ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.08.2021

Просмотров: 545

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

толпа

3 Социальная стратификация — постоянное ранжирование социальных статусов и ролей в социальной системе (от малой группы до общества); это — распределение общественных групп в иерархически упорядоченном ранге (по возрастанию или убыванию какого-либо признака); это — понятие, обозначающее, во-первых, структуру общества, во-вторых, систему признаков социального расслоения, неравенства. Социальная стратификация — структурирование неравенства между различными социальными общностями, сдоями или группами людей или существующая в обществе иерархическая организованная структура социального неравенства. Термин «стратификация» заимствован из геологии, где он обозначает расположенных в вертикальном порядке социальных слоев. Социальная стратификацияпредставляет собой ранговое расслоение, когда высшие, или верхние, слои, которые значительно меньше по количеству входящих в них членов общества, находятся в более привилегированном положении (в отношении обладания ресурсами или возможности получения вознаграждения), чем низшие слои. Все сложные общества имеют несколько систем стратификации, в соответствии с которыми происходит ранжирование индивидов по слоям. Основными видами социальной стратификации являются: экономическая, политическая и профессиональная. В соответствии с данными, видами социальной стратификации общества принято выделять критерием дохода (и богатства, т. е. накопления) критерии влияния на поведение членов общества и критерии, связанные с успешным исполнением социальных ролей, наличием знаний, умений, навыков и интуиции, которые оцениваются и вознаграждаются обществом. Социальная стратификация, фиксирующая естественное и социальное неравенство между людьми, устойчиво поддерживается и регулируется различными институциональными механизмами, постоянно воспроизводится и модифицируется, что является условием упорядоченного существования любого общества и источником его развития.

.Структурирование и стратификация

Теория социальной стратификации П. Сорокина отлична от теории социального неравенства М. Вебера. Сорокин утверждает, что основными критериями социальной стратификации являются экономические, политические и профессиональные факторы, они и оформляют страты как специфические социальные группы в системе социального неравенства. Страты не являются закрытыми, существуют механизмы изменения системы стратификации. Основным таким механизмом является социальная мобильность.

Еще одной теорией социальной стратификации, разработанной в американской социологии ХХ века, является теория У.Уорнера. Она отлична от теорий М.Вебера и П.Сорокина, так как в ней экономический фактор имеет иное значение. Уорнер в своем исследовании «Янки-Сити» столкнулся с тем, что самый высокий уровень богатства не гарантирует самого высокого социального положения, престижа и признания со стороны других. Уорнер предложил модель с шестью классами или статусными группами. Каждый из трёх классических классов (верхний, средний и низший) подразделяется ещё на две группы – верхний и нижний. Уорнер, придерживаясь веберовской методологии, определил классы как группы, в существование которых верят члены общества, и которые размещаются соответственно на высших или низших уровнях социальной иерархии. В своей типологии классов он использовал субъективный критерий, который основывался на том, как члены данного сообщества ранжируют друг друга. Л.Уорнер предпринял попытку разработать Стандартный индекс статусных характеристик (Standard Index of Status Characterictics), в котором учитывались образование, место жительства, доход и происхождение. В совокупности они должны были показать, каким престижем (репутацией) пользуются семьи из разных социальных классов. Эти классификации легли в основу большинства эмпирических исследований, проводимых в США.

Рабочий класс — социальный класс наёмных работников, не владеющих средствами производства и живущих продажей своей рабочей силы. В индустриальном обществе он составляет большинство населения.При этом, от собственно рабочего класса следует отличать всех занятых по найму нефизическим трудом в промышленности: (инженеры,бухгалтеры, секретари и т.д.), а также наёмных работников в торговле и сфере услуг, которые образуют группу служащих. Некоторых работников сферы услуг, занимающихся физическим трудом, при этом обычно относят к рабочему классу (например, водителей иавтослесарей), тогда как других (например, официантов и домработниц) обычно к рабочему классу не относят. Рабочий класс в XX веке в капиталистических странах

Причины возникновения бедности

8. Индивид, индивидуальность, личность, теория личности.

Требования к отчету:

1) в отчете должны быть отражены все группы проблем в соответствии с логикой научного поиска, что требует обобщения, анализа результатов;

2) в каждой главе отчета необходимо стремиться выделить две части:

а) проблемы и результаты,

б) выводы;

3) для анализа и отчета результаты отдельных анкетных вопросов должны максимально обобщаться;

4) правильное оформление отчета.

Для того чтобы правильно использовать полученные социологические данные, необходимо учитывать важные методологические положения:

характер оценки и интерпретации социологических данных большей частью уже предопределен на стадии концептуального оформления исследования, когда выяснились качественные характеристики изучаемого явления;

интерпретация и логическая обработка полученных данных зависят от глубины знания исследователем объекта и предмета;

большое значение для интерпретации социологических данных имеет социальный опыт исследователя Грамотно проведенный анализ результатов социологических исследований позволяет эффективно использовать их в управленческой деятельности, планировании, прогнозировании социальных процессов.

Важной формой использования является защита результатов исследования пред соответствующими руководителями предприятий. Еще одной распространенной формой использования результатов является публикация материалов социологических исследований в различных сборниках статей, научных журналах, средствах массовой информации.

Непременным компонентом всякого отчета является подготовка рекомендаций, представляющих собой перечень основных предложений, вытекающих из анализа отчетных данных. Рекомендации носят сугубо утвердительный характер, и в них вносится лишь только то, что подлежит внедрению в научную или практическую деятельность.


  • Субкультура (лат. sub — под и cultura — культура;подкультура) понятие(термин) в социологии,антропологии икультурологии — обозначающий частькультуры общества,отличающейся своим поведением (положительным или отрицательным) от преобладающего большинства, а такжесоциальные группыносителей этой культуры. 

  • Нуклеа́рная семья́ (англ. nuclear family) (также супружеская или партнёрская семья) — семья, состоящая из родителей (родителя) и детей, либо только из супругов, на первый план выдвигаются при этом отношения между супругами (представителями одного поколения), а не отношения между представителями разных поколений (родителями и детьми). 

  • Контркульту́ра — специфический вид субкультуры. С точки зрения культурологии, контркультура — это течение, которое отрицает ценности доминирующей культуры.

  • Социальный статус — положение, занимаемое индивидом или социальной группой в обществе или отдельной подсистеме общества. Определяется по специфическим для конкретного общества признакам, в качестве которых могут выступать экономические, национальные, возрастные и другие признаки. Социальный статус разделяется по умениям, навыкам, образованию.

  • НАБЛЮДЕНИЕ

      • преднамеренное и целенаправленное восприятие, обусловленное задачей деятельности. Н. как специфически человеч. акт принципиально отличается от различных форм прослеживания у животных. Исторически Н. развивается как составная часть трудовой операции, включающей в себя установление соответствия продукта труда его запланированному идеальному образу. С усложнением социальной действительности и трудовых операций Н. выделяется в относительно самостоят. аспект деятельности

  • Репрезентати́вность — соответствие характеристик выборки характеристикам популяции илигенеральной совокупности в целом. Репрезентативность определяет, насколько возможно обобщать результаты исследования с привлечением определённой выборки на всю генеральную совокупность, из которой она была собрана.

  • Также репрезентативность можно определить как свойство выборочной совокупности представлять параметры генеральной совокупности, значимые с точки зрения задач исследования.

  • Элита (от лат. electus, англ.  фр. élite — избранный, лучший[1]) — в социологии и политологии — неотъемлемая и важная часть любого социума. Осуществляет функции управления социумом, а также выработки новых моделей (стереотипов) поведения, позволяющих социуму приспосабливаться к изменяющемуся окружению.

  • Секуляризация (социология) — в социологии процесс снижения роли религии в сознании людей и жизни общества; переход от общества, регулируемого преимущественно религиозной традицией, к светской модели общественного устройства на основе рациональных (внерелигиозных) норм. Политика государства, направленная на уменьшение влияния и роли религии (например, секуляризация образования).

  • Сре́дства ма́ссовой информа́ции (СМИ) — периодические печатные издания, радио-, теле- и видеопрограммы, кинохроникальные программы, иные формы распространения массовой информации (

  • Ресоциализа́ция (лат. re (повторное, возобновляемое действие) + лат. socialis (общественный),англ. resocialization, нем. Resozialisierung) — это повторная социализация, которая происходит на протяжении всей жизни индивида[источник не указан 413 дней]. Ресоциализация осуществляется изменениями установок индивида, целей, норм и ценностей жизни

  • Массовая культура или поп-культура, масскультура, культура большинства — культура, популярная и преобладающая среди широких слоев населения в данном обществе. Она включает в себя такие явления, как спорт, развлечения, быт, музыка, в том числе и поп-музыку, литературу,средства массовой информации, изобразительное искусство, кино и т. п.

  • Статусный набор

    • Комплекс групповых постоянных (приписных и приобретенных) социальных статусов, характеризующих положение субъекта в социуме и определенный набор социальных ролей.

  • социологический словарь



  • конфликт,  возникающий, когда одна роль  требует от человека  одновременного выполнения двух разнородных видов деятельности.


  • Контент-ана́лиз (от англ.: contents - содержание, содержимое) или анализ содержания — стандартная методика исследования в области общественных наук, предметом анализа которой является содержание текстовых массивов и продуктов коммуникативной корреспонденции. В отечественной исследовательской традиции контент-анализ определяется как количественный анализ текстов и текстовых массивов с целью последующей содержательной интерпретации выявленных числовых закономерностей. Контент-анализ применяется при изучении источников, инвариантных по структуре или существу содержания, но внешне бытующих, как не систематизированный, беспорядочно организованный текстовой материал. Философский смысл контент-анализа, как исследовательского метода, состоит в восхождении от многообразия текстового материала к абстрактной модели содержания текста (понятийно-категориальный аппарат, двусмыслия, коллизии, парадоксы). В указанном смысле, контент-анализ является одной изномотетических исследовательских процедур, используемых в сфере примененияидиографических методов.

  • НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА

      • собирательное понятие, не имеющее четко опр. границ и включающее культурные пласты разных эпох от глубокой древности до настоящего времени. Формирование и функционирование феномена Н.к. в этнич. сооб-ве или социальных группах и общностях разного типа связано с осознанием их принадлежности к народу. Самоидентификация с народом, нар. традициями в стереотипах социального поведения и действия, обыденных представлениях, выборе культурных эталонов и социальных норм, ориентациях на определенные формы досуга, любительской художественно-творч. практики — проявления Н.к. В наше время ее общая особенность — внепрофессиональный статус в сфере совр. многослойной культуры, неспециализированный характер культурной деятельности, что, впрочем, не исключает высокого уровня мастерства, умения, знания, в основе чего лежит свободное владение традицией


  • модальная личность личность с характеристиками, наиболее встречающимися в конкретной социокультурной среде 

  • Генеральная совокупность, генеральная выборка (от лат. generis — общий, родовой)(в англ. терминологии — population) — совокупность всех объектов (единиц), относительно которых учёный намерен делать выводы при изучении конкретной проблемы.

  • Генеральная совокупность состоит из всех объектов, которые подлежат изучению. Состав генеральной совокупности зависит от целей исследования. Иногда генеральная совокупность — это все население определённого региона (например, когда изучается отношение потенциальных избирателей к кандидату), чаще всего задаётся несколько критериев, определяющих объект исследования. Например, женщины 10-89 лет, использующие крем для рук определённой марки не реже одного раза в неделю, и имеющие доход не ниже 5 тысяч рублей на одного члена семьи.

  • Теория Зеркального Я


Теория зеркального Я Чарльза Кули - - в представление человека о самом себе входят:
   представления о том, каким он кажется другим людям;
   представления об оценках, которые даются ему другими людьми;
   интегральное чувство Я (гордость, презрение и т.д.).
   В соответствии с данными представлениями человек строит свои действия, что и определяет его 
личность.



  • Гендерные роли — одни из видов социальных ролей, набор ожидаемых образцов поведения (или норм) для людей того или иного пола (чаще социального пола или гендера), представителей определённой сексуальной ориентации. Роль в социальной психологии определяется как набор норм, определяющих, как должны вести себя люди в данной социальной позиции.

  • Социальный статус обычно определяется как положение индивида или группы в социальной системе, имеющее специфические для данной системы признаки. Каждый социальный статус обладает определенным престижем.


  • Все социальные статусы можно подразделить на два основных типа: те, которые предписываются индивиду обществом или группой независимо от его способностей и усилий, и те, которые личность достигает своими собственными усилиями.






Аномия-отклонение в системе

Соц норм,разрушение единства культуры,вследствии чего людям становиться трудно следовать существ нормам,которые они ощущают как слабые,неясные или противоречивые.

Брак-ист.меняющаяся форма соц отношений м\у муж и жен,посредством которой общество упорядычивает их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родственные права и обяз

Выборка множество случаев (испытуемых, объектов, событий, образцов), с помощью определённой процедуры выбранных из генеральной совокупности для участия в исследовании.

Включенное наблюдение-метод,при кот исследователи участвуют в деят-ти наблюдаемых им людей

Вторичная девиация-девиантные модели поведения,кот принимаются индивидами и в ответ на реакции других индивидов на их поступки

Вертик.моб-перемещение из 1 страты(сословия,класса) в др. выд-восх и нисх моб.Н-р повышение в дол.

Девиантное поведение-отклоняющееся от нормы,рассматривается обществом как предосудительное и недопустимое.

Дискриминация-произвольный отказ в привелегиях,престиже и власти членами меньшинства,чьи способности равны способностям членов доминир.группам


Достигнутый статус- какое-либо соц положение, приобретенное посредством личных усилий или открытой конкуренции. Противоположен статусу предписанному.

Здравоохранение-институт,осущ комплекс культурных и соц отношений,связанных с проблемами охраны здоровья.

Коммуникации-процесс,посредством которого

Люди передают друг другу информацию,идеи и мненияи свои душ состояния.

Культура-система ценностей,жизненных представлений.образцов поведения и норм,совок способов и приемов человеч деят-ти,обьектированных в предметных,материальных носителях(знаках,средствах труда) и передаваемых посл поколениям.

Миграция- перемещение людей из одного региона (страны, мира) в другой, в ряде случаев большими группами и на большие расстояния

Референтная группа-соц ед.использумая для оценки и формированиясобственных взглядов,чувств,поступков.

Соц.институт-ист сложивш устойчивые формы организации совместной деят-ти людей.

Соц.гр-обьед людей,имеющих общий значимый соц признак,основанный на их участии в некоторой деят-ти,связанной системой отношений,которые регулир-ся формальными или неформ соц институтами.

Стратификация- одно из основных понятий бурж. социологии, обозначающее существование в обществе системы социального неравенства, разделение его

на страты (слои), выделяемые на основании к.-л. одного или ряда признаков (эконом, нацх, этн, религ, психологич), однако не учитывающее коренных критериев классового деления.




8. Социология образования — отрасль социологии, изучающая образование как социальный институт, его функции в обществе и взаимосвязь с другими общественными институтами. Функции: формирования знаний у индивидов, вовлеченных в то или иное звено образования; изменения общественного сознания; социализации личности, и её воспитания; феноменология личностного сознания.Этапы образования1) Дошкольный этап (от 2 до 5 лет) этот этап почти не отличается от домашнего обучения2) Этап начальной школы (от 5 до 12 лет) здесь делается упор на приобретение общих знаний3) Этап среднего образования (от 12 до 16 лет) особое внимание на этом этапе уделяется приобретению специальных знаний, профессиональному обучению.4) Этап высшего образования, где придается значение изучению гуманитарных и технических наук. Массовое образование в современных обществах неразрывно связано с идеалом равенства возможностей, согласно которому люди достигают положения, соответствующего их талантам и способностям. Однако на практике образование часто не только не способствует преодолению неравенства, но даже усугубляет его. Тому есть несколько причин. Дети из бедных семей не всегда могут рассчитывать на поощрение своих успехов со стороны родителей, особенно если те индифферентны или враждебны к идеалам и целям образования. Школы, расположенные в бедных районах, имеют худшие технические возможности и меньшее количество учителей, чем школы богатых районов. У детей может появиться враждебное отношение к школе потому, что задачи, которые она ставит перед ними, не имеют, с их точки зрения, никакого отношения к их жизни ни в настоящем, ни в будущем.элитарное образование - образование, получаемое по образовательным программам, реализуемым в специализированных организациях образования для особо одаренных граждан;

9. Политическая социология - отрасль социологии, исследующая факторы, механизмы и формы социального действия людей и социальных отношений в сфере политики. Политическая социология представляет собой социологическую дисциплину, исследующую политические явления через призму их взаимодействия с обществом с точки зрения деятельности в политике социальных и этнических групп. Политическая социализация — это «процесс развития, в ходе которого дети и подростки воспринимают идеи, политическую позицию и поведение, типичное для данной общности».политическая социализация сводится к усвоению политических ценностей и норм, необходимых для адаптации в сложившейся политической системе и выполнения различных видов политической деятельности.


12.Массовая коммуникация – процесс распространения информации и влияния в обществе посредством специальных средств: печати, телевидения, радио, кино и т.д., в результате чего сообщение поступает сразу к большим группам людей. Функции СМИ: 1. коммуникативная — функция общения, налаживания контакта, называют исходной функцией журналистики; 2. непосредственно-организаторская, в которой наиболее наглядно проявляется роль журналистики как «четвертой власти» в обществе; 3. идеологическая связанная со стремлением оказать глубокое влияние на мировоззренческие основы и ценностные ориентации аудитории, на самосознание людей, их идеалы и стремления, включая мотивацию поведенческих актов;4. культурно-образовательная, заключающаяся в том, чтобы, будучи одним из институтов культуры общества, участвовать в пропаганде и распространении в жизни общества высоких культурных ценностей, воспитывать людей на образцах общемировой культуры, тем самым способствуя всестороннему развитию человека; 5. рекламно-справочная, связанная с удовлетворением утилитарных запросов в связи с миром увлечений разных слоев . 6. рекреативная (развлечения, снятия напряжения, получение удовольствия). Массовая коммуникация представляет собой взаимодействие соц.субъектов, осуществляемое посредством обмена массовой информацией. Поскольку массовая информация стала широко производиться, распространяться только в ХХ веке, когда возникли и стали неотъемлемой частью современного общества такие технические средства, как радио, телевидение, телефон, телекс, кабельные и компьютерные сети, сегодня все более тесно взаимосвязываемые в глобальные цифровые многофункциональные сети (получившие общее название масс–медиа), поскольку массовую коммуникацию можно рассматривать как один из наиболее важных и сложных феноменов нашего времени. Массовая коммуникация – феномен, буквально пронизывающий все стороны современного общества и воздействующий на массовое и групповое сознание самыми разнообразными способами и совершенно неоднозначно. Отмечается влияние средств массовой информации и на развитие у людей неадекватного страха перед преступностью. Такого рода страх в наибольшей степени зависит от характера освещения преступлений: страх и тревога оказываются более сильными в том случае, когда дается информация о преступлениях местного уровня, а также о преступлениях, жертва которых никак не провоцировала преступника, и, наконец, о преступлениях «сенсационных», отличающихся от большинства других.








путем выработки шаблонов поведения;

3) интегративнаяфункия включает в себя процессы сплочения, взаимозависимости и взаимоответственности членов социальных групп;

4) транслирующая функция состоит в передаче социального опыта новым членам общества, стремлении привить им нормы повиновения и лояльности;

5) коммуникативная функция проявляется в распространении необходимой информации как внутри данного института, так и на другие институты.

Латентные функции – это функции, которые осуществляются непреднамеренно, не запланированы заранее, имеют неявную (скрытую) форму. Например, существуют институты, которые не только не выполняют своих  функций, но и  препятствуют их выполнению. Очевидно, что у такого института существуют скрытые функции, с помощью которых он удовлетворяет потребности определенных социальных групп. Подобные явления наиболее часто наблюдаются у политических институтов.

6.Социализация-это процесс с помощью которого люди обучаются приспосабливаться к соцнормам.Ч усваивает накопленный поколениями людей соцопыт,кот отражается в навыках умениях.привычках,традициях,знаниях.этапы соц-1)первичная-этап соцмладенч возраста.2)втор-этап получения формального образ3)соц зрелости-индивид превращается в самостэкономич агента и создает собств семью.4)соц старости-этап постепенного отхода от активной труд деят-ти и превращение в иждивенца(гос-ва илиисоб детей).Первсоц-в период первсоц возможности приобретения инф-ииопредел-ся возможностями параметрами биол интеллекта-памятью,концвнимания.с самого рожд мир ребенка населен др людьми(мама папа).другие создают паттерны чч\з которые им познается мир.именно через эти паттерны организм устанавливает стаб связи с внешнмиром.с миром соц и физическим окружением.эти паттерны вмешиваются в процесс ф-я организма .например кормление ребенка по часам, и чувство голода пробуждается к этому опредвремени.Общество не ток насаждает свои паттерны поведения ребенку. Но и проникает внутьорг-ма чтоб орг-ть функционирование желудка.Вторич-сод-е,хар-р и кач-во втор соцопред-сяуронем подготовки педагогов,качествомпед методик. На это влияет также соцпроисх.культ мат уровень семьи.от этого будет зависеть в какую школу он пойдет,какие книги будет читать.В школе начинается фор-сяинтеллект,Гл цель этапа втсоц-общая подготовка индивида к предстоящей ему в дальнейшем жиз-ти в социнст.;интеллектуализация личности,выработка навыков логичного мышления


3.Соц моб-сов соц перемещений людей в обществе,изменение ими своего статуса.виды:1)межпоколенная-повышение или понижение соц статуса представителей последующих поколений по сравнению со статусом нынешнего(сын шахтера стал инженером-пример восхинтнргенерационной м).2)внутрипоколенная-один и тот же индивид вне сравнения с отцом на протяжении жизни неск раз меняет свои сой позиции(токарь стал инженером,затемначцеха.директором,министроммашиностр отрасли.)3)индивид-перемещение конкр человека по сой лестницевниз,вверх независимо от др.4)групп-н-р-после революции старый класс уступает господ позицию новому классуТипы:1)вертик м-перемещение из 1 страты в другую.понапрвлению бывает восх и нисх.2)горизонт-переход индивида из 1 соц группы в др,расположенной на 1 и том же уровне. Смена гражданства,перемещение из првославной в католичрелиггруппу.разносидность гор моб-географ мобильность.(деревенский приехал в город навестить родных. А если он переехал в город и сменил профессию то это уже мирация.) каналом социальной мобильности понимаются такие социальные структуры, механизмы, способы, которые могут быть использованы для осуществления социальной мобильности.Церковь является каналом как восходящей мобильности благодаря институту целибата (безбрачия), который обязывал католическое духовенство не иметь детей, в результате чего после смерти должностных лиц освободившиеся позиции заполнялись новыми людьми, так и нисходящей, когда в средние века тысячи язычников, еретиков (среди которых было немало представителей высших слоев) были отданы под суд, разорены и уничтожены.Школаи в целом институты воспитания и образования в разные века служили мощным каналом социальной циркуляции. Например, в эпоху Конфуция в Древнем Китае школы были открыты для представителей всех классов общества. Лучшие из студентов, независимо от их социального происхождения, отбирались и переводились в высшие школы, затем в университеты, откуда они попадали на высокие государственные посты. Система образования и сегодня сохраняет функцию селективного инструмента, при помощи которого отбирают и контролируют вхождение в высокопрестижные группы. Семья и брак являются каналами социальной мобильности, когда в союз вступают представители различных социальных страт