ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.08.2021

Просмотров: 457

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
  1. Политология как наука

Политология - наука, которая имеет своим предметом раскрытие сущности политики как целостного общественного явления: 1) выявление на макро- и микроуровне ее необходимых структурных элементов, внутренних и внешних связей и отношений; 2) определение основных тенденций и закономерностей, действующих в различных общественно-политических системах, ближайших и конечных перспектив развития, 3) выработка объективных критериев социального измерения политики.



Прежде чем определить предмет политологии, предварительно уточним значение таких научных понятий, как объект науки ипредмет науки. Объект – это исследуемая наукой сфера действительности. Предмет – часть изучаемого объекта, определённые закономерности его развития и функционирования, отражающие специфику данной науки. Изучение объекта в целом не даёт возможности охватить все его свойства и особенности. Выделение предмета исследования позволяет изучить одно или несколько свойств объекта, учитывая или не учитывая другие свойства.

Объектом политологии является вся совокупность политических отношений. Предметом политологии – закономерности функционирования и развития политической сферы общества, проявляющиеся в деятельности личностей, политических институтов и организаций, социальных групп, классов, наций, государств.



К числу важнейших функций политологии следует отнести :

1)Теоретическая функция политологии имеет своей целью прежде всего разработку основных концептуальных парадигм, объясняющих характер развития общества на его разных этапах.

Методологическая функция политологии заключается в разработке теории и методологии исследования политических явлений и процессов, выработке законов и категорий данной науки. 

  1. Познавательная функция политологии предполагает накопление, описание, изучение фактов политической действительности, а нализ конкретных политических явлений и процессов, выявление важнейших политических проблем и противоречий политического развития. 

  2. инструментальная, или регулятивная – связана, прежде всего, с вопросами практической политики. Основным содержанием данной функции является выработка практических рекомендаций для властных структур, предварительная научная экспертиза политико-управленческих решений, определение способов, методов и средств рационального воздействия на политическую действительность.

  3. Прогностическая функция политологии предполагает определение ближайших и отдаленных перспектив политического развития общества, выработку прогнозов, моделирование будущих политических процессов и отношений.

  4. Идейно-воспитательная, мировоззренческая функция политологии связана с выработкой, обоснованием определенных политических идеалов и ценностей, способствующих устойчивости той или иной политической системы, соответствующих политических взглядов, убеждений и политических ориентаций граждан. 


6) это гносеологическая, познавательная функция, суть которой состоит в наиболее полном и конкретном познании политической реальности, раскрытии присущих ей объективных связей, основных тенденций и противоречий.



2 парадигмы





Теологическая парадигма сформировалась на начальном этапе развития политических учений, когда власть и государство рассматривались как носители божественной воли. Существовала с древних времен до позднего Средневековья. 

Натуралистическая парадигма объясняет особенности политики преимущественно внесоциальными факторами - географической средой, климатическими условиями, биологическими и расовыми особенностями. Данный подход сформировался в древности. Например, Аристотель считал частную собственность явлением природным. В XVII-XVIII веках натурализм превратился в один из ведущих принципов европейской просветительской мысли. Сторонники этой концепции стремились распространить на общественную жизнь законы, установленные в физических науках. 

Основателем геополитики принято считать французского мыслителя Ж.Бодена, сформировавшего концепцию влияния климата на поведение людей. Впоследствии эта концепция была развита французским мыслителем Монтескье. В работе «О духе законов» были оформлены основные принципы геополитики. Согласно Монтескье, географическая среда, в особенности климат определяют дух народа, форму государственного устройства и характер общественного устройства. 

Биополитическая парадигма. Теоретической базой данных представлений являются доктрины раннего позитивизма, согласно которым цель любой науки – это описание непосредственного наблюдаемого. Соответственно в политической науке предметом непосредственного наблюдения выступает поведение индивидов, общественных групп и т.д. Объяснение поведения сводилось к однозначно жесткой схеме: стимул – организм – реакция. Таким образом, биологические свойства организма, а именно пол, возраст, врожденные качества человека, согласно этой концепции, могут служить основанием объяснения политического поведения. При этом не признавалось существенным влияние других факторов, опосредующих реакцию и поведение человека. 

Социальная парадигма объединяет разнообразные теории, которые объясняют природу политики посредством социальных факторов, прежде всего определяющей ролью той или иной сферы общественной жизни. Этих позиций, например, придерживается марксизм, согласно которому политика детерминируется экономическими отношениями. 

В западной политологии распространена концепция права, согласно которой право рассматривается в качестве порождающей причины политики, определяющей ее содержание и направленность. Сторонники данной концепции считают, что право, а не политическая деятельность обеспечивает социально-политический компромисс в обществе. 


При изучении политических явлений и процессов политология использует различные методы познания, среди которых наиболее широко распространенными являются следующие.

Сравнительный (компаративный) метод.
Это наиболее старый, давний метод. Им пользовались уже Аристотель, Платон, Монтескье. Особенность этого метода заключается в сопоставлении двух (или более) политических объектов, имеющих черты подобия. Сравнительный метод позволяет установить, в чем состоит это подобие, вычленить общие черты либо показать, по каким признакам эти политические объекты различаются.Сравнительному методу присущи определенные принципы отбора предметов для сравнения. Наиболее распространенными являются
 институциональный и функциональный подходы. Институциональный подход заключается в выборе аналогичных институтов как материала для сопоставления, а цель состоит, в первую очередь, в определении нормативного состояния и вытекающих из него различий или сходства. Примером такого подхода является широко используемый в политологии сравнительный анализ института президентской власти и избирательных систем в различных странах.

Функциональный подход, скорее, относится к политической действительности, к практической деятельности. Здесь, как правило, речь идет о выявлении двух или большего числа объектов, характеризующихся существенными внешними различиями, но, несмотря на это, обслуживающими те же самые интересы и потребности. Такой подход применяется, например, при сравнительном анализе политических систем различных стран, места и роли политических партий в политической системе и т.д.

Для того чтобы понять истинную сущность мира политического, необходимо изучать различные его формы проявления, аспекты, то, как эти последние выражаются в различных странах и регионах, у различных наций и народов, в различных социально-экономических, общественно-исторических ситуациях и т.д. В этом контексте в качестве объектов сравнительного анализа можно брать политическую систему во всей целостности ее форм, типов и разновидностей, но можно конкретизировать внимание и на ее конкретных составляющих, таких как государственные институты, законодательные органы, партии и партийные системы, избирательные системы, механизмы политической социализации и т.д. Современные компаративные политические исследования охватывают десятки, а то и сотни сравниваемых объектов, используются как качественные подходы, так и новейшие математические и кибернетические средства сбора и обработки информации.

Социологический метод. 
Представляет собой совокупность приемов и методов конкретных социологических исследований, направленных на сбор и анализ фактов реальной политической жизни. Метод социологических исследований – опросы, анкетирование, эксперименты, статистический анализ, математическое моделирование – позволяет собрать богатый фактический материал и на его основе изучить политические явления и процессы. Его преимущество заключается в том, что исследователь имеет дело с материалом, который можно математически формализовать, проследить тенденцию и корреляцию. Немаловажно и то, что на основе социологического материала возможно сделать политические прогнозы.


В современной политологии социологический метод получил большое распространение. На его основе сложилась прикладная политология, ориентированная на практическое применение результатов исследования, которые выступают как специфический интеллектуальный товар, заказчиком и получателем которого выступают центральные и местные власти, государственные учреждения, политические партии и т.д.

Метод экспертных оценок.
В основе метода лежит проведение экспертных оценок специалистов в той области политической деятельности, по поводу которой ведется экспертиза. Опыт показывает, что наиболее эффективным является применение метода экспертных оценок для решения широкого круга неформализуемых проблем политической жизни – выработки управленческого решения, оценки политической ситуации, прогноза политического развития и т.д. Понятно, что особое значение для метода экспертных оценок имеет подбор экспертной группы.

Моделирование политических процессов. 
Суть этого метода состоит в исследовании политических процессов и явлений путем разработки и изучения их моделей. Возможны различные классификации моделей. Например, по назначению выделяют измерительные, описательные, объяснительные, критериальные и предсказательные модели. Моделирование политических процессов может осуществляться не только на основании уже известных, эмпирически проверенных данных, но и на основании гипотез. Моделирование гипотез и проведение вычислительных экспериментов с полученными моделями позволяет, с одной стороны, проверить гипотезы на непротиворечивость, с другой стороны, выявить наиболее чувствительные и важные параметры модели, те признаки и связи, изменения которых оказывают наиболее существенное влияние на выходные параметры модели.

Однако моделирование в политике как метод исследования применяется в нашей стране еще редко. Причины здесь разные: слабая математическая и компьютерная подготовка политологов, отсутствие необходимой вычислительной и компьютерной техники, соответствующих программ для ЭВМ, невозможность полного перевода всей гаммы политических процессов и явлений на математический и компьютерный языки и т.д.

Бихевиористский метод. 
Его можно определить как способ исследования политических явлений и процессов, заключающийся в анализе поведения отдельных людей и групп. Ключом к пониманию этого метода является категория политического поведения. Применение бихевиористского метода в политологии основывается на убеждении, что политика как собственное явление имеет прежде всего индивидуальное изменение, а все групповые формы деятельности она стремится вывести именно из анализа поведения индивидов, соединенных групповыми связями. Подход такого рода предполагает, что доминирующим мотивом участия в политике является психологическая ориентация. Корни политического бихевиоризма ведут к началу нынешнего столетия, к работам известного немецкого ученого Макса Вебера. Однако феноменальный скачок в развитии этого метода произошел на Западе после второй мировой войны в основном благодаря трудам американских политологов. Стали говорить даже о так называемой “бихевиористской” (поведенческой) революции в политологии, связанной прежде всего с применением новых эмпирических и количественных методов, заимствованных из арсеналов психологии, социологии, экономической науки, а также математики, кибернетики, географии и даже медицины. Из психологии и медицины в политическую науку начали вторгаться тесты и лабораторные эксперименты, из социологии – анкетные опросы, интервью, наблюдения, из математики и статистики – регрессионный, корреляционный, факторный и другие виды анализа, а также математическое моделирование и методы теории игр. Впоследствии стали активно создаваться информационные базы политических данных и экспериментальные системы искусственного интеллекта на основе информационно-вычислительной техники. Бихевиористский подход был призван определить реальные причины и параметры политического поведения на массовом уровне. В политических исследованиях акцент делался не на формально-юридическом анализе государственно-правовых и политических институтов и не на исследовании формальной структуры политической системы общества, а на изучении различных аспектов поведения людей как участников политического процесса.


С исторической точки зрения, появление бихевиористского метода ознаменовало своеобразный протест в политологии, который выражал открытую неудовлетворенность достижениями традиционной политической науки, в частности применяемыми в ней историческими и институционными подходами, полагая, что необходимо разрабатывать дополнительные методы и подходы, которые бы вооружили политическую науку эмпирическими гипотезами и системными теориями. Этот метод, несомненно, связан и с особой предрасположенностью американской культуры к прагматизму, поклонению фактам, науке и т. д.

3) Платон

Плато́н (др.-греч. Πλάτων, 428 или 427 до н. э., Афины — 348 или 347 до н. э., там же) — древнегреческий философ, ученикСократа, учитель Аристотеля.

Политико-правовое учение Платона

Основными политическими произведениями Платона являются трактаты «Государство», «Законы» и диалог «Политик».

Наиболее известным диалогом Платона является «Государство». Он описывает политическую утопию, противопоставляемую круговороту реальных государственных форм.

Эти положения отталкиваются от общефилософских взглядов. По Платону существуют два мира: мир идей (эйдосов) и мир вещей. Любая вещь является лишь отражением своей идеи, может стремиться к ней, но никогда не достигнет её. Философ должен изучать идеи, а не сами вещи. Это относится и к государству, Платон описывает круговорот государственных форм, но все они несовершенны, хотя бы потому, что существуют в мире вещей, идеальная же форма полиса им противостоит.

]Политические идеи в «Государстве»

Основная статья: Государство (Платон)

Происхождение государства вполне правдоподобно: разделение труда приводит к обмену между людьми, а обмен удобен, если жить вместе. Мысль о разделении труда и лежит в основе платоновской утопии.

Всё не так в мире идей. Разделение труда порождает необходимость различных добродетелей в каждой из профессий. Изначально это добродетели земледельца, строителя и ткача (вытекают из первичных по Платону потребностей в еде, доме и одежде). Затем с ростом государства-полиса возникают конфликты с другими государствами, формируется профессиональная общность воинов. Итак, два класса уже есть: производители и воины. Ну и третий, правители-философы, создают наилучшие законы для недопущения круговорота государственных форм — аналогия с «правлением знающих» Сократа. Так что политический идеал Платона — это стабильность государства. Чтобы оно было стабильным, требуется стабильность в обществе, каждый выполняет собственную работу — это справедливо. Неравенство сословий — это тоже нормально, ведь счастье отдельного человека для счастья полиса не значит ничего.

Учение Платона о государстве и праве в общих чертах впервые изложено им в известном диалоге – “Политик”. Этот диалог относится к раннему периоду деятельности Платона и представляет собой несовершенное развитие тех  мыслей, которые впоследствии легли в основание более  знаменитого диалога Платона – “Государство”. Этот диалог принадлежит к более зрелой эпохе Платона и заключает в себе учение о государстве в его самой совершенной форме.