ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.08.2021

Просмотров: 548

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

толпа

3 Социальная стратификация — постоянное ранжирование социальных статусов и ролей в социальной системе (от малой группы до общества); это — распределение общественных групп в иерархически упорядоченном ранге (по возрастанию или убыванию какого-либо признака); это — понятие, обозначающее, во-первых, структуру общества, во-вторых, систему признаков социального расслоения, неравенства. Социальная стратификация — структурирование неравенства между различными социальными общностями, сдоями или группами людей или существующая в обществе иерархическая организованная структура социального неравенства. Термин «стратификация» заимствован из геологии, где он обозначает расположенных в вертикальном порядке социальных слоев. Социальная стратификацияпредставляет собой ранговое расслоение, когда высшие, или верхние, слои, которые значительно меньше по количеству входящих в них членов общества, находятся в более привилегированном положении (в отношении обладания ресурсами или возможности получения вознаграждения), чем низшие слои. Все сложные общества имеют несколько систем стратификации, в соответствии с которыми происходит ранжирование индивидов по слоям. Основными видами социальной стратификации являются: экономическая, политическая и профессиональная. В соответствии с данными, видами социальной стратификации общества принято выделять критерием дохода (и богатства, т. е. накопления) критерии влияния на поведение членов общества и критерии, связанные с успешным исполнением социальных ролей, наличием знаний, умений, навыков и интуиции, которые оцениваются и вознаграждаются обществом. Социальная стратификация, фиксирующая естественное и социальное неравенство между людьми, устойчиво поддерживается и регулируется различными институциональными механизмами, постоянно воспроизводится и модифицируется, что является условием упорядоченного существования любого общества и источником его развития.

.Структурирование и стратификация

Теория социальной стратификации П. Сорокина отлична от теории социального неравенства М. Вебера. Сорокин утверждает, что основными критериями социальной стратификации являются экономические, политические и профессиональные факторы, они и оформляют страты как специфические социальные группы в системе социального неравенства. Страты не являются закрытыми, существуют механизмы изменения системы стратификации. Основным таким механизмом является социальная мобильность.

Еще одной теорией социальной стратификации, разработанной в американской социологии ХХ века, является теория У.Уорнера. Она отлична от теорий М.Вебера и П.Сорокина, так как в ней экономический фактор имеет иное значение. Уорнер в своем исследовании «Янки-Сити» столкнулся с тем, что самый высокий уровень богатства не гарантирует самого высокого социального положения, престижа и признания со стороны других. Уорнер предложил модель с шестью классами или статусными группами. Каждый из трёх классических классов (верхний, средний и низший) подразделяется ещё на две группы – верхний и нижний. Уорнер, придерживаясь веберовской методологии, определил классы как группы, в существование которых верят члены общества, и которые размещаются соответственно на высших или низших уровнях социальной иерархии. В своей типологии классов он использовал субъективный критерий, который основывался на том, как члены данного сообщества ранжируют друг друга. Л.Уорнер предпринял попытку разработать Стандартный индекс статусных характеристик (Standard Index of Status Characterictics), в котором учитывались образование, место жительства, доход и происхождение. В совокупности они должны были показать, каким престижем (репутацией) пользуются семьи из разных социальных классов. Эти классификации легли в основу большинства эмпирических исследований, проводимых в США.

Рабочий класс — социальный класс наёмных работников, не владеющих средствами производства и живущих продажей своей рабочей силы. В индустриальном обществе он составляет большинство населения.При этом, от собственно рабочего класса следует отличать всех занятых по найму нефизическим трудом в промышленности: (инженеры,бухгалтеры, секретари и т.д.), а также наёмных работников в торговле и сфере услуг, которые образуют группу служащих. Некоторых работников сферы услуг, занимающихся физическим трудом, при этом обычно относят к рабочему классу (например, водителей иавтослесарей), тогда как других (например, официантов и домработниц) обычно к рабочему классу не относят. Рабочий класс в XX веке в капиталистических странах

Причины возникновения бедности

8. Индивид, индивидуальность, личность, теория личности.

Социальные группы – субъективный фактор развития общества. Признаки – возрастной (молодёжь), половой (женщины), профессиональный (учёные), религиозный (мусульмане) и т.д. Каждый человек принадлежит к какой-либо из этих социальных групп. Группы занимают различное положение в обществе, имеют не равный доступ к таким социальным благам, как деньги, власть, престиж.

В социальной структуре общества выделяют: классы-это устойчивая социальная группа ; люмпены - люди, опустившиеся на «дно» общественной жизни – бродяги, нищие, бомжи ; маргиналы - это люди, занимающие положение между устойчивыми общностями. Один из каналов пополнения маргиналов – массовая миграция из села в город ; семья - важнейший элемент социальной структуры общества. Это первая общность, в которой оказывается человек, где он находится в самый важный период своего развития, когда усвоение разнообразной информации, познание внешнего мира идет с колоссальной скоростью. ; страты - это большие группы людей, отличающиеся по своему положению в социальной структуре общества


5.Соц теории Л-направлены на изучение неразрывной связи процесса формирования личности с функционированием и развитием соцобщностей,на изучение взаимод личности и общества,личности и группы.на проблемы регуляции и саморегуляциисоц поведения Л.Сущ:1Т зеркального Я(Кули.Мид)сторонники этой Т понимают Л как совокупность отражений реакций дрлюдей.Стержнем Л явл-сясамосознание.оно развивается как результат соцвзаимодествия. И в процессе индивид научился смотреть на себя глазами др людей. Т. Е. как на обьект.2психоаналит Т Фрейда-направлена на раскрытие противоречивости внутреннего мираЧ,на изучение псих аспектов взаимосвязи Л и общества.Сфера психики чел вкл в себя:а)бессознательное(биолинст)б)сознание И,регулирует инстинктивные р-ии в)коллективое сознание т.е. культуру,запреты.законы усвоенные в процессе воспитания.такая 3х слойность делает Л крайне противоречивой,потому что идет борьба м\у природными истинктами,влечениями,желаниями и требованиями,направленными на подчинение соц нормам.3Марксисткая Т-рассматривает Л как продуктисторразвития,результат включения индивида в соц систему посредством активной предметной деятельности и общения,сущность Л раскрывается в совокупности ее соцкачеств,обусловленных принадлежностью к опред типу общества,классовой и этнической принадлежностью,особенностью труда и образа жизни.Типы Л:1)Традиционалист-нацелены на порядок.долг,дисциплину.законопослуш.самостоятельность и самореализация отсутств.2)идеалисты-отрицают траднормы,независимы,скептичны по отн к авторитетами ориентированиы на саморазвитие.3)фрустированный-низкая самооц.ощущениевыброшенности из жизни4)реалисты-стремятся к самореализации.ответственные,обладают чувством долга.самокон,самодис.5)гедонисты-стремятся к получению удовольствия.в виде удовл-я простых потребительских желаний.Потребности:1)физиолог-голод,жажда,2)П в безопасности3)П в принадлежности и любви4)уважении и почетании(признание.компетентность,)5)позновательны(знать уметь)6)эстетич(гармония красота)7)самоактуализация(реализация целей.способностей)Мотивы Л-это потребность,цель,намерение пробуждение и свойство Л детерминирующее поведение человека.Виды-по силе проявления:сильныеюсл,умер.по времени прояв-постоянные,кратковрем,ситуативные. Так же личные,обществ.,эгоистическ