ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.08.2021

Просмотров: 1667

Скачиваний: 41

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

жающей среды, нарушения нормативов качества окружающей среды
и природоохранительного законодательства. Согласно ст. 28 Закона
РК «О государственной службе» от 23 июля 1999 г. на государствен-
ного служащего могут налагаться дисциплинарные взыскания: 1) за-
мечание; 2) выговор; 3) строгий выговор; 4) предупреждение о непол-
ном служебном соответствии; 5) увольнение с занимаемой должности.

Дисциплинарная ответственность существует в двух видах: 1) об-

щая, предусмотренная трудовым законодательством, и 2) специаль-
ная, возлагающаяся на работников в соответствии с уставами и поло-
жениями о дисциплине. Например, на государственных служащих мо-
жет быть наложено дисциплинарное взыскание в виде предупрежде-
ния о неполном служебном соответствии.

При наложении дисциплинарного взыскания должны учитывать-

ся тяжесть совершенного проступка, обстоятельства, при которых
он совершен, предшествующая работа и поведение работника.

Для применения дисциплинарного взыскания от работника долж-

но быть получено письменное объяснение. Приказ о применении дис-
циплинарного взыскания объявляется работнику, подвергнутому
взысканию, под расписку. Дисциплинарное взыскание применяется
не позднее одного месяца со дня обнаружения правонарушения или
проступка (не считая времени болезни работника или пребывания
его в отпуске). Причем, за каждое нарушение трудовой дисциплины
может быть наложено только  одно  дисциплинарное взыскание
(ст. 95 Закона).

Законодательством РК срок действия дисциплинарного взыска-

ния ограничивается только шестью месяцами со дня его применения.
Если в течение этого срока работник не будет подвергнут повторному
дисциплинарному взысканию, то он считается не имеющим дисцип-
линарного взыскания. Работодатель вправе снять его досрочно по
собственной инициативе, по просьбе работника или его непосредствен-
ного руководителя, по ходатайству работников и их представителей
(ст. 96 Закона).

Материальная ответственность

заключается в обязанности ра-

ботника возместить в установленном порядке и в определенных раз-
мерах имущественный ущерб, причиненный по его вине предприя-
тию, организации в результате ненадлежащего исполнения им своих
обязанностей. В частности, материальную ответственность несут долж-
ностные лица и иные работники, по вине которых предприятие по-
несло расходы по возмещению вреда, причиненного экологическим

270

правонарушением. Материальная ответственность за причиненный

ущерб признается самостоятельным видом юридической ответствен-

ности. Поэтому работник, независимо от привлечения к материаль-

ной ответственности, может быть привлечен также к дисциплинар-

ной и иному виду ответственности.

По трудовому праву материальную ответственность несут лица,

находящиеся с предприятием, организацией в трудовых отношениях,

при определенных условиях, которыми являются: а) наличие прямо-

го действительного ущерба, явившегося результатом совершения ра-

ботником экологического правонарушения, поскольку предприятие

вынуждено было понести затраты на возмещение причиненного этим

правонарушением вреда; б) противоправность поведения работника,

т.е. неисполнение или ненадлежащее исполнение им своих трудовых

обязанностей (например, вследствие виновного нарушения работни-

ком установленного технологического процесса произошел сброс

сточных вод, приведший к отравлению рыбы в водоеме); в) причин-

ная связь между действием (бездействием) работника и причиненным

ущербом, т.е. должно быть доказано, что возникший ущерб непос-

редственно связан с допущенным данным работником нарушением;

г) вина работника в причинении ущерба его действием или бездейст-

вием. Он признается виновным, если противоправное деяние совер-

шено им умышленно или по неосторожности.

Трудовое законодательство предусматривает два основных вида

материальной ответственности работников: ограниченную и полную.

При ограниченной материальной ответственности работник обязан

возместить ущерб в размере прямого действительного ущерба, но,

как правило, не более своего среднего месячного заработка. Такая

ответственность применяется по решению руководителя предприя-

тия.

Ущерб подлежит возмещению в полном объеме, когда он причи-

нен преступными действиями работника, установленными пригово-
ром суда, либо работником, находившимся в нетрезвом состоянии; в
соответствии с законодательством или договором на работника воз-
ложена полная материальная ответственность, а также в других слу-
чаях, предусмотренным законом. Решение о возмещении работником
ущерба предприятию в полном объеме принимается судом по иску
предприятия.

Закон РК «Об охране окружающей среды» устанавливает, что долж-

ностные лица и иные работники, по вине которых предприятие, уч-

реждение, организация понесли расходы по возмещению вреда, при-

чиненного экологическим правонарушением, несут материальную

271


background image

ответственность перед предприятиями, учреждениями, организация-
ми в соответствии с трудовым законодательством (ст. 86 Закона). Ма-
териальная ответственность заключается в обязанности работника
возместить в установленном порядке и в определенных размерах иму-
щественный вред, причиненный по его вине предприятию (организа-
ции) в результате ненадлежащего исполнения им своих трудовых обя-
занностей. Материальной ответственности посвящена глава 9 ст. ст.
89-92 Закона РК «О труде в Республике Казахстан».

Полная материальная ответственность

наступает в случаях, если

вред причинен преступными действиями работника, установленными
приговором суда; такая ответственность возложена на работника по
законодательству; между работником и предприятием заключен пись-
менный договор о полной материальной ответственности; вред при-
чинен не при исполнении трудовых обязанностей; имущество и дру-
гие ценности были получены работником под отчет по разовой дове-
ренности или по другим разовым документам; вред причинен недо-
стачей, умышленным уничтожением или умышленной порчей мате-
риалов, полуфабрикатов, изделий (продукции), в том числе при их
изготовлении, а также инструментов, измерительных приборов, спе-
циальной одежды и других предметов, выданных предприятием, уч-
реждением, организацией работнику в пользование; вред причинен
работником, находившимся в нетрезвом виде.

Коллективная (бригадная) материальная ответственность

вводит-

ся при совместном выполнении работ, когда невозможно разграни-
чить материальную ответственность каждого работника и заключен
Письменный договор между предприятием, учреждением, организа-
цией и всеми членами коллектива (бригады). Письменные договоры о
полной материальной ответственности могут быть заключены рабо-
тодателем с работником, достигшим 18-летнего возраста, занимаю-
щим должность. Перечень таких должностей и работ, а также типо-
вой договор о полной материальной ответственности утверждаются в
коллективных договорах (ст. 92 Закона). Сторона индивидуального
трудового договора, причинившая вред другой стороне, возмещает
его на основании решения суда либо в добровольном порядке.

Административная ответственность

— это вид юридической от-

ветственности граждан, должностных лиц, юридических лиц за со-
вершение административного правонарушения. Административным
экологическим правонарушением (проступком) признается проти-
воправное, виновное действие (или бездействие), посягающее на ус-
тановленный в государстве экологический правопорядок, здоровье и

272

экологическую безопасность населения, причиняющее вред окружа-

ющей среде или содержащее реальную угрозу такого причинения, за

которую предусмотрена административная ответственность. Адми-

нистративная  ответственность  за экологические правонарушения

выражается в применении компетентным органом государства мер

административного взыскания за совершение административного эко-

логического правонарушения.

Виды экологических правонарушений, порядок и основания при-

влечения к административной ответственности за правонарушения

регулируются Кодексом РК «Об административных правонарушени-

ях», принятым 30 января 2001 г. и другими нормативными правовы-

ми актами (имеется немало правонарушений, не урегулированных

КоАПом РК). Административной ответственности подлежит лицо,

достигшее к моменту совершения административного правонаруше-

ния 16-летнего возраста. Наложение административного взыскания

на физическое лицо не освобождает от административной ответствен-

ности за данное правонарушение юридическое лицо, равно как и при-

влечение к административной ответственности юридического лица

не освобождает от административной ответственности за данное пра-

вонарушение виновное физическое лицо (ст. 28 КоАП РК).

Кодекс в качестве одного из предварительных условий возложе-

ния административной ответственности предусматривает отсутствие

в совершенном нарушении признаков состава преступления. Основ-

ные признаки, которые дают возможность разграничить экологичес-

кие преступления и административный проступок, приводятся в УК

РК. Это повторность совершения экологического правонарушения,

наличие умысла и др.

В соответствии со ст. 45 КоАП РК за совершение административ-

ных правонарушений к физическому лицу могут применяться следу-

ющие административные взыскания: 1) предупреждение; 2) админист-

ративный штраф; 3) возмездное изъятие предмета, явившегося ору-

дием совершения или непосредственным объектом административно-

го правонарушения; 4) конфискация предмета, явившегося орудием

совершения или непосредственным объектом административного пра-

вонарушения, доходов, денег и ценных бумаг, полученных вследствие

совершения административного правонарушения; 5) лишение специ-

ального права; 6) лишение лицензии, специального разрешения, ква-

лификационного аттестата (свидетельства) или приостановление ее

(его) действия на определенный вид деятельности либо совершение

определенных действий; 7) приостановление или запрещение деятель-

ности индивидуального предпринимателя; 8) принудительный снос

273


background image

самовольно возводимого или возведенного строения; 9) администра-
тивный арест; 10) административное выдворение за пределы Респуб-
лики Казахстан иностранца или лица без гражданства. К юридичес-
ким лицам за совершение административных правонарушений могут
применяться административные взыскания, перечисленные в подпунк-
тах 1)—6), 8 части первой настоящей статьи, а также приостановление
или запрещение деятельности юридического лица.

Уголовная ответственность за экологические преступления.

Состоя-

ние здоровья человека в значительной степени зависит от чистоты
воды, воздуха, качества продуктов, которыми он питается, и соответст-
венно, от чистоты почвы. Поэтому, согласно ст. 2 Уголовного кодек-
са РК его задачей наряду с защитой прав, свобод и законных интере-
сов человека и гражданина, собственности, прав и законных интере-
сов организаций, общественного порядка и безопасности, является
охрана окружающей среды.

Все составы преступлений, сформулированные в действующем

Уголовном кодексе РК, с точки зрения выполняемых ими функций,
относящихся к природопользованию и охране окружающей среды,
можно подразделить на три категории: специальные экологические
составы, смежные, дополнительные.

Специальные экологические составы

сформулированы в отдельной

11 главе (ст. 277—294) «Экологические преступления» УК РК. Уго-
ловная ответственность наступает, в частности, за: нарушение эко-
логических требований к хозяйственной и иной деятельности (ст. 277);
нарушение экологических требований при производстве и использо-
вании экологически потенциально опасных химических, радиоактив-
ных и биологических веществ (ст. 278); нарушение правил безопаснос-
ти при обращении с микробиологическими или другими биологичес-
кими агентами или токсинами (ст. 279); загрязнение, засорение и ис-
тощение вод (ст. 281); загрязнение атмосферы (ст. 282); загрязнение
морской среды (ст. 283); порчу земли (ст. 285); нарушение правил
охраны и использования недр (ст. 286); незаконную добычу водных
животных и растений (ст. 287); незаконную охоту (ст. 288); наруше-
ние правил охраны животного мира (ст. 289); незаконное обращение с
редкими и находящимися под угрозой исчезновения видами живот-
ных и растений (ст. 290); незаконную порубку деревьев и кустарни-
ков (ст. 291); уничтожение или повреждение лесов (ст. 292); наруше-
ние режима особо охраняемых природных территорий (ст. 293); не-
принятие мер по ликвидации последствий экологического загрязне-
ния (ст. 294).

274

К специальным экологическим составам относится ряд составов,

сформулированных в статьях, содержащихся в других главах Кодек-

са, например, нарушение правил безопасности на объектах атомной

энергетики (ст. 244); сокрытие информации об обстоятельствах, со-

здающих опасность для жизни или здоровья людей (ст. 268); жесто-

кое обращение с животными (ст. 276); регистрация незаконных едет

лок по природопользованию (ст. 255).

Смежными составами преступлений

в области природопользования

и охраны окружающей среды следует считать те из них, которые вы-

полняют экологические функции лишь при определенных обстоя-

тельствах объективного порядка: отказ в предоставлении граждани-

ну информации (ст. 154); регистрация незаконных сделок с землей

(ст. 170); терроризм (ст. 233); нарушение правил безопасности при

ведении горных или строительных работ (ст. 245); нарушение правил

безопасности на взрывоопасных объектах (ст. 246) и др. Некоторые

составы, не являясь по своей природе экологическими, при опреде-

ленных обстоятельствах также могут быть использованы в целях ох-

раны окружающей среды.

К дополнительным

следует отнести ряд преступлений против госу-

дарственной власти, интересов государственной службы и службы в

органах местного самоуправления: злоупотребление должностными

полномочиями (ст. 307); превышение власти или должностных пол-

номочий, превышение должностных полномочий (ст. 308); служеб-

ный подлог (ст. 314); халатность (ст. 316). Предусмотренные этими

статьями преступления могут применяться напрямую к тем должност-

ным лицам, которые своими действиями или бездействием способст-

вовали причинению вреда окружающей среде.

За совершение экологических преступлений предусматриваются

следующие виды наказаний:

— штраф. Наказание в виде штрафа предусмотрено почти за все

экологические преступления. Согласно ст. 40 УК РК штраф назнача-

ется в пределах от двадцати пяти до двадцати тысяч месячных расчет-

ных показателей, установленных законодательством Республики Ка-

захстан, или в размере заработной платы или иного дохода осужден-

ного за период от двух недель до одного года. Размер штрафа опреде-

ляется судом с учетом тяжести совершенного преступления и иму-

щественного положения осужденного. В соответствии со ст. 280 УК

РК за нарушение ветеринарных правил, повлекшее распространение

эпизоотии или иные тяжкие последствия, — наказывается штрафом в

размере от пятисот до одной тысячи месячных расчетных показате-

лей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за

275


background image

период от пяти месяцев до одного года, либо исправительными рабо-

тами на срок до двух лет, либо ограничением свободы на срок до трех

лет, либо лишением свободы на срок до трех лет.

—лишение права занимать определенную должность или зани-

маться определенной деятельностью. Лишение права занимать опре-

деленную должность или заниматься определенной деятельностью

состоит в запрещении занимать определенные должности на государст-

венной службе, в органах местного самоуправления либо заниматься

определенной профессиональной или иной деятельностью. Лишение

права занимать определенную должность или заниматься определен-

ной деятельностью устанавливается на срок от одного года до пяти

лет в качестве основного вида наказания и на срок от шести месяцев

до трех лет в качестве дополнительного вида наказания (ст.41 УК РК).

Например, за нарушение экологических требований к хозяйственной

и иной деятельности (ст. 277 УК РК) назначается наказание в виде

лишения свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать

определенные должности или заниматься определенной деятельнос-

тью на срок до трех лет либо без такового.

—привлечение к общественным работам. Общественные работы

состоят в выполнении осужденным в свободное от основной работы

или учебы время бесплатных общественно полезных работ, вид кото-

рых определяется местными исполнительными органами или органа-

ми местного самоуправления. Общественные работы устанавливают-

ся на срок от шестидесяти до двухсот сорока часов и отбываются не

свыше четырех часов в день. Привлечение к общественным работам

не может быть назначено военнослужащим, женщинам в возрасте

свыше пятидесяти пяти лет и мужчинам свыше шестидесяти лет, бе-

ременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до трех

лет, инвалидам первой или второй группы (ст.42 УК РК).

—исправительные работы. Исправительные работы устанавлива-

ются на срок от двух месяцев до двух лет и отбываются по месту

работы осужденного. Из заработка осужденного к исправительным

работам производятся удержания в доход государства в размере, ус-

тановленном приговором суда, в пределах от пяти до двадцати про-

центов (ст. 43 УК РК). К примеру, за нарушение правил выброса в

атмосферу загрязняющих веществ или правил эксплуатации устано-

вок, сооружений и иных объектов, если это деяние повлекло загряз-

нение или иное изменение природных свойств воздуха, — наказывает-

ся штрафом в размере от ста до двухсот месячных расчетных показа-

телей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного

за период от одного до двух месяцев, либо лишением права занимать

276

определенные должности или заниматься определенной деятельнос-
тью на срок до пяти лет, либо исправительными работами на срок до

одного года, либо арестом на срок до трех месяцев (ст.282 УК РК).

—ограничение свободы. Ограничение свободы состоит в наложе-

нии на осужденного судом определенных обязанностей, ограничива-

ющих его свободу, и отбывается по месту его жительства под надзо-

ром специализированного органа без изоляции от общества сроком

от одного года до пяти лет. В случае замены иного наказания (привле-

чения к общественным работам или исправительным работам) огра-

ничением свободы оно может быть назначено на срок менее одного

года (ст.45 УК РК). Например, согласно ст. 280 УК РК за нарушение

правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями рас-

тений, повлекшее тяжкие последствия, — наказывается штрафом в

размере от двухсот до пятисот месячных расчетных показателей или

в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период

от двух до пяти месяцев, либо исправительными работами на срок до

одного года, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо

лишением свободы на срок до двух лет.

—арест. Арест состоит в содержании осужденного в условиях стро-

гой изоляции от общества на весь срок назначенного наказания. Арест

устанавливается на срок от одного месяца до шести месяцев. За за-

грязнение морской среды из находящихся на суше источников либо

вследствие нарушения правил захоронения или сброса с транспорт-

ных средств или возведенных в море искусственных сооружений ве-

ществ и материалов, вредных для здоровья человека и живых ресур-

сов моря либо препятствующих правомерному использованию морс-

кой среды, - наказывается штрафом в размере от двухсот до пятисот

месячных расчетных показателей или в размере заработной платы

или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев,

либо лишением права занимать определенные должности или зани-

маться определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо испра-

вительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до

четырех месяцев (ст.283 УК РК). Арест не применяется к лицам, не

достигшим к моменту вынесения приговора шестнадцати лет, а также

беременным женщинам и женщинам, имеющим несовершеннолетних

детей (ст.46 УК РК).

—лишение свободы. Лишение свободы за совершение преступле-

ний, предусмотренных настоящим Кодексом, устанавливается на срок

от шести месяцев до пятнадцати лет, а за особо тяжкие преступле-

ния, указанные в части первой статьи 49 настоящего Кодекса, — до

двадцати лет либо пожизненно (ст.48 УК РК). Например, нарушение

277


background image

общих экологических требований на всех стадиях недропользования,
повлекшее  по неосторожности  массовое  заболевание людей  или

смерть человека, - наказывается лишением свободы на срок от трех

до восьми лет (п. 3 ст. 286 УК РК).

Гражданско-правовая ответственность за экологические правонару-

шения.

Гражданско-правовая ответственность в сфере взаимодействия

общества и природы заключается главным образом в возложении на

правонарушителя обязанности возместить потерпевшей стороне иму-

щественный или моральный вред, причиненный в результате наруше-

ния правовых экологических требований. Особенностью граждан-

ско-правовой ответственности является то, что она может возлагать-

ся на правонарушителя наряду с применением мер дисциплинарного,

административного и уголовного воздействия, т.е. совокупно. Специ-

фической целью данного вида ответственности является компенса-

ция причиненного экологическим правонарушением вреда. Под эко-

логическим вредом понимается любое ухудшение состояния окру-

жающей среды, произошедшее вследствие нарушения правовых эко-

логических требований. Он, прежде всего, проявляется в форме заг-

рязнения окружающей среды, порчи, уничтожения, повреждения,

истощения природных ресурсов, разрушения экологических систем.

Вследствие названных форм деградации природы может быть причи-

нен вред здоровью и имуществу граждан и юридических лиц. Такой

вред называется экогенным. Однако подобный вред не всегда связан с

нарушением требований законодательства об окружающей среде. Он

может причиняться и вследствие стихийных бедствий — землетрясе-

ний, наводнений и т.п.

Общие основания ответственности за причинение вреда опреде-

лены в Гражданском кодексе РК: противоправность действия (без-

действия), причинная связь между действием (бездействием) и насту-

пившим результатом (причинение вреда) и вина причинителя. ГК РК

предусматривает два способа возмещения вреда — в натуре (реаль-

ный) и в денежном выражении.

Что касается реального возмещения вреда в натуре, то при раз-

личных видах экологических правонарушений возникает вопрос о

пределах возможностей такого возмещения. К примеру, применитель-

но к охране земель возмещение вреда в натуре может быть реализова-

но посредством восстановления прежнего состояния земли. Так, при

неправомерном нарушении рельефа земельного участка — участок

покрыт траншеями, котлованами и т.п. — восстановление может за-

ключаться в устранении этих недостатков. Восстановление лесных

массивов может быть осуществлено посредством новых посадок дре-

278

весных культур. Решение о восстановлении прежнего состояния зем-
ли, других природных ресурсов как способ реального возмещения
вреда, причиненного нарушением правил рационального использова-
ния и охраны природных богатств, в каждом конкретном случае при-
нимается судом.

Возмещение причиненного природной среде вреда в денежном

выражении определяется рядом способов, предусмотренных законо-

дательством об окружающей среде. В соответствии с Законом РК «Об

охране окружающей среды» возмещение причиненного окружающей

среде вреда в результате экологического правонарушения произво-

дится в соответствии с утвержденными в установленном порядке так-

сами и методиками исчисления вреда, а при их отсутствии — по фак-

тическим затратам на восстановление нарушенного состояния окру-

жающей природной среды с учетом понесенных убытков, в том числе

упущенной выгоды (ст. 86 Закона).

Таксы представляют собой условные единицы оценки ущерба

с

учетом затрат, понесенных на содержание хозяйства (лесного, рыб-
ного, охотничьего), а также необходимости наказания виновного.
Такса состоит как бы из двух частей: одна имеет целью возмещение
затрат, другая—наказание виновного.

При рассмотрении дела суд может назначить экспертизу для оп-

ределения подлинного размера ущерба. Однако отсутствие таксы или
методик подсчета ущерба не должно служить основанием для отказа
в рассмотрении иска в суде.

Взыскиваемые суммы возмещения вреда перечисляются в фонды

по охране окружающей среды, а в установленных законодательством

случаях — потерпевшему юридическому или физическому лицу.

Вред, причиненный здоровью и имуществу граждан вследствие

нарушения законодательства об охране окружающей среды, подле-

жит возмещению в полном объеме, с учетом степени потери трудо-

способности потерпевшего, затрат на его лечение и восстановление

здоровья, затрат по уходу за больным, иных расходов и потерь. Опре-

деление величины вреда здоровью и имуществу граждан производит-

ся в соответствии с действующим законодательством, а возмещение

вреда — на основании решения суда. Моральный вред, причиненный в

результате нарушения законодательства об охране окружающей сре-

ды, подлежит возмещению в порядке, установленном

ГК

РК.

"

4. Основы земельного права.

При регулировании наряду с земель-

ным законодательством применяются также нормы гражданского,

административного, налогового, финансового, экологического, уго-

ловного, процессуального и других отраслей права. В совокупности с

279