Файл: Права женщин в системе прав человека международный и национальный аспекты.rtf
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 312
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1. МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА ПРАВ ЖЕНЩИН
1.1 Развитие института прав женщин во взаимодействии международного и национального права
1.2 Женщины под защитой международного гуманитарного права
1.3 Конвенционный механизм защиты прав женщин
2. ЗАЩИТА ПРАВ ЖЕНЩИН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Законодательство предоставляет женщинам возможность трудиться в период нахождения в отпуске по уходу за ребенком на условиях неполного рабочего времени с сохранением права на получение пособия. Работодатель иногда не заинтересован в таких работниках, которые не могут работать весь день. Однако отказать женщине в ее письменной просьбе он не вправе. Поэтому любые отговорки работодателя или прямой отказ в просьбе женщины могут повлечь за собой административную ответственность, а женщина, которой отказали, имеет право на обращение в компетентные органы.
Проект резолюции секции «Национальный механизм обеспечения принципа равных прав и равных возможностей женщин и мужчин в РФ» Проанализировав реальную ситуацию соблюдения принципа равных прав и возможностей женщин и мужчин в РФ, гарантированного Конституцией РФ, и имея в виду подписанные Россией международно-правовые документы по гендерному равенству, участники дискуссии пришли к выводу, что для более эффективного обеспечения равных прав и возможностей женщин и мужчин необходимо сделать следующее:. Внедрять в государственную социальную политику комплексный гендерный подход. Это означает систематическое включение интересов и потребностей и женщин и мужчин в программы по социальной политике для продвижения равенства между ними; разработку специальных мер социальной политики для достижения равенства и ликвидации насилия в отношении женщин; анализ и оценку воздействия социальной политики на мужчин и женщин на всех стадиях ее реализации.. Cоздать действенный Национальный механизм по обеспечению равных прав и равных возможностей мужчин и женщин в РФ (Национального механизма по гендерному равенству).. Мировой опыт показывает, что эффективный НМ должен иметь следующие составляющие:
Законодательная структура - в данный момент она уже существует в виде Комитета ГД по вопросам семьи, женщин и детей, который фактически и среди прочих вопросов занимается и вопросами гендерного равенства. Необходимо создание подкомитета, специально занимающегося экспертизой имеющихся законов и готовящихся законопроектов с точки зрения соблюдения конституционного принципа равноправия мужчин и женщин.
Исполнительная структура - министерство по вопросам гражданского общества и гендерного равенства.
Уполномоченные по правам человека должны включать вопросы преодоления дискриминации женщин и предотвращения всех форм насилия в отношении женщин в свои доклады по правам человека.
Региональные структуры по гендерному равенству в органах законодательной и исполнительной власти.
Структуры гражданского общества: - создать в Общественной Палате РФ Комиссию по гендерному равенству, включить вопросы соблюдения гендерного равенства в отчеты ОП; - эксперты и неправительственные организации должны стать составной частью НМ, что позволит им напрямую участвовать в разработке национальной гендерной политики. Необходимо признать роль общественных организаций как представителей интересов тех групп населения, на социально- экономическое положение которых в первую очередь и оказывает влияние деятельность правительства. При этом правительство должно придерживаться принципа «критического партнерства», в соответствии с которым доступ к государственной поддержке и ресурсам имеют не только НПО- сторонники, но и НПО- оппоненты правительственной политики. Обращаем внимание на обязанность государственных структур, ответственных за подготовку Доклада РФ по соблюдению Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, заранее предоставлять этот Доклад женским НПО и экспертному сообществу для обсуждения (в соответствии с принятыми международными нормами).
В заключение хочется отметить, что сегодня сформировалась законодательная база защиты прав женщин. Российское законодательство в целом отвечает требованиям международно-правовых стандартов в сфере защиты прав женщин. Хочется надеяться, что соответствующие правовые нормы будут реализовываться на практике, а законодательные органы страны попытаются закрепить новые механизмы, обеспечивающие эффективную защиту прав и законных интересов женщин.
2.2 Обеспечение прав женщин на региональном уровне (на примере Ростовской области)
В 2000 году в Ростове-на-Дону Облкомстатом впервые был издан сборник гендерной статистики "Женщины и мужчины Ростовской области" (статистические данные на 2010 г.), исследований по этой проблематике независимыми источниками в 2011 году в Ростове и Ростовской области не проводилось. Тем не менее, НПР ИЦ "Афина" проводила выборочные опросы и вела анализ обращений женщин в общественную приемную. Результаты этих исследований показали, что возможность защиты своих прав для женщин ограничена из-за низкой правовой культуры и патерналистского мировоззрения значительного количества женщин, а также недобросовестности чиновников.
Хотя официальных статистических данных о возможности получения образования для мужчин и женщин нет, однако по итогам выборочных опросов студентов вузов определяется тенденция: на платных отделениях институтов увеличивается число мужчин, что может свидетельствовать о том, что на уровне семьи работают гендерные стереотипы - приоритет в получении образования отдается мальчикам.
Можно также предположить, что при приеме на работу предпочтение в частном бизнесе отдается мужчинам (проанализированы объявления с предложениями о работе в газете "Работа" за ноябрь-декабрь 2010 года); в 23% из них обязательным условием является принадлежность кандидата на рабочее место к мужскому полу. Из 100 женщин-продавцов на рынке реализаторами (наемными работниками) являются 94 человека, причем 62 работают без записи в трудовой книжке (не имеют социальных гарантий, отпуска), 43 никогда не берут бюллетень по уходу за ребенком. Эти данные могут отчасти свидетельствовать о дискриминации женщин в частном секторе экономики.
В 2010 году в Ростовской области увеличилось число женщин на уровне принятия решения. Значительно больше стало женщин в представительных органах власти органов местного самоуправления (местных советах, думах). Например, женщины составляют половину и более депутатов в городских думах городов Зверево, Миллерово, Семикаракорск (полными статистическими данными не располагаем). Впервые за последние годы женщина стала главой районной администрации (Куйбышевский район Ростовской области).
В исполнительной власти региона также увеличивается количество женщин. В категория "Б" (заместители главы администрации области, председатели комитетов, начальники отделов) уже 44% женщин.
В Ростовской области нет женщин-лидеров политических организаций, зато они возглавляют более 50% общественных объединений Ростовской области (общее количество НПО в регионе - более 3 тысяч).
Официальной статистики по домашнему насилию нет. Тем не менее, на телефон доверия ИЦ "Афина" ежемесячно звонят по 20-25 женщин именно по этому вопросу, а на личный прием к юристу за 2010 год обратилось 259 женщин. При этом они сообщили, что полиция отказывается приезжать по вызову домой (18 жалоб), в полиции было отказано в приеме заявлений о домашнем насилии, отказано в выдаче направлений на бесплатное проведение судмедэкспертизы (44 жалобы). По проблеме сексуального насилия в 2010 году обратилось 10 женщин. В трех случаях - по поводу отказа в возбуждении уголовного дела. Были также жалобы на нарушение процессуального законодательства, незаконное увольнение и неисполнение решений суда по взысканию алиментов.
По мнению председателя ИЦ "Афина" Н.В. Курасовой гендерно-нейтральная социально-экономическая политика в регионе в соединении с патриархальными общественными установками определяет реальное гендерное неравноправие женщин в Ростовской области. Женщины рассматриваются лишь в контексте "социально уязвимой" категории населения. Поэтому и Программа улучшения положения женщин в Ростовской области на 2008-2010 гг., принятая распоряжением Главы администрации Ростовской области, совершенно не соотнесена с международными стандартами статуса женщины и носит патриархально- патерналистский характер (чествование многодетных семей, проведение семейных праздников, праздников матери и т. п.). Эта программа не включает в себя ни программы финансирования мелкого женского бизнеса, ни проведения мероприятий, направленных на изменение установок профессиональных сообществ (юристы, социальные работники, врачи и т. д.) на проблему насилия над женщиной.
Гендерная политика требует строгого учета признания пола во всех разрабатываемых государством программах (политических, социальных, экономических, культурных) как с точки зрения их реализации, так и многосторонних последствий для женщин и мужчин.
С момента своего создания, в 1993 году Союз «Женщины Дона» позиционировал себя, как организация, защищающая права женщин, способствующая расширению их возможностей, продвигающая женщин на уровень принятия решений. Для того чтобы понять, почему именно это направление деятельности стало приоритетным для нашей организации, почему мы считали и считаем себя частью женского движения России, необходим некоторый экскурс в историю вопроса.
Осознанию женщиной своего статуса в обществе предшествовали длительные исторические процессы с определенными юридическими и идеологическими механизмами.
Первичное разделение труда между мужчиной и женщиной закрепило за мужчиной право на «внешнюю» деятельность, на освоение мира, господство над ним, следовательно, на выполнение им роли субъекта истории, а за женщиной - право на рождение и воспитание детей, обустройство дома. Род всегда стремился контролировать поведение женщины потому, что от нее зависело его воспроизводство, вследствие этого, женщина была объектом власти мужчины, патриархального рода.
Христианство в какой-то мере облегчало давление родовых сил на женщину. По Евангелию, в горних высях возможно уравнивание всех душ. В мире земном (дольнем) Еве - символу любви искушения противостоит образ Девы Марии - символа любви- спасения. Христианство использует два символа: природно-родовая женственность и женственность духовная, личностная, вечная.
К XVI веку возникает новый тип человека - человек, отделяющийся от рода, с собственным самосознанием. Демократические идеалы свободы, равенства, братства отразили появившиеся в обществе потребности не столько в грубой силе, агрессивности, натиске, сколько в интеллекте, интуиции, в свободной личности, в массовой рабочей силе и мужчин и женщин.
Рационализм эпохи Просвещения способствовал укреплению авторитета «естественного права». Между полами устанавливаются отношения взаимной ответственности. Появились многочисленные трактаты, убеждающие в том, что природные задатки женщины не менее совершенны, чем мужские. Вместе с тем Ж. - Ж. Руссо открыто сомневается в способности женщины к нравственному выбору - основе гражданственности. «Декларация прав человека и гражданина» также не оговаривает право женщин на гражданство. Это умолчание, а затем юридически оформленный отказ включить женщин в категорию «свободных и равных» приводят к возникновению движения феминизма, а в 1791 году - к обнародованию «Декларации прав женщины и гражданки». Общество в негодовании, оно реагирует на этот документ запретными актами.
В XX веке женщины оказались между полярными законодательными актами (признающими или отрицающими ее права). «Новое Христианство», разработанное учениками Сен-Симона, вводит понятие гармонической ассоциации, социального блага, справедливости. «Новая» женщина, согласно данной идеологии, - гарант морального оздоровления человечества.
Ведется поиск средств эмансипации женщин. В их числе:
равенство в браке;
равная оплата труда, участие женщин в профсоюзах, контроль над рождаемостью (суфражистки);
освобождение пролетариата есть освобождение женщин, получающих доступ в сферу производства.
Таким образом, эмансипация женщин связывалась с изменением патриархальных норм, традиций, с коренными изменениями в самом обществе.
В русской истории с 1825 года возрождается характерный для России архетип женского героизма как нормы долженствования - героизм самоотречения, на который натолкнулся русский феминизм, русское женское движение. Наличие мощной национальной русской культуры и влияние Европы обусловили два нормативных полюса в России, в частности две трактовки женского долженствования: