Файл: Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 279

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
_______________________________________________________________________
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ НАУЧНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ»
Научно-методические материалы для
председателей и членов предметных комиссий
субъектов Российской Федерации по проверке
выполнения заданий с развёрнутым ответом
экзаменационных работ ОГЭ 2023 года
БИОЛОГИЯ
Москва
2023

2
Авторы-составители: В.С. Рохлов, И.А. Бобряшова
Пособие предназначено для подготовки экспертов по оцениванию выполнения заданий с развёрнутым ответом, которые являются частью контрольных измерительных материалов (КИМ) для сдачи основного государственного экзамена (ОГЭ) по биологии.
В методических материалах характеризуются типы заданий с развёрнутым ответом, используемые в КИМ ОГЭ по биологии, критерии оценки выполнения заданий с развёрнутым ответом, приводятся примеры оценивания выполнения заданий и даются комментарии, объясняющие выставленную оценку.
Авторы будут благодарны за замечания и предложения по совершенствованию пособия.
© В.С. Рохлов, И.А. Бобряшова, 2023.
© Федеральный институт педагогических измерений, 2023.

3
СОДЕРЖАНИЕ
1.
Особенности основного государственного экзамена по биологии 2022 года ............................................................................................ 5 2. Общие подходы к проверке и оценке выполнения заданий с развёрнутым ответом ........................................................................................... 7 3.
Примеры оценивания ответов по каждому типу заданий с развёрнутым ответом с комментариями .......................................................... 11 4.
Материалы для практических занятий экспертов по проверке и оценке выполнения заданий с развёрнутым ответом ............... 23
Задание 22 .............................................................................................................. 24
Задание 23 .............................................................................................................. 24
Задание 24 .............................................................................................................. 26
Задание 25 .............................................................................................................. 29
Задание 26 .............................................................................................................. 31 5.
Материалы для самостоятельной работы экспертов по проверке и оценке выполнения заданий с развёрнутым ответом ............... 35

4
Основной государственный экзамен (ОГЭ) представляет собой форму государственной итоговой аттестации, проводимой в целях определения соответствия результатов освоения обучающимися основных образовательных программ основного общего образованиясоответствующим требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Для указанных целей используются контрольные измерительные материалы (КИМ), представляющие собой комплексы заданий стандартизированной формы.
ОГЭ проводится в соответствии с Федеральным законом от
29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования, утверждённым приказом Минпросвещения России и Рособрнадзора от 07.11.2018 г.
№ 189/1513.
Содержание
КИМ определяется на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования
(приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 г. № 1897) с учётом Примерной основной образовательной программы основного общего образования
(одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 08.04.2015 г. № 1/15)).
В КИМ обеспечена преемственность проверяемого содержания с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования по биологии (приказ Минобразования России от 05.03.2004 г.
№ 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»).


5
1. ОСОБЕННОСТИ ОСНОВНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО
ЭКЗАМЕНА ПО БИОЛОГИИ 2023 ГОДА
Каждый вариант экзаменационной работы основного государственного экзамена по биологии включает в себя 26 заданий и состоит из двух частей.
Часть 1 содержит 21 задания с кратким ответом: 1 задание повышенного уровня сложности с ответом в виде одного слова или словосочетания; 1 задание на заполнение пропуска в тексте; 5 заданий базового уровня сложности с ответом в виде одной цифры, соответствующей номеру правильного ответа; 6 заданий с выбором нескольких верных ответов базового и повышенного уровней сложности; 5 заданий повышенного уровня сложности на установление соответствия элементов двух информационных рядов (в том числе задание на включение пропущенных в тексте терминов и понятий, на соотнесение морфологических признаков организма или его отдельных органов с предложенными моделями по заданному алгоритму); 3 задания на определение последовательности биологических процессов, явлений, объектов базового уровня сложности.
Часть 2 содержит 5 заданий с развёрнутым ответом: 1 задание повышенного уровня сложности на работу с тематическим текстом, предполагающее использование информации из текста и контекстных знаний для ответа на поставленные вопросы; 4 задания высокого уровня сложности:
1 задание на анализ статистических данных, представленных в табличной форме, 1 задание на анализ биологического эксперимента, 2 задания на применение биологических знаний и умений для решения практических задач.
Задания экзаменационной работы формулируются на основе содержательных блоков курса биологии за уровень основного общего образования и распределены следующим образом: «Биология как наука» –
10–12% заданий всей экзаменационной работы; «Признаки живых организмов» – 20–24%; «Система, многообразие и эволюция живой природы» – 20–24%; «Организм человека и его здоровье»  31–34%;

6
«Взаимосвязи организмов и окружающей среды» – 6%. Преобладание заданий из раздела «Организм человека и его здоровье» объясняется тем, что его содержание в наибольшей степени отвечает общим целям обучения биологии на уровне основного общего образования.

7
2. ОБЩИЕ ПОДХОДЫ К ПРОВЕРКЕ И ОЦЕНКЕ ВЫПОЛНЕНИЯ
ЗАДАНИЙ С РАЗВЁРНУТЫМ ОТВЕТОМ
Задания с развёрнутым ответом предполагают различные формы выполнения: это могут быть небольшие по объёму ответы на поставленные вопросы, как в заданиях 24 и 25; развёрнутые описания или объяснения, как в заданиях 22 и 23; математические вычисления с последующей аргументацией, как в задании 26.
Выполняя задания второй части, экзаменуемый проводит анализ текста, статистических данных, представленных в табличной форме, устанавливает причинно-следственные связи, аргументирует результаты сравнений, приведённых в заданиях наблюдений или экспериментов, делает прогноз, указывает на возможные риски при невыполнении обязательных процедур, правил. Свои соображения выпускник обоснованно излагает в письменной форме на отдельном бланке.
Задание 22 имеет высокий уровень сложности и проверяет сформированность умений распознавать на рисунках (фотографиях) биологические объекты, объяснять их роль в жизни человека; анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, выполнения важнейших гигиенических правил поведения человека в повседневных ситуациях.
Задание 23 – высокого уровня сложности и проверяет умение объяснять результаты, полученные в ходе эксперимента, анализировать влияние условий на экспериментальные объекты, выдвигать гипотезы и формулировать выводы.
Задание 24 имеет повышенный уровень сложности и проверяет умение работать с научно-популярными текстами биологического содержания.
В ходе выполнения задания выпускник должен последовательно ответить на
2–3 вопроса к тексту в соответствии с предъявляемыми требованиями.
Данное задание проверяет не только умение понимать биологический текст и чётко формулировать свои мысли при ответе на конкретный вопрос, но


8 и контролирует умение применять полученные знания в изменённой ситуации, так как полные и развёрнутые ответы на часть вопросов могут быть сделаны только при привлечении выпускником дополнительных знаний и умений.
Задание 25 высокого уровня сложности направлено на проверку не только предметных биологических знаний, но и общих учебных умений, навыков и способов деятельности. В ходе его выполнения выпускник должен последовательно ответить на 2–3 вопроса на основании статистических данных, представленных в табличной форме. Это позволяет проверить сформированность умений находить и выделять значимые функциональные связи и отношения между частями целого, проводить сравнение, сопоставление, ранжирование объектов по одному или нескольким основаниям.
Задание 26 имеет высокий уровень сложности и требует от экзаменуемого сформированности умений вычислять энергозатраты при различной физической нагрузке, составлять рацион питания в соответствии с условиями ситуационной задачи, делать выводы на основании полученных результатов. При этом экзаменуемый должен показать знание процессов пищеварения и обмена веществ, способов их регуляции в организме человека.

9
Результаты оценивания заданий фиксируются в протоколе проверки развёрнутых ответов
1
Рисунок 1. Вариант формата бланка протокола проверки развёрнутых ответов
Внимание! При выставлении баллов за выполнение задания в Протокол проверки развёрнутых ответов следует иметь в виду, что если ответ
отсутствует (нет никаких записей, свидетельствующих о том, что экзаменуемый приступал к выполнению задания), то в протокол проставляется «Х», а не «0».
При проверке ответов на задания части 2 используется система оценивания, ориентированная на поэлементный анализ письменных ответов обучающихся. К каждому такому заданию прилагается инструкция с примерным вариантом ответа и критериями оценивания. Она помогает эксперту соотнести ответ экзаменуемого с предлагаемыми критериями и содействует объективной оценке выполнения задания. При этом
1
Организационно-технологическая схема, используемая при проведении ОГЭ в субъектах Российской
Федерации, может предполагать заполнение протокола проверки развёрнутых ответов в бумажной форме или электронных форм аналогичного назначения.


10 учитывается правильность ответа (наличие или отсутствие биологических ошибок) и полнота.
Эксперту необходимо, анализируя каждое задание второй части работы и предложенные критерии его оценивания, выявить оцениваемые элементы ответа, проанализировать ответ конкретного экзаменуемого на предмет наличия оцениваемых элементов и их качества, наличия биологических ошибок и неточностей в формулировках и выводах выпускника.
Приведём примеры конкретных заданий второй части экзаменационной работы и критерии их оценивания.
Задания линий 22 и 23 предполагают развёрнутый аргументированный ответ и оцениваются максимально в 2 балла при отсутствии биологических ошибок.
Задания линий 24 и 25 предполагают ответы на поставленные вопросы и оцениваются в 3 балла. Так, максимальный балл в задании 24 выставляется в случае, если экзаменуемый не только воспроизводит все необходимые для ответа элементы, выявленные непосредственно из предложенного естественнонаучного текста, но и использует в ответе свои знания и умения по данной тематике. А в задании 25 экзаменуемый должен не только найти связи между статистическими данными, представленными в табличной форме, но и сделать выводы об их причинах.
Задания линии 26 предполагает развёрнутый ответ и оценивается в 3 балла. Максимальный балл ставится только в том случае, если экзаменуемый производит все необходимые расчёты, учитывает все необходимые требования, сформулированные в условии задания, отвечает верно на поставленные вопросы.
При правильном выполнении всех заданий части 2 участник экзамена может набрать 13 баллов, что составляет 29% от всего количества набранных баллов.

11
3. ПРИМЕРЫ ОЦЕНИВАНИЯ ОТВЕТОВ ПО КАЖДОМУ ТИПУ
ЗАДАНИЙ С РАЗВЁРНУТЫМ ОТВЕТОМ С КОММЕНТАРИЯМИ
Задание 22
Рассмотрите рисунки 1–3, на которых изображены виды наружного кровотечения у человека. Какой сосуд повреждён на рисунке 3? Назовите один из признаков, по которому Вы это определили.
Содержание полного верного ответа и критерии оценивания представлены в таблице.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
Баллы
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) артерия;
2) кровь вытекает из раны пульсирующей струёй
ИЛИ цвет крови ярко-красный
Ответ включает в себя два названных выше элемента и не содержит биологических ошибок
2
Ответ включает в себя только один из названных выше элементов,
который не содержит биологических ошибок
1
Ответ неправильный
0
Максимальный балл
2
Комментарий
Включение в экзаменационные материалы практико-ориентированных заданий диктуется целями, сформулированными в требованиях к предметным результатам освоения учебного предмета «Биология», выносимых на итоговую аттестацию.
При оценке таких заданий следует обращать внимание на умение учащихся распознавать биологические объекты и манипуляции, изображенные на рисунках и фотографиях, объяснять виденное, используя


12 знания и умения, полученные из курса биологии; аргументировать те или иные правила, которыми пользуется человек в повседневной жизни.
Задание 23
В 1930 г. советский ученый Г.Ф. Гаузе впервые обратился к экспериментальному изучению взаимодействия видов, живущих в сходных условиях. Ученый использовал два вида инфузорий-туфелек – хвостатую и ушастую. Инфузории выращивались в пробирках, куда ежедневно добавляли ограниченные порции корма – бактерии сенного настоя или дрожжи. При раздельном содержании оба вида хорошо размножались, их численность росла и вскоре стабилизировалась. При совместном содержании в среде, где кормом служили только бактерии, сначала численность обоих видов увеличивалась, но затем численность туфельки хвостатой снижалась, и в итоге этот вид исчезал.
Как ученые называют отношения между этими двумя видами инфузорий?
Почему выжили именно ушастые инфузории-туфельки?
Содержание полного верного ответа и критерии оценивания представлены в таблице.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
Баллы
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) конкуренция;
2) инфузории-туфельки лучше адаптированы к созданным в эксперименте условиям
Ответ включает в себя два названных выше элемента и не содержит биологических ошибок
2
Ответ включает в себя только один из названных выше элементов,
который не содержит биологических ошибок
1
Ответ неправильный
0
Максимальный балл
2
Комментарий
Включение в экзаменационные материалы подобных заданий направлено на проверку у обучающихся сформированности основ научного типа мышления, включающего умение анализировать результаты приводимого в описании эксперимента, а также выдвигать гипотезы, формулировать выводы, соотносить собственные биологические знания с информацией, полученной из описания эксперимента.

13
Задание 24
Пользуясь текстом «Развитие бычьего цепня» и собственными знаниями, опишите возможный путь паразита от больного животного, через торговую сеть, до места в организме человека, где взрослый червь может прожить до
15 лет.
РАЗВИТИЕ БЫЧЬЕГО ЦЕПНЯ
В кишечнике человека часто паразитирует бычий цепень. Он состоит из головки, короткой шейки и длинного лентовидного тела. На головке располагаются четыре круглые мускулистые присоски, с помощью которых паразит прикрепляется к стенкам кишки. Тело червя может достигать 4–10 м и состоит из многочисленных члеников. Рост червя и увеличение количества члеников продолжается всю жизнь. Новые членики образуются в области шейки. Вначале они очень маленькие, но по направлению к заднему концу тела увеличиваются. Червь всасывает пищу всей поверхностью тела, органы пищеварения у него отсутствуют.
Размножение бычьего цепня происходит в организме основного хозяина – человека. Как и большинство других плоских червей, цепень – гермафродит. В каждом его членике, кроме самых молодых, имеется один яичник и множество семенников. Эти членики отрываются и с калом выходят наружу. За сутки червь производит около 175 000 яиц. Крупный рогатый скот может проглотить яйца цепня вместе с травой. В желудке промежуточного хозяина из яиц выходят микроскопические личинки с шестью крючками.
С их помощью личинки вбуравливаются в стенку желудка, попадают в кровь, разносятся по всему телу животного и проникают в мышцы. Здесь шестикрючные личинки растут и превращаются в финны. Финна – это пузырёк размером с горошину, внутри которого находится головка цепня с шейкой.
Пользуясь текстом «Развитие бычьего цепня» и собственными знаниями, опишите возможный путь паразита от больного животного через торговую сеть до места в организме человека, где взрослый червь может прожить до 15 лет.
Содержание полного верного ответа и критерии оценивания представлены в таблице.