ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.08.2021

Просмотров: 579

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

толпа

3 Социальная стратификация — постоянное ранжирование социальных статусов и ролей в социальной системе (от малой группы до общества); это — распределение общественных групп в иерархически упорядоченном ранге (по возрастанию или убыванию какого-либо признака); это — понятие, обозначающее, во-первых, структуру общества, во-вторых, систему признаков социального расслоения, неравенства. Социальная стратификация — структурирование неравенства между различными социальными общностями, сдоями или группами людей или существующая в обществе иерархическая организованная структура социального неравенства. Термин «стратификация» заимствован из геологии, где он обозначает расположенных в вертикальном порядке социальных слоев. Социальная стратификацияпредставляет собой ранговое расслоение, когда высшие, или верхние, слои, которые значительно меньше по количеству входящих в них членов общества, находятся в более привилегированном положении (в отношении обладания ресурсами или возможности получения вознаграждения), чем низшие слои. Все сложные общества имеют несколько систем стратификации, в соответствии с которыми происходит ранжирование индивидов по слоям. Основными видами социальной стратификации являются: экономическая, политическая и профессиональная. В соответствии с данными, видами социальной стратификации общества принято выделять критерием дохода (и богатства, т. е. накопления) критерии влияния на поведение членов общества и критерии, связанные с успешным исполнением социальных ролей, наличием знаний, умений, навыков и интуиции, которые оцениваются и вознаграждаются обществом. Социальная стратификация, фиксирующая естественное и социальное неравенство между людьми, устойчиво поддерживается и регулируется различными институциональными механизмами, постоянно воспроизводится и модифицируется, что является условием упорядоченного существования любого общества и источником его развития.

.Структурирование и стратификация

Теория социальной стратификации П. Сорокина отлична от теории социального неравенства М. Вебера. Сорокин утверждает, что основными критериями социальной стратификации являются экономические, политические и профессиональные факторы, они и оформляют страты как специфические социальные группы в системе социального неравенства. Страты не являются закрытыми, существуют механизмы изменения системы стратификации. Основным таким механизмом является социальная мобильность.

Еще одной теорией социальной стратификации, разработанной в американской социологии ХХ века, является теория У.Уорнера. Она отлична от теорий М.Вебера и П.Сорокина, так как в ней экономический фактор имеет иное значение. Уорнер в своем исследовании «Янки-Сити» столкнулся с тем, что самый высокий уровень богатства не гарантирует самого высокого социального положения, престижа и признания со стороны других. Уорнер предложил модель с шестью классами или статусными группами. Каждый из трёх классических классов (верхний, средний и низший) подразделяется ещё на две группы – верхний и нижний. Уорнер, придерживаясь веберовской методологии, определил классы как группы, в существование которых верят члены общества, и которые размещаются соответственно на высших или низших уровнях социальной иерархии. В своей типологии классов он использовал субъективный критерий, который основывался на том, как члены данного сообщества ранжируют друг друга. Л.Уорнер предпринял попытку разработать Стандартный индекс статусных характеристик (Standard Index of Status Characterictics), в котором учитывались образование, место жительства, доход и происхождение. В совокупности они должны были показать, каким престижем (репутацией) пользуются семьи из разных социальных классов. Эти классификации легли в основу большинства эмпирических исследований, проводимых в США.

Рабочий класс — социальный класс наёмных работников, не владеющих средствами производства и живущих продажей своей рабочей силы. В индустриальном обществе он составляет большинство населения.При этом, от собственно рабочего класса следует отличать всех занятых по найму нефизическим трудом в промышленности: (инженеры,бухгалтеры, секретари и т.д.), а также наёмных работников в торговле и сфере услуг, которые образуют группу служащих. Некоторых работников сферы услуг, занимающихся физическим трудом, при этом обычно относят к рабочему классу (например, водителей иавтослесарей), тогда как других (например, официантов и домработниц) обычно к рабочему классу не относят. Рабочий класс в XX веке в капиталистических странах

Причины возникновения бедности

8. Индивид, индивидуальность, личность, теория личности.


7девиация-отклонение.дев поведение-поступок,действие чел не соответств-ее офиц установленным или фактич сложившимся в данном обществе нормам.Н-р нарушение пропуск режима,опоздание на службу.Формы-пьянство,алк,наркомания,проституция.Положит девиация-сфера позитив,одобряемых обществом или соцгротклонений.Н-Р:нац герои,артисты,писатели,лидеры.Отриц-террористы,революц,преступнтки.Теории дев-т навешивания ярлыков -девиантным действием считается не просто нарушение какой либнормы.а факт любое поведение кот опред-ся как девиантное если на него навешен опредярлык.Девиация сод не сколько в действии,а сколько в реакции др на это действие.н-р юный правонар задержан полицие по обв в каком то проступке.это может повлиять на всю его дальнжизнь.на них налепляют ярлык преступника,и они уже сами начинают считать себя попавшими в сеть преступнорга-ции.они начинают думать что они уже не такие как все,не такие нормальные как когда то были. Соц контроль-особый механизм поддержания общ порядка и соцстабильности.ни 1 общество не может обойтись без соцконтроля.Соц контроль вкл в себя понятия-соцнормы,предписания,санкции,власть.Соц нормы-типовые стандарты требования соответствповедения.это идеальные шаблоны описывающие то что людям надо говорить.делать в конкрситуации.Соц предписания-запрет или разрешение делать что либо,выражаются в устн.письм,форм или неф форме.сущ 2 типа.1тип-возникают в малых группах,2 тип-большсоцгр.отн-сяобычаи.традиции,манерыповедения,этикет.(манеры поведения молодежи,светский этикет).Санкции-наказания.ипоощренияспособ соблюдению соцнорм.виды:позит,негат,форм,неформ.Формальн контроль основан на одобрении или осуждении со стороны офиц органов власти и админ.Методы-жесткие,мягкие.прямые,косвенные,так же выговор,понижение в должн.Н-р:СМИ относят-ся к инструментам косвенного мягкого контроля,действие конституции и уг кодекса-инструмент мягкого прямого контроля.Неформ контроль-основан на одобрении или осуждении со стороны грродств,друзей.коллег.механизмы контроля-насмешки,сплетни.презрение.убеждение.










Политическая социализация является одним из направлений общего процесса социализации индивидов. Основными агентами политической социализации выступают такие социальные институты,

как образование, средства массовой информации, семья и другие. Политический процесс – это совокупная деятельность социальных общностей, общественных организаций и групп, отдельных лиц, преследующих определенные политические цели. В узком смысле – деятельность социальных субъектов по осуществлению политических решений. Социальная группа — объединение людей, имеющих общий значимый социальный признак, основанный на их участии в некоторой деятельности, связанной системой отношений, которые регулируются формальными или неформальными социальными институтами. Экономическая социология — направление социальных исследований, предполагающее анализ экономической деятельности с позиций социальной теории.


10. Семья – это соц.сис/ма воспроизводства человека, основанная на кровном родстве, браке или усыновлении и объединяющая людей общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. Одна из важнейших отличительных особенностей этой системы заключается в том, что семья одновременно обладает характерными чертами социального института и малой соц. группы. При анализе семьи как соц. института обычно рассматриваются образцы семейного поведения, специфичные для опред. типа ку/ры или соц.групп, распределение власти в семье. Стру/ра семьи –не только ее количественный состав и число совместно живущих поколений, но и си/ма позиций, соц. ролей отношений ее членов. По структурным особ/тям есть:Нуклеарная семья–семейная стр/ра, состоящая из взрослых родителей и детей, находящихся на их иждивении. Расширенная семья – семейная стр/ра, которая помимо нуклеарной семьи включает других родственников. По своим структурным параметрам выделяются следующие формы брака:Моногамия ,Полигамия , Групповой брак . В зависимости от предпочитаемого партнера брак может быть экзогамией (характерным для первобытнообщинного строя запретом браков в пределах одной родственной группы) и эндогамией (брачной связью внутри определенной социальной группы, например, внутри племени). Функции семьи :1.репродуктивная .2.Ф/я среды формирования прочных устойчивых эмоционально насыщенных взаимодействий трех родов:супружества;родительства;родства.3.осуществление первичногосоц. контроля.4.Воспитательная.5.ф/я духовного общения.6. социально–статусная ф/я, 7.Досуговая8.рекреативная, совместный отдых членов семьи.9.эмоциональная 10.сексуальная.


13.Соц. исследование- это изучение соц. проблем на основе анализа и обобщения конкретного материала, эмпирических данных, собранных по опред. единой программе и методике. Рез/том соц. Ис/я являются поиск, обнаружение, изучение и описание соц. фактов. Цели соц. Ис/ий различные: социальная структура; факторы, обусловливающие безработицу; развитие предпринимательства и т.д. Объект соц. Ис/я – соц.реальность, существующая объективно. Предмет соц. Ис/й — та сторона этой реальности, которая подлежит изучению. Этапы соц. ис/я: 1.подготовительный - определяется заказ на конкретное исследование, предварительно формулируются цель, задачи,сроки выполнения, рассчитываются финансовые и материальныезатраты.2.исследовательский - разработка и реализация программы. «Выборка - процедура отбора подмножества наблюдений из всех возможных для того, чтобы получить заключение обо всем множестве наблюдений». Сво/во выборки - репрезентативность. Репрезентативность - «св/во выборки отражать характеристики изучаемой совокупности». В практике соц. Ис/й испол/ся виды выборки: случайная, систематическая, гнездовая.Сущность случайной выборки состоит в случайном выборе элементов генеральной совокупности для обследования. Случайная выборка применяется тогда, когда генеральная совокупность насчитывает в пределах 1000 человек или имеются заранее подготовленные списки людей, содержащие сведения о них.Редакции газет, журналов, радио, телевидения, а также руководящие органы некоторых политических партий, общественных организаций, нередко публикуют анкеты, проводят опросы по телефону. В этих случаях испол/ся стихийная выборка, ибо на вопросы отвечают случайные люди. Суть неслучайной выборки состоит в целенаправленном отборе элементов генеральной совокупности для обследования по заранее определенном или типическому признаку.Принцип заданного признака испол/ся и при формировании серийной выборки. Эта выборка эффективна, если генеральная совокупность может быть подразделена на однородные части.Суть гнездовой выборки состоит в отборе для обследования не отдельных элементов генеральной совокупности, а их групп (гнезд). Отобранные группы подвергаются сплошному обследованию. Использование методов соц.ис/я зависит от условий, места и времени, цели исследования, а также его вида.Наиболее распространенные методы:1. анализа документов: •традиционный (классический) анализ - толкование содержания документа социологом. Слабостью этого метода является субъективизм;•формализованный (количественный) метод анализа документов, или контент-анализ - научный анализ документов, а также СМИ.2. наблюдение- сборе первичной информации путем регистрации событий и условий, в которых они произошли. Виды наблюдений:•формализованные и


1.Любое общество всегда имеет социальную структуру, под которой понимается вся совокупность классов, слоёв, общественных групп и т.д. 
Социальная структура общества всегда обусловлена способом производства и соответственно изменяется по мере изменения социальных отношений. Социальная стратификация - это описание социального неравенства в обществе, его деление на социальные слои по доходам, наличию или отсутствию привилегий, образу жизни.  Неравенство или стратификация возникало постепенно, сопутствуя зарождение человеческого общества. Ее начальная форма уже присутствовала при первобытном ладе. Ужесточение стратификации произошло в период создания ранних государств за счет создания нового класса - рабов. Во второй трети XX в. на Западе возрос интерес к изучению проблем социальной стратификации. Как правило, при анализе социальной структуры стран с развитой рыночной экономикой социологами выделялись три слоя или страты: высший, средний и низший, внутри которых также существовала своя иерархия. Американский социолог Ллойд Уорнер в 40-х годах выделил шесть классов:

1. Высший высший класс. Включал в себя богатых людей, но главным было «знатное происхождение» в так называемых «старых семьях».2. Низший высший класс. Объединял людей высокого достатка, но они не были выходцами из аристократических семей.3. Высший слой среднего класса. Включал высокообразованных лиц, занятых интеллектуальным трудом, и деловых людей, имеющих высокие доходы: врачей, юристов, средних предпринимателей.

4. Низший средний класс. Представляли главным образом канцелярские и другие «белые воротнички» (банковские кассиры, делопроизводители), а также высококвалифицированные рабочие.5. Высший слой низшего класса. Составляли «синие воротнички» – малоквалифицированные рабочие и другие работники несложного, но достаточно специализированного физического труда.6. Низший слой низшего класса. Включал неквалифицированных рабочих, разнорабочих, занятых примитивным трудом, и безработных.


4.Чел-понятие употребляется для характер всеобщих,присущих всем людям качеств и способностей.это понятие подчеркивает наличие такой в мире особой исторически развивающейся общности как чел род,кот отличается от всех иных матер систем только ему присущим способом жизнедеят-ти.Индивид-единичный представитель чел рода,конкретный носитель соц и псих черт человечества:разума,воли,инетересов.Личность-соц качество приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении,Л-способно принимать решения самостоятельно,и нести ответственность за это.Л каждого человека наделена только ей присущим сочетанием псих черт,особенностей,образующих ее индивидуальность .Индивид-ть проявляется в чертах характера,прывычках,интересах.Личностькаж человека неповторима в своей индивидуальности.Л как субьект общ отн-хар-сяопред степенью независимости от общества.способностьюпротивоставить себя ему.Личная независимость сопряжена с умением контролировать свое поведение что не возможно без самосознания и оценки.Л как обьект общ отн-акцент делается на влияние общества на точность,на ее зависимость от соц и культурных ожиданий.соц установок среды.где формируется Л.Соц статус-положение чел в обществе,он имеет список прав и обяз.статус можно сравнить с пустой ячейкой в организайии кот может занять тот или иной чел.Каждый статус имеет свою ф-ю,н-р:учитель обучает учеников,ф-я рабочего состоит в управлении и ремонте тех устройств.Каждый чел занимает неск статусов-муж,спортсм.,член партии.Виды-1прирожденный-нац,пол,раса.каста.2Достижимый-президент страны,генерал,Соц роль-это такое поведение которое окружающие ожидают от чела занимающего опред статуса.Виды:1приписанные-ребенок играет в песочнице.2достигнутые-академик,президент.3огран рамки-полномочия учителя,не может диктовать ученику длину юбки и причеси,5безрамок-родителей врлнуют все стороны жизни малыша.


11.Культура-система коллективно разделяемых ценностей, идеалов, образцов и норм поведения определённых групп. Культура служит организации жизни общества, выполняет роль запрограммированного поведения, помогает сохранить единство и целостность общества, его взаимодействие как на групповом уровне, так и с другими сообществами. Культура выражается в социальных отношениях, направленных на создание, усвоение, сохранение и распространение предметов, идей, ценностей, обеспечивающих взаимопонимание людей в различных ситуациях. Фун/циикул/ры: •человекотворческая,развитие творческого потенциала человека во всех формах его жизнедеятельности;-гносеологическая (познавательная), так как культура яв/ся средством познания и самопознания общества, социальной группы и отдельного человека;•информационная — функция трансляции социального опыта, которая обеспечивает связь времен - прошлого, настоящего и будущего;•коммуникативная - функция социального общения, обеспечивающая адекватность взаимопонимания;•ценностно-ориентационная,кул/ра задает опред.сис/му координат, своеобразную «карту жизненных ценностей», •нормативно-регулирующая (управленческая), ку/ра выступает средством соц. контроля за поведением человека. Социология кул/ры занимается исследованием социаль¬ных закономерностей развития культуры и формами их про¬явления в человеческой деятельности, связанной с созданием, усвоением, сохранением и распространением идей, представле¬ний, культурных норм и ценностей, образцов поведения, регулирующих отношения в общ/ве, а также м/д общ/м и природой. По происхождению выделяют народнуюкул/ру, возникающую в определенной мере стихийно и не имеющую конкретного «персонифицированного автора (напр, фольклор), и «ученую» кул/ру, создаваемую интеллигенцией, профессионалами; Научно-техническая революция стимулировала широкое распространение массовой кул/ры. Сама идея массовой культуры возникает в 20-х годах в рамках доктрины массового общ/ва. Суть массовой культуры состоит в том, что она создается для целей потребления. Главная ее фун/ия - развлекательно-компенсаторная. Это культура, лишенная внутреннего источника развития и функционирующая на основе социального заказа. Она является массовой по объему, т. е. охвату аудитории, и по времени, т. е. производится постоянно, изо дня в день.массовая культура превращается в особый вид бизнеса, при этом она не столько потребляется человеком, сколько потребляет самого человека. примером могут служить бесконечные телевизионные сериалы, так называемые мыльные оперы. Элитарная культура — э высокая кул/ра, противопоставляемая массовой культуре по типу воздействия на воспринимающее сознание.Ее основной идеал — формирование сознания, готового к активной преобразующей деятельности и творчеству в соответствии с объективными законами действительности.





неформализованные;• включенные (социолог участвует в событиях) и невключенные (исследователь не

вмешивается в события); включенные наблюдения бывают открытыми и скрытыми;• полевые наблюдения (проводятся в естественной среде) и лабораторные.3. Метод анкетного опроса (анкетный опрос) основывается на высказываниях отдельных лиц. Проводится с целью выявления тончайших нюансов во мнениях респондентов.Начинается с формулировки программных вопросов.4. Интервью - заранее запрограммированная целенаправленная беседа с респондентом. Виды интервью:• свободное интервью - как правило, не имеет плана и заранее сформулированных вопросов, применяется на начальной стадииисследования;•глубинное интервью - применяется для выяснения общ/го мнения по опред. кругу вопросов;• фокусированное (направленное) интервью — изучает общественное мнение о конкретном факте (событии, ситуации).5.Эксперимент - общенаучный метод получения информации в контролируемых и управляемых условиях.

14.социальный институт – это относительно устойчивые типы и формы социальной практики, посредством которых организуется общественная жизнь, обеспечивается устойчивость связей и отношений в рамках социальной организации общества.

Социальные институты – это мощные инструменты выживания общества, выкованные тысячелетней культурной эволюцией. Для того чтобы существовать, общество должно удовлетворять свои фундаментальные потребности.  Для этого в обществе созданы определенные социальные институты:

- потребность в воспроизводстве рода (институт семьи и брака);

- потребность в безопасности и социальном порядке (политические институты,государство);

- потребность в добывании средств существования (экономические институты,производство);

- потребность в передаче знаний, социализации подрастающего поколения, подготовке кадров (институты образования, включая науку и культуру);

- потребность в решении духовных проблем (институт религии).

Осуществляя свои функции, социальные институты поощряют действия входящих в них лиц, согласующиеся с соответственными стандартами поведения, и подавляют отклонения в поведении от требований этих стандартов, т.е. контролируют, упорядочивают поведение индивидов. Социальные институты имеют явные и латентные функции.

Явные функции:

1) функция закрепления и воспроизводства общественных отношений. Каждый институт обладает системой правил и норм поведения, закрепляющих, стандартизирующих поведение своих членов. Тем самым обеспечивается устойчивость социальной структуры общества;

2) регулятивная функция состоит в том, что функционирование социальных институтов обеспечивает регулирование взаимоотношений между членами общества

2.Любое общество всегда имеет социальную структуру, под которой понимается вся совокупность классов, слоёв, общественных групп и т.д. 
Социальная структура общества всегда обусловлена способом производства и соответственно изменяется по мере изменения социальных отношений. Социальная стратификация - это описание социального неравенства в обществе, его деление на социальные слои по доходам, наличию или отсутствию привилегий, образу жизни.  Неравенство или стратификация возникало постепенно, сопутствуя зарождение человеческого общества. Ее начальная форма уже присутствовала при первобытном ладе. Ужесточение стратификации произошло в период создания ранних государств за счет создания нового класса – рабов.Социальная общность - это совокупность индивидов, отличающаяся относи-тельной целостностью и выступающая самостоятельным субъектом социального действия, поведения. Для социальных общностей характерно наличие самых общих объединительных признаков.