Файл: Права женщин в системе прав человека международный и национальный аспекты.rtf
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 310
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1. МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА ПРАВ ЖЕНЩИН
1.1 Развитие института прав женщин во взаимодействии международного и национального права
1.2 Женщины под защитой международного гуманитарного права
1.3 Конвенционный механизм защиты прав женщин
2. ЗАЩИТА ПРАВ ЖЕНЩИН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
, которая была принята ООН в 1979 году и вступила в силу в 1981 году. Конвенция расширяет положения других международных правовых актов, направленных на прекращение дискриминации в отношении женщин. Дает определение самому понятию «дискриминация в отношении женщин» (ст.1) - любое различие, исключение или ограничение по признаку пола, которое направлено на ослабление или сводит на нет признание, пользование или осуществление женщинами, независимо от их семейного положения, на основе равноправия мужчин и женщин, прав человека и основных свобод в политической, экономической, социальной, культурной и любой другой области.
Согласно статье 2 Конвенции, государства-участники осуждают дискриминацию в отношении женщин во всех ее формах, соглашаются безотлагательно всеми соответствующими способами проводить политику ликвидации дискриминации в отношении женщин и с этой целью обязуются:
а) включить принцип равноправия мужчин и женщин в свои национальные конституции или другое соответствующее законодательство, если это еще не было сделано, и обеспечить с помощью закона и других соответствующих средств практическое осуществление этого принципа;) принимать соответствующие законодательные и другие меры, включая санкции, там, где это необходимо, запрещающие всякую дискриминацию в отношении женщин;
с) установить юридическую защиту прав женщин на равной основе с мужчинами и обеспечить с помощью компетентных национальных судов и других государственных учреждений эффективную защиту женщин против любого акта дискриминации;) воздерживаться от совершения каких-либо дискриминационных актов или действий в отношении женщин и гарантировать, что государственные органы и учреждения будут действовать в соответствии с этим обязательством;
е) принимать все соответствующие меры для ликвидации дискриминации в отношении женщин со стороны какого-либо лица, организации или предприятия;) принимать все соответствующие меры, включая законодательные, для изменения или отмены действующих законов, постановлений, обычаев и практики, которые представляют собой дискриминацию в отношении женщин;) отменить все положения своего уголовного законодательства, которые представляют собой дискриминацию в отношении женщин.
Контролирует реализацию данной Конвенции специально созданный Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин (Нью Йорк, 23 эксперта, собираются 2 раза в год и изучают положение женщин в разных странах по средством анализа докладов государств-участников).
декабря 1999 года был открыт для подписания Факультативный протокол к Конвенции, в котором была предложена процедура для рассмотрения Комитетом индивидуальных или межгосударственных жалоб. Российская Федерация подписала и ратифицировала Конвенцию и Факультативный протокол к ней.
Международное право формирует мир публичной активности на надгосударственном уровне и тем самым как бы оставляет его от «частного» мира внутригосударственных отношений аналогично тому, как внутри страны государство стремится дистанцироваться от организации жизни в семье и доме. На международном уровне только отношения между государствами или вопросы, которые государства согласились передать в сферу международной регламентации путем заключения международных договоров и соглашений, служат легитимным предметом для «публичного» уровня международно-правового регулирования. А то, что государства рассматривают как якобы «частное» не может быть предметом вмешательства международного права. Такое различие отказывает женщинам в защите их коллективных прав со стороны международного сообщества, которое в первую очередь занято вопросами национального суверенитета и рамками национальной юрисдикции, а не каждодневными реальностями женской борьбы за пищу, убежище или личное достоинство. После второй мировой войны созданная система международной защиты прав человека, хотя и не разрешила полностью проблемы гендерного равноправия, но все же создала для женских неправительственных организаций возможность требовать существенных изменений в вопросах соотношения публичного и частного и на международной арене.
Проблема женского равноправия не является изолированной от других важнейших проблем современного мира, требующих объединенных усилий государств для их успешного решения. Такие проблемы, как регулирование деторождения, воспитание подрастающего поколения, образование, здравоохранение (особенно педиатрия и акушерство), которые при неудовлетворительном их решении могут препятствовать достижению подлинного равноправия. Но недостаточно только зафиксировать, что государством и международным содружеством гарантируется равное отношение, равные права, как для мужчин, так и для женщин. Важно определиться, с помощью, каких средств - экономических, политических, правовых, организационных - это правило поведения субъектов отношений должно обеспечиваться, и какие негативные последствия возникнут для лица, которое нарушает требования их соблюдения. Разрыв, который существует между правами женщин, в соответствии с буквой закона, и повседневным применением правовых положений на практике, свидетельствует о необходимости внесения изменений в законодательство, приведение его в соответствии с потребностями современности и международных стандартов защиты прав женщин.
женщина право гендерный дискриминация
Во всех государствах независимо от формы правления вопрос о правах женщины и об их защите всегда был предметом обсуждения. Еще в прошлом веке П.В. Безобразов утверждал, что прочное общество - это то общество, которое построено на началах справедливости, на началах равенства, общество, в котором не должны исключаться слабые и неимущие, в том числе женщины. Лишать их прав, без которых немыслима человеческая жизнь, значит протестовать против прогресса, замедлять ход истории, не понимать требований времени.
Со второй половины XX века вплоть до настоящего времени в международном праве возрастает и увеличивается удельный вес и значение норм, посвященных правовому положению женщин. Закрепление на международном уровне стандартов в области защиты прав женщин, создание международно-правовых механизмов контроля за соблюдением этих стандартов, предоставление женщинам возможности защищать свои права путем прямого и непосредственного обращения в международные судебные органы, имплементация стандартов в области защиты прав женщин на внутригосударственном уровне и развитие внутригосударственного права в этой области, - это и многое другое суть проявления все возрастающего влияния международного права на положение женщин.
В современных условиях для всех государств мира общим является глобализация проблемы обеспечения и защиты прав женщин. Об этом свидетельствует, в частности, факт проведения под эгидой ООН четырех всемирных конференций по положению женщин и 23- й специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН «Женщины в 2000: равенство, развитие и мир в XXI веке».
Вопросы защиты прав женщин являются актуальными и для Центральной и Восточной Европы, где в настоящее время происходят коренные изменения в экономической, политической и социальных сферах. Женщины составляют более половины населения этих стран. За последнее десятилетие появились тревожные тенденции в положении женщин: «феминизация безработицы», «феминизация бедности», резкое сокращение женщин в выборных органах и на уровнях принятия решения. Женщины - большая часть обездоленных, нищих, больных, просто потерявших всякую надежду людей. Между тем ориентация на международно-правовые стандарты может и должна стать важной предпосылкой усовершенствования национального законодательства, а также правоприменительной практики в области защиты прав женщин.
Для России отнесение прав женщин к международному праву имеет особое значение, поскольку статья 15 Конституции Российской Федерации 1993 года включила общепризнанные принципы и нормы международного права, а также международные договоры Российской Федерации в правовую систему страны и провозгласила приоритет последних по отношению к нормам национального законодательства. Действующая в нашей стране Конституция характеризует Российскую Федерацию как демократическое, правовое государство. Более того, в России уже конституирована система гарантий прав и свобод человека и целостная структура национального механизма их защиты. Однако наши достижения в этой сфере пока весьма скромны.
В настоящее время данная тема приобретает особую актуальность для исследования не только в связи с возрастанием роли женщины в различных сферах общественной жизни, но и в связи с многочисленными фактами нарушения прав женщин, включающими в себя:
• несоблюдение международно-правового принципа равноправия мужчин и женщин, а именно несоблюдение права женщин на участие в осуществлении международной и внутригосударственной политики;
• недостаточная международно-правовая защита женщин от насилия;
• приобретшая широкомасштабный характер международная торговля женщинами;
• нуждающийся в доработке механизм международной защиты прав женщин во время вооруженных конфликтов;
• недостаточное выполнение международного стандарта, касающегося охраны здоровья женщин, в результате чего сохраняется высокий уровень материнской и младенческой смертности;
• неравенство между мужчинами и женщинами в сфере труда (дискриминационные условия при приёме на работу, неравная оплата за равный труд и работу равной стоимости, недостаточные социальные блага).
Конституционное провозглашение прав и свобод высшей ценностью и необходимость обеспечения их гарантированной защитой предопределяют обязанность законодателя закреплять соответствующие механизмы их защиты. Среди всех ценностей российская Конституция подчеркивает приоритет семьи, материнства и детства и указывает на обязательность их защиты государством. Сегодня пересмотр ориентиров государственно- правовой деятельности и ориентация государственных структур на реальные чаяния и нужды граждан способствует началу воплощения конституционных принципов в жизни.
Согласно статье 2 Конвенции, государства-участники осуждают дискриминацию в отношении женщин во всех ее формах, соглашаются безотлагательно всеми соответствующими способами проводить политику ликвидации дискриминации в отношении женщин и с этой целью обязуются:
а) включить принцип равноправия мужчин и женщин в свои национальные конституции или другое соответствующее законодательство, если это еще не было сделано, и обеспечить с помощью закона и других соответствующих средств практическое осуществление этого принципа;) принимать соответствующие законодательные и другие меры, включая санкции, там, где это необходимо, запрещающие всякую дискриминацию в отношении женщин;
с) установить юридическую защиту прав женщин на равной основе с мужчинами и обеспечить с помощью компетентных национальных судов и других государственных учреждений эффективную защиту женщин против любого акта дискриминации;) воздерживаться от совершения каких-либо дискриминационных актов или действий в отношении женщин и гарантировать, что государственные органы и учреждения будут действовать в соответствии с этим обязательством;
е) принимать все соответствующие меры для ликвидации дискриминации в отношении женщин со стороны какого-либо лица, организации или предприятия;) принимать все соответствующие меры, включая законодательные, для изменения или отмены действующих законов, постановлений, обычаев и практики, которые представляют собой дискриминацию в отношении женщин;) отменить все положения своего уголовного законодательства, которые представляют собой дискриминацию в отношении женщин.
Контролирует реализацию данной Конвенции специально созданный Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин (Нью Йорк, 23 эксперта, собираются 2 раза в год и изучают положение женщин в разных странах по средством анализа докладов государств-участников).
декабря 1999 года был открыт для подписания Факультативный протокол к Конвенции, в котором была предложена процедура для рассмотрения Комитетом индивидуальных или межгосударственных жалоб. Российская Федерация подписала и ратифицировала Конвенцию и Факультативный протокол к ней.
Международное право формирует мир публичной активности на надгосударственном уровне и тем самым как бы оставляет его от «частного» мира внутригосударственных отношений аналогично тому, как внутри страны государство стремится дистанцироваться от организации жизни в семье и доме. На международном уровне только отношения между государствами или вопросы, которые государства согласились передать в сферу международной регламентации путем заключения международных договоров и соглашений, служат легитимным предметом для «публичного» уровня международно-правового регулирования. А то, что государства рассматривают как якобы «частное» не может быть предметом вмешательства международного права. Такое различие отказывает женщинам в защите их коллективных прав со стороны международного сообщества, которое в первую очередь занято вопросами национального суверенитета и рамками национальной юрисдикции, а не каждодневными реальностями женской борьбы за пищу, убежище или личное достоинство. После второй мировой войны созданная система международной защиты прав человека, хотя и не разрешила полностью проблемы гендерного равноправия, но все же создала для женских неправительственных организаций возможность требовать существенных изменений в вопросах соотношения публичного и частного и на международной арене.
Проблема женского равноправия не является изолированной от других важнейших проблем современного мира, требующих объединенных усилий государств для их успешного решения. Такие проблемы, как регулирование деторождения, воспитание подрастающего поколения, образование, здравоохранение (особенно педиатрия и акушерство), которые при неудовлетворительном их решении могут препятствовать достижению подлинного равноправия. Но недостаточно только зафиксировать, что государством и международным содружеством гарантируется равное отношение, равные права, как для мужчин, так и для женщин. Важно определиться, с помощью, каких средств - экономических, политических, правовых, организационных - это правило поведения субъектов отношений должно обеспечиваться, и какие негативные последствия возникнут для лица, которое нарушает требования их соблюдения. Разрыв, который существует между правами женщин, в соответствии с буквой закона, и повседневным применением правовых положений на практике, свидетельствует о необходимости внесения изменений в законодательство, приведение его в соответствии с потребностями современности и международных стандартов защиты прав женщин.
женщина право гендерный дискриминация
2. ЗАЩИТА ПРАВ ЖЕНЩИН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
.1 Российское законодательство по защите прав женщин
Во всех государствах независимо от формы правления вопрос о правах женщины и об их защите всегда был предметом обсуждения. Еще в прошлом веке П.В. Безобразов утверждал, что прочное общество - это то общество, которое построено на началах справедливости, на началах равенства, общество, в котором не должны исключаться слабые и неимущие, в том числе женщины. Лишать их прав, без которых немыслима человеческая жизнь, значит протестовать против прогресса, замедлять ход истории, не понимать требований времени.
Со второй половины XX века вплоть до настоящего времени в международном праве возрастает и увеличивается удельный вес и значение норм, посвященных правовому положению женщин. Закрепление на международном уровне стандартов в области защиты прав женщин, создание международно-правовых механизмов контроля за соблюдением этих стандартов, предоставление женщинам возможности защищать свои права путем прямого и непосредственного обращения в международные судебные органы, имплементация стандартов в области защиты прав женщин на внутригосударственном уровне и развитие внутригосударственного права в этой области, - это и многое другое суть проявления все возрастающего влияния международного права на положение женщин.
В современных условиях для всех государств мира общим является глобализация проблемы обеспечения и защиты прав женщин. Об этом свидетельствует, в частности, факт проведения под эгидой ООН четырех всемирных конференций по положению женщин и 23- й специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН «Женщины в 2000: равенство, развитие и мир в XXI веке».
Вопросы защиты прав женщин являются актуальными и для Центральной и Восточной Европы, где в настоящее время происходят коренные изменения в экономической, политической и социальных сферах. Женщины составляют более половины населения этих стран. За последнее десятилетие появились тревожные тенденции в положении женщин: «феминизация безработицы», «феминизация бедности», резкое сокращение женщин в выборных органах и на уровнях принятия решения. Женщины - большая часть обездоленных, нищих, больных, просто потерявших всякую надежду людей. Между тем ориентация на международно-правовые стандарты может и должна стать важной предпосылкой усовершенствования национального законодательства, а также правоприменительной практики в области защиты прав женщин.
Для России отнесение прав женщин к международному праву имеет особое значение, поскольку статья 15 Конституции Российской Федерации 1993 года включила общепризнанные принципы и нормы международного права, а также международные договоры Российской Федерации в правовую систему страны и провозгласила приоритет последних по отношению к нормам национального законодательства. Действующая в нашей стране Конституция характеризует Российскую Федерацию как демократическое, правовое государство. Более того, в России уже конституирована система гарантий прав и свобод человека и целостная структура национального механизма их защиты. Однако наши достижения в этой сфере пока весьма скромны.
В настоящее время данная тема приобретает особую актуальность для исследования не только в связи с возрастанием роли женщины в различных сферах общественной жизни, но и в связи с многочисленными фактами нарушения прав женщин, включающими в себя:
• несоблюдение международно-правового принципа равноправия мужчин и женщин, а именно несоблюдение права женщин на участие в осуществлении международной и внутригосударственной политики;
• недостаточная международно-правовая защита женщин от насилия;
• приобретшая широкомасштабный характер международная торговля женщинами;
• нуждающийся в доработке механизм международной защиты прав женщин во время вооруженных конфликтов;
• недостаточное выполнение международного стандарта, касающегося охраны здоровья женщин, в результате чего сохраняется высокий уровень материнской и младенческой смертности;
• неравенство между мужчинами и женщинами в сфере труда (дискриминационные условия при приёме на работу, неравная оплата за равный труд и работу равной стоимости, недостаточные социальные блага).
Конституционное провозглашение прав и свобод высшей ценностью и необходимость обеспечения их гарантированной защитой предопределяют обязанность законодателя закреплять соответствующие механизмы их защиты. Среди всех ценностей российская Конституция подчеркивает приоритет семьи, материнства и детства и указывает на обязательность их защиты государством. Сегодня пересмотр ориентиров государственно- правовой деятельности и ориентация государственных структур на реальные чаяния и нужды граждан способствует началу воплощения конституционных принципов в жизни.