст, образование, район прожива-

ния, здоровье, специальность, пол и т. д. Государство стремится смяг-

чить, а где возможно - и устранить социальное неравенство, активно

вмешиваясь в различные сферы жизни человека.

В-третьих, задачей социального государства является социальная

защита тех, кто потерял доход или средства к существованию по при-

чине болезни, инвалидности, старости, потери кормильца, безрабо-

тицы. Сюда же входит бесплатное медицинское обслуживание. Сис-

тема социального обеспечения возникла в форме социального стра-

хования.

В-четвертых, социальное государство стремится к подъему благо-

состояния всего общества. Его показателем является уровень нище-

ты. Обычно в развитых странах он не превышает 10 %, а в Швеции —

чуть больше 5

%.

Это позволяет включать в пользование материаль-

ными благами (оплата за жилье, стипендии учащимся, пособия на

детей и т. д.) все более широкий круг лиц.

17


background image

Признаки государства.

Сущность государства развертывается в со-

держании, которое представляет собой совокупность характерных

признаков и черт. Государство как политический институт обладает

рядом качественных признаков, которые отличают его от негосударст-

венных политических организаций (например, догосударственных

образований, политических партий, движений, и т. д.), оказывающих

существенное влияние на развитие общества. Условно их можно раз-

делить на внутренние и внешние. Количество признаков государства

может быть различно, однако выделим наиболее важные.

Во-первых, государство выступает как единая территориальная

организация населения в масштабах всей страны, как официальный

представитель общества во взаимоотношениях с другими странами.

На смену объединению людей по признаку родства, свойственному

формам социальной организации догосударственного общества, при-

ходит территориальное объединение. Целостность общества и взаи-

мосвязь его членов обеспечивает институт гражданства, или поддан-

ства, представляющий собой устойчивую правовую связь личности с

государством. Именно в наличии института гражданства выражается

сущность государства для отдельного индивида. В пределах данной

территории государство обладает верховенством и полнотой законо-

дательной, исполнительной и судебной власти над населением.

Во-вторых, государство представляет собой особую организацию

политической власти, обладающую специальным аппаратом управ-

ления и принуждения, системой ведомств и учреждений, которые

целенаправленно воздействуют на общественные отношения с целью

их упорядочения и планомерного развития.

Обеспечивая нормальные условия существования общества, го-

сударство обладает таким свойством, как принудительность, которая

осуществляется через органы насилия — армию, службы охраны по-

рядка и безопасности. В отличие от принципов самоуправления, на

которых основано регулирование взаимоотношений индивидов в до-

государственном обществе самим населением, с возникновением го-

сударства происходит отделение публичной политической власти от

общества, обособление и концентрация политических функций в ру-

ках профессионалов-управленцев.

В-третьих, государство представляет собой суверенную органи-

зацию власти. Суверенитет государственной власти выражается в ее

верховенстве и независимости от любых других властей внутри стра-

ны или во взаимоотношениях с другими государствами.

Верховенство государственной власти проявляется: а) в общеобя-

зательности ее решений для населения; б) в возможности отмены

18

постановлений и решений негосударственных политических органи-

заций; в) в обладании рядом исключительных прав, например правом

издания законов, имеющих для населения обязательный характер;

г) в наличии специальных средств воздействия на население, отсутст-

вующих у других организаций (аппарат принуждения и насилия).

В-четвертых, государство обладает монополией на легальное и ле-

гитимное применение силы, физическое принуждение. Легальность

государственной власти выражается в официальном признании влас-

ти, ее подчинении не личностям, а конституции и установленным за-

конам. Легальность власти представляет собой юридическое призна-

ние права государства на применение принуждения. Формой легаль-

ного господства является правовое государство. Однако в условиях

демократии, когда правящая группа получает власть из рук населе-

ния, не менее важным для государственной власти становится ее ле-

гитимность, то есть одобрение власти в силу ее привлекательности,

вера в то, что данная власть, ее институты являются самыми лучши-

ми. А коль это так, то население, признавшее данную власть, обязано

подчиниться ее решениям.

*

Формы государства. Форма государства

— это структурная органи-

зация общества, выраженная в форме правления, в форме государст-

венного устройства и в форме политического (государственного) ре-

жима.

Форма правления

— это состав, порядок образования и соотно-

шение полномочий высших органов государственной власти. Формы

правления различаются в зависимости оттого, как осуществляется

верховная власть в стране: единолично или коллегиально. Исходя из

такой позиции, основными видами правления являются монархия и

республика.

Монархия

— это  форма  правления, при  которой  высшая  государст-

венная власть принадлежит одному лицу — монарху, занимающему

пост обычно по наследству, или иногда избираемому пожизненно. В за-

висимости от: а) степени концентрации верховной власти в руках гла-

вы государства; б) режима взаимодействия различных органов выс-

шей государственной власти; в) того, кому принадлежит право на

формирование правительства и перед кем оно ответственно, монар-

хии подразделяют на два основных вида: абсолютную монархию и

конституционную монархию, которая, в свою очередь, подразделя-

ется на два подвида - дуалистическую и парламентарную монархию.

Абсолютная  монархия

характеризуется  рядом  признаков: а) моно-

полия на власть со стороны монарха; б) концентрация в его руках

всех ветвей государственной власти; в) отсутствие каких-либо пред-

ставительных учреждений, ограничивающих власть монарха; г) пра-

19